Когда была создана школа диабета

Мы будем рады вам помочь с любыми дополнительными вопросами по диабету. Здесь вы можете изучить уже имеющуюся базу вопросов-ответов от других людей, либо задать свой вопрос специалисту.
- Часто задаваемые вопросы
- Задать свой вопрос
- Выберите раздел
- Все разделы
- Про диабет
- Питание
- Физическая активность
- Самоконтроль
- Лечение
- Опасные ситуации
- Осложнения
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
Я чувствую симптомы гипогликемии (дрожь, потливость, сердцебиение и т.д), можно ли не измерять уровень глюкозы глюкометром и сразу что-нибудь съесть?
У людей, у которых уровень глюкозы длительное время был высоким, симптомы, похожие на предвестники гипогликемии, могут возникнуть и при уровне глюкозы выше 3,9 ммоль/л. В таких ситуациях не требуется никаких специальных действий. Употребление углеводов в данном случае приведет к чрезмерному повышению уровня глюкозы. Всегда используйте глюкометр при симптомах, напоминающих предвестники гипогликемии, прежде чем употреблять углеводы!
- 5.
Если я собираюсь позавтракать (пообедать, поужинать), и у меня низкий уровень глюкозы, могу ли я не вводить инсулин и просто поесть?
Нет, для того, чтобы обеспечить собственную безопасность, необходимо сначала купировать гипогликемию, то есть съесть или выпить 15 граммов быстрых углеводов и повторно измерить уровень глюкозы через 15 минут. Эти действия необходимо повторять до тех пор, пока уровень глюкозы не будет выше 4,0 ммоль/л. Такой алгоритм защитит вас от дальнейшего опасного снижения уровня глюкозы. После этого необходимо ввести привычную дозу инсулина на еду, которую вы планируете съесть.
Подробнее о профилактике и лечении гипогликемии. - 6.
Что можно съесть, если уровень глюкозы крови низкий?
Необходимо съесть или выпить 15 граммов так называемых «быстрых углеводов». Они всасываются быстро и оперативнее повышают уровень глюкозы крови.
Для лечения гипогликемии (низкого уровня глюкозы – 3,9 ммоль/л и ниже) подходят:
• Таблетки и гели декстрозы (количество углеводов в них указано на упаковке и может отличаться в зависимости от производителя)
• Сахар (4-6 кубиков или 1 ст. ложка)
• Фруктовый сок или газированный напиток без сахарозаменителей (около ½ стакана)Для лечения гипогликемии не подходят хлеб, фрукты, шоколад, пирожные, конфеты, поскольку эти продукты поднимают уровень глюкозы слишком медленно. Также нежелательно использовать леденцы, поскольку ими можно подавиться.
- 7.
Что делать, если у меня низкий уровень глюкозы?
В случае, когда вы почувствовали симптомы гипогликемии (потливость, раздражительность, агрессивность, изменение настроения, голод, дрожь, сердцебиение, онемение губ, пальцев и языка, головокружение, головную боль, сонливость, слабость, нечёткое зрение, проблемы со слухом, нарушение внимания) – немедленно измерьте уровень глюкозы крови с помощью глюкометра. Если он 3,9 ммоль/л и ниже, необходимо съесть или выпить 15 граммов быстрых углеводов (3 таблетки или 1-2 геля декстрозы, 4-6 кусков сахара, 100 мл фруктового сока) и повторно измерить уровень глюкозы крови глюкометром через 15 минут. Эти действия необходимо повторять до тех пор, пока уровень глюкозы не будет выше 4,0 ммоль/л.
Подробнее о профилактике и лечении гипогликемии. - 8.
Каковы причины гипогликемии?
(Почему мог сильно снизиться уровень глюкозы крови?)Причинами гипогликемии (уровня глюкозы крови от 3,9 ммоль/л и ниже) могут быть следующие ситуации:
• недостаточное количество еды при пропуске приёма пищи после инъекции инсулина или когда съедено слишком мало.
• когда введено слишком много инсулина: при неправильном расчете дозы инсулина или когда перепутан длинный и короткий инсулин.
• при физической нагрузке или после нее.
• при употреблении алкоголя.
• когда изменено место инъекции инсулина. Это случается при наличии липодистрофий (изменений подкожно-жировой клетчатки, «шишек»).
• внутримышечное введение инсулина. - 9.
- 10.
Каковы симптомы гипогликемии?
(Как я могу почувствовать, что у меня низкий уровень глюкозы?)Когда уровень глюкозы крови становится низким, вы можете почувствовать симптомы-предвестники:
• потливость;
• раздражительность, агрессивность, изменение настроения;
• голод;
• дрожь;
• сердцебиение;
• онемение губ, пальцев и языка.Если уровень глюкозы продолжает снижаться и клеткам мозга не хватает питания, возникают:
• головокружение;
• головная боль;
• сонливость;
• слабость;
• нечёткое зрение, проблемы со слухом;
• нарушение внимания.В случае, когда вы почувствовали указанные симптомы, немедленно измерьте уровень глюкозы крови с помощью глюкометра.
Список использованных источников:
- Дедов И. И. Сахарный диабет / Дедов И. И., Шестакова М. В. — Москва: Универсум Паблишинг, 2003. — 454 с.
- Суркова Е. В. Сахарный диабет 2 типа. Руководство для людей с диабетом / Суркова Е.В., Майоров А. Ю., Мельникова О. Г. — М.: Институт проблем управления здравоохранением, 2009. — 120 с.
- Дедов И. И. Обучение больных сахарным диабетом / Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. — М.:Берег, 1999. — 304 с.
- Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом/ Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой , А.Ю. Майорова. – 8-й выпуск. – М.: УП ПРИНТ; 2017.
- Штандл Э. Большой справочник по диабету (перевод с немецкого) / Штандл Э., Менерт Х. — М.: Интерэксперт, 2002. — 400 с.
- Type 2 diabetes. Basics. Third edition. International Diabetes Center at Park Nicollet, 2010. — Sweetbee, 2008. — 217 с.
SARU.DIA.20.02.0252(1)
Если у вас есть вопрос, которого нет в нашей базе часто задаваемых вопросов, задайте вопрос лучшим специалистам бесплатной горячей линии «PRO ДИАБЕТ»: 8 800 200-65-70. Или просто заполните форму внизу, и мы ответим на ваш вопрос в течение 48 часов. Вся информация конфиденциальна и будет опубликована в нашей базе только если вы поставите галочку «Разрешить публикацию ответа на сайте». Обращаем ваше внимание, что вопрос специалисту не заменяет консультации врача.
Источник
Поставлен диагноз: СД 1 типа. Как дальше жить? Чтобы жизнь с диабетом протекала хорошо, необходимо относится к данному заболеванию с особой осторожностью и с серьезностью. Случайный подход в управлении уровнем сахара в крови не поможет оставаться больному сильным и здоровым. Отличной новостью является тот факт, что сегодня существуют школы, где вас научат управлять своим диабетом.
Школа диабета – что это?
Школы для больных сахарным диабета 1 типа создаются в центрах здоровья.
Работу в таких клиниках, как правило, возглавляют руководители центра здоровья. Это могут быть эндокринологи или же мед.сестры с высшим образованием, которые прошли спец. подготовку. В своей работе школы основываются не только на нормативные акты Министерства здравоохранения России, но и на уставы учреждения. Обучение проводится для каждой группы больных персонально:
- СД – 1 типа;
- СД 2 типа;
- СД 2 типа, которые зависимы от инсулина;
- Дети и подростки;
- Беременные девушки и женщины.
Основными задачами и целями таких школ диабета является обучение самоконтроля, а также адаптации к проводимому лечению, профилактики и рассказать о возможных осложнениях в случае игнорирования лечения.
В соответствии с основными целями и задачами заведующие Клиникой разрабатывают обучение больных СД, проводит повторные и первичные циклы обучения, а также профилактике возможных осложнений сахарного диабета 1 типа, а также уровень знаний больных по заболеванию; анализируют работу школы.
Группы обучения
В первую группу относятся маленькие детки и их родители. Ведь в таком возрасте маленькие пациенты зависят от своих родителей и мед.персонала, поэтому нуждаются в хорошем отношении к медицинским работникам. Немаловажным является психологический контакт с мамой заболевшего ребенка, поскольку на фоне стресса у нее может может снизиться связь с ребенком.
Ко второй группу относятся дети дошкольного возраста. Занятия для таких детей должны проходить по следующему плану:
Обучение навыкам введения инъекций;
Регулирование и помощь в переходе к образу жизни школьника, а также нормальных отношений со сверстниками;
Адаптация пациента к обучению в школе.
В третью группу относят детей школьного возраста. Подростковый период – это переходная фаза с детского возраста во взрослую жизнь, которая имеет ряд особенностей. Обучение для подростков включает:
- Объяснение о возможных осложнений;
- Беседы о половом созревании;
- Объяснение важность диеты;
- Развитие дружеских отношений между подростками;
- Помощь школьнику в определении приоритетов.
Работа с врачами
Сахарный диабет 1 типа требует, чтобы пациент думал о себе, как о члене большой команды. Больной – это самый важный человек в команде, потому что именно он выполняет большую часть работы. Однако, в школах обучения сахарного диабета 1 типа вам на помощь всегда придут опытные врачи:
Школа по обучению сахарного диабета 1 типа. Педагоги клиники СД –1 типа помогут узнать все об этом заболевании, а также внести изменения в лечение сахарного диабета 1 типа;
Эндокринолог. Помимо посещения своего лечащего врача, также следует посещать именно этого специалиста, который знает все о сахарном диабете 1 типа;
Диетолог. Этот специалист поможет разработать диету, которая будет настроена под личные потребности больного. Консультацию у диетолога нужно проходить не менее 1 раза в пол года. Данное посещение особенно важно для детей, чтобы определить из потребности в росте и питании.
Количество школ на сегодняшний день
Как сообщает Минздрав РФ, на сегодняшний день по стране насчитывается около 1 тысячи школ СД – 1 типа. Однако те, что реально работают – около 50% от тысячи. Нередко школы создаются без учета особенностей лечения различных групп заболевших сахарным диабетом 1 типа. ( сахарный диабет 1 типа, 2, для беременных, для детей и подростков, а также для больных на таблетках или инсулине, а в последнее время, для инсулинозависимых на помповой основе).
Как показывает практика обучение пациентов с разными типами заболевания проводить просто неэффективно. Это связано, в первую очередь с тем, что отсутствует должная поддержка со стороны государства. В большинстве случаев такие школы держатся исключительно на инициативе работников, не получая при этом никакой доплаты (исключения составляют такие регионы как Питер и Москва, где школы действует на основеэндокринологических диабетцентров и диспансеров).
Постоянное пополнение знаний
Т.к. СД будет сопровождать пациента на протяжении всей жизни, знания нужно также регулярно пополнять.При своевременном лечении продолжительность жизни больного превышает здорового сверстника. В нашей стране медалью за 50 лет жизни с СД уже награждены около 15 человек.
Диабет “подрос”
Общее количество больных превысило 160 млн человек в РФ, из них 2,5 млн больных являются взрослыми. Столько же человек находятся на ранних стадиях диабета. Однако, количество больных в 1,5, а то и в 3,5 раза превышает официальные цифры. Каждый год количество больных увеличивается на 7-10%, а каждые несколько лет – утраивается. Детская статистика выглядит еще печальнее. В 90-е годы отмечался прирост заболеваемости на 4%. А после 2000 года это процент составил до 48%. Это обозначает, что количество заболевших младенцев и подростков выросло на 100 000 тысяч человек.
Источник
Слово – эксперту, заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.
Полезный опыт
Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Александр Юрьевич, насколько мне известно, вы стояли у истоков этого проекта, а сейчас курируете его работу. Школы диабета – это наше ноу-хау?
– Нет. При их создании были взяты за основу программы, разработанные в Швейцарии известным диабетологом Жан-Филиппом Ассалем. Практическое же воплощение школ диабета в виде четко структурированных программ впервые осуществил немецкий диабетолог Майкл Бергер, который в 1989 году очень помог нашей стране воплотить эти идеи в практику.
И, кстати, передав нам этот бесценный опыт, педантичные немцы тщательно отслеживали результаты его внедрения.
– Они были?
– Были. И весьма впечатляющие. Пациенты, прошедшие обучение в школах диабета, лучше контролировали свое состояние, у них реже развивались осложнения, что явилось большим стимулом для создания подобных школ по всей стране.
Ведь в отличие от других хронических заболеваний терапевтический режим при сахарном диабете – один из самых сложных для больного. Человеку с диабетом приходится учитывать и уметь множество разных вещей: бороться с избыточным весом, высчитывать потребляемые с пищей углеводы, проводить самоконтроль уровня глюкозы в крови (порой до 6–7 раз в день), рассчитывать оптимальные дозы инсулина, предупреждать развитие осложнений (поражения глаз, почек, ног), гипогликемии (падения глюкозы крови ниже нормы)…
И это – пожизненно! Так что сахарный диабет – заболевание особое, при котором за успех лечения пациент отвечает не меньше, а скорее даже больше, чем врач.
Кстати, именно по этой причине все модели обучения при других хронических заболеваниях (бронхиальной астме, артериальной гипертонии, ожирении, СПИДе, артритах и т. д.) Всемирной организацией здравоохранения отрабатывались именно на диабете. Их цель – научить пациентов, для которых обучение является частью лечебного процесса, принимать решения терапевтического характера.
На энтузиазме
– Сколько сегодня в России школ диабета?
– По данным Минздрава РФ, около 1 тысячи. Но реально работающих – чуть больше половины, а хорошо работающих – и того меньше.
Нередко школы диабета создаются по формальному признаку, без учета особенностей лечения для разных групп больных (с диабетом 1-го типа, 2-го типа на таблетированных препаратах, на инсулине, для беременных, а с недавних пор – для больных диабетом 1-го типа на помповой инсулинотерапии). Практика показала, что совместное обучение пациентов с разными типами этого заболевания не столь эффективно.
– Что же мешает сделать школы диабета такими, как нужно?
– Причин много. Одна из главных – отсутствие государственной поддержки. В большинстве своем подобные подразделения держатся на голом энтузиазме врачей, не получающих за эту серьезную, нужную и очень непростую работу, которой они занимаются в свободное от приема пациентов время, никакой оплаты.
– Но ведь необходимость школ диабета очевидна!
– Она очевидна специалистам. Чиновнику, средний срок службы которого несколько лет, гораздо выгоднее купить на выделенные из бюджета деньги компьютерный томограф, чем тратить деньги на обучающие программы, эффект от которых будет заметен лишь через 15–20 лет. Выходит, что у нас в стране проще давать инвалидность и лечить осложнения сахарного диабета, чем пытаться их предотвратить…
Пора за парту!
– Как же вы выходите из положения?
– Читаем лекции, проводим обучающие семинары для врачей и медсестер. В первую очередь – для врачей общей практики.
С неверными установками у врачей-терапевтов и даже у наших коллег-эндокринологов приходится сталкиваться постоянно. Взять хотя бы сам принцип построения диеты, которая для больных сахарным диабетом 2-го типа (особенно в начале заболевания) является главным лечебным средством. Давая своим пациентам рекомендации по рациону, эндокринологи нередко большее внимание уделяют прямому сахароповышающему действию пищи, нежели ее калорийности.
И совершают большую ошибку. Практика показывает: снижая калорийность рациона, а значит, и массу тела, пациент с ее избытком вторгается в сам механизм развития болезни и улучшает ее течение гораздо больше, чем просто исключив продукты, повышающие глюкозу крови.
То же относится и к инсулинотерапии, на которую врачи переводят больных с большим опозданием.
К тому же в борьбе с диабетом каждые два-три года появляется что-то новое, будь то современные, эффективные препараты или средства их введения (шприц-ручки, помпы) и системы мониторирования глюкозы (глюкометры). Эти высокотехнологичные новинки нужно помочь пациенту освоить.
– Слышала, что в проведении школ диабета большую поддержку оказывают западные фармкомпании…
Да, большинство фармкомпаний участвуют в образовательном процессе, правда, больше это касается медицинских работников, а не пациентов. Без помощи таких партнеров было бы сложно издавать все материалы для проведения обучения.
– А у пациентов интерес к школам диабета есть?
– С этим далеко не все просто. Больные не всегда горят желанием учиться. У них просто нет стремления к идеальным результатам, мотивации к каждодневному кропотливому труду по сохранению и улучшению собственного здоровья. Решающую роль тут играет только та мотивация, которая идет изнутри. И сформировать такую мотивацию для каждого пациента – одна из важных задач школ диабета.
Результаты есть!
– Как долго нужно посещать школу диабета, чтобы был результат?
– В нашем центре программа обучения для больных диабетом 1-го типа рассчитана примерно на 5–7 рабочих дней (с 10.00 до 17.00 с перерывами на еду), для больных диабетом 2-го типа без инсулина – минимум на 4 занятия по полдня, для больных диабетом 2-го типа на инсулине – на 6 занятий по полдня.
– О чем на них рассказывают?
Александр Майоров. – Обо всех аспектах жизни с сахарным диабетом: начиная с нюансов инсулинотерапии, особенностей питания, двигательной активности до выбора профессии, деторождения, контрацепции.
Но даже самая продвинутая школа диабета не заменит необходимости в дальнейшем консультаций грамотного врача-эндокринолога…
– Которых, как известно, у нас в стране катастрофически не хватает…
– Да, с врачебными кадрами – большая проблема. Поэтому сейчас стали появляться новые формы обучения пациентов – вебшколы, на которых больные в режиме онлайн могут получить ответы на волнующие их вопросы, возникающие постоянно.
– Выходит, больным диабетом нужно пополнять свои знания регулярно?
– Да, это процесс длиною в жизнь. Но дело того стоит. Сегодня диабет – управляемое заболевание. При адекватном и своевременном его лечении качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом зачастую даже выше, чем у их здоровых сверстников.
И у нас в стране уже появились первые обладатели медали Джослина (знаменитого американского врача-диабетолога, учредившего эту премию), которая вручается больным по всему миру за 50, 75, а с мая 2013 года за 80 лет жизни с диабетом. В России медалью за 50 мужественных лет с диабетом награждены уже 15 человек.
P.S. На портале “Мой диабет” вы можете познакомиться с таким человеком, это Виктор Павлович Губов, а из его блога можете узнать, каккие документы нужно оформить, чтобы получить такую медаль.
Источник