Можно ли управлять авто при диабете 1 типа

“Автомобиль не роскошь, а средство передвижения” – фраза, характеризующая нашу эпоху. Уже давно автомобиль стал неотъемлемой частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.
Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?
В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.
В России действует Приказ Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны».1
То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.
Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.
К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.
Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный 28 пункт: «…Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям…»
Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.
Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге.
О последствиях думать и не хочется…
Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).
Почему это так важно?
В США был проведен ряд исследований 2, наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, – выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.
В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.
На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.
Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил
- Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
- Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
- Всегда держите при себе легкоусвояемые углеводы, то есть те, которые помогут быстро справиться с гипогликемией – сахар, сок, лимонад, декстроза. Положите дополнительное количество в «бардачок» или карман, пусть лежат там «на всякий случай»
- Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
- Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
- Если Вы почувствовали симптомы гипогликемии во время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!
Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия) и кетоацидоз
Как известно, глюкоза – главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.
При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.
Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.
Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?
К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.
_____________________________________________________________________________
Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3. С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.
Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика! Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?
Когда вы садитесь за руль, помните:
каждый водитель несет ответственность не только за себя!
От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения: ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто управляет автомобилем, движущемся по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом на пассажирском сидении.
От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.
Ссылки:
1. www.akpspb.ru
2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293
3. insulinnation.com
Источник
Многие люди, мечтающие получить профессиональные водительские права, не могли этого сделать из-за диагноза диабет до 2011 года. Теперь факт наличия диабета не исключает возможности стать водителем, но пациент обязан пройти целый ряд обследований.
Процедура получения водительских прав для следующих категорий: A, A1, B, B1, B + E, T, C, C1, D, D1, C + E, C1 + E, D + E, D1 + E четко определена в Директиве ЕС.
Как стать профессиональным водителем, будучи диабетиком?
Диабетик должен пройти соответствующие анализы и предъявить соответствующий сертификат, подтверждающий отсутствие противопоказаний для профессионального вождения. Такой человек не должен страдать от серьезных осложнений диабета, должен уметь распознавать и предотвращать гипогликемические явления, а также быть достаточно осведомленным о своем заболевании.
На кого распространяется строгий порядок и противопоказания для получения профессиональных водительских прав?
Более строгая процедура подачи заявления на получение профессиональных водительских прав распространяется как на людей с диабетом типа 1, так и типа 2. Необходимое условие для подачи заявления на получение профессиональных водительских прав – посещение диабетолога и получение от него положительного заключения относительно состояния здоровья и способности справляться с диабетом.
Даже один эпизод тяжелой гипогликемии за 12 месяцев может дисквалифицировать профессионального водителя, поэтому очень важно поддерживать правильный уровень сахара. Абсолютные противопоказания – незнание рисков гипогликемии и поражение глаз диабетом.
Правила получения профессиональных водительских прав для людей с сахарным диабетом
До 2011 года люди с диабетом 1 типа не имели возможности работать водителями. В настоящее время путь к этой профессии открыт, но диабетик, профессионально водящий транспорт, должен учитывать необходимость частого подтверждения своей квалификации. Единые правила выдачи водительских прав людям с диабетом действуют на всей территории Европейского Союза.
Правила получения водительских прав для профессиональных водителей с диабетом:
- Профессиональный водитель с инсулинозависимым диабетом получает водительские права на 1 год.
- Если пациент не на инсулине, водительские права предоставляются на срок не более 3 -х лет.
- Гипогликемия водителя – сахар ниже 55 мг / дл.
- Необходимо документировать контроль диабета и течение заболевания (например, ведение дневника сахара), а также результаты скрининга крови и измерения уровня сахара в крови.
- Необходимо предоставить справки от эндокринолога и офтальмолога.
Диабетики не любят чувствовать себя ограниченными своей болезнью, но они должны принять тот факт, что в некоторых случаях это состояние фактически исключает возможность получения водительских прав.
Контроль диабета
Диабетические осложнения и способность управлять автомобилем
Сахарный диабет – хроническое заболевание с разнообразным течением. Хорошо контролируемое состояние не создает серьезных проблем в повседневной работе. Однако каждый человек, получающий инсулин, подвержен гипогликемии, которая опасна сама по себе. И если она происходит за рулем, водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров и других участников движения.
Риск гипогликемии несут некоторые группы пероральных препаратов, используемых при диабете 2 типа.
Кроме того, диабет – это заболевание, которое, если его не лечить должным образом, может серьезно ухудшить здоровье диабетика, в том числе его способность управлять автомобилем. Классическим примером такого осложнения является запущенная диабетическая ретинопатия. Поэтому существует список абсолютных и относительных противопоказаний для вождения транспортных средств диабетикам.
Относительные и абсолютные противопоказания для получения водительских прав
Абсолютные противопоказания для получения водительских прав:
- Тяжелая рецидивирующая гипогликемия;
- Незнание симптомов и рисков гипогликемии;
- Запущенные осложнения диабета, например, ограниченное поле зрения в результате процедур лазерной терапии, проводимых при диабетической ретинопатии.
Относительные противопоказания:
- Недостаточные знания о диабете, его лечении, риске гипогликемии;
- Недостаточный контроль диабета (HbA1C более 8%);
- Постоянно игнорируемый самоконтроль. Например, кандидат в водители не может доказать, что он / она регулярно контролирует уровень глюкозы в крови, не ведет дневник самоконтроля, его глюкометр не имеет записанной истории измерений.
Гипогликемия и водительские права
Гипогликемия – это состояние, при котором диабетик проявляет замедленную реакцию на раздражители, имеет проблемы с концентрацией внимания и пространственным мышлением. Неспособность быстро отреагировать приемом дозы сахара может привести к тяжелой гипогликемии, которая уже опасна для жизни. Среди диабетиков есть люди, которые не чувствуют падения сахара в крови.
Если диабетик не может предвидеть гипогликемическое событие из-за передозировки инсулина или по другим причинам, он может подвергнуть риску себя и других участников дорожного движения. Достаточно представить водителя, у которого за рулем понижен уровень сахара в крови – несвоевременная реакция может привести к дорожно-транспортному происшествию, а в худшем случае – ДТП и угрозе жизни третьих лиц.
Водительское удостоверение в теории и на практике
Эндокринолог может отказать в выдаче справки, необходимой для подачи заявления на получение водительских прав. Он также может ходатайствовать об отсрочке принятия решения, если видит возможность улучшить метаболический контроль или расширить недостаточные знания о диабете. Отказ в выдаче водительского удостоверения может удивить диабетика, но консультирующий диабетолог не делает этого без причины.
Водительское удостоверение диабетика может быть выдано на срок до 5 лет.
Диабетик за рулем – как подготовиться к вождению
Диабет не является противопоказанием для получения водительских прав. Однако, чтобы диабетик не подвергал опасности себя и окружающих, он должен очень ответственно подойти к этому вопросу.
Четких рекомендаций по таким ситуациям нет. Любой совет, который можно дать диабетикам, будет касаться их здравого смысла, чувства ответственности за себя и других, а также хорошего понимания реакций своего организма.
- Прежде чем сесть в машину, примите меры против гипогликемии. Перед поездкой обязательно проверьте уровень сахара в крови. Если он слишком низкий или может снизиться в ближайшее время, нужно обезопасить себя дополнительной порцией углеводов, чтобы сохранить безопасный уровень сахара. Большое значение имеет планируемое время вождения. Планируя длительный путь, вы должны не только постоянно контролировать сахар, но и пытаться предсказать, как он изменится с течением времени.
- Оцените риски гипергликемии. Точно так же, как вам следует избегать гипогликемии во время вождения, вам не следует садиться за руль, если у вас тяжелая гипергликемия. Высокий уровень сахара в крови часто вызывает вялость, замедляет реакцию и у некоторых людей приводит к спутанности сознания. Следовательно, в случае высокого содержания сахара сначала уменьшите его уровень, а затем отправляйтесь в путь.
Азбука водителя с диабетом
- Независимо от запланированного времени вождения, водитель-диабетик должен иметь под рукой простые углеводы на случай гипогликемии. Важно, чтобы они легко распаковывались и находились в нужном количестве. Это может быть сладкий напиток, глюкозный гель или таблетки. Если предстоит более продолжительная поездка, также следует приготовить перекус в дорогу и запас воды или другого напитка без сахара.
- Длительное вождение без нужного количества жидкости приведет к головной боли и повышенной утомляемости. Таким образом, диабетик, собираясь водить машину, должен помнить не только о том, что нужно сохранять низкий уровень сахара, но и есть пищу во время более длительного путешествия.
- Основным оборудованием автомобиля должен быть глюкометр, а у людей, интенсивно лечившихся инсулином, еще и глюкагон.
- Никогда не продолжайте движение при плохом самочувствии. Не возвращайтесь в движение, пока уровень глюкозы в крови не будет отрегулирован.
- В случае длительного вождения рекомендуется делать перерывы и измерять уровень сахара каждые 1,5-2 часа. Во время перерыва важно выйти из машины, немного погулять и выполнить несколько простых упражнений (наклоны, приседания).
Продолжительная езда в сидячем положении часто приводит к гипергликемии.
Источник
Дата публикации: 29 ноября 2019.
Сам по себе диагноз сахарный диабет не является противопоказанием к любительскому вождению. Обычно водитель, имеющий сахарный диабет (СД), чаще направляется на медкомиссию для своевременного выявления осложнений СД, которые могут быть ограничениями к вождению. Такие ограничения возникают при развитии поздних осложнений: ретинопатии, приводящей к снижению или потере зрения, периферической полинейропатии – поражении нервных волокон ног с потерей чувствительности, при развитии синдрома диабетической стопы, когда для заживления язвенного дефекта необходимо длительная разгрузка конечности, или в случае ампутации конечности (автомобиль с автоматической коробкой передач значительно безопаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но всё же необходимо чувствовать педали).
Другая ситуация, которая может послужить препятствием для вождения автомобиля, – лабильное течение СД с частыми гипогликемиями (в том числе с тяжелыми – с нарушением сознания и отсутствием распознавания симптомов гипогликемии). В этом случае вождение становится крайне опасным как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Кроме того, отсутствие компенсации СД также является противопоказанием для вождения. Необходимо помнить о том, что пациенты с СД чаще страдают артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и т.д., что также может являться препятствием для вождения.
Отдельно стоят профессиональные водители транспортных средств. Сахарный диабет, требующий назначения инсулинотерапии (СД 1 типа, определённые случаи СД 2 типа или специфического СД), наличие осложнений СД, некомпенсированный СД – являются противопоказанием для профессиональной деятельности.
Важно! Не садитесь за руль, не добившись стойкой и длительной компенсации диабета!
Чего следует опасаться?
Основная потенциально опасная проблема, с которой может столкнуться водитель с СД, – это гипогликемия (снижение уровня глюкозы в крови ниже нормы). При этом возникает головокружение, озноб, учащенное сердцебиение, беспокойство, снижается концентрация и внимание. В худшем случае может произойти потеря сознания. По статистике, у водителей с СД дорожно-транспортные происшествия случаются на 30% чаще в основном именно из-за гипогликемии. Чтобы свести такую вероятность к минимуму нужно соблюдать ряд правил.
Основные правила для более безопасного вождения
- В салоне автомобиля всегда должны находиться под рукой глюкометр и тест-полоски, продукты питания и напитки, которые помогут быстро снять приступ гипогликемии (соки, сахар (рафинад), таблетки или гель с глюкозой с глюкозой).
- Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, сок или сладкий напиток) как можно ближе к себе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
- Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы.
- Перед каждой поездкой обязательно измеряйте уровень глюкозы крови. При низких значениях гликемии (ниже 5,5-6 ммоль/л) съешьте любой разрешенный лечащим врачом продукт с «быстрыми» углеводами. Возите с собой небольшой «аварийный» запас, например, печенье или хлебцы.
- Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали. Не выезжайте на трассу, пока глюкоза не придет в норму.
- Во время поездки аккуратно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи.
- Избегайте переутомления. Через каждые 1,5-2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить. Планируйте поездку так, чтобы вы могли большую часть пути преодолеть в светлое время суток. Старайтесь без крайней нужды не ездить ночью.
- Желательно измерять уровень глюкозы во время остановок и записывать в блокнот показатели глюкометра. Нельзя проводить самоконтроль в процессе езды.
- Не стоит садиться за руль, если у вас был длительный перерыв между приемами пищи и нет возможности измерить уровень глюкозы.
- Соблюдайте осторожность за рулем в первые несколько дней после назначения нового лечения или препаратов (если вы сменили таблетированные препараты, перешли на инсулинотерапию или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или если врач изменил тип и дозу инсулина). Не садитесь за руль, пока не привыкнете к новым лекарствам.
- Кроме удостоверения личности, водительских прав и документов на автомобиль, всегда имейте при себе карточку (удостоверение) диабетика и заряженный мобильный телефон.
- Для дополнительной безопасности можно носить медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
- Никогда не оставляйте инсулин и тест-полоски в машине надолго. Помните, что они крайне чувствительны к высокой и низкой температурам. Всегда уточняйте информацию о хранении инсулина в руководстве пользователя.
- Если вы неожиданно почувствовали себя плохо (слабость, головокружение), сразу же остановите машину в безопасном месте и выключите зажигание. Если вы оказались в городском трафике, прижмитесь к обочине или бордюру и включите аварийную сигнализацию. Сразу выпейте 200 мл сока или съешьте три-четыре кусочка сахара. После этого измерьте уровень глюкозы. Если вы убедились, что он низкий, дополнительно примите 10-12 грамм углеводов и через 15-20 минут повторите тест. Можно дополнительно съесть небольшой бутерброд или фрукт (яблоко) Подождите не менее 15 минут после исчезновения симптомов гипогликемии и убедитесь, что уровень глюкозы в норме и вы хорошо себя чувствуете, прежде чем вернуться на дорогу.
- Если самочувствие не улучшается, звоните в «скорую» и дождитесь помощи. Или же обратитесь к сотруднику ДПС. Не скрывайте наличие заболевания, напротив, в первую очередь сообщите о том, что у вас диабет. Вам обязательно помогут.
- Ну и, конечно, следует соблюдать общие правила безопасности на дороге.
Удачной Вам дороги!
Врач-зндокринолог Исачкина О.Н.
Источник