Что такое диабет презентация для детей

Слайд 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5» ФИЛИАЛ № 2 Тема доклада: «Сахарный диабет у детей и подростков » Докладчики: Зыкова А., Сурова А. Руководитель: Спевакова Е.А. Москва 2016 г.
Слайд 2
Цель исследования : выявить уровень информированности пациентов о сахарном диабете Задачи: Изучить факторы риска развития сахарного диабета у детей и подростков Охарактеризовать особенности течения сахарного диабета у детей и подростков Разработать памятки для родителей пациентов и мед. персонала по повышению уровня информированности о заболевании Разработать стендовую информацию учреждения
Слайд 3
Сахарный диабет – заболевание, обусловленное относительной или абсолютной недостаточностью инсулина, приводящей к нарушению обмена углеводов, белков, жиров с развитием хронической гипергликемии Сахарный диабет является наиболее опасным вызовом всему мировому сообществу и приоритетом первого порядка национальных систем здравоохранения всех без исключения стран мира
Слайд 4
ФАКТОРАМИ РИСКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ЯВЛЯЮТСЯ: Большая масса тела при рождении (свыше 4100 г) Наследственность Птоз век СД у однояйцового близнеца Хронический панкреатит Спонтанные гипогликемические состояния Заболевания с высоким уровнем контринсулярных гормонов (тиреотоксикоз) Ожирение В тщательном обследовании нуждаются дети с впервые выявленной никтурией
Слайд 5
Особенности сахарного диабета у детей грудного возраста Заболевание проявляется резким беспокойством, дети жадно захватывают грудь(соску) Снижается масса тела Липкая моча, необычные как бы«накрахмаленные» пелёнки из-за отложения на них кристаллов сахара Характерны стойкие опрелости, особенно в области наружных половых органов Часто присоединяются очаги гнойной инфекции, имеется наклонность к заболеваниям верхних дыхательных путей
Слайд 6
Особенности сахарного диабета у детей дошкольного возраста и школьного возраста Характерна повышенная жажда (больные выпивают до 5-6 литров воды в сутки) Увеличивается до 2-6 литров количество выделяемой за сутки мочи На щеках, лбу, верхних веках, подбородке отмечается диабетический румянец, кожа сухая Слизистые оболочки сухие, язык яркий, тёмно-вишнёвого цвета («ветчинный») Отмечаются опрелости, пиодермии, грибковые поражения кожи, часто развиваются стоматит, пародонтоз, у девочек – вульвит
Слайд 7
Методы исследования: – теоретический анализ медицинской литературы по данной теме – анкетирование собственно разработанной анкетой – методы статистического анализа данных ГБУЗ ДГП 61 ДЗМ филиал 3
Слайд 8
Знаете ли вы что такое сахарный диабет?
Слайд 9
Страдаете ли вы или ваши родственники сахарным диабетом?
Слайд 10
Знаете ли вы о факторах риска развития сахарного диабета? Если да, то какие? Факторы риска развития сахарного диабета у детей и подростков
Слайд 11
Ваш диагноз
Слайд 12
Возраст респондентов, страдающих сахарным диабетом
Слайд 13
Источник информации, из которого вы получаете знания о заболеваемости?
Слайд 14
Желаете ли вы расширить знания о своём заболевании?
Слайд 15
Научно-практическая конференция: «междисциплинарный подход к ведению пациента с сахарным диабетом 2 типа : взгляд эндокринолога и кардиолога»»
Слайд 16
«МНОГОФАКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА: ПУТЬ ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»
Слайд 17
Выводы: Факторами риска развития сахарного диабета у детей и подростков являются: большая масса тела при рождении (свыше 4100 г), наследственность, птоз век, СД у однояйцового близнеца, хронический панкреатит, спонтанные гликемические состояния, заболевания с высоким уровнем контринсулярных гормонов (тиреотоксикоз), ожирение. 73% респондентов осведомлены о факторах риска развития сахарного диабета у детей и подростков, 53% опрошенных считают наследственность ведущим фактором риска развития сахарного диабета у детей и подростков. Особенностями сахарного диабета у детей дошкольного возраста и школьного возраста являются: повышенная жажда (больные выпивают до 5-6 литров воды в сутки), происходит увеличение до 2-6 литров количества выделяемой за сутки мочи, на щеках, лбу, верхних веках, подбородке отмечается диабетический румянец, кожа сухая, слизистые оболочки сухие, язык яркий, тёмно-вишнёвого цвета («ветчинный»), отмечаются опрелости, пиодермии, грибковые поражения кожи, часто развиваются стоматит, пародонтоз, у девочек – вульвит. Особенности сахарного диабета у детей грудного возраста следующие: заболевание проявляется резким беспокойством, дети жадно захватывают грудь(соску), снижается масса тела, липкая моча, необычные как бы«накрахмаленные» пелёнки из-за отложения на них кристаллов сахара, характерны стойкие опрелости, особенно в области наружных половых органов, часто присоединяются очаги гнойной инфекции, имеется наклонность к заболеваниям верхних дыхательных путей. Нами разработаны памятки для пациентов, родителей пациентов и медицинского персонала для повышения уровня информированности о заболевании. Нами разработана стендовая информация учреждения для повышения уровня информированности населения о заболевании
Источник
Слайд 1
Добрый день! 25 .10.2019 Бор
Слайд 2
Первая помощь детям, больным сахарным диабетом
Слайд 3
ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня. В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль /л . При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль /л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена .
Слайд 5
Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания. К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность , перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации. Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови. Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких, родственников . А также важное место занимает школа и детский сад.
Слайд 6
Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании. Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ: ГИПОГЛИКЕМИЯ Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови. Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток ): – сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу ( слишком большую ) или после физической нагрузки; – пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало ;
Слайд 7
НЕОБХОДИМО: Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры, так как дети в раннем возрасте плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям: Симптомы гипогликемии : чувство слабости ; – повышенные нервозность, волнение, агрессивность; – сильная потливость; – тошнота ; – плаксивость ; – ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; – дрожание рук и озноб; – возможная потеря сознания.
Слайд 8
Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать. Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок , контрольная или экзамен и т.д ), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр ., стакан сладкого чая или компота , съесть конфету (карамельку ), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.
Слайд 9
Действия учителя (воспитателя ): При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел ( печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим. Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой , гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка ( подростка) на уровень гликемии .
Слайд 10
Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении, необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться. Гипогликемия – единственное тяжелое состояние , которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях ) и других мероприятиях. Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое .
Слайд 11
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается ” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.
Слайд 13
Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку , заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек , попадали в неловкую ситуацию. Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях , следует чаще обращать на него внимание.
Слайд 14
Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом . Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет ( почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза. Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете : опасаются (и часто не без основания ), что ребенка будут дразнить.
Слайд 15
Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно. Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.
Слайд 16
Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи . Однако , психологически этот возраст , с учетом заболевания, является очень сложным.
Слайд 17
Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим , осуществлять самоконтроль и т.д. Поэтому для них характерно состояние стресса , депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей , ему приходится совсем тяжело.
Слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 . Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии ), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой , во время игр и экскурсии. 2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника , постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники. 3 . Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим .
Слайд 19
4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать. 5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому , если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо , пожалуйста , прислушайтесь к нему и примите правильное решение .
Слайд 20
6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы . 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
1
Сахарный диабет
2
Сахарный диабет группа эндокринных заболеваний, возникающих из – за абсолютной или относительной недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия стойкое увеличение содержания глюкозы в крови.
3
4
Выделяют два типа заболевания : Первый тип : страдают люди до 40-ка лет, худые. Организм вырабатывает антитела, которые истребляют клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин. Для поддержания уровня инсулина в крови его вводят подкожно шприцом с каждым приемом пищи. От этого типа полностью излечиться невозможно. Очень важно соблюдать строгую диету, из рациона исключаются полностью легко усвояемые углеводы (сахар, сладости, фруктовые соки, сахаросодержащие лимонады). Второй тип : страдают после 40 лет, полные. Происходит потеря чувствительности клеток к инсулину и переизбыток питательных веществ в них. Применение инсулина для лечения обычно не нужно. Больному назначается диета и рекомендуется постепенно уменьшать вес для достижения нормального веса, который необходимо поддерживать на протяжении всей жизни.
5
Причины заболевания : Наследственность. Ожирение. Ряд заболеваний, способствующих поражению бета-клеток, отвечающих за выработку инсулина. К таким заболеваниям относятся болезни поджелудочной железы – рак поджелудочной железы, болезни других желез внутренней секреции. Вирусные инфекции (краснуха,ветряная оспа, эпидемический гепатит, грипп и др). Возраст. С возрастом на каждые десять лет риск заболеть сахарным диабетом увеличивается в два раза. Другие заболевания, такие как гиперфункция надпочечников, хронический панкреатит, повышение уровня контринсулярных гормонов, опухоли.
6
Чем вреден высокий уровень глюкозы в крови ? При повышенном уровне глюкозы происходит : Трансформация глюкозы в жировые отложения, что приводит к ожирению ; Гликозилирование (« засахаривание ») белков клеточных мембран. Влечет за собой нарушения нормальной структуры всех внутренних органов : головного мозга, сердца, легких, печени, желудка и кишечника, мышц и кожи ; Активация сорбитол нового пути сброса глюкозы. При этом возникают токсические соединения, которые вызывают специфическое поражение нервных клеток, что лежит в основе диабетической нейропатии ; Поражение мелких и крупных сосудов. Это вызвано прогрессированием отложений холестерина. Как следствие – диабетическая микроангиопатия внутренних органов, глаз, ангиопатия нижних конечностей.
7
Симптомы заболевания : Постоянная сухость во рту ; Чувство жажды с невозможностью утолить её ; Повышение диуреза – заметное повышение порционной и общей выделяемой за сутки мочи ; Снижение или резкое увеличение веса и жировых отложений ; Сильный зуд кожи и её сухость ; Повышенная склонность к гнойничковым процессам на коже и мягких тканях ; Мышечная слабость и повышенная потливость ; Плохое заживление любых ран.
8
9
10
К основным проявлениям осложненного диабета относятся : Нарушение зрения ; Головные боли и неврологические отклонения ; Сердечные боли, увеличение печени, если их не отмечалось до появления диабета ; Боли и онемение нижних конечностей с нарушением функции ходьбы ; Снижение чувствительности кожи, особенно стоп ; Появление ран, которые длительно не заживают ; Прогрессивное повышение АД ; Отёчность лица и голеней ; Появление запаха ацетона от больного ; Помрачение сознания. Появление характерных признаков диабета или развития его осложнений – сигнал тревоги, который говорит о прогрессировании болезни или недостаточной медикаментозной коррекции.
11
Степени сахарного диабета : 1. Сахарный диабет первой степени ( благоприятное течение болезни. Диабет полностью компенсированный, уровень глюкозы в норме, отсутствует глюкозурия ( выделение глюкозы с мочой ), показатели гемоглобина в норме. Отсутствуют признаки осложнений диабета. Достичь таких результатов при этом удается при помощи диетотерапии и приема спец. препаратов ); 2. Сахарный диабет второй степени ( частичная компенсация диабета. Появляются признаки осложнений диабета и поражения типичных органов : глаз, почек, сердца, сосудов, нервов, нижних конечностей. Уровень глюкозы повышен незначительно. Глюкозурия не определяется. Показатели гемоглобина находятся в нормальных пределах или незначительно повышены ); 3. Сахарный диабет третьей степени ( прогрессирование и невозможность медикаментозного контроля. Уровень глюкозы повышен, отмечается стойкая глюкозурия, высокая протеинурия ( наличие белка в моче ), появляются явные проявления поражения органов. Повышенный уровень гемоглобина ); 4. Сахарный диабет четвертой степени ( абсолютная декомпенсацию процесса и развитие тяжелейших осложнений. При этом уровень гликемии повышается до критических цифр. Прогрессивная протеинурия. Характерно развитие почечной недостаточности, диабетических язв, гангрены конечностей. Склонность к развитию диабетических ком ).
12
Осложнения и последствия сахарного диабета : Кома ; Отеки ; Высокое / низкое АД ; Боли в ногах ; Трофические язвы ; Гангрена.
13
Профилактика сахарного диабета : К сожалению, не всегда можно повлиять на неизбежность появления сахарного диабета первого типа. Ведь основными его причинами является наследственный фактор и мелкие вирусы, с которыми сталкивается каждый человек. Но заболевание развивается далеко не у всех. Предупрежден – вооружён, поэтому профилактика сахарного диабета не помешает никому. К полноценным профилактическим мерам можно отнести : Нормализацию массы тела ; Контроль артериальной гипертонии и липидного обмена ; Правильное дробное диетическое питание с минимальным содержанием углеводов и жиров способных к легкому усвоению ; Дозированные физические нагрузки. Предполагают борьбу с гиподинамией и отказ от избыточных нагрузок.
14
Можно ли вылечить сахарный диабет? Вопрос возможности полного излечения от сахарного диабета сегодня рассматривается неоднозначно. Сложность ситуации в том, что очень тяжело вернуть то, что уже утрачено. Как утверждает официальная медицина – сахарный диабет первого типа и стойкие формы диабета второго типа полностью излечить нельзя. Но постоянным медикаментозным лечением можно не допустить или замедлить прогрессирование осложнений диабета. Ведь именно они опасны для человека. Поэтому крайне важно заниматься регулярным контролем величины гликемии крови, контролируя эффективность лечебных мероприятий.
15
Примерный рацион питания для больного диабетом :
16
Спасибо за внимание !
Источник