Анкетирование больных сахарным диабетом о питании

Анкетирование больных сахарным диабетом о питании thumbnail

Окружная научно-практическая конференция младших школьников

Секция «Естественнонаучная»

предмет «Биология»

Осторожно! Сахарный диабет!

Автор: Каткова Дарья, ученица 2 класса

ГБОУ НШ с. Красноармейское

Руководитель: Инжуваткина Галина Николаевна,

учитель начальных классов

первой категории

ГБОУ НШ с. Красноармейское

г. Чапаевск, 2015г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3-4

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАБЕТЕ

1.1 История болезни ………………………………………………….. 5

1.2 Что такое диабет? ………………………………………………… 5

1.3 Типы и причины развития сахарного диабета …………………. 5-8

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАБОЛЕВАНИЮ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

2.1.Методы исследования………………. …………………………….. 9

2.2. Анализ результатов исследовательской работы ………………….. 9-11

2.3. Выводы …………………………………………………………… 11

3. Заключение …………………………………………………………. 12-13

4.Рекомендации по соблюдению правил способствующих, укреплению и сохранению здоровья ………………………………………………. 14

5.Список использованных источников ……………………………. 15

6.Приложения ………………………………………………………… 16-18

«…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

Академик Н. М. Амосов

Введение

Актуальность. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что сейчас в мире 6% населения больны сахарным диабетом, это примерно 284,7 миллиона человек. Прогнозы на будущее неутешительны, по мнению специалистов, количество больных будет неуклонно расти, и к 2030 году их станет уже 438,4 миллиона. Данная проблема, безусловно, является одной из актуальнейших, ведь диабет прочно занимает своё место в «тройке лидеров» – болезней. Среди причин такого роста больных сахарным диабетом, ученые выделяют не только малоподвижный образ жизни, но и тот факт, что за последнее десятилетие медицина сделала большой шаг вперед в области диагностики заболевания, что в свою очередь позволило выявлять сахарный диабет на ранних стадиях. Медики бьют тревогу и призывают всех людей внимательнее относиться к своему здоровью.(5) Охрана собственного здоровья – это непосредственно обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. К сожалению, многие ученики начальных классов не задумываются о состоянии своего здоровья. Ребята не соблюдают режим дня, ведут малоподвижный образ жизни, пропускают уроки физкультуры, не следят за своим питанием, съедая чаще всего вкусные, но далеко неполезные продукты. Всё это может отразиться на их здоровье. Я, ребенок с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении долгих лет болею сахарным диабетом. К сожалению, эта болезнь считается неизлечимой. Но, как известно, наука не стоит на месте. Может когда-нибудь, найдут способ излечения сахарного диабета. Стремление, как можно больше узнать о заболевании и помочь здоровым детям, склонным к заболеванию, предотвратить его развитие, определило тему нашего исследования. Тема исследовательской работы: «Осторожно! Сахарный диабет!»

Цель работы: изучить болезнь «Сахарный диабет» и выявить детей, склонных к развитию этого заболевания.

Задачи исследования:

-изучение информации о сахарном диабете

– выяснение основных причин заболевания сахарным диабетом

– проведение исследовательской работы (анкетирование детей и обработка полученных данных)

-составление рекомендаций.

Гипотеза: Сахарный диабет – это довольно опасное заболевание. По статистике каждый четвертый человек на планете имеет генетическую предрасположенность к развитию данного заболевания. Многие не подозревают, в какой опасности они находятся. Можно ли, зная хотя бы основные признаки и причины развития болезни, предотвратить или замедлить его развитие.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, устный опрос, обобщение.

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАБЕТЕ

1.1 История болезни

Сахарный диабет был известен ещё в Древнем Египте еще в 170-ом году до нашей эры. Врачи пытались найти способы лечения, но им не была известна причина болезни; и люди, заболевшие сахарным диабетом, были обречены на гибель. Так продолжалось много веков. Только в конце прошлого века врачи провели эксперимент по удалению поджелудочной железы у собаки. После этой операции у животного развился сахарный диабет. Казалось, что причина сахарного диабета стала понятной, но прошло еще много лет, прежде чем в 1921-ом году в городе Торонто, молодой врач и студент медицинского факультета выделили особое вещество из поджелудочной железы собаки. Оказалось, что это вещество снижает уровень сахара в крови у собак, больных сахарным диабетом. Это вещество назвали инсулином. Прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь, которую сейчас называют сахарный диабет. (1,4)

1.2 Что такое диабет?

Диабет в переводе с греческого [греч. diabētēs] означает “проходить сквозь”. Это заболевание, сопровождающееся большим количеством употребляемой и выделяемой жидкости, что создает впечатление, будто жидкость «протекает» через организм человека, не задерживаясь в нем и не утоляя мучительного ощущения жажды. Позже было установлено, что вместе с мочой выводится из организма сахар, и к термину диабет добавили определение «сахарный». Выражение «сахарный диабет» буквально значит «теряющий сахар». У больных диабетом нарушается обмен веществ. В организме не хватает инсулина, а в крови повышается сахар.(4,7)

1.3 Типы и причины развития сахарного диабета

Существует два различных типа сахарного диабета.

1 тип – инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще всего он появляется в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе сахарного диабета человек должен постоянно вводить себе инсулин.(4,15)

Наиболее вероятные причины его развития:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. При общей ослабленности организма ОРВИ или грипп могут стать причиной нарушений в работе поджелудочной железы и спровоцировать возникновение болезни. Младенцы, родившиеся с массой тела более 4,5 кг, и дети, страдающие избыточным весом, – также находятся в группе риска по сахарному диабету.(3,47)
  • Расовая предрасположенность. У представителей негроидной расы риск заболеть диабетом в 4-5 раз выше, чем у людей европеоидной расы.(2,18)
  • Сезонный фактор. Британские ученые выяснили, что среди европейцев, больных диабетом, подавляющее большинство людей, которые родились в весенние месяцы. То есть весенняя активность вирусных инфекций, общая ослабленность организма матери влияют на иммунную систему ребенка. В результате сбоя в работе иммунной системы в поджелудочной железе разрушаются клетки, вырабатывающие инсулин.(3,47)

2 тип – инсулиннезависимый – это тип сахарного диабета, который появляется в зрелом возрасте часто после 40 лет. Считается возрастным заболеванием.(4,16)

Факторы, которые способствуют его развитию:

  • Наследственная предрасположенность – фактор наиболее значимый. Однако представители «группы риска» по этому показателю могут правильным образом жизни свести на нет фактор наследственности. Следует помнить, наследуется не сам сахарный диабет, а только предрасположенность к нему. То есть, даже, если есть предрасположенность, сахарный диабет может не развиться. (4,24)
  • Ожирение – вторая по значимости причина развития сахарного диабета. Однако в отличие от наследственности этот фактор можно и нужно держать под контролем, тем самым сводя риск возникновения диабета к минимуму.(4,26)
  • Болезни поджелудочной железы и других желез внутренней секреции, травмы. В результате травмирования поджелудочной железы, панкреатита, рака поджелудочной железы и других заболеваний может происходить поражение бета-клеток, производящих инcулин. Это – прямой путь к сахарному диабету.(4,26)
  • Вирусные инфекции и стрессы, ослабляющие иммунную систему, вкупе с наследственной предрасположенностью и ожирением могут стать катализатором возникновения диабета.(4,24)
  • Возраст старше 40 лет.(2,16)
Читайте также:  Могут ли статины вызвать сахарный диабет

Признаки заболевания

  • Частое мочеиспускание, преимущественно в ночное время, увеличение количества мочи.
  • Неутолимая жажда, сухость во рту.
  • Снижение массы тела, несмотря на стабильный аппетит.
  • Общая слабость, быстрая утомляемость, ощущение тяжести в ногах, периодические головокружения.
  • Запах ацетона изо рта.
  • Высокая подверженность простудным и вирусным заболеваниям, тяжелое их течение.
  • Медленное заживление ран, гнойничковые высыпания на коже и слизистых, кожный зуд.(4,27)

Чем опасен сахарный диабет?

Вне зависимости от причины заболевания сахарный диабет, прежде всего, опасен для крупных и мелких сосудов (капилляров), так как нарушается кровоснабжение различных органов, а значит, они не могут нормально функционировать. Поэтому при первых же симптомах незамедлительно нужно обращаться к врачу. Если правильно организована профилактика сахарного диабета, и лечение диабета проходит в полном объеме, больной неукоснительно соблюдает все рекомендации врача, то в большинстве случаев прогноз будет благоприятным.(3,37)

Можно ли жить с сахарным диабетом?

В 21 веке сахарный диабет можно считать не страшным заболеванием, а скорее специфическим образом жизни. Во многом состояние больного сахарным диабетом зависит от образа жизни, системы питания и самоконтроля, что позволяет сделать максимально эффективной профилактику осложнений сахарного диабета, сохранить качество жизни и увеличить ее продолжительность. Но достичь этого можно только при условии, что больному на ранних стадиях поставлен правильный диагноз и проводится необходимое лечение.(2,89)

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАБОЛЕВАНИЮ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

2.1. Методы исследования

Исследовательская работа, направленная на выявление детей, имеющих склонность к заболеванию сахарный диабет среди учащихся 2-3 классов, проводилась на базе ГБОУ НШ с.Красноармейское. Чтобы обосновать проблему, мы изучили соответствующую литературу, провели устный опрос детей, анкетирование по нашей теме. В работе использовались следующие исследовательские методы:

1.Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»

Сахарный диабет – это довольно известное во всем мире заболевание, а знают ли о существовании такого заболевания ученики 2-3 классов. Поможет устный опрос.

2. Анкета для выявления детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.

Чтобы избежать бесконтрольного прогрессирования болезни у ребенка, нужно проанализировать склонность его организма к развитию сахарного диабета.

2.2 Анализ результатов исследовательской работы

1.Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»

Провели устный опрос. В нем приняло участие 64 ученика. Выяснили:

8 учащихся (13%) не знают о существовании такого заболевания

27 учащихся (42%) слышали, что есть такое заболевание, но ничего о нем не знают

29 учащихся (45%) знают, что это опасное заболевание

Данные представлены в таблице. (Приложение 1.) Результаты опроса не утешают. Большинство учащихся (55%) не имеет представления о заболевании сахарный диабет. Считаю, что это неправильно. Ведь если диабет появляется, а больной вовремя не обращает на него внимания, болезнь опасна вдвойне.

3. Выявление детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.

Исследование склонности к заболеванию осуществлялось при помощи анкетирования, среди учеников 2-3 классов (64 человека) нашей школы. Вопросы для анкеты (Приложение 2.) подбирала Ирина Геннадьевна Шевкуленко, врач 1 категории, детский эндокринолог ГБУЗ городской Самарской детской клинической больницы №1.

Результаты анкетирования среди учащихся 2 классов

Трое учащихся имеют родственников, больных сахарным диабетом.

Двое учащихся часто болеют вирусными заболеваниями.

Двадцать учащихся испытывают частые переживания и стрессы.

Один имеет избыточный вес

Двадцать четыре учащихся регулярно посещают уроки физкультуры и занимаются спортом

Пятнадцать учащихся едят много сладостей и пьют газированные напитки.

Данные отражены в таблице. (Приложение 3.)

Результаты анкетирования среди учащихся 3 классов

Десять учащихся имеют родственников, больных сахарным диабетом.

Шестеро учащихся часто болеют вирусными заболеваниями.

Двадцать два учащихся испытывают частые переживания и стрессы.

Шесть учащихся имеют избыточный вес

Двадцать семь учащихся регулярно посещают уроки физкультуры и занимаются спортом

Восемь учащихся едят много сладостей и пьют газированные напитки.

Данные отражены в таблице. (Приложение 4.)

2.3 Выводы:

Среди учащихся 2 – 3 классов выявлено 15 детей склонных к заболеванию сахарный диабет. Из них:

-Двое имеют генетическую наследственность, избыточный вес и часто болеют вирусными заболеваниями;

-Один имеет генетическую наследственность, избыточный вес;

-Восемь имеют генетическую наследственность;

-Четверо избыточный вес;

Данные отражены в таблице. (Приложение 5.)

Заключение

1. Изучение соответствующей литературы показало, что прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь. Сахарный диабет – это довольно опасное заболевание, которое в любом возрасте может привести к фатальным последствиям. И хотя современные методы лечения привели к увеличению продолжительности жизни страдающих им, количество больных из года в год неуклонно растет. Радикальное излечение сахарного диабета – вопрос будущего, а сегодня диабет в определенном смысле является неизлечимым заболеванием.

2. Выявлены причины, влияющие на развитие болезни сахарный диабет – это генетическая наследственность, нерациональное, богатое жирами и углеводами питание, малая двигательная активность, резкое увеличение стрессовых ситуаций, злоупотребление медикаментами.

3. Исследование, проведённое в школе, показало, что среди учащихся 2-3классов, имеются 15 детей, склонных к заболеванию сахарный диабет. В эту группу попали дети, имеющие:

-генетическую наследственность в отношении наличия в семье сахарного диабета;

-предрасположенность к ожирению;

Попадая хоть в одну из существующих групп риска, необходимо строго придерживаться рекомендаций, чтобы предотвратить сахарный диабет.

4.Современная медицина предоставляет множество вариантов, сочетая которые можно предупредить сахарный диабет. Профилактика сахарного диабета предотвратит его развитие и снизит возможность возникновения осложнений. Поэтому ей следует уделять особое внимание. Профилактические мероприятия должны начинаться с детства и в первую очередь интересовать здоровых лиц, т.к. обеспечивают им наибольшую пользу. Особенно необходимы людям, относящимся к группе риска. К сожалению, предупредить развитие диабета 1 типа невозможно, однако соблюдение некоторых рекомендаций может помочь задержать, приостановить развитие заболевания. Зато для диабета 2 типа существует ряд мероприятий. Основные правила будут касаться нескольких сфер жизни – питания, питьевого режима, физической активности и эмоционального состояния. Все в наших руках! Если стремитесь к здоровью, то выполнение рекомендаций позволит предотвратить развитие сахарного диабета. Я составила несколько полезных советов для профилактики сахарного диабета у детей. Думаю, что помогла не только себе, но и окружающим меня людям по-другому посмотреть на свое здоровье. Цель работы достигнута. Желаю всем крепкого здоровья!

Читайте также:  Прогноз жизни при сахарном диабете у пожилых

Рекомендации по соблюдению правил способствующих, укреплению и сохранению здоровья

1.Если вы относитесь к группе риска, обязательно нужно раз в полгода обследоваться у эндокринолога.

2.Избегайте опасных инфекционных болезней, вовремя делайте прививки, старайтесь не переохлаждаться.

3.Обеспечьте сбалансированное питание. Не употребляйте много сладостей, мучных изделий и всех продуктов, дающих чрезмерную нагрузку на поджелудочную железу.

4.Ведите здоровый образ жизни, укрепляйте организм различными физическими упражнениями и закаливанием.

5.Старайтесь меньше нервничать и переживать. Учитесь контролировать свои эмоции.

Список литературы

1. А.Аметов, Э. Касаткина и др. «Как научиться жить с диабетом»

2.М. И. Балаболкин «Полноценная жизнь при диабете» Москва 2005г.

3. Ч.Кило, Дж.Ульямс «Что такое диабет?» Москва «Мир» 1993г.

4. А.К.Сетхи «Контроль над диабетом – в ваших руках» издательство «Диля» 2008г.

5.https://www.saharniy-diabet.com/aktualnost-saharnogo-diabeta

Приложение 1.

Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»

Приложение 2.

Анкета для выявления детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.

Выбери ответ.

1.Имеются ли у тебя в семье, или среди родственников больные сахарным диабетом? да нет

2. Часто ли болеешь вирусными заболеваниями (грипп, краснуха, ангина, оспа) да нет

3.Часто ли нервничаешь и очень сильно переживаешь? да нет

4. Имеешь ли избыточный вес? да нет

5.Регулярно посещаешь уроки физкультуры, спортивные секции? да нет

6.Твое питание правильное и разнообразное? да нет

Приложение 3.

Результаты анкетирования среди учащихся 2 классов

Приложение 4.

Результаты анкетирования среди учащихся 3 классов

Приложение 5.

Склонность к заболеванию сахарный диабет.

Источник

Научно-исследовательская работа по теме «Формирование отношения больных сахарным диабетом II типа к своему заболеванию»

Актуальность выбраной темы научно-исследовательской работы обусловлена тем, что сахарный диабет II типа является медико-социальной проблемой современности, т.к. по распространенности и заболеваемости он имеет черты эпидемии. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза. Борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете.

Проблемой настоящего исследования является вопрос как жить с диабетом? Поскольку диабет не излечивается, очень важно все время контролировать заболевание. Лучший способ достижения этого – как можно больше узнать о диабете. Это поможет правильно оказывать помощь своему организму. Нами предпринята попытка изучения содержательно-структурных характеристик социальных представлений больных с сахарным диабетом о своем заболевании.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности медицинских сестер эндокринологических отделений, участковых медицинских сестер, что позволяет совершенствовать работу по формированию отношения больных сахарным диабетом II типа к своему заболеванию.

Целью данной работы является изучение отношения больного с сахарным диабетом II типа к своему заболеванию.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  1. знает ли больной о своем заболевании;

2) знает ли больной о возникновении патологических состояниях при сахарном диабете;

3) если больной знает о возникновении патологических состояний, как он их предотвращает.

Для выполнения поставленных задач проработана научная литература, разработаны тесты-опросники, также использовались методы статистической обработки полученных результатов.

Применялись следующие методики для изучения отношения больных с сахарным диабетом к своему заболеванию:

  1. анкета (опросник) «субъективная оценка здоровья» Э.С. Пушкова, Н.В. Ксенз (Приложение 1);

  2. тесты-опросники:

а) по самоконтролю за состоянием здоровья (Приложение 2);

б) на знание патологических состояний при сахарном диабете (Приложение 3);

в) на знание осложнений сахарного диабета (Приложение 4).

Ход и методы исследования

Исследование проводилось на базе Подольской городской больницы №2 эндокринологического отделения.

Проведение исследования осуществлялось в три этапа:

  1. анкетирование по опроснику «субъективная оценка здоровья»;

тестирование по самоконтролю, на знание патологических состояний при сахарном диабете и на знание пациента осложнений сахарного диабета;

  1. обработка полученных данных;

  2. реализация поставленных задач.

Респондентами выступили пациенты эндокринологического отделения Подольской городской больницы №2. Всего 22 человека в возрасте от 50 до 70 лет.

Опрос проводился по индивидуальным раздаточным материалам.

Выводы

Сахарный диабет – это хроническое заболевание и больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого.

Результаты исследования позволяют нам отметить, что больные с сахарным диабетом II типа относятся к своему заболеванию следующим образом:

1. опросник «субъективной оценки здоровья»:

  • 10% пациентов относятся удовлетворительно к своему здоровью;

  • 90% пациентов относятся к своему здоровью неудовлетворительно.

2. опросник на знание осложнений сахарного диабета:

  • 64% пациентов не знают, почему диабет вызывает нефропатию;

  • 81% не знают симптомы и факторы риска нефропатии;

  • 64% пациентов знают, как сопутствующие заболевания влияют на диабет;

  • 100% опрошенных пациентов знают, что при сахарном диабете важно ухаживать за ногами;

  • 80% не ухаживают за своими ногами;

  • 91% пациентов знают, что нужно ухаживать за полостью рта;

  • 50% пациентов ухаживают за полостью рта.

3. опросник по самоконтролю:

  • 100% пациентов знают, что нужно проводить самоконтроль уровня сахара в крови;

  • 100% пациентов знают, что самоконтроль уменьшит риск осложнений диабета;

  • 100% пациентов знают, как проводить определение сахара крови;

  • 60% пациентов не проводят самоконтроль уровня сахара в крови;

  • 100% пациентов знают, что нужно проводить дополнительные анализы;

  • 100% знают, что нужно планировать режим питания при диабете;

  • 81% не планируют режим питания при диабете;

  • 90% пациентов знают, что при сахарном диабете нужны физические упражнения;

  • 77% пациентов не делают физические упражнения;

  • 72% пациентов не владеют понятием «стабильная компенсация».

Читайте также:  Чем поднять иммунитет взрослому с сахарным диабетом

4. опросник на знание патологических состояний при сахарном диабете:

  • 90% пациентов знают, что такое гипергликемия;

  • 82% пациентов знают почему возникает гипергликемия;

  • 80% пациентов знают, какие признаки предупреждают о наступлении гипергликемии;

  • 77% пациентов знают, что важно знать о признаках гипергликемии;

  • 82% пациентов знают, что такое гипогликемия;

  • 82% пациентов знают, что вызывает гипогликемию;

  • 50% пациентов не знают, какие признаки предупреждают о наступлении гипогликемии;

  • 80% пациентов не знают, что делать во время гипогликемии;

  • 77% пациентов не знают, что такое кетоацидоз;

  • 72% пациентов не предпринимают ни каких действий для предотвращения возможных осложнений.

Согласно проведенного исследования можно отметить, что у пациентов отмечен:

  1. недостаток знаний и умений, связанных с самостоятельным контролем диабета;

  2. недостаток знаний и умений, связанных с профилактикой осложнений при диабете;

  3. недостаток знаний и умений, связанных с пониманием факторов риска.

Предложения по реализации: поскольку диабет не излечивается, очень важно все время самому контролировать заболевание, в этом помогут: строгий контроль или стабильная компенсация. Для этого необходимо:

  • определять уровень сахара крови несколько раз в день;

  • сбалансировать рацион питания;

  • физическую нагрузку;

  • прием лекарственных противодиабетическиех препаратов или инъекции инсулина;

  • вести подробный дневник диабета, в который ежедневно вносить необходимые данные и показатели сахара крови.

Это поможет пациенту и лечащему врачу скорректировать факторы, влияющие на течение заболевания. Строгий контроль может предупредить возникновение новых и замедлить прогрессирование имеющихся осложнений. Можно замедлить прогрессирование любых осложнений диабета, но излечить их полностью нельзя.

Очень важно при заболевании сахарным диабетом знать осложнения и симптомы осложнений, таких как гипергликемии и гипогликемии и как они возникают, а также понятие кетоацидоз. Очень важно обучать пациентов

поведению при осложнениях сахарного диабета. А так как не все пациенты знают о патологических состояниях, возникающих при сахарном диабете II типа и не предпринимают никаких действий по предотвращению этих состояний, необходимо проводить санитарно-просветительную работу в этом направлении.

Владение данной информацией касающейся вопросов о патологических состояниях возникающих при сахарном диабете и рекомендации по их предотвращению (профилактике) пациент приходит к выводу, что с данным заболеванием можно не только жить, но и жить качественно.

Приложение 1

п/п

Субъективная оценка здоровья

Да

Нет

1

Беспокоят ли Вас головные боли?

2

Можно ли сказать, что Вы просыпаетесь от любого шума?

3

Беспокоит ли Вас боль в области сердца?

4

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?

5

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

6

Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7

Уступают ли Вам место в транспорте?

8

Беспокоят ли Вас боли в суставах?

9

Бываете ли Вы на пляже?

10

Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?

11

Бывают ли такие периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон?

12

Беспокоят ли Вас запоры?

13

Считаете ли Вы, что сейчас также работоспособны, как и прежде?

14

Беспокоит ли Вас боль в области печени (в правом подреберье)?

15

Бывает ли у Вас головокружения?

16

Считаете ли Вы, что сосредоточиться стало труднее, чем в преждние годы?

17

Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?

18

Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?

19

Бывают ли такие периоды, когда Вы чувствуете себя радостно, возбужденно, счастливо?

20

Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

21

Держите ли Вы у себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

22

Бывают ли у Вас отеки на ногах?

23

Приходится ли Вам отказаться от некоторых блюд?

24

Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

25

Беспокоят ли Вас боль в области поясницы?

26

Приходится ли Вам в лечебных целях употреблять какую-нибудь минеральную воду?

27

Беспокоит ли Вас неприятный вкус во рту?

28

Можно ли сказать, что Вы стали плаксивым?

29

Как Вы сами оцениваете состояние своего здоровья?

п/п

Опросник по самоконтролю.

Да

Нет

1

Как Вы считаете, нужно ли проводить самоконтроль уровня сахара в крови?

2

Как Вы считаете может ли самоконтроль уменьшить риск осложнений диабета?

3

Вы знаете, что такое «стабильная компенсация»?

4

Вы знаете как проводить определение сахара крови?

5

Вы проводите самоконтроль уровня сахара в крови?

6

Как Вы считаете нужно ли проводить дополнительные анализы?

7

Вы знаете, как планировать режим питания при диабете?

8

Вы планируете режим питания при диабете?

9

Вы знаете, что при сахарном диабете нужны физические упражнения?

10

Вы делаете физические упражнения?

п/п

Опросник на знание пациентами осложнений сахарного диабета

Да

Нет

1

Вы знаете, почему диабет вызывает нефропатию?

2

Вы знаете, каковы симптомы и факторы риска нефропатии?

3

Вы знаете, как сопутствующие заболевания влияют на диабет?

4

Вы знаете, что при сахарном диабете важно ухаживать за ногами?

5

Вы ухаживаете за своими ногами?

6

Вы знаете, что при сахарном диабете важно ухаживать за полостью рта?

7

Вы ухаживаете за полостью рта?

п/п

Опросник на знание патологических состояний при сахарном диабете

Да

Нет

1

Вы знаете, что такое гипергликемия?

2

Вы знаете, почему возникает гипергликемия?

3

Вы знаете, какие признаки предупреждают о наступлении гипергликемии?

4

Вы знаете, что важно знать о признаках гипергликемии?

5

Вы знаете, что такое гипогликемия?

6

Вы знаете, что вызывает гипогликемию?

7

Вы знаете, какие признаки предупреждают о наступлении гипогликемии?

8

Вы знаете, что делать во время гипогликемии?

9

Вы знаете, что такое кетоацидоз?

10

Предпринимаете ли Вы какие-нибудь действия для предотвращения возможных осложнений

Список использованной литературы:

1. Бейер П., Майерс Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека (материалы для чтения): Учеб. Пособие: Пер. С англ./ Под общ. Ред. Проф. С.В. Лапик.- М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. – 664 с.

2. Велданова М.В. руководитель проекта, действ член РАЕН проф. д.м.н., Анциферов М.Б. научный консультант, проф. д.м.н. Школа диабета. Руководство по диабетологии. 2005.

3. Научно-практический рецензируемый журнал «Клиническая геронтология», главный редактор П.А. Воробьев, первый зам. Главного редактора М.Г. Глезер. Издательство «НЬЮДИАМЕД», Москва, 2000

4. Руководство по клинической эндокринологии. Под. Ред. Академика АМН СССР В.Г. Баранова. Л., «Медицина», 1977, 664 с.

Источник