Диабет не выдают полоски что делать
Татьяна Семизарова 23 Mar, 2017
Судья: Махов А.А. № 33-19293/15 Апелляционное определение
«10» сентября 2015 года г. Краснодар
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего: Агибаловой В.О.,
судей: Пегушина В.Г., Якубовской Е.В.
по докладу судьи: Пегушина В.Г.
при секретаре: Лесных Е.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора <…> < Ф.И.О. >6 на решение Первомайского районного суда <…> от <…>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор <…> Краснодарского края, в интересах несовершеннолетнего < Ф.И.О. >1, обратился в суд к Министерству здравоохранения Краснодарского края с требованием о признании незаконным не обеспечение тест-полосками несовершеннолетнего для контроля глюкозы в крови. Указал, что проверкой прокуратуры установлено, что < Ф.И.О. >1, <…> года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид», включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Полномочиями по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, то есть ответчик – Министерство здравоохранения Краснодарского края. В случае невыполнения в полном объеме указанных полномочий ответственность лежит на указанном органе.
В судебном заседании представитель прокуратуры, уточнил заявленные требования, просил обязать обеспечить ребенка-инвалида < Ф.И.О. >1 не выданными в 2013 – 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 187 штук.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда <…> от <…> в удовлетворении заявленных требований прокурору отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора <…> < Ф.И.О. >6 ставит вопрос об отмене решения райсуда и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу.
В возражении на апелляционное представление представитель министерства здравоохранения, по доверенности < Ф.И.О. >7, просит решение райсуда оставить без изменения, а представление – без удовлетворения, полагая, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора, участвующего в деле < Ф.И.О. >5, настаивающего на доводах представления; мнение представителя министерства здравоохранения, по доверенности < Ф.И.О. >8, полагающего, что решение законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что < Ф.И.О. >1, <…> года рождения, является ребенком-инвалидом с диагнозом сахарный диабет 1 тип, тяжелая форма, декомпенсация, установленный с 24.12.2012г., что подтверждается справками МСЭ-2011 <…> от 16.01.2013г, МСЭ-2012 <…> от 16.12.2013г., МСЭ-2013 <…> от 10.12.2014г.
В прокуратуру <…> обратился представитель региональной общественной организации инвалидов «<…>вое диабетическое общество» < Ф.И.О. >9 в интересах ребенка-инвалида < Ф.И.О. >1 о нарушении его прав на государственную социальную поддержку. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения требований законодательства.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального Закона РФ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют – дети-инвалиды, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Федеральным Законом РФ от 18.10.2007г. N 230-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» внесены изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», дополнительно введена ст.4.1, предусматривающая, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными, продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальному образованию <…> были переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Законом Краснодарского края от <…> №2398-К3 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальному образованию <…> переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты.
Таким образом, полномочиями по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, то есть Министерство здравоохранения Краснодарского края, самостоятельно закупая лекарственные препараты, средства самоконтроля и диагностические средства для больных сахарным диабетом. Соответственно ответственность за выполнением указанного полномочия лежит на Министерстве здравоохранения Краснодарского края.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции сослался на то, что заявка муниципального образования <…> на тест-полоски в 2013г., 2014г. была выполнена полностью.
В соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от <…> № 582, обеспеченность детей тест-полосками должна составлять 730 штук в год.
Приказом Минздрава России от <…> № 750н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете», вступившим в законную силу <…> года, установлено, что обеспеченность детей тест-полосками должна составлять 1460 штук в год.
В судебном заседании суда первой инстанции была представлена заверенная копия амбулаторной карты ребенка < Ф.И.О. >1, из которой видно, что эндокринологом делались записи о необходимости постоянного контроля глюкозы. Измерения уровня глюкозы в крови проводятся до инсулинотерапии перед каждым приемом пищи. В амбулаторной карте назначена инсулинотерапия и указано время (8часов, 13 часов, 18 часов, 22 часа) ежедневно, то есть 4 раза в день.
<…> был обеспечен Министерством здравоохранения Краснодарского края тест-полосками для контроля глюкозы в крови детям- инвалидам: в 2013 году в количестве 17500 штук на 33 детей, что в среднем составляет 1,45 полоски в день на одного ребенка, в 2014 году в количестве 32500 штук на 36 детей, что в среднем составляет 2,5 полоски в день на одного ребенка. Указанного количества было недостаточно, заявка же в большем размере Министерством здравоохранения не утверждалась, ограничивалась нормативом финансовых затрат в месяц на одного гражданина.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно. Право ребенка-инвалида заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
При вынесении решения районный суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, а также выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление помощника прокурора <…> < Ф.И.О. >6 – удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда <…> от <…> – отменить. Принять по делу новое решение.
Удовлетворить заявленные требования прокурора <…> Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего < Ф.И.О. >1 к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить ребенка-инвалида < Ф.И.О. >1 не выданными в 2013 – 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 187 штук.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Источник
Обеспечение больных диабетом необходимыми медикаментами и медизделиями – одна из основных проблем в системе здравоохранения в России. Почти ежедневно на страницах СМИ от Владивостока до Калининграда появляются новости о недостаточной выдаче всего необходимого больным инсулинозависимым диабетом. В Удмуртии ситуация такова, что людям с этим диагнозом приходится самим докупать медизделия – в местных больницах выдают недостаточное количество или вовсе отказывают в этом. “Idel.Реалии” поговорили с руководителем глазовской ячейки профсоюза медиков “Действие” Александром Золотаревым о ситуации в Удмуртии.
В удмуртском городе Воткинск семье с ребенком с инвалидностью приходится ежемесячно закупать за свой счет 70 тест-полосок для глюкометров для контроля уровня сахара в крови и инсулиновые иглы. Врачи местной городской детской больницы в своем ответе на обращение (имеется в распоряжении редакции) заявили, что “лимит заявки на 2019 год не предусматривал возможность для льготополучателей тест-полосками свыше 1 упаковки в месяц (50 полосок – “Idel.Реалии”), а также иглами к шприц-ручкам”.
Александр Золотарев на пикете летом 2019 года
Врачи хотят сказать, что заявка на получение медизделий уже сформирована и в ней сказано, что получить больше – невозможно. Хотя, как отмечает глава глазовского отделения профсоюза медиков “Действие” Александр Золотарев, минимальная потребность в тест-полосках гарантирована Стандартом оказания медицинской помощи детям при инсулинзависимом диабете. Такой же документ есть и об иглах – они включены в федеральный льготный перечень медицинских изделий. “Значит, они также должны быть предоставлены бесплатно при наличии соответствующей льготы”, – указывает Золотарев.
– Однако по каким-то непонятным чиновничьим причинам вместо положенных в месяц минимум 120 тест полосок, обеспечивают только одной упаковкой в количестве 50 тест-полосок, а иглы инсулиновые и оставшиеся 70 тест-полосок семья и вовсе вынуждена приобретать за свой счет. И это несмотря на то, что первое письменное обращение в Минздрав УР было отправлено еще в апреле 2019 года, – рассказывает он.
В беседе с “Idel.Реалии” Александр Золотарев выделил две проблемы, которые сейчас существуют в Удмуртии с доступом к медизделиям больным диабетом.
Первое – это необеспеченные тест-полосками в размере, установленном стандартом. Согласно нему, больницы за счет федерального бюджета обязаны предоставлять по четыре тест-полоски в день каждому больному, однако, как отмечает Золотарев, на деле это либо две-три полоски в день, либо вовсе их отсутствие.
– Иглы включены в федеральный льготный перечень медицинских изделий. То есть, в таком случае и тест-полоски, и иглы должны закупаться за счет средств федерального бюджета. Здесь случаев немного, но явно описанный выше из Вотскинска – не единичный. После публикации (пост на его странице во “ВКонтакте” – “Idel.Реалии”) еще одна мамочка написала. Аналогично сейчас решаю эту проблему с двумя взрослыми из Удмуртии. То есть, я не думаю, что это явно единичный случай, – объяснил активист.
Он также отмечает, что есть еще одна проблема в этой сфере – когда ребенка не обеспечивают тест-полосками и иглами в количестве свыше стандарта. Для того, чтобы больница стала выдавать их свыше стандарта, нужно пройти определенную процедуру, отмечает он: получить заключение врача-эндокринолога, на основе него получить протокол врачебной комиссии медицинской организации по месту получения первичной медико-санитарной помощи и после этого добиться индивидуальной закупки Минздрава.
– На втором и третьем этапе оформляются письменные обращения, сначала с просьбой провести врачебную комиссию и назначить необходимые медицинские изделия на основании заключения врача-эндокринолога, а потом пишем обращение в Минздрав с просьбой организовать индивидуальную закупку на основании протокола врачебной комиссии. Но вот тут приходится сталкиваться с проблемами, – рассказывает Золотарев.
Он объясняет, что врачи-эндокринологи часто боятся писать подобные заключения с указанием необходимого количества тест-полосок. “А это бывает и 6, и 8, и даже 12 тест-полосок в сутки, учитывая тяжесть диабета. Спущено негласное указание ограничить назначение”, – уверен он.
Даже если врач напишет заключение, в самом медучреждении почти всегда отказываются проводить комиссию, ссылаясь на разные причины. Золотарев уверен, что это все из-за распоряжения не тратить республиканские деньги на это, а именно ими оплачивается закупка сверх стандарта.
– Здесь стремление чиновников понятно: свести к минимуму затраты из регионального бюджета. В первом случае, я думаю, стремления чиновников связаны с нежеланием много просить у федералов. Второй случай (предоставление медизделий сверх стандарта) – далеко не единичный, сейчас речь идет о десятках обращений, – рассказывает лидер местного профсоюза.
Он отмечает, что есть еще одна проблема – больницы отказываются закупать ланцеты для больных диабетом. Они позволяют больным получать из пальца каплю крови с минимальным неприятным ощущением от укола, но при этом в объеме, необходимом для исследования в ней глюкозы.
– Официальная позиция Минздрава УР и прокуратуры – ланцеты не являются средствами диагностики. Мы с этим не согласны. Научилась ли понимать #командабречалова, что именно по реальной заботе к детям-инвалидам, полноценная жизнь которых зависит, в том числе, от своевременного обеспечения медицинских изделий, можно оценивать эффективность социальной политики, большой вопрос, – говорит Золотарев.
Он рассказал на своей странице накануне еще одну историю из Глазова. Там у больного инсулинзависимым диабетом потребность в медизделиях выше – не менее семи штук в день. Количество также варьируется от тяжести заболевания.
Активист и его доверитель обратились в Глазовскую межрайонную больницу с требованием провести врачебную комиссию по этому вопросу.
– Удивительно, но сразу получения обращения были выписаны бесплатные рецепты и на тест-полоски, и на инсулиновые иглы впервые за все время с выявления диагноза. Но в проведении комиссии отказали. Интересно и то, что руководство медицинской организации по своему усмотрению почему-то решило, что вместо семи инсулиновых игл в день пациенту вполне достаточно одной иглы на три дня.
Александр Золотарев пояснил, что в скором времени они намерены направить жалобы в надзорные инстанции по ответу и.о. главного врача Глазовской межрайонной больницы.
В момент написания материала, активист сообщил, что еще одна семья из Удмуртии обратилась к нему за помощью. Их ребенок имеет инвалидность, установленную в августе 2018 года, однако они до сих пор закупают тест-полоски и иглы за свой счет.
Бойтесь равнодушия – оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Источник
Российские диабетики жалуются на проблемы с получением тест-полосок для глюкометров. Об их отсутствии, перебоях с выдачей или недостаточном количестве заявили жители Брянской области, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, а также Москвы и Подмосковья. В Росздравнадзоре «Известиям» подтвердили, что в этом году в разных регионах несвоевременно выдали тест-полоски как минимум по 28 тыс. рецептов. Сложности со средствами диагностики и лекарствами для людей, страдающих сахарным диабетом, – системная проблема, считают эксперты. Одна из причин этого в том, что в России нет стандартов, четко указывающих, сколько препаратов и расходников должны получать такие пациенты. Поэтому во многих субъектах их закупка финансируется по остаточному принципу, говорят специалисты.
«Музейный экспонат»
О проблеме с предоставлением тест-полосок для глюкометров в Брянской области заявил в разговоре с «Известиями» депутат Борис Пайкин, представляющий регион в Госдуме.
– Ко мне неоднократно обращались жители Брянской области с сахарным диабетом, которые не могли получить тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, хоть они им положены по закону на бюджетной основе, – сообщил он. – Были и повторные обращения, когда в результате депутатского запроса в уполномоченные органы вопрос решался, но лишь на время.
Например, в мае парламентарий обратился в Генпрокуратуру и департамент здравоохранения Брянской области (письма и ответы на них есть в распоряжении «Известий») по поводу проблемы местной жительницы Марии Фотевой (имя изменено из соображений конфиденциальности диагноза). У женщины двое детей, на работу ее не берут, из-за сахарного диабета она постоянно плохо себя чувствует, а измерить сахар в крови не имеет возможности: бесплатно тест-полоски ей не выделяли.
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
«Без этих тест-полосок определить сахар в крови невозможно, – пишет она в своем письме Борису Пайкину. – И купить я их тоже не могу – просто потому, что они стоят 1950 рублей 100 штук (в среднем этого количества хватает на неделю. – «Известия»). Для меня и моей семьи это огромные деньги».
Генпрокуратура перенаправила обращение в региональную, та инициировала проверку. Было выявлено, что Погарская центральная клиническая больница в Брянской области вовремя не предоставила документы, на основании которых пациентке могли быть выданы расходники. В итоге женщина получила новый глюкометр и тест-полоски к нему.
В августе в похожей ситуации оказался житель Брянской обрасти Максим Смолин (имя изменено). Получить диагностические средства без стороннего вмешательства он тоже не смог, рассказал Борис Пайкин.
Как пояснили «Известиям» в Росздравнадзоре, по данным на 21 сентября, в адрес территориального ведомства по Брянской области поступило три обращения о проблемах с обеспечением тест-полосками для глюкометров.
– В адрес департамента здравоохранения Брянской области выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, – сообщили в ведомстве.
Фото: Depositphotos
Есть основания полагать, что проблема носит системный характер, заключил Борис Пайкин.
«Известия» пообщались с диабетиками и выяснили, что проблемы с получением тест-полосок действительно возникают в разных регионах.
«Информация из комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга: тест-полосок в сентябре не будет! Поставка за сентябрь будет после 10 октября!» – пишет пользователь одного из тематических чатов в популярном мессенджере.
Председатель краснодарского краевого регионального отделения Судебно-экспертной палаты России Павел Ткаченко болеет сахарным диабетом уже 10 лет. И всё это время тест-полоски ему приходится приобретать за свой счет.
– Ни разу как инсулинозависимый диабетик я ничего не получал бесплатно – ни полосок, ни препаратов, – сказал он в беседе с «Известиями». – При этом с лекарствами тоже есть серьезная проблема. Если они где-то и выделяются бесплатно, то это препараты крайне неэффективные – те, что остались в прошлом веке.
Кроме того, по его словам, в регионе серьезная проблема и со специалистами: эндокринологов не хватает даже в муниципальных учреждениях, а специализированных центров и вовсе не существует. Похожая ситуация, отметил он, и в соседней Ростовской области.
Фото: Depositphotos
Краснодарскую проблему подтверждает и местный эксперт по качеству оказания медпомощи Сурхо Амалиев.
– Она связана и с финансовой составляющей – нехватка финансирования, и с логистической – несвоевременные поставки, и с человеческим фактором. Речь о недоработках чиновников разного уровня – когда, например, просто недоглядели и не подписали соответствующие документы, – пояснил он. – Я живу в Краснодаре и вижу здесь нехватку лекарств и тест-полосок. Сам я уроженец Чечни, долгое время работал там, и этот вопрос тоже стоял остро. Он актуален и для соседних регионов: Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии.
В Краснодаре бесплатные тест-полоски, по его словам, «музейный экспонат». Если они есть, то в таком малом количестве, что их почти никто не получает.
По данным, предоставленным «Известиям» Росздравнадзором, через региональные минздравы бесплатные тест-полоски в 2020 году получили 351,5 тыс. человек. На них выписали 977,5 тыс. рецептов, из которых обеспечены 949,3 тыс. То есть по 28 тыс. рецептов выдача тест-полосок задерживается. Среди регионов-антилидеров – Марий Эл (6,3%).
По постановлению правительства №890 от 30 июля 1994 года «О господдержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами» в этом году тест-полоски получили 1,3 млн человек. Самый высокий показатель задержек – в Еврейской автономной области (4,24%).
Раз по сто
В Москве и области ситуация обстоит лучше. Здесь средства диагностики выдают, но зачастую в меньшем количестве, чем это необходимо.
– Я измеряю сахар 10-15 раз в день, а мне дают 100 тест-полосок на месяц, то есть их хватает на неделю. В Казахстане, например, выдают 400, – рассказала «Известиям» москвичка Алла Березкина (имя изменено по просьбе героини).
«Сейчас, когда я веду борьбу с поликлиникой и прошу больше полосок, они мне говорят: «У вас отличная клиническая картина, зачем вам больше полосок? У вас стабильный диабет, нет осложнений». А я говорю: «Давайте я буду измерять сахар согласно рекомендациям врача – четыре раза в день и не больше – и тогда посмотрим на мою клиническую картину», – написала еще одна жительница столицы в тематическом чате в одном из мессенджеров.
– Я получаю тест-полоски, но не всегда стабильно: иногда могут выдать с запасом, а иногда, наоборот, так мало, что хоть плачь, – поделилась Наталья Варлеева из Подмосковья.
Согласно клиническим рекомендациям Минздрава, частота самоконтроля индивидуальна и зависит от терапии. Например, в начале заболевания и на интенсифицированной инсулинотерапии – не менее четырех раз в сутки (то есть примерно 120 в месяц).
При этом тест-полоски должны выделяться диабетикам за счет государства.
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
– Сахарный диабет включен в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства, в том числе инсулин, инсулиновые шприцы «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики (тест-полоски) отпускаются по рецептам врачей бесплатно и не зависят от наличия инвалидности, – сообщил Минздрав в ответ на запрос депутата Бориса Пайкина.
Член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Петр Родионов в разговоре с «Известиями» заявил, что сложности с обеспечением тест-полосками связаны с тем, что во многих субъектах их закупка финансируется по остаточному принципу.
– До сих пор не приняты стандарты оказания медицинской помощи для больных сахарным диабетом I и II, поэтому каждый субъект решает сам, сколько средств выделять на эту статью. То есть нет законодательно закрепленной нормы, сколько тест-полосок каждый пациент должен получить, – сказал он.
По его словам, в октябре состоится заседание совета, где Росздравнадзор представит результаты тематического мониторинга.
«Известия» направили запросы во все регионы, откуда приходили жалобы диабетиков, однако оперативный ответ смогли предоставить только в Московской области. По данным пресс-службы местного министерства здравоохранения, все диабетики Подмосковья «тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови обеспечиваются в полном объеме», их достаточно, и даже есть запас.
Источник