Опросник на выявление сахарного диабета

Вашему вниманию предлагается анкета для определения риска сахарного диабета 2-го типа. Просим внимательно заполнить все пункты опросника. При пропуске хотя бы одного из них ответы не будут засчитаны.
Данная анкета поможет определить есть ли риск развития предиабета и сахарного диабета 2-го типа.
1. Укажите ваш возраст
- <45 лет
- 45–54 года
- 55–64 года
- >65 лет
2. Укажите индекс массы тела. Он рассчитывается по формуле: Индекс массы тела = масса тела (кг) / рост (метры) х рост (метры). Например: масса тела человека 60 кг, рост 165 см (1,65 м). ИМТ = 60 кг/ (1,65 х 1,65) м2 = 22.
- <25 кг/м2
- 25–30 кг/м2
- 30 кг/м2
3. Укажите окружность талии
- < 94 см у мужчин, < 80 см у женщин
- 94–102 см у мужчин, 80–88 см у женщин
- 102 см у мужчин, > 88 см у женщин
4. Едите ли Вы овощи,фрукты или ягоды каждый день
- да
- нет
5. Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями регулярно – по 30 минут каждый день или 3 часа в течение недели?
- да
- нет
6. Принимали ли Вы регулярно лекарства для снижения артериального давления
- да
- нет
7. Обнаруживали ли у Вас когда-либо уровень глюкозы(сахара) в крови выше нормы (во время диспансеризации, болезни или беременности?)
- да
- нет
8. Был ли у Ваших родственников сахарный диабет 1-го или 2-го типа?
- да (дедушка/бабушка,тетя/дядя, двоюродные братья/сестры)
- да (родители,брат/сестра, собственный ребенок)
- нет
Сегодня сахарный диабет становится серьезной проблемой, постоянно растет число случаев этой болезни. Она опасна своими осложнениями со стороны сосудов, почек, глаз, а также развитием «диабетической стопы».
У 94% больных выявляется сахарный диабет 2 типа, у 6% – сахарный диабет 1 типа. Для диабета второго типа, или диабета взрослых людей, характерна частичная или полная неспособность организма усваивать необходимый для жизнедеятельности сахар. Сегодня такая форма болезни встречается и у детей. К ней чаще всего приводят недостаток физической активности и нерациональное питание.
Чтобы предупредить развитие сахарного диабета 2 типа, специалисты рекомендуют выполнять рекомендации по здоровому питанию:
- Выбирайте нерафинированную еду. Например, наиболее полезен цельнозерновой хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы, коричневый рис вместо белого и т.д. Цельнозерновое питание содержит больше витаминов, минералов и микроэлементов. В такой еде много волокон, что оказывает позитивное влияние на здоровье кишечника и организма в целом.
- Составляйте ежедневное меню таким образом, чтобы его общая калорийность не превышала энергозатраты организма. Это обеспечивает оптимальное количество энергии для жизнедеятельности человека. Калорийность дневного рациона зависит от возраста, общего состояния, вида занятий – работа, отдых, спорт и т.д. Расход энергии в виде калорий и ее количество, поступающее в организм с продуктами питания, должно быть сбалансировано. Если энергии недостаточно, то организм слабеет. Если калорийность превышает норму, то ее избыток откладывается в виде жира.
- При составлении ежедневного рациона помните, что здоровое питание включает достаточное количество белков, жиров и углеводов. При обычном образе жизни количество белков на 1 кг веса должно быть 1 грамм, углеводов – 3–4 грамма, а жира – по 0,5–1 г на каждый килограмм веса. В процентах – белки 20–30%, углеводы 40–50%, жиры 10–20%. Такое соотношение позволяет получать достаточное количество энергии на весь день, поддерживать вес в норме и чувствовать себя комфортно.
Источник
Ответьте на все 8 вопросов. Для каждого вопроса выберите один правильный ответ и отметьте его. Сложите все баллы, соответствующие вашим ответам на вопросы. Используйте суммарный балл для определения вашего риска развития сахарного диабета или предиабета. Передайте заполненный вопросник вашему врачу.
1. Определяли ли у вас когда-либо уровень глюкозы (сахара) крови выше нормы (во время диспансеризации, профосмотра, во время болезни или беременности)?
а) Нет – 0 баллов
б) Да – 5 баллов
2. Принимали ли вы когда-либо регулярно лекарства для снижения артериального давления?
а) Нет – 0 баллов
б) Да – 2 балла
3. Ваш возраст:
а) До 45 лет – 0 баллов
б) 45–54 года – 2 балла
в) 55–64 года – 3 балла
г) Старше 65 лет – 4 балла
4. Занимаетесь ли вы физическими упражнениями регулярно (по 30 минут каждый день или 3 часа в течение недели)?
а) Да – 0 баллов
б) Нет – 2 балла
5. Ваш индекс массы тела (вес, кг: (рост, м)² = кг/м²):
а) Ниже 25 кг/м² – 0 баллов
б) 25–30 кг/м² – 1 балл
в) Более 30 кг/м² – 3 балла
6. Как часто вы едите овощи, фрукты или ягоды?
а) Каждый день – 0 баллов
б) Не каждый день – 1 балл
7. Ваша окружность талии (измеряется на уровне пупка):
Мужчины Женщины
а) Менее 94 см Менее 80 см – 0 баллов
б) 94–102 см 80–88 см – 3 балла
в) Более 102 см Более 88 см – 4 балла
8. Был ли у ваших родственников сахарный диабет 1‑го или 2‑го типа?
а) Нет – 0 баллов
б) Да, у дедушки/бабушки, тети/дяди, двоюродных братьев/сестер – 2 балла
в) Да, у родителей, брата/сестры, собственного ребенка – 5 баллов
Результаты:
менее 12 баллов – у вас хорошее здоровье, и вы должны продолжать вести здоровый образ жизни;
12–14 баллов – возможно, у васпредиабет. Вы должны посоветоваться со своим врачом, как вам следует изменить образ жизни;
15–20 баллов – возможно, у вас предиабет или сахарный диабет 2‑го типа. Вам желательно проверить уровень глюкозы (сахара) крови, изменить свой образ жизни. Не исключено, что вам понадобятся и лекарства для снижения уровня глюкозы (сахара) в крови;
более 20 баллов – по всей вероятности, у вас есть сахарный диабет 2‑го типа. Вы должны проверить уровень глюкозы (сахара) в крови и постараться его нормализовать, изменить свой образ жизни. Вам понадобятся лекарства для контроля за уровнем глюкозы (сахара) в крови.
На заметку
Вы не можете повлиять на свой возраст или наследственную предрасположенность к предиабету и сахарному диабету, но вы можете изменить ваш образ жизни и снизить тем самым риск развития этих заболеваний.
Вы можете снизить массу тела, стать более активным физически и потреблять более здоровую пищу.
Эти изменения образа жизни особенно необходимы по мере увеличения возраста или при наличии у вас наследственной отягощенности по сахарному диабету.
Здоровый образ жизни необходим и в том случае, если у вас уже диагностировали предиабет или сахарный диабет 2‑го типа.
Для снижения уровня глюкозы (сахара) в крови, массы тела и уменьшения неблагоприятного прогноза заболевания может понадобиться лекарственная терапия (включая прием инсулина).
Смотрите также:
- Тесты на «сахар». Кому нужно обследоваться на диабет и как это сделать →
- Пандемия XXI века. Излечим ли диабет 2-го типа? →
- Метки диабета. Когда нужно бить тревогу →
Источник
Сахарный диабет (СД) — это хроническое заболевание, которое развивается, когда организм не вырабатывает достаточно инсулина или не может эффективно его использовать. Инсулин – это гормон, регулирующий уровень сахара в крови. Общим результатом неконтролируемого сахарного диабета является гипергликемия, или повышенный уровень глюкозы (сахара) в крови. Со временем это приводит серьезному повреждению многих систем организма:
сердца, кровеносных сосудов, глаз, почек и нервной системы. Развитию СД 2 типа, как правило, предшествуют изменения в организме, именуемые предиабетом.
5 мифов
о сахарном диабете
1
Я не люблю сладкое, у меня не может быть сахарного диабета.
Реальность:
Сахарный диабет — это
хроническое заболевание, возникающее, когда поджелудочная железа вырабатывает
недостаточное количество гормона инсулина, или когда организм не может полноценно использовать
вырабатываемый им инсулин для своих нужд.
Именно инсулин
обеспечивает поддержание нормального уровня глюкозы (сахара) в крови. Из-за
недостаточности инсулина уровень сахара в крови повышается, развивается гипергликемия. Если
повышенный уровень глюкозы длительное время не корректируется с помощью лекарственных препаратов,
возникают различные осложнения, вплоть до слепоты или почечной недостаточности. У каждого второго
пациента с сахарным диабетом с течением времени развивается инфаркт миокарда или ишемический
инсульт.
Оценка риска
развития сахарного диабета 2 типа
Пройдите тест FINDRISC* на оценку степени риска развития сахарного
диабета
2 типа. Лучше предупредить и начать своевременное лечение, это
позволит снизить риск развития
осложнений.
Ответьте на все 9 вопросов. Для каждого вопроса выберите один ответ и
отметьте его.
*The Finnish Diabetes Risk Score
1 / 9
Укажите Ваш пол.
- Женщина
- Мужчина
2 / 9
Сколько вам лет?
- До 45
- От 45 до 54
- От 55 до 64
- Старше 65
3 / 9
Какова окружность вашей талии(см)?
- До 94
- От 94 до 102
- Более 102
3 / 9
Какова окружность вашей талии(см)?
- До 80
- От 80 до 88
- Более 88
4 / 9
Занимаетесь ли вы регулярно физическими упражнениями более 30 минут в день?
- Да
- Нет
5 / 9
Как часто вы едите овощи, фрукты или цельнозерновые продукты?
- Каждый день
- Не каждый день
6 / 9
Принимали ли вы когда-либо препараты для снижения артериального
давления?
- Да
- Нет
7 / 9
Обнаруживали ли у вас когда-либо повышенное содержание глюкозы (сахара)
в крови?
- Да
- Нет
8 / 9
Страдал ли кто-либо из ваших родственников сахарным диабетом?
- Нет
- Да (дедушки/бабушки, тети/дяди, двоюродные братья/сестры)
- Да (родители, братья/сестры или собственные дети)
9 / 9
Расчет индекса массы тела.
- Ваш вес, кг:
- Ваш рост, см:
Источник
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: По данным анкетирования выявить лиц, нуждающихся в лабораторном исследовании углеводного обмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Ответить на вопросы анкеты. 2. При помощи оценочной шкалы оценить каждый ответ. 3. Вычислить итоговую оценку ответов, суммировав положительные и отрицательные оценочные баллы.
АНКЕТА
Примечание: оценка ответов при помощи оценочной шкалы проводится с вопроса №3.
Возраст_______ Пол_______ Рост_________ Вес_________
1. Наблюдаетесь ли Вы у эндокринолога по поводу сахарного диабета? | ДА – 1 НЕТ – 2 | ||
2. Ваша масса при рожде-нии? | Не знаю – 1 более 4500 г – 2 менее 2500 г – 3 в пределах 2500-4500 – 4 | ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА Муж/ Жен | |
3. Имеется ли у Вас пос-тоянная сухость во рту? | ДА – НЕТ – | 1,62 0 | 2,07 0 |
4. Беспокоит ли Вас пос-тоянная жажда, не свя-занная с употреблением соленой пищи, жаркой погодой и т.п.? | ДА – НЕТ – | 1,26 0 | 1,89 0 |
5. Имеете ли Вы повы-шенный аппетит? | ДА – НЕТ – | 0,78 0 | 0,85 0 |
6. Имеется ли у Вас пос-тоянная слабость? | ДА – НЕТ – | 0,69 0 | 0,94 0 |
7. Беспокоит ли Вас зуд кожи? | ДА – НЕТ – | 0,96 0 | 1,36 0 |
8. Имеются сейчас или были ранее гнойничковые заболевания кожи? | ДА – НЕТ – | 0,82 -0,41 | 0,38 -0,08 |
9. Имеется ли у Вас потребность в жидкости между завтраком, обедом и ужином? | Обычно нет – 1-2 стакана в день – До 1л. в день – Более 1л. в день – | -0,49 -0,3 0,73 0,67 | -0,99 -0,71 1,43 1,43 |
10. Как изменилась Ваша масса в течение послед-него года? | Не изменилась – Увеличилась – Уменьшилась – | -0,65 0,13 1,3 | -0,56 -0,33 1,5 |
11. Кто из Ваших близких родственников (живых или умерших) страдал сахарным диабетом? | Никто – Не знаю – Родители(отец, мать)- Бабушка, дедушка – Брат, сестра – Дядя, тетя – | -0,31 -0,03 -0,28 -0,54 0,38 1,08 | -0,02 -0,72 -0,16 -2,26 1,53 -0,26 |
12. Можете ли Вы обхо-диться без сладостей? | ДА – НЕТ – | 0,42 0,19 | 0,25 0,51 |
13. Фактическая масса в сравнении с “идеальной” (рост в см минус 100) оценивается врачом! | Меньше на 11-20кг – Меньше на 21 кг и более – В пределах от –10кг до +10кг – Больше на 11-20 кг – Больше на 21кг и более – | -0,57 1,07 -0,71 0,37 2,2 | -1,87 0,9 -0,59 0,12 1,81 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:_____________________
2. При итоговой оценке теста 3.0 и более баллов вероятность диабетического нарушения углеводного обмена достаточно высока, анкетируемый принадлежит к группе риска, и ему необходимо пройти лабораторное обследование.
ВЫВОД: (отметить, относится ли испытуемый к группе риска заболевания сахарным диабетом).
Подпись преподавателя –
ЗАНЯТИЕ 4 (7)
« »——————————-2017 г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделу ” Регуляторные системы организма “
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.
1. Тестирование степени усвоения материала предшествующих занятий по данным разделам предмета;
2. Рассмотрение вопросов физиологии ЦНС и ЖВС с позиций медицинской физиологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К:
ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.
Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.
СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.
1. Представление об интегративной функции нейрона и ЦНС, системной организации функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных и интегративно-пусковых систем.
2. Спинной мозг, его проводниковые и рефлекторные функции. Соматические и вегетативные центры спинного мозга. Спинальные рефлексы у человека и их клиническое значение. Спинальный шок, его механизмы.
3. Продолговатый мозг и мост, их проводниковая и рефлекторная функция. Виды автоматических и рефлекторных центров.
4. Средний мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Представление о функциях структур среднего мозга (четверохолмия, красного ядра, черного вещества, ядер 3 и 4 пар черепномозговых нервов, центрального серого вещества).
5. Мозжечок, его координирующие и стабилизирующие влияния на моторную функцию. Участие в процессах регуляции вегетативных функций.
6. Ретикулярная формация ствола мозга, ее нисходящие влияния на соматическую и вегетативную рефлекторную деятельность спинного мозга. Восходящие влияния на кору больших полушарий мозга.
7. Представление о таламусе как о коллекторе афферентных путей. Функциональная характеристика специфических (релейных, ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса. Таламо-кортикальные взаимоотношения и их значение в интегративной деятельности мозга.
8. Представление о гипоталамусе как высшем подкорковом вегетативном центре, обеспечивающем интеграцию соматических, вегетативных и эндокринных функций. Характеристика его основных ядерных групп, особенностей их нейронов (нейрорецепция и нейросекреция). Представление о его роли в управлении гомеостатическими процессами, в формировании мотиваций, эмоций, стресса и биоритмов.
9. Лимбическая система, участие ее компонентов (гипоталамуса, амигдалы, гиппокампа, лимбической коры) в реализации функций, направленных на сохранение вида и индивидуума, в формировании мотиваций, эмоций, в организации памяти.
10. Базальные ядра. Их связь со структурами экстрапирамидной системы и роль в формировании сложных двигательных актов. Значение двусторонних связей хвостатого ядра с корой больших полушарий.
11. Кора больших полушарий головного мозга, ее афферентные, эфферентные и ассоциативные области, колонковая организация. Представление о локализации функций в коре, полифункциональности корковых областей, пластичности коры. Корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Функциональная асимметрия полушарий мозга.
12. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы автономной (вегетативной) нервной системы (АНС), их влияние на функции иннервируемых ими органов. Синергизм и относительный антагонизм этих влияний. Адаптационно-трофическая роль АНС.
13.Участие гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации, коры большого мозга в регуляции АНС.
14.Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом и их значение в обеспечении интеграции нервных и гуморальных регулирующих влияний на вегетативные процессы в организме.
15. Проявления гипер- и гипофункции ЖВС (гипофиза, паращитовидных, щитовидной, надпочечников, поджелудочной, женских и мужских половых желез).
16. Возрастные особенности нервной и гуморальной регуляции функций организма.
17. Представление о влиянии на уровень основного обмена степени функционирования различных желёз внутренней секреции.
18. Понятие питания. Представление о физиологических нормах питания, диетическом и лечебном питании.
19. Понятие биологической полноценности питательных веществ (белков, жиров).
20. Суточная потребность в белке в зависимости от возраста, вида труда, состояния организма. Понятие азотистого равновесия, положительного и отрицательного баланса азота.
21. Суточная потребность в жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах.
22. Закон изодинамии питательных веществ (Закон Рубнера), его ограничения.
23. Представление о физиологических основах рационального питания и принципах составления пищевых рационов.
24. Представление об основных видах нарушения обмена веществ в организме.
25. Понятие о гипо- и гипертермии. Представление об условиях, механизмах и значении возникновения этих состояний, возможных неблагоприятных последствиях их чрезмерной выраженности.
Источник