Дети тоже болеют диабетом листовки

Дети тоже болеют диабетом листовки thumbnail

Сахарный диабет 1-го типа — одно из самых часто диагностируемых эндокринных заболеваний у детей и подростков.

По состоянию на 2017 год в России у 42 103 детей в возрасте до 17 лет был диагностирован сахарный диабет 1 типа, из них 20 374 ребенка в возрасте от 0 до 14 лет и 11 729 детей в возрасте от 15 до 17 лет. В период с 2012 по 2017 годы их общее число возросло на 53,2%. При этом заболеваемость в 2017 году составила 6120 впервые зарегистрированных случаев, что на 48,3% выше аналогичного показателя 2012 года. Наибольшая заболеваемость отмечается среди возрастной группы 0-14 лет – 5004 случая (+44,4% в сравнении с 2012 годом), в то время как у детей в возрасте 15-17 лет данный показатель составляет 1116 случаев, демонстрируя при этом более существенную динамику – рост показателя на 69,1% в сравнении с 2012 годом[1].

[1]   Статистические сборники за 2012 и 2017 годы, подготовленные Департаментом мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России и ФГБУ «Центральный научно- исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России.

В то же время родители, а зачастую и врачи не связывают первые симптомы заболевания с сахарным диабетом. В результате диагноз ставится только после того, как ребенок в тяжелом состоянии – с тошнотой и рвотой, слабостью и в спутанном сознании вплоть до развития комы – попадает в реанимационное отделение.

По данным опроса, проведенного Советом при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, проведенного в январе 2019 года, при подобных обстоятельствах диагноз был поставлен в 42% случаев[1]. При этом заболевание имеет достаточно характерную симптоматику – частое мочеиспускание, особенно в ночное время, чрезмерная жажда, резкое похудение при повышенном аппетите.

Уже ретроспективно почти 90% родителей подтвердили, что наблюдали у своего ребенка эти симптомы до постановки диагноза. Но менее чем в половине случаев семья заподозрила что-то неладное. Необходимо отметить, что с момента появления первых симптомов заболевания до постановки диагноза более чем в 70% случаев проходит от недели до нескольких месяцев. Таким образом, сахарный диабет у ребенка можно диагностировать до развития жизнеугрожающего состояния, если родители и врачи вовремя обратят внимание на симптомы.

В связи с этим представляется крайне важным информирование родителей и врачей о симптомах заболевания. Проведение информационной кампании, посвященной вопросам раннего выявления и профилактики острых осложнений сахарного диабета у детей, в Италии способствовало снижению частоты развития жизнеугрожающих состояний у детей 6—14 лет с впервые выявленным сахарным диабетом первого типа с 78% в 1987— 1991 гг. до 12,5% в 1991-1997 гг. (отсутствие случаев с 1992 г.).

В данном случае целесообразно проведение аналогичной информационной кампании на территории Российской Федерации.

В связи с обозначенным выше Министерство здравоохранения Российской Федерации рекомендует обеспечить реализацию информационной кампании «Дети тоже болеют диабетом» в субъектах Российской Федерации, начиная с осени 2019 года.

Данные методические рекомендации предназначены для сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и образования, лечебно-профилактических и образовательных учреждений.

В документе содержатся общее описание кампании – ее целей, задач, аудитории, инструментов и доступных материалов, рекомендации по обеспечению доступности для целевых аудиторий и широкому освещению кампании в средствах массовой информации.

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ «ДЕТИ ТОЖЕ БОЛЕЮТ ДИАБЕТОМ»

Информационная кампания «Дети гоже болеют диабетом» – это социальный проект, посвященный вопросам раннего выявления и профилактики острых осложнений сахарного диабета 1 типа у детей.

Цель информационной кампании: повышение уровня ранней диагностики сахарного диабета 1 типа (инсулинозависимого диабета) – уже при проявлении первых симптомов заболевания – и уменьшение количества случав, когда сахарный диабет 1 типа диагностируется на фоне развития жизнеугрожающих состояний.

Задачи информационной кампании:

  1. Привлечение внимания родителей детей в возрасте до 18 лет к симптомам сахарного диабета у детей и побуждение обращения к врачу при их обнаружении.
  2. Повышение уровня осведомленности широкой общественности о заболевании и симптомах его проявления.
  3. Ознакомление сотрудников общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования с симптомами сахарного диабета 1 типа у детей.
  4. Акцентирование внимания сотрудников лечебно-профилактических учреждений на симптомах сахарного диабета у детей во избежание постановки неправильного диагноза, а также длительного поиска причин проявления соответствующей симптоматики.

Целевые аудитории информационной кампании:

  • Родители детей в возрасте до 18 лет.
  • Сотрудники лечебно-профилактических учреждений: педиатры, фельдшеры, врачи скорой помощи.
  • Широкая общественность.
  • Средства массовой информации.

Инструменты реализации ниформационно-разъяснителыюй кампании на региональном уровне:

  • Распространение информации через онлайн и оффлайн каналы с привлечением ресурсов лечебно-профилактических и образовательных учреждений.
  • Проведение специальных мероприятий для СМИ.
  • Осуществление просветительской деятельности для широкой общественности.

В дополнение к данным методическим рекомендациям в рамках информационной кампании разработан рекомендованный к распространению пакет материалов, каждый из которых содержит информацию о симптомах сахарного диабета у детей. Он включает следующие материалы, доступные для ознакомления и скачивания по ссылке https://vadi.sk/d/S-le_mGv_epAhg [2]:

  • Информационная листовка формата А5 (14,85 см. х 21,00 см.) для распространения в лечебно-профилактических, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях (.jpg и .pdf) – Приложение №1.
  • Плакаты формата А1 (841 мм х 594 мм). А2 (594 мм х 420 мм), АЗ (420 мм х 297 мм) и А4 (297 мм х 210 мм) для размещения в лечебно-профилактических, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях (jpg, .pdf и .til) – Приложение №2.
  • Макеты информационных материалов для размещения на местах наружной рекламы: рекламный щит (6*3 м). конструкция сити-формата (1.2* 1,8 м), конструкция типа тумба (1.4*3 м), афишные стенды (1,8*1,75 м и 1,8*1,8 м), конструкция типа сити-борд (3,7*2,7 м), суперсайт (12*4 м) (jpg, .pdf и-tif) – Приложение №3, Приложение №4, Приложение №5, Приложение №6, Приложение №7, Приложение №8.
Читайте также:  Какие продукты исключаются при диабете

Социальный ролик о симптомах для размещения на сайтах лечебно ­профилактических, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, а также региональных телеканалах (.mp4) – Приложение №9.

[1]  Результаты опроса родителей детей с сахарным диабетом 1 типа в возрасте до 18 лет, проведенного Советом при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Результаты опроса размещены на сайте Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере в разделе «Материалы. Библиотека докладов, писем и презентаций»: https://popechitely.ru/materialy/biblioteka-dokladov-pisem-iprezentatsiy/

[2]          Примечание: Макеты могут быть адаптированы под другой формат в соответствие с потребностями субъекта Российской Федерации.

 Содействие в реализации кампании оказывают:

  1. Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства всоциальной сфере.
  2. Министерство здравоохранения Российской Федерации.
  3. Благотворительный фонд помощи инсулинозависимым детям и беременным женщинам «Быть вместе».
  4. Информационный проект «Диабет в лицах».

Реализация информационной кампании состоит из двух частей:

  1. Обеспечение доступности информации для целевых аудиторий.
  2. Широкое освещение проблемы с использованием ресурсов средств массовой информации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕВЫХ АУДИТОРИЙ

Обеспечение доступности информации для целевых аудиторий предполагает максимально возможное распространение сведений о симптомах сахарного диабета 1 типа с использованием разработанного в рамках компании пакета информационных материалов.

К участию в проекте необходимо привлечь следующие типы учреждений: детские поликлиники, детские больницы, общеобразовательные учреждения – школы, гимназии, лицеи, детские сады и начальные школы-детские сады.

Рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

  1. Определить в структуре органа исполнительной власти лицо, ответственное за организацию информационной кампании и координацию работы с лечебно­профилактическими учреждениями, образовательными учреждениями и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
  2. Определить перечень лечебно-профилактических учреждений, принимающих участие в информационной кампании с учетом целей, задач и целевых аудиторий, а также специфики региона.
  3. Разработать и распространить в лечебно-профилактические учреждения письмо-задание или приказ о вовлечении определенного ранее перечня организаций здравоохранения в регионе в реализацию информационной кампании «Дети тоже болеют диабетом», а также данные методические рекомендации и пакет информационных материалов.
  4. Разработать список рекомендаций по местам для размещения информационных материалов в лечебно-профилактических учреждениях.
  5. Определить возможности региона по вопросу печати информационных материалов (листовок и плакатов) для лечебно-профилактических учреждений.
  6. Внедрить процедуру мониторинга обстоятельств диагностики заболевания в регионе.

Рекомендации для лечебно-профилактических учреждений:

  1. Назначить ответственные лица за размещение информационных материалов в лечебно-профилактических учреждениях.
  2. Направить ответственному лицу от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья потребность лечебно­профилактического учреждения в плакатах и листовках, а также описание с фото, где эти материалы планируются к размещению.

Примечание: Возможные места для размацения информационно-коммуникационных

материалов — общий холл рядом с регистратурой, коридор перед кабинетом врача,

кабинет терапевта/педиатра, а также любые другие, характеризующиеся высокой

проходимостыо/посещаемостыо зоны.

  1. Получить печатные информационные материалы и разместить их на ранее определенных местах.
  2. Разместить видеоролик на ТВ-панелях, расположенных в лечебно­профилактических учреждениях.
  3. Разместить видеоролик и другие информационные материалы на главных страницах или в других релевантных разделах сайтов на усмотрение администрации лечебно-профилактических учреждений.
  4. Проконтролировать наличие информационных материалов в выбранный период на ранее определенных местах.
  5. Провести открытую лекцию на площадке лечебно-профилактического учреждения о сахарном диабете 1 типа для педиатров, терапевтов, школьных врачей и медсестер.

Рекомендации для образовательных учреждений:

  1. Назначить ответственное лицо за размещение информационных материалов в образовательном учреждении *.
  2. Направить ответственному лицу от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья потребность образовательного учреждения в плакатах и листовках, а также описание с фото, где эти материалы планируются к размещению.

*Примечание: Возможные места для размещения информационных материалов необходимо определять с учетом доступности для родителей: общий холл, информационные доски, дверь медицинского кабинета и т.д.

  1. Получить информационные материалы и разместить их на ранее определенных местах.
  2. Разместить видеоролик и другие информационные материалы на главных страницах или в других релевантных разделах сайтов на усмотрение администрации образовательных учреждений.
  3. Проконтролировать наличие информационных материалов на ранее определенных местах.
  4. Обсудить с родителями, опекунами и попечителями учащихся возможные симптомы сахарного диабета 1 типа в рамках родительских собраний.

ОСВЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья проработать возможности, принять решение о целесообразности проведения и реализовать следующие публичные активности в координации с региональными ведомствами, организациями и службами, ответственными за каждый из обозначенных ниже вопросов:

  1. Анонсирующее старт информационной кампании пресс-мероприятие в регионе:
    • Определить ответственного сотрудника в администрации субъекта Российской Федерации.
  • Рассмотреть возможность проведения анонсирующего пресс-мероприятия в регионе с участием представителей местных органов государственной власти (предпочтительно участие губернатора) и региональных внештатных экспертов Министерства здравоохранения, приуроченного ко Всемирному Дню борьбы с диабетом.
  • Сформировать список возможных спикеров для анонсирующего пресс- мероприятия в регионе, а также определить возможные формат (пресс- конференция, пресс-завтрак, пресс-брифинг) и дату проведения пресс- мероприятия в регионе.
  • Подготовить приглашение-анонс для СМИ, сценарий мероприятия, тезисы выступлений спикеров.
  • Распространить приглашение-анонс для СМИ.
  • Организовать проведение анонсирующего мероприятия.
  1. Размещение видеоролика – социальной рекламы на региональных телеканалах, наружных экранах, а также экранах в торговых и бизнес­центрах:
    • Определить ответственного сотрудника в администрации субъекта Российской Федерации.
    • Рассмотреть возможность размещения на безвозмездной основе социального видеоролика на региональных телеканалах, наружных ТВ-панелях, а также информационных ТВ-панелях в торговых и бизнес-центрах.
    • До середины августа составить график размещений видеоролика в каждом из доступных каналов.
    • Скоординировать размещение видеоролика.
  2. Размещение материалов на бесплатных местах, выделенных для наружной социальной рекламы в регионе:
    • Определить ответственного сотрудника в администрации субъекта Российской Федерации.
    • Рассмотреть возможность размещения на безвозмездной основе информационных материалов с симптомами сахарного диабета 1 типа на бесплатных местах, выделенных для наружной социальной рекламы.
    • Скоординировать размещение билбордов с симптомами сахарного диабета 1 типа на бесплатных местах под социальную рекламу.
Читайте также:  Лучшие препараты при диабете 2 типа

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ

Форма отчетности для подведения итогов информационной кампании в регионе будет

предоставлена Министерством здравоохранения Российской Федерации дополнительно.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Все вопросы, связанные с реализацией проекта на региональном уровне необходимо адресовать:

Вертёлкина Алёна Сергеевна, менеджер проекта «Дети тоже болеют диабетом», е- mail: diabetdeti@vandex.ru. моб.: +7 (962) 680 31 77

Источник

Сахарный диабет – это хроническое заболевание, средств радикального лечения которого на сегодняшний день пока не существует.

Лечение диабета, заключающееся в ежедневных инъекциях инсулина (до пяти уколов в день), многократных определениях уровня сахара крови и в строгом режиме питания, в некоторой степени ограничивает жизнедеятельность ребенка. Это значит, что такие дети нуждаются не только в дополнительной заботе в ходе учебного процесса, но и при реабилитации и интеграции в окружающую среду. Дополнительной заботы требует и семья, воспитывающая ребенка с диабетом.

Для детей с сахарным диабетом нет противопоказаний для обучения в обычной общеобразовательной школе и, за очень редким исключением, переводить ребенка на домашнее обучение не только нет необходимости, но и крайне нежелательно. Форма обучения на дому может лишь время от времени и в определенной ситуации понадобиться ученику. В школе главным действующим лицом и помощником для детей остается учитель.

Учитель отвечает за жизнь своего ученика, больной диабетом, ребенок имеет право на дополнительный выходной день и при необходимости может не посещать школу в какой-либо учебный день недели. В индивидуальном порядке может быть решен вопрос об освобождении ребенка с диабетом от всех или части экзаменов. Это решение должно приниматься коллегиально, с участием врачей, учителей и родителей.

            Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка с диабетом к нормальной жизни, конечно, ложится на плечи родителей и ближайшего его окружения.

Правила питания в школе

            Наряду с инсулином важным элементом лечения диабета является правильно подобранное питание. Дети и родители обучаются особенностям питания уже при первой госпитализации, когда диагноз сахарного диабета только что был поставлен. По своему составу пища ребенка с диабетом не особенно отличается от пищи здорового человека, просто ежедневно должно учитываться определенное количество углеводов.

            Белковые продукты (мясо, курица, рыба, колбаса, сыр, творог, яйца), все овощи (кроме картофеля и кукурузы) и продукты с повышенным содержанием жира (сметана, майонез, сливочное и растительное масло) заметного влияния на сахар не оказывают.

Ребенок с диабетом может их есть в обычных количествах, не беспокоясь о том, что уровень сахара повысится. Режим питания соответствует режиму остальных учеников: завтрак, обед и ужин. Если профиль действия инсулина диктует необходимость дополнительных перекусов (2-й завтрак, полдник и 2-й ужин), этот вопрос следует дополнительно обсудить с родителями и определить время этих перекусов. Как правило, 2-й завтрак (яблоко, бутерброд или печенье) должен быть через 2–2,5 часа после завтрака.

Порядок питания при диабете через такие же интервалы после основной еды – полдник и 2-й ужин. Если перекусы ребенку необходимы, важно не пропускать это время и не переносить его на более поздние сроки, поскольку тогда возникает возможность развития критической ситуации («гипо»). Таким образом, учитель должен разрешить ребенку с диабетом принимать пищу в определенное для него время, независимо от того, в каких обстоятельствах он находится – в классе или на экзамене, экскурсии или во время похода в театр. Просто нужно убедиться, что у ребенка есть с собой еда, которую он сможет съесть в нужное время. Если же ученик должен сдавать зачет или экзамен, желательно подобрать для этого время так, чтобы оно не совпадало со временем приема пищи. Если у ребенка все же начнут развиваться симптомы «гипо» во время занятий физкультурой, ему необходимо срочно дать что-то сладкое, а затем отправить поесть. Особенно внимательно следует наблюдать за ребенком в плавательном бассейне, так как вода и плавание сильно снижают уровень сахара крови. Если же ребенок принимает участие в спортивном мероприятии, например, в соревновании, кроссе или футбольном матче, у него должен быть в кармане сахар, а у организаторов соревнования – сладкий напиток.

Критические ситуации при диабете

         Гипогликемия – состояние, которое развивается при значительном снижении уровня сахара крови. Сокращенно гипогликемию называют «гипо». Основными симптомами «гипо» чаще всего являются бледность кожи, повышенная потливость, дрожание рук, слабость. Однако проявляться гипогликемия может также повышенной нервозностью или агрессивностью, волнением, плаксивостью, ухудшением зрения, нарушением координации движений. Самым грозным проявлением этого состояния, которое называется тяжелой гипогликемией, может стать потеря сознания и судороги.

«Гипо» может развиться, если ребенок:

  • сделал себе слишком большую дозу инсулина;
  • не поел, сделав инъекцию инсулина, пропустил или

отложил на более позднее время прием пищи, поел

слишком мало;

  • получил значительную физическую нагрузку без дополнительного приема углеводов.

Допускать возникновение и развитие состояния «гипо» очень опасно для жизни ребенка!

            Для правильного купирования (иначе лечения) гипогликемии следует срочно (вне зависимости от того, находится ли ребенок на уроке или на перемене): выпить сладкий фруктовый сок (1 стакан), или съесть 2–4 кусочка сахара, или выпить 0,5 стакана обычной пепси-колы, или принять 3 таблетки глюкозы по 5 граммов. Эти продукты всегда должны быть у ребенка (в портфеле, в сумке или в кармане). Вполне достаточно будет съесть печенье, любой фрукт или бутерброд (все это всегда должно быть в портфеле ученика – родители должны следить за этим).

            Нет необходимости отправлять ребенка домой: состояние «гипо» обычно проходит буквально через 10–15 минут. Если эта ситуация возникла в конце учебного дня (на последнем уроке, в раздевалке), ребенка, после того как он поест, следует отправить домой с сопровождением или вызвать для этого родителей. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать скорую помощь.

         Высокий уровень сахара в крови и проблемы, сопутствующие этому состоянию, не так страшны, как «гипо», но также требуют особого внимания со стороны учителей. В отличие от гипогликемии, которая проявляется моментально, симптомы высокого сахара нарастают постепенно, в течение нескольких дней.

Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: недостаточная доза инсулина, слишком большое количество еды, любой стресс, простудное заболевание. При этом ребенок начинает много пить и часто мочиться.

Читайте также:  Сахарный диабет 2 типа черешня

Физические нагрузки и спорт

            Физические нагрузки не запрещены ребенку, напротив, в умеренных объемах и под контролем спорт и физические упражнения ему показаны. Ребенок с диабетом получает от врача рекомендации, как ему вести себя при физических нагрузках. Во всем мире существует масса примеров того, как профессиональные спортсмены, будучи больны диабетом, не меняют своего образа жизни из-за болезни, умело рассчитывая физическую нагрузку, режим и инсулинотерапию. Физические упражнения заставляют организм «сжигать» сахар быстрее, чем в обычной обстановке, что способствует более быстрому снижению уровня сахара в крови. Поэтому необходимо иметь в виду, что дети с диабетом перед занятиями должны обязательно проконтролировать сахар крови, поесть или, в крайнем случае, съесть что-то сладкое (например, шоколадку).

Что нужно знать о психологическом состоянии ребенка с диабетом

            Сразу встает вопрос: говорить или не говорить о болезни в школе, родственникам, окружающим. Ребенок официально получает статус инвалида с детства, что, естественно, не добавляет радости. Многие предпочитают ничего не говорить о болезни окружающим, скрывать даже в школе, что ребенок болен, не понимая, какой опасности они подвергают его жизнь. Конечно, каждая семья решает самостоятельно этот вопрос, но даже если родители ничего не говорят никому, кроме учителя, о болезни, все равно поведение ребенка в определенных ситуациях отличается от поведения окружающих его сверстников и вызывает нездоровый интерес в классе. Очень много проблем возникает у подростков, больных сахарным диабетом. Детям и подросткам с диабетом нужно помочь наладить отношения со сверстниками, постараться сделать так, чтобы они «не выпадали» из общего круга интересов, дать шанс реализовать себя.

Советы по выбору профессии

            Имеется несколько профессий, к которым больные диабетом не могут быть допущены, например, управление самолетом, поездом. Однако водить личный автомобиль людям с сахарным диабетом разрешается.

При рассмотрении вопроса о выборе профессии преподавателем, школьным психологом и родителями, помогающими школьникам в этом непростом деле, следует иметь в виду, что диабет – заболевание, чреватое различными осложнениями и, следовательно, возможной потерей трудоспособности. Рекомендуются те профессии, которые не связаны с экстремальными условиями, ненормированным рабочим днем и отсутствием возможностей для регулярного питания. Можно рекомендовать выбрать, например, занятия языками, различные гуманитарные профессии, имеющие спокойный, облегченный режим работы. В любом случае, нельзя из-за болезни не разрешать овладеть той или иной специальностью, если только она не входит в перечень официально запрещенных для людей с диабетом.

О чем необходимо помнить:

  1. Ребенок с диабетом всегда должен иметь в доступном месте при себе глюкозу (сахар или сладкий напиток), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсий.
  2. Если вы являетесь классным руководителем, убедитесь в том, что другие учителя знают о диабете вашего ученика, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.
  3. Если ребенку с диабетом нездоровится, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождением; если возникнет необходимость отправить его домой, убедитесь, что дома есть кто-то из взрослых.
  4. Никогда не задерживайте ребенка с диабетом в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол и пообедать, а также на уроке (сдвоенных уроках), перемене, после которых он должен перекусить.
  5. Можно надеяться, что дети с диабетом, даже в малом возрасте, знают многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребенок обращается к вам и говорит, что в oтношении его нужно что-то предпринять, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.
  6. Иногда ребенок с диабетом пьет чаще, чем другие здоровые дети. Это вызвано повышением уровня сахара крови. Не думайте, что он хочет пошутить над вами, когда жалуется на жажду или часто просится выйти.
  7. В ситуации с «гипо» поступайте так, как рассказано выше в данном материале.
  8. Жесткий контроль за течением диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической нагрузкой. Однако у детей с диабетом, даже у тех, кто тщательно следит за этим балансом, не исключены случаи внезапной гипогликемии и, наоборот, резкого повышения уровня сахара крови. Они часто нуждаются в психологической поддержке, должны чувствовать, что не одиноки, а являются частью коллектива сверстников класса.

Заключение

            Дети с диабетом не должны стать объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет лишь о некоторой дополнительной заботе о них. Вместе с тем, они требуют ненавязчивого, осторожного присмотра.

Учитель может заподозрить диабет у своего ученика. Не секрет, что дети, находясь в школе, общаются с преподавателями зачастую больше, чем с собственными родителями. Занятость родителей на работе, позднее возвращение домой могут быть причиной того, что начало болезни проходит незамеченным. Диагностируют заболевание, когда ребенку становится совсем плохо – появляется резкая слабость, одышка, тошнота и рвота. Это поздние проявления диабета, и выводить из такого состояния часто приходится в отделении реанимации. Если Вы заметили, что ребенок много пьет, часто бегает в туалет, скажите об этом врачу.

Источник