Обучение больных с сахарного диабета

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.
Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.
Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.
Типы и особенности диабета
Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.
Диабет бывает:
- 1 типа –
предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
- 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
- гестационный – выявляется только в период беременности.
Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.
Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:
- генетические причины;
- инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
- понижение иммунитета.
Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.
Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:
- болезнь возникает после 40 лет;
- уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
- наблюдается повышение гликемии;
- патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.
Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.
Причины возникновения 2 типа:
- ожирение;
- отягощенная наследственность.
Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.
Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.
Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.
Обучение в школе здоровья
Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.
Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.
На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.
Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.
Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.
Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.
Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.
Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:
- Диабет, как образ жизни.
- Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
- Правила питания.
- Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
- Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
- Осложнения, возникшие на фоне диабета.
- Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
- Гипертония, ИБС.
В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.
Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.
Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:
Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.
План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:
- Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
- Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
- Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.
Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.
Контроль сахара
На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.
Регулярное измерение сахара позволяет:
- Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
- Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
- Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
- Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
- Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.
В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.
Правильное питание
Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.
Основные моменты:
- Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
- Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
- Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
- Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
- Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.
Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.
Видеоматериал о питании при диабете:
Преодоление стрессовых ситуаций
Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.
Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.
Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.
Источник
Ведущая цель
обучения при СД – научить пациента
управлять лечением своего заболевания.
При этом ставятся задачи: создание
мотивации к овладению пациентом методами
управления СД, информирование пациента
о заболевании и способах предотвращения
его осложнений, обучение методам
самоконтроля.
Основные
формы обучения: индивидуальная (беседа
с больным) и групповая (обучение пациентов
в специальных школах для больных СД
в условиях стационара или амбулаторно).
Последняя наиболее эффективна в
отношении достижения поставленной
цели. Обучение проводится по специальным
структурированным программам,
дифференцированным в зависимости от
типа СД, возраста больных (например,
школа для детей, больных СД 1 типа и для
их родителей), вида применяемого лечения
(диетотерапия, пероральные сахароснижающие
препараты или инсулинотерапия при СД
2
типа)
и наличия осложнений.
Самоконтроль
Это
учет больными СД, прошедшими обучение,
субъективных ощущений, уровня гликемии,
глюкозурии, других показателей, а также
режима питания и физических нагрузок
с целью принятия самостоятельных решений
для предотвращения острых и хронических
осложнений СД. Самоконтроль
включает
в себя:
1.Контроль и оценка
сахара крови до еды и перед каждой
инъекцией инсулина ежедневно при
проведении интенсивной инсулинотерапии.
Наиболее эффективно СК осуществляется
с помощью глюкометра – портативной
тест-системы, предназначенной для
экспресс-анализа уровня гликемии.
2.Расчет дозы
инсулина по количеству ХЕ принимаемой
пищи, ежедневных энерготрат и уровню
гликемии.
3.Контроль за массой
тела (взвешивание 2-4 раза в месяц).
4.При уровне глюкемии
более 13 ммоль/л исследование мочи на
ацетон.
5.Ведение дневника
больного СД.
6.Осмотр стоп и
уход за ногами.
Проведение этих
мероприятий по СК позволяет в конечном
итоге улучшить здоровье пациентов,
повысить качество их жизни и ограничить
затраты на лечение. Следует отметить,
что в настоящее время обучение
пациентов должно выполнять роль базиса
для их грамотного лечения.
Инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа
Инсулинотерапия
до настоящего времени остается
единственным эффективным средством
лечения СД 1 типа.
Классификация
препаратов инсулина
1. По длительности
действия:
а) быстродействующие,
короткого действия (ИКД): актрапид,
хумулин регуляр и др., начало их действия
наступает через 30-40 мин при подкожном
введении, пик действия – через 1,5-3 ч,
продолжительность действия -4-6 ч в
зависимости от дозы;
б) инсулины средней
продолжительности действия: монотард,
протафан, хумулин (Л, НПХ), начало
действия наступает через 1-2 ч, пик
действия – через 4-10 ч, продолжительность
действия – 12-18 ч;
в) инсулины
длительного действия (ИДД): ультратард,
хумулин У, начало действия наступает
через 4-6 ч, пик действия – через 10-18 ч,
продолжительность действия – 20-26 ч;
г) комбинированные
инсулины (смеси инсулинов короткого и
средней продолжительности действия в
различных соотношениях): микстард
НМ, хумулин М, фармакокинетика этих
препаратов определяется соотношением
входящих в них компонентов.
Для удобства
введения инсулина в настоящее время
используются инъекторы многоразового
использования – шприцы-ручки (НовоПен
– 1, 2, 3, ОптиПен). С помощью шприца-ручки
больной может сделать себе инъекцию в
любых условиях (на даче, в командировке,
в гостях и т. п.) без особой подготовки.
Очень важным фактором является
безболезненность инъекции за счет
специальной заточки игл.
Расчет дозы
инсулина
Инсулинотерапия
проводится с заместительной целью,
возмещая 2 вида секреции инсулина:
базальную
и стимулированную (пищевую, болюсную)
инсулинемию. Первая представляет собой
ту концентрацию инсулина в крови, которая
обеспечивает гомеостаз глюкозы в
интервалах между приемами пищи и во
время сна. Скорость базальной секреции
составляет 0,5-1 ед. в час (12-24 ед. в сутки).
Второй
вид секреции (пищевой инсулин) происходит
в ответ на всасывание глюкозы пищи
необходима для ее утилизации. Количество
этого инсулина примерно соответствует
объему принятых углеводов (1-2 ед. на
1 ХЕ). При этом считается, что 1 ед. инсулина
снижает уровень сахара крови приблизительно
на 2,0 ммоль/л,
На пищевой инсулин приходится примерно
50-70% суточной продукции инсулина, а на
базальный 30-50%. Кроме того, необходимо
помнить, что секреция инсулина подвержена
не только пищевым, но и суточным
колебаниям. Так потребность в инсулине
резко повышается в ранние утренние часы
(феномен утренней зари), а в дальнейшем
снижается в течение дня.
Стартовая суточная
доза инсулина может рассчитываться
следующим образом:
в 1-й год болезни
потребность в инсулине составляет
0,3-0,5 ед./кг массы тела (иногда потребность
может быть еще меньше за счет
сохранившейся остаточной секреции
базального инсулина);при длительности
СД более 1 года и хорошей компенсации
-0,6-0,7 ед./кг;у подростков в
пубертатный период – 1-1,2 ед./кг;при наличии
декомпенсации СД, кетоацидозе доза
составляет 0,8-1,2 ед./кг.
При этом базальная
потребность обеспечивается двумя
инъекциями ИСД (1/2 дозы базального
инсулина утром и 1/2 – перед ночным
сном) или одной инъекцией ИДД (всю дозу
утром или на ночь). Доза этого инсулина
обычно составляет 12-24 ед. в сутки.
Пищевая (болюсная) секреция замещается
инъекциями ИКД перед каждым из
основных приемов пищи (обычно перед
завтраком, обедом и ужином за 30-40 мин).
Расчет дозы ведется исходя из
количества углеводов (ХЕ), которое
предполагается принять во время
предстоящего приема пищи (см. выше), а
также уровня гликемии перед данным
приемом пищи (определяется самим
пациентом с помощью глюкометра).
Пример расчета
дозы: больной СД 1 типа массой 65 кг и
суточной потребностью в углеводах
22 ХЕ. Ориентировочная общая доза инсулина
составляет 46 ед. (0,7 ед./кг х 65 кг). Доза
ИКД зависит от количества и качества
ХЕ: в 8 ч (на 8 ХЕ) вводим 12 ед. актрапида,
в 13 ч (7 ХЕ) – 8 ед. актрапида и в 17 ч (7 ХЕ) –
10 ед. актрапида. Доза ИКД за сутки составит
30 ед., а доза ИСД – 16 ед. (46 ед. – 30 ед.). В 8 ч
вводим 8-10 ед. монотарда НМ и в 22 ч – 6-8 ед.
монотарда НМ. В последующем дозы ИСД и
ИКД можно увеличить или уменьшить
(обычно одномоментно не более чем на
1-2 ед. в каждую из инъекций) в зависимости
от энергозатрат, количества ХЕ и уровня
гликемии.
Эффективность
интенсивной инсулинотерапии оценивается
по результатам самоконтроля.
Соседние файлы в папке Для студентов
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Статья из монографии “Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого”.
Сахарный диабет является пожизненным состоянием с высоким риском формирования осложнений, в связи с чем это уже не столько заболевание, сколько стиль жизни пациента. В связи с этим, контроль его течения ложится не только на плечи медицинских работников, но и самого пациента, его родственников, родителей больных детей. Таким образом, самоконтроль – один из «китов», на которых базируется достижение адекватного уровня метаболического контроля.
Следует заметить, что большинство больных сахарным диабетом не выполняют в полной мере все рекомендации. Это приводит к неэффективности лечения и сводит к нулю все усилия медицинских работников. Первоочередной задачей при работе с пациентом является формирование специфического типа мышления, главной целью которого станет адекватное наблюдение за собственным состоянием здоровья.
Основным средством является информирование пациента и его родителей о причинах, клинических симптомах, возможных осложнениях заболевания, способах их предупреждения, целевых значениях контрольных параметров. По определению ISPAD «образование – краеугольный камень лечения сахарного диабета и структурированное обучение принципам самоконтроля является ключом к благоприятным исходам».
Диабетическое образование – процесс овладения пациентом знаниями и навыками, необходимыми для осуществления самоконтроля, предотвращения декомпенсации и оказания самопомощи, изменения стиля жизни для успешного лечения заболевания (IDF, 1985).
В историческом аспекте образование пациентов в области сахарного диабета развивалось следующим образом:
- конец XIX века – во Франции впервые возникла идея о необходимости обучения пациентов;
- 1918 г. – американским пионером диабетологии Джослином постулировано, что пациент является основным и наиболее значимым сотрудником программы образования;
- 30-е годы ХХ века – начало формирования ответственности пациентов за состояние собственного здоровья;
- 40-е годы – в Великобритании внедряются программы по предупреждению и оказанию помощи при гестационном диабете;
- 60-е годы – улучшается качество диагностики заболевания и возрастает его социальная значимость;
- 70-е годы – формируются первые ассоциации специалистов по обучению пациентов. Развиваются технологии, способствующие проведению самоконтроля;
- 80-е годы – диабетология выделяется в отдельную отрасль с участием различных специалистов.
Согласно современным представлениям диабетическое образование может рассматриваться как сопряжение клинической практики и научных исследований.
Чрезвычайная важность внедрения в практическую деятельность результатов научных исследований в области диабета и образовательных методик должна являться национальным приоритетом. При этом образовательные программы должны быть тщательно спланированы, иметь специфические цели, средства к их осуществлению, распространяться среди пациентов и их родственников, а также доводиться до ведома широкой общественности.
Универсальные принципы образовательных программ следующие:
- Каждый пациент имеет право на получение информации о своем заболевании, способах и методах его контроля.
- Для участия в образовательном процессе не должно создаваться никаких препятствий.
- Диабетическое образование должно проводиться специально обученными лицами, причем для работы с детьми и подростками должны привлекаться отдельные люди, хорошо ориентированные в особых потребностях этого контингента больных.
- Образовательная программа должна индивидуализироваться для каждого пациента с учетом возраста, пола, длительности заболевания, стиля жизни, этнических и культурных особенностей, а также его способности к восприятию и обучению.
- Специалисты должны регулярно повышать собственный уровень путем посещения соответствующих тренингов.
- Диабетическое образование должно являться длительным, пожизненным процессом.
С целью адекватного контроля течения сахарного диабета требуется создание мультидисциплинарных групп, в которые входят:
- педиатры и терапевты;
- медицинские сестры;
- диетологи;
- фармацевты;
- психологи и психиатры;
- физиотерапевты;
- подиатры;
- социальные работники.
При этом важным моментом является то, что существенную роль в качестве образования пациента играют консультации специалистов в области диабета, не являющихся медиками, к которым относят социальных работников и даже пациентов, страдающих сахарным диабетом, и их родителей, хорошо обученных и придерживающихся принципов самоконтроля.
Во многих странах мира широкое распространение получило создание в рамках образовательных программ диаклубов и других сообществ больных сахарным диабетом, где пациент может получить исчерпывающую консультацию по всем вопросам в любое время, в том числе и в телефонном режиме.
Таким образом, в настоящее время целью образовательных программ является полное информирование пациента о природе и естественном течении его заболевания, всех современных методах лечения, мотивация его на соучастие в поддержании собственного здоровья и, соответственно, обучение навыкам самоконтроля.
Основные принципы самоконтроля следующие:
- Самостоятельный мониторинг гликемии, глюкозурии, кетонурии.
- Правильный качественный и количественный подбор рациона питания.
- Способность адаптирования питания, медикаментозной терапии и физических нагрузок к стилю жизни.
- Способность к правильной трактовке изменения состояния организма и контрольных параметров с адекватным разрешением возникающих проблем.
- Постановка реалистичных кратко- и долговременных целей.
- Участие в группах поддержки больных сахарным диабетом и формирование собственной сети.
Постановка целей стала одним из положений самоконтроля, поскольку требующееся изменение менталитета и стиля жизни не может произойти быстро.
Именно это и является причиной частого несоблюдения пациентом диеты, режимов физических нагрузок, медикаментозной терапии, что способствует частым эпизодам декомпенсации заболевания с формированием острых осложнений, являющихся прогностически неблагоприятными в отношении раннего формирования хронических осложнений, нарушающих качество жизни в дальнейшем. Именно профессионалы могут и должны оказывать адекватную психологическую помощь и социальную поддержку в направлении изменения стиля жизни и поведенческих установок.
Обучение принципам самоконтроля
Первичное образование (уровень 1).
- Начинается с момента постановки диагноза.
- Включает основные навыки.
- Поясняет то, на основании чего был установлен диагноз.
- Объясняет сущность заболевания и его причины.
- Объясняет, что существует гормон инсулин, как он действует, необходимость его использования.
- Объясняет, что есть глюкоза, каков нормальный уровень ее в крови, каковы целевые значения показателя.
- Обучает практическим навыкам: инъекции инсулина, мониторинг глюкозы крови и/или мочи.
- Обучает базовым принципам диетотерапии.
- Дает простое понятие о гипогликемии.
- Объясняет особенности течения диабета при интеркуррентных заболеваниях.
- Помогает понять влияние стиля жизни на течение заболевания.
- Помогает использовать идентификационные приспособления – документы, браслеты, кулоны и др.
- Привлекает к участию в диабетических ассоциациях.
- Психологически адаптирует к заболеванию.
- Детально информирует о телефонах и адресах контактов в случаях возникновения неотложных состояний.
Следует отметить, что материал для проведения первичного образования должен быть тщательно отработан методически, хорошо проиллюстирован, доступен к использованию в любое время.
Последующее образование (уровень 2) включает:
- Понятие о патофизиологии, эпидемиологии, классификации и метаболизме при сахарном диабете.
- Секреция инсулина и его эффекты.
- Инъекции инсулина, типы, всасывание, профили действия.
- Диетотерапия: планирование диеты, понятие об углеводах, белках, жирах, пищевых волокнах, качественные и количественные особенности продуктов, акцент на продуктах, которые должны быть исключены из рациона, эквивалентная замена продуктов, понятие о хлебной единице, связь с ростом, массой тела и развитием.
- Понятие о мониторинге, включая HbA1c и его целевые уровни контрольных параметров.
- Распознавание гипогликемии, ее предупреждение и лечение, включая инъекции глюкагона.
- Интеркуррентные заболевания, гипергликемия, кетоз, предупреждение кетоацидоза.
- Обучение и мотивация к ведению дневника самоконтроля (рис. 8.3).
- Обсуждение проблем выполнения принципов самоконтроля.
- Постановка глобальных целей.
- Понятие о микро- и макрососудистых осложнениях и их профилактике.
- Физические упражнения, планирование отдыха и путешествий.
- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотических веществ на метаболизм и течение заболевания.
- Способы адаптации к работе, учебе, вождению автомобиля.
- Обсуждение вопросов, связанных с сексуальными контактами, способов и методов контрацепции, возникновения беременности и родов.
- Дальнейшее образование.
* Сахар в крови определяеься натощак, перед основным приёмом пищи (обед, ужин), перед сном.
* Сахар в моче определяется через 2 часа после завтрака или обеда.
Необходимость индивидуализации программ особенно актуальна в детском возрасте. Так, приводим некоторые особенности программ обучения в зависимости от возрастных групп.
Дети раннего возраста
- Тотальная зависимость от родителей и медицинских работников в проведении манипуляций, питании и мониторинге, что требует формирования особо доверительных отношений.
- Матери могут испытывать стресс и депрессию, что требует дополнительных интервенций.
- Непредсказуемые отказы от еды и режимы физической активности.
- Сложности в дифференцировании диабетассоциированных состояний от особенностей поведения и настроения ребенка.
- Дополнительное психотравмирование в связи с болезненностью инъекций и мониторинга глюкозы.
- Частое развитие гипогликемических состояний, которые могут быть тяжелыми с существенным вредом для здоровья.
Дети школьного возраста
- Возникают различия между режимом в домашних и школьных условиях, особенности самоопределения и межличностных отношений.
- Необходимость самостоятельного овладения навыками в проведении инъекций и мониторинга.
- Навыки в распознавании гипогликемических состояний.
- Необходимость осознания своего заболевания.
- Необходимость самостоятельного выполнения принципов самоконтроля, включая инъекции и мониторинг в условиях школы.
- Необходимость адаптации течения собственного заболевания к школьной программе, питанию в школе и спорту.
- Стремление родителей к гиперопеке требует отдельного подхода к их образованию.
Подростки
- Возрастное стремление к независимости ухудшает качество метаболического контроля из-за несоблюдения основных мероприятий, а также в связи с началом табакокурения, сексуальной жизни, употребления алкоголя.
- Высокая значимость мнения сверстников требует адекватного уровня социальной работы в коллективе здоровых подростков с целью формирования дружеской атмосферы и понимания.
- Частая встречаемость конфликтов с последующей декомпенсацией заболевания требует превентивных психокоррекционных мероприятий.
В связи со склонностью к лабильному течению сахарного диабета у детей раннего и школьного возраста целесообразен контроль гликемии не реже 4 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином и ночным сном). При необходимости рекомендуется дополнительный контроль сахара крови в 3-4 часа ночи или в 5-6 часов утра, или при необходимости.
Кетонурию целесообразно тестировать с помощью тест-полосок при уровне гликемии более 13,3 ммоль/л.
Приводим алгоритм проведения изменения инсулинотерапии и режима питания в рамках самоконтроля, разработанный F.R. Kaufman (1994) и Е.П. Касаткиной (1996), который может использоваться в домашних условиях.
- Дети старшего возраста со стабильным течением заболевания:
- вводить «базовую» дозу инсулина;
- начать прием пищи через 30 минут после введения препарата (срок варьирует в зависимости от типа инсулина).
- младшим школьникам 0,5-1 ЕД инсулина;
- подросткам 1-2 ЕД инсулина;
- начать прием пищи через 45-60 минут после введения препарата.
- при низком, но не гипогликемическом для данного пациента уровне гликемии незамедлительный прием очередной порции пищи, после чего ввести базовую дозу инсулина;
- при гипогликемическом для данного пациента уровне гликемии срочное употребление дополнительной порции легкоусваяемых углеводов (10-20 г). Затем – очередной порции пищи. Введение инсулина – через 15 минут после употребления пищи.
- Дети младшего возраста (до 5 лет), а также дети любого возраста со склонностью к гипогликемическим состояниям, которые не ощущают приближения гипогликемии или имеют высокую чувствительность к инсулину короткого действия:
- вводить «базовую» дозу инсулина;
- начать прием пищи через 30 минут после введения препарата (срок может варьировать в зависимости от типа инсулина).
- 0,25 ЕД инсулина;
- начать прием пищи через 45-60 минут после введения препарата.
- при низком уровне гипогликемии – незамедлительный прием очередной порции пищи, после чего ввести базовую дозу инсулина;
- при гипогликемическом для данного пациента состоянии – срочное употребление дополнительной порции легкоусваяемых углеводов (10-20 г). Затем – очередной порции пищи. Введение инсулина – через 15 минут после употребления пищи.
1.1. Сахар крови 4,4-8,3 ммоль/л:
1.2. На каждые 2,8 ммоль/л выше 8,3 ммоль/л дополнительно вводить:
При уровне гликемии ниже 4,4 ммоль/л:
2.1. Сахар крови 5,5-11,0 ммоль/л:
2.2. На каждые 4,4 ммоль/л выше 11,0 ммоль/л дополнительно вводить:
2.3. При уровне сахара ниже 5,5 ммоль/л:
Несмотря на то, что данный алгоритм разработан ведущими специалистами, клинически апробирован и неоднократно усовершенствован, он может являться лишь общим руководством. Ведущую роль все же играет адекватное наблюдение за больным ребенком с ведением дневника питания, инсулинотерапии, самочувствия, перманентное проведение обучения основным принципам самоконтроля и инсулинотерапии, что позволяет индивидуализировать подход к коррекции лечения в каждом конкретном случае.
В заключение хотелось бы отметить, что эффективность образовательных программ у детей выше, нежели у взрослых пациентов. При этом, эффективность диабетического образования в любой возрастной группе существенно повышается только тогда, когда она становится частью рутинной клинической практики. DCCT приводит доказательства того, что интенсификация данного рода помощи больным сахарным диабетом существенно редуцирует микроваскулярные осложнения путем улучшения качества самоконтроля. Причем адекватный самоконтроль в результате правильно сформированной мотивации может сделать больше, чем одно соблюдение терапевтических рекомендаций.
Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»
Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины
Источник