Особенности выполнения инъекций при сахарном диабете

Особенности выполнения инъекций при сахарном диабете thumbnail

Инсулин – гормон поджелудочной железы, который регулирует процесс углеводного обмена в организме. При его недостатке уровень сахара в крови повышается, что приводит к патологическому тяжелому состоянию. К счастью, для современных людей сахарный диабет не приговор. Количество инсулина регулируют при помощи специальных инъекций. Это основной метод лечения диабета I и иногда II типа. Расчет дозировки производится индивидуально для каждого пациента, а вот техника введения инсулина едина для всех- с ней и познакомимся в статье.

Зачем нужны инъекции?

По разным причинам поджелудочная железа начинает работать неправильно. Чаще всего это выражается в снижении выработки гормона инсулина, что, в свою очередь, приводит к нарушению процессов пищеварения и обмена. Организм становится неспособным получить энергию от потребляемой пищи и страдает от избытка глюкозы, которая, вместо того чтобы усваиваться клетками, накапливается в крови. При возникновении такого состояния поджелудочная железа получает сигнал о необходимости синтеза инсулина. Но из-за нарушений работы органа гормон выделяется в ничтожных количествах. Состояние ухудшается, а количество собственного инсулина тем временем стремится к нулю.

Исправить положение возможно лишь снабжая клетки аналогом гормона. Терапия при этом продолжается пожизненно. Больной сахарным диабетом ежедневно несколько раз выполняет инъекции. Важно делать их своевременно, во избежание критических состояний. Инсулинотерапия позволяет контролировать уровень сахара в крови и поддерживать работу поджелудочной железы и других органов на должном уровне.

Общие правила выполнения инъекций

Техника введения инсулина – первое, чему учат пациентов после обнаружения у них болезни сахарный диабет. Процедура несложная, но требует базовых навыков и понимания процесса. Обязательным условием является соблюдение правил асептики и антисептики, т. е. стерильности проведения процедуры. Для этого необходимо запомнить следующие стандартные санитарно-гигиенические нормы:

  • руки перед проведением процедуры должны быть вымыты;
  • зону инъекции протирают влажной чистой тканью или антисептиком;
  • для укола используют специальные одноразовые шприцы и иглы.

На данном этапе следует знать, что спирт разрушает инсулин. При обработке кожи этим средством необходимо дождаться его полного испарения, после чего приступать к процедуре.

техника введения инсулина

Обычно инсулин вводят за 30 минут до принятия пищи. Врач, исходя из особенностей назначенного синтетического гормона и состояния пациента, даст индивидуальные рекомендации о дозах лекарства. Обычно в течение дня используются два вида препарата: с коротким или пролонгированным действием. Техника введения инсулина при этом несколько отличается.

Куда ставят укол?

Любая инъекция предполагает определенные места, рекомендованные для ее эффективного и безопасного проведения. Укол инсулина нельзя отнести ни к внутримышечному, ни к внутрикожному типу введения. Активное вещество должно быть доставлено в подкожную жировую клетчатку. При попадании инсулина в мышечную ткань его действие непредсказуемо, а ощущения во время инъекции болезненные. Поэтому укол нельзя ставить куда попало: он просто не сработает, что заметно ухудшит состояние больного.

Техника введения инсулина предполагает использование следующих участков тела:

  • передняя верхняя часть бедра;
  • живот (область около пупка);
  • наружная складка ягодиц;
  • плечо.

техника введения инсулина алгоритм

При этом для самостоятельного проведения инъекции наиболее удобными местами являются бедра и живот. Две эти зоны предназначены для разного типа инсулина. Уколы с пролонгированным действием предпочтительно ставить в бедра, а быстродействующие – в область пупка или плечо.

Чем это объясняется? Специалисты утверждают, что в подкожной жировой клетчатке бедер и наружной складки ягодиц происходит медленное всасывание. Как раз то, что нужно для инсулина длительного действия. И, наоборот, практически мгновенное получение клетками организма вводимого вещества происходит в области живота и плеч.

Какие места инъекций лучше исключить?

Необходимо придерживаться четких рекомендаций касательно выбора области укола. Ими могут являться только перечисленные выше места. Причем если больной выполняет инъекцию самостоятельно, то лучше выбирать переднюю часть бедра для вещества длительного действия, а живот – для ультракоротких и коротких аналогов инсулина. Это объясняется тем, что введение препарата в плечо или ягодицы может быть затруднительно. Зачастую больным не удается самостоятельно сформировать складку кожи в этих областях, чтобы попасть в подкожно-жировой слой. В результате препарат ошибочно вводят в мышечную ткань, что никак не улучшает состояние диабетика.

Следует избегать участков липодистрофии (области с отсутствующей подкожно-жировой клетчаткой) и отступать от места предыдущего укола около 2 см. Инъекции не вводят в воспаленную или зарубцевавшуюся кожу. Чтобы исключить эти неблагоприятные для процедуры места, убедитесь, что на планируемой зоне укола отсутствуют покраснения, уплотнения, шрамы, синяки, признаки механического повреждения кожи.

Как правильно менять места уколов?

Большинство диабетиков инсулинозависимы. Это значит, что каждый день им приходится проводить по несколько инъекций препарата, чтобы чувствовать себя хорошо. При этом зона уколов должна постоянно меняться: такова техника введения инсулина. Алгоритм выполняемых действий предполагает три варианта развития событий:

  1. Проведение инъекции недалеко от места предыдущего укола, отступая от него около 2 см.
  2. Разделение области введения на 4 части. В течение недели используют одну из них, потом переходят на следующую. Это позволяет коже других участков отдыхать и восстанавливаться. От мест укола в одной доле также выдерживают расстояние в несколько сантиметров.
  3. Поделить выбранную область пополам и колоть попеременно в каждую из них.

техника введения инсулина детям

Техника подкожного введения инсулина позволяет доставить активное вещество в организм с необходимой скоростью. Из-за этого следует придерживаться постоянства в выборе области. Например, если препарат пролонгированного действия больной начал вводить в бедра, то туда и надо продолжать. Иначе скорость всасывания инсулина будет различной, что в итоге приведет к колебаниям уровня сахара в крови.

Расчет дозы препарата для взрослых

Подбор инсулина – процедура сугубо индивидуальная. На суточное количество рекомендованных единиц препарата влияют разные показатели, в числе которых масса тела и “стаж” заболевания. Специалистами установлено, что в общем случае суточная потребность больного сахарным диабетом в инсулине не превышает 1 единицы на 1 кг массы его тела. Если этот порог превышают, развиваются осложнения.

Читайте также:  Причины смерти детей при сахарном диабете

Общая формула расчета дозировки инсулина выглядит так:

Дсут × М, где:

  • Дсут – суточная доза препарата;
  • М – масса тела больного.

Как видно из формулы, техника расчета введения инсулина опирается на величину потребности организма в инсулине и массу тела больного. Первый показатель устанавливается исходя из тяжести болезни, возраста больного и “стажа” диабета.

Дозирование инсулина при диабете 1 типа

Характеристика СД

Дсут, ЕД/кг

Ранняя стадия

Не более 0.5

Хорошо поддающийся лечению на протяжении 1 года или дольше

0.6

Нестабильный уровень сахара в крови, тяжелое течение болезни

0.7

Декомпенсированный

0.8

Осложнен кетоацидозом

0.9

В период беременности (III триместр)

1

Выяснив суточную дозу, производят расчет. Разово можно ввести диабетику не более 40 ЕД, а в течение суток – в пределах 70–80 ЕД.

Пример вычисления дозы инсулина

Допустим, масса тела диабетика составляет 85 кг, а Дсут равна 0.8 ЕД/кг. Выполним вычисления: 85 × 0.8 = 68 ЕД. Это общее количество инсулина, необходимого больному в сутки. Чтобы высчитать дозировку препаратов длительного действия, полученное число делят на два: 68 ÷ 2 = 34 ЕД. Дозы распределяют между утренней и вечерней инъекцией в соотношении 2 к 1. В данном случае получится 22 ЕД и 12 ЕД.

техника подкожного введения инсулина

На «короткий» инсулин остается 34 ЕД (из 68 суточных). Его распределяют на 3 последовательных укола перед приемами пищи в зависимости от планируемого количества употребления углеводов или же делят порционно, относя 40 % на утро и по 30 % на обед и вечер. В данном случае диабетик введет 14 ЕД перед завтраком и по 10 ЕД перед обедом и ужином.

Возможны и иные схемы инсулинотерапии, в которых инсулина пролонгированного действия будет больше «короткого». Расчет доз в любом случае должен подкрепляться измерением уровня сахара в крови и тщательным наблюдением за самочувствием.

Расчет дозировки для детей

Организму ребенка требуется гораздо больше инсулина, чем взрослому. Это объясняется интенсивным ростом и развитием. В первые годы после диагностирования болезни на килограмм массы тела ребенка приходится в среднем 0.5–0.6 ЕД. Через 5 лет дозировка обычно увеличивается до 1 ЕД/кг. И это не предел: в подростковом возрасте организму может требоваться до 1.5–2 ЕД/кг. В последующем значение снижается до 1 ЕД. Однако при длительной декомпенсации диабета потребность во введении инсулина возрастает до 3 ЕД/кг. Значение постепенно снижают, доводя до исходного.

техника расчета введения инсулина

С возрастом изменяется и соотношение гормона длительного и короткого действия: у детей до 5 лет преобладает количество препарата пролонгированного действия, к подростковому возрасту оно значительно уменьшается. В целом, техника введения инсулина детям не отличается от постановки инъекции взрослому. Разница лишь в суточных и разовых дозах, а также типе иглы.

Как сделать укол при помощи инсулинового шприца?

В зависимости от формы препарата, диабетики используют специальные шприцы или шприц-ручки. На цилиндрах инсулиновых шприцев присутствует шкала деления, цена которой для взрослых должна равняться 1 ЕД, а для детей – 0.5 ЕД. Перед уколом необходимо выполнить ряд последовательных шагов, которые предписывает техника введения инсулина. Алгоритм действий при использовании инсулинового шприца таков:

  1. Протереть руки антисептиком, приготовить шприц и набрать в него воздух до отметки планируемого количества единиц.
  2. Воткнуть иглу во флакон с инсулином и выпустить в него воздух. Затем набрать в шприц препарата немного больше, чем необходимо.
  3. Постучать по шприцу, чтобы убрать пузырьки. Выпустить лишний инсулин обратно во флакон.
  4. Место укола оголить, протереть влажной тканью или антисептиком. Сформировать складку (не требуется для коротких игл). Ввести иглу у основания кожной складки под углом 45⁰ или 90⁰ к поверхности кожи. Не отпуская складку, нажать на поршень до конца.
  5. Через 10–15 секунд складку отпустить, иглу вынуть.

техника введения инсулина детям алгоритм

При необходимости смешивания НПХ-инсулинов лекарство набирают по тому же принципу из разных флаконов, предварительно впуская воздух в каждый из них. Техника введения инсулина детям алгоритм действий предполагает идентичный.

Инъекции при помощи шприц-ручки

Современные препараты для регулирования уровня сахара в крови часто выпускают в специальных шприц-ручках. Они бывают одноразовыми или многоразовыми со сменяемыми иглами и отличаются по дозировке одного деления. Техника подкожного введения инсулина алгоритм действий предполагает следующий:

  • при необходимости перемешать инсулин (покрутить в ладонях или опустить руку с шприцем с высоты плеча вниз);
  • выпустить 1–2 ЕД в воздух для проверки проходимости иглы;
  • покрутив ролик в конце шприца, установить необходимую дозу;
  • сформировать складку и произвести укол аналогично технике введения инсулиновым шприцем;
  • после введения препарата подождать 10 секунд и вынуть иглу;
  • закрыть ее колпачком, прокрутить и выкинуть (иглы одноразовые);
  • закрыть шприц-ручку.

Аналогичные действия выполняются и для выполнения инъекции детям.

техника подкожного введения инсулина алгоритм

Сахарный диабет – тяжелое заболевание, требующее постоянного контроля уровня сахара в крови и регулирования его при помощи уколов с инсулином. Техника выполнения инъекций проста и доступна каждому: главное – запомнить места введения. Основное правило – попасть в подкожно-жировую клетчатку, сформировав на коже складку. Ввести в нее иглу под углом в 45⁰ или перпендикулярно поверхности и нажать на поршень. Процедура выполняется проще и быстрее, чем читается инструкция по ее проведению.

Источник

Статья из монографии «Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого».

Сахарный диабет является пожизненным состоянием с высоким риском формирования осложнений, в связи с чем это уже не столько заболевание, сколько стиль жизни пациента. В связи с этим, контроль его течения ложится не только на плечи медицинских работников, но и самого пациента, его родственников, родителей больных детей. Таким образом, самоконтроль – один из «китов», на которых базируется достижение адекватного уровня метаболического контроля.

Следует заметить, что большинство больных сахарным диабетом не выполняют в полной мере все рекомендации. Это приводит к неэффективности лечения и сводит к нулю все усилия медицинских работников. Первоочередной задачей при работе с пациентом является формирование специфического типа мышления, главной целью которого станет адекватное наблюдение за собственным состоянием здоровья.

Читайте также:  Препарат для понижения сахара в крови диабет

Основным средством является информирование пациента и его родителей о причинах, клинических симптомах, возможных осложнениях заболевания, способах их предупреждения, целевых значениях контрольных параметров. По определению ISPAD «образование – краеугольный камень лечения сахарного диабета и структурированное обучение принципам самоконтроля является ключом к благоприятным исходам».

Диабетическое образование – процесс овладения пациентом знаниями и навыками, необходимыми для осуществления самоконтроля, предотвращения декомпенсации и оказания самопомощи, изменения стиля жизни для успешного лечения заболевания (IDF, 1985).

В историческом аспекте образование пациентов в области сахарного диабета развивалось следующим образом:

  • конец XIX века – во Франции впервые возникла идея о необходимости обучения пациентов;
  • 1918 г. – американским пионером диабетологии Джослином постулировано, что пациент является основным и наиболее значимым сотрудником программы образования;
  • 30-е годы ХХ века – начало формирования ответственности пациентов за состояние собственного здоровья;
  • 40-е годы – в Великобритании внедряются программы по предупреждению и оказанию помощи при гестационном диабете;
  • 60-е годы – улучшается качество диагностики заболевания и возрастает его социальная значимость;
  • 70-е годы – формируются первые ассоциации специалистов по обучению пациентов. Развиваются технологии, способствующие проведению самоконтроля;
  • 80-е годы – диабетология выделяется в отдельную отрасль с участием различных специалистов.

Согласно современным представлениям диабетическое образование может рассматриваться как сопряжение клинической практики и научных исследований.

Чрезвычайная важность внедрения в практическую деятельность результатов научных исследований в области диабета и образовательных методик должна являться национальным приоритетом. При этом образовательные программы должны быть тщательно спланированы, иметь специфические цели, средства к их осуществлению, распространяться среди пациентов и их родственников, а также доводиться до ведома широкой общественности.

Универсальные принципы образовательных программ следующие:

  1. Каждый пациент имеет право на получение информации о своем заболевании, способах и методах его контроля.
  2. Для участия в образовательном процессе не должно создаваться никаких препятствий.
  3. Диабетическое образование должно проводиться специально обученными лицами, причем для работы с детьми и подростками должны привлекаться отдельные люди, хорошо ориентированные в особых потребностях этого контингента больных.
  4. Образовательная программа должна индивидуализироваться для каждого пациента с учетом возраста, пола, длительности заболевания, стиля жизни, этнических и культурных особенностей, а также его способности к восприятию и обучению.
  5. Специалисты должны регулярно повышать собственный уровень путем посещения соответствующих тренингов.
  6. Диабетическое образование должно являться длительным, пожизненным процессом.

С целью адекватного контроля течения сахарного диабета требуется создание мультидисциплинарных групп, в которые входят:

  • педиатры и терапевты;
  • медицинские сестры;
  • диетологи;
  • фармацевты;
  • психологи и психиатры;
  • физиотерапевты;
  • подиатры;
  • социальные работники.

При этом важным моментом является то, что существенную роль в качестве образования пациента играют консультации специалистов в области диабета, не являющихся медиками, к которым относят социальных работников и даже пациентов, страдающих сахарным диабетом, и их родителей, хорошо обученных и придерживающихся принципов самоконтроля.

Во многих странах мира широкое распространение получило создание в рамках образовательных программ диаклубов и других сообществ больных сахарным диабетом, где пациент может получить исчерпывающую консультацию по всем вопросам в любое время, в том числе и в телефонном режиме.

Таким образом, в настоящее время целью образовательных программ является полное информирование пациента о природе и естественном течении его заболевания, всех современных методах лечения, мотивация его на соучастие в поддержании собственного здоровья и, соответственно, обучение навыкам самоконтроля.

Основные принципы самоконтроля следующие:

  • Самостоятельный мониторинг гликемии, глюкозурии, кетонурии.
  • Правильный качественный и количественный подбор рациона питания.
  • Способность адаптирования питания, медикаментозной терапии и физических нагрузок к стилю жизни.
  • Способность к правильной трактовке изменения состояния организма и контрольных параметров с адекватным разрешением возникающих проблем.
  • Постановка реалистичных кратко- и долговременных целей.
  • Участие в группах поддержки больных сахарным диабетом и формирование собственной сети.

Постановка целей стала одним из положений самоконтроля, поскольку требующееся изменение менталитета и стиля жизни не может произойти быстро.

Именно это и является причиной частого несоблюдения пациентом диеты, режимов физических нагрузок, медикаментозной терапии, что способствует частым эпизодам декомпенсации заболевания с формированием острых осложнений, являющихся прогностически неблагоприятными в отношении раннего формирования хронических осложнений, нарушающих качество жизни в дальнейшем. Именно профессионалы могут и должны оказывать адекватную психологическую помощь и социальную поддержку в направлении изменения стиля жизни и поведенческих установок.

Обучение принципам самоконтроля

Первичное образование (уровень 1).

  • Начинается с момента постановки диагноза.
  • Включает основные навыки.
  • Поясняет то, на основании чего был установлен диагноз.
  • Объясняет сущность заболевания и его причины.
  • Объясняет, что существует гормон инсулин, как он действует, необходимость его использования.
  • Объясняет, что есть глюкоза, каков нормальный уровень ее в крови, каковы целевые значения показателя.
  • Обучает практическим навыкам: инъекции инсулина, мониторинг глюкозы крови и/или мочи.
  • Обучает базовым принципам диетотерапии.
  • Дает простое понятие о гипогликемии.
  • Объясняет особенности течения диабета при интеркуррентных заболеваниях.
  • Помогает понять влияние стиля жизни на течение заболевания.
  • Помогает использовать идентификационные приспособления – документы, браслеты, кулоны и др.
  • Привлекает к участию в диабетических ассоциациях.
  • Психологически адаптирует к заболеванию.
  • Детально информирует о телефонах и адресах контактов в случаях возникновения неотложных состояний.

Следует отметить, что материал для проведения первичного образования должен быть тщательно отработан методически, хорошо проиллюстирован, доступен к использованию в любое время.

Последующее образование (уровень 2) включает:

  • Понятие о патофизиологии, эпидемиологии, классификации и метаболизме при сахарном диабете.
  • Секреция инсулина и его эффекты.
  • Инъекции инсулина, типы, всасывание, профили действия.
  • Диетотерапия: планирование диеты, понятие об углеводах, белках, жирах, пищевых волокнах, качественные и количественные особенности продуктов, акцент на продуктах, которые должны быть исключены из рациона, эквивалентная замена продуктов, понятие о хлебной единице, связь с ростом, массой тела и развитием.
  • Понятие о мониторинге, включая HbA1c и его целевые уровни контрольных параметров.
  • Распознавание гипогликемии, ее предупреждение и лечение, включая инъекции глюкагона.
  • Интеркуррентные заболевания, гипергликемия, кетоз, предупреждение кетоацидоза.
  • Обучение и мотивация к ведению дневника самоконтроля (рис. 8.3).
  • Обсуждение проблем выполнения принципов самоконтроля.
  • Постановка глобальных целей.
  • Понятие о микро- и макрососудистых осложнениях и их профилактике.
  • Физические упражнения, планирование отдыха и путешествий.
  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотических веществ на метаболизм и течение заболевания.
  • Способы адаптации к работе, учебе, вождению автомобиля.
  • Обсуждение вопросов, связанных с сексуальными контактами, способов и методов контрацепции, возникновения беременности и родов.
  • Дальнейшее образование.
Читайте также:  Признаки сахарного диабета на лице фото

* Сахар в крови определяеься натощак, перед основным приёмом пищи (обед, ужин), перед сном.
* Сахар в моче определяется через 2 часа после завтрака или обеда.

Необходимость индивидуализации программ особенно актуальна в детском возрасте. Так, приводим некоторые особенности программ обучения в зависимости от возрастных групп.

Дети раннего возраста

  • Тотальная зависимость от родителей и медицинских работников в проведении манипуляций, питании и мониторинге, что требует формирования особо доверительных отношений.
  • Матери могут испытывать стресс и депрессию, что требует дополнительных интервенций.
  • Непредсказуемые отказы от еды и режимы физической активности.
  • Сложности в дифференцировании диабетассоциированных состояний от особенностей поведения и настроения ребенка.
  • Дополнительное психотравмирование в связи с болезненностью инъекций и мониторинга глюкозы.
  • Частое развитие гипогликемических состояний, которые могут быть тяжелыми с существенным вредом для здоровья.

Дети школьного возраста

  • Возникают различия между режимом в домашних и школьных условиях, особенности самоопределения и межличностных отношений.
  • Необходимость самостоятельного овладения навыками в проведении инъекций и мониторинга.
  • Навыки в распознавании гипогликемических состояний.
  • Необходимость осознания своего заболевания.
  • Необходимость самостоятельного выполнения принципов самоконтроля, включая инъекции и мониторинг в условиях школы.
  • Необходимость адаптации течения собственного заболевания к школьной программе, питанию в школе и спорту.
  • Стремление родителей к гиперопеке требует отдельного подхода к их образованию.

Подростки

  • Возрастное стремление к независимости ухудшает качество метаболического контроля из-за несоблюдения основных мероприятий, а также в связи с началом табакокурения, сексуальной жизни, употребления алкоголя.
  • Высокая значимость мнения сверстников требует адекватного уровня социальной работы в коллективе здоровых подростков с целью формирования дружеской атмосферы и понимания.
  • Частая встречаемость конфликтов с последующей декомпенсацией заболевания требует превентивных психокоррекционных мероприятий.

В связи со склонностью к лабильному течению сахарного диабета у детей раннего и школьного возраста целесообразен контроль гликемии не реже 4 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином и ночным сном). При необходимости рекомендуется дополнительный контроль сахара крови в 3-4 часа ночи или в 5-6 часов утра, или при необходимости.

Кетонурию целесообразно тестировать с помощью тест-полосок при уровне гликемии более 13,3 ммоль/л.

Приводим алгоритм проведения изменения инсулинотерапии и режима питания в рамках самоконтроля, разработанный F.R. Kaufman (1994) и Е.П. Касаткиной (1996), который может использоваться в домашних условиях.

  1. Дети старшего возраста со стабильным течением заболевания:

    • вводить «базовую» дозу инсулина;
    • начать прием пищи через 30 минут после введения препарата (срок варьирует в зависимости от типа инсулина).
    • младшим школьникам 0,5-1 ЕД инсулина;
    • подросткам 1-2 ЕД инсулина;
    • начать прием пищи через 45-60 минут после введения препарата.
    • при низком, но не гипогликемическом для данного пациента уровне гликемии незамедлительный прием очередной порции пищи, после чего ввести базовую дозу инсулина;
    • при гипогликемическом для данного пациента уровне гликемии срочное употребление дополнительной порции легкоусваяемых углеводов (10-20 г). Затем – очередной порции пищи. Введение инсулина – через 15 минут после употребления пищи.
  2. 1.1. Сахар крови 4,4-8,3 ммоль/л:

    1.2. На каждые 2,8 ммоль/л выше 8,3 ммоль/л дополнительно вводить:

    При уровне гликемии ниже 4,4 ммоль/л:

  3. Дети младшего возраста (до 5 лет), а также дети любого возраста со склонностью к гипогликемическим состояниям, которые не ощущают приближения гипогликемии или имеют высокую чувствительность к инсулину короткого действия:

    • вводить «базовую» дозу инсулина;
    • начать прием пищи через 30 минут после введения препарата (срок может варьировать в зависимости от типа инсулина).
    • 0,25 ЕД инсулина;
    • начать прием пищи через 45-60 минут после введения препарата.
    • при низком уровне гипогликемии – незамедлительный прием очередной порции пищи, после чего ввести базовую дозу инсулина;
    • при гипогликемическом для данного пациента состоянии – срочное употребление дополнительной порции легкоусваяемых углеводов (10-20 г). Затем – очередной порции пищи. Введение инсулина – через 15 минут после употребления пищи.
  4. 2.1. Сахар крови 5,5-11,0 ммоль/л:

    2.2. На каждые 4,4 ммоль/л выше 11,0 ммоль/л дополнительно вводить:

    2.3. При уровне сахара ниже 5,5 ммоль/л:

Несмотря на то, что данный алгоритм разработан ведущими специалистами, клинически апробирован и неоднократно усовершенствован, он может являться лишь общим руководством. Ведущую роль все же играет адекватное наблюдение за больным ребенком с ведением дневника питания, инсулинотерапии, самочувствия, перманентное проведение обучения основным принципам самоконтроля и инсулинотерапии, что позволяет индивидуализировать подход к коррекции лечения в каждом конкретном случае.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность образовательных программ у детей выше, нежели у взрослых пациентов. При этом, эффективность диабетического образования в любой возрастной группе существенно повышается только тогда, когда она становится частью рутинной клинической практики. DCCT приводит доказательства того, что интенсификация данного рода помощи больным сахарным диабетом существенно редуцирует микроваскулярные осложнения путем улучшения качества самоконтроля. Причем адекватный самоконтроль в результате правильно сформированной мотивации может сделать больше, чем одно соблюдение терапевтических рекомендаций.

Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»

Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины

Source: medstrana.com

Источник