Психологическая помощь детям с диабетом

Родители в панике, ребенок напуган и это все на фоне недостаточно тщательного подхода к психологическим аспектам со стороны врачей. Если ваш эндокринолог оказывает моральную поддержку и помогает справиться с ситуацией, а еще лучше в вашей клинике есть профессиональный психолог, то вы счастливчик.
Но, чаще всего, вся ответственность ложится на родителей, которые сами находятся в шоке и не всегда способны найти правильные слова, чтобы помочь своему ребенку справиться с тем грузом, который лег на его плечи.
Страх
Конечно, первой реакцией является страх. Ребенок может не понимать что такое диабет, но знать, что он заболел и это сильно грозит его здоровью. Тут важно очень подробно объяснить что это такое и какие изменения произойдут в его жизни. Рассказать о том, что выполнение определенных правил поможет избежать осложнений и дать четко понять чего делать нельзя. Но ни в коем случае не использовать страх как мотивирующую тактику.
Стыд и чувство вины
Кроме страха вашего ребенка может преследовать чувство вины. Главное, чтобы он понимал что он не виноват в появлении диабета. Ведь дети часто берут на себя вину за происходящее, не понимая реальных причин (это касается всех сфер жизни начиная от личных вопросов заканчивая взаимоотношениями родителей).
Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда ребенок обвиняет всех вокруг и родителей в первую очередь. И тут поможет только упорный труд в налаживании отношений и обучение основам диабета. Вы можете прибегнуть к помощи других людей, которым доверяют ваши дети. Например, попросить бабушку/дедушку/врача/школьного преподавателя поговорить с вашим чадом и постараться что-то объяснить. После чего самостоятельно продолжить начатое дело и восстановить отношения с ребенком.
Также постоянный страх действовать добавляет чувство стыда перед сверстниками и провоцирует ребенка на скрытность. Ведь ребенок может оставаться активным, как и другие дети, но с некоторыми мерами предосторожностями. И тут родителям важно объяснить своему чаду, что он не отличается от других, просто его организм теперь устроен так, что нужно контролировать свое состояние. Постарайтесь строить с детьми максимально доверительные отношения. Это важно, поскольку в общении со сверстниками им очень сложно.
Не берите в привычку ругать ребенка, если он что-то забыл сделать: не измерил сахар или съел что-то лишнее. Все нужно объяснять и делать это максимально детализировано, чтобы можно было понять в чем была ошибка и при этом не чувствовать себя повинным во всех смертных грехах еще глубже закрываясь в себе в ответ.
Состояние “Я не такой как все”
Ну и, разумеется, чтобы вашему ребенку было легче адаптироваться к новой жизни, да и вам это пойдет на пользу, постарайтесь обеспечить общение с такими же 1-типниками как он. Посещайте диабет-слеты, отправляйте ребенка в летние лагеря для отдыха и санатории с таким уклоном, а также участвуйте в различных конкурсных программах для детей с диабетом. Это поможет почерпнуть интересный опыт, найти новых друзей и, главное, понять вашему ребенку, что он не одинок.
Конечно, это всего лишь общие рекомендации. Каждый ребенок уникален. Главное, понять и родителям и детям, что диабет изменяет только подход к образу жизни и не ограничивает возможности. Никто не виноват в том, что развился диабет. А также помните, что в диабете нет ничего постыдного. Непонимание со стороны окружающих, увы, будет встречаться не только в детстве и тут очень важно, чтобы у вашего ребенка была надежная опора – отношения с вами и друзья с таким же диагнозом, с которыми они смогут делиться своими переживаниями и опытом.
Источник
Ìíîãî íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé â îáëàñòè ìåäèöèíû è ïñèõîëîãèè ïîñâÿùåíû ïðîáëåìàì âëèÿíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé ëþäåé íà èõ ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå. Äàííàÿ ñòàòüÿ ïîñâÿùåíà îáîðîòíîé ñòîðîíå ýòîãî âîïðîñà – âëèÿíèþ çàáîëåâàíèÿ – ñàõàðíîãî äèàáåòà (äàëåå ÑÄ) – íà ïñèõèêó ÷åëîâåêà, à òàêæå òîìó, ÷òî ñ ýòèì âëèÿíèåì äåëàòü.
ÑÄ – ýòî çàáîëåâàíèå, êîòîðîå åñëè âîçíèêàåò, òî ñîïðîâîæäàåò ÷åëîâåêà ïîòîì âñþ æèçíü. ×åëîâåê, çàáîëåâøèé ñàõàðíûì äèàáåòîì, âûíóæäåí ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ñîñòîÿíèåì ñâîåãî çäîðîâüÿ, ïðîÿâëÿòü íåçàóðÿäíóþ ïñèõîëîãè÷åñêóþ âûäåðæêó è ñàìîäèñöèïëèíó, ÷òî ÷àñòî ïðèâîäèò ê ðàçëè÷íûì ïñèõîëîãè÷åñêèì òðóäíîñòÿì.
Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ, êîíå÷íî, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîé äëÿ äèàáåòèêîâ è ñóùåñòâåííî ïîìîãàåò ïîâûñèòü êà÷åñòâî æèçíè ëþäåé, ñòîëêíóâøèõñÿ ñ äàííîé ïðîáëåìîé, íî íå ðåøàåò ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì òàêèõ ëþäåé.
 äîñòàòî÷íî èçâåñòíîì â äèàáåòè÷åñêèõ êðóãàõ ëîçóíãå «Äèàáåò – ýòî îáðàç æèçíè!» ñêðûòûé ãëóáîêèé ñìûñë, îòðàæàþùèé ñîöèàëüíûå, ìåäèöèíñêèå è ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû ïðîáëåìû æèçíè è çäîðîâüÿ ëþäåé, èìåþùèõ äèàáåò. Ôîðìèðîâàíèå è ñîáëþäåíèå òîãî ñàìîãî íåîáõîäèìîãî ïðè äèàáåòå îáðàçà æèçíè ÿâëÿåòñÿ íåâîçìîæíûì êàê áåç áàãàæà çíàíèé è íàâûêîâ î ÑÄ, î ïðè÷èíàõ åãî âîçíèêíîâåíèÿ, ïðîòåêàíèÿ, ëå÷åíèÿ, òàê è áåç ïîíèìàíèÿ òîãî, ÷òî ÑÄ, êàê õðîíè÷åñêàÿ áîëåçíü, òðåáóåò, ÷òîáû ÷åëîâåê îòíîñèëñÿ ê íåé ñ óâàæåíèåì, îñîçíàë ñâîè îãðàíè÷åíèÿ, ïðèíÿë è ïîëþáèë ñåáÿ íîâîãî, ñ ýòèìè îãðàíè÷åíèÿìè.
Ïåðâîíà÷àëüíàÿ ïîñòàíîâêà äèàãíîçà ÿâëÿåòñÿ øîêîì êàê äëÿ ñàìèõ äèàáåòèêîâ, îñîáåííî äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ, òàê è äëÿ èõ ñåìåé. «Áëàãîäàðÿ» çàáîëåâàíèþ, íåîáõîäèìîñòè â ÷àñòûõ ïîñåùåíèÿõ ïðîöåäóð, â âûïîëíåíèè óêàçàíèé âðà÷à, ïðèåìå ìåäèêàìåíòîâ, îáùåíèè ñ âðà÷îì è ò.ï. ÷åëîâåê íåîæèäàííî îêàçûâàåòñÿ â ñëîæíûõ æèçíåííî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ. Ýòè îáñòîÿòåëüñòâà êîíå÷íî æå âëåêóò çà ñîáîé íåîáõîäèìîñòü ïåðåñòðàèâàòü îòíîøåíèÿ â ñåìüå, øêîëå, â ðàáî÷åì êîëëåêòèâå è òîìó ïîäîáíîå.
Ëþäÿì ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì õàðàêòåðíî:
ïîâûøåííàÿ òðåáîâàòåëüíîñòü ê ñåáå è îêðóæàþùèì;
îçàáî÷åííîñòü ñîñòîÿíèåì ñâîåãî çäîðîâüÿ;
íåäîâåð÷èâîñòü;
ñíèæåííîå íàñòðîåíèå;
íåóñòîé÷èâàÿ ñàìîîöåíêà;
íèçêàÿ ìîòèâàöèÿ ê äîñòèæåíèþ öåëåé è ïðåîáëàäàíèå ìîòèâàöèè èçáåãàíèÿ íåóñïåõà è òîìó ïîäîáíîå.
Èì ñâîéñòâåííî:
÷óâñòâî íåçàùèùåííîñòè è ýìîöèîíàëüíîé çàáðîøåííîñòè;
ïîñòîÿííàÿ íåóâåðåííîñòü â ñåáå;
ïîòðåáíîñòü â çàáîòå â ìåæëè÷íîñòíîì îáùåíèè, áåçîïàñíîñòè, çàùèùåííîñòè, òåðïåíèè.
Ó ïîäðîñòêîâ ñ ÑÄ ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ïîäðîñòêàìè íàèìåíåå âûðàæåíî ñòðåìëåíèå ê ëèäåðñòâó, äîìèíèðîâàíèþ, óâåðåííîñòè â ñåáå è íåçàâèñèìîñòè, ó íèõ íàáëþäàåòñÿ ÷ðåçìåðíûå òðåáîâàíèÿ ê ñåáå. Îíè áîëåå èíôàíòèëüíû, ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè, â ñâîèõ ïîòðåáíîñòÿõ è æåëàíèÿõ, îäíîâðåìåííî èñïûòûâàþò è ïîñòîÿííóþ ïîòðåáíîñòü â ëþáâè è çàáîòå, êîòîðóþ íå ìîãóò óäîâëåòâîðèòü, è âðàæäåáíîñòü èç-çà íåâîçìîæíîñòè èõ ïðèíÿòü.
Ñ ÷åì æå ñòàëêèâàþòñÿ ëþäè, êîòîðûì ïîñòàâëåí äèàãíîç ÑÄ, ñ êàêèìè ïåðåæèâàíèÿìè?
Ñïóòíèêàìè òàêîãî äèàãíîçà ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ óÿçâëåííîå ñàìîëþáèå, ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ÷óâñòâî íåïîëíîöåííîñòè, äåïðåññèÿ, òðåâîãà, îáèäà, âèíà, ñòðàõ, ñòûä, ãíåâ, çàâèñòü è òîìó ïîäîáíîå, ìîæåò ïîâûñèòüñÿ ïîòðåáíîñòü â çàáîòå ñî ñòîðîíû äðóãèõ, óñèëèòüñÿ èëè ïîÿâèòüñÿ âðàæäåáíîñòü; ëþäè ÷óâñòâóþò áåçûñõîäíîñòü, ìîãóò ðåàãèðîâàòü íà ïîòåðþ àâòîíîìèè îò÷àÿíèåì è ðàâíîäóøèåì. ×åëîâåê îñîçíàåò, ÷òî îòíûíå íå âñå ïîä åãî êîíòðîëåì è èñïûòûâàåò ñòðàõ, ÷òî åãî ìå÷òû ìîãóò íå èñïîëíèòüñÿ.
Îñîçíàíèå çàáîëåâàíèÿ òàêæå ÷àñòî ïðèâîäèò ê ðàçî÷àðîâàíèÿì, ïîòåðå çíà÷èìîñòè ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè â ñâîèõ ãëàçàõ, ñòðàõó îäèíî÷åñòâà, ðàñòåðÿííîñòè. Ïîýòîìó ÷åëîâåê íà÷èíàåò â ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ ðåàãèðîâàòü ñ ÷ðåçìåðíîé ýìîöèîíàëüíîé îòäà÷åé, âîçáóæäåííî, ðàçäðàæåííî, óÿçâèìî, ìîæåò äàæå ñîçíàòåëüíî íà÷àòü èçáåãàòü ñîöèàëüíûõ êîíòàêòîâ.
×òî æå äåëàòü äèàáåòèêàì?
 ïåðâóþ î÷åðåäü âàæíî «ðàçîáðàòüñÿ» ñî ñâîèìè æåëàíèÿìè, ÷óâñòâàìè è ïîòðåáíîñòÿìè. Ñòàðàéòåñü îòíîñèòüñÿ ê ñåáå è ñâîèì ÷óâñòâàì ñ èíòåðåñîì, óâàæåíèåì. Íåò õîðîøèõ è ïëîõèõ ÷óâñòâ. È çëîñòü, è îáèäà, è ãíåâ, è çàâèñòü – ýòî ïðîñòî ÷óâñòâà-ìàðêåðû êàêèõ-òî Âàøèõ ïîòðåáíîñòåé. Íå íàäî ñåáÿ çà íèõ íàêàçûâàòü. Âàæíî ïîíÿòü, î ÷åì ãîâîðèò Âàì Âàøå òåëî, Âàøè ÷óâñòâà è ïåðåæèâàíèÿ.
Î÷åíü ïîëåçíî è èíòåðåñíî äëÿ äèàáåòèêîâ áóäåò àðò-òåðàïèÿ îñîáåííî äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ, êîòîðàÿ ïîìîãàåò ïîíÿòü ñâîè ïåðåæèâàíèÿ, ðàñêðûòü òå ÷óâñòâà, êîòîðûå ÷åëîâåê íå îñîçíàåò, íî êîòîðûå âëèÿþò íà åãî æèçíü, íà åãî îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè, íà åãî æèçíü â öåëîì, ñïîñîáñòâóåò èçìåíåíèþ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê áîëåçíè è ëå÷åíèþ.
Ðîäñòâåííèêàì è áëèçêèì ÷åëîâåêà ñ ÑÄ ìîæíî ñêàçàòü ñëåäóþùåå: íå îòíîñèòåñü ê «ñâîåìó äèàáåòèêó» êàê ê íåìîùíîìó ÷åëîâåêó, ïîîùðÿéòå åãî ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è îòâåòñòâåííîå îòíîøåíèå ê ñåáå, íå íàâÿçûâàéòå ñâîþ ïîìîùü, à ïðîñòî ñîîáùèòå, ÷òî â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè, îí âñåãäà ñìîæåò îáðàòèòüñÿ ê Âàì. Öåííûì äëÿ äèàáåòèêà áóäåò Âàøà óðàâíîâåøåííàÿ çàèíòåðåñîâàííîñòü (íî íå òÿãîñòíàÿ îçàáî÷åííîñòü) åãî çàáîëåâàíèåì, òåðïåíèå, ïîíèìàíèå åãî òðóäíîñòåé è Âàøà ÷åñòíîñòü ñ íèì.
Íå äåëàéòå èç äèàáåòà òðàãåäèè, âåäü ïðè ãàðìîíè÷íîì îòíîøåíèè ê ñåáå ÷åëîâåê ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì ìîæåò æèòü ïîëíîöåííîé æèçíüþ!
Îäíèì èç ïåðâûõ øàãîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ëþäåé ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì è èõ áëèçêèõ ìîæåò ñòàòü ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãðóïïà, îäíîé èç çàäà÷ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ïîìî÷ü ÷åëîâåêó íàéòè â ñåáå ðåñóðñû, ïîääåðæèâàòü ñâîþ ñîáñòâåííóþ ïîçèòèâíóþ ñàìîîöåíêó, ñîõðàíÿòü ýìîöèîíàëüíîå ðàâíîâåñèå, ïîääåðæèâàòü ñïîêîéíûå, íîðìàëüíûå îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè. Äëÿ äèàáåòèêîâ î÷åíü âàæíî ïîääåðæèâàþùåå, áåçîöåíî÷íîå îáùåíèå.
Íà ãðóïïå åñòü âîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü ïîääåðæêó, ðàçäåëèòü ÷óâñòâà è ïåðåæèâàíèÿ, ïîäåëèòüñÿ ñâîåé èñòîðèåé, çàäàâàòü âîïðîñû è ðàáîòàòü ñ ïñèõîëîãîì, à ãëàâíîå – áûòü óâèäåííûì è óñëûøàííûì.
Источник
Диагноз «диабет» для человека – это всегда объёмный список пожизненных ограничений, обязанностей, а также страх «неминуемых» осложнений, что пугает часто больше, чем само заболевание. Мы поговорили с экспертами и узнали, как перестать считать диабет «смертным приговором», есть ли у диабетика психологический портрет и зачем ему помощь психолога.
Болезнь или «несладкий» образ жизни?
Специалисты прогнозируют, что уже в 2045 году в мире будет 629 млн больных сахарным диабетом. Сейчас их количество составляет 425 млн, из них 8,5 млн – жители России. Однако эта цифра может быть в два раза больше: половина людей не подозревают о своей болезни.
По словам главного эндокринолога Новосибирской области кандидата медицинских наук Олеси Шабельниковой, в Новосибирской области число больных сахарным диабетом приближается к 90 тыс. человек, из них 4 100 подростков и молодых людей с диабетом первого типа.
В регионе 700 беременных женщин с впервые выявленным сахарным диабетом, так называемым гестационным диабетом, который, как правило, проходит после родов. Ещё порядка тысячи человек, заболевших диабетом после операции на поджелудочной железе или на фоне других серьёзных заболеваний.
Врачи-эндокринологи считают, что психологические факторы не влияют на развитие диабета, однако не отрицают, что у диабетиков есть психологические проблемы.
Например, при впервые выявленном диабете пациент может «не поверить» в диагноз и отказаться от лечения. Это грозит ранними осложнениями, вплоть до диабетической комы.
«С психологических позиций мы говорим нашим пациентам, что диабет — это образ жизни, но, конечно, это заболевание и, к сожалению, заболевание прогрессирующее, при котором развиваются осложнения. От того, насколько человек управляет диабетом, меняет свой образ жизни, настолько и удаётся отсрочить по времени развитие этих осложнений. На территории Новосибирска есть люди, которые живут с диабетом 50 лет и больше, то есть это говорит о том, что, заболев в 20 лет, человек с диабетом может дожить до 75 лет и больше. Диабет — это не приговор», — уверена Олеся Юрьевна.
Болезнь «психологических проблем»
Психологи, в свою очередь, видят психологическую природу причин диабета. По словам члена Профессиональной Психотерапевтической Лиги психолога Светланы Кравченко, существует так называемая «Чикагская семёрка», куда входят такие заболевания как гипертония, язвенная болезнь, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертиреоз и ревматоидный артрит.
Онкологические заболевания и диабет отнесены к «условно психосоматическим», то есть чаще всего «спусковой крючок» болезни – это психологические проблемы.
Светлана Кравченко рассказывает, что психологи выделяют три основные психосоматические причины появления диабета: депрессии после тяжкого потрясения, длительные стрессы, переходящие в депрессии и частые негативные эмоции, которые вызывают повышенную тревожность или даже панические атаки.
Из-за того, что человек часто испытывает негативные эмоции, глюкоза быстро сжигается в организме, и инсулин не успевает её переработать. Именно поэтому во время стресса большинство людей тянет съесть сладкое. Со временем человек по привычке «заедает» стресс, уровень глюкозы в крови постоянно скачет, появляется лишний вес.
«Обычно психологи связывают сахарный диабет с недостатком материнской ласки. Диабетики являются зависимыми от других, испытывают необходимость в заботе. Часто среди диабетиков встречаются нарциссы. Нарцисс любит только себя и требует от окружения постоянного признания, заботы, любви и восхваления. Такие люди берут от мира и окружения любовь, но берут её настолько много, что поджелудочная железа изнашивается, и уже не может вырабатывать такое количество инсулина, чтобы обрабатывать такое количество глюкозы», – рассказывает Светлана Кравченко.
Ещё одной причиной возникновения сахарного диабета психолог называет другую крайность – человек считает, что его любят за деньги или высокие результаты. Он уверен, что не достоин ответных чувств партнёра или родителей и постоянно пытается доказать обратное.
«Если сравнивать два типа диабетиков с позиции воспитания, то в первом случае детей слишком сильно «залюбливают», перенасыщая кровь сахаром, а во втором случае любовь как раз не поступает, но по причине отказа её принимать самим ребёнком (или взрослым). В первом случае перед нами будет самовлюблённый человек с претензиями на совершенство, а во втором будет закрытый «сухарь», который не считает, что есть в мире честная ответная любовь», – комментирует Кравченко.
Как «подружиться» с диабетом
«Как пишет Лиз Бурбо, диабетики отличаются интенсивной умственной деятельностью, они всегда ищут путь, как реализовать определённое желание. Однако такой человек не удовлетворён любовью окружающих, он часто чувствует себя одиноким. Болезнь говорит о том, что человеку необходимо расслабиться, перестать считать себя отверженным, постараться найти свое место в семье и обществе», – рассказывает Светлана Кравченко.
Психологи считают, что диабетиков объединяют общие психологические черты, такие как чувство заброшенности, тревожность, эмоциональное недовольство, ранимость, беззащитность, болезненное восприятие отказов и зависимость от близких людей. Пациенты с диабетом любят всё контролировать и не могут адекватно воспринимать любовь и внимание, а дефицит этой самой любви они восполняют едой.
Чтобы принять свой диагноз, Светлана Кравченко советует написать на листке 10 причин, почему болезнь вам мешает, и 10 изменений, которые произойдут, если диабета не будет. Это нужно, чтобы посмотреть на ситуацию честно: действительно ли болезнь мешает жить. Например, вы не стали юристом из-за диабета, или потому что вы боитесь или не хотите им становиться? Психолог отмечает, что на практике, болезнь не настолько мешает человеку жить.
Специалисты выделяют пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Идеальный вариант – когда все они проходят быстро. Однако бывают случаи, когда одна стадия, например, отрицание, длится несколько лет, и пациент отказывается признавать болезнь и принимать лекарства. Обязательная стадия перед принятием – депрессия. Нужно «отгоревать» и отпустить, чтобы начать закладывать в себя правильную информацию.
Кравченко считает, что бороться за хорошие результаты нужно, но не стоит ругать себя за «высокий сахар». Человек может сидеть на строгой диете и часто измерять уровень глюкозы в крови, но диабет – это ещё и неуправляемый гормональный фон, который может измениться даже из-за перемены погоды.
«Чаще всего, люди попадают в такую ситуацию из-за завышенных требований к себе, и, имея диабет, начинают предъявлять к себе требования ещё выше. Но зачем это делать, если мы стараемся от этого уйти?», – комментирует Светлана Кравченко.
Если рассматривать диабет как психосоматическое заболевание, необходимо обратиться за помощью к психологу как можно раньше. Светлана Кравченко уверена, если человек придёт на стадии «я часто нервничаю и не могу ладить с эмоциями», а не на стадии «у меня диабет, почему так получилось», то болезнь можно не допустить. Психолог учит правильно реагировать на окружающий мир на эмоциональном уровне, чтобы душевное состояние не отразилось на физическом уровне в дальнейшем.
Если врачи уже поставили диагноз, психолог поможет разобраться в причинах болезни, найти мотивацию и улучшить качество жизни. Но работа над внутренними проблемами не исключает терапию, прописанную эндокринологом или терапевтом.
Часто люди воспринимают диабет как «смертный приговор»: расписывают себе точные даты осложнений и смерти и программирует себя жить по выдуманному сценарию. Важно воспринимать болезнь как свою особенность, найти новые цели и интересы, потому что от душевного состояния меняется и физическое.
Учат в школе
Для обучения навыками «управления диабетом» Минздравом разработана специальная программа. Пациентам рассказывают, что такое диабет и уровень глюкозы в крови, объясняют, как правильно питаться, считать углеводы и хлебные единицы, как корректировать дозу инсулина в зависимости от самочувствия. Людям с диабетом важно знать, как вести себя при простудных заболеваниях и правильно распределять физическую нагрузку.
Часть занятий посвящены осложнениям сахарного диабета. Проводятся индивидуальные встречи специалистов с пациентами, находящимися на помповой инсулинотерапии и для беременных. Такие занятия проводятся по будням в эндокринологическом отделении областной больницы.
По словам Олеси Шабельниковой, врачи стараются привлекать к обучению и родственников диабетиков или объясняют пациентам, чему нужно обучить своих близких, чтобы во время гипогликемии, когда концентрация глюкозы в крови снижается до критического состояния, родственники понимали, что нужно принести сладкий чай, а не открывать окно или вызывать скорую.
Для пациентов с диабетом важен не только самоконтроль, но и поддержка близких. Психологи советуют родственникам не относиться к человеку как к больному.
«Например, если в семье один из детей имеет сахарный диабет или другое заболевание, то их нельзя разделять со здоровыми. В это состояние хорошо впасть и в нём законсервироваться. Даже ребенок понимает, сколько выгод оно даёт. Хочешь – не хочешь, но ты начнешь лишний раз болеть, чтобы иметь привилегии», – отмечает психолог.
Нельзя уходить и в другую крайность – делать вид, будто у вашего родственника нет болезни. Семья должна восприниматься диабет как индивидуальную особенность человека: если всем хочется торт, то должны приниматься во внимание и чувства больного диабетом.
Чтобы пациент мог поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови, ему необходим не только эндокринолог, но и психолог, который будет заниматься вопросами психологической коррекции отношения пациента к заболеванию.
«Борьба с диабетом включает в себя медицинские установки, социальную и психологическую адаптацию людей, чтобы они могли вернуться к своей обычной жизни, чтобы они могли, если это молодые женщины, рожать детей и так далее, то есть чтобы они были социально и психологически адаптированы», – отмечает Олеся Шабельникова.
Источник