Диплом сахарный диабет у детей практическая часть
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Саратовский
государственный медицинский университет
им. В.И.
Разумовского Минздрава РФ»
Медицинский
колледж
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 060604 – «Лабораторная диагностика»
ПО ПМ: «Проведение практических лабораторных
биохимических исследований»
МДК: «Теория и практика
лабораторных биохимических исследований»
НА ТЕМУ: «Сахарный диабет»
Студентки:
Лутовой Натальи Викторовны
Очная форма обучения
Проверил:
Преподаватель
Агаева Ирина Николаевна
Саратов, 2012 – 2013 г.
Содержание:
С.
Введение 5
ГЛАВА 1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
1.1. Краткая характеристика
типов сахарного диабета и
сходных с ним состояний 7
1.1.1. Классификации сахарного диабета
и других
нарушений
толерантности к глюкозе 7
1.1.2. Краткое
описание и сравнительная характеристика
основных
типов СД и сходных с ним
состояний 11
1.2. Основные аспекты этиологии сахарного диабета 14
1.2.1. Генетические аспекты 14
1.2.2. Вирусные инфекции и другие
факторы внешней среды 16
1.2.3. Аутоимунные процессы 16
1.2.4. Ожирение
и питание как аспекты предрасположенности
к сахарному
диабету 17
1.3.Эпидемиология сахарного диабета 17
ГЛАВА
2. ПАТОЛОГИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 19
2.1. Поджелудочная железа, как основной
источник заболевания 19
2.2. Характеристика гормонов поджелудочной
железы и их
действия
в норме и при сахарном диабете 22
2.2.1. Инсулин
22
2.2.2. Глюкагон 29
2.2.3. Соматостатин
32
2.2.4. Панкреатический полипептид 33
2.2.5. Амилоидный полипептид 33
2.3. Нарушения обмена веществ
при сахарном диабете в
результате патологического действие
гормонов поджелудочной железы 34
2.3.1. Нарушение углеводного
обмена………………………………………34
2.3.2. Нарушение липидного обмена………………………………………..49
2.3.3. Нарушения белкового
обмена…………………………………………41
2.3.4. Нарушения водно-солевого
обмена…………………………………..43
ГЛАВА 3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСЛОЖНЕНИЙ
САХАРНОГО ДИАБЕТА И
БИОХИМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ
ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………………………………………………………….44
3.1. Микроангиопатия и
макроангиопатия, как осложнения
сахарного диабета…………………………………………………………………………49
3.2. Ишемическая болезнь
сердца………………..………………………..49
3.3. Патология органа
зрения при сахарном диабете…………………………49
3.4. Поражения почек………………………………………………………..50
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ……………………………..56
4.1. Материалы исследования………………………………………………56
4.2. Методы исследования……………………………………………………56
4.2.1. Глюкозооксидазный
метод определения глюкозы…………………..56
4.2.2. Определения холистеринав сыворотке
крови…………………………..57
4.2.3. Определения общего триглицеридов
в сыворотке крови……………..57
ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..58
5.1. Биохимические показатели углеводного
обмена…………………………58
5.2. Биохимические показатели липидного обмена…………………………..65
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………77
ВВЕДЕНИЕ
Сахарный диабет – lat. Diabetes mellitus – системное гетерогенное
заболевание. Это заболевание – одна из
серьезнейших проблем нашего времени.
Оно занимает третье место среди непосредственных
причин смерти после сердечно-сосудистых
и онкологических заболеваний.
В настоящее время на нашей планете живут более 150 миллионов
больных СД. Причем 80 – 95% больные инсулиннезависимым
сахарный диабет. Сахарный диабет обуславливается
абсолютным (СД I) или относительным (СД
II) дефицитом инсулина, который вначале
вызывает нарушение углеводного обмена,
а затем и изменение обмена в организме
всех основных энергетических веществ
(углеводы, жиры, белки).
Как правило, при сахарном
диабете происходит нарушение секреции
разнообразных гормонов поджелудочной
железы, в частности инсулина, и
чувствительности к ним.
Последствиями же инсулиновой
недостаточности являются метаболические
нарушения, из которых наиболее выражены
нарушения углеводного обмена.
Ключевым критерием
в диагностике сахарного диабета
является уровень глюкозы в крови
(гликемия), в частности уровень гликемии натощак. Но
правильно поставить диагноз (особенно
установить тип сахарного диабета) исходя
из лабораторных данных можно лишь правильно
понимая методические факторы и физиологические
особенности субъекта, влияющие на результаты
определения концентрации глюкозы.
Цель данной дипломной
работы состоит в изучении взаимосвязи
показателей углеводного и липидного
обмена по биохимическим показателям
крови больных сахарным диабетом.
Задачи:
1. Изучение концентрации
глюкозы в сыворотке крови
больных сахарным диабетом.
2. Изучение концентрации
общего холестерина в сыворотке
крови больных сахарным диабетом.
3. Исследование содержания
триглицеридов, липопротеидов очень
низкой плотности, липопротеидов
низкой плотности, липопротеидов
высокой плотности в сыворотке крови больных сахарным
диабетом.
ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Краткая
характеристика типов сахарного
диабета и сходных с ним
состояний
Сахарный диабет (СД) – эндокринное
заболевание, характеризующееся синдромом
хронической гипергликемии вследствие
недостатка в организме гормона поджелудочной
железы – инсулина, или его недостаточным
действием, что приводит к нарушению сначала
углеводного обмена, а затем и обмена всех
энергетических веществ в организме. Для
СД характерно нарушение секреции некоторых
гормонов или недостаточная чувствительность
к ним.
На ранних этапах развития заболевания
и при правильном своевременном
лечении СД характеризуется гипергликемией
после еды или натощак. При
неправильном или недостаточном
лечении заболевание прогрессирует
и сопровождается поражением периферических
нервов, нарушением зрения в результате
изменения сосудов сетчатки глаза, а также
поражением почечных клубочков с нарушением
их функции.
При отсутствии лечения или при
наиболее выраженных формах СД наблюдается
кетоз (накопление в организме продуктов
неполного окисления жиров – кетоновых
тел), и белковым истощением, что приводит
к катастрофическим состояниям – развитию
комы или шока.
1.1.1. Классификации сахарного
диабета и других нарушений
толерантности к глюкозе
Существует множество классификаций
сахарного диабета, но наиболее используемые
из них две. Одна из них – классификация
СД и других категорий нарушения
толерантности к глюкозе (ВОЗ 1985
год):
1. Спонтанный сахарный диабет:
– инсулинзависимый (ИЗСД) – тип I
– инсулиннезависимый (ИНЗСД) –
тип II
а) у лиц с нормальной массой
тела
б) у лиц с ожирением
2. Вторичный сахарный диабет, включая
сахарный диабет, сопутствующий
определенным состояниям и синдромам:
а) заболевания поджелудочной железы
б) гормональные нарушения
в) состояния, вызванные лекарственными
и химическими веществами
г) определенные генетические синдромы
д) смешанные состояния.
3. Диабет, обусловленный недостаточностью
питания (тропический):
а) панкреатический
б) панкреатогенный
4. Нарушение толерантности к глюкозе
(НТГ) – ранее называвшийся химическим,
бессимптомным, латентным и субклиническим
диабетом:
а) у лиц с нормальной массой
тела
б) у лиц с ожирением
в) НТГ, обусловленное другими определенными
состояниями и синдромами.
5. Диабет беременных. НТГ, начавшееся
при беременности.
6. Достоверные классы риска (лица
с нормальной толерантностью
к глюкозе, но со значительно
увеличенным риском развития
диабета):
а) предшествовавшие нарушения толерантности
к глюкозе
б) потенциальные нарушения толерантности
к глюкозе.
Данная классификация используется
в клинической практике, но имеет
множество недостатков. Она не отражает
в полной мере ни этиологию ни патогенез
СД. Получение множества данных,
(таких как, присутствие антител
к островковым клеткам и специфические
гаплотипы HLA) изменяющих представление
о патогенезе СД, повлекло за собой необходимость
пересмотра существующей классификации
и разработки новой классификации, учитывающей
современные диагностические критерии.
Таковой послужила этиологическая классификация
сахарного диабета (ВОЗ, 1999):
I.Сахарный диабет I типа (деструкция
β-клеток, обычно приводящая к абсолютной
инсулиновой недостаточности):
а) Аутоиммунный
б) Идиопатический
II. Сахарный диабет II типа (от преимущественной
резистентности к инсулину с относительной
инсулиновой недостаточностью, до преимущественно
секреторного дефекта с инсулиновой резистентностью
или без нее).
III. Другие специфические
типы:
А. Генетические дефекты β-клеточной
функции:
1. MODY-3 (хромосома 12, ген HNF-1α)
2. MODY-2 (хромосома 7, ген глюкокиназы)
3. MODY-1 (хромосома 20, ген HNF-4α)
4. Митохондриальная мутация ДНК
5. Другие
В. Генетические дефекты в действии
инсулина:
1. Резистентность к инсулину
типа А
2. Лепречаунизм
3. Синдром Рабсона-Менделхолла
4. Липоатрофический диабет
5. Другие
С. Болезни экзокринной части
поджелудочной железы:
1. Панкреатит
2. Травма/панкреатэктомия
3. Неоплазии
4. Кистозный фиброз
5. Гемохроматоз
6.Фиброкалькулезная панкреатопатия
D. Эндокринопатии:
1. Акромегалия
2. Синдром Кушинга
3. Глюкагонома
4. Феохромоцитома
5. Тиреотоксикоз
6. Соматостатинома
7. Альдостерома
8. Другие
Е. Сахарный диабет, индуцированный лекарствами
и химикатами:
1. Вакор
2. Пентамидин
3. Никотиновая кислота
4. Глюкокортикоиды
5. Тиреоидные гормоны
6. Агонисты α-адренорецепторов
7. Тиазиды
8. Дилантин
9. Диазоксид
10. α-интерферон
11. Другие
F. Инфекции:
1. Врожденная краснуха
2. Цитомегаловирус
3. Другие
G. Необычные формы иммуноопосредованного
диабета:
1. «Stiff-man»-синдром (синдром обездвиженности)
2. Аутоантитела к рецептору инсулина
3. Другие
H. Другие генетические синдромы,
иногда сочетающиеся с диабетом:
1. Синдром Дауна
2. Синдром Клайнфелтера
3. Синдром Тернера
4. Синдром Вольфрама
5. Атаксия Фридрейха
6. Хорея Гентингтона
7. Синдром Лоренса-Муна-Бидля
8. Миотоническая дистрофия
9. Порфирия
10. Синдром Прадера-Вилли
11. Другие
1.1.2. Краткое описание
и сравнительная характеристика
основных типов сахарного диабета
и сходных с ним состояний
Как видно из данных классификаций
выделяют два типа собственно сахарного
диабета – диабет I типа (СД-I) и диабет
II типа (СД-II). Они представляют собой две
разные нозологические формы (этиологически,
патогенетически, клинически, а так же
в отношении лечебных подходов). Объединяет
эти два типа лишь развитие синдрома хронической
гипергликемии.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика различных
типов СД.
СД-I | СД-II | |
Синоним | ювенильный СД, инсулинзависимый СД | СД взрослых, |
Возраст | обычно до 30 лет (два пика заболеваемости | обычно после 40 лет |
Начало болезни | острое | Постепенное |
Выраженность клинических симптомов | резкая | Умеренная |
Течение СД | лабильное | Стабильное |
Кетоацидоз | склонны | Резистентны |
Анализ мочи | сахар и часто ацетон | Сахар |
Генетические данные | ассоциация с гаплотипами HLA, | ассоциация с гаплотипами |
Масса тела | ожирение отсутствует | ожирение в 80% случаев |
Пол | одинаково часто | чаще женщины |
Сезонность начала | осенне-зимний период | Отсутствует |
Содержание в плазме инсулина и | снижено (инсулинопения) или не определяется | в норме, часто повышено, редко снижено |
Антитела к островковым клеткам | 50-85 % | 10 % |
Гаплотипы HLA | В8, В15, DW5, OW4, DwR3, DwR4 | не отличаются от здоровой популяции |
Распространенность | 0,5% населения | 2-5% населения |
Лечение | инсулинотерапия | диета, сахаропонижающие пероральные |
Преобладание поздних осложнений | микроангиопатия | Макроангиопатия |
Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы
Методическая разработка для преподавателя
к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»
Специальность: «Сестринское дело»
Составили:
преподаватель педиатрии:
Ушакова Ф.И.
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК педиатрии
Протокол № _____
от «___» _____________ г.
Председатель ЦМК
____________
2010
Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Специальность: «Сестринское дело».
Место проведения занятия: кабинет доклиники.
Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).
Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
Целевые задачи:
Студенты должны
Уметь:
- Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
- Выявить проблемы пациента и его окружающих.
- Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
- Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
- Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
- Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
- Провести промывание желудка ребенку.
- Набрать и ввести нужную дозу инсулина.
Оснащение занятия
- Тестовые задачи.
- Ситуационные задачи.
- Методическое пособие для учащихся.
- Инсулиновые препараты.
- Инсулиновые шприцы.
- Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.
Хронокарта
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Методическая разработка к практическому занятию по теме:
«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»
Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен
Уметь:
- собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
- подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
- собрать суточную мочу на сахар
- определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
- составить меню больному сахарным диабетом
- ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
- обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
- провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы
- оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
- расшифровать углеводную кривую.
Знать:
Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.
Оснащение занятия:
На каждого студента:
- Методическое пособие.
- Бланк направления.
- Шприцы.
- Иглы.
- Лотки.
- Ватные шарики.
- Пинцеты.
- Препараты инсулина.
На двух студентов:
- Стеклянная мерная посуда.
- Фантом для п/к инъекций.
- Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.
На бригаду:
- Видеодвойка.
- Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
- Глюкометр.
- Шприц-ручка для введения инсулина.
Хронокарта
Организационный момент | 5 мин. |
Актуализация темы | 5 мин. |
Контроль исходного уровня | 20 мин. |
Изучение нового материала | 60 мин. |
Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры) | 60 мин. |
Отработка практических навыков | 90 мин. |
Решение профессиональных задач | 25 мин. |
Подведение итогов, задание на дом | 5 мин. |
ВСЕГО | 270 мин. |
Литература для студентов
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
- Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
- Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие – Мн.: Высш. шк., 2000 г.
- Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
Литература для преподавателя
- Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
- Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
- Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.
План занятия
- Организационный момент:
- отметить отсутствующих
- ознакомить студентов с планом занятия
- Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
- каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
- после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
- Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
- преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
- Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
- преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
- преподаватель контролирует и корректирует их действия
- рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
- Решение ситуационных задач:
- каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
- Подведение итогов занятия:
- преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия
Литература для студентов:
Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал
Литература для преподавателя:
«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского
Мотивация
Уважаемый студент!
Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:
Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.
Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.
Информационный блок
- Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
- Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
- Виды инсулинов.
- Памятки для больных, примерное меню.
- Уход при сахарном диабете.
- Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.
Алгоритмы манипуляций
- Выполнение инъекции инсулина.
- Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
- Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
- ООД сбора мочи на сахар.
- Образец заполнения бланка направления.
- Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.
Методический блок
- Мотивация.
- Цели занятия.
- Оснащение занятия.
- План занятия.
- Хронокарта.
- Литература.
Хронокарта занятия
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Литература для студентов:
- «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
- Рецептурный справочник под редакцией Машковского.
- «Детские болезни» Святкиной.
Литература для преподавателя:
- «Детские болезни» Н.Шабалова.
- «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.
Схема ООД сбора мочи на сахар
Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением
№ | Цель действия | План действия | Теоретическое обоснование | Критерий | Примечание |
1. | Подготовка посуды для сбора мочи | Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию | |||
2. | Подготовка больного | Подмывание не требуется | |||
3. | Сбор мочи | Предупредите больного:
| Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче | Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты |
Примеры выписки рецептов
- Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.
Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml
D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет
- Моносуинсулин для подкожного введения.
Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды
- Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.
Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет
- Суспензия инсулина – ультралонг.
Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном
Приложение № 3
Вопросы по теме: «Сахарный диабет»
(для выявления уровня знаний)
- К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
- Какие типы сахарного диабета выделяют?
- Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
- Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
- Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
- Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
- Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
- Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
- Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
- Какие симптомы характерны для диабетической комы?
- Какие причины вызывают ее?
- Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
- Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
- Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
- Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?
Уход при сахарном диабете
Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.
План сестринских вмешательств | Обоснование |
1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни» |
|
2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.) |
|
3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса») |
|
4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина |
|
5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина |
|
6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка |
|
7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек |
|
8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний |
|
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».
На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.
Критерии оценки данного тестового задания:
До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»
От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»
От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»
Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»
Ситуации к разыгрыванию ролей
Бригада делится попарно.
В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).
Ситуация № 1
У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.
Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.
Ситуация № 2
Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.
Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.
Ситуация № 3
Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.
Обучите маму сбору мочи на сахар.
Ситуация № 4
Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Объясните маме, как хранить инсулин.
Ситуационная № 5
Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Научите маму проведению п/к инъекции инсулина.
Ситуация № 6
Вы – фельдшер бригады С и НМП, на вызове к ребенку 5 лет, больному сахарным диабетом и с признаками начинающейся диабетической комы.
Задание студ