Анкета для выявления сахарного диабета у детей

Есть ли у вас наследственная предрасположенность к сахарному диабету?
Требуется ответ
Есть ли у вас наследственная предрасположенность к сахарному диабету?
Требуется ответ
да
нет
Кто в семье болел сахарным диабетом?
Требуется ответ
Кто в семье болел сахарным диабетом?
Требуется ответ
мама
папа
бабушка
дедушка
свой вариант
Осталось 100 знаков
Есть ли у Вас ожирение?
Требуется ответ
Есть ли у Вас ожирение?
Требуется ответ
да
нет
Соблюдаете Вы диету?
Требуется ответ
Соблюдаете Вы диету?
Требуется ответ
соблюдаю
не соблюдаю
иногда
Сколько раз в день измеряете уровень сахара в крови?
Требуется ответ
Сколько раз в день измеряете уровень сахара в крови?
Требуется ответ
1
2
3
Другой
Осталось 100 знаков
Мешает ли Вам диабет учиться?
Требуется ответ
Мешает ли Вам диабет учиться?
Требуется ответ
да
нет
Мешает ли Вам диабет общаться со сверстниками?
Требуется ответ
Мешает ли Вам диабет общаться со сверстниками?
Требуется ответ
да
нет
другие дети меня избегают
Другой
Осталось 100 знаков
Обучаетесь ли вы в Школе диабета?
Требуется ответ
Обучаетесь ли вы в Школе диабета?
Требуется ответ
да
нет
не всегда посещаю занятия
Другой
Осталось 100 знаков
Ваша физическая активность ограничена?
Требуется ответ
Ваша физическая активность ограничена?
Требуется ответ
да
нет
частично
Есть ли у Вас осложнения сахарного диабета?
Требуется ответ
Есть ли у Вас осложнения сахарного диабета?
Требуется ответ
да
нет
Получаете Вы инсулин?
Требуется ответ
Получаете Вы инсулин?
Требуется ответ
да
нет
Вовремя Вы делаете инъекции инсулином?
Требуется ответ
Вовремя Вы делаете инъекции инсулином?
Требуется ответ
да
нет
Источник
В этой статье вы узнаете:
Сахарный диабет у детей – это серьёзное заболевание, требующее непрерывного контроля и постоянного наблюдения. Становится понятным, почему многие родители при первых же настораживающих симптомах ищут признаки у своего ребенка. Но зачастую всё не так плохо, как может показаться на первый взгляд.
Давайте разберёмся, что же это такое за заболевание, каковы причины его возникновения, как он проявляется у детей и как его можно распознать самостоятельно.
Сахарный диабет – это хроническое заболевание, при котором имеет место повышенный уровень глюкозы в крови из-за дефицита инсулина. Инсулин – это гормон поджелудочной железы, отвечающий за усвоение глюкозы, основного источника энергии, клетками организма.
Диабет бывает нескольких типов. Основными являются 1 и 2 тип.
При 1 типе диабета поджелудочная железа перестаёт вырабатывать инсулин, и требуется его введение извне. Этим типом страдают как взрослые, так и дети. Подробнее на этом типе остановимся ниже.
Сахарным диабетом 2 типа страдают, как правило, люди, имеющие лишний вес. Инсулин поджелудочная железа вырабатывает в достаточном количестве, даже с избытком, однако из-за большого количества жировой ткани он не может правильно «работать», из-за чего глюкоза не усваивается клетками, и растёт её уровень в крови.
Традиционно диабет 2 типа считался болезнью взрослых. Однако с распространением ожирения взгляды поменялись. Сейчас на учёте у эндокринологов стоят и подростки, имеющий лишний вес, и, как следствие, диабет 2 типа.
И это очень печально, поскольку у таких детей развивается ранний атеросклероз, страдают сосуды сердца, головного мозга, глаз, ног, что в дальнейшем приводит к плохим последствиям.
Наиболее распространенным типом диабета для детей является 1 тип. Он развивается вследствие повреждения поджелудочной железы клетками собственной иммунной системы ребёнка, имеет генетическую предрасположенность и лечится только введением инсулина.
Пики заболеваемости сахарным диабетом 1 типа – 5–7 и 10–12 лет.
Причины возникновения
У детей, имеющих генетическую предрасположенность, под воздействием повреждающих факторов, запускается процесс поломки в иммунной системе. Такими повреждающими факторами чаще всего являются:
- Инфекции. Некоторые вирусы специфически повреждают клетки поджелудочной железы. К таким относятся вирусы ветряной оспы, краснухи, свинки, цитомегаловируса, Коксаки, ретровирусы.
- Сильные стрессы.
- Токсические вещества – тяжёлые металлы, нитраты, красители, некоторые лекарственные препараты.
- Неправильное питание – избыток еды, углеводов в пище, употребление коровьего молока в первые месяцы жизни.
Под воздействием повреждающих факторов иммунная система начинает вырабатывать антитела – клетки, воспринимающие поджелудочную железу как нечто чужеродное и разрушающие её. Со временем количество работающих клеток поджелудочной железы уменьшается, выработка инсулина снижается, уровень глюкозы в крови повышается.
Из-за нарушения поступления глюкозы в клетки организма, они начинают испытывать энергетический и кислородный голод. Это активирует выработку глюкозы из запасных источников, в первую очередь из жиров и белков. Однако, энергия всё также не поступает к клеткам, уровень глюкозы повышается значительно, что приводит к появлению симптомов сахарного диабета.
Замечено, что чаще диабет обнаруживается в холодное время года, это связано с повышением заболеваемости вирусными инфекциями. Также чаще заболевание начинается в периоды активного роста ребёнка, особенно в переходном возрасте.
Симптомы
То, как будет проявляться диабет 1 типа у детей, частично зависит от возраста. Признаки сахарного диабета у детей до 2–3 лет несколько отличаются от таковых у детей 5–12 лет. Маленькие дети часто не могут объяснить, что конкретно их беспокоит, в то время как подростки очень быстро замечают изменения в себе.
Первые и основные признаки заболевания, на которые следует обратить внимание родителям – это жажда, учащённое мочеиспускание и снижение веса.
- Жажда. Ребёнок может выпивать до 10 литров воды в день. Совсем маленькие дети могут плакать, просить грудь или жадно пить смесь. Однако несмотря на обильное питьё, оно не приносит облегчения.
- Учащённое мочеиспускание. Ребёнок часто мочится, моча становится прозрачной, как вода. Маленькие дети, которые сами научились ходить на горшок, внезапно перестают контролировать этот процесс, несколько раз мочатся ночью. У грудных детей подгузники приходится менять значительно чаще, чем обычно, они полностью заполнены и протекают.
- Снижение веса связано с расходом жировой ткани на образование глюкозы и обезвоживанием.
- Кожа ребенка становится сухой, с шелушением, вялой. У младенцев появляются опрелости, не поддающиеся лечению. Западает большой родничок. Появляется диабетический румянец на скулах, щёках, подбородке.
- Изменяется аппетит. В начале болезни он значительно повышается, затем снижается и исчезает совсем. Ребёнок истощён.
- Появляются боли в животе, тошнота, рвота, у старших детей – запоры, у младших – поносы. Часто таких детей привозят в больницу на скорой помощи с подозрением на аппендицит, и только выполненный анализ крови на глюкозу всё ставит на свои места.
- Запах ацетона изо рта связан с распадом жиров и появляется при декомпенсации сахарного диабета.
- Если родители вовремя не замечают развитие болезни, страдает нервная система ребёнка. Он становится вялым, сонливым, заторможенным, жалуется на ухудшение зрения. В тяжёлых случаях теряет сознание и впадает в кому, тяжело дыша.
Зачастую сахарный диабет 1 типа, как диагноз, обнаруживается у ребёнка, уже находящегося в состоянии декомпенсации. Родители ищут причину плохого самочувствия, но про диабет не думают. И только когда ребёнок находится в тяжёлом состоянии, вызывают скорую помощь. Нужно быть особенно внимательным к детям, недавно переболевшим ветрянкой, краснухой или свинкой, особенно при появлении у них вскоре после болезни вышеописанных симптомов.
Диагностика
Как же определить наличие заболевания у ребёнка?
Как правило, диагноз сахарного диабета 1 типа не вызывает сомнений. Чаще ребёнок поступает в стационар в состоянии средней тяжести с запахом ацетона изо рта и истощенный. Выявляется значительное повышение уровня глюкозы в крови, и в срочном порядке начинается лечение.
Существуют основные и дополнительные критерии диагностики заболевания.
Основные критерии диагностики сахарного диабета:
- Глюкоза в крови натощак более 6,1 ммоль/л (кровь из пальца) или более 7 ммоль/л (венозная кровь).
- Глюкоза в крови через 2 часа после проведения глюкозотолерантного теста – более 11,1 ммоль/л.
- Глюкоза в крови при случайном определении и наличии симптомов сахарного диабета – более 11,1 ммоль/л.
- Уровень гликированного гемоглобина ≥ 6,5%.
Уровень глюкозы в крови натощак определяется после 8–14 часов голодания. В норме он составляет не более 5,5 ммоль/л в крови из пальца и не более 6,1 ммоль/л в венозной крови.
Если уровень глюкозы пограничный (5,6–6,1 ммоль/л для крови из пальца), выполняется глюкозотолерантный тест. После сдачи анализа крови на глюкозу натощак, ребёнку предлагается выпить раствор, содержащий глюкозу (1,75 г на 1 кг веса, но не более 75 г). Через 2 часа анализ повторяется. В норме после глюкозотолерантного теста уровень глюкозы составляет не более 7,8 ммоль/л, при показателе более 11,1 ммоль/л говорят о сахарном диабете.
Гликированный гемоглобин – это показатель, отражающий среднесуточный уровень глюкозы в крови ребёнка в течение последних 90–120 дней. В норме он не превышает 5,5%, при диабете он составляет 6,5% и выше.
В некоторых случаях для того, чтобы определить, с каким же типом диабета мы имеем дело, используются дополнительные методы диагностики:
- Определяется уровень инсулина в крови: при сахарном диабете 1 типа он снижен, 2 типа – в норме или повышен.
- Определяются антитела к клеткам поджелудочной железы, инсулину и ферментам, помогающим усваиваться глюкозе: ICA, IAA, GADA, IA2A.
- В редких случаях необходима генетическая диагностика.
Лечение
Лечение у детей начинается с обучения маленьких пациентов и их родителей в школе больного сахарным диабетом. Ребенка и родителей обучают основам питания при диабете, правилам и способам введения инсулина, расчёту необходимой дозы. Объясняют, почему необходим самоконтроль и что делать в непредвиденных ситуациях.
Питание при сахарном диабете 1 типа должно быть сбалансированным. Оно не должно сильно отличаться от питания у здорового человека, однако все-таки необходимо ограничить простые углеводы (сахар, хлебобулочные изделия, мёд и др.). В школе расскажут, что такое хлебные единицы, как их рассчитать и какое количество инсулина необходимо на этот показатель уколоть.
Основные правила питания при сахарном диабете 1 типа у детей:
-
Ограничить легкоусвояемые углеводы и увеличить употребление сложных (клетчатки, содержащейся в овощах, муке грубого помола, бобовых).
- Употреблять достаточное количество белка.
- Ограничить употребление животных жиров и увеличить – растительных, а также рыбы. В них содержатся незаменимые омега-полиненасыщенные жирные кислоты, улучшающие состояние сосудов.
- При необходимости возможно использование сахарозаменителей, но в небольших количествах и только у детей старше 5 лет.
Детям, болеющим сахарным диабетом 2 типа, кроме вышенаписанного, рекомендуется уменьшить энергетическую ценность рациона. Это способствует снижению веса и само по себе является лечебным мероприятием.
Второй важный момент в лечении – адекватные физические нагрузки. Они помогают усваиваться глюкозе клетками мышц, повышают их тонус, препятствуют набору веса. Нагрузки должны быть аэробными, 2–3 раза в неделю.
И всё-таки основа лечения диабета 1 типа – это инсулинотерапия.
Только введение инсулина поможет стабилизировать состояние и спасти жизнь ребёнку.
Инсулинотерапия начинается сразу же, как только диагноз сахарного диабета становится ясным. Если ребёнок находится в тяжёлом состоянии, инсулин сначала вводят в вену, если ребёнок стабилен, то подколки назначаются под кожу.
Инсулиновая помпа
Инсулин бывает нескольких видов. Инсулин длительного действия вводится 1–2 раза в день. Он имитирует работу здоровой поджелудочной железы вне приёмов пищи. Инсулин короткого действия вводится непосредственно перед приёмом пищи, его доза рассчитывается в зависимости от объёма порции и содержания углеводов в ней.
Инсулин длительного действия вводится подкожно в места, из которых он будет всасываться медленно и равномерно – переднюю поверхность бедра и ягодицы. Для быстрого всасывания инсулин короткого действия вводится под кожу живота или плеча. Места введения инсулина должны чередоваться для предотвращения образования «шишек», либо наоборот, истончения подкожного жирового слоя.
Современные тенденции в инсулинотерапии
- Использование специальных систем, шприц-ручек, для введения инсулина. Ими удобно дозировать инсулин, иглы у шприц-ручек подбираются по размерам в соответствии с конституцией человека.
- Использование аналогов инсулина, которые несколько отличаются по своей структуре от обычного инсулина, в связи с чем гораздо медленнее или быстрее всасываются, их можно использовать 1 раз в день (аналоги длительного действия) или непосредственно перед едой (аналоги ультракороткого действия). Это помогает избавиться от пиков действия, характерных для генноинженерных инсулинов, а, следовательно, и от скачков уровня глюкозы в крови.
- Использование инсулиновых помп, которые представляют собой миниатюрное устройство, вводящее инсулин в заданном режиме. Ребенок постоянно подключен к системе подачи инсулина, и при необходимости может менять количество поступаемого инсулина перед едой и в других ситуациях.
Самые современные помпы могут одновременно оснащаться устройством, контролирующим уровень глюкозы в крови и меняющим количество подаваемого инсулина в зависимости от этого. Такие помпы также помогают значительно улучшить контроль за сахарным диабетом и избежать раннего развития его осложнений.
При сахарном диабете 2 типа возможно назначение таблетированных сахароснижающих препаратов. Однако основу лечения таких детей составляет диета и снижение веса. Эти мероприятия у некоторых маленьких пациентов позволяют достигнуть снижения уровня глюкозы в крови до нормы.
Источник
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Естественнонаучная»
предмет «Биология»
Осторожно! Сахарный диабет!
Автор: Каткова Дарья, ученица 2 класса
ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Инжуваткина Галина Николаевна,
учитель начальных классов
первой категории
ГБОУ НШ с. Красноармейское
г. Чапаевск, 2015г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3-4
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАБЕТЕ
1.1 История болезни ………………………………………………….. 5
1.2 Что такое диабет? ………………………………………………… 5
1.3 Типы и причины развития сахарного диабета …………………. 5-8
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАБОЛЕВАНИЮ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
2.1.Методы исследования………………. …………………………….. 9
2.2. Анализ результатов исследовательской работы ………………….. 9-11
2.3. Выводы …………………………………………………………… 11
3. Заключение …………………………………………………………. 12-13
4.Рекомендации по соблюдению правил способствующих, укреплению и сохранению здоровья ………………………………………………. 14
5.Список использованных источников ……………………………. 15
6.Приложения ………………………………………………………… 16-18
«…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Академик Н. М. Амосов
Введение
Актуальность. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что сейчас в мире 6% населения больны сахарным диабетом, это примерно 284,7 миллиона человек. Прогнозы на будущее неутешительны, по мнению специалистов, количество больных будет неуклонно расти, и к 2030 году их станет уже 438,4 миллиона. Данная проблема, безусловно, является одной из актуальнейших, ведь диабет прочно занимает своё место в «тройке лидеров» – болезней. Среди причин такого роста больных сахарным диабетом, ученые выделяют не только малоподвижный образ жизни, но и тот факт, что за последнее десятилетие медицина сделала большой шаг вперед в области диагностики заболевания, что в свою очередь позволило выявлять сахарный диабет на ранних стадиях. Медики бьют тревогу и призывают всех людей внимательнее относиться к своему здоровью.(5) Охрана собственного здоровья – это непосредственно обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. К сожалению, многие ученики начальных классов не задумываются о состоянии своего здоровья. Ребята не соблюдают режим дня, ведут малоподвижный образ жизни, пропускают уроки физкультуры, не следят за своим питанием, съедая чаще всего вкусные, но далеко неполезные продукты. Всё это может отразиться на их здоровье. Я, ребенок с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении долгих лет болею сахарным диабетом. К сожалению, эта болезнь считается неизлечимой. Но, как известно, наука не стоит на месте. Может когда-нибудь, найдут способ излечения сахарного диабета. Стремление, как можно больше узнать о заболевании и помочь здоровым детям, склонным к заболеванию, предотвратить его развитие, определило тему нашего исследования. Тема исследовательской работы: «Осторожно! Сахарный диабет!»
Цель работы: изучить болезнь «Сахарный диабет» и выявить детей, склонных к развитию этого заболевания.
Задачи исследования:
-изучение информации о сахарном диабете
– выяснение основных причин заболевания сахарным диабетом
– проведение исследовательской работы (анкетирование детей и обработка полученных данных)
-составление рекомендаций.
Гипотеза: Сахарный диабет – это довольно опасное заболевание. По статистике каждый четвертый человек на планете имеет генетическую предрасположенность к развитию данного заболевания. Многие не подозревают, в какой опасности они находятся. Можно ли, зная хотя бы основные признаки и причины развития болезни, предотвратить или замедлить его развитие.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, устный опрос, обобщение.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАБЕТЕ
1.1 История болезни
Сахарный диабет был известен ещё в Древнем Египте еще в 170-ом году до нашей эры. Врачи пытались найти способы лечения, но им не была известна причина болезни; и люди, заболевшие сахарным диабетом, были обречены на гибель. Так продолжалось много веков. Только в конце прошлого века врачи провели эксперимент по удалению поджелудочной железы у собаки. После этой операции у животного развился сахарный диабет. Казалось, что причина сахарного диабета стала понятной, но прошло еще много лет, прежде чем в 1921-ом году в городе Торонто, молодой врач и студент медицинского факультета выделили особое вещество из поджелудочной железы собаки. Оказалось, что это вещество снижает уровень сахара в крови у собак, больных сахарным диабетом. Это вещество назвали инсулином. Прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь, которую сейчас называют сахарный диабет. (1,4)
1.2 Что такое диабет?
Диабет в переводе с греческого [греч. diabētēs] означает “проходить сквозь”. Это заболевание, сопровождающееся большим количеством употребляемой и выделяемой жидкости, что создает впечатление, будто жидкость «протекает» через организм человека, не задерживаясь в нем и не утоляя мучительного ощущения жажды. Позже было установлено, что вместе с мочой выводится из организма сахар, и к термину диабет добавили определение «сахарный». Выражение «сахарный диабет» буквально значит «теряющий сахар». У больных диабетом нарушается обмен веществ. В организме не хватает инсулина, а в крови повышается сахар.(4,7)
1.3 Типы и причины развития сахарного диабета
Существует два различных типа сахарного диабета.
1 тип – инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще всего он появляется в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе сахарного диабета человек должен постоянно вводить себе инсулин.(4,15)
Наиболее вероятные причины его развития:
- Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. При общей ослабленности организма ОРВИ или грипп могут стать причиной нарушений в работе поджелудочной железы и спровоцировать возникновение болезни. Младенцы, родившиеся с массой тела более 4,5 кг, и дети, страдающие избыточным весом, — также находятся в группе риска по сахарному диабету.(3,47)
- Расовая предрасположенность. У представителей негроидной расы риск заболеть диабетом в 4–5 раз выше, чем у людей европеоидной расы.(2,18)
- Сезонный фактор. Британские ученые выяснили, что среди европейцев, больных диабетом, подавляющее большинство людей, которые родились в весенние месяцы. То есть весенняя активность вирусных инфекций, общая ослабленность организма матери влияют на иммунную систему ребенка. В результате сбоя в работе иммунной системы в поджелудочной железе разрушаются клетки, вырабатывающие инсулин.(3,47)
2 тип – инсулиннезависимый – это тип сахарного диабета, который появляется в зрелом возрасте часто после 40 лет. Считается возрастным заболеванием.(4,16)
Факторы, которые способствуют его развитию:
- Наследственная предрасположенность — фактор наиболее значимый. Однако представители «группы риска» по этому показателю могут правильным образом жизни свести на нет фактор наследственности. Следует помнить, наследуется не сам сахарный диабет, а только предрасположенность к нему. То есть, даже, если есть предрасположенность, сахарный диабет может не развиться. (4,24)
- Ожирение — вторая по значимости причина развития сахарного диабета. Однако в отличие от наследственности этот фактор можно и нужно держать под контролем, тем самым сводя риск возникновения диабета к минимуму.(4,26)
- Болезни поджелудочной железы и других желез внутренней секреции, травмы. В результате травмирования поджелудочной железы, панкреатита, рака поджелудочной железы и других заболеваний может происходить поражение бета-клеток, производящих инcулин. Это — прямой путь к сахарному диабету.(4,26)
- Вирусные инфекции и стрессы, ослабляющие иммунную систему, вкупе с наследственной предрасположенностью и ожирением могут стать катализатором возникновения диабета.(4,24)
- Возраст старше 40 лет.(2,16)
Признаки заболевания
- Частое мочеиспускание, преимущественно в ночное время, увеличение количества мочи.
- Неутолимая жажда, сухость во рту.
- Снижение массы тела, несмотря на стабильный аппетит.
- Общая слабость, быстрая утомляемость, ощущение тяжести в ногах, периодические головокружения.
- Запах ацетона изо рта.
- Высокая подверженность простудным и вирусным заболеваниям, тяжелое их течение.
- Медленное заживление ран, гнойничковые высыпания на коже и слизистых, кожный зуд.(4,27)
Чем опасен сахарный диабет?
Вне зависимости от причины заболевания сахарный диабет, прежде всего, опасен для крупных и мелких сосудов (капилляров), так как нарушается кровоснабжение различных органов, а значит, они не могут нормально функционировать. Поэтому при первых же симптомах незамедлительно нужно обращаться к врачу. Если правильно организована профилактика сахарного диабета, и лечение диабета проходит в полном объеме, больной неукоснительно соблюдает все рекомендации врача, то в большинстве случаев прогноз будет благоприятным.(3,37)
Можно ли жить с сахарным диабетом?
В 21 веке сахарный диабет можно считать не страшным заболеванием, а скорее специфическим образом жизни. Во многом состояние больного сахарным диабетом зависит от образа жизни, системы питания и самоконтроля, что позволяет сделать максимально эффективной профилактику осложнений сахарного диабета, сохранить качество жизни и увеличить ее продолжительность. Но достичь этого можно только при условии, что больному на ранних стадиях поставлен правильный диагноз и проводится необходимое лечение.(2,89)
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАБОЛЕВАНИЮ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
2.1. Методы исследования
Исследовательская работа, направленная на выявление детей, имеющих склонность к заболеванию сахарный диабет среди учащихся 2–3 классов, проводилась на базе ГБОУ НШ с.Красноармейское. Чтобы обосновать проблему, мы изучили соответствующую литературу, провели устный опрос детей, анкетирование по нашей теме. В работе использовались следующие исследовательские методы:
1.Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»
Сахарный диабет – это довольно известное во всем мире заболевание, а знают ли о существовании такого заболевания ученики 2-3 классов. Поможет устный опрос.
2. Анкета для выявления детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.
Чтобы избежать бесконтрольного прогрессирования болезни у ребенка, нужно проанализировать склонность его организма к развитию сахарного диабета.
2.2 Анализ результатов исследовательской работы
1.Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»
Провели устный опрос. В нем приняло участие 64 ученика. Выяснили:
8 учащихся (13%) не знают о существовании такого заболевания
27 учащихся (42%) слышали, что есть такое заболевание, но ничего о нем не знают
29 учащихся (45%) знают, что это опасное заболевание
Данные представлены в таблице. (Приложение 1.) Результаты опроса не утешают. Большинство учащихся (55%) не имеет представления о заболевании сахарный диабет. Считаю, что это неправильно. Ведь если диабет появляется, а больной вовремя не обращает на него внимания, болезнь опасна вдвойне.
3. Выявление детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.
Исследование склонности к заболеванию осуществлялось при помощи анкетирования, среди учеников 2-3 классов (64 человека) нашей школы. Вопросы для анкеты (Приложение 2.) подбирала Ирина Геннадьевна Шевкуленко, врач 1 категории, детский эндокринолог ГБУЗ городской Самарской детской клинической больницы №1.
Результаты анкетирования среди учащихся 2 классов
Трое учащихся имеют родственников, больных сахарным диабетом.
Двое учащихся часто болеют вирусными заболеваниями.
Двадцать учащихся испытывают частые переживания и стрессы.
Один имеет избыточный вес
Двадцать четыре учащихся регулярно посещают уроки физкультуры и занимаются спортом
Пятнадцать учащихся едят много сладостей и пьют газированные напитки.
Данные отражены в таблице. (Приложение 3.)
Результаты анкетирования среди учащихся 3 классов
Десять учащихся имеют родственников, больных сахарным диабетом.
Шестеро учащихся часто болеют вирусными заболеваниями.
Двадцать два учащихся испытывают частые переживания и стрессы.
Шесть учащихся имеют избыточный вес
Двадцать семь учащихся регулярно посещают уроки физкультуры и занимаются спортом
Восемь учащихся едят много сладостей и пьют газированные напитки.
Данные отражены в таблице. (Приложение 4.)
2.3 Выводы:
Среди учащихся 2 – 3 классов выявлено 15 детей склонных к заболеванию сахарный диабет. Из них:
-Двое имеют генетическую наследственность, избыточный вес и часто болеют вирусными заболеваниями;
-Один имеет генетическую наследственность, избыточный вес;
-Восемь имеют генетическую наследственность;
-Четверо избыточный вес;
Данные отражены в таблице. (Приложение 5.)
Заключение
1. Изучение соответствующей литературы показало, что прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь. Сахарный диабет – это довольно опасное заболевание, которое в любом возрасте может привести к фатальным последствиям. И хотя современные методы лечения привели к увеличению продолжительности жизни страдающих им, количество больных из года в год неуклонно растет. Радикальное излечение сахарного диабета – вопрос будущего, а сегодня диабет в определенном смысле является неизлечимым заболеванием.
2. Выявлены причины, влияющие на развитие болезни сахарный диабет – это генетическая наследственность, нерациональное, богатое жирами и углеводами питание, малая двигательная активность, резкое увеличение стрессовых ситуаций, злоупотребление медикаментами.
3. Исследование, проведённое в школе, показало, что среди учащихся 2-3классов, имеются 15 детей, склонных к заболеванию сахарный диабет. В эту группу попали дети, имеющие:
-генетическую наследственность в отношении наличия в семье сахарного диабета;
-предрасположенность к ожирению;
Попадая хоть в одну из существующих групп риска, необходимо строго придерживаться рекомендаций, чтобы предотвратить сахарный диабет.
4.Современная медицина предоставляет множество вариантов, сочетая которые можно предупредить сахарный диабет. Профилактика сахарного диабета предотвратит его развитие и снизит возможность возникновения осложнений. Поэтому ей следует уделять особое внимание. Профилактические мероприятия должны начинаться с детства и в первую очередь интересовать здоровых лиц, т.к. обеспечивают им наибольшую пользу. Особенно необходимы людям, относящимся к группе риска. К сожалению, предупредить развитие диабета 1 типа невозможно, однако соблюдение некоторых рекомендаций может помочь зад?