Дети подростки больные сахарным диабетом

Подростковый возраст является переломной стадией развития в жизни каждого человека. В этот период подростки стремятся стать независимыми, свободными от родителей и других взрослых. В подростковом возрасте мнение друзей и сверстников превалирует над мнением семьи. И конечно, наличие сахарного диабета только усложняет взаимоотношения родителей и подростков.
Ниже приведены советы психологов, занимающихся проблемами подростков с сахарным диабетом. Надеемся, что они помогут Вам наладить контакт со своими детьми, по-новому взглянуть на имеющиеся или предотвратить возможные проблемы, а также улучшить качество контроля сахарного диабета.
1. Не контролируйте подростка каждую минуту, но при этом не оставляйте его один на один с сахарным диабетом.
Быть родителем подростка с сахарным диабетом – это очень тяжелая работа. Помимо того, что нужно знать, где он (или она), с кем, когда вернется домой, также необходимо контролировать, как часто Ваш ребенок измеряет глюкозу крови, как рассчитывает дозы инсулина, делает ли инъекции инсулина перед едой и так далее. Знать все это просто необходимо, потому что, во-первых, подросткам очень сложно контролировать сахарный диабет без помощи и надзора со стороны взрослых, так как они еще не достигли достаточной когнитивной и эмоциональной зрелости и подчас не могут принимать трезвые, осознанные решения. К слову сказать, даже взрослые с сахарным диабетом не всегда могут правильно оценить ситуацию и принять верное решение, так что же мы хотим от подростков, у которых помимо сахарного диабета, в этот период жизни появляется множество других проблем со школой, сверстниками, а также опыт первых отношений. Во-вторых, совместный контроль сахарного диабета помогает Вашему ребенку не чувствовать себя одиноким и беспомощным перед таким серьезным заболеванием как сахарный диабет.
Но если Ваш контроль переходит в критику и указания что и как нужно делать, то данная модель поведения приведет только к увеличению числа конфликтов, потере доверия между вами, лишению подростка самостоятельности и, как следствие, ухудшению контроля сахарного диабета. Единственный способ найти баланс – это обсудить со своим ребенком, каким он видит Ваше участие в контроле сахарного диабета, а также высказать свою позицию.
2. Снижайте частоту конфликтов, не прибегая к наказаниям
Частые конфликты в семье приводят к ухудшению течения сахарного диабета. Как было доказано, уговоры, убеждения, чтение нотаций – не работают с подростками (на самом деле, ни с кем эти методы не работают). Угрозы, наказания или другой вид насилия также не эффективны. Все эти тактики только способствуют эскалации конфликта.
Быть умным родителем – это значить избегать повторений снова и снова. Скажите что-либо один или два раза. Уважайте интеллект Вашего ребенка. Если он Вас не слушается – это не значит, что он Вас не понимает. Он просто не хочет это делать по своим причинам. Поговорите с ним, выясните проблему, послушайте мнение подростка и постарайтесь привести грамотные доводы.
3. Сопереживайте, а не жалейте
Как давно Вы говорили своему ребенку, как цените то, что он так хорошо справляется с сахарным диабетом? Как Вы уважаете его и поражены его выносливостью и стойкостью перед болезнью? Даже если Вы считаете, что, в целом, у вашего ребенка не очень хороший контроль сахарного диабета, безусловно, можно отметить пункты, которые Ваш ребенок выполняет регулярно или правильно. Похвалите его за это. Покажите, что Вы понимаете, как трудно контролировать сахарный диабет, как сложно жить подростку с сахарным диабетом. Не бойтесь говорить об этом, это сопереживание, а не жалость. И обязательно говорите, что Вы готовы его во всем поддержать, что он может обратиться к Вам за помощью в любой момент.
4. Помните, что в первую очередь, это Ваш ребенок, а не больной с сахарным диабетом
Очень часто, когда родители спрашивают: «Как дела?», они имеют в виду: «Какой у тебя уровень глюкозы?». И все общение ограничивается только проблемами сахарного диабета. И это тоже никак не способствует сплоченности семьи. Рассказывайте Вашему ребенку о себе, о работе. Спрашивайте о друзьях, о том, как прошел его (или ее) день. Предложите пойти вместе в кино, боулинг или торговый центр. Конечно, скорее всего, Ваш ребенок откажется, ведь он же подросток, и ему интересней проводить время с друзьями. Но таким образом, Вы даете ему почувствовать, что он важен для Вас не только с точки зрения его физического состояния.
5. Разделите ответственность
Обычно родители предполагают, что подростки достаточно независимы для того, чтобы самостоятельно контролировать сахарный диабет. Это звучит как «Он у меня сам все делает, я не вмешиваюсь». Но в исследованиях было показано, что хорошего гликемического контроля в данной возрастной группе можно достичь только при совместном ведении сахарного диабета. Так как сахарный диабет – это слишком тяжелое заболевание для одного человека, особенно, если он так молод. Необходим постепенный переход от ведения сахарного диабета совместно с родителями к самостоятельному контролю заболевания (рис.1). В данном вопросе не существует четких временных границ, постарайтесь постепенно перекладывать отдельные функции и манипуляции под ответственность самого подростка и следить за качеством гликемического контроля, уровнем гликированного гемоглобина.
Рис.1. Степень участия семьи в контроле за сахарным диабетом 1 типа (адапт. из Garvey KC, Markowitz JT, Laffel L. Transition to Adult Care for Youth with Type 1 Diabetes. Current Diabetes Reports 2012)
6. Не пытайтесь напугать подростков рассказами о хронических осложнениях диабета (об ампутациях ног и так далее)
Этот пункт относится не только к подросткам, но так же и ко всем людям с сахарным диабетом. Страх не должен являться мотивационным фактором. А что касается подростков, то для них особенно важно то, что происходит здесь и сейчас, и они совершенно не думают, что случиться с ними через 20 лет. И если Вы будете говорить о том, как высокий уровень глюкозы крови повреждает сосуды в глазах или почках, то подросток просто пропустит всю информацию мимо ушей. Постарайтесь найти другую мотивацию, например, скажите, что разрешите ему учиться водить машину, если у него будет хороший контроль гликемии.
7. Не ругайте, если видите высокие или низкие цифры на глюкометре
Уровень глюкозы крови зависит от многих факторов, и порой очень сложно учесть их все. Вместо того чтобы ругать, лучше сконцентрируйтесь на том, что нужно сделать сейчас. А после спокойно разберите возможные проблемы случившегося. Но главное, поймите, что уровень глюкозы крови не может быть постоянно идеальным, неважно как сильно Вы или Ваш ребенок стараетесь контролировать сахарный диабет. У всех бывают плохие дни, у всех периодически сахарный диабет выходит из-под контроля, и это нормально. Главное в такие моменты не впадать в отчаяние.
8. Не рассказывайте всем подряд о том, что у Вашего ребенка сахарный диабет
Позвольте подросткам самим выбирать, кому они хотят рассказать, а кому нет. Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации.
9. Не ограничивайте физическую или социальную активность подростка из-за наличия сахарного диабета
Не думайте сами и не позволяйте окружающим думать, что Ваш ребенок больной или ни на что не способный. Он такой же, как и другие и может добиться всего, чего сам пожелает. Ограничения в физической нагрузке или школьных экскурсиях только подчеркивают различия и могут способствовать ощущению, что подросток с сахарным диабетом хуже других. Поощряйте Ваших детей принимать участие в стольких внеклассных видах деятельности и спорте, сколько они хотят, и насколько позволяет им их расписание. Эти виды деятельности способны повысить самоуважение и дать ощущение, что они способны на многое.
Источник
Как чрезмерно малые, так и чрезмерно большие дозы инсулина приводят к повышению сахара крови. Только при ежедневном многократном контроле гликемии и своевременной коррекции сахара крови можно правильно оценить и подобрать адекватную дозу инсулина.
У здоровых людей в крови всегда циркулирует небольшая концентрация инсулина, необходимая для постоянного поступления глюкозы в мышечные, жировые и печеночные клетки организма. После еды из желудочно-кишечного тракта в кровь поступает значительное количество глюкозы. Для ее утилизации бета-клетки поджелудочной железы дополнительно вырабатывают необходимое количество инсулина.
Поэтому для эффективной инсулинотерапии важно максимально имитировать физиологическую секрецию инсулина.
С 80-х годов для имитации физиологической секреции инсулина у пациентов с сахарным диабетом 1 типа используется интенсифицированный или базис-болюсный режим введения препаратов инсулина.
Базис-болюсный режим предусматривает введение двух видов инсулина, разных по продолжительности действия. В качестве базиса используется длиннодействующий инсулин. Его постоянная небольшая концентрация в крови необходима для усвоения клетками глюкозы между приемами пищи и ночью. Болюс короткого по продолжительности действия инсулина перед каждым основным приемом пищи необходим для утилизации той глюкозы, которая поступает в кровь после еды. При введении болюсного инсулина важно добиться синхронизации пика активного действия инсулина с пиком всасывания глюкозы.
В конечном итоге все лечебные мероприятия при сахарном диабете направлены на предотвращение развития острых и хронических осложнений. В связи с этим стратегической целью и основным критерием эффективности инсулинотерапии у детей и подростков является отсутствие всех осложнений сахарного диабета.
У здорового подростка поджелудочная железа способна вырабатывать адекватное для этого периода жизни количество инсулина. У подростков с диабетом требуется повышение суточной дозы инсулина. Однако повышенная потребность в инсулине не единственная причина нестабильного течения заболевания, т.к. только повышение дозы инсулина у подростков, как правило, не улучшает течение заболевания.
Значительную роль в ухудшении течения заболевании играет, помимо дефицита инсулина, эмоциональная нестабильность подростка со склонностью к депрессивным состояниям. Этому факту (склонность к депрессивным состояниям) есть объяснение. Любой подросток вполне естественно стремится к самостоятельности, чтобы быть готовым к жизни взрослого человека. Как правило, окружающие, и даже близкие люди, не поддерживают его в этом стремлении. Отсутствие собственного опыта, откровенное непонимание и, следовательно, отсутствие поддержки и помощи окружающих нередко являются причиной неудач, которые случаются при попытке подростка в одиночку реализовать свое стремление к самостоятельности. В силу этого подросток теряет веру в свои возможности стать самостоятельным человеком. В этом основная причина частых депрессивных состояний и у здоровых подростков. Как правило, эти подростки нуждаются в психологической помощи.
У подростков, больных сахарным диабетом, причин для формирования депрессивного состояния значительно больше, а последствия этих состояний еще более серьезные. Чаще всего это случается у подростков с сахарным диабетом, которые заранее не были подготовлены к трудностям пубертатного периода и не обучены самостоятельно управлять своим диабетом на фоне свободного режима питания и физических нагрузок. В связи с этим они не умеют достигать целевых показателей компенсации заболевания и теряют веру в благоприятный исход заболевания. Такие подростки в еще большей степени нуждаются в психологической помощи, т.к. именно они чаще впадают в депрессию, а находясь в депрессивном состоянии, имеют очень низкий уро- вень мотивации на самоконтроль своего заболевания. Течение сахарного диабета в этих условиях катастрофически ухудшается. В подобных ситуациях больной нуждается в наблюдении не только эндокринолога, но и психолога, и, возможно, психиатра.
Нередко, не видя другого выхода из данной ситуации, подросток пытается заглушить чувство неудовлетворенности качеством жизни или даже свой страх за жизнь, употребляя алкоголь или наркотики. Конец данного пути у любого человека нам всем хорошо известен. У больного сахарным диабетом развязка наступает значительно быстрее. Прежде всего, алкоголь и наркотики резко ухудшают функциональное состояние печени. В то же время известно, что «здоровая» печень является непременным условием достижения стабильной компенсации сахарного диабета.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что каждый больной ребенок и его семья должны быть заранее ознакомлены с особенностями течения сахарного диабета на фоне пубертата, с причинами нестабильного течения заболевания и должны уметь справляться с трудностями данного периода. Тем более что риск развития сосудистых осложнений именно на фоне пубертата особенно велик. В связи с этим необходимо принять все возможные меры, чтобы не допустить «обвала» осложнений именно на этом этапе. Учитывая данное обстоятельство, необходимо, чтобы каждый подросток, начиная с препубертатного возраста, обучался принципам управления сахарным диабетом на фоне свободного режима питания и физических нагрузок, которые помогут ему достойно, без тяжелых последствий, пройти этап пубертата. Тем более что по окончании пубертатного периода течение сахарного диабета стабилизируется, легче достигается компенсация заболевания и, следовательно, угроза риска развития осложнений снижается.
В связи с этим очень важно каждому подростку войти во взрослую жизнь без тяжелых осложнений сахарного диабета.
Итак, с целью достижения благополучного течения заболевания в пубертатном периоде и в течение всей последующей жизни необходима система предварительной подготовки детей препубертатного возраста, больных сахарным диабетом, и членов их семьи к вступлению в пубертат. Все дети препубертатного возраста в результате обучения должны знать: 1.
Причины нестабильного течения сахарного диабета на фоне пубертата:
- низкая чувствительность к инсулину и
- высокая эмоциональная лабильность подростка.
Потребность в инсулине на фоне пубертата возрастает. Суточная доза инсулина в этот период жизни составляет в среднем 1,0 ЕД/ кг/сут., а в период очень активного роста доза может повышаться до 1,2 ЕД/ кг/сут.
При выборе препаратов инсулина предпочтение следует отдавать аналогам инсулина. Эти препараты позволяют наиболее точно син- хронизировать прием пищи и физические нагрузки с действием инсулина.
Свободный режим питания и физических нагрузок, которые выбирают большинство подростков, предполагают высочайшую степень мотивации на проведение самоконтроля с целью поддержания стабильной компенсации заболевания в течение всего пубертатного периода. В связи с этим ко времени начала пубертата подросток после обучения должен уметь:
- свободно определять количество ХЕ в продуктах;
- рассчитать свой индивидуальный индекс соотношения инсулин/углеводы на период пубертата;
- управлять сахарным диабетом на фоне физических нагрузок.
Этот уровень умения позволит четко определиться с дозой инсулина перед приемом пищи и на фоне физических нагрузок.
Более того, подросток в этом возрасте должен четко определить свои жизненные принципы и, руководствуясь этими принципами, – свой путь в жизни. При этом следует помнить, что алкоголь и наркотики – это не выход из трудностей данного периода жизни. Это путь слабого человека, и этот путь приведет только к катастрофе.
Достойно прожить этот сложный период жизни подросток сможет только в том случае, если он выбрал путь активной полноценной жизни. На современном уровне наших возможностей в лечении и самоконтроле сахарного диабета это вполне решаемая задача. Необходимо лишь поставить перед собой цель: достойно пройти этот период жизни, приобрести определенные знания и умение пользоваться этими знаниями и сформировать такой характер, который поможет преодолеть все трудности и достичь этой цели.
Подросток должен понимать, что без поддержки близких любящих людей сделать это будет намного труднее. Даже очень сильные и независимые взрослые люди, как правило, нуждаются и в понимании, и в поддержке. Тем более в этом нуждаются все подростки, и в еще большей степени в этом нуждаются подростки, больные сахарным диабетом. Этим подросткам особенно опасно совершать необдуманные непоправимые ошибки. В этом плане опыт старшего поколения им просто необходим.
Самым главным источником поддержки и понимания у любого человека является его семья, реже – другие близкие по духу люди. В связи с этим очень важно, чтобы у подростка со всеми членами семьи сложились добрые и доверительные отношения. При этом подросток должен не просто принимать и даже ценить любовь окружающих, но и принимать активное участие в формировании такого рода отношений. Такие отношения не формируются в один день. Для этого необходимо время, усилия и понимание важности конечной цели – доверительных отношений – обеими сторонами. В сложных случаях может понадобиться помощь психолога.
Итак, у подростка на современном уровне наших терапевтических возможностей есть все условия для того, чтобы успешно пройти период пубертата и с хорошими результатами вступить во взрослую жизнь без осложнений, характерных для нестабильного течения сахарного диабета.
Однако для этого необходимо активное и грамотное участие самого подростка в лечебном процессе. Он должен в совершенстве владеть системой управления сахарным диабетом и постоянно иметь целевые значения гликемии и гликированного гемоглобина при нормальном уровне суточной вариабельности гликемии. В этом случае подростку гарантировано высокое качество жизни и, следовательно, долгая и активная жизнь.
Источник
Статья из монографии “Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого”.
Дети и подростки, больные сахарным диабетом 1-го типа, имеют высокий риск развития нарушения адаптации непосредственно после установления диагноза. При этом установлено, что у пациентов с первичной дезадаптацией к заболеванию проблемы возникают и в дальнейшем.
В 10-летнем проспективном исследовании доказано, что среди заболевших сахарным диабетом 1-го типа (СД 1) высокий уровень расстройств психики, причем женщины ими страдают достоверно чаще. При этом большинство из них имеет плохие показатели гликемического контроля. Дети, неоднократно переносившие эпизоды кетоацидоза, страдают психическими расстройствами достоверно чаще имеющих хороший метаболический контроль.
Депрессии ассоциируются с плохим гликемическим контролем и частыми госпитализациями. Поведенческие проблемы также ассоциированы с плохим гликемическим контролем.
Среди подростков, больных сахарным диабетом, особенно девочек, частота пищевых расстройств вдвое выше, чем в здоровой популяции, что ассоциируется с плохим гликемическим контролем. Без адекватного вмешательства и коррекции дозы инсулина ситуация усугубляется, что ведет к быстрому формированию сердечно-сосудистых нарушений. Плохой метаболический контроль ассоциируется с многочисленными психосоциальными проблемами, включая тревожность и плохое самосознание, безответственность, низкие волевые качества.
С целью выяснения механизмов влияния характера гликемического контроля на формирование личности подростка с сахарным диабетом 1-го типа было проведено собственное исследование, в ходе которого было установлено, что у 90% подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеют место диагностически значимые акцентуации характера в различных сочетаниях, причем длительность течения заболевания ассоциировалась с увеличением их числа.
Так, по нашим данным, для дебюта сахарного диабета характерно проявление демонстративного и аффективно-экзальтированного типов акцентуации без явного преобладания по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, сохранной способности к выражению эмоций.
Для подростков с длительностью сахарного диабета менее 5 лет характерно проявление аффективно-экзальтированного, демонстративного и гипертимного типов акцентуации с преобладанием демонстративного и циклотимного типов по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, преобладанию пограничных значений по шкале алекситимности, возрастание уровня внутриличностных и межличностных конфликтов.
Для подростков с длительностью сахарного диабета более 5 лет характерно проявлениеаффективно-экзальтированного, эмотивного и гипертимного типов акцентуации, преобладание по отношению к другим группам аффективно-экзальтированного, возбудимого,эмотивного и застревающего типов, преимущественно высокого уровня тревожности, удовлетворительной или плохой выраженности волевых качеств, неспособности к выражению эмоций, высокий уровень внутриличностных и межличностныхконфликтов.
Нами установлено, что у детей, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеет место сильная прямая зависимость возраста и длительности заболевания с тревожным (r = 0,75 и 0,69 соответственно) и умеренная обратная (r = – 0,45 и – 0,31 соответственно) – с аффективным типом акцентуации, что позволяет думать о том, что по мере взросления ребенка при длительном течении заболевания аффективные эпизоды сменяются тревожностью.
Тревожность, в свою очередь, имеет умеренную отрицательную связь (r = – 0,399) с максимальной концентрацией глюкозы крови, степенью выраженности волевых качеств (r = – 0,35), сильную – с выраженностью демонстративных проявлений (r = 0,56) и алекситимностью (r = 0,72).
Демонстративность проявляется при недостаточной выраженности волевых качеств (r = – 0,61), высокой тревожности (r = 0,56), неспособности проявления эмоций (r = 0,46) и связана с гипертимностью (r = 0,55) и эмотивностью (r = 0,34).
Демонстративность поведения может фиксироваться с одинаковой частотой как в дебюте заболевания, так и при его длительном течении. Это позволяет сделать вывод о том, что длительная гипергликемия у подростков с недостаточно выраженными волевыми качествами формирует высокий уровень тревожности с неспособностью к адекватному проявлению эмоций, что лежит в основе демонстративности поведения.
Максимальные же концентрации глюкозы зависят от их суточных колебаний, имеют отрицательную корреляцию с гипертимностью и прямую – с тревожностью (r = 0,96), эмотивностью (r = 0,53) и циклотимностью (r = 0,48), что ведет к перепадам настроения и снижению активности на фоне высокого уровня тревожности.
Минимальные суточные концентрации глюкозы, не достигающие в среднем диапазона нормальных значений (гипогликемический уровень), имеют сильную прямую связь с тревожностью (r = 0,82) и эмотивностью (r = 0,56). Это свидетельствует о том, что постоянная гипергликемия ведет к формированию тревожности с немотивированными перепадами настроения. Установлено, что суточные колебания глюкозы имеют обратную зависимость с гипертимным типом акцентуации (r = – 0,57) и прямую – с циклотимным (r = 0,46), проявляющуюся в виде снижения активности и коммуникабельности с формированием субдепрессивных состояний.
У молодых людей, больных сахарным диабетом, состояние нейрокогнитивных функций характеризуется снижением способности к анализу информации, проблемами при обучении. Особенно это выраженно у лиц с ранним дебютом СД 1.
Имеются сведения о том, что мальчики испытывают чаще проблемы с обучением, чем девочки того же возраста с аналогичной длительностью заболевания. Причем академическая успеваемость у молодых людей и школьная успешность у подростков с плохим метаболическим контролем достоверно снижена.
Уже через 2 года после начала заболевания дети имеют признаки умеренного невропсихологического дефицита. Подобные нарушения связывают с ранним началом диабета (до 4-летнего возраста), ассоциирующегося с нарушением зрительно-пространственного функционирования, тяжелыми гипо- и гипергликемиями, снижающими память и способность к обучению.
Исследования нейропсихических функций у детей, страдающих сахарным диабетом 1-го типа в течение 6 лет, демонстрируют худшие показатели интеллекта, внимания, способности к анализу и долговременной памяти.
По нашим данным, уровень внутриличностных конфликтов у подростков с сахарным диабетом 1-го типа составляет 87 ± 4,2%, уровень межличностных конфликтов – 63,2 ± 5,9% с достоверным (Р < 0,05) увеличением показателей в связи с длительностью заболевания и качеством гликемического контроля, что является основой нарушения социальной адаптации таких пациентов. Действительно, школьники с удовлетворительным гликемическим контролем имеют более высокое качество жизни и не испытывают проблем межличностного характера.
Доказанным является тот факт, что наличие психологических расстройств у взрослых больных диабетом свидетельствует о неадекватной медикаментозной и психологической коррекции состояния в молодом возрасте.
Наиболее значимым в плане социальной адаптации больных сахарным диабетом является влияние семейного фактора. Так, у детей из неблагополучных семей чаще регистрируются повторные эпизоды. Благоприятные отношения в семье способствуют соблюдению режима питания, физической активности, инсулинотерапии.
Доказанной является значимость в отношении метаболического контроля воздействия социодемографических факторов, таких, например, как неполные семьи. Важное влияние на контроль оказывает психологическое состояние родителей, поскольку в большинстве семей родители, особенно матери после диагностики СД 1 у их ребенка, страдают дезадаптационными расстройствами (вплоть до депрессивных) и расстройствами сходными с результатами посттравматического стресса.
Не менее важной для детей и, особенно, подростков является позитивная эмоциональная поддержка сверстников, положительно стимулирующая формирование самосознания и позволяющая избегать стрессов, ухудшающих метаболический контроль.
Действительно, дети с высоким уровнем стресса имеют плохой метаболический контроль, с которым также ассоциирован диабет-специфический стресс. Исследование адаптационных возможностей таких детей демонстрирует плохую приспосабливаемость к окружающим условиям, формирует неадекватные межличностные отношения.
Таким образом, понимание проблемы СД и активное сотрудничество ребенка является не менее важным атрибутом поддержания метаболического контроля, нежели соблюдение режима питания и инсулинотерапии.
Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»
Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины
Источник