Психологическая работа с детьми с сахарным диабетом

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Результаты медицинских и психологических исследований специалистов Московского института медико-социальной реабилитологии, Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины свидетельствуют о влиянии заболевания на психологические особенности ребенка. Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают, или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителе

й уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии, редко едят его «просто так». Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Если близкие взрослые ходят АНИза ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьются. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище «маменькин сынок». Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать». Ни один родитель, безусловно, не хочет появления такой ситуации. А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Читайте также:  Лечебная гимнастика для больных при сахарном диабете

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение реко

мендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин – молодец – съешь конфетку. Повысился сахар в крови – иди в угол». Это недопустимо!

Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. ЛозунгомАНИ взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам».

Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Можно предложить несколько советов ил

и правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Источник

Родители в панике, ребенок напуган и это все на фоне недостаточно тщательного подхода к психологическим аспектам со стороны врачей. Если ваш эндокринолог оказывает моральную поддержку и помогает справиться с ситуацией, а еще лучше в вашей клинике есть профессиональный психолог, то вы счастливчик. 

Но, чаще всего, вся ответственность ложится на родителей, которые сами находятся в шоке и не всегда способны найти правильные слова, чтобы помочь своему ребенку справиться с тем грузом, который лег на его плечи. 

Страх 

Конечно, первой реакцией является страх. Ребенок может не понимать что такое диабет, но знать, что он заболел и это сильно грозит его здоровью. Тут важно очень подробно объяснить что это такое и какие изменения произойдут в его жизни. Рассказать о том, что выполнение определенных правил поможет избежать осложнений и дать четко понять чего делать нельзя. Но ни в коем случае не использовать страх как мотивирующую тактику.

 Стыд и чувство вины

 Кроме страха вашего ребенка может преследовать чувство вины. Главное, чтобы он понимал что он не виноват в появлении диабета. Ведь дети часто берут на себя вину за происходящее, не понимая реальных причин (это касается всех сфер жизни начиная от личных вопросов заканчивая взаимоотношениями родителей). 

Читайте также:  Пектин при сахарном диабете 2 типа

Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда ребенок обвиняет всех вокруг и родителей в первую очередь. И тут поможет только упорный труд в налаживании отношений и обучение основам диабета. Вы можете прибегнуть к помощи других людей, которым доверяют ваши дети. Например, попросить бабушку/дедушку/врача/школьного преподавателя поговорить с вашим чадом и постараться что-то объяснить. После чего самостоятельно продолжить начатое дело и восстановить отношения с ребенком. 

Также постоянный страх действовать добавляет чувство стыда перед сверстниками и провоцирует ребенка на скрытность. Ведь ребенок может оставаться активным, как и другие дети, но с некоторыми мерами предосторожностями. И тут родителям важно объяснить своему чаду, что он не отличается от других, просто его организм теперь устроен так, что нужно контролировать свое состояние. Постарайтесь строить с детьми максимально доверительные отношения. Это важно, поскольку в общении со сверстниками им очень сложно. 

Не берите в привычку ругать ребенка, если он что-то забыл сделать: не измерил сахар или съел что-то лишнее. Все нужно объяснять и делать это максимально детализировано, чтобы можно было понять в чем была ошибка и при этом не чувствовать себя повинным во всех смертных грехах еще глубже закрываясь в себе в ответ. 

 Состояние “Я не такой как все” 

Ну и, разумеется, чтобы вашему ребенку было легче адаптироваться к новой жизни, да и вам это пойдет на пользу, постарайтесь обеспечить общение с такими же 1-типниками как он. Посещайте диабет-слеты, отправляйте ребенка в летние лагеря для отдыха и санатории с таким уклоном, а также участвуйте в различных конкурсных программах для детей с диабетом. Это поможет почерпнуть интересный опыт, найти новых друзей и, главное, понять вашему ребенку, что он не одинок. 

Конечно, это всего лишь общие рекомендации. Каждый ребенок уникален. Главное, понять и родителям и детям, что диабет изменяет только подход к образу жизни и не ограничивает возможности. Никто не виноват в том, что развился диабет. А также помните, что в диабете нет ничего постыдного. Непонимание со стороны окружающих, увы, будет встречаться не только в детстве и тут очень важно, чтобы у вашего ребенка была надежная опора – отношения с вами и друзья с таким же диагнозом, с которыми они смогут делиться своими переживаниями и опытом.

Источник

Диагноз «диабет» для человека – это всегда объёмный список пожизненных ограничений, обязанностей, а также страх «неминуемых» осложнений, что пугает часто больше, чем само заболевание. Мы поговорили с экспертами и узнали, как перестать считать диабет «смертным приговором», есть ли у диабетика психологический портрет и зачем ему помощь психолога.

Болезнь или «несладкий» образ жизни?

Специалисты прогнозируют, что уже в 2045 году в мире будет 629 млн больных сахарным диабетом. Сейчас их количество составляет 425 млн, из них 8,5 млн – жители России. Однако эта цифра может быть в два раза больше: половина людей не подозревают о своей болезни.

По словам главного эндокринолога Новосибирской области кандидата медицинских наук Олеси Шабельниковой, в Новосибирской области число больных сахарным диабетом приближается к 90 тыс. человек, из них 4 100 подростков и молодых людей с диабетом первого типа.

В регионе 700 беременных женщин с впервые выявленным сахарным диабетом, так называемым гестационным диабетом, который, как правило, проходит после родов. Ещё порядка тысячи человек, заболевших диабетом после операции на поджелудочной железе или на фоне других серьёзных заболеваний.

Врачи-эндокринологи считают, что психологические факторы не влияют на развитие диабета, однако не отрицают, что у диабетиков есть психологические проблемы.

Например, при впервые выявленном диабете пациент может «не поверить» в диагноз и отказаться от лечения. Это грозит ранними осложнениями, вплоть до диабетической комы.

«С психологических позиций мы говорим нашим пациентам, что диабет — это образ жизни, но, конечно, это заболевание и, к сожалению, заболевание прогрессирующее, при котором развиваются осложнения. От того, насколько человек управляет диабетом, меняет свой образ жизни, настолько и удаётся отсрочить по времени развитие этих осложнений. На территории Новосибирска есть люди, которые живут с диабетом 50 лет и больше, то есть это говорит о том, что, заболев в 20 лет, человек с диабетом может дожить до 75 лет и больше. Диабет — это не приговор», — уверена Олеся Юрьевна.

Болезнь «психологических проблем»

Психологи, в свою очередь, видят психологическую природу причин диабета. По словам члена Профессиональной Психотерапевтической Лиги психолога Светланы Кравченко, существует так называемая «Чикагская семёрка», куда входят такие заболевания как гипертония, язвенная болезнь, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертиреоз и ревматоидный артрит.

Онкологические заболевания и диабет отнесены к «условно психосоматическим», то есть чаще всего «спусковой крючок» болезни – это психологические проблемы.

Светлана Кравченко рассказывает, что психологи выделяют три основные психосоматические причины появления диабета: депрессии после тяжкого потрясения, длительные стрессы, переходящие в депрессии и частые негативные эмоции, которые вызывают повышенную тревожность или даже панические атаки.

Из-за того, что человек часто испытывает негативные эмоции, глюкоза быстро сжигается в организме, и инсулин не успевает её переработать. Именно поэтому во время стресса большинство людей тянет съесть сладкое. Со временем человек по привычке «заедает» стресс, уровень глюкозы в крови постоянно скачет, появляется лишний вес.

«Обычно психологи связывают сахарный диабет с недостатком материнской ласки. Диабетики являются зависимыми от других, испытывают необходимость в заботе. Часто среди диабетиков встречаются нарциссы.  Нарцисс любит только себя и требует от окружения постоянного признания, заботы, любви и восхваления. Такие люди берут от мира и окружения любовь, но берут её настолько много, что поджелудочная железа изнашивается, и уже не может вырабатывать такое количество инсулина, чтобы обрабатывать такое количество глюкозы», – рассказывает Светлана Кравченко.

Читайте также:  Как не дать развиться диабету

Ещё одной причиной возникновения сахарного диабета психолог называет другую крайность – человек считает, что его любят за деньги или высокие результаты. Он уверен, что не достоин ответных чувств партнёра или родителей и постоянно пытается доказать обратное.

«Если сравнивать два типа диабетиков с позиции воспитания, то в первом случае детей слишком сильно «залюбливают», перенасыщая кровь сахаром, а во втором случае любовь как раз не поступает, но по причине отказа её принимать самим ребёнком (или взрослым). В первом случае перед нами будет самовлюблённый человек с претензиями на совершенство, а во втором будет закрытый «сухарь», который не считает, что есть в мире честная ответная любовь», – комментирует Кравченко.

Как «подружиться» с диабетом

«Как пишет Лиз Бурбо, диабетики отличаются интенсивной умственной деятельностью, они всегда ищут путь, как реализовать определённое желание. Однако такой человек не удовлетворён любовью окружающих, он часто чувствует себя одиноким. Болезнь говорит о том, что человеку необходимо расслабиться, перестать считать себя отверженным, постараться найти свое место в семье и обществе», – рассказывает Светлана Кравченко.

Психологи считают, что диабетиков объединяют общие психологические черты, такие как чувство заброшенности, тревожность, эмоциональное недовольство, ранимость, беззащитность, болезненное восприятие отказов и зависимость от близких людей. Пациенты с диабетом любят всё контролировать и не могут адекватно воспринимать любовь и внимание, а дефицит этой самой любви они восполняют едой.

Чтобы принять свой диагноз, Светлана Кравченко советует написать на листке 10 причин, почему болезнь вам мешает, и 10 изменений, которые произойдут, если диабета не будет. Это нужно, чтобы посмотреть на ситуацию честно: действительно ли болезнь мешает жить. Например, вы не стали юристом из-за диабета, или потому что вы боитесь или не хотите им становиться? Психолог отмечает, что на практике, болезнь не настолько мешает человеку жить.

Специалисты выделяют пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Идеальный вариант – когда все они проходят быстро. Однако бывают случаи, когда одна стадия, например, отрицание, длится несколько лет, и пациент отказывается признавать болезнь и принимать лекарства. Обязательная стадия перед принятием – депрессия. Нужно «отгоревать» и отпустить, чтобы начать закладывать в себя правильную информацию.

Кравченко считает, что бороться за хорошие результаты нужно, но не стоит ругать себя за «высокий сахар». Человек может сидеть на строгой диете и часто измерять уровень глюкозы в крови, но диабет – это ещё и неуправляемый гормональный фон, который может измениться даже из-за перемены погоды.

«Чаще всего, люди попадают в такую ситуацию из-за завышенных требований к себе, и, имея диабет, начинают предъявлять к себе требования ещё выше. Но зачем это делать, если мы стараемся от этого уйти?», – комментирует Светлана Кравченко.

Если рассматривать диабет как психосоматическое заболевание, необходимо обратиться за помощью к психологу как можно раньше. Светлана Кравченко уверена, если человек придёт на стадии «я часто нервничаю и не могу ладить с эмоциями», а не на стадии «у меня диабет, почему так получилось», то болезнь можно не допустить. Психолог учит правильно реагировать на окружающий мир на эмоциональном уровне, чтобы душевное состояние не отразилось на физическом уровне в дальнейшем.

Если врачи уже поставили диагноз, психолог поможет разобраться в причинах болезни, найти мотивацию и улучшить качество жизни. Но работа над внутренними проблемами не исключает терапию, прописанную эндокринологом или терапевтом.

Часто люди воспринимают диабет как «смертный приговор»: расписывают себе точные даты осложнений и смерти и программирует себя жить по выдуманному сценарию. Важно воспринимать болезнь как свою особенность, найти новые цели и интересы, потому что от душевного состояния меняется и физическое.

Учат в школе

Для обучения навыками «управления диабетом» Минздравом разработана специальная программа. Пациентам рассказывают, что такое диабет и уровень глюкозы в крови, объясняют, как правильно питаться, считать углеводы и хлебные единицы, как корректировать дозу инсулина в зависимости от самочувствия. Людям с диабетом важно знать, как вести себя при простудных заболеваниях и правильно распределять физическую нагрузку.

Часть занятий посвящены осложнениям сахарного диабета. Проводятся индивидуальные встречи специалистов с пациентами, находящимися на помповой инсулинотерапии и для беременных. Такие занятия проводятся по будням в эндокринологическом отделении областной больницы.

По словам Олеси Шабельниковой, врачи стараются привлекать к обучению и родственников диабетиков или объясняют пациентам, чему нужно обучить своих близких, чтобы во время гипогликемии, когда концентрация глюкозы в крови снижается до критического состояния, родственники понимали, что нужно принести сладкий чай, а не открывать окно или вызывать скорую.

Для пациентов с диабетом важен не только самоконтроль, но и поддержка близких. Психологи советуют родственникам не относиться к человеку как к больному.

«Например, если в семье один из детей имеет сахарный диабет или другое заболевание, то их нельзя разделять со здоровыми. В это состояние хорошо впасть и в нём законсервироваться. Даже ребенок понимает, сколько выгод оно даёт.  Хочешь – не хочешь, но ты начнешь лишний раз болеть, чтобы иметь привилегии», – отмечает психолог.

Нельзя уходить и в другую крайность – делать вид, будто у вашего родственника нет болезни. Семья должна восприниматься диабет как индивидуальную особенность человека: если всем хочется торт, то должны приниматься во внимание и чувства больного диабетом. 

Чтобы пациент мог поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови, ему необходим не только эндокринолог, но и психолог, который будет заниматься вопросами психологической коррекции отношения пациента к заболеванию. 

«Борьба с диабетом включает в себя медицинские установки, социальную и психологическую адаптацию людей, чтобы они могли вернуться к своей обычной жизни, чтобы они могли, если это молодые женщины, рожать детей и так далее, то есть чтобы они были социально и психологически адаптированы», – отмечает Олеся Шабельникова.

Источник