Отчет по школе сахарного диабета

О.В. Двойнишникова
Основное условие профилактики осложнений сахарного диабета (СД) -стабильное поддержание близкого к нормальному уровня глюкозы крови. Поэтому достаточно частый самоконтроль гликемии и правильная оценка полученных результатов очень важны для достижения хорошего состояния обмена веществ пациентов, страдающих СД. О том, с помощью каких современных средств производят такой контроль, и расскажет эта статья.
Самоконтроль в широком смысле слова — это учет больными СД, прошедшими обучение, субъективных ощущений уровня глюкозы крови, мочи и других показателей, а также режима питания и физической активности с целью принятия самостоятельных терапевтических решений. Чаще используется термин «самоконтроль» в узком смысле -для обозначения самоконтроля обмена веществ, т. е. самостоятельного определения больными уровня глюкозы в крови или моче.
Для взятия крови больным рекомендуется использование специальных ланцетов или тонких игл от одноразовых инсулиновых шприцев и шприц-ручек. Главное — чтобы игла имела круглое сечение: при этом травма кожи гораздо меньше, укол менее болезнен и ранка быстрее заживает.
Традиционные ланцеты-скарификаторы с треугольным кончиком абсолютно не пригодны для частого самоконтроля’гликемии.
Существуют устройства для автоматического прокола кожи ланцетами (Softclix, Penlet и др.). Удобство заключается в том, что пациент может делать прокол, приставляя устройство к боковой поверхности кончика пальца, которая менее чувствительна к боли.
Ланцеты, как правило, прилагаются к глюкометрам — приборам для самостоятельного определения уровня глюкозы в крови.
Неоднократное применение одного ланцета допустимо, если прибор индивидуального пользования. Ланцеты нуждаются в периодической замене. Пользоваться одним и тем же ланцетом со дня приобретения глюкометра нельзя.
Для определения глюкозы в крови используют два вида средств:
тест-полоски, по которым результат оценивается визуально;
компактные приборы-глюкометры, выдающие результат измерения в виде цифры на дисплее.
В настоящее время в России есть несколько видов визуальных тест-полосок, например Betachek, Diascan.
Перед проведением анализов необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией по их использованию. Держа палец проколом вниз, нужно сформировать достаточно крупную каплю крови. Не дотрагиваясь кожей до полоски, необходимо нанести кровь на тест-зону, захватив обе половинки тест-поля. Точно через указанное в инструкции время по часам с секундной стрелкой кровь стирают (обычно ватой). По прошествии определенного времени при хорошем освещении сравнивают изменившуюся окраску тест-зоны со шкалой, нанесенной на коробке с полосками.
Поскольку при выборе самоконтроля немаловажным фактором являются финансовые возможности больного, то преимущество визуальных тест-полосок — относительная дешевизна.
Для эффективного самоконтроля разработаны индивидуальные портативные глюкометры, позволяющие с достаточной точностью самостоятельно оценить важнейшие параметры обмена веществ.
Они обладают целым рядом преимуществ:
быстрота работы (от 5 с до 2 мин);
отсутствие необходимости стирать кровь;
результат не зависит от освещенности и зрения человека;
используемая капля крови может быть очень маленькой;
наличие электронной памяти, в которую автоматически записываются результаты измерений и т. д.
Пациентам с ослабленным зрением или страдающим нарушениями цветовосприятия в любом случае рекомендуется пользоваться глюкометрами. У пациентов с СД нарушения цветовосприятия наблюдаются достаточно часто, что связано с ранними изменениями глазного дна, обусловленными диабетом.
Глюкометры бывают двух типов:
1. Accu-Check Active, Glucotrend. One Touch (Basic, Basic Plus, Profile), Betachek, Suprime —
подобно человеческому глазу, определяют изменение окраски тест-зоны, возникающее в результате реакции глюкозы крови со специальными веществами, нанесенными на полоску;
2. One Touch (SmartScan, Ultra, Horizon), Accu-Check Go, Bayer (Glucometer Elite, Ascensia Entrust), Сателлит — сенсорные устройства, в которых используется электрохимический метод (прибор измеряет ток, появляющийся при реакции глюкозы крови со специальными веществами, нанесенными на полоску).
Результаты измерений большинства глюкометров соответствуют концентрации глюкозы в цельной крови. Исключение составляют приборы фирмы One Touch (SmartScan, Ultra, Horizon), которые калиброваны по уровню глюкозы в плазме крови, что на 10-12% выше по сравнению с концентрацией глюкозы в цельной крови. Пациенту рекомендуется записывать показания данных приборов и обязательно информировать лечащего врача о калибровке прибора по плазме крови.
Большинство пациентов рассчитывают на почти 100% точность, которая, однако, не достигается.
Качество глюкометра считается хорошим, если расхождение результатов приборного определения гликемии С лабораторными данными не превышает 10%. Меж-дународные стандарты допускают отклонение результатов глюкометра от лабораторных в пределах 20%. Точность измерения зависит от вида тест-полосок, срока и условий их хранения, навыков больного и др.
Так, при изменении гематокри-та на 10% расхождение результатов с лабораторным методом в зависимости от типа тест-полосок достигает 4-30%. При анемии результаты завышаются, при полицитемии — занижаются. Особенно значительно результаты завышаются при гематокрите ниже 35%, что часто отмечается у больных с терминальной стадией диабетической нефропатии. Как правило, лабораторные измерения содержания глюкозы осуществляются в плазме крови, а результаты большинства глюкометров соответствуют концентрации глюкозы в цельной крови, а это на 10-12% меньше.
Ошибки при работе с приборами и визуальными тест-полосками делают не только больные, но и медицинский персонал. Чаще всего отмечаются следующие погрешности:
обильно протирают палец спиртом (достаточно предварительно вымыть руки теплой водой, а затем насухо вытереть);
делают прокол не на боковой поверхности дистальной фаланги пальца, а на ее подушечке (поскольку к окружающим предметам прикасаются, как правило, именно подушечками пальцев, проколы в этом месте более чувствительны и могут создать отрицательное отношение к самоконтролю);
формируют недостаточно большую каплю крови (при визуальной оценке не обязательно выполнение данного требования, поскольку глаз человека в любом случае может оценить изменение окраски тест-поля. Если используются тест-полоски с двойным тест-полем, то важно, чтобы капля крови захватывала обе половинки тест-поля, если же гликемию определяют с помощью прибора, то тест-поле нужно покрывать кровью целиком, иначе возникнет ошибка);
размазывают кровь по тест-полю или «докапывают» вторую каплю;
не соблюдают время выдержки крови на тест-полоске (необходимо точно следовать звуковым сигналам глюкометра или иметь часы с секундной стрелкой);
недостаточно аккуратно стирают кровь с тест-поля (оставшаяся кровь или вата снижаютточность измерений и загрязняют светочувствительное окошко глюкометра).
Для самостоятельного определения глюкозы в моче существуют визуальные тест-полоски (Diabur-Test, Diastix, Уриглюк Биосенсор АН). Несмотря на их дешевизну и простоту в использовании, они имеют ряд недостатков. Измерение глюкозы в обычной порции мочи отражает те колебания концентрации глюкозы крови, которые были в течение нескольких часов, пока эта моча образовывалась в организме. Поэтому нельзя точно определить уровень глюкозы крови. Глюкоза в моче появляется лишь при уровне ее в крови выше 10 ммоль/л, и больной не может быть спокоен, даже если результаты измерений отрицательные.
Поскольку цель лечения при диабете — стабильное поддержание близкого к нормальному уровня глюкозы крови, самоконтроль по моче является менее ценным.
При высоком уровне глюкозы крови, сопутствующих заболеваниях, особенно с повышением температуры, при тошноте и рвоте, больным сахарным диабетом необходимо контролировать ацетон (точнее — кетоновые тела) в моче. Для этого существует множество тест-полосок: Ketur-Test, Урикет, Keto-Diastix (последние сочетают определение глюкозы и ацетона).
Результаты самоконтроля пациент заносит в специально разработанный дневник, который является основой для самостоятельного лечения и его последующего обсуждения с врачом. При каждом посещении врача пациентам следует показывать дневник самоконтроля и обсуждать возникающие проблемы.
Когда, что и как часто должен проверять пациент зависит от типа диабета, степени тяжести болезни, способа лечения и индивидуальных терапевтических целей. Следует помнить, что смысл самоконтроля — не только в периодической проверке уровня глюкозы крови, но и в правильной оценке результатов, планировании определенных действий, если цели по показателям глюкозы крови не достигнуты. Более детальные ответы на все вопросы больной сахарным диабетом может получить в Школе самоконтроля.
Список литературы
Журнал «Новая аптека», №6, 2006
Source: ronl.org
Источник
Организация и содержание работы «Школы сахарного диабета» исследована на основе анализа деятельности Центров здоровья ГУЗ ОДКБ им. политического деятеля Ю.Ф. Горячева и ОГБОУ СПО Ульяновского медицинского колледжа. Изучены статистические данные ГУЗ ДКБ №6 г. Ульяновска и ГУЗ ДГКБ города Ульяновска поликлиническое отделение №3 по сахарному диабету среди детей.
По данным отдела статистики ГУЗ ДКБ №6 г.Ульяновска на учете по сахарному диабету состоят 14 детей. Большинство детей, состоящих на учете по сахарному диабету в возрасте 3-4 года, составляет 0,5% от общего количества детей этого возраста. С 2010 по 2014 год, количество детей, встающих на учет по сахарному диабету, ежегодно увеличивается на 2 ребенка. По данным отдела статистики ГУЗ ДГКБ города Ульяновска поликлиническое отделение №3 на учете по сахарному диабету состоят 22 ребенка.
Большинство детей, состоящих на учете по сахарному диабету 2000 – 2003 года рождения, составляет около 1% от общего количества детей этого возраста. С 2010 по 2014 год, количество детей, встающих на учет по сахарному диабету, ежегодно увеличивается, в среднем, на 2 ребенка.
Таким образом, количество детей, состоящих на учете при ГУЗ ДГКБ города Ульяновска поликлиническое отделение №3 по сахарному диабету в 2 раза больше, чем количество детей, состоящих на учете с таким же диагнозом в ГУЗ ДКБ №6 г.Ульяновска. В связи с этим возникает необходимость организации школы сахарного диабета на базе ГУЗ ДГКБ города Ульяновска поликлиническое отделение №3, так как ближайший центр здоровья располагается далеко.
Мной изучена организация и содержание деятельности «Школы сахарного диабета» в структуре Центра содействия укреплению здоровья ОГБОУ СПО медицинского колледжа и Центра здоровья ГУЗ ОДКБ им. политического деятеля Ю.Ф. Горячева.
Основной целью деятельности «Школы сахарного диабета» ОГБОУ СПО УМК является популяризация знаний и о сахарном диабете 2 типа среди населения и профилактика заболевания (руководители Крылова Е.Ю., Захарова Н.М.). Для реализации целей и задач разработана программа деятельности и компьютерная программа по определению риска развития сахарного 2 типа, разработан листок оценки здоровья. Во время консультации определяются и заносятся в листок данные индекса массы тела (ИМТ), отношение объема талии к объему бедер (ОТ/ОБ), показатели артериального давления (АД), определяется риск развития сахарного диабета 2 типа: низкий, умеренный, высокий, очень высокий. При этом каждый пациент получает рекомендации по профилактике сахарного диабета 2 типа. Консультации проводятся во время различных акций, агитпоездов и других массовых мероприятий.
В «Школе сахарного диабета» Центра здоровья ГУЗ ОДКБ им. политического деятеля Ю.Ф. Горячева проводятся занятия для пациентов и их родителей. Обучение пациентов с сахарным диабетом в Центре здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» – 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01(04 – медицинские услуги по профилактике; 012 диабетология; 01 – Школа для больных с сахарным диабетом). Мной изучена методика проведения занятий в «Школе сахарного диабета», проведена коррекция и в ходе выполнения дипломной работы предложена следующая методика проведения занятий.
Методика проведения занятий в «Школе сахарного диабета» для пациентов с сахарным диабетом 2 типа
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете.
Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед проектору по теме занятия – по возможности; дневники самоконтроля для пациентов сахарным диабетом 2 типа (могут представлять собой обычную тетрадь), вопросники по оценке знаний пациентов; информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакат «Схема действия инсулина», памятки «Что такое сахарный диабет 2 типа», «Гипогликемия: как распознать и справиться»); продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть ~ 15 минут
1.1. Знакомство, представление участников.
1.2. Описание целей обучения.
1.3. Оценка исходных знаний.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Что такое сахарный диабет?
2.2. Уровни сахара в крови.
2.3. Механизм регулирования уровня сахара крови.
2.4. Типы сахарного диабета.
3. Активная часть ~ 15 минут
Проверка усвоения материала.
Перерыв ~ 10 минут
4. Информационная часть ~ 20 минут
4.1. Симптомы повышенного уровня сахара крови.
4.2. Гипогликемия.
4.3. Цели в лечении сахарного диабета.
5. Активная часть ~ 15 минут
Обсуждение тактики при гипогликемии.
6. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов сахарным диабетом 2 типа; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), напольные весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела или калькулятор для подсчета индекса массы тела, сантиметр для измерения окружности талии; информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакат «10-летний риск смерти от ССЗ в популяциях с высоким риском ССЗ (таблица SCORE)», памятка «Как пользоваться глюкометром»), образец дневника самоконтроля при сахарном диабете 2 типа; визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики.
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть ~ 5 минут
Описание целей занятия.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Для чего нужен самоконтроль при СД 2 типа.
2.2. Виды самоконтроля.
2.3. Режим самоконтроля.
2.4. Что такое гликированный гемоглобин?
2.5. Дневник самоконтроля.
3. Активная часть ~ 10 минут
Определение уровня глюкозы крови с помощью глюкометра.
4. Информационная часть ~ 10 минут
4.1. Диабет и сердечно-сосудистые заболевания.
4.2. Контроль факторов риска сердечно-сосудистых осложнений при сахарном диабете.
Перерыв ~ 10 минут
5. Активная часть ~ 15 минут
Измерение роста, веса, окружности талии, подсчет индекса массы тела.
6. Информационная часть ~ 5 минут
Как правильно измерять артериальное давление?
7. Активная часть ~ 20 минут
Измерение артериального давления.
8. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов сахарным диабетом, информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакат «Пирамида здорового питания», памятки по правилам здорового питания, питанию при сахарном диабете 2 типа); таблицы энерготрат при различных типах деятельности и калорийности основных продуктов питания для каждого слушателя; разнообразные упаковки пищевых продуктов.
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть ~ 5 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Роль питания в лечении диабета.
2.2. Принципы здорового питания.
2.3. Пирамида рационального питания.
2.4. Принципы питания при нормальном весе.
3. Активная часть ~ 20 минут
3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.
3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.
Перерыв ~ 10 минут
4. Информационная часть ~ 20 минут
4.1. Сахарный диабет 2 типа и избыточный вес.
4.2. Питание больных диабетом 2 типа с избыточным весом.
4.3. Питание больных диабетом 2 типа с сопутствующей гипертонией и повышенным уровнем холестерина.
5. Активная часть ~ 20 минут
5.1. Составление суточного меню для пациента с сахарным диабетом.
5.2. Проверка усвоения материала.
6. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на вопросы, домашнее задание.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете 2 типа. Медикаментозное лечение сахарного диабета 2 типа.
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов сахарным диабетом 2 типа; информационные материалы для пациентов по теме занятия (памятки по физической активности при сахарном диабете 2 типа), опросник по оценке уровня физической активности, таблица для определения интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста для каждого слушателя.
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть ~ 10 минут
1.1. Проверка домашнего задания.
1.2. Описание целей занятия.
2. Информационная часть ~ 15 минут
2.1. Роль физической активности в лечении диабета.
2.2. Типы физических тренировок.
2.3. Как повысить повседневную физическую активность?
3. Активная часть ~ 10 минут
3.1. Оценка физической активности.
3.2. Выполнение упражнений.
4. Информационная часть ~ 10 минут
4.1. Правила проведения тренировок: частота, продолжительность, интенсивность.
4.2. Как построить занятие по повышению физической активности?
4.3. Особенности физической активности при сахарном диабете.
Перерыв ~ 10 минут
5. Активная часть ~ 20 минут
5.1. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
5.2. Как определять частоту пульса?
5.3. Проверка усвоения материала.
6. Информационная часть ~ 20 минут
6.1. Когда назначают сахароснижающие препараты?
6.2. Современные сахароснижающие препараты.
6.3. Когда назначают инсулин?
7. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на вопросы.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов сахарным диабетом 2 типа, информационные материалы для пациентов по теме занятия (памятки «осложнения сахарного диабета», «уход за ногами при диабете»), тесты для контроля уровня знаний, анкеты по оценке обучения в Школе.
Структура и содержание занятия
1. Вводная часть ~ 5 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 15 минут
2.1. В каких органах развиваются осложнения при диабете?
2.2. Поражение глаз при диабете.
2.3. Поражение почек при диабете.
3. Активная часть (вопросы-ответы) ~ 5 минут
4. Информационная часть ~ 10 минут
Поражения ног при диабете.
5. Активная часть ~ 10 минут
Правила ухода за ногами.
Перерыв ~ 10 минут
6. Активная часть ~ 10 минут
Контрольные исследования при сахарном диабете 2 типа.
7. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе ~ 20 минут
8. Заключительная часть ~ 15 минут
Многие научные исследования показывают, что недостаток двигательной активности в последние годы и десятилетия определенно привел к повышению заболеваемости диабетом 2 типа. Поэтому наряду со снижением веса, физическая нагрузка относится к обязательным компонентам лечения и предупреждения сахарного диабета 2 типа. Нормализация веса и физическая нагрузка должны быть важнейшими составными частями лечения. Кроме того, мышечная работа способствует снижению веса, поскольку она увеличивает расход энергии организма. Во время движения мышцы поглощают гораздо больше глюкозы, чем в покое. Это приводит к снижению сахара крови. Для реализации этой задачи мной разработаны упражнения по физической нагрузке и профилактике осложнений.
Исходное положение: сядьте на край стула, не прислоняясь к спинке.
· Упражнение 1(10 раз).
1. Согнуть пальцы стопы.
2. Снова выпрямить их.
· Упражнение 2 (10 раз).
1. Поднять носок, пятка остается на полу.
2. Опустить носок, поднять и опустить пятку.
· Упражнение 3 (10 раз).
1. Поставить ноги на пятки, носок поднять.
2. Развести носки в стороны.
3. Опустить носки на пол.
4. Сдвинуть носки вместе.
· Упражнение 4(10 раз).
1. Поставить ноги на носки, поднять пятки.
2. Развести пятки в стороны.
3. Опустить пятки на пол.
4. Сдвинуть пятки вместе.
· Упражнение 5(10 раз каждой ногой).
1. Поднять колено.
2. Выпрямить ногу.
3. Вытянуть носок.
4. Опустить ногу на пол (попеременно правой и левой).
· Упражнение 6 (10 раз каждой ногой).
1. Вытянуть ногу, касаясь пола.
2. Поднять вытянутую ногу.
3. Подтянуть колено на себя.
4. Опустить ногу пяткой на пол.
· Упражнение 7(10 раз).
Как предыдущее упражнение, но двумя ногами одновременно.
· Упражнение 8(10 раз).
1. Обе вытянутые ноги держать на весу.
2. Сгибать и разгибать ноги в голеностопном суставе.
· Упражнение 9 (10 раз).
1. Поднять и выпрямить ногу.
2. Делать круговые движения стопой.
3. носками стоп писать в воздухе цифры.
· Упражнение 10 (1 раз).
Босыми ногами скатайте газетный лист в плотный шар. Затем разгладьте газету ногами и порвите её.
Источник