Обучение людей с сахарным диабетом
«Обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение»
– Эллиот Джослин, американский врач-эндокринолог, пионер исследований и лечения диабета
Гурьева Ирина Владимировна
На базе Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни, под руководством доктора медицинских наук, профессора Гурьевой Ирины Владимировны проводится курс терапевтического обучения пациентов – Школа сахарного диабета.
Сахарный диабет является наиболее распространенным хроническим заболеванием, лечение которого проводится на протяжении всей жизни и требует постоянного контроля. От многих других хронических заболеваний диабет отличается тем, что о нем практически невозможно забыть даже на короткое время.
В управлении сахарным диабетом необходимо участие не только специалистов: эндокринолога, диетолога, ортопеда, окулиста, психолога, но и самого пациента, а, по возможности, и его семьи. Важное место в лечении диабета отводится улучшению качества жизни пациентов, адаптации человека с диабетом в современном обществе.
Многие люди перестают следить за течением своего заболевания уже через 1-2 года после постановки диагноза. В связи с этим крайне важно изменить поведение пациента, особенно в начале заболевания, и научить его грамотно управлять своим состоянием с помощью активного вовлечения в лечебный и восстановительный процесс, что невозможно без самоконтроля жизненно важных показателей состояния здоровья.
Контроль гликемии – важный элемент в управлении сахарным диабетом, который пациент должен осуществлять в домашних условиях регулярно. Это необходимо для снижения риска развития поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, поражение коронарных сосудов, поражение периферических сосудов и др.
Отсутствие адекватного контроля приводит к хронической гипергликемии, что является основной причиной развития осложнений и инвалидизации пациентов с сахарным диабетом. В связи с этим задача врача не только лечить, но и обучать пациентов активно управлять своим заболеванием.
Всемирная организация здравоохранения официально признала терапевтическое обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому.
Основными задачами обучения являются освоение практических навыков самоконтроля гликемии, липидов, артериального давления, веса и состава тела; овладение техникой инъекций инсулина, подсчета хлебных единиц; навыков оказания первой само- и взаимопомощи при низком и высоком уровне гликемии; адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни; профилактика острых и поздних осложнений сахарного диабета, уход за стопой; освоение правил рационального питания и физических нагрузок. Также обучение разрушает многочисленные неверные представления о болезни, которые часто распространены среди пациентов.
Основной целью терапевтического обучения, как непрерывного процесса медико-психолого-педагогического характера, определяющего успех обучения управлению хроническим заболеванием, является приобретение знаний о хроническом заболевании, навыков и мотивации к их использованию в повседневной жизни.
На базе Школы сахарного диабета проводится обучение по нескольким реабилитационным программам:
- Базовая программа «Жизнь с диабетом»;
- Программа психологического тренинга «Школа управления диабетом»;
- Программа «Помповая инсулинотерапия».
Занятия проводят квалифицированные специалисты сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни:
- врач-эндокринолог, д.м.н., профессор Гурьева Ирина Владимировна
- врач-эндокринолог, к.м.н. Светлова Ольга Владимировна
- врач-эндокринолог, к.м.н. Онучина Юлия Сергеевна
- врач-эндокринолог, к.м.н. Кузина Ирина Викторовна
- психолог, к.пс.н. Иванова Елена Николаевна
- врач-эндокринолог, к.м.н. Воронин Александр Викторович
- врач-эндокринолог Солдатенкова Надежда Андреевна
Привлекаются пациенты для интерактивных занятий в Школе сахарного диабета и приглашаются родственники пациентов.
Курс обучения по базовой программе составляет 10 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут
Основные темы занятий Школы сахарного диабета:
- Что такое сахарный диабет?
- Психологическая поддержка пациента с сахарным диабетом
- Самоконтроль гликемии
- Неотложные состояния при сахарном диабете
- Особенности питания при сахарном диабете и метаболическом синдроме
- Контроль заболевания при использовании сахароснижающих препаратов
- Физические нагрузки при сахарном диабете
- Поздние осложнения сахарного диабета. Диабетическая ретинопатия. Диабетическая нефропатия
- Диабетическая стопа. Особенности ухода за ногами
- Роль семейной поддержки при сахарном диабете (психологический аспект)
Курс обучения по программе психологического тренинга составляет 7 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут
Основная цель тренинга – повышение реабилитационного потенциала пациента в рамках грамотно сформированных специфических условий, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой ресурс в себе и социуме, уникальный путь абилитации, социализации, личностного роста с опорой на свои сохраненные, здоровые качества личности.
Задачами программы данного тренинга являются:
- повышение уровня мотивации для изменения образа жизни, гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование устойчивых навыков самоконтроля сахара, мочи, давления, выполнения физических нагрузок, ведения дневника; овладение техниками саморегуляции и самоподдержки;
- прогрессивное изменение представлений о сахарном диабете;
- психологическая поддержка и нахождение ресурса больного для профессиональной реабилитации, расширение круга социальных контактов, развитие адаптационных навыков.
Работа психолога Ивановой Е.Н.
на тренинге
Программа психологического тренинга в Школе сахарного диабета
- Тема 1. Знакомство. Психологическая составляющая «картины болезни». Мотивация изменения образа жизни.
- Тема 2. Психологические типы и отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни и диабет.
- Тема 3. Интерактивная игра. «Болезнь и моя ответственность».
- Тема 4. Как обиды влияют на течение сахарного диабета? Эффективные стратегии реагирования.
- Тема 5. Способы саморегуляции. Как справиться с эмоциями?
- Тема 6. Значение семьи для больного диабетом.
- Тема 7. Планирование жизненного пути. «Линия жизни».
Курс обучения по программе «Помповая инсулинотерапия» состоит из 2х занятий, продолжительность каждого занятия 90 минут.
Для пациентов, получающих помповую инсулинотерапию, или которые планируют использование инсулиновых помп, проводится обучение основным навыкам непрерывного введения инсулина с помощью инсулиновых дозаторов.
Преимущества метода непрерывного подкожного введения инсулина очевидны: высокая предсказуемость действия инсулина, максимально приближенный к физиологической секреции режим введения инсулина, уменьшение количества инъекций, точность дозировки (маленький шаг введения инсулина), уменьшение (вплоть до исчезновения) эпизодов гипогликемии, улучшение социальной адаптации (возможность управления помпой, замаскированной под одеждой, с пульта дистанционного управления).
Основные темы занятий по программе «Помповая инсулинотерапия»
Практическое занятие
по помповой инсулинотерапии
(установка инфузионного набора,
работа с инсулиновой помпой)
Для пациентов, впервые использующих инсулиновую помпу или планирующих ее применение:
- Принципы помповой инсулинотерапии
- Показания к использованию инсулиновых помп. Основные режимы. Базальная доза. Прандиальный болюс. Корригирующий болюс
- Работа с муляжами и образцами
- Основные технические инструкции
- Физическая нагрузка и инсулиновая помпа
Для пациентов, длительно использующих инсулиновую помпу
- Обсуждение проблем, возникающих при применении помпы
- Ведение отчетов
- Технические особенности
- Помпа и профессиональная деятельность
- Помпа и спорт
- Психологические особенности помповой инсулинотерапии
ПРИГЛАШАЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛУ САХАРНОГО ДИАБЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ РЕЖИМЕ
Запись по телефону: +7 (499) 487-57-11 доб. 1562, ГУТОВА Елена Борисовна
Источник
Численность россиян с сахарным диабетом продолжает расти: согласно национальному регистру, на сегодняшний день в стране зарегистрировано более 5,1 млн заболевших. При этом количество так называемых школ диабета, где людям помогают как в лечении, так и в организации повседневной жизни, с каждым годом уменьшается. Как работают такие заведения сегодня и какие проблемы они решают – в материале «Известий».
Для любого возраста
После долгого перерыва, вызванного пандемией, в Нижневартовске вновь начинает работать школа для родителей, чьи дети больны сахарным диабетом 1-го типа. Она создана для того, чтобы помочь взрослым научиться жить с заболеванием, диагностированным у их ребЕнка. Подобного рода мероприятия проводятся и в Нижнем Новгороде – занимается их организацией местная школа диабета.
Как рассказал «Известиям» президент Нижегородской диабетической лиги Владимир Сентялов, такие занятия проводятся уже несколько лет.
– У нас школы диабета, насколько мне известно, есть только при стационарах. Когда пациент ложится в больницу, ему предлагают наряду с проведением терапии еще и курс, состоящий из нескольких занятий. Но это капля в море, так как пациентов у нас очень много, – рассказывает Сентялов. – Раньше наша школа никогда не получала никакой государственной поддержки, сейчас же такое обучение проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Мы также используем возможности передачи по конференц-связи с записью этих курсов, чтобы те, кто не смогли поприсутствовать, смогли это дома прослушать.
Как пояснила в разговоре с «Известиями» специалист по социальной работе, координатор социальных проектов Нижегородской диабетической лиги Евгения Итальянкина, занятия поделены по определенным категориям, в зависимости от типа диабета.
Участники проекта «Образовательное пространство для детей и взрослых с сахарным диабетом 1-го типа «ДИА-lab» в Нижнем Новогороде
Фото: vk.com/dialiga
– Есть сахарный диабет 1-го типа, который затрагивает в основном людей от 0 до где-то 35-40 лет, и 2-го типа, характерный для людей старше 40 лет. Если мы берем школу для детей, то здесь занятия также делятся на два вида: для тех, кто пользуется шприц-ручками и с помощью них вводит инсулин, а также для детей, которые находятся на помповой инсулинотерапии. По такому же принципу делятся учебные мероприятия и для взрослых.
Естественно, все пациенты любят поговорить и задать дополнительные вопросы врачам, но это не всегда удается сделать во время приема, именно этим и объясняется востребованность таких школ, отмечает специалист.
– Человек, который сталкивается с заболеванием впервые, испытывает шок и психологический, и в плане медицины тоже, потому что наши врачи сейчас работают на износ и не всегда им удается уделить столько времени, сколько необходимо пациентам, – рассказывает она. – Наша школа включает шесть занятий, и все они посвящены определенной тематике, начиная с того, что такое диабет. Также во время занятий рассказывается и то, как его лечить, как питаться, отдельный урок всегда посвящен физическим нагрузкам. К нам обращаются люди самого разного возраста, в том числе и родители с детьми, и молодежь.
Острая нехватка
Между тем в целом по России в настоящее время отмечается резкое снижение количества школ диабета, где пациентам рассказывают о важности проведения регулярного тестирования, о методах лечения и выстраивания здорового образа жизни, сообщила в разговоре с «Известиями» президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. Если в 2014 году в РФ действовало более 1500 школ диабета, то к 2020 году осталось менее 900, указывает она.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Такое обучение началось в России еще в 1990-е годы, но на сегодняшний день в стандарты медицинской помощи школы диабета практически не входят, сообщил в разговоре с «Известиями» президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов.
– Чтобы занимались этим врачи – это дорого, обычно этим занимаются медсестры, – отмечает он. – Но у нас нет ни одного подразделения, где готовили бы медсестер, которые могли бы заниматься таким обучением хотя бы через интернет, и это большая проблема. Пока в стандартах нет такого, что люди должны получить в поликлиниках минимальный набор знаний. Сейчас этим в основном занимаются добровольцы и группы взаимопомощи. Чаще всего это родители больных детей, но по России их всего 25 тыс. человек, то есть очень немного. Что касается взрослого населения, то у нас зарегистрировано 5 млн человек тех, кто входит в регистр больных диабетом, то есть это те, кто получают лекарства, но на каждого болеющего, входящего в регистр, есть 3,8 человек, которые о своем заболевании не знают или на учете не стоят.
В целом же по России люди с диабетом крайне плохо информированы об этой болезни.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
– Более 90% диабетиков – это люди со вторым типом диабета, которые заболевают лет в 40 и начинают заниматься своим здоровьем только после выхода на пенсию. И проблема в том, что не всегда такие люди умеют пользоваться компьютером и интернетом, где они могли бы найти полезную информацию, – продолжает Богомолов. – А вопросов возникает немало. Необходимо мерить сахар в крови на глюкометре, но встает вопрос, что с этими показателями люди должны уметь что-то делать, но они не умеют, а врачи перегружены.
Диабетическая ассоциация уже много лет выпускает различные информационные материалы и видео, но такая работа должна иметь куда более массовый характер, уверен Богомолов.
Больше информации – меньше осложнений
Качество жизни людей с диабетом зависит не только от своевременного и полноценного обеспечения больных жизненно важными лекарственными сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля, но и от степени знания своей болезни и своих прав как пациента, подчеркивает Эльвира Густова.
– Обучением в школах диабета необходимо заниматься системно и на постоянной основе с созданием и применением образовательных онлайн-модулей, которые позволяют в доступной, короткой форме получать людям с диабетом ответы на самые насущные вопросы, касающиеся их ежедневной жизни: об инсулинотерапии, о питании при сахарном диабете, об осложнениях сахарного диабета, о медицинских девайсах для людей, живущих с сахарным диабетом, о планировании и ведении беременности у женщин с сахарным диабетом 1-го типа и т.д. В таком интерактивном и доступном формате широкая аудитория пациентов может найти ответы на свои вопросы, а близкие и родные пациентов – получить дополнительную информацию о диабете и жизни с этим диагнозом.
Фото: ТАСС/CTK Photo/Ondrej Deml
Главная задача этих школ заключается в создании грамотного подхода к управлению диабетом, отмечает в разговоре с «Известиями» председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина.
– Вот вчера человек не болел диабетом, а сейчас ему поставили диагноз, и он теперь должен уметь менять дозу, подбирать питание, правильно регулировать свою нагрузку, знать препараты – вот эти все знания и получаются в школе, – поясняет она. – Чем лучше человек будет информирован, тем меньше у него будет осложнений. Но эти школы требуют государственной поддержки для обучения таких преподавателей.
Вопрос поднят
Между тем в начале ноября вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила Минздраву и ФОМС определить понятие «школа диабета», а затем доложить о результатах в Совет при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.
Так, регионы должны были представить в Минздрав информацию о деятельности таких школ: их количестве, видах медорганизаций, на базе которых они работают, а также числу и стоимости оказанных услуг до 30 ноября. В регионы же, в свою очередь, должны были быть направлены методические рекомендации по вопросам организации работы подобных учреждений.
Фото: Depositphotos
На момент публикации материала Минздрав не ответил на запрос «Известий» о результатах деятельности, касающейся работы школ диабета.
Источник
Когда мне было 14 лет и я заболела, то меня «упекли» в Раухфуса на довольно долгий промежуток. Попала в конце января, вышла в начале марта. Отчетливо помню свой жуткий страх оказаться на солнечной, звенящей капелью улице – мне все время казалось, что вот сейчас я загипую и свалюсь, а моя старшая подруга не будет знать, что со мной делать. Отголоски этого страха есть у меня и сейчас – например, когда я хочу выпить кофейный коктель, и колюсь на него ещё только по дороге в кофейню, чтобы обеспечить себе хороший профиль сахара. Ведь может произойти ещё куча событий, которые отвлекут меня от конечной цели, и в итоге я столкнусь с необходимостью купировать гипо гадким соком вместо фраппе латте.
Но вернемся к 2001 году. Пока я лежала в больнице ко мне приходили учителя и массажист. На мой взгляд, самые приятные люди в больнице 🙂 Первые требовали слишком мало, совсем не как в школе; массажист так и вовсе разминала мои ручки, которые ещё не успели покрыться липогипертрофиями, и это было очень приятно.
Когда я наконец попала домой, то узнала, что меня уже перевели на домашнее обучение. То есть для меня, девятиклассницы, это стало карт-бланшем не делать вообще ничего! Это такое крутое читерство – мне можно было ходить на занятия с одноклассниками, если мне того хотелось, но если не хотелось – меня ждали индивидуальные занятия с учителями после 14:20 (время окончания шестого урока).
Уже в юные годы я мастерски умела уводить разговоры со скучных обучательных тем на то, что было действительно мне интересно. Да и учителя, в общем-то, устав от учебного процесса были непротив почесать языками. Короче, это была лафа, а не обучение. Сложнее я перенесла отмену официальных экзаменов в Лицее Искусств. Это вторая школа, где у меня были занятия музыкой – фортепиано, хор, сольфеджио. За год до этого я блестяще сдала экзамены, а там действует такая система – сдала все «на отлично», переходишь в усиленную группу, тебе добавляются персональные занятия вокалом, у тебя другая, более сложная технически программа по фортепиано, этикет, английский язык. Это было круто и для меня, как амбициозной девочки, важно. Из-за «диабета» мои экзамены свелись к частному экзамену в обычном кабинете (вместо огромного зала с роялем). В школе я тоже была отличницей с редкими четверками (у одной-единственной учительницы, для которой было принципиально не ставить мне пятерки по её предметам). Учиться мне, в принципе, было несложно, я была любознательна и с раннего детства обожала читать. Но следующие два года я не училась от слова «совсем» – у меня появился компьютер, интернет (чувство вины у родителей за диабет это мощный источник получения всяких ништяков, а уж подростку и подавно), возможность сидеть в нем практически до утра (ведь в школе я могла появляться к обеду).
В общем, это был период для меня достаточно счастливый и.. лежебокий 🙂 Моя жизнь резко замедлилась, можно сказать, на полном скаку практически остановилась – мне больше не нужно было ложиться в час ночи и вставать в пять утра, чтобы успеть выполнить все задания в обеих школах, я могла заниматься бесконечным бессмысленным серфингом в интернете, знакомиться с кучей людей, есть, что хочу, родители ездили мне за лекарствами, за сахарами я не следила от слова «совсем», ну то есть раз в неделю сахар мерила, могла и два; о том, чтобы носить с собой глюкометр или, тем паче, взвешивать еду – даже речи не шло.
Раз в год нужно было ложиться в больницу, кстати, основной опыт хоть какого-то управления диабетом я получила от общения с другими ребятами. Был среди нас такой парень, которому нравилась медсестра и он дважды за мою «смену» попадал к нам в гипокоме – умышленно доводил себя, чтобы опять быть под опекой медсестры 🙂 Другой мальчик научил меня курить (но мой организм не склонен к зависимостям любого рода, поэтому не прижилось). В общем, мы развлекались, как могли 🙂 За год после постановки диагноза я набрала нормально так кг, потому что ела все подряд, гиповала, заедала твиксами и сникерсами, а от физкультуры у меня было перманентное освобождение (зачем? – спрашиваю я себя). Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все это – начиная с перевода на домашнее обучение – не способствовало личному росту и развитию. Можно было всласть подеградировать и поспихивать ответственность с себя на всех окружающих. Не думайте, что я была хорошим ребенком в это время – я помню, как жутко ругалась с родителями, меня все бесило (ох уж эти ершистые подростки (с)), я была часто бывала озлоблена и жестока.
Отсутствие дисциплины развращает, а полноценная учеба в двух школах очень дисциплинировала, и такому активному ребенку, как я, это было необходимо (в 6 лет пришла из школы домой со словами – «мам, там без взрослых детей не записывают, тебе сказали прийти» – «куда прийти?!» – «ну как куда, в музыкалку, там Света и Таня поют, я тоже хочу»). Если бы мне дали возможность вернуться назад, я бы не стала исключать никаких занятий, я бы внимательно изучила «инструкцию по диабету», коих в достатке на нашем сайте rule15s.com, проконсультировалась с грамотным эндокринологом, брала бы с собой соки на занятия на случай гипы, вела бы дневник, следила бы за питанием – да моя фигура могла бы быть на порядок лучше качеством, если бы не это подростковое жуткое питание и полное отсутствие любой нагрузки! Но у меня не было в тот момент ни ресурсов, где брать информацию, ни толковых эндов (вернее, моих мозгов не хватало, чтобы правильно задавать вопросы и изучать своё заболевание), и вообще, ветер в голове, а родителей так и вовсе запугали перепечатками 70-х годов с фотографиями осложнений.
Сейчас совсем другое время, другие подходы, один суточный мониторинг чего стоит! И все же я считаю, что я заболела очень «вовремя», уже были полоски, уже были глюкометры, шприц-ручки, уже был хумалог и нпх, чистые, качественные инсулины. Все это обеспечение привело к тому, что сейчас, спустя 15 лет, у меня нет даже намека на осложнения. Но нет-нет, да и закрадывается мысль, что вот мы тут меня пожалели, и там пожалели, и я могла учиться в таком-то вузе, ездить туда-то, а из-за диабета выбирали более удобные варианты ближе к дому и с меньшим количеством опасностей. А с другой стороны – это дало мне комфортную и радостную жизнь, и, вполне возможно, это в немалой степени и обеспечило моё здоровье сейчас 🙂
Источник