Диета для диабета 1 типа ребенку

Мы пригласили поделиться личным опытом одну из мам, ребенку которой поставлен диагноз сахарный диабет 1 типа. Расскажем про первые признаки диабета, на что не нужно тратить время, как организовать питание ребенка, досуг и спортивные мероприятия, как влияют физические и эмоциональные нагрузки. А также как планировать день и рассчитывать и контролировать потребление сахара.
13 лет назад в эндокринологическом отделении детской областной больницы меня огорошили: у моей полуторогодовалой дочки диабет 1 типа. Сказать, что я была ошеломлена – это не сказать ничего. Как мы научились с ним жить, и что я теперь могу посоветовать тем, кто огорошен такой же новостью – об этом я попытаюсь рассказать.
Сразу оговорюсь, об инсулинотерапии, механизмах возникновения диабета и тому подобном речи не будет – это прерогатива медиков. Я лишь поделюсь своим опытом.
Манифестация диабета – с чего все начинается
Считается, что диабет у детей врожденный. Но до определенного момента он спит. А потом из-закаких-то внешних факторов (болезнь, стресс, прививка, даже просто поездка в соседний регион) он манифестирует.
Ребенок начинает много пить, много ходить в туалет «по-маленькому», изо рта начинает пахнуть яблоками или ацетоном. И еще один явный признак – ребенок начинает резко худеть. НО. Бывает и более скрытая манифестация – ребенок просто быстрее устает и больше спит. Единственный способ достоверно узнать, есть ли у ребенка диабет – сдать кровь на уровень глюкозы в крови. Показатель выше 6 натощак – уже неприятный звонок. Далее дело врачей: поставить диагноз и назначить инсулинотерапию.
Первые аксиомы или на что не надо тратить время
Есть вещи, которые надо просто принять, чтобы не задаваться лишними вопросами, а начать как можно быстрее действовать. Ведь чем быстрее вы начнете думать в правильном направлении, тем быстрее вы наладите главный показатель вашего нового образа жизни – компенсацию (т. е. поддержания нормального уровня глюкозы крови).
– Ни один врач не скажет вам, почему у вашего ребенка диабет. Самый честный ответ я услышала от заведующей отделением эндокринологии ОБКБ 1 Людмилы Черных: «Тот врач, который сможет сказать, откуда взялся диабет, получит Нобелевскую премию». Поэтому нет смысла искать причины его появления.
– Диабет на данном этапе неизлечим. Поэтому не надо искать целителей, бабушек, «новаторов». Хотя через этот этап проходят многие мамы детей диабетиков, но безрезультатно. Не тратьте на это время.
– Диабет 1 типа всегда инсулинозависимый. Поэтому обязательно пройдите «школу диабета», которая есть при отделении эндокринологии. Там вы узнаете азы инсулинотерапии и питания, которые станут для вас основой всей последующей жизни. На этом этапе интернет и форумы лишние. Разберитесь в азах.
– Самая главная аксиома. Нет единых схем компенсации диабета, все очень индивидуально. Поэтому прочь самокопания и вопросы почему, оставляем только актуальное: как приблизить компенсацию к идеальной.
Каждый день с чистого листа
Эту фразу я прочитала в одной из книг о диабете 1 типа. И жаль, что прочитала я ее достаточно поздно, когда наш «стаж» уже был более трех лет. Мне ее очень не хватало в самом начале, когда нас только выписали из больницы. Ведь именно в этот момент ты остаешься с диабетом один на один.
Чаще всего первые месяцы компенсация не удается, сахара скачут от самых низких до очень высоких. Ребенок капризничает и то не ест, то мечет все, до чего дотянется. И руки опускаются. Кажется, что ничего никогда не получится, и что ты медленно убиваешь своего ребенка. Да, именно так, ведь в больнице четко объясняют: нет компенсации – не за горами осложнения, которые разрушат сосуды глаз, почек и стоп.
Но не впадайте в панику. Во-первых, организм ребенка куда более адаптивен, чем у взрослого. И осложнений из-заодной-двух недель декомпенсации не случится. А во-вторых, чем быстрее вы станете спокойны, начнете анализировать каждый шаг, сами научитесь подбирать дозы инсулина, тем быстрее все наладится. И тут фраза «каждый день с чистого листа» очень поможет. Не получилось добиться хороших сахаров вчера – добьетесь сегодня.
Первая составляющая компенсации: питание
Самое главное, что надо запомнить – у каждого ребенка реакция на одни и те же продукты разная. Например, у одного ребенка картофель будет поднимать сахар очень сильно, у другого нет. Тут-то и нужен дневник самоконтроля: благодаря ему можно регулировать наличие тех или иных продуктов в меню ребенка, в зависимости от потребностей и реакции организма.
– Считаем хлебные единицы всегда и везде. ХЕ – это наше все. Существуют целые таблицы, в которых расписаны ХЕ разнообразных продуктов. Исходя из них, диабетики высчитывают, сколько и чего можно съесть в один прием пищи и сколько инсулина поставить. Таблицы можно с легкостью найти в интернете. В последнее время мы пользуемся вот этим сервисом: dia-calc.ru
– Соблюдать баланс белков, углеводов и жиров в каждом приеме пищи. Например, излишние жиры сначала замедляют повышение глюкозы, затем вызывают ее рост. Чтобы разобраться во всех тонкостях, потребуется время. Для начала чаще всего рекомендуют запомнить «правило тарелки», которое придумали финны. Это правило можно найти в интернете. Я в начале пошла другим путем. Каждый прием пищи должен содержать белок и углеводы. Углеводы строго по количеству ХЕ, нужных на данный прием пищи. Белок – 1/3 от количества углеводов. Жиры я практически не учитывала лет до 10, т. к. маленького ребенка жирной пищей и так не кормишь. Добившись нормальных сахаров, я осталась на отработанном меню, решив, что разнообразием займусь позже. Схема сработала: новые продукты я стала вводить постепенно, анализируя реакцию организма.
– Не забывать не только про ХЕ при составлении меню, но и учитывать гликемический индекс продуктов. Например, на 1 ХЕ можно съесть всего 75 грамм картофеля, но зато целых полкило цветной капусты. Благодаря этому, можно увеличивать или сокращать порции, что очень полезно для малоешек или, наоборот, подростков – жрунов.
– Подведение итогов дня. Первое время придется уделить очень много внимания анализу. Какое блюдо поднимает сахар сильнее? Какое меньше? Какая каша больше подходит? Как сделать меню вкуснее и разнообразнее? В этом помогает «Дневник самоконтроля», который учат вести еще в больнице. Я в него записывала все: от времени приема пищи, уровня сахара до состава блюд и того, чем занималась дочь в перерывах между едой. В итоге, благодаря анализу, набирается целый арсенал лайфхаков, которые сильно облегчают жизнь. Например, если заменять в супе картофель на кабачок, он не становится менее вкусным, съесть его можно больше, сахар он повысит меньше. Или оказывается, что гречневая каша сахар поднимает меньше овсяной. Ну и так далее.
Вторая составляющая компенсации: физические нагрузки
Свежий воздух и правильные физические нагрузки позволяют улучшить компенсацию в разы. О чем надо помнить?
– при плохой компенсации и высоких сахарах физические нагрузки противопоказаны. А вот неспешные прогулки все равно полезны.
– не все виды спорта хороши для диабетиков. Не стоит заниматься теми видами спорта, которые предполагают нарушение кровообращения в стопах (коньки, например), травмы (хотя любой спорт травмоопасен). Хороши бассейн, ушу и всевозможные танцы, кроме бальных.
– учитывать физические нагрузки при питании и инсулинотерапии. Опять же, учитывая нагрузки, можно увеличить или сократить порцию, сделать питание более дробным, более или менее калорийным.
– не забывайте о прогулках с друзьями. Беготня во дворе с приятелями – отличный вариант не только физических нагрузок, но и правильной эмоциональной нагрузки.
Третья составляющая компенсации: эмоциональная
Это та составляющая, о которой не расскажут вам врачи, но она мало того, что существует, но может перечеркнуть все ваши старания с питанием и нагрузками. Например, у моей дочери легко происходит повышение сахара от стресса, испуга, даже простой контрольной в школе. Что делать? Вероятно, скажу грубо: учить пофигизму. Не создавать проблем из-за плохих оценок, неправильного поведения, ссор с подружками. Завести хобби, в котором, с одной стороны, есть соревновательный момент, с другой – проигрыш не играет особой роли.
В плане эмоционального баланса нам очень помогла … собака. Во-первых, это лучший антистресс. Дочь, приходя из школы, утыкается в нее носом, десять минут и она спокойна. Во-вторых, тренировкой спокойствия в стрессовых ситуациях стали собачьи выставки и соревнования. Теперь ни контрольные, ни экзамены в школе на сахарах у дочери не отражаются. Еще один огромный плюс от собаки, который я оценила лишь в предыдущем году, собака здорово борется с классической подростковой ленью. Хочешь, не хочешь, гулять пойдешь. Конечно, это не панацея для всех, но у нас это сработало.
Ребенок диабетик и окружающие
Наверное, это даже более сложный вопрос, чем налаживание компенсации. Особенно в нашей стране, где ребенок с диабетом – это как минимум «страдающий страшным недугом». Во всем остальном мире – это дети с другим образом жизни, подчас более здоровым, чем окружающие.
Конечно, чтобы ребенок диабетик чувствовал себя спокойно и уверенно в обществе, его приходится учить многим вещам. В том числе таким, о которых не сразу задумываешься.
Простейший пример: что делать, если тебя угостили конфетой? Поэтому я не стала отдавать дочь в садик, а решила обойтись школами развития и кружками, чтобы отработать реакцию на разные ситуации. К школе дочь умела контролировать сахар, упреждать гипогликемию. Собирая школьный рюкзак не забывать про глюкометр и сладкое, вежливо, но твердо отказываться от медицинских манипуляций (нам это сильно пригодилось), спокойно объяснять, почему она не будет конфету или пиццу.
Но, как оказалось, и мне надо было быть готовой к школе.
Диабетик и школа
– При выборе школы мы решили остановиться на гимназии, благо к первому классу дочь и читала, и считала, и на английском лепетала, а гимназия располагается в 3-х минутах ходьбы от дома. При подаче заявления я услышала: «она не справится с нагрузкой гимназии». Я была к такому не готова, поэтому даже растерялась. Но все-таки отдала ее в эту гимназию. Сейчас дочь в 8 классе. Проблем с учебой нет. Но настороженное отношение со стороны школы преобладало класса так до четвертого.
– Пришлось очень много общаться с учителями. Как и у большинства людей, знания учителей о диабете были равны нулю. Поэтому мне сначала пришлось провести краткий ликбез, а потом написать памятку, в которой было подробно написано, что делать при том или ином уровне сахара. В начальной школе памятка лежала на столе учителя. В среднем звене я вклеила ее в дневник. Ведь учителя тоже люди и теряются, когда ребенку при них становится нехорошо. По написанной инструкции им действовать проще.
– Переходный возраст. Об этом пишу именно в школьном разделе, так как именно в этом возрасте начинается активное влиянии социума на ребенка. Готовьтесь смозолить язык. Может быть все: от естественного подросткового жора до отказа от инсулинотерапии. И тут вам придется стать психологом, иногда надсмотрщиком и обязательно другом. Успокаивает только одно: это проходит.
Последнее. Лирическое
Диабет ребенка ни в коем случае не ограничивает семью ни в чем. Он просто заставляет более тщательно все планировать.
Собрались к друзьям на день рождения, а там будет торт? Пожалуйста: сократили количество ХЕ на завтрак и обед, на торт поставили адекватную дозу инсулина.
Ребенок мечтает о коньках? Казалось бы – не лучший вариант. Но если хочется – пожалуйста: хорошие коньки, термобелье и недолгие тренировки.
Собрались в отпуск? Учитываем все: от продолжительности перелета, дороги от аэропорта до отеля до особенностей национальной кухни. Мы с дочерью чудесно проводим отпуск в самых разных странах. Тяжеловато было в Камбодже из-за сладких соусов, в которых мариновалось мясо, а дочь категорически не любит такой способ приготовления.
Федор Шаляпин, Эрнест Хемингуэй, Сильвестр Сталлоне, Шерон Стоун, Пеле, Жан Рено, Михаила Боярский. Список можно продолжать бесконечно. Про них не скажешь, что они «страдали» или «страдают». Но диагноз диабет у них у всех в наличии. Поэтому если вашему ребенку поставили такой же диагноз, не заставляйте его страдать «страшным недугом». Научитесь с ним жить сами и научите ребенка.
Фото: globallookpress.com
Источник
Данный раздел является достаточно сложным. Однако он необходим для того, чтобы вести более свободный образ жизни и достичь компенсации диабета. Первое время будет сложно, но потом это войдет в привычку и будет совершаться автоматически. Все мы учились читать по слогам, и никто не сел за руль автомобиля и сразу поехал.
Существует 2 основных пути поддержания компенсации при диабете:
1) практически свободное питание (при этом необходимы частые замеры уровня гликемии, точный подсчет углеводов в еде и умение самостоятельно корректировать дозу инсулина);
2) фиксированный режим инсулинотерапии (рекомендации в выписках из стационара основаны на таком подходе, при этом должен быть фиксированный режим питания с одним и те же количеством углеводов и одинаковый уровень физической активности).
В обоих случаях необходимо уметь правильно считать еду. Первый путь более сложен, но он необходим для молодых активных людей. Второй путь больше подходит для тех, кто ведет размеренный образ жизни, например, для людей пожилого возраста. При втором пути можно составить несколько вариантов меню и придерживаться его.
А. Расчет углеводов.
Инсулин необходим для усвоения углеводов.
Чтобы компенсировать углеводы инсулином, надо четко определять их количество. Т.е. на определенное количество углеводов должно вводиться определенное количество инсулина. Это соотношение индивидуально для каждого человека. Если Вы придерживаетесь постоянной схемы инсулинотерапии, не изменяете самостоятельно дозы инсулина, значит, Вам надо постоянно употреблять одно и то же количество углеводов. Если Вы хотите придерживаться более свободного питания, надо уметь считать углеводы и рассчитывать дозу инсулина на них.
Количество углеводов можно определять в граммах или хлебных единицах.
Понятие «хлебная единица» (ХЕ) введено для удобства подсчетов. 1 ХЕ = 10-12 грамм углеводов. Для удобства лучше брать в 1 ХЕ 10 г углеводов.
Чтобы узнать количество ХЕ, надо количество углеводов разделить на 10 (если считать 10 г углеводов в 1 ХЕ).
1 ХЕ в среднем повышает уровень на 2-2,8 ммоль/л.
Например, в 100 г. печенья содержится 70 г. углеводов, это 7 ХЕ. Если съесть 100 г. печенья, при отсутствии инсулина в организме, глюкоза может повыситься на 14-19 ммоль. Но цифры эти индивидуальны.
В состав так называемых диабетических продуктов часто входят спирты в качестве подсластителей (изомальт, сорбитол). Они не повышают глюкозу крови, поэтому количество спиртов необходимо исключать из общего количества углеводов.
Например, в 100 г печенья содержится 70 г углеводов, в том числе 20 г сорбитола. Значит 70-20=50/10=5 ХЕ.
На фото выше в 100 г продукта 15 г углеводов (Total Carbohydrate), из 15 – сахарные спирты (Sugar Alcohol). Такой продукт не повысит уровень глюкозы крови.
Фруктозу вычитать не надо! Фруктоза – повышает глюкозу крови в той же степени, как и обычный сахар.
При наличии СД возникают 2 задачи при подсчете ХЕ:
- Определить, сколько ХЕ содержится в данном конкретном продукте, который сейчас Вы собираетесь съесть (не в 100 г, а именно в этом количестве продукта, который Вы хотите съесть, например, в каше, которую Вы положили себе в тарелку и собираетесь съесть).
- Сколько надо съесть продукта на необходимое количество ХЕ (например, утром ем 3 ХЕ, но каши не хочу, хочу картошку).
В принципе, это 1 задача, но с разных сторон.
- Определение количества ХЕ в продукте
Количество ХЕ можно определять приблизительно (каши – ложками, фрукты чашками, фрукты штуками), а можно (и нужно) более точно – по весу.
Приблизительному подсчету учат во многих школах диабета. Почему? – Потому что многие пациенты и подсчет ложками считают крайне обременительным. Но, по крайней мере, хотя бы первое время лучше взвешивать продукты, чтобы привыкнуть на глаз определять размеры порций. Не так и сложно поставить на кухне кухонные весы.
Как определить, сколько ХЕ содержится в данном количестве еды по весу:
- узнать, сколько углеводов в 100 г. продукта (на упаковке – см. пищевую ценность продукта – углеводы);
- количество углеводов разделить на 1000 и умножить на вес продукта (если считаем в углеводах, то делим не 1000, а на 100).
СОДЕРЖАНИЕ УГЛЕВОДОВ в 100 г. х ВЕС ЕДЫ (в граммах)/1000
Например, находим в интернете пищевую ценность картофеля – 17 г углеводов в 100 г. Взвешиваем картофель, который хотим съесть, получаем 200 г. 17/1000*200 = 2,4 ХЕ (если считаем в углеводах, то делим не на 1000, а на 100: 17/100*200 = 24 г. углеводов).
Взвешивать овощи надо до готовки! (При готовке вес продукта изменяется, но углеводы остаются). Если приблизительно, то 1 средняя картофелина весит 60 г, 17/1000*60 = 1 ХЕ. Т.е. 1 средняя картофелина приблизительно 1 ХЕ. Но лучше взвесить картошку, чтобы представлять себе, что такое 60 г.
Правильно крупы, макароны взвешивать в сухом виде, сварить и взвесить готовую кашу. Количество ХЕ заложенной в кашу сухой крупы делят на вес готовой каши и получают количество ХЕ в своей конкретной каше. Каша может получиться разная (в 100 г вязкой каши ХЕ будет меньше, чем в 100 г рассыпчатой каши).
Разберем гречневую кашу.
Возьмем граненый стакан гречки, это 170 г сухой крупы. В 100 г. – 57 г. углеводов. 57/1000*170= 9,69 ХЕ. Взвесили готовую кашу, получили 570 г.
9,69 ХЕ/570*100= 1,7 ХЕ в 100 г. каши.
Если кашу варили на молоке надо учесть углеводы, содержащиеся в молоке. Например, в вышеуказанную кашу добавили вместо воды 300 мл молока (100 мл – 0,47 ХЕ, 300 – 1,41 ХЕ). 9,69+1,41=11 ХЕ/570*100=1,9 ХЕ в 100 г. каши.
Точно также пекут блины, пироги и пр. Считают количество ХЕ всех продуктов, которые вошли в пирог (сахар, мука, молоко). Взвешивают весь пирог. Количество ХЕ сухих продуктов делят на вес пирога, получается количество ХЕ в 1 грамме, умножаем на 100 – в 100 г.
Хотя бы несколько раз такое стоит сделать. Тогда Вы убедитесь, что небольшой кусочек пирога потянет 6-7 ХЕ.
- Расчет количества продукта на необходимое количество ХЕ.
Для этого надо 1000 разделить на количество углеводов в 100 г. или 100 разделить на количество ХЕ в 100 г.
Например, в 100 г. каши – 17 г углеводов, 1000/17 = 58 г каши на 1 ХЕ.
В дальнейшем такие расчеты проводить будет необязательно. Удобно разработать таблицы по ХЕ под свое меню и положить на кухне, пока расчеты не дойдут до автоматизма. За основу можно взять таблицу Рустема.
Сколько ХЕ необходимо съедать в сутки?
Нормальная масса тела Тяжелый физический труд 25-30 ХЕ Среднетяжелый физический труд 20-22 «Сидячая» работа 16-18 Малоподвижный образ жизни 12-15 | Избыток массы тела или ожирение Тяжелый физический труд 20-25 ХЕ Среднетяжелый физический труд 15-17 «Сидячая» работа 11-16 Малоподвижный образ жизни – не менее 10 |
Дефицит массы тела – 25-30 ХЕ в сутки. В пределах каждой категории мужчины употребляют ближе к верхней границе диапазона, женщины – ближе к нижней.
На один основной прием пищи не рекомендуются употреблять более 7 ХЕ.
Как можно облегчить себе жизнь? На первых порах записывать полученные результаты. Сварили кашу, записали.
Еда | Углеводы в 100 г | Вес на 1 ХЕ |
Каша Геркулес (80 г хлопья, 500 молоко) | 14,5 | 70 |
Каша Геркулес (100 г хлопья, 500 молоко) | 15,7 | 64 |
Каша Геркулес (80 г хлопья, 500 воды) | 9,2 | 109 |
Такую табличку можно составить по всем продуктам и повесить на холодильник. В дальнейшем все будет получаться автоматически.
В первое время надо держать под рукой некоторые формулы:
- Расчет содержания углеводов в 100 граммах продукта (если готовим еду из нескольких ингредиентов, содержащих углеводы)
Количество всех углеводов, которые содержит продукт/общий вес продукта*100
- Расчет ХЕ в продукте
СОДЕРЖАНИЕ УГЛЕВОДОВ в 100 г. х ВЕС ЕДЫ (в граммах)/1000
- Расчет количества продукта на необходимое количество ХЕ.
1000/ количество углеводов в 100 г.
Б. Гликемический индекс
Продукты с разным гликемическим индексом по-разному влияют на сахар в крови по времени (быстро или медленно повышают уровень глюкозы). Чем выше гликемический индекс, тем быстрее повысится глюкоза крови (такие продукты необходимо исключить из рациона, но их хорошо употреблять при гипогликемии).
Жирные продукты медленнее повышают глюкозу, т.к. жиры тормозят всасывание углеводов (жареный картофель меньше повысит глюкозу, чем пюре; но пюре можно замедлить маслом).
Жидкие продукты (особенно теплые) быстрее повысят глюкозу крови.
На скорость всасывания так же влияет:
- степень обработки продукта (чем мельче, тем быстрее);
- скорость приема пищи;
- температура пищи;
- запивается ли пища.
Гликемический индекс также необходимо учитывать для того, чтобы знать, какие продукты в какое время суток лучше употреблять. Во избежание высокого уровня глюкозы крови профиль действия пищевого инсулина должен совпадать с профилем всасывания углеводов из пищи. Например, если углеводы всосутся раньше, чем начнет действовать инсулин, получим высокий уровень глюкозы. Если позже – можем получить гипогликемию.
В зависимости от времени инсулин в организме действует по-разному. Утром инсулин разворачивается медленно, чтобы избежать высокого пищевого пика необходимо употреблять в пищу продукты с низким ГИ. В обед инсулин работает быстрее – здесь важно совмещать продукты с высоким и низким ГИ. Вечером инсулин работает быстрее всего – подойдут продукты с более высоким ГИ.
Примерный перечень продуктов в зависимости от приема пищи
Завтрак | Гречневая, овсяная (не Геркулес!), ячневая каши, блины, пельмени, гренки, омлет, драники, кабачковые оладьи, макароны, творог. |
Обед | Суп, гречка, рис, плов, картошка отварная, жареная, картофельное пюре, пельмени, картофельная бабка, голубцы, макароны, фасоль, хлеб. Овощные салаты помогут замедлить всасывание еды, ими можно регулировать паузу и/или высокий сахар крови перед едой. |
Ужин | Рис, картофель отварной, пюре, голубцы, пшенная, кукурузная каши. Белок – до 100 грамм, чтобы не учитывать его при подборе дозы инсулина |
Перекусы | Фрукты, печенье, йогурты. |
Если пользуетесь ультракороткими аналогами инсулина, то фрукты должны быть в основной прием пищи (возможно с небольшой паузой после основной еды).
В. Частота приема пищи.
Зависит от вида инсулина. При генно-инженерных инсулинах (моноинсулин, актрапид, хумулин, генсулин) обычно необходимы перекусы на пике действия инсулина, т.е. как правило, через 2 часа после инъекции).
На аналогах (апидра, новорапид) перекусы не нужны.
Можно ли есть дополнительную еду, когда хочется и колоть на нее дополнительный инсулин? В принципе можно, но лучше не надо так делать, пока не научитесь компенсации, т.к. профили разных доз будут наслаиваться друг на друга. А до этого лучше до отработки предыдущей дозы инсулина новую дозу не вводить (для генно-инженерных инсулинов – 5 часов, для аналогов – 4 часа).
Г. Пауза между введением инсулина и приемом пищи.
Помимо ГИ продуктов огромную роль играет время экспозиции между уколом короткого инсулина и приемом пищи (пауза). Подбирается индивидуально. Самая большая пауза обычно на завтрак. Аналоги инсулина вводят без паузы или после еды.
Подробно о паузе написано в разделе «Подбор доз короткого инсулина».
Д. Белково-жировые единицы
В белках и жирах нет углеводов, однако после их употребления углеводы (глюкоза) получаются в процессе биохимических реакций уже внутри организма и глюкоза крови может повышаться. Влияние белков и жиров на глюкозу крови очень индивидуально и отличается у разных людей. У кого-то они повышают глюкозу крови, у кого-то нет. Определить это можно только опытным путем, измеряя глюкозу после различной еды. Очень условно 100 г. белков можно приравнять к одной ХЕ.
В любом случае, влияние белков на СК будет намного ниже, чем влияние углеводов. При этом белки и жиры повышают глюкозу крови медленно и начинают «вылезать» через несколько часов.
Для того, чтобы определить, как белки влияют на Ваш уровень глюкозы крови, необходимо измерять глюкозу крови через 3-4 часа после приема белковой пищи (например, если съели много мяса без углеводов, измерьте уровень глюкозы через 3-4 часа).
Источник