Месячные у подростка с диабетом

Сахарный диабет 1 типа (СД 1) представляет собой важную медико-социальную проблему и остается одним из распространенных эндокринных заболеваний, развивающихся в препубертатном и пубертатном периодах [2, 3, 12]. Наряду со специфическими клиническими проявлениями, СД 1 часто обусловливает нарушения полового и физического развития [5, 9, 10, 13]. Однако представления о роли СД в становлении половой функции у подростков неоднозначны: некоторые авторы утверждают, что возраст, в котором начался диабет у ребенка, не имеет решающего значения, когда речь идет о своевременности и характере полового созревания [5], другие отмечают роль длительности заболевания и степени тяжести диабета как ведущих факторов в развитии нарушений полового созревания у детей, больных СД [3, 9, 12].
Изучая состояние гонадотропной функции гипофиза у больных СД 1, некоторые авторы отметили связь нарушений половой функции с изменением секреции гонадотропинов [5, 9, 10, 11], однако имеются сообщения как о нормальном, так и о сниженном базальном уровне гонадотропинов при СД 1 [5].
У больных СД 1 формируется универсальный спектр тканевых, органных и особенно сосудистых нарушений; механизмы, отвечающие за их развитие, до конца не известны, но установлено, что немаловажную роль здесь играют процессы свободнорадикального окисления (СРО) липидов [4, 6, 7]. Хотя актуальность изучения процессов СРО липидов и состояния антиоксидантной защиты (АОЗ) при СД несомненна, недостаточно освещено состояние этих процессов у детей и подростков при нарушении полового развития и овариально-менструальной функции.
Таким образом, наличие устойчивой тенденции к росту заболеваемости СД 1 у детей и подростков в сочетании с патологическими изменениями в репродуктивной системе является основанием для проведения исследований, направленных на уточнение патогенетических механизмов репродуктивных нарушений, выявление условий наиболее неблагоприятного развития и течения этих процессов, определение иерархии и значимости факторов различной природы, оказывающих негативное воздействие на половое и физическое развитие девочек и девушек, больных СД 1.
Целью нашего исследования стало выявление основных закономерностей и факторов риска формирования нарушений полового, физического развития и менструальной функции девочек и девушек, больных сахарным диабетом 1 типа.
Были обследованы 58 девочек и девушек, больных СД 1. Средний возраст пациенток составил 15,2 + 2,8 лет. В фазе компенсации наблюдали 6 человек (10%), субкомпенсации – 13 (22%), декомпенсации – 39 (68%). Длительность заболевания составляла от 1 года до 15 лет. Средняя продолжительность течения СД составила 5,1 ± 3,5 лет.
Группа сравнения была сформирована по типу «копия-пара», т. е. каждый член сравниваемой группы имел совпадающие или близкие по значению изучаемые параметры, таким образом, группу сравнения составили 58 девочек и девушек, отличающихся от опытной группы только отсутствием диабета.
Больных СД мы разделили на 3 группы: 1-я – 16 человек (27,6%) с нормальным физическим развитием, 2-я – 21 человек (36,2%) с пограничными нарушениями в половом и физическом развитии и 3-я группа – 21 пациентка (36,2%) с выраженным отставанием в половом и физическом развитии.
В качестве материала для биохимического исследования использовалась сыворотка крови. Определение концентрации ПРЛ, ТТГ, ЛГ, ФСГ, Т4 проводилось с помощью радиоиммунологических наборов «Диас» (Россия) с использованием анализатора «Бета-2»; уровень содержания Т3 оценивали иммуноферментным методом с использованием тест-систем «АЛКОР-БИО» (Россия) и анализатора EL 808 (США). Забор крови для гормональных исследований осуществлялся с учетом фаз менструального цикла (на 5-9-й день цикла) или на фоне аменореи в утренние часы, натощак.
Исследовали концентрации продуктов СРО липидов и системы АОЗ: диеновые конъюгаты (ДК), малоновый диальдегид (МДА), активность супероксиддисмутазы (СОД), ретинол и α-токоферол флуориметрическим методом. (В качестве внешнего стандарта использовался D, L, α-токоферол фирмы «Serva».) Определение восстановленного глутатиона (GSH), окисленного глутатиона (GSSG) производили на спектрофлюорофотометре (RT-5000) Shimadzu. Гликозилированный гемоглобин (Hb A1) определяли с использованием ионообменного метода.
В результате проведенного нами исследования факторов риска развития нарушений полового, физического развития и менструальной функции у больных СД 1 оказалось, что особое значение имеет возраст дебюта заболевания СД, а именно препубертатный период (7-11 лет). При этом половое созревание у больных с манифестацией СД именно в этот период значительно отстает по сравнению со сверстницами, дебют заболевания у которых пришелся на ранний период (3-7 лет), на пубертатный период (11-14 лет) или постпубертатный период (старше 14 лет). Доля больных с выраженной задержкой полового и физического развития с дебютом СД 1 в препубертатном периоде составляет 61,9%, в раннем периоде – 14,3%, в активном пубертатном периоде – 14,3% и в постпубертатном периоде – 9,5% (рис. 1).
Половое развитие у девочек в возрасте 10-13 лет и манифестацией СД в период 7-11 лет значимо отставало в сравнении с девочками, дебют заболевания у которых пришелся на ранний период (от 3 до 7 лет). Значительно запаздывало половое развитие у девочек и девушек в возрасте 14-17 лет с манифестацией СД в период от 7 до 11 лет по сравнению с больными, у которых манифестация СД имела место до 7-летнего возраста. У девушек 18-21 года с дебютом СД в возрасте 7-11 лет регистрировались значительно более низкие показатели полового развития по сравнению с другими возрастными периодами манифестации заболевания (рис. 2).
![]() |
Рисунок 2. Половое развитие у больных СД 1 в зависимости от сроков манифестации по возрастам |
У девушек с СД 1, имеющих регулярный менструальный цикл и соответствующее возрасту половое и физическое развитие (1-я группа), а также у больных с дисгармоничным развитием и дисфункцией яичников (2-я группа) выявляется тот же уровень концентрации пролактина и фолликулостимулирующего гормона, что и у рандомизированных групп (табл.). У больных СД с выраженной задержкой полового и физического развития (3-я группа) содержание в плазме крови пролактина и ФСГ значительно снижено по сравнению с лицами из рандомизированных групп. Средние концентрации ФСГ и пролактина у больных 3-й группы были значительно снижены по сравнению с таковыми во 2-й группе. Кроме того, мы обнаружили значительное снижение среднего уровня ЛГ у больных с СД 1 независимо от их возраста, полового и физического развития и характера нарушений овариально-менструальной функции в сравнении с девочками и девушками, охваченными рандомизацией.
Наиболее выраженные изменения интенсивности СРО липидов мы отмечали у пациенток из 3-й группы: концентрация гидроперекисей и конечных продуктов СРО липидов (МДА и ДК) была увеличена по сравнению с группой сравнения. Одновременно мы обнаружили значимое снижение концентраций восстановленного и окисленного глутатиона у больных СД 3-й группы по сравнению с лицами из рандомизированных групп (соответственно на 25,4 и 24%), а также снижение уровня α-токоферола и ретинола (соответственно на 36 и 28,3%). У девочек и девушек 3-й группы было отмечено значительное снижение активности GSH, концентраций a-токоферола и ретинола по сравнению с показателями больных, имеющих нормальное развитие. Нами не было выявлено значительных изменений активности СОД и антиокислительной активности крови у больных СД 1 в зависимости от выраженности нарушений полового и физического развития.
На основании полученных результатов нами была предложена концептуальная схема, отражающая факторы риска и основные механизмы формирования нарушений полового и физического развития у девочек и девушек с СД 1 (рис.3).
В заключение следует отметить, что ранняя диагностика и прогнозирование нарушений полового развития и менструальной функции у девочек и девушек, больных СД 1, позволят своевременно начинать проведение комплексной патогенетической терапии, включая коррекцию овариальных нарушений, что необходимо для сохранения у данной категории женщин способности к деторождению.
Литература
- Баранов А. Н. Репродуктивное здоровье девочек и девушек – жительниц Европейского севера // Экология человека. – 1999. – № 4. – С. 25-26.
- Дедов И. И. Сахарный диабет – проблема 21 века // Врач. – 2000. – №1. – С. 4-5.
- Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Бердыклычева А. А. Фертильность женщин, страдающих ИЗСД // Проблемы эндокринологии. -1995. – №2. – С. 8-11.
- 4. Лейфер А. И., Солун М. Н. Система перекисное окисление липидов – антиоксидантная защита и роль ее нарушений в патогенезе сахарного диабета и ангиопатий // Проблемы эндокринологии. – 1993. – Т.39. – № 1. – С. 57-60.
- 5. Матвеева Л. С., Бердыклычева А. А. Стекольщикова О. Д. Репродуктивная функция у женщин с ИЗСД // Проблемы эндокринологии. – 1994. – № 40. – С. 52-56.
- Нелаева А. А., Башевский А. Ш., Трошина И. А., Журавлева Т. Г. Перекисное окисление липидов у больных инсулинзависимым сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии.-1998. – №5. – С. 10-14.
- Никифоров О. Н., Сазонова О. В., Суханова Л. Я., Князькова Л. Г. Перекисное окисление липидов и состояние антиоксидантной защиты у больных с инсулинзависимым сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии. – 1997. – №5. – С. 16-19.
- Сметанин В. Н., Швачкина В. И. К характеристике репродуктивного здоровья городских девочек-подростков // Здравоохранение Российской Федерации. – 2001. – № 1. – С. 31-33.
- Стекольщикова О. Д. Нарушение и возможные пути коррекции репродуктивной системы у пациенток с ИЗСД//Проблемы репрод. – 1997. – № 2. С. 15-20.
- Adcock C. J., Adcock C. J., Perry L. A., Lindsell D. R. Menstrual irregularities are more common in adolescents with type 1 diabetes: association with poor glycamic control and weight gain // Diabet Med.-1994. – Vol.11. – N 5. – P. 465 – 470.
- Djursing H., Andersen A., Hagen C. et al. Gonadotropin secretion before and during acute and chronic dopamine receptor blockade in IDDM patients with amenorrhea //Fertil. Steril. – 1985. – Vol. – 44. – P. 49-55.
- Dunger D. B., Edge J. A. Diabetes and the endocrine changes of puberty // Practical Diabetes International. – 1995. – Vol. 12. – P. 63-66.
- Yeshaya A., Orvoero R., Dicker D., Karp M. Menstrual characteristics of women suffering from IDDM // Int . J. Fertil. – 1995. – Vol. 40. – № 5. – P. 269-273.
О. Я. Лещенко
Клиника Института педиатрии и репродукции человека Научного центра медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, Иркутск
Источник

Материал предоставлен детским гинекологом Букинич Людмилой Сергеевной
еще больше в инстаграмм врача
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ У ДЕВОЧЕК: ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
Большинство родителей считают, что половое развитие девочки начинается с наступлением переходного возраста, примерно в 12-14 лет, это широко распространённое заблуждение. В действительности половое развитие начинается гораздо раньше.
Половое созревание – это процесс изменений в организме, затрагивающий их физическое, психологическое и эмоциональное состояние и начинается примерно в 8-9 лет. В это время отмечается рост уровня половых гормонов, вызывающих ряд изменений в организме.
Наблюдается увеличение темпа роста, растут кости таза, происходит увеличение количества жировой ткани (бедра становятся шире, жир откладывается в области груди, ягодиц и лобка, придавая телу юной девочки женственные очертания) и появляются вторичные половые признаки.
Вторичные половые признаки появляются в определенной последовательности. Так примерно с 10 лет у девочки начинается созревание и рост молочных желез. Грудь у девушки растет долгое время. Предпоследняя стадия развития груди завершается в 14-16 лет, а окончательное формирование молочных желез устанавливается только после кормления ребенка грудью. Вскоре после того, как начинает расти грудь, начинает развиваться оволосение лобка. Следом, по истечении нескольких месяцев, начинается рост волос на других участках тела (подмышки, ноги, руки и т.д). И, наконец, в среднем – в 12 лет, появляется первая менструация.
Менструация – это часть менструального цикла. Менструальный цикл – серия гормональных и физических изменений в организме, подготавливающих организм к беременности. В случае если беременность не наступает, организм возвращается в исходное состояние, начинается новый менструальный цикл.
Длительность менструального цикла измеряется от начала одной менструации до начала следующей и в среднем длится около 28 дней. Колебания цикла от 21 до 35 дней также считается нормальным. Менструальные кровотечения у подростков в среднем продолжаются 3-7 дней.
В течение первых двух лет после появления первой менструации у подростков менструальный цикл может быть нерегулярным и на установление нормального менструального цикла может уходить до двух лет.
К 18 годам период полового созревания, как правило, заканчивается.
Обратите внимание на возраст, в котором у Вашего ребенка начинают появляться вторичные половые признаки и на последовательность их появления. Если Вы заметили отклонения в развитии, обращайтесь в наш центр, мы обязательно Вам поможем.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА?
Регулярность и интенсивность менструации у подростков очень уязвимы и чувствительны к действию различных факторов.
Так как менструации у подростков часто не регулярны и в норме, у родителей девочек-подростков часто возникает вопрос, в каких случаях начинать волноваться?
Следует выделить основные поводы для тревоги:
- Если первая менструация у подростка не появились до 15 лет или не начали развиваться молочные железы в 13 лет.
- Месячные внезапно прекратились более чем на три месяца.
- Менструальный цикл стал нерегулярным после установления.
- Менструальный цикл длится меньше 21 дня или больше 40 дней.
- Менструальное кровотечение длится более семи дней.
- Менструальное кровотечение интенсивней, чем обычно или требуется смена тампонов или прокладок чаще, чем каждые два часа.
- Имеются кровотечения между менструациями.
- Менструации сопровождаются сильной болью.
Повлиять на гормональный фон девушки могут различные факторы.
При нестабильных менструациях в первую очередь следует обратить внимание на:
- Внешние факторы. На функцию женских половых органов может повлиять неблагоприятная экологическая обстановка. Неблагоприятная атмосфера в семье девочки скорее всего также негативно повлияет на ее половое созревание.
- Наследственность. Проблемы с репродуктивными органами у матери часто передаются и дочке. Предрасположенность к задержки менструации могут передаваться по наследству.
- Постоянные стрессы. Частые стрессы очень негативно сказываются на работе и состоянии всех органов. Если девочка часто переживает или нервничает, то имеется большая вероятность того, что у нее будут нерегулярные менструации.
- Усиленные физические нагрузки. В период полового созревания очень вредно нагружать организм девушки чрезмерными физическими нагрузками.
- Неправильное питание. К нарушению менструального цикла может привести излишняя худоба или ожирение. Обе эти крайности появляются вследствие неправильного питания. Очень важно, чтобы в подростковом возрасте организм девушки получал необходимое количество полезных микроэлементов и витаминов. В противном случае избежать задержки менструации и других осложнений не получится.
При выявлении нарушения менструального цикла у девочки-подростка не следует откладывать обследование у врача.
Если Вы хотите пройти обследование, сдать анализы, сделать УЗИ, получить консультацию детского гинеколога обращайтесь в наш медицинский центр.
СТРЕСС И НАРУШЕНИЕ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА У ПОДРОСТКОВ.
Стрессы у подростков – явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма. В роли стрессогенного фактора может выступить что угодно, но бороться со стрессом можно и нужно.
Наиболее распространёнными факторами, приводящими к стрессовому состоянию, являются:
- изменения тела, связанные с физиологическим созреванием, особенно если оно начинается несколько раньше, чем у ровесников. Бывает и так, что парень или девушка начинают резко поправляться, из-за чего они замыкаются и стесняются своего тела. Это может являться серьёзным поводом для переживаний.
- давление со стороны сверстников как моральное, так и физическое. Насилие, жестокость, деление на группировки. Это явление довольно распространено в настоящее время;
- проблемы в семье. Они могут носить различный характер: непонимание со стороны родителей, непринятие ими интересов и вкусов подростка; отдаление родителей от своего ребёнка – многие не знают, что любят и чем интересуются их дети; развод родителей;
- перемена места жительства и как следствие расставание с друзьями.
- неразделенная любовь. Часто первая влюбленность воспринимается как чувство на всю оставшуюся жизнь и если что-то пошло не так как хотелось бы, то это может вызвать полнейшее разочарование в любви, в себе и вообще в жизни;
- проблемы в школе. Контрольные, экзамены, ЭГЭ. Обычные требования учителей и родителей к успеваемости почему-то начинают казаться завышенными и тоже провоцируют стресс.
В подростковом возрасте многие проблемы могут казаться неразрешимыми. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и найти оптимальные способы их разрешения.
Признаки стресса у подростков довольно различные, вот некоторые из них: быстрая утомляемость, угрюмость, неконтролируемый аппетит, пристрастие к сладкому и жирному, недовольство своим внешним видом, увлечение диетами у девушек, открытая агрессия, злость, раздражительность, замкнутость, самоизоляция, интерес к спиртному и сигаретам, резкое падение самооценки, неуверенность в себе и т.д.
Стрессовому влиянию подвержены абсолютно все органы, но особенно уязвима женская репродуктивная система. Это объяснимо гормональными изменениями в организме во время стресса.
Во время стресса в организме происходит усиленная секреция гормона пролактина. В норме уровень пролактина у женщин повышается во время беременности и остается стабильно высоким при кормлении ребенка грудью.
Гормон пролактин оказывает непосредственное влияние на репродуктивную систему женщины. Под его влиянием происходит секреция прогестерона – основного гормона второй половины менструального цикла. Также пролактин оказывает влияние на работу щитовидной железы. Под действием пролактина деятельность щитовидной железы замедляется, а также нарушается ее связь с гипофизом. Уровень тиреотропного гормона, синтезируемого мозговой структурой, возрастает. Это часто приводит к нарушениям менструального цикла. Внешне это проявляется как удлинение менструального цикла. При высокой концентрации пролактина может быть полное отсутствие месячных – это явление носит название аменорея.
Стресс также всегда сопровождается активизацией деятельности коры надпочечников. Именно там синтезируется кортизол – еще один гормон, способный влиять на менструальный цикл. Избыток кортизола нередко приводит к появлению лишнего веса, ухудшение состояния кожи, рост волос на теле по мужскому типу. Со стороны репродуктивной системы наблюдается нарушение регулярности цикла. Последствием данного состояния может стать бесплодие.
Так что не стоит недооценивать влияние стрессовых ситуаций на репродуктивную систему и организм девушки в целом.
Для того, чтобы постараться исключить состояние стресса у подростка есть ряд способов.
1. Нужно создать в доме атмосферу открытости и доверия. Ребёнок должен знать, что он в любое время может обратиться к родителям за помощью и советом.
2. Хорошо, если у подростка есть какое-нибудь хобби. Учеными доказано – подростки, у которых есть увлечения, реже испытывают стресс, у них меньше шансов подхватить вредные привычки. Но если ребёнок сильно устаёт, занимаясь на двух-трёх кружках, то возможно есть смысл оставить занятия в каком–либо из них, из-за возможной перегрузки организма, с пользой в наиболее интересный и перспективный для дальнейшей жизни.
3. Нужно ставить под контроль время, проводимое ребёнком за компьютером. Соблюдение нормы поможет лучше высыпаться, вовремя отправляться в постель, меньше уставать. Норма сна у подростков 8-10 часов. Именно за это время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит к снижению работоспособности, усталости, а от сюда раздражительности и ослабленному иммунитету. Кроме того хроническая усталость и недосыпание может также может приводить к повышению уровня пролактина и как следствие нарушение менструального цикла.
4. Важно, чтобы в жизни подростка присутствовала оптимальная физическая нагрузка. В сочетании со сменой обстановки движение гармонизирует психику, нейтрализует действие стресса, помогает успокоиться. Выезды за город, пикники, экскурсии, подвижные игры, спортивные секции не только снимут стресс, но и помогут найти новых друзей.
5. Родителям необходимо быть для ребенка личным примером оптимизма и спокойствия. Если вы сами будете воспринимать жизненные проблемы без лишнего ажиотажа и паники, то и ваш ребёнок скопирует такое же отношение к проблемам. Учите детей с детства сохранять позитивный настрой и в каждой сложной ситуации видеть положительные моменты.
6. Нужно отмечать успехи ребёнка, хвалить его в новых достижениях.
7. Если делаете замечание ребёнку, то ругайте его поступок, а не его самого.
8. Не стоит выяснять отношения на глазах у детей. Они близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности. Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.
Большинство указанных мер профилактики довольно действенны. Но если подросток уже испытывает стресс и предложенные варианты не помогают, то необходима помощь специалистов.
В нашем центре вы можете пройти обследование и у детского гинеколога и получить консультацию психолога. Помните, только совместными усилиями со стороны семьи, психологов и врачей можно добиться стойкого положительного результата.
Ключевые слова
Источник