Диабет 1 типа и эпилепсия

Диабет 1 типа и эпилепсия thumbnail

Сахарный диабет

Сахарный диабет – заболевание при котором нарушается регуляция уровня глюкозы в крови, возникает повышение концентрации в крови глюкозы (гипергликемия).

Основные признаки сахарного диабета:

  • жажда;
  • учащенное мочеиспускание;
  • cонливость;
  • слабость;
  • зуд кожи и половых органов;
  • потеря веса;
  • ухудшение зрения.

Существуют две основные формы этого заболевания: сахарный диабет I типа и сахарный диабет II типа.

Диабет I типа возникает в детском возрасте, и является аутоиммунным заболеванием при котором разрушаются секретирующие инсулин ß-клетки поджелудочной железы. Это относительно редкая форма заболевания встречается у 10-15% диабетиков.

Диабет II возникает у 85-90% диабетиков, характеризуется потерей способности клеток реагировать на инсулин, т.е. инсулинорезистентностью. Заболевают лица старше 30 лет, имеющие избыточный вес, высокое артериальное давление или метаболический синдром.

Метаболический синдром характеризуется абдоминальным ожирением, резистентностью к инсулину, нарушением обмена липидов. Является фактором риска инсульта, депрессии, болезней Альцгеймера, Хантингтона и Паркинсона

Шизофрения и сахарный диабет

В 1996 году итальянский ученый Mukherjee установил, что у 15% пациентов с шизофренией есть сахарный диабет, при общей распространенности сахарного диабета в Италии 2-3%. В США эти показатели составляли 12,3% и 6,3% соответственно. Сочетание шизофрении и сахарного диабета можно объяснить общей генетической предрасположенностью, ограниченной физической активностью и не качественным питанием.

Биполярное расстройство также сопутствует сахарному диабету II типа, ожирению и метаболическому синдрому.

Психоневрологические расстройства и сахарный диабет

У 37-40% пациентов с сахарным диабетом наблюдаются психические заболевания:

  • когнитивное расстройство – нарушение, памяти, мышления, ориентировки в пространстве;
  • деменция. Для нее характерны умеренная забывчивость, дефекты в повседневной деятельности, дезориентировка, несостоятельность в быту;
  • аффективные расстройства. Часто наблюдается депрессия, очень редко гипоманиакальные состояния;
  • тревожные расстройства в виде неоправданного беспокойства, тревожных ожиданий, не поддающихся контролю и изматывающих больного;
  • расстройства пищевого поведения в виде нервной булимии, ожирения. Очень часто бывают пищевые эксцессы – чрезмерное употребление больших объемов пищи пока не наступит ощущение дискомфорта;
  • кратковременные расстройства адаптации. Бывают у 50% пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Проявляются бессонницей, снижением или повышением аппетита, уменьшением сексуального влечения. В этот период времени пациенты могут разрывать близкие отношения с окружающими людьми, прекращать лечение и наносить себе повреждения.

Также бывает бессонница, тахикардия, сухость слизистых, озноб, различные вегетативные нарушения и центральная и периферическая нейропатия.

Центральная нейропатия встречается до 78% случаев сахарного диабета и характеризуется развитием энцефалопатии. В клинике диабетической энцефалопатии преобладают неврозы, когнитивные нарушения. Возникает на фоне гипогликемических эпизодов, или при лечении инсулином.

При метаболическом синдроме, в основе которого лежит сахарный диабет часто развивается ранний атеросклероз с высоким риском инсультов головного мозга, сопровождающийся различной патологией психической сферы. Инсульты при сахарном диабете носят ишемический характер, сопровождаются делирием, пневмонией, цереброкардиальным синдромом.

При этом сосудистая деменция встречается в 8,9% случаев. Пациенты с гипогликемией имеют высокий риск развития деменции спустя 4-7 лет после начала заболевания.

Периферическая нейропатия встречается в 40-60% случаев. Возможно развитие синдрома диабетической стопы.

Симптомы синдрома диабетической стопы:

  • парестезии стоп;
  • симптом «беспокойных ног»;
  • боли в конечностях;
  • тонические судороги и боль в икроножных мышцах;
  • нарушение чувствительности, онемение ног.

Таким образом, при сахарном диабете развиваются психоневрологические расстройства, которые требуют вмешательства врача психонейроиммунолога.

Телефон: +7 (966) 330-11-66

Скайп: psyclinic158

Также, Вам могут быть интересны следующие материалы нашего сайта:

1. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/saharnyy-diabet

2. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/saharnyy-diabet-ozhirenie…

3. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/psihozy-i-saharnyy-diabet

4. https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/obshchiy-analiz-krovi-i-s…

Источник

https://doi.org/10.21518/2079-701X-2019-4-108-111

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы

Аннотация

Риск сочетания сахарного диабета 1-го типа (СД1) и эпилепсии значительно выше, чем у людей без этого заболевания, что может указывать на генетическую предрасположенность для данного сочетания. Вопрос о связи сахарного диабета и эпилепсии остается до конца не изученным. В статье описан клинический случай сочетания СД1 с болезнью Грейвса у пациентки 37 лет, страдающей эпилепсией. Сочетания двух аутоиммунных заболеваний можно принять за часть аутоиммунного полигландулярного синдрома (АПС) 2-го или 3-го типа. АПС представляет собой аутоиммунное поражение нескольких эндокринных желез. Характерным признаком для наиболее изученных АПС 1-го и 2-го типа является наличие хронической недостаточности коры надпочечников. АПС 3-го типа представляет собой комбинацию аутоиммунных тиреопатий с другими аутоиммунными заболеваниями, как эндокринными (исключая недостаточность надпочечников и паращитовидных желез), так и неэндокринными. В представленном случае аутоиммунный характер СД1 и болезни Грейвса сомнений не вызывает, возможность рассмотрения эпилепсии в рамках аутоиммунного процесса (как АПС 3-го типа) представляет интерес. В статье приведена дифференциальная диагностика судорожных состояний со сравнением клиники гипогликемии и эпилептических припадков, акцентировано внимание на назначении противосудорожной терапии у пациентов с СД1. Тиреотоксикоз, который развился на фоне СД, приводит к высокой вариабельности гликемии, повышению потребности в инсулине, метаболической декомпенсации, что требует коррекции инсулинотерапии. Пациенты с поликоморбидными состояниями должны рассматриваться с позиции единого патогенеза, и они нуждаются в динамическом наблюдении. При наличии у больного полиэндокринопатии необходимо учитывать изменчивость клинической картины ввиду взаимного влияния патологических процессов, а также фармакокинетическое и фармакодинамическое взаимодействие назначаемых препаратов.

Об авторах

Е. Н. Смирнова

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Читайте также:  Простатит и сахарный диабет лечение

Россия

Смирнова Елена Николаевна – доктор медицинских наук, профессор.

614000, Пермь, ул. Петропавловская, д. 26; тел.: +7(912) 882-67-06

Т. П. Демичева

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия

Демичева Татьяна Петровна – кандидат медицинских наук, доцент.

614000, Пермь, ул. Петропавловская, д. 26; тел.: +7(912) 582-19-50

Список литературы

1. Токарева С.В., Токарев А.Р., Прилепа С.А. Манифестация сахарного диабета 1 типа у пациента с эпилепсией, возникшей в детстве (клинический случай и литературный обзор). Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2017;3. Публикация 2-11. Доступно на: https://www.medtsu.tuLa.ru/VNMT/BuLLetin/E2017-3/2-11.pdf (дата обращения: 20.07.2018). doi: 10.12737/articLe_59b14e3493b476.46281688.

2. Ларина А.А., Трошина Е.А. Аутоиммунные заболевания, ассоциированные с сахарным диабетом 1 типа: возможное взаимовлияние. Проблемы эндокринологии. 2013;1:35-41.

3. Ларина А.А., Трошина Е.А., Иванова О.Н. Аутоиммунные полигландулярные синдромы взрослых: генетические иммунологические критерии диагностики. Проблемы эндокринологии. 2014;3:43-2.

4. Mancardi M.M., Striano P., Giannattasio A. Type q diabetes and epiLepsy: more than a casuaL association? Epilepsia. 2010;51:320-21.

5. Щедеркина И.О., Рыбкина И.Г, Петряйкина Е.Е., Колтунов И.Е. Эпилепсия у детей и подростков с сахарным диабетом 1-го типа: особенности течения и диагностики. Педиатрия. 2017;96(1):175-80.

6. Eeg-OLofsson K.E. Аутоиммунные аспекты эпилепсии. Международный неврологический журнал. 2007;3(13). AvaiLabLe at: http//www.mif-ua.com/m//articLe/142. (Дата обращения: 22.05.2017).

Просмотров: 675

Источник

Проблема нарушений эмоциональной сферы у детей и подростков с сахарным диабетом 1-го типа является достаточно актуальной, поскольку она во многом определяет процесс реабилитации пациентов. Дело в том, что такое тяжелое и внезапно возникшее заболевание, как диабет, часто сопровождают депрессивные расстройства [11, 12]. Длительная декомпенсация механизмов регуляции углеводного обмена приводит к развитию не только первичных физических осложнений, но и вторичных психических [5, 9, 13-15]. Ежедневная потребность в самоконтроле углеводного статуса пациентами, необходимые ограничения в питании, нарушение самочувствия при неустойчивом уровне гликемии естественно дезорганизуют жизнь больных, отражаясь на функции вегетативной нервной системы и их психическом состоянии. Могут возникать лабильное настроение, снижение памяти, тоскливость и психастенические реакции [7, 8], которые негативно сказываются на поведении пациентов, вызывая или усугубляя состояние декомпенсации основного заболевания.

Медикаментозная терапия описанных нарушений не всегда может быть применима у детей с сахарным диабетом в связи с возрастными ограничениями и возможностью развития побочных реакций. Поэтому в педиатрической практике остается актуальным поиск эффективных немедикаментозных методов коррекции психического состояния таких больных [6]. С этой точки зрения в качестве психокорригирующего фактора рассматривают использование фотосенсорной стимуляции, или цветоритмотерапии, которая применяется в лечении больных неврозами [2, 4]. Этот метод основан на ритмическом специфическом раздражении структур мозга через рецепторы сетчатки глаза цветовыми стимулами с разной длиной волны. В этом случае регистрируются реакции диэнцефальных структур гипоталамуса, улучшение циркуляции крови в головном мозге и баланса разных отделов вегетативной нервной системы (ВНС) [1].

Цель работы – разработка методики цветоритмотерапии для коррекции психовегетативных нарушений у детей с сахарным диабетом 1-го типа на основе оценки эффективности различных вариантов цветового воздействия на орган зрения.

Обследовали 62 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет, больных сахарным диабетом 1-го типа и имеющих различные варианты церебральных нарушений.

Критериями исключения пациентов из исследования было наличие тяжелой органической патологии ЦНС и эпилепсии.

Длительность диабета в изученных случаях составляла от 6 мес до 13 лет. Степень компенсации углеводного обмена оценивалась по уровню гликемии натощак и колебаниям цифр гликемии в течение суток (включая постпрандиальную), а также уровню гликированного гемоглобина.

Неврологическое обследование проводили по общепринятой схеме. Кроме того, выявляли наличие у больных личностной и ситуационной тревожности по модифицированному для детей и подростков тесту Спилбергера-Ханина [10] с использованием следующих градаций в баллах: 4,0-3,0 балла – высокий уровень тревожности, 2,9-2,0 – средний уровень, 1,9-0 – низкий уровень. С помощью электронной версии цветового теста Люшера (Las) оценивали стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности больных. Тестирование проводилось при естественном освещении; ранжирование цветов каждый испытуемый проводил по степени их субъективной восприимчивости. Уровень депрессии изучался с помощью шкалы, разработанной в Санкт-Петербургском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. Для оценки исходного вегетативного тонуса (ИВТ) был использован модифицированный для детского возраста вопросник А.М. Вейна и соавт. Состояние вегетативного статуса определяли методом кардиоинтервалографии (КИГ), с помощью компьютерного комплекса VDC-201 («Волготех», Саратов). Проводилась также электроэнцефалография. Запись ЭЭГ осуществлялась на аппарате Энцефалон-131-01. В качестве функциональной пробы использовалась проба с гипервентиляцией (частое и глубокое дыхание в течение 1-3 мин). При анализе данных ЭЭГ оценивали частоту, амплитуду и характер -ритма, особенности медленных форм активности, соотношение τ- и β1-ритма в лобных отведениях [3].

Цветоритмотерапия осуществлялась с использованием аппарата Цветоритм (производства ООО «Трима», Саратов). Конструктивно аппарат Цветоритм выполнен в виде очков-фотостимуляторов, содержащих набор стимулов четырех цветов (красный – λ=620 нм, зеленый – λ=520 нм, синий – λ=465 нм, желтый – λ=560 нм). Параметры работы задаются блоком управления, работающим в ручном и автоматическом режимах. Аппарат позволяет поочередно предъявлять на каждый глаз импульсы света определенной длины волны. Импульсное воздействие цветом (синий, зеленый, красный, желтый по выбору или в автоматическом режиме смены цветов) воспринимается сетчаткой глаза и зрительными центрами, связанными с регулирующими структурами ЦНС, в первую очередь с гипоталамо-лимбической системой. Формируемый аппаратом нормальный ритм перехода стимула с одного глаза на другой обусловливает позитивные сдвиги в психическом и вегетативном статусе.

Читайте также:  Какая должна быть моча при диабете

На первом этапе работы нами исследовалась эффективность применения методики с использованием одного из цветов (зеленого, синего, желтого или красного) в течение всего курса лечения (10 процедур). В пилотном исследовании участвовали 40 детей. При сравнительной оценке показателей психоэмоционального статуса до и после курса цветоритмотерапии было установлено, что применение цветовых стимулов носило разнонаправленный характер. Например, применение красного цвета имело в целом низкую эффективность, а в ряде случаев отрицательно сказывалось на состоянии ребенка. Однако при индивидуальном рассмотрении психологического статуса ребенка положительный эффект был достигнут у 5 детей с ипохондрией, находящихся в состоянии психического истощения. Применение синего и желтого цвета оказало хороший эффект у 8 пациентов с функциональной перегрузкой, высоким уровнем тревожности, нервозностью, навязчивостями, страхами. При этом эффект синего и желтого цветов в описанных ситуациях был равнозначным, но в целом по группе эффективность применяемых методик синего и желтого цветов была не выше 30%. Наибольшего клинического эффекта удалось достичь в группе пациентов с применением в методике цветоритмотерапии зеленого цвета, который оказался гармонизирующим в отношении психического статуса у 20 (50%) и вегетативного статуса у 24 (60%) обследуемых.

Учитывая недостаточную эффективность изолированного воздействия синего, желтого и красного цветов, мы отказались от дальнейшего применения их в ручном режиме, и на следующем этапе исследования была изучена эффективность цветоритмотерапии с применением автоматического режима переключения цветов. Причем автоматический режим использовался в двух вариантах (им соответствовали группы пациентов) в зависимости от характера эмоциональных нарушений пациента. 1-ю группу составили 25 пациентов, состояние которых характеризовалось ипохондрической депрессией. Цветоритмотерапия применялась в автоматическом режиме с заключающим красным цветом (длительность процедур 16 мин – по 4 мин на каждый цвет в очередности – желтый, зеленый, синий, красный). Во 2-ю группу вошли 22 пациента, у которых преобладали невротические расстройства. В этих случаях применялся автоматический режим без использования красного цвета (длительность процедуры составляла 12 мин, очередность цветов – желтый, зеленый, синий по 4 мин). Терапия проводилась в положении сидя, при предъявлении каждому глазу цветового импульса длительностью 6 с. Всего было проведено 10 процедур.

Контрольную группу составили 15 пациентов с сахарным диабетом 1-го типа и психовегетативными нарушениями, которым изучавшаяся терапия не проводилась.

Указанные группы были сопоставимы по возрасту, полу, степени компенсации диабета и выраженности психовегетативных нарушений. Показатели эмоционального и вегетативного статуса в основных группах оценивались до и после окончания курса цветоритмотерапии.

Полученные данные статистически обрабатывались при помощи программного пакета XL istics 4.0 (Австралия). Для сравнения распределения качественных показателей в исследуемой группе детей использовался точный критерий Фишера. Достоверными считали результаты при уровне значимости p<0,05.

Психические и вегетативные нарушения у обследованных детей и подростков были достаточно разнообразными. Наиболее часто (75% случаев) они развивались у пациентов с хронической декомпенсацией диабета.

Большинство пациентов предъявляли жалобы на повышенную утомляемость, частые головные боли, боли в сердце, нарушение сна, снижение успеваемости в школе. По данным цветового теста Люшера 77,8% детей и подростков с хронической декомпенсацией диабета испытывали состояние эмоциональной перегрузки, истощение, страх перед вызванными болезнью ограничениями; у 58,8% пациентов имелось чувство неполноценности. Регламентированная заболеванием невозможность удовлетворения многих желаний и потребностей у 35% детей сопровождалась высоким уровнем агрессии. По результатам теста Спилбергера-Ханина уровень личностной тревожности при компенсированном диабете практически не отличался от такового у детей без диабета. В группе детей с декомпенсацией диабета уровень личностной тревожности был достоверно выше (3,25±0,36 балла; р=0,02), в то время как показатели ситуационной тревожности были ниже показателей здоровых детей (р<0,05), что свидетельствует об отсутствии у них мотивации к самоконтролю и доверия к себе. Наличие подобных психических изменений нередко создавало ситуации немотивированного конфликта и неприятие информации со стороны взрослых, в том числе врача, обучающего поведению, связанному с диабетом. Неадекватность самоконтроля, вызывавшая развитие декомпенсации, в 40,4% случаев сочеталась с эйфорическим типом реагирования на свое заболевание. У 20,2% пациентов, напротив, отмечался тревожный тип реагирования. В последнем случае дети в связи с наличием тревожности и страха, вплоть до фобий, были способны к самоконтролю, но недооценивали необходимость коррекции инсулинотерапии. При этом 45,5% детей с неудовлетворительной компенсацией диабета имели высокий показатель лживости, что затрудняло контроль их поведения как со стороны родителей, так и врачей. Имели место и случаи поведенческих девиаций в форме аддитивного поведения – стремления испытать измененное сознание путем вызванной гипогликемии. Такое поведение было выявлено у 12,9% подростков с некомпенсированным диабетом. Кроме того, у 15,2% пациентов были отмечены вспышки немотивированной агрессии, а у 4% детей проявления аутизма. Депрессивные состояния отмечались у 50% детей, при этом эмоциональные нарушения нередко были сопряжены с изменением общего самочувствия. У 40,6% детей выявлялись неврозоподобные состояния; 13,6% больных страдали энурезом; у некоторых имелись тики. Клинически выраженные когнитивные нарушения отмечались у 28,75% детей.

Читайте также:  Какие льготы детям сахарным диабетом

У 63,75% детей клинически и по данным КИГ были диагностированы признаки вегетативно-сосудистой дистонии, у 21,8% отмечались вегетативные пароксизмы.

У 64,5% детей с декомпенсацией диабета и эмоциональными нарушениями по данным ЭЭГ регистрировались слабая выраженность или отсутствие регулярного α-ритма при увеличении количества медленных волн, преимущественно τ-диапозона, различные деформации, дезорганизация α-колебаний, уменьшение β-активности. Подобные изменения показателей ЭЭГ свидетельствуют о нарушениях биоэлектрической активности головного мозга, вызванных либо типичными для диабета метаболическими изменениями при значительной длительности диабета (5-13 лет), либо психическими и эмоциональными расстройствами при небольшой длительности диабета (до 5 лет).

В результате применения цветоритмотерапии в автоматическом режиме смены цветов удалось достичь значительного улучшения в клиническом состоянии пациентов и положительных сдвигов со стороны инструментальных показателей у 74,5% обследуемых детей. У 65,9% детей прекратились вегетативные пароксизмы, у 63,8% купировались страхи (фобии), у 59,6% прекратились тики. У 72,3% детей восстановился сон и снизилась утомляемость. При этом наилучшие результаты зафиксированы у детей с длительностью диабета до 5 лет. Эти данные обобщены в табл. 1.

Таблица1

Улучшение в психическом состоянии больных после цветоритмотерапии прежде всего достигалось за счет снижения уровня тревожности, что подтверждалось данными теста Спилбергера-Ханина (табл. 2).

Таблица2

]]>

По данным теста Люшера, применение цветоритмотерапии позволило купировать депрессивное состояние у 67,7% пациентов 1-й группы, на 48% увеличилось число детей с мотивацией к преодолению депрессии, у 50% детей отсутствие выраженной активности и некоторое безразличие сменилось стремлением к деятельности; 65% больных расстались с чувством неполноценности, раздраженности и страха (табл. 3).

Таблица3

]]>

Состояние истинной депрессии в результате цветоритмотерапии было купировано у 66,7% детей, проявления легкой депрессии и субдепрессии – в 84% случаев. В контрольной группе уровень депрессии не изменялся.

Чрезвычайно важным для пациентов с диабетом явилось то, что у 74% детей 1-й и 2-й групп было купировано стрессовое состояние, вызванное необходимостью самоконтроля, что позволило пациентам оптимизировать частоту контроля гликемии и тем самым улучшить компенсацию диабета. После окончания цветолечения среднесуточный уровень гликемии снизился в 1-й группе с 10,8±2,7 до 8,4±2,3 ммоль/л, во 2-й группе с 10,3±2,8 до 7,9±2,3 ммоль/л при частоте контроля гликемии не менее 4 раз в сутки. В контрольной группе уровень среднесуточной гликемии остался без изменений (10,6±2,5 ммоль/л).

Воздействие цветоритмотерапии на вегетативный статус проявилось значительным уменьшением клинических симптомов вегетативной дистонии у 74% детей, что сочеталось с нормализацией вегетативной реактивности, устойчивости регуляции и активности подкорковых центров по данным КИГ (табл. 4).

Таблица4

]]>

По данным ЭЭГ на фоне проведения цветоритмотерапии (табл. 5)

Таблица5

]]>

прослеживается четкая положительная динамика в дифференцировке регулярного -ритма, частота регистрации которого увеличилась в 1-й группе на 28%, во 2-й группе – на 22,8%, в контрольной группе – на 6,7%, различия достоверны (р<0,05). Дизритмия в 1-й и 2-й группах уменьшилась на 24 и 27,3% соответственно. Достоверных различий ЭЭГ в группе контроля выявлено не было.

Соотношение медленных τ- и δ-ритмов и быстрых β1- и β2-волн увеличилось в 1,5 раза в пользу быстрых, что отражает снижение степени дезинтеграции в структурах лимбико-ретикулярного комплекса. Можно предположить, что цветоритмотерапия устраняет дисбаланс автономной регуляции через феномен бинокулярного соперничества. Терапевтический эффект цветоритмотерапии объясняется действием адекватного раздражителя различных длин волн и передачей его от сетчатки глаза и зрительных центров в регулирующие структуры мозга, включая гипоталамо-лимбическую систему [1, 2]. Ответная реакция этих структур на раздражитель с навязыванием нормального ритма бинокулярного соперничества, по-видимому, способствует восстановлению баланса нейротрансмиттеров, что обусловливает позитивные сдвиги в состоянии пациентов с церебральными нарушениями на фоне сахарного диабета.

Нежелательных эффектов от цветоритмотерапии выявлено не было. Отмечена хорошая переносимость и высокая приверженность детей и подростков к описанному методу терапии.

Проведенное исследование показало высокую эффективность применения цветоритмотерапии в коррекции психических и вегетативных нарушений у детей и подростков с сахарным диабетом 1-го типа. Оптимальным является автоматический режим использования аппарата Цветоритм с дифференцировкой в соответствии с особенностями психических и эмоциональных проявлений. В случае ипохондрической, депрессивной направленности психических нарушений следует выбирать автоматический режим с заключающим красным цветом, что оказывает стимулирующее воздействие на ЦНС, а пациентам с преобладанием невротических реакций целесообразно применять автоматический режим без использования красного цвета и сохранить гармонизирующий эффект последовательно желтого, зеленого, синего цветов. Проведенная коррекция психического состояния детей с диабетом позволила улучшить не только общее состояние и настроение больных, но и помогла ликвидировать связанный с необходимостью самоконтроля страх, что способствовало оптимизации контроля гликемии и достижению стойкой компенсации диабета (уровень среднесуточной гликемии в 1-й и во 2-й группах снизился на 2,4 ммоль/л), что является важным моментом в профилактике поздних осложнений диабета, в том числе и со стороны нервной системы.

Источник