Качество жизни детей с сахарным диабетом

Качество жизни детей с сахарным диабетом thumbnail

Как помочь ребенку с диабетом первого типа вести полноценную жизнь

Сахарный диабет на сегодня катастрофически распространён как у детей, так и у взрослых.

Если раньше врачи выделяли диабет первого типа как диабет детей, а диабет второго типа как диабет взрослых, то сейчас эти рамки настолько стёрты, что в любом возрасте мы видим увеличение патологии и расширение возрастных рамок. Говоря о сахарном диабете первого типа мы всегда предполагаем инсулинозависимый тип.

Слово патология, на мой взгляд – это неправильное слово. Сахарный диабет – это образ жизни, с которым нужно научиться идти рука об руку.

При постановке такого диагноза детям, самое первое, с чем мы эндокринологи сталкиваемся, это психологическое состояние матерей и всех родственников. Да, в этой ситуации первым страдает совсем не ребёнок.

И первая помощь, которую приходится оказывать врачу – это психологическая помощь родителям.

Очень важно объяснить, разложить по полочкам все вопросы, возникающие у родителей. Иначе один-единственный неразъяснённый вопрос может создать неприятие данного диагноза, который повлечёт за собой фатальные последствия. Сахарный диабет первого типа – это довольно серьёзный диагноз, который, в принципе, учит жить по-новому. Иногда, когда люди получают серьёзные травмы опорно-двигательного аппарата, например, им приходится учиться ходить заново. Так и здесь: главное – найти в себе силы на себя и на своего ребёнка. Каждый раз, видя родителей в печали, всегда хочется зарядить их положительными эмоциями, и когда я вижу первую улыбку на лице родственников, родителей, то чувствую маленькую победу. Ведь именно хорошее психологическое состояние – это девяносто процентов успеха в ведении таких пациентов.

Причины возникновения

У каждого человека есть генетическая предрасположенность к данной патологии. Но вот что запустит механизм активации этой предрасположенности – здесь, конечно, возникает много вопросов. До сих пор не установлено ни единой точной причины, известны лишь факторы риска: стрессовые ситуации, инфекции, переохлаждения. На мой взгляд, основные факторы, которые играют печальную роль во всё большем количестве заболевших – не только сахарным диабетом, но в том числе им, – это питание и экология.

К сожалению, мы не знаем наверняка, что мы покупаем на прилавках магазинов, где оно выращено, чем обработано, пока доехало до нас. Мы чаще всего не задумываемся о том, что мы едим.

Первый маячок для родителей : диагноз «сахарный диабет» ставится на основании одного показателя – глюкоза крови, которую можно измерить натощак, или во время дня обыкновенным глюкометром.

К сожалению, всемирная организация здравоохранения ещё не ввела такой скрининг как взятие глюкозы крови в обязательном порядке у детей любого возраста, к примеру, каждые шесть месяцев. Такие скрининги введены только для беременных. Но наших детей это пока обходит стороной. Поэтому сейчас мы слишком часто встречаемся с поздней диагностикой.

Но каждый родитель способен приобрести глюкометр чтобы периодически измерять глюкозу крови у ребёнка.

Как часто это делать? На мой взгляд, один раз в шесть месяцев вполне достаточно. Это отличный скрининг для того, чтобы выявить нарушения углеводного обмена.

Клиника этого заболевания не имеет специфических симптомов. К примеру, слабость и вялость мы часто принимаем за переутомление. Ощущение жажды больше нам говорит о жарком климате или температурном режиме в комнате, в квартире. Или, например, у ребёнка появилось частое мочеиспускание, которое мы связываем либо с инфекцией мочевыводящих половых путей, или с повышенным питьевым режимом и не обращаем на это внимания.

Единственный симптом, который заставляет родителей бежать к врачам и бить тревогу – похудание. Резкое снижение массы тела, при этом аппетит очень хороший, даже повышенный.

Второй маячок для родителей: слабость, вялость, апатия, частое мочеиспускание, жажда, повышенный аппетит и снижение массы тела.

Любой из этих симптомов должен навести на мысль измерить глюкозу крови.

Если глюкоза нашего малыша выше 5,5 ммоль/л (миллимоль на литр) на литр натощак, или она выше 7,8 ммоль/л натощак в любое другое время суток, стоит срочно обратиться к эндокринологу, потому что нарушение углеводного обмена есть.

А что именно происходит, в этом как раз врач-эндокринолог поможет разобраться. Если есть подобные нарушения, то чаще всего в диагноз они выставляются как преддиабет.

Что такое преддиабет? Это состояние, при котором сахар выше нормы, но ещё в том пределе, когда инсулинотерапия может быть отсрочена и поддерживать нормальное состояние здоровья нам помогает соблюдение диеты. Но мы прекрасно понимаем, что манифест начала заболевания – это вопрос времени.

Сахарный диабет первого типа предполагает обязательный подсчёт всех продуктов питания и перевод в систему под названием «хлебные единицы».

При постановке диагноза родители должны пройти школу обучения по диабету. В ней им объясняет все моменты, нюансы, касающиеся питания, самоконтроля, лечения, путешествий, спорта, смены климата.

Для диабета первого типа, по сути, не нужна какая-то жёсткая диета, как, например, при втором типе. Всё, что нужно помнить – это строгий подсчёт съеденной пищи, на которую нужно дать инсулин.

Из рациона ребёнка необходимо исключить всего три продукта: мёд, соки в пакетах и газировки, сахар. В минимальном количестве разрешена стевия в качестве подсластителя.

Я всегда стараюсь предупредить родителей, что не надо с самого раннего возраста приучать ребёнка к сокам. К сожалению, здесь мы расходимся с педиатрами.

Но я полагаю, что ребёнок соки всё равно попробует в своё время, когда станет чуть постарше. Поэтому не стоит приучать малышей и к блюдам с сахаром: чай с сахаром, каши с сахаром. Можно это заменить очень легко, например, фруктами.

Конечно, диабет предполагает в лечении постоянную, непрерывную инсулин-терапию. Это обязательно, без этого мы никак не можем.

Очень часто от родителей я слышу такую фразу: «мы вынуждены колоть инсулин». Я стараюсь объяснить, что мы не вынуждены. Это неправильная «установка».

Сегодня у нас есть уникальный шанс – возможность использовать такой волшебный препарат, волшебный гормон как инсулин. Раньше, без этого препарата наши дети просто погибали. Какое-то время они были на диете, а потом всё было очень плачевно.

Среди вопросов, которые волнуют родителей, один из самых первых и частых – это какая длительность жизни у детей, в будущем у взрослых с данным диагнозом. На что я могу с уверенностью ответить, как и любой доктор, что в случае компенсации данного заболевания длительность жизни ничем не отличается от других людей. В случае компенсации ваш ребёнок сможет иметь потом своих детей. И огромные шансы, что эти дети будут здоровыми. Компенсация предполагает, что нахождения сахаров в организме должно быть в рамках 6 – 8 ммоль/л. Да, для диабета эти рамки немного выше, чем для здоровых людей.

Читайте также:  Как снизить сахар при инсулинозависимом диабете

Печально встречать семьи, которые имеют уже установленный диагноз у ребенка, но родители задают элементарные вопросы, после которых понимаешь, что им не объяснили о заболевании всё так, как следует. Или когда родители вынуждены забрать своё чадо из любимого им спорта, в результате того, что они не знают что делать с высоким или низким уровнем сахара во время нагрузок.

Необходимо знать, что эндокринологи могут помочь с этими вопросами и ребёнок может жить в привычном ему режиме абсолютно нормально, занимаясь любым спортом или хобби.

Итак, что необходимо помнить в том момент, когда мы сталкиваемся с таким диагнозом, как сахарный диабет первого типа:

1. Жизнь продолжается. Нужно научиться жить по-новому и принять то, что случилось с вашими детьми и с вами. Дети очень чувствуют переживания родителей. Поэтому начните с себя и вы поможете перебороть все страхи вашему ребёнку. Нужны доверительные отношения между ребёнком и мамой с папой. Если родители начинают ругать за съеденную еду – вне диеты, то стопроцентно ребёнок начнёт есть «запрещённое» тайком, пока никто не увидел. Ни к чему хорошему это не приведёт.

2. Врач – это не враг. Он хочет помочь вашему ребёнку. Инсулин-терапия, которую ребёнок будет получать всю жизнь, всегда подбирается точно и ровно на то количество, которое требует наш организм, что навредить инсулином в этом случае невозможно.

3. Диабет – это не приговор. Ваш ребёнок, имеющий диагноз сахарный диабет, никак не хуже других. Он просто должен уметь самостоятельно помогать организму, потому что организм сам не справляется.

Врач эндокринолог всегда идёт рядом рука об руку с маленьким пациентом и его мамой и папой.

В заключение мне хотелось бы напомнить, что диабет первого и второго типа – это абсолютно два разных заболевания. И по генезу, и по тактике ведения, и по лечению они в корне различаются. Но диабет второго типа – это отдельная большая тема.

Наталья Белоусова специально для Apteka.RU

Источник

Качество жизни детей с сахарным диабетомРассказывает главный детский эндокринолог, директор Института детской эндокринологии, академик РАН Валентина Петеркова.

Опасно для жизни

Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»: Валентина Александровна, обычно специалисты начинают разговор с роста заболеваемости и о поздней обращаемости пациентов…

Валентина Петеркова: Сегодня у нас в стране 30 тысяч детей и подростков с диабетом 1-го типа. Заболеваемость растёт, но незначительно – на 3% в год. Это значит, что ежегодно на учёт попадают 900 тысяч детей и подростков. Вопросы поздней диагностики актуальны и для эндо­кринологов – многим детям диагноз впервые ставят в стационаре, куда они попадают в тяжёлом состоянии.

Качество жизни детей с сахарным диабетом

– Диабет – болезнь, серьёзно меняющая уклад жизни всей семьи. Можно ли выявить риск появления ребёнка с диабетом до его рождения?

– Это возможно в одном случае – когда речь идёт о моногенной форме сахарного диабета, которая составляет менее 1% от числа всех пациентов. Если моногенный диабет есть у матери, то он может быть унаследован и ребёнком.

Риск возникновения диабета можно определить после рождения ребёнка. В некоторых странах (например, в Финляндии и в нескольких штатах США) проводятся скрининговые исследования – всех новорождённых детей исследуют на предрасположенность к диабету. Если у ребёнка выявляется определённая комбинация генов, которая позволяет выявить высокий риск возникновения диабета, его раз в год проверяют на так называемые диабетические антитела. Но даже их наличие ещё не говорит о том, что у ребёнка обязательно разовьётся диабет, – антитела со временем могут исчезнуть.

Пока не очень ясно, что делать с деть­ми, у которых был выявлен высокий риск возникновения диабета. Эффективных мер профилактики пока не существует. Хотя в их разработке участвует весь мир.

Качество жизни детей с сахарным диабетом

Самодисциплина и контроль

– На какую продолжительность жизни могут рассчитывать современные дети с сахарным диабетом 1-го типа?

– Продолжительность жизни людей с диабетом 1-го типа постоянно растёт. Много лет назад, когда я только начинала работать, дети с диабетом 1-го типа жили всего 18 лет после постановки диагноза. Сегодня средняя продолжительность жизни таких пациентов составляет 57 лет. Мы надеемся, что уже в обозримом будущем люди с диабетом будут жить столько же, сколько люди без диабета.

Неслучайно была учреждена специальная награда «За пятьдесят мужест­венных лет с диабетом», потому что жизнь с диабетом – это настоящее мужество. Сегодня в России около 40 обладателей таких медалей.

Современным диабетикам стало проще контролировать уровень сахара и подбирать препараты.

– За счёт чего удалось этого добиться?

– За счёт качественных инсулинов, правильного врачебного наблюдения, а также  улучшения самоконтроля. Для пациентов с диабетом очень важно постоянно контролировать уровень сахара в крови. Ещё недавно не было глюкометров. А сегодня ими оснащены все пациенты, и модели с каждым годом становятся всё совершеннее. Недавно в нашей стране был зарегистрирован глюкометр нового поколения, который позволяет непрерывно измерять уровень глюкозы без прокола пальца. Непрерывный конт­роль позволяет пациентам меньше времени находиться в опасных для них состояниях (гипо- и гипергликемии), что улучшает качество и прогноз на продолжительность жизни.

– Уколов боятся даже здоровые дети, которым их делают не чаще 2–3 раз в год. А малышам с диабетом колоться приходится ежедневно и по нескольку раз. Удастся ли в обозримом будущем заменить инъекции инсулином в таблетках?

– Есть ещё много видов инсулина – назальный, пероральный и ингаляционный. Но они не находят применения в широкой практике. Все альтернативные инсулины в отличие от традиционных инъекций более дорогие и менее эффективные.

Пожилые и не только

– Раньше диабет 2-го типа назывался диабетом пожилых. Как получилось, что он всё чаще диагностируется у детей?

– К сожалению, диабет 2-го типа у детей – это уже не редкость. Появляется этот вид диабета чаще у подростков, но мы знаем случаи, когда диабет пожилых фиксировали у 10–12‑летних детей. Как правило, эта разновидность недуга встречается у детей с ожирением, количество которых за последние 30 лет увеличилось в 4 раза.

Качество жизни детей с сахарным диабетом

– С врачебной точки зрения, ожирение – это распущенность или болезнь?

– Безусловно, болезнь, которая чревата серьёзными последствиями. К ожирению бывает предрасположенность, связанная с особенностями обмена веществ. Известно, что склонные к полноте дети набирают вес на том рацио­не, при котором у других масса тела остаётся неизменной.

Однако ожирение невозможно без переедания. В каждом конкретном случае врач должен установить причину, почему ребёнок переедает. Причин может быть несколько. Возможно, у ребёнка не срабатывает гормон, отвечающий за чувство насыщения, но не исключено, что ребёнок находится в постоянном стрессе и с помощью еды пытается «зажевать» проблемы. В зависимости от причины и назначается лечение.

Читайте также:  Сахарный диабет служба в армии

– Какие меры для борьбы с лишним весом у детей наиболее эффективны?

– Волшебной таблетки от лишнего веса не существует. Детям, как и взрослым, для поддержания нормального веса необходимы сбалансированное питание и регулярная физическая нагрузка. Но рекомендованные нормы физической активности соблюдают только 15% девочек и 22% мальчиков, а овощи и фрукты ежедневно едят чуть более 30% детей.

К сожалению, опросы показывают, что многие дети дома не завтракают, а традицию совместных ужинов поддер­живают только 50% родителей. Родителям следует помнить, что пищевые привычки и пристрастия формируются в семье. Поэтому им нужно личным примером показывать, что правильная еда – это вкусно и полезно.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Источник

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ЗАБОЛЕВШИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Николаева А.А., Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля, Россия, г. Воронеж

Хабарова Т.Ю., к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Россия, г. Воронеж

         Аннотация: При сахарном диабете специфика адаптационного процесса имеет свои характерные особенности. Влияние хронического заболевания на психику человека, реакции на болезнь изучались многими отечественными исследователями (Г.А. Ариной, Ю.Г. Зубаревым, Б.В. Иовлевым, Н.Я. Ивановым, Б.Д. Карвасарским, Н.Д. Лакосиной, А.Е. Личко, Р.А. Лурия, Т.Ю. Мариловой, В.В. Николаевой, Л.Л. Рохлиным, Е.Т. Соколовой, В.А. Ташлыковым, А.Ш. Тхостовым и др.)[1,4,9].

Клинические наблюдения и психосоциальные исследования детей и подростков, больных сахарным диабетом, показывают, что заболевание порождает ряд специфических адаптационных проблем, затрудняющих психосоциальное развитие человека в целом, что объясняется искажающим воздействием болезни на процессы, происходящие в растущем организме.

Ключевые слова: сахарный диабет, социальная адаптация.

         Актуальность. В структуре эндокринологических заболеваний сахарный диабет (СД) является самой распространенной эндокринной патологией. Данное заболевание чрезвычайно распространено во всем мире, уступая болезням кровообращения, онкологическим заболеваниям, болезням костно-мышечной системы и психическим расстройствам, оставаясь при этом в числе ведущих инвалидизирующих нозологических категорий.

         Диабетик, болеющий с детства, при условии, что у него нетяжелое течение заболевания и хорошо скомпенсированное состояние здоровья с медико-социальной точки зрения различными препаратами, диетой, профилактическими мерами и средствами социальной поддержки в процессе своего взросления, как правило, успевает хорошо приспособиться к своему заболеванию, с которым в дальнейшем ему придется жить и жить. Однако нередко врачи-эндокринологи при лечении детей с диабетом сталкиваются с тяжелым течением данного заболевания, формирующим достаточно серьезные осложнения на уровне психосоциального функционирования человека.

Часто дети, заболевающие диабетом, под влиянием тревожных реакций семейного окружения становятся интровертированными, замкнутыми, испытывают незащищенность и эмоциональную заброшенность. В дальнейшем подобные переживания могут спровоцировать формирование детских страхов, негативный настрой к лечению и отрицающее отношение к заболеванию, устойчиво закрепившись в структуре личности ребенка.

         Все социальное окружение такого ребенка (родители, члены семьи, врачи, педагоги, психологи и социальные работники) обязаны учитывать специфические психофизиологические особенности диабетиков, так как дети с тяжелым течением сахарного диабета на протяжении взросления в буквальном смысле составляют дезадаптированную «группу риска» с последующими трудностями социализации. Отличительной особенностью адаптации детей диабетиков, заболевших в раннем возрасте от человека, узнавшего о данном заболевании в более старшем возрасте, является отсутствие психологического феномена «комплекса утраты своего здоровья», так как они никогда еще не были взрослыми и при этом здоровыми людьми. А дети, заболевшие в возрасте двух, трех-четырех лет вообще никогда не жили без болезни, они не помнят себя без уколов и диеты. С рождения инъекции инсулина для этих детей — это обыденность, доведенная до автоматизма. Их жизнь была и всегда протекала на фоне данного заболевания, что видимо, способствует более лучшей адаптации, по сравнению с пациентами, заболевшими в более позднем возрасте. Кризис возрастного развития, у болеющих с детства, накладывается на ненормативный кризис, связанный с возникновением заболевания. Проживая два кризиса вместе, личность ребенка, формируясь в процессе взросления, выходит на новый уровень, приобретая в своем эго-состоянии такое психологическое новообразование, в структуру которого заболевание уже как-бы встроено.

При этом «безоблачной» адаптацию детей с диабетом любого возраста назвать тяжело, а ее качественный уровень всегда зависит от способности родителей правильно сопровождать ребенка на пути преодоления всех возникающих трудностей и от возможностей реабилитационной среды, доступность которой также определяет прогноз и качество реабилитации[2,6,7,10].
         Достаточное информирование родителей, детей, в раннем возрасте заболевших диабетом, как правило, позволяет им сформировать определенные совладающие стратегии и приспособить семью и ребенка к жизни с диабетом. Помимо психологических факторов, оказывающих влияние на адаптацию, огромное значение имеют и социально-экономические, социально-средовые и социально-бытовые факторы, игнорировать которые невозможно.

Все это делает неоспоримым тот факт, что наряду с медицинскими реабилитационными мероприятиями, компенсирующими соматическое состояние, всем больным необходимо регулярное психосоциальное сопровождение и активная поддержка как самих пациентов, страдающих данным заболеванием, так и членов их семей.

         Несомненно, что наличие у ребёнка такого заболевания как сахарный диабет 1 типа может существенно влиять на адаптацию в коллективе. По мере того, как ребёнок растёт, у него формируется определённое особое отношение к своей болезни, которое в свою очередь формирует личность и приводит к изменению эмоциональной сферы. Выраженность этих изменений полностью зависит от того, как ребёнок относится к своему заболеванию. Практически невозможно сформировать в ребёнке правильное отношение к социальным моментам жизни без специализированной помощи. В конце концов, отсутствие такой помощи может привести к психологическим проблемам и психическим заболеваниям в будущем[3,4,11].

         Как проявляются эти проблемы? У одних данные неприятности выражаются в чувстве противоречия ко всему, что предлагают взрослые для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Другие же, наоборот, контролируют своё состояние очень тщательно и дотошно, что доходит до неких фобических состояний.

         Направления профилактики отклонений у детей с сахарным диабетом (СД). Из направлений профилактики сахарного диабета выделяют в основном:

— работа с семьёй;

— работа с медицинским персоналом;

— работа с учителями.

         Работа с семьёй. С семьёй ребенка должна проводиться целенаправленная и полноценная работа для того, чтобы обеспечить достижение психологического комфорта, поскольку во многом адаптация ребёнка в социальной среде зависит от отношения родителей к его болезни, от стиля воспитания в семье. Многие реакции родителей на болезнь их чада переносятся на ребёнка, то есть ребёнок точно также начинает воспринимать свою болезнь. Таким образом, если к болезни относятся пессимистично и с постоянными слезами, вздохами и нагнетанием атмосферы стрессовости и страха, ребёнок будет испытывать те же ощущения. Несомненно, что у каждого ребёнка с сахарным диабетом имеются проблемы взаимодействия с родителями. Именно поэтому психопрофилактика в семье ставит целью:

Читайте также:  Рекомендации по питанию при сахарном диабете 2 типа таблица

— предотвратить неправильную и неадекватную реакцию родителей на болезнь сына или дочери;

— профилактика принятия неконструктивных решений и совершения подобных действий;

— работа с родителями для формирования у них адекватного отношения к заболеванию;

— эмоциональная грамотность родителей по отношению к болезни в виде тревоги и снижения чувства вины;

— формирование правильных детско-родительских отношений;

— формирование в родителях уверенности в ребёнке, в его способностях и возможностях.

         Если в семье будет всё хорошо, тогда и в социально-психологической адаптации всё будет складываться более гладко. Реализовать такую профилактику можно во время индивидуальных и групповых занятий с психологом или при вступлении семей в тематические организации, оказывающие данный вид помощи. В этих организациях занятия проходят достаточно интересно, дети получают новую информацию по сахарному диабету, а родители обмениваются опытом.

         Работа с учителями. Для того, чтобы учителя правильно реагировали на детей с сахарным диабетом, необходимо повышать уровень знаний работников образования в данном вопросе. Нужная информация, поданная в правильном ключе, повышает психологическую культуру педагога. Учитель просто обязан понимать, какие последствия сахарного диабета время от времени могут встречаться и способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из коллектива. Такого баланса достичь очень сложно, но необходимо.

         Работа с медицинским персоналом. Основным моментом здесь является соблюдение медицинской этики и деонтологии, без которых невозможна полноценная и продуктивная работа с пациентом, больным сахарным диабетом.

         Для того чтобы справиться с трудностями и успешно компенсировать заболевание, медикаментозное лечение следует сочетать со стабилизацией психического состояния, что облегчает, в свою очередь, и нормализацию соматического здоровья/

         Жизнь детей с сахарным диабетом не должна ничем отличаться от жизни здоровых детей. Подобные меры улучшат качество жизни и будут являться залогом социальной безопасности диабетических больных.

Литература

1.                Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачева Л.Н. Сахарный диабет у детей и подростков. М., 2002.

2.                Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. Сахарный диабет в России: проблемы и решения. – М. – 2008 г. с. 3-6.

3.                Детско-родительские отношения в семьях детей, больных сахарным диабетом 1 типа / О.Г. Мотовилин, Л.Н. Щербачева, Е.А. Андрианова [и др.] // Сахарный диабет. – 2008 г. – № 4(41) с. 50-54.

4.                Зелинский С.М. Психические расстройства и внутренняя картина болезни у детей, страдающих сахарным диабетом. Автореф. Диссертация канд. мед. наук. СПб., 1993.

5.                Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. — СПб.: Питер, 2007 г. – 512 с.

6.                Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

7.                Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

8.                Куташов В.А., Глухов А.А., Степанян Н.А., Рог А.И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.

9.                Куташов В.А., Сахаров И.Е. Неврология и психиатрия детского возраста Монография / Воронеж: 2015. —  703 с.

10.           Морозова Е.В. Основные направления психологической реабилитации больных сахарным диабетом. Журнал «Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии», 2004 г. № 4, с. 75-76.

11.           Чуваков Г.И. Особенности познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии. 1992 г. №2. с. 3-6.

         Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No. 2. S. 3-6.

Literature:

1.      Dedov I. I., Kuraeva T. L., V. A. Peterkova, Sherbakova L. N. Diabetes mellitus      in children and adolescents. M., 2002.

2.      Dedov I. I., Shestakova M. V., Suntsov Yu. I. diabetes in Russia: problems and          solutions. – M. – 2008. p. 3-6.

3.      Parent-child relationships in families of children with diabetes type 1.    Motovilin, L. N. Sherbakova, E. A. Andrianova [et al.] / / diabetes. – 2008. –         № 4(41) pp. 50-54.

4.      Zelinsky S. M. Mental disorders and the internal picture of the disease in        children with diabetes. Avtoref. Thesis Cand. med. Sciences. SPb., 1993.

5.      Isaev D. N. Psychosomatic disorders in children: a guide for physicians. — SPb.:       Piter, 2007. – 512 p.

6.      Kutasov V. A., Barabanova L. V., L. A. Kutasov Modern medical psychology.          Voronezh, 2013.-170 C.

7.      Kutasov V. A., Korotkikh D. V. Psychotherapy. Guide. Volume 1. Monograph /          Voronezh: vgma, 2014. – 729 p.

8.      Kutasov V. A., Glukhov A. A., Stepanian N. And., Horn A. I. and others,       Statistics in medical research. Monograph. Voronezh, 200 p.

9.      Kutasov V. A., Sakharov I. E. Neurology and psychiatry in childhood Mono  graph / Voronezh: 2015. — 703 p.

10.    Morozova E. V. the Main directions of psychological rehabilitation of patients with diabetes. The journal «Vestnik of the all-Russian society of specialists in medico-social expertise, rehabilitation and rehabilitation industry», 2004, № 4, p. 75-76.

11.     Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No. 2. S. 3-6.

Сведения об авторе:

Николаева Анна Алексеевна, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля

Адрес электронной почты: bonik79@mail.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко

Source: cscb.su

Источник