Психологическая поддержка больных сахарным диабетом
Диагноз «диабет» для человека – это всегда объёмный список пожизненных ограничений, обязанностей, а также страх «неминуемых» осложнений, что пугает часто больше, чем само заболевание. Мы поговорили с экспертами и узнали, как перестать считать диабет «смертным приговором», есть ли у диабетика психологический портрет и зачем ему помощь психолога.
Болезнь или «несладкий» образ жизни?
Специалисты прогнозируют, что уже в 2045 году в мире будет 629 млн больных сахарным диабетом. Сейчас их количество составляет 425 млн, из них 8,5 млн – жители России. Однако эта цифра может быть в два раза больше: половина людей не подозревают о своей болезни.
По словам главного эндокринолога Новосибирской области кандидата медицинских наук Олеси Шабельниковой, в Новосибирской области число больных сахарным диабетом приближается к 90 тыс. человек, из них 4 100 подростков и молодых людей с диабетом первого типа.
В регионе 700 беременных женщин с впервые выявленным сахарным диабетом, так называемым гестационным диабетом, который, как правило, проходит после родов. Ещё порядка тысячи человек, заболевших диабетом после операции на поджелудочной железе или на фоне других серьёзных заболеваний.
Врачи-эндокринологи считают, что психологические факторы не влияют на развитие диабета, однако не отрицают, что у диабетиков есть психологические проблемы.
Например, при впервые выявленном диабете пациент может «не поверить» в диагноз и отказаться от лечения. Это грозит ранними осложнениями, вплоть до диабетической комы.
«С психологических позиций мы говорим нашим пациентам, что диабет – это образ жизни, но, конечно, это заболевание и, к сожалению, заболевание прогрессирующее, при котором развиваются осложнения. От того, насколько человек управляет диабетом, меняет свой образ жизни, настолько и удаётся отсрочить по времени развитие этих осложнений. На территории Новосибирска есть люди, которые живут с диабетом 50 лет и больше, то есть это говорит о том, что, заболев в 20 лет, человек с диабетом может дожить до 75 лет и больше. Диабет – это не приговор», – уверена Олеся Юрьевна.
Болезнь «психологических проблем»
Психологи, в свою очередь, видят психологическую природу причин диабета. По словам члена Профессиональной Психотерапевтической Лиги психолога Светланы Кравченко, существует так называемая «Чикагская семёрка», куда входят такие заболевания как гипертония, язвенная болезнь, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертиреоз и ревматоидный артрит.
Онкологические заболевания и диабет отнесены к «условно психосоматическим», то есть чаще всего «спусковой крючок» болезни – это психологические проблемы.
Светлана Кравченко рассказывает, что психологи выделяют три основные психосоматические причины появления диабета: депрессии после тяжкого потрясения, длительные стрессы, переходящие в депрессии и частые негативные эмоции, которые вызывают повышенную тревожность или даже панические атаки.
Из-за того, что человек часто испытывает негативные эмоции, глюкоза быстро сжигается в организме, и инсулин не успевает её переработать. Именно поэтому во время стресса большинство людей тянет съесть сладкое. Со временем человек по привычке «заедает» стресс, уровень глюкозы в крови постоянно скачет, появляется лишний вес.
«Обычно психологи связывают сахарный диабет с недостатком материнской ласки. Диабетики являются зависимыми от других, испытывают необходимость в заботе. Часто среди диабетиков встречаются нарциссы. Нарцисс любит только себя и требует от окружения постоянного признания, заботы, любви и восхваления. Такие люди берут от мира и окружения любовь, но берут её настолько много, что поджелудочная железа изнашивается, и уже не может вырабатывать такое количество инсулина, чтобы обрабатывать такое количество глюкозы», – рассказывает Светлана Кравченко.
Ещё одной причиной возникновения сахарного диабета психолог называет другую крайность – человек считает, что его любят за деньги или высокие результаты. Он уверен, что не достоин ответных чувств партнёра или родителей и постоянно пытается доказать обратное.
«Если сравнивать два типа диабетиков с позиции воспитания, то в первом случае детей слишком сильно «залюбливают», перенасыщая кровь сахаром, а во втором случае любовь как раз не поступает, но по причине отказа её принимать самим ребёнком (или взрослым). В первом случае перед нами будет самовлюблённый человек с претензиями на совершенство, а во втором будет закрытый «сухарь», который не считает, что есть в мире честная ответная любовь», – комментирует Кравченко.
Как «подружиться» с диабетом
«Как пишет Лиз Бурбо, диабетики отличаются интенсивной умственной деятельностью, они всегда ищут путь, как реализовать определённое желание. Однако такой человек не удовлетворён любовью окружающих, он часто чувствует себя одиноким. Болезнь говорит о том, что человеку необходимо расслабиться, перестать считать себя отверженным, постараться найти свое место в семье и обществе», – рассказывает Светлана Кравченко.
Психологи считают, что диабетиков объединяют общие психологические черты, такие как чувство заброшенности, тревожность, эмоциональное недовольство, ранимость, беззащитность, болезненное восприятие отказов и зависимость от близких людей. Пациенты с диабетом любят всё контролировать и не могут адекватно воспринимать любовь и внимание, а дефицит этой самой любви они восполняют едой.
Чтобы принять свой диагноз, Светлана Кравченко советует написать на листке 10 причин, почему болезнь вам мешает, и 10 изменений, которые произойдут, если диабета не будет. Это нужно, чтобы посмотреть на ситуацию честно: действительно ли болезнь мешает жить. Например, вы не стали юристом из-за диабета, или потому что вы боитесь или не хотите им становиться? Психолог отмечает, что на практике, болезнь не настолько мешает человеку жить.
Специалисты выделяют пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Идеальный вариант – когда все они проходят быстро. Однако бывают случаи, когда одна стадия, например, отрицание, длится несколько лет, и пациент отказывается признавать болезнь и принимать лекарства. Обязательная стадия перед принятием – депрессия. Нужно «отгоревать» и отпустить, чтобы начать закладывать в себя правильную информацию.
Кравченко считает, что бороться за хорошие результаты нужно, но не стоит ругать себя за «высокий сахар». Человек может сидеть на строгой диете и часто измерять уровень глюкозы в крови, но диабет – это ещё и неуправляемый гормональный фон, который может измениться даже из-за перемены погоды.
«Чаще всего, люди попадают в такую ситуацию из-за завышенных требований к себе, и, имея диабет, начинают предъявлять к себе требования ещё выше. Но зачем это делать, если мы стараемся от этого уйти?», – комментирует Светлана Кравченко.
Если рассматривать диабет как психосоматическое заболевание, необходимо обратиться за помощью к психологу как можно раньше. Светлана Кравченко уверена, если человек придёт на стадии «я часто нервничаю и не могу ладить с эмоциями», а не на стадии «у меня диабет, почему так получилось», то болезнь можно не допустить. Психолог учит правильно реагировать на окружающий мир на эмоциональном уровне, чтобы душевное состояние не отразилось на физическом уровне в дальнейшем.
Если врачи уже поставили диагноз, психолог поможет разобраться в причинах болезни, найти мотивацию и улучшить качество жизни. Но работа над внутренними проблемами не исключает терапию, прописанную эндокринологом или терапевтом.
Часто люди воспринимают диабет как «смертный приговор»: расписывают себе точные даты осложнений и смерти и программирует себя жить по выдуманному сценарию. Важно воспринимать болезнь как свою особенность, найти новые цели и интересы, потому что от душевного состояния меняется и физическое.
Учат в школе
Для обучения навыками «управления диабетом» Минздравом разработана специальная программа. Пациентам рассказывают, что такое диабет и уровень глюкозы в крови, объясняют, как правильно питаться, считать углеводы и хлебные единицы, как корректировать дозу инсулина в зависимости от самочувствия. Людям с диабетом важно знать, как вести себя при простудных заболеваниях и правильно распределять физическую нагрузку.
Часть занятий посвящены осложнениям сахарного диабета. Проводятся индивидуальные встречи специалистов с пациентами, находящимися на помповой инсулинотерапии и для беременных. Такие занятия проводятся по будням в эндокринологическом отделении областной больницы.
По словам Олеси Шабельниковой, врачи стараются привлекать к обучению и родственников диабетиков или объясняют пациентам, чему нужно обучить своих близких, чтобы во время гипогликемии, когда концентрация глюкозы в крови снижается до критического состояния, родственники понимали, что нужно принести сладкий чай, а не открывать окно или вызывать скорую.
Для пациентов с диабетом важен не только самоконтроль, но и поддержка близких. Психологи советуют родственникам не относиться к человеку как к больному.
«Например, если в семье один из детей имеет сахарный диабет или другое заболевание, то их нельзя разделять со здоровыми. В это состояние хорошо впасть и в нём законсервироваться. Даже ребенок понимает, сколько выгод оно даёт. Хочешь – не хочешь, но ты начнешь лишний раз болеть, чтобы иметь привилегии», – отмечает психолог.
Нельзя уходить и в другую крайность – делать вид, будто у вашего родственника нет болезни. Семья должна восприниматься диабет как индивидуальную особенность человека: если всем хочется торт, то должны приниматься во внимание и чувства больного диабетом.
Чтобы пациент мог поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови, ему необходим не только эндокринолог, но и психолог, который будет заниматься вопросами психологической коррекции отношения пациента к заболеванию.
«Борьба с диабетом включает в себя медицинские установки, социальную и психологическую адаптацию людей, чтобы они могли вернуться к своей обычной жизни, чтобы они могли, если это молодые женщины, рожать детей и так далее, то есть чтобы они были социально и психологически адаптированы», – отмечает Олеся Шабельникова.
Источник
. . . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
( )
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
4.
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
. , . – . . ( .. .. – 2000 .) , – (, , ..), ( , ). , , , , , , , , , .
, , (.. ). -, , , , , , , , , , . , . , , , , .
, , , , , , , -, . , , ; , , , – .
, . . , . , . , , , , , .
.
.. .
.
– – .
:
1. (20 )
2. ( ).
3. .
4. , .
: – , .
: .
, : 7 . . 20 20 50 10 .
:
–
–
– ()
– ( , .), , , , .
, .., .., .. .
– , . , . . , .
, . , , , . , , . , .
1.
1.1
. , , .
, – . , .
, , : – – .
, , .
; , , . .
, ,
. , , .
– , . 1550 .. – . () – – (900-1037), , , . – .
. 5 . 30-50 , .
. , , , , .
, – . , , , . – .
– () , , , , .
. ( ) ( ). , . . , , () . . , , . . .
. ( ), (, , ), ( ) ( ) . ( ), .
, .
, , . – – . , , . .
, , , () . (, , , , .), (, , , , .), .
. . . , . . ().
( 50 %) . – – . , (, ).
, , , , .
, , , .. , .
, , , A, D, E, K.
(, .) (, , ). , , – .
, , . , , . , , , .
. ( . humor – ), .. , , – . ( ), . . . 1 .
. . , .
. . : , 80 120 100 . ( ) , . – . ( ) , : – , – . , .
.
, , I II . 15 , – 100 . , , . . , .
. : , : (3 () , . . – , – -, D- – . , (), () .
– , – . – 60% – – , 25%- -, 10% -D -, – 5% .
– . – – . 3
(, ). – –
, – – -.
– . , (, ), , , , , , , , , -, , , . , , , , -, , . . – 1- , , .
. ( 80%), ( ), ( ), ( ).
, , 15-20 /. () 1 5-10 . 0,5-1 /, 2.5-5 /. .
– . , . .. , . , . – . – – .
. , , . -. .
. . . . . . . , . , . (, ), (), , , , .
– . . , – . , .. . , . ,
, , , .
, , . , , .
, – , , :
, , . . – .
.
– , . – , / . () .
– . : , , , , (, , ), , . (, , , , – ) (, ); ; , , , , , , ; ( ).
, , , . – ( ), , , , ( , , , , , , . .
– . , , , , ( , , , ), , , . , , .
– ( 60 – 80% ).
: , 1,1 1 . . 70-120 %. 120% , . 180%, , . . . , . – : , . . , .
. .
– – .
– 25 .
– ; 10% 70 .
– , , , . , , , , – .
– , 10-15% , 3- .
, , , . ( 28,9 )
– , , , , 40 . : 80-90% .
– . , – , , , , . , . 30 , ,
60-70%. 8% . , 1,5-4% . 6% . 60 . . 65 ( ) 16%. . . , 4 , 30 . , , . , 2 . () . , .
1. (, , .), , ( ),
2. : , ; ; ; (, , , ); ( ); .
7-10 , . . . – , . – . – . . .
. . 1) ( ) . 2) –
– 3). . – . , , . , . . , , ,
(, , , ). . , . , . .
. , , , . . . , , , , .
.
– .
: . , .
– . . . , , , , .
, , . , . – 20%. . – . – , . – . – 1,5-2 . 3-10 . .
. , , , , , .
. . , -, . , , , .
. , , , , , . . , , .
( ), , .
1.2 .
, – . . , , . , .
, , , , . Selye .
. ( ). :
1. (, )
2. ,
3.
4. ,
5.
6.
7. , .
– (, ) . . . – . .. , , .. , , . , , .
, , , , , , , , , ; , , – (). : , , , , , ; – , , . , , , , , , , . , , – , .
– . , ( ). , , , . – – . , , ( , , .), – , , – .
, , . . , , . .
, , . , , . .. , – , . .
, (, , , .), . , , , ( .) .
, , , , , . – , . . : . .
. , , . .
. Frerichs (1884) . 17- , . . Roepke (1908) :
, . .. . . (1928) , , . . . , , ( , ). Mohnike (1954). , , , (, ). . . (1932) , ; , , , ; . Krone (1932) . Liebig (1932) . 23 . . . . (1958) , ( ) . . Richter-Heinrich (1965) , , , 17 , . , , , . , – Schilder (1925), – , . , ( , ), – Hoff, Poetzl, Strotzka (1950). (Krone, 1932).
Joslin (1946) . , , . Noorden – … . Katzenstein, Kriegal Musche (1955) , , , . , , . , .. (1953, 1959, 1960, 1969) , , ( ) . ,
.. , .. , .. (1965), . . . Warren Le Comote, 25% , a Hellman, Hellman Angerval, Mirsky (1956), Joung (1933) . . . (1954, 1957) , , . , – .
Grafe (1965) – . , . , – , – . .
, , , . Menninger (1935), . . . (1949) , 61,7% . , . . , . . . (1964) , , . Katzenstein, Kriegel, Musche (1965) 92 . 20% ( .) . , , , ( ). . 33% – , . , . .. , .. , . . (1969) 27% . Grabowska (1970) 4,6% , . , 1,5 .
. . . .
[103,6 K], 17.03.2011
. . .
[45,9 K], 05.02.2008
. . . . . .
[52,5 K], 16.06.2010
. . . . . . . . .
[41,6 K], 06.04.2007
, . . . ” “. ” “.
[1,7 M], 16.05.2017
. . , , .
[864,9 K], 12.08.2009
. . , . . . , .
[34,7 K], 14.07.2015
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Панков М.Н. 1 Кожевникова И.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»
Предложена комплексная программа психосоциальной реабилитации в рамках модели позитивной психотерапии больных сахарным диабетом. Проанализированы основные семейные концепции пациентов. Выявлена выраженная социально-эмоциональная дезадаптация, значимость социальных и эмоциональных конструктов является низкой. Наиболее приемлемыми способами ухода от конфликтов и их переработкой больными признаны: «бегство в работу», «бегство в общение». Предложена программа работы психотерапевта с пациентом (на стационарном и амбулаторном этапах) и его семьей. Позитивный подход приобретает приоритет в связи с необходимостью полноценной адаптации пациентов в окружающей их обстановке.
позитивная психотерапия
сахарный диабет
комплексная программа психосоциальной реабилитации
1. Ефимов А.С., Скробонская Н.А. Этиология и патогенез СД // Проблемы эндокринологии. – 1985. – Т. 31, № 6. – С. 41-45.
1. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). – Л.: Медицина, 1986. – 280 с.
2. Панков М.Н. Позитивная психотерапия в психосоциальной реабилитации больных сахарным диабетом // Электронный научный журнал. – 2016. – № 9 (12). – С. 55-59.
3. Панков М.Н. Психологические расстройства при сахарном диабете // Электронный научный журнал. – 2016. – № 4 (7). – С. 52-56.
4. Панков М.Н., Новикова И.А. Семейные концепции больных сахарным диабетом // Экология человека. – 1997. – № 5. – С. 75-76.
5. Пезешкиан Н., Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия транскультуральный и междисциплинарный подход // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 4. – С. 63-77.
6. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. 3-е изд., доп. и перераб. – Ташкент: Медицина, 1 985. – 719 с.
7. Сидоров П.И., Панков М.Н., Новикова И.А. Психосоциальная реабилитация больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии. – 1998. – Т. 44, № 6. – С. 19.
8. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Панков М.Н. Особенности течения сахарного диабета при злоупотреблении алкоголем // Проблемы эндокринологии. – 1999. – Т. 45, № 6. – С. 10-13.
9. Ivinson M.H.L. The emotional world of the diabetic patient // Diabet. Med. 1995. Vol. 12, № 2. P. 113-116.
10. Psychological predictors of acute complications of diabetes in youth / D.R. Herskowitz, R.U. Jocabson, C. Cole et. al. // Diabet. Med. 1995. Vol. 12, № 7. P. 616-618.
Сахарный диабет признается одной из самых распространенных эндокринных патологий [1], связанных с воздействием совокупности причин (генетически детерминированных механизмов и неспецифических факторов внешней среды), установить которые не всегда представляется возможным. Имеются указания на роль психосоциальных факторов в возникновении и стабильности течения сахарного диабета [5, 9, 11]. Психическое напряжение (острое или хроническое) может приводить к развитию диабета в результате перенапряжения корковых процессов, растормаживания подкорковых гипоталамических центров, ведущих к нарушению нервно-гуморальной регуляции. Другой возможный механизм – повышение тонуса гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, к которому приводят острые психические травмы, эмоциональное перенапряжение (испуг, потрясение), довольно часто предшествующие манифестации сахарного диабета у детей и молодых людей.
Интерес к изучению возможности влияния на обменные процессы через вторую сигнальную систему возник давно. Одна из попыток относилась к 1925 году, когда Marcus и Sahlgreen исследовали влияние внушения на гликемию [8]. Первое описание психотерапевтических воздействий, предпринятое с лечебной целью при сахарном диабете, принадлежит К.И. Платонову (1925). Известны психотерапевтические методики для больных сахарным диабетом Е.И. Цукерштейна (1947), А.А. Мартыненко (1984). Формирование правильного отношения больного к своему заболеванию, перестройка пищевого стереотипа, коррекция нарушенного психического статуса – основные задачи психотерапии при сахарном диабете [10], включающей рациональные и суггестивные техники, аутогенную тренировку, терапию творчеством, коллекционированием, общением с искусством, природой [2, 7].
Клинические случаи применения позитивной психотерапии в помощи больных сахарным диабетом описаны Н. Пезешкианом (1977, 1991, 1993). Позитивная психотерапия – это конфликт-центрированный интегративный метод, включающий позитивный подход, содержательный анализ и пятиступенчатую модель помощи (стадии наблюдения, анализа, ситуативного одобрения, вербализации, расширения целей). Позитивный подход к пациенту и заболеванию, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультуральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использования в терапии историй. Соответственно концепции позитивной психотерапии, реакция на сложную ситуацию у любого человека проявляется через четыре «cферы разрешения конфликта» (тело, деятельность, семья/контакты, фантазия) и определяется глубиной актуального конфликта – результата воздействия на физические, умственные, социальные и духовные стороны личности макротравм (событий в жизни, например: смерть близкого человека, смена работы, жилья и т.д.) или постоянных микропсихотравмирующих факторов (например: непунктуальность партнера, несправедливость коллег и т.д.) [6].
Нами была предложена комплексная программа психосоциальной реабилитации больных сахарным диабетом в рамках концепции позитивной психотерапии (работа с пациентом на стационарном и амбулаторном этапах и работа с семьёй/социальным окружением пациента), учитывающая роль психологических, социальных и культурных факторов в жизни пациентов и особенности их психоэмоционального состояния [3, 4].
Обследованы 11 женщин и 10 мужчин с клинически и лабораторно подтвержденным диагнозом сахарного диабета, из них инсулинзависимый сахарный диабет (ИЗСД), I тип – у 11 больных; инсулиннезависимый сахарный диабет (ИНСД), II тип – у 10 больных. Роль психотравмирующих факторов и ситуаций в жизни пациентов была значительной; нами выявлено, что у 45,5 % больных ИЗСД и у 30 % больных ИНСД непосредственно предшествовали возникновению диабета психотравмирующие ситуации: смерть мужа, близкого родственника, испуг, психический стресс, связанный с непосредственной угрозой либо для себя, либо для окружающих. У всех пациентов клинически определялись расстройства невротического уровня разной степени выраженности, проявляющиеся астено-невротической или астено-депрессивной симптоматикой. Типичными невротическими жалобами были снижение общего фона настроения, повышенная раздражительность, слабость, нарушения сна.
Показатели самооценки социальных конструктов (аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, честность, усердие, обязательность, бережливость, послушание, справедливость, верность) у больных сахарным диабетом находятся ниже границы 50 %. Эмоциональные конструкты пациенты оценивали так же низко, либо показатель самооценки был близок к среднему уровню значимости (50-70 %). Как менее значимые конструкты отмечены любовь, время, доверие, нежность, вера/религия, терпение; средний уровень значимости выявлен для таких способностей, как контакты, надежда. Таким образом, низкая значимость социальных и эмоциональных конструктов для больных сахарным диабетом свидетельствует о серьезной дезадаптации пациентов во всех сферах жизни, хотя сохранена еще надежда на изменение ситуации в будущем и они пытаются улучшить свое положение через общение с людьми.
Исследование реакции на конфликт выявило, что в группе больных сахарным диабетом наиболее приемлемым способом ухода от конфликта и его переработкой является «бегство в работу», «бегство в общение». Анализ базовой модели показал, что в семьях пациентов с сахарным диабетом отводилось большое место обсуждению духовно-религиозных тем: смысла жизни, жизни после смерти. Для их семей особое внимание уделялось ценностям и принципам, передаваемым из поколения в поколение. Чаще в семье звучала концепция: «В моей жизни всегда есть смысл». Менее значимым в семьях было установление контактов с окружающими, и их концепциями были: «Мы сами по себе живем, и пусть другие так живут», «Гости приносят неудобства». Минимально развитыми оказались сферы «Я» и «Ты». У пациентов сложилось мнение по отношению к самому себе: «Мне всегда нужен кто-то, чтобы мне помогал в жизни», «Я – неудачник». Основные эмоциональные отношения в семье – это изначальное недоверие ребенку, сомнения в нем, поэтому сформировалась заниженная самооценка, негативное отношение к себе, к своему телу. Отношения родителей друг к другу со стороны ребенка не выглядели идеально возможными, и чаще пациенты высказывались: «Я не хочу создавать такую семью, какой была моя».
Полученные данные позволили определить ведущие направления работы психотерапевта с больными сахарным диабетом (таблица). Реабилитационная программа построена в рамках модели позитивной психотерапии, с учетом четырех сфер деятельности человека.
Основная работа связана со сферами «Тело/Ощущения» и «Фантазия/Будущее». Задачи психотерапии: помощь в принятии своего тела, себя с болезнью, «как друга»; в формировании нового образа жизни и режима; коррекция невротических проявлений и обучение приемам релаксации; раскрытие личных перспектив, новых жизненных установок; расширение целей, развитие мотивационно-смысловой сферы. Степень изменений в профессиональной деятельности определяет объем работы в сфере «Достижения».
Позитивная психотерапевтическая стратегия в реабилитации больных сахарным диабетом
Сферы деятельности | Работа с пациентами | Работа с семьей пациента | |
стационарная | амбулаторная | ||
Тело/ Ощущения | Принятие своего тела «как друга», формирование нового образа жизни (питание, физическая нагрузка, сон), обучение приемам психофизической саморегуляции, коррекция вредных привычек | Психологическая поддержка при изменении соматического состояния, коррекция возникших невротических проявлений | Коррекция психо-соматических проявлений у членов семьи (реакции на болезнь пациента, тревожных ожиданий проявления диабета у родных) |
Работа/ Достижения | Профессиональная реабилитация; помощь в пересмотре профессиональных перспектив | Рациональное разрешение возникших проблем, связанных с заболеванием в профессиональной сфере | Психологическая помощь семье при профессиональных переменах пациента (смене работы, выходу на инвалидность) |
Семья/ Контакты | Анализ и коррекция межличностных взаимоотношений, работа над коммуникативными проблемами, выработка новых установок | Психологическая помощь при семейных изменениях, построение новых вариантов общения | Формирование адекватной семейной реакции на болезнь («принятие-поддержка»), дезактуализация «ущербности» пациента |
Фантазия/ Будущее | Раскрытие возможностей построения своих личных перспектив, развития новых жизненных установок; расширение целей, развитие мотивационно-смысловой сферы (способностей «вера», «надежда», «кон-такты»). | Развитие актуальных способностей «вера», «надежда», помощь в планировании семейных перспектив |
Семья также принимает участие в реабилитации пациента. Главные задачи: формирование реакции «принятия», дезактуализация «ущербности» пациента, коррекция межличностных взаимоотношений, изменившихся в связи с болезнью.
Таким образом, в группе больных сахарным диабетом выявлена выраженная социальная и эмоциональная дезадаптация, значимость социальных и эмоциональных актуальных способностей была низкой, хотя для пациентов остаются важными надежды на будущее и общение с окружающими. Наиболее приемлемыми способами ухода от конфликтов и их переработкой больными признано: «бегство в работу», «бегство в общение». К особенностям актуального конфликта больных сахарным диабетом, определяющим основные направления психосоциальной реабилитации, можно отнести неразвитость сферы «Тело/Ощущение» (т.е. негативное отношение к себе, своему телу) и сферы «Фантазия/Будущее» (отсутствие перспектив).
Библиографическая ссылка
Панков М.Н., Кожевникова И.С. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 1-1. – С. 63-65;
URL: https://applied-re.ru/ru/article/view?id=11095 (дата обращения: 09.05.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник