Как объяснить ребенку что у него сахарный диабет

Как объяснить ребенку, что у него сахарный диабет? В раннем возрасте дети еще многого не понимают, их очень сложно заставить внезапно сесть на диету или начать жизненно необходимые инъекции инсулина.
Многие родители спрашивают, как это сделать? Я на подобные вопросы всегда отвечаю – попробуйте сказку. Ведь именно сказка поможет на понятном для малыша языке передать смысл проблемы. И пусть со временем ребенок вырастет, и тонкости лечения и профилактики диабета вы сможете объяснить взрослым языком, но пока, лет до 8-10 вам помогут только сказки.
Если вы хотите рассказать сказку, обязательно выберите время, когда ребенок спокоен и расслаблен. Я всегда советую делать это перед сном, а сказка, рассказанная мамой несколько дней подряд, лучше всего запомнится малышом.
Придумайте сюжет сами, а если нет идей, прочитайте мою. Эта сказка для девочки, но если пофантазировать, можно легко ее переделать и под мальчика.
Красавица и маленькое чудовище: сказка про сахарный диабет
Давным-давно жила на свете маленькая девочка. Она очень напоминала мне тебя, доченька.
Онажды девочка заболела. Лежа в кровати, с высокой температурой и больным горлом, она заснула. Ей приснился интересный сон.
Далекий и таинственный остров, на котором девочка оказалась, был пуст и безлюден. Вдруг откуда не возьмись появился волшебник.
— Здравствуй милая девочка, как тебя зовут?, — спросил он.
— Меня зовут Аня, а вас как?
— Называй меня просто Мелитус, я волшебник этого острова и хочу тебе сделать небольшой подарок.
Внезапно в руке чародея появилась коробочка, на которой был нарисован синий кружок.
Девочка раскрыла коробку, но та оказалась пустой. Мелитус объяснил, что внутри находится маленький зверек, который теперь будет жить вместе с девочкой всю жизнь, и самое главное – ей придется быть внимательной и постоянно о нем заботиться.
— Теперь каждый день будешь давать ему магическую сыворотку, но одно условие ты непременно должна соблюдать – эликсир может попасть в организм животного только через волшебную иголку!
Мелитус рассказал, что если по какой-то причине Аня даст слишком много или слишком мало этой сыворотки, зверьку станет очень плохо. И каждый день количество волшебного эликсира ей придется считать самой.
— А как узнать, что с моим животным все в порядке и я дала столько эликсира, сколько требуется именно сегодня?, — спросила она сильно волнуясь.
— Для этого, сказал Мелитус, тебе придется каждый день прокалывать свой пальчик, а капельку крови помещать в специальную машину. Эта машина выдаст зашифрованное сообщение, прочитав которое ты поймешь, сколько необходимо эликсира и как дальше ухаживать за своим невидимым зверьком.
— А могу ли я отпустить животное, когда оно вырастет? Если я поеду к бабушке, можно оставить его дома с мамой?
— Нет, ответил волшебник, зверь постоянно будет внутри тебя. Родители только помогут ухаживать, но отдать его ты никому не сможешь.
Волшебник рассказал, что девочка будет расти, а вместе с ней вырастет и ее маленький зверь. С годами он станет привередливым, будет просить больше внимания, возможно, даже захочет поцарапать девочку за ноги, почки, или сердце, но она должна быть сильной и все выдержать.
Аня расплакалась, для нее слова волшебника прозвучали как наказание. Мелитус попытался успокоить и сказал самые важные слова:
— Обещаю, что однажды, возможно через 10-20 лет, я избавлю тебя от ухода за животным, но при условии, что ты, Аня, уже сейчас начнешь правильно о нем заботиться.
В этот момент волшебник исчез, а девочка вытерла последнюю слезу и заметила, что уже находится ни на каком острове, а сидит в спальне на своей любимой кровати. Она переоделась и пошла гулять на улицу.
Шли дни, недели, месяцы, годы. Аня старалась правильно ухаживать за своим зверьком, но постепенно силы заканчивались, и все чаще приходилось плакать от отчаяния. Надоело постоянно думать, сколько эликсира нужно сегодня, а сколько завтра. Пальчик болел от постоянных проколов ради заветных капелек крови.
Аня хотела жить как все и вместо этого привередливого зверя завести кошку или собаку. Каждый раз засыпая, возвращалась на таинственный остров, где искала волшебника. Она очень сильно хотела попросить его избавить от наказания.
Но вместо волшебника находила таких же мальчиков и девочек , которые тоже заботились о своих животных. Во сне они дружили, шутили и смеялись, и тогда становилось гораздо легче. Аня стала понимать, что она не одна, и у многих есть подобные проблемы, с которыми можно жить.
Через месяц в школе она познакомилась с девочкой, у которой был такой же невидимый зверек. И если раньше было легко только во сне, то теперь и наяву стало жить проще.
Аня поняла, что она не одинока и ей хватит сил пройти испытание. Настанет день, когда невидимые звери навсегда покинут Аню и ее друзей.
Только надо верить в лучшее и все обязательно получится.
Источник
Диагноз инсулинзависимый сахарный диабет у детей ставиться не слишком часто. Но если он уже поставлен, родители воспринимают его как смертельный приговор. Если взрослые со страхом воспринимают такую болезнь, то сам ребенок тоже не может к ней начать относиться спокойно.
Самое страшное, что малыш или подросток начинает чувствовать себя неполноценным или инвалидом. Вина родителей и некоторых некомпетентных врачей в этом есть однозначно. Таким детям может быть намного проще в жизни, если бы болезнь воспринималась как нежелательное, но не трагическое явление. Как же правильно объяснить маленькому человеку о его заболевании и не дать почувствовать себя смертельно больным?
Быть в курсе
Очень важно, чтобы все о болезни и первой помощи маленькому пациенту знала вся семья. Другие, как младшие, так и старшие дети не должны чувствовать себя обделенными вниманием, а сам малыш с сахарным диабетом — не быть избалованным родительской опекой. Да, ему необходимо напоминать об инъекциях инсулина и готовить «другую» еду, но это не делает ребенка особенным. Подчеркивать разницу в здоровье детей излишней заботой, значит, очередной раз напоминать и ему, и окружающим, что у него что-то не так. Желательно, чтобы на прием к детскому эндокринологу с ребенком сходил каждый член семьи. Это поможет устранить неграмотность бабушек в отношении диабета, и получше понять папе и дедушке, что же представляет из себя эта болезнь под непонятным, но ужасающим названием «сахарный диабет». Ребенку начнет объяснять про его болезнь врач, но малыш часто лучше воспринимает слова мамы. Эти родительские объяснения должны быть предельно щадящими, не внушать ребенку страх смерти или инвалидности. Наоборот, слова мамы должны успокаивать ребенка и пояснять, что с этой болезнью можно жить долго и счастливо, только для этого необходимо выполнять некоторые правила. Просто у диабетика свои правила, несколько строгие, но зато при их исполнении гарантировано поддержание здоровья на вполне приличном уровне.
Страх не помощник
Не пропускать инъекции и вовремя питаться, избегать опасных продуктов — все это конечно важно. Стоит понять, что заставлять это делать регулярно крайне сложно. И категорически нельзя манипулировать ребенком, угрожая ему смертью от комы. Это ни к чему хорошему, кроме невроза у ребенка не приведет. Выработка режима дня, прививание здорового образа жизни, использование современных средств для напоминания о необходимости инъекции — вот вполне приемлемые и эффективные способы помочь ребенку привыкнуть к своей болезни и позволить легче усвоить, что забота о своем здоровье и диета необходима ежедневно. И не стоит обременять ребенка своей опекой, лучше помочь ему проявить ответственность и выработать самоконтроль. Если ребенок еще маленький, то, понятно, что самостоятельно за всем следить он не сможет, но уже в школьном возрасте он вполне может сам знать и понимать о диабете практически все и даже самостоятельно колоть себе инсулин в необходимое время. Еще обязательно стоит объяснить ребенку, что стесняться диабета не имеет смысла. О нем должны знать и одноклассники и учительница. Все во избежание неприятных ситуаций. Учительница, кстати, обязательно должна быть проинформирована о мерах первой помощи такому ребенку.
Правила разговоров о диабете
Хотелось бы коснуться основных правил, без которых разговор с ребенком о диабете будет неполным или неправильным. Вот они:
• Говорить, а не утаивать. Уже с двух лет можно потихоньку пояснять крохе, что у него болит и почему необходимо ходить в больницу, а уколы колоть ежедневно. Конечно, научных терминов в разговоре быть не должно, ребенка информация не призвана пугать, а только пояснять непонятные ему состояния и действия;
• Однозначность. Не стоит разрешать и запрещать одни и те же вещи. Если нельзя сегодня и вчера, то даже добрая бабушка не может позволить это завтра. Это следует понимать всем членам семьи. Высказывания мамы и папы, бабушки и дедушки относительно болезни также не должны разниться между собой;
• Учить говорить. Разговоры с ребенком должны помочь ему воспринимать себя нормальным и легко рассказывать о своей болезни другим;
• Внушать уверенность в себе и своем будущем. Кто если не родители, помогут ребенку легче адаптироваться в обществе, воспринимать себя таким какой есть и считать полноценным счастливым человеком? Для этого вся семейная обстановка и даже разговоры вне присутствия ребенка не должны насаждать мнение об инвалидности или неполноценности маленького пациента. Напротив, необходимо проявлять мудрость и такт. Еще очень важно самому осознать, что диабет при правильной поддержке инсулином и рациональном образе жизни вполне безопасен, а осложнения редки.
Родители обязаны сделать для ребенка все, чтобы он чувствовал себя обычным, хотел жить и радоваться каждому дню, не испытывал страха. Сделать это не трудно, особенно в тандеме с хорошим врачом.
Источник: heart4life.com.ua
Источник
Мы пригласили поделиться личным опытом одну из мам, ребенку которой поставлен диагноз сахарный диабет 1 типа. Расскажем про первые признаки диабета, на что не нужно тратить время, как организовать питание ребенка, досуг и спортивные мероприятия, как влияют физические и эмоциональные нагрузки. А также как планировать день и рассчитывать и контролировать потребление сахара.
13 лет назад в эндокринологическом отделении детской областной больницы меня огорошили: у моей полуторогодовалой дочки диабет 1 типа. Сказать, что я была ошеломлена — это не сказать ничего. Как мы научились с ним жить, и что я теперь могу посоветовать тем, кто огорошен такой же новостью — об этом я попытаюсь рассказать.
Сразу оговорюсь, об инсулинотерапии, механизмах возникновения диабета и тому подобном речи не будет — это прерогатива медиков. Я лишь поделюсь своим опытом.
Манифестация диабета — с чего все начинается
Считается, что диабет у детей врожденный. Но до определенного момента он спит. А потом из-закаких-то внешних факторов (болезнь, стресс, прививка, даже просто поездка в соседний регион) он манифестирует.
Ребенок начинает много пить, много ходить в туалет «по-маленькому», изо рта начинает пахнуть яблоками или ацетоном. И еще один явный признак — ребенок начинает резко худеть. НО. Бывает и более скрытая манифестация — ребенок просто быстрее устает и больше спит. Единственный способ достоверно узнать, есть ли у ребенка диабет — сдать кровь на уровень глюкозы в крови. Показатель выше 6 натощак — уже неприятный звонок. Далее дело врачей: поставить диагноз и назначить инсулинотерапию.
Первые аксиомы или на что не надо тратить время
Есть вещи, которые надо просто принять, чтобы не задаваться лишними вопросами, а начать как можно быстрее действовать. Ведь чем быстрее вы начнете думать в правильном направлении, тем быстрее вы наладите главный показатель вашего нового образа жизни — компенсацию (т. е. поддержания нормального уровня глюкозы крови).
— Ни один врач не скажет вам, почему у вашего ребенка диабет. Самый честный ответ я услышала от заведующей отделением эндокринологии ОБКБ 1 Людмилы Черных: «Тот врач, который сможет сказать, откуда взялся диабет, получит Нобелевскую премию». Поэтому нет смысла искать причины его появления.
— Диабет на данном этапе неизлечим. Поэтому не надо искать целителей, бабушек, «новаторов». Хотя через этот этап проходят многие мамы детей диабетиков, но безрезультатно. Не тратьте на это время.
— Диабет 1 типа всегда инсулинозависимый. Поэтому обязательно пройдите «школу диабета», которая есть при отделении эндокринологии. Там вы узнаете азы инсулинотерапии и питания, которые станут для вас основой всей последующей жизни. На этом этапе интернет и форумы лишние. Разберитесь в азах.
— Самая главная аксиома. Нет единых схем компенсации диабета, все очень индивидуально. Поэтому прочь самокопания и вопросы почему, оставляем только актуальное: как приблизить компенсацию к идеальной.
Каждый день с чистого листа
Эту фразу я прочитала в одной из книг о диабете 1 типа. И жаль, что прочитала я ее достаточно поздно, когда наш «стаж» уже был более трех лет. Мне ее очень не хватало в самом начале, когда нас только выписали из больницы. Ведь именно в этот момент ты остаешься с диабетом один на один.
Чаще всего первые месяцы компенсация не удается, сахара скачут от самых низких до очень высоких. Ребенок капризничает и то не ест, то мечет все, до чего дотянется. И руки опускаются. Кажется, что ничего никогда не получится, и что ты медленно убиваешь своего ребенка. Да, именно так, ведь в больнице четко объясняют: нет компенсации — не за горами осложнения, которые разрушат сосуды глаз, почек и стоп.
Но не впадайте в панику. Во-первых, организм ребенка куда более адаптивен, чем у взрослого. И осложнений из-заодной-двух недель декомпенсации не случится. А во-вторых, чем быстрее вы станете спокойны, начнете анализировать каждый шаг, сами научитесь подбирать дозы инсулина, тем быстрее все наладится. И тут фраза «каждый день с чистого листа» очень поможет. Не получилось добиться хороших сахаров вчера — добьетесь сегодня.
Первая составляющая компенсации: питание
Самое главное, что надо запомнить — у каждого ребенка реакция на одни и те же продукты разная. Например, у одного ребенка картофель будет поднимать сахар очень сильно, у другого нет. Тут-то и нужен дневник самоконтроля: благодаря ему можно регулировать наличие тех или иных продуктов в меню ребенка, в зависимости от потребностей и реакции организма.
— Считаем хлебные единицы всегда и везде. ХЕ — это наше все. Существуют целые таблицы, в которых расписаны ХЕ разнообразных продуктов. Исходя из них, диабетики высчитывают, сколько и чего можно съесть в один прием пищи и сколько инсулина поставить. Таблицы можно с легкостью найти в интернете. В последнее время мы пользуемся вот этим сервисом: dia-calc.ru
— Соблюдать баланс белков, углеводов и жиров в каждом приеме пищи. Например, излишние жиры сначала замедляют повышение глюкозы, затем вызывают ее рост. Чтобы разобраться во всех тонкостях, потребуется время. Для начала чаще всего рекомендуют запомнить «правило тарелки», которое придумали финны. Это правило можно найти в интернете. Я в начале пошла другим путем. Каждый прием пищи должен содержать белок и углеводы. Углеводы строго по количеству ХЕ, нужных на данный прием пищи. Белок — 1/3 от количества углеводов. Жиры я практически не учитывала лет до 10, т. к. маленького ребенка жирной пищей и так не кормишь. Добившись нормальных сахаров, я осталась на отработанном меню, решив, что разнообразием займусь позже. Схема сработала: новые продукты я стала вводить постепенно, анализируя реакцию организма.
— Не забывать не только про ХЕ при составлении меню, но и учитывать гликемический индекс продуктов. Например, на 1 ХЕ можно съесть всего 75 грамм картофеля, но зато целых полкило цветной капусты. Благодаря этому, можно увеличивать или сокращать порции, что очень полезно для малоешек или, наоборот, подростков — жрунов.
— Подведение итогов дня. Первое время придется уделить очень много внимания анализу. Какое блюдо поднимает сахар сильнее? Какое меньше? Какая каша больше подходит? Как сделать меню вкуснее и разнообразнее? В этом помогает «Дневник самоконтроля», который учат вести еще в больнице. Я в него записывала все: от времени приема пищи, уровня сахара до состава блюд и того, чем занималась дочь в перерывах между едой. В итоге, благодаря анализу, набирается целый арсенал лайфхаков, которые сильно облегчают жизнь. Например, если заменять в супе картофель на кабачок, он не становится менее вкусным, съесть его можно больше, сахар он повысит меньше. Или оказывается, что гречневая каша сахар поднимает меньше овсяной. Ну и так далее.
Вторая составляющая компенсации: физические нагрузки
Свежий воздух и правильные физические нагрузки позволяют улучшить компенсацию в разы. О чем надо помнить?
— при плохой компенсации и высоких сахарах физические нагрузки противопоказаны. А вот неспешные прогулки все равно полезны.
— не все виды спорта хороши для диабетиков. Не стоит заниматься теми видами спорта, которые предполагают нарушение кровообращения в стопах (коньки, например), травмы (хотя любой спорт травмоопасен). Хороши бассейн, ушу и всевозможные танцы, кроме бальных.
— учитывать физические нагрузки при питании и инсулинотерапии. Опять же, учитывая нагрузки, можно увеличить или сократить порцию, сделать питание более дробным, более или менее калорийным.
— не забывайте о прогулках с друзьями. Беготня во дворе с приятелями — отличный вариант не только физических нагрузок, но и правильной эмоциональной нагрузки.
Третья составляющая компенсации: эмоциональная
Это та составляющая, о которой не расскажут вам врачи, но она мало того, что существует, но может перечеркнуть все ваши старания с питанием и нагрузками. Например, у моей дочери легко происходит повышение сахара от стресса, испуга, даже простой контрольной в школе. Что делать? Вероятно, скажу грубо: учить пофигизму. Не создавать проблем из-за плохих оценок, неправильного поведения, ссор с подружками. Завести хобби, в котором, с одной стороны, есть соревновательный момент, с другой — проигрыш не играет особой роли.
В плане эмоционального баланса нам очень помогла … собака. Во-первых, это лучший антистресс. Дочь, приходя из школы, утыкается в нее носом, десять минут и она спокойна. Во-вторых, тренировкой спокойствия в стрессовых ситуациях стали собачьи выставки и соревнования. Теперь ни контрольные, ни экзамены в школе на сахарах у дочери не отражаются. Еще один огромный плюс от собаки, который я оценила лишь в предыдущем году, собака здорово борется с классической подростковой ленью. Хочешь, не хочешь, гулять пойдешь. Конечно, это не панацея для всех, но у нас это сработало.
Ребенок диабетик и окружающие
Наверное, это даже более сложный вопрос, чем налаживание компенсации. Особенно в нашей стране, где ребенок с диабетом — это как минимум «страдающий страшным недугом». Во всем остальном мире — это дети с другим образом жизни, подчас более здоровым, чем окружающие.
Конечно, чтобы ребенок диабетик чувствовал себя спокойно и уверенно в обществе, его приходится учить многим вещам. В том числе таким, о которых не сразу задумываешься.
Простейший пример: что делать, если тебя угостили конфетой? Поэтому я не стала отдавать дочь в садик, а решила обойтись школами развития и кружками, чтобы отработать реакцию на разные ситуации. К школе дочь умела контролировать сахар, упреждать гипогликемию. Собирая школьный рюкзак не забывать про глюкометр и сладкое, вежливо, но твердо отказываться от медицинских манипуляций (нам это сильно пригодилось), спокойно объяснять, почему она не будет конфету или пиццу.
Но, как оказалось, и мне надо было быть готовой к школе.
Диабетик и школа
— При выборе школы мы решили остановиться на гимназии, благо к первому классу дочь и читала, и считала, и на английском лепетала, а гимназия располагается в 3-х минутах ходьбы от дома. При подаче заявления я услышала: «она не справится с нагрузкой гимназии». Я была к такому не готова, поэтому даже растерялась. Но все-таки отдала ее в эту гимназию. Сейчас дочь в 8 классе. Проблем с учебой нет. Но настороженное отношение со стороны школы преобладало класса так до четвертого.
— Пришлось очень много общаться с учителями. Как и у большинства людей, знания учителей о диабете были равны нулю. Поэтому мне сначала пришлось провести краткий ликбез, а потом написать памятку, в которой было подробно написано, что делать при том или ином уровне сахара. В начальной школе памятка лежала на столе учителя. В среднем звене я вклеила ее в дневник. Ведь учителя тоже люди и теряются, когда ребенку при них становится нехорошо. По написанной инструкции им действовать проще.
— Переходный возраст. Об этом пишу именно в школьном разделе, так как именно в этом возрасте начинается активное влиянии социума на ребенка. Готовьтесь смозолить язык. Может быть все: от естественного подросткового жора до отказа от инсулинотерапии. И тут вам придется стать психологом, иногда надсмотрщиком и обязательно другом. Успокаивает только одно: это проходит.
Последнее. Лирическое
Диабет ребенка ни в коем случае не ограничивает семью ни в чем. Он просто заставляет более тщательно все планировать.
Собрались к друзьям на день рождения, а там будет торт? Пожалуйста: сократили количество ХЕ на завтрак и обед, на торт поставили адекватную дозу инсулина.
Ребенок мечтает о коньках? Казалось бы — не лучший вариант. Но если хочется — пожалуйста: хорошие коньки, термобелье и недолгие тренировки.
Собрались в отпуск? Учитываем все: от продолжительности перелета, дороги от аэропорта до отеля до особенностей национальной кухни. Мы с дочерью чудесно проводим отпуск в самых разных странах. Тяжеловато было в Камбодже из-за сладких соусов, в которых мариновалось мясо, а дочь категорически не любит такой способ приготовления.
Федор Шаляпин, Эрнест Хемингуэй, Сильвестр Сталлоне, Шерон Стоун, Пеле, Жан Рено, Михаила Боярский. Список можно продолжать бесконечно. Про них не скажешь, что они «страдали» или «страдают». Но диагноз диабет у них у всех в наличии. Поэтому если вашему ребенку поставили такой же диагноз, не заставляйте его страдать «страшным недугом». Научитесь с ним жить сами и научите ребенка.
Фото: globallookpress.com
Источник