Программа на ребенка инвалида в доу сахарный диабет

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) — самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет — это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код — наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец — риск 10 %, если больны оба родителя — риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок — действие провоцирующих факторов:
— вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
— физические и психические травмы,
— нарушение питания — злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 — исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ — это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия — доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью — ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови — гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи — глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
— организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
— организацию лечебного питания — диета № 9;
— проведение заместительной инсулинотерапии;
— прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
— транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
— контроль над соблюдением режима и диеты;
— подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
— динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
— наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
— контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
— организация питания в домашних условиях — ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
— обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
— рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон — 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол — 5-20 мин, теннис — 5-20 мин, городки — 15-40 мин).

Читайте также:  Как излечить болезнь сахарный диабет

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Возможно заинтересует:

Советуем прочитать:

Source: sestrinskoe-delo.ru

Источник

Консультация

Тема:  «Организация работы специализированной группы для детей с  сахарным диабетом в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнил: Старший воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №51 Приморского  р-на СПб Мусиенко Алла Эдвардовна

Санкт – Петербург

2020

Организация работы специализированной группы для детей с  сахарным диабетом, в дошкольном образовательном учреждении

По данным Международной Федерации Диабета (The International Diabetes Federation) и «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии»,  Министерства Здравоохранения Российской Федерации число детей с заболеванием сахарный диабет неуклонно растет. Данное заболевание заняло второе место по уровню распространения среди других заболеваний хронической формы течения.

Сахарный диабет – (лат. diabetes mellītus) — группа эндокринных заболеваний, связанных с нарушением усвоения глюкозы и развивающихся вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением, а также нарушением всех видов обмена веществ.

У родителей (законных представителей) возникает вопрос, а можно ли отдать ребенка в детский сад, в специализированную группу для детей с  сахарным диабетом,  будет ли за ним должный уход и присмотр? Какие условия созданы? Не станет ли ему хуже? Это естественная тревожность за жизнь и здоровье своего ребенка, которая не покидает родителей с того момента, как был поставлен диагноз. Мамы вынуждены оставить работу, постоянно находятся дома,  страх потерять  своего ребенка не оставляет их ни на минуту. Родители обращаются в консультационный центр, чтобы получить подробную информацию о деятельности групп в учреждении для детей с диагнозом сахарный диабет.  

Задача специалистов дошкольного учреждения ( врач – эндокринолог, медицинская сестра эндокринологии, воспитатель диабет группы, педагог – психолог) рассказать  родителям о том, что дети с сахарным диабетом   могут посещать дошкольное учреждение для успешной социализации в детском коллективе, выработке навыков самоконтроля и подготовке их к самостоятельной жизни в школе,   просить помощи у взрослых в экстренных случаях и оказывать себе самостоятельно первую помощь. Обученным и социализированным детям легче адаптироваться к новым школьным условиям, что позволяет избежать осложнений в состоянии психического и физического здоровья. Очень важно, чтобы дети с сахарным диабетом понимали, что они могут жить и учиться с сахарным диабетом, не отличаясь от других сверстников. Заведующий ДОУ, старший воспитатель   знакомят родителей с условиями функционирования группы.

Одним из главных  условий работы данной группы является соблюдение   диетотерапии и инсулинотерапии, без которых жизнь детей невозможна. В группе оборудован медицинский кабинет, который  соответствует всем требованиям СанПиНа, в нем проводятся медицинские процедуры – инсулинотерапия. Подобран медицинский персонал: врач – эндокринолог ( один на все группы), медицинские сестры (на каждую группу). В группе работают воспитатели, которые  спокойно выполняют свои функциональные обязанности, конкретно зная, что от них требуется при поддержке медицинского персонала. В режиме дня медицинские процедуры запланированы четыре раза в день, перед едой. Медицинской сестрой учитываются показатели содержания сахара в крови «до», «вовремя» и «после» физических упражнений (занятия физической культурой, музыкальные занятия, досуги) доза и время введенного инсулина, количество ХЕ (хлебных единиц) и время последнего приема пищи.  Инсулинотерапия это заместительная терапия и смысл лечения этого заболевания заключается в том, чтобы всё время поддерживать показатели сахара  крови в пределах 4,0-8,0 ммоль. Также, в учреждении разработано диетической медицинской сестрой  меню для групп с сахарным диабетом, в котором   соблюдается  баланс хлебных единиц (еды). Цель диетотерапии для детей с сахарным диабетом – предотвратить резкий подъем или снижение сахара в крови, привести  показатели сахара в крови  максимально приближенно к показателям здорового человека, а также обеспечить  ребенка  нужными, полезными и необходимыми для нормального функционирования организма веществами, витаминами и минералами. При составлении меню для детей учитывается количество углеводов в продуктах, которое измеряется в хлебных единицах. Существуют специальные таблицы, которые помогают рассчитать содержание хлебных единиц в различных продуктах в зависимости от возраста. Детям в этом возрасте по нормам полагается  в день 12 ХЕ. Во время пребывания в детском саду они получают 8 ХЕ: 3ХЕ на завтрак,1ХЕ на второй завтрак,3ХЕ на обед и 1ХЕ на полдник. Согласно этой схеме помощник воспитателя на весах взвешивает еду.

Перед едой проходит процедура введения инсулина посредством инсулиновой помпы.

Глюкометры дети приносят каждый день свои. Они обрабатываются  и хранятся   в процедурном кабинете.

На каждого ребёнка заведена тревожная коробочка. Там хранятся запасные инфузионные наборы для помпы, батарейки, шприцы. Инсулин хранится в холодильнике.

В процедурном кабинете, заполняется лист показаний уровня сахара крови и введённого инсулина,  вечером родители могут ознакомиться с состоянием здоровья своего ребенка, его «сахаром» в течение дня. А так же накануне вечером, вывешивается  меню на информационном стенде, чтобы родители ознакомились с ним, могли просчитать хлебные единицы дома, приготовить ужин, завтрак, в расчете из того, сколько хлебных единиц ребенок получит в детском саду.

Читайте также:  Чем можно кормить котов больных диабетом

На теле каждого воспитанника крепится инсулиновая помпа  (помповый насос). Этот прибор подаёт инсулин по заданной программе и имитирует работу здоровой поджелудочной железы. Все программы индивидуальны для каждого ребёнка. Крепятся такие помпы в чехле на ремешке на теле ребёнка. При проведении физической культуры,   музыкальных занятий, подвижных игр, лечебной физкультуры, педагоги внимательно следят, чтобы не повредилась помпа на теле ребенка.

В помпе находится  тефлоновая игла, которая обеспечивает подачу инсулина из помпы по катетеру  подкожно. У каждой помпы имеется пульт  дистанционного управления (глюкопульт). Он  позволяет управлять помпой на расстоянии через блютуз . Можно не подходить к ребёнку, не вынимать помпу из чехла и не доставать её из под одежды. Пульт имеет помощник болюса и рекомендует, сколько единиц инсулина ввести. Если происходит сбой в работе помпы, или заканчивается инсулин, она начинает пищать и медицинская сестра налаживает ее работу.

 Психологическую помощь детям с сахарным диабетом оказывает педагог – психолог.  Он обучает ребенка управлению своими эмоциями при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости и агрессивности. Учит снижать нервное напряжение (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния). Обучает волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни), проявлению сдержанности в пищевом поведении без негативных эмоций. Родителям педагог – психолог и врач объясняют, что  при соблюдении инсулинотерапии и диетотерапии ребенок вполне вероятно может дожить до глубокой старости   без тяжёлых осложнений.

Учитывая, что с каждым годом детей дошкольного возраста, болеющих сахарным диабетом,  становится все больше, увеличивается потребность в данных группах в детском саду. Работникам дошкольных учреждений необходимо учитывать потребности родителей, рынок спроса. Дети с сахарным диабетом будут посещать детские сады, это необходимо принять и подготовиться, создав необходимые условия.

Старший воспитатель, Мусиенко А.Э.

Источник

ГБДОУ № 51 Приморского района города Санкт-Петербурга

воспитатель высшей квалификационной категории

Власова Екатерина Александровна

Дети с сахарным диабетом в группе детского сада.  Как с ними работать.

   Уважаемые коллеги, с увеличением количества детей, страдающих  сахарным диабетом,  перед специалистами здравоохранения и образования встала серьёзная социальная проблема по доступности дошкольного образования для таких детей.

    В настоящее время в России дети с заболеванием сахарный диабет не имеют возможности  посещать дошкольные образовательные учреждения, потому что нет специальных условий для их пребывания в детском саду. Однако, дошкольная педагогика доказывает, что детям дошкольного возраста необходимо посещать дошкольное учреждение для успешной социализации в детском коллективе, выработке навыков самоконтроля и подготовке их к самостоятельной жизни в школе.

    В этой статье я , как воспитатель, который работает в группе детей с сахарным диабетом первого типа, дам несколько советов своим коллегам у которых в группе появился такой необычный ребёнок.

   Получение детьми, страдающих сахарным диабетом,   образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагога (воспитателя) помочь детям понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.

Очень важно, чтобы педагог и педагог-психолог объяснили  детям с сахарным диабетом, что  они такие же дети, как все. Можно учиться, жить и работать с  сахарным диабетом. Детям с сахарным диабетом необходимо посещать детский сад  до школы, чтобы  пройти социальную адаптацию в детском коллективе, приобрести навыки самоконтроля над своей болезнью, научиться просить помощи у взрослых в экстренных случаях и оказывать себе самостоятельно первую помощь. Обученным и социализированным детям легче адаптироваться к новым школьным условиям, что позволяет избежать осложнений в состоянии психического и физического здоровья. Таким образом, в начальной школе детей не нужно объединять в специальные классы, достаточно поставить в известность педагогов, медицинских работников и обозначить круг возможных проблем.

    На самом деле это обычные дети , ничего особенного в них нет, просто немного больше вашего внимания.

     Вот в вашу группу пришёл ребёнок с сахарным диабетом. С чего мы начинаем?  Сначала мы поговорим с родителями . Как правило они тревожны.  И это понятно. Наша задача успокоить их, показать своё желание им помочь и дать понять, что мы понимаем их обеспокоенность .  Родители должны дать вам адекватную информацию о том, как вести ребёнка с сахарным диабетом. и здесь надо задать несколько главных вопросов: в каком режиме будет посещать сад ребёнок, насколько он  компенсирован , как вводиться инсулин, кто будет вводить инсулин , как и когда его кормить , как распознать признаки плохого самочувствия, связанные конкретно с хроническим заболеванием ребёнка  (гипо и гипергликемии) и  как купировать приступы?

   Чаще всего дети с диабетом завтракают дома и приходят в сад после завтрака, к началу занятий. А если нет, то смотрите ниже.

     В том случае, если инсулин вводиться ребёнку посредством инъекций инсулина, то это делает медработник в медицинском кабинете или сами родители . Если у ребёнка установлен помповый насос, то совершенно не сложно научиться управлять им и вводить ребёнку инсулин, поскольку метод это не инвазивный и вмешательство медицинского работника не требуется. Более того , сам ребёнок старшей и подготовительной группы может контролировать процесс и показать вам, как это работает.

Читайте также:  Если отказывают ноги при сахарном диабете

   Что касается приёма пищи. Дети с сахарным диабетом должны есть часто и небольшими порциями . Самое главное -это посчитать количество углеводов,  которые они съедят за один приём пищи ,и адекватно ввести инсулин. Должен сохраняться баланс между съеденными углеводами и введённым инсулином. В остальном дети , страдающие диабетом, придерживаются принципов здорового питания, которые знают почти все люди. Посчитать количество углеводов можно взвесив углеводную составляющую блюда и сверившись в таблице ХЕ( таблицу предоставляет медицинская организация, которая курирует детский сад).

   Приступы гипогликемии купируются приёмом сладкого ( глюкозы) , которую тоже предоставляет медицинская организация, а приступы гипергликемии купируются при помощи родителей ( или по их инструкции).

У детей с сахарным диабетом могут быть различные особенности в поведении. Они могут быть агрессивны, тревожны и раздражительны (страхи, фобии), конфликтны, самооценка на средне-зрелом уровне, уровень притязаний низкий, может быть высокий показатель лживости, проявляется не уверенность в себе, социальная адаптация затруднена, могут быть безответственными, низкий уровень волевых качеств, эмоциональное состояние не стабильно, снижение уровня общего развития.
        Как работать с такими детьми? Не заострять внимание на болезни и на том, что ребенок отличается от остальных; создавать условия, при которых не возникает психотравмирующих ситуации; постоянно контролировать физическое и психическое состояние каждого ребенка, мотивировать на развитие.
      Основной целью педагога в психологической помощи детям с сахарным диабетом,  во-первых, является обучение ребенка управлению своими эмоциями при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости и агрессивности. Во-вторых, обучение детей снижению нервного напряжения при помощи йоги, релаксации, инновационных технологий (сказкотерапии, музыкотерапии, песочной терапии). В-третьих, обучение волевому поведению через игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры. В-четвертых, проявлению сдержанности в пищевом поведении без негативных эмоций путем пропагандирования  здорового образа жизни у детей и родителей.

Отдельно надо поговорить о работе с родителями.

Работе с родителями детей, страдающих сахарным диабетом, уделяется достаточно большое внимание. Для взаимодействия специалистов и педагогов с родителями устанавливаются партнерские отношения. Именно этот стиль отношений подразумевает уважение, сопереживание, искренность, открытость и  доверие. Для родителей, педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения поставлена одна общая цель – сохранение и укрепление здоровья ребенка, страдающего сахарным диабетом.

Основной сложностью педагога  во взаимодействии с родителями – это определение зоны ответственности педагогов и зоны ответственности родителей в воспитании и обучении детей. При непонимании этого происходит взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.

На первом родительском собрании определяются зоны ответственности педагогов, специалистов и родителей: объясняются четкие и строгие правила по присмотру и уходу за детьми специализированной группы, при этом обязательно даются обоснования к предъявляемым требованиям, соблюдение режима дошкольного образовательного учреждения. Задача работников группы – добиться доверия родителей, обеспечив им возможность спокойно оставлять ребенка и заниматься своими повседневными делами.

Одно из важных правил для родителей – ежедневный сбор информации по уровню сахара в крови ребенка (приложение 12).

Утром:

  1. необходимо сказать воспитателю и медицинской сестре, как ребёнок провёл ночь, какой у него был уровень сахара в крови вечером и утром при пробуждении;
  2. затем родитель должен ознакомиться с меню;
  3. исходя из полученных сведений, приступить к обсуждению диетотерапии и инсулинотерапии на день (если всё в пределах нормы,  то никаких изменений не бывает).

Вечером:

  1. родители приходят за ребёнком с запасом времени, чтобы ознакомиться с проведёнными медицинскими процедурами;
  2. проанализировать показания сахара крови ребёнка с медицинской сестрой и  сделать корректировку на следующий день при необходимости.

Второе важное правило – родители всегда должны быть на связи в случае форс-мажорных ситуаций.

Третье правило – оказание помощи родителям и диалоговое общение  с ними.

Четвертое правило – активное участие в  жизни детей: совместные проекты, праздники, спортивные досуги, изготовление атрибутов к постановкам спектаклей.

Уровень сахара в крови у детей, страдающих сахарным диабетом, в течение дня может значительно колебаться. Состояние, при котором уровень сахара в крови снижается ниже 3,5 ммоль/л (иногда 4,0-4,5 ммоль/л), называется гипогликемией. Развивается гипогликемия внезапно, поэтому педагогам важно  знать первые симптомы ее проявления и  уметь оказать первую медицинскую помощь.

Наиболее типичные симптомы при гипогликемии – чувство голода, сердцебиение, дрожь в теле, бледность кожи, потливость, чувство страха, беспокойство, сонливость, головная боль и головокружение.

Педагог должен знать, во-первых, что у детей дошкольного возраста гипогликемия может давать и другие симптомы.  Например, ребенок становится вялым, тихим,может заснуть во время игры или наоборот беспричинно капризничает. Во-вторых, каждый ребенок по-своему чувствует и переносит гипогликемию. Педагог в течение дня должен быть очень внимательным и в случае любого отклонения в поведении или самочувствии ребенка – сообщить медицинской сестре и срочно измерить уровень сахара в крови!

        При наступившей гипогликемии ребенка надо накормить продуктами, содержащие легкоусвояемые углеводы. В соответствии в СанПиНом, продукты не должны храниться после приема пищи в группе дошкольного образовательного учреждения, поэтому предлагаем препарат заменитель – моносахарид «Декстроза». Он выпускается в таблетках по 0,3 ХЕ, дети с удовольствием его принимают. Помните, дети очень любят сладкое и могут вас обмануть: претвориться уставшими или говорить, что плохо и кружится голова. Помните, без измерения уровня сахара в крови – ничего не давайте!

Состояние, при котором уровень сахара в крови выше установленных норм, называется гипергликемией. Основные симптомы – частое мочеиспускание, сильная жажда, головная боль, тошнота, рвота, поверхностное или затрудненное дыхание, пахнущее ацетоном дыхание, покраснение кожи лица, иногда потеря сознания. Помните, единственное оказание первой помощи – положить ребенка в кровать и срочно вызвать скорую! Обязательно скажите, что у ребенка сахарный диабет.

Источник