Психологические особенности ребенка с сахарным диабетом

Статья из монографии “Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого”.
Дети и подростки, больные сахарным диабетом 1-го типа, имеют высокий риск развития нарушения адаптации непосредственно после установления диагноза. При этом установлено, что у пациентов с первичной дезадаптацией к заболеванию проблемы возникают и в дальнейшем.
В 10-летнем проспективном исследовании доказано, что среди заболевших сахарным диабетом 1-го типа (СД 1) высокий уровень расстройств психики, причем женщины ими страдают достоверно чаще. При этом большинство из них имеет плохие показатели гликемического контроля. Дети, неоднократно переносившие эпизоды кетоацидоза, страдают психическими расстройствами достоверно чаще имеющих хороший метаболический контроль.
Депрессии ассоциируются с плохим гликемическим контролем и частыми госпитализациями. Поведенческие проблемы также ассоциированы с плохим гликемическим контролем.
Среди подростков, больных сахарным диабетом, особенно девочек, частота пищевых расстройств вдвое выше, чем в здоровой популяции, что ассоциируется с плохим гликемическим контролем. Без адекватного вмешательства и коррекции дозы инсулина ситуация усугубляется, что ведет к быстрому формированию сердечно-сосудистых нарушений. Плохой метаболический контроль ассоциируется с многочисленными психосоциальными проблемами, включая тревожность и плохое самосознание, безответственность, низкие волевые качества.
С целью выяснения механизмов влияния характера гликемического контроля на формирование личности подростка с сахарным диабетом 1-го типа было проведено собственное исследование, в ходе которого было установлено, что у 90% подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеют место диагностически значимые акцентуации характера в различных сочетаниях, причем длительность течения заболевания ассоциировалась с увеличением их числа.
Так, по нашим данным, для дебюта сахарного диабета характерно проявление демонстративного и аффективно-экзальтированного типов акцентуации без явного преобладания по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, сохранной способности к выражению эмоций.
Для подростков с длительностью сахарного диабета менее 5 лет характерно проявление аффективно-экзальтированного, демонстративного и гипертимного типов акцентуации с преобладанием демонстративного и циклотимного типов по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, преобладанию пограничных значений по шкале алекситимности, возрастание уровня внутриличностных и межличностных конфликтов.
Для подростков с длительностью сахарного диабета более 5 лет характерно проявлениеаффективно-экзальтированного, эмотивного и гипертимного типов акцентуации, преобладание по отношению к другим группам аффективно-экзальтированного, возбудимого,эмотивного и застревающего типов, преимущественно высокого уровня тревожности, удовлетворительной или плохой выраженности волевых качеств, неспособности к выражению эмоций, высокий уровень внутриличностных и межличностныхконфликтов.
Нами установлено, что у детей, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеет место сильная прямая зависимость возраста и длительности заболевания с тревожным (r = 0,75 и 0,69 соответственно) и умеренная обратная (r = – 0,45 и – 0,31 соответственно) – с аффективным типом акцентуации, что позволяет думать о том, что по мере взросления ребенка при длительном течении заболевания аффективные эпизоды сменяются тревожностью.
Тревожность, в свою очередь, имеет умеренную отрицательную связь (r = – 0,399) с максимальной концентрацией глюкозы крови, степенью выраженности волевых качеств (r = – 0,35), сильную – с выраженностью демонстративных проявлений (r = 0,56) и алекситимностью (r = 0,72).
Демонстративность проявляется при недостаточной выраженности волевых качеств (r = – 0,61), высокой тревожности (r = 0,56), неспособности проявления эмоций (r = 0,46) и связана с гипертимностью (r = 0,55) и эмотивностью (r = 0,34).
Демонстративность поведения может фиксироваться с одинаковой частотой как в дебюте заболевания, так и при его длительном течении. Это позволяет сделать вывод о том, что длительная гипергликемия у подростков с недостаточно выраженными волевыми качествами формирует высокий уровень тревожности с неспособностью к адекватному проявлению эмоций, что лежит в основе демонстративности поведения.
Максимальные же концентрации глюкозы зависят от их суточных колебаний, имеют отрицательную корреляцию с гипертимностью и прямую – с тревожностью (r = 0,96), эмотивностью (r = 0,53) и циклотимностью (r = 0,48), что ведет к перепадам настроения и снижению активности на фоне высокого уровня тревожности.
Минимальные суточные концентрации глюкозы, не достигающие в среднем диапазона нормальных значений (гипогликемический уровень), имеют сильную прямую связь с тревожностью (r = 0,82) и эмотивностью (r = 0,56). Это свидетельствует о том, что постоянная гипергликемия ведет к формированию тревожности с немотивированными перепадами настроения. Установлено, что суточные колебания глюкозы имеют обратную зависимость с гипертимным типом акцентуации (r = – 0,57) и прямую – с циклотимным (r = 0,46), проявляющуюся в виде снижения активности и коммуникабельности с формированием субдепрессивных состояний.
У молодых людей, больных сахарным диабетом, состояние нейрокогнитивных функций характеризуется снижением способности к анализу информации, проблемами при обучении. Особенно это выраженно у лиц с ранним дебютом СД 1.
Имеются сведения о том, что мальчики испытывают чаще проблемы с обучением, чем девочки того же возраста с аналогичной длительностью заболевания. Причем академическая успеваемость у молодых людей и школьная успешность у подростков с плохим метаболическим контролем достоверно снижена.
Уже через 2 года после начала заболевания дети имеют признаки умеренного невропсихологического дефицита. Подобные нарушения связывают с ранним началом диабета (до 4-летнего возраста), ассоциирующегося с нарушением зрительно-пространственного функционирования, тяжелыми гипо- и гипергликемиями, снижающими память и способность к обучению.
Исследования нейропсихических функций у детей, страдающих сахарным диабетом 1-го типа в течение 6 лет, демонстрируют худшие показатели интеллекта, внимания, способности к анализу и долговременной памяти.
По нашим данным, уровень внутриличностных конфликтов у подростков с сахарным диабетом 1-го типа составляет 87 ± 4,2%, уровень межличностных конфликтов – 63,2 ± 5,9% с достоверным (Р < 0,05) увеличением показателей в связи с длительностью заболевания и качеством гликемического контроля, что является основой нарушения социальной адаптации таких пациентов. Действительно, школьники с удовлетворительным гликемическим контролем имеют более высокое качество жизни и не испытывают проблем межличностного характера.
Доказанным является тот факт, что наличие психологических расстройств у взрослых больных диабетом свидетельствует о неадекватной медикаментозной и психологической коррекции состояния в молодом возрасте.
Наиболее значимым в плане социальной адаптации больных сахарным диабетом является влияние семейного фактора. Так, у детей из неблагополучных семей чаще регистрируются повторные эпизоды. Благоприятные отношения в семье способствуют соблюдению режима питания, физической активности, инсулинотерапии.
Доказанной является значимость в отношении метаболического контроля воздействия социодемографических факторов, таких, например, как неполные семьи. Важное влияние на контроль оказывает психологическое состояние родителей, поскольку в большинстве семей родители, особенно матери после диагностики СД 1 у их ребенка, страдают дезадаптационными расстройствами (вплоть до депрессивных) и расстройствами сходными с результатами посттравматического стресса.
Не менее важной для детей и, особенно, подростков является позитивная эмоциональная поддержка сверстников, положительно стимулирующая формирование самосознания и позволяющая избегать стрессов, ухудшающих метаболический контроль.
Действительно, дети с высоким уровнем стресса имеют плохой метаболический контроль, с которым также ассоциирован диабет-специфический стресс. Исследование адаптационных возможностей таких детей демонстрирует плохую приспосабливаемость к окружающим условиям, формирует неадекватные межличностные отношения.
Таким образом, понимание проблемы СД и активное сотрудничество ребенка является не менее важным атрибутом поддержания метаболического контроля, нежели соблюдение режима питания и инсулинотерапии.
Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»
Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины
Источник
Библиографическое описание:
Рахматуллина, Э. Н. Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа / Э. Н. Рахматуллина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2009. – № 7 (7). – С. 211-214. – URL: https://moluch.ru//7/512/ (дата обращения: 01.06.2021).
Диабетом страдает около 3-4% населения, и заболеваемость неуклонно увеличивается. Исследования последних десятилетий свидетельствуют, что сахарный диабет развивается в результате взаимодействия разнообразных генетических механизмов и неспецифических факторов внешней среды. У каждого человека болезнь развивается под воздействием совокупности причин. Имеется ряд работ, указывающих на роль психосоциальных факторов в возникновении и течении сахарного диабета.
Сахарный диабет (СД) – хроническое полиэтиологичное заболевание, характеризующееся гипергликемией натощак, в течение дня и глубокими нарушениями углеводного, жирового, белкового и минерального обменов. Независимо от причин, эти нарушения, в конечном итоге, являются следствием недостатка инсулина, абсолютного или относительного. Абсолютный недостаток инсулина характеризуется резким снижением его синтеза инсулинсекретирующими бета-клетками островков поджелудочной железы и его секреции в кровь, и поэтому уровень инсулина в сыворотке крови очень низкий. При относительном недостатке инсулина синтез его бета-клетками не нарушен, уровень инсулина в сыворотке крови нормальный или часто повышенный, но снижена чувствительность к нему периферических тканей. [2]
В целом можно сказать, что несмотря на большой прогресс в изучении причин и механизмов развития сахарного диабета, он остается хроническим заболеванием, при котором полное излечение пока не возможно.
Существуют две формы сахарного диабета – диабет I типа (инсулинзависимый) и диабет II типа (инсулиннезависимый). Если II тип диабета развивается у лиц пожилого возраста и лиц с избыточной массой тела, то сахарный диабет I типа развивается в большинстве случаев в детском и подростковом возрасте.
Из-за резких и всеобъемлющих изменений личности подростковый возраст всегда считался критическим периодом. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность. [3] А на фоне заболевания сахарным диабетом возможно обострение всех возрастных особенностей, что, в конечном счёте, может привести к декомпенсации болезни и нарушению социальной адаптации подростка.
В нашем исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 13 до 16 лет с диагнозом «сахарный диабет I типа». Стаж заболевания от 1 месяца до 13 лет. В работе применялись такие методики как Фрайбургский личностный опросник и шкала измерения уровня личностной тревожности Тейлор.
Исходя из полученных нами данных по шкале личностной тревожности Тейлор, можно сделать выводы, что для подростков, больных сахарным диабетом I типа характерен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности (средний балл по выборке 18.07), что может объясняться повышенной тревогой за своё здоровье, потребностью в посторонней помощи. В таких случаях возможна тенденция к трансформации структуры переживаний – от тревожной реакции на болезнь к конкретизации тревоги, перерастанию ее в предметный страх за свое здоровье и жизнь по мере увеличения продолжительности заболевания.
Больные обычно знают о возможности таких тяжёлых осложнений, как слепота, поражение почек с необходимостью диализа, ампутация ног. Скорее всего, страх перед такими поздними осложнениями – наиболее сильное и частое психическое отягощение больных и причина повышенной тревожности.
На рисунке 1 в процентном соотношении представлены результаты исследования личностной тревожности подростков с сахарным диабетом I типа.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
• наибольшую группу представляют подростки, имеющие средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности – 52 % (21 человек).
• вторую по величине группу представляют подростки, имеющие средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности – 35 % (14 человек).
• наименьшую группу представляют больные подростки, имеющие высокий уровень личностной тревожности – 13 % (5 человек). При таком уровне тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия).
Таким образом, результаты показывают нам наличие тенденции к тревоге у 65 % исследованных подростков с сахарным диабетом. Что может объясняться тем, что наряду с самой болезнью и её осложнениями ещё одним источником эмоциональных перегрузок является осознание необходимости перестройки всей жизни, подчинённой требованиям самостоятельного лечения.
Рассмотрим подробнее некоторые данные, полученные нами по результатам исследования психологических особенностей подростков с сахарным диабетом с помощью Фрайбургского личностного опросника.
По шкале невротичности, которая характеризует уровень невротизации личности, высокие баллы были получены у 9 исследованных подростков, что составляет 22.5 % выборки. Низкие – 9 (22.5 %) , средние – 22 человека (55 %).
Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Такого человека можно охарактеризовать как нервного, болезненного, не умеющего найти выход из затруднительного положения, большое внимание уделяющего собственным чувствам и переживаниям, эмоционально неустойчивого. Низкий показатель по этой шкале может свидетельствовать о низкой тревожности, высоком уровне самоуважения, эмоциональной устойчивости. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для подростков с сахарным диабетом характерен средний уровень невротичности.
Как мы видим, более 50 % выборки имеет тенденцию к среднему показателю и чуть более 20 % имеют тенденцию к высокому показателю. Не исключено, что у каждого четвёртого больного наблюдается высокая невротизация и, как следствие, психосоматические нарушения.
По результатам исследования раздражительности высокие баллы набрали 19 подростков, что составляет 47.5 % выборки подростков с сахарным диабетом, средние – 18 (45 %), низкие – 3 (7.5 %).
Данная шкала позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Раздражительность чаще всего проявляется в виде эмоций агрессии и гнева, человеку сложно контролировать себя, меняется интонация и громкость речи, меняются формы поведения, даже движения становятся резче, движения глазных яблок быстрее. Низкие оценки по шкале могут свидетельствовать об устойчивом эмоциональном состоянии, терпимости, не склонности к импульсивному реагированию. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у 92.5 % выборки подростков с сахарным диабетом отмечается тенденция к эмоциональной неустойчивости.
По литературным данным такие результаты могут быть связаны с резкими и частыми перепадами сахара крови, что приводит с раздражительности, нервозности, слабости. [4, 5]
По баллам, набранным по шкале реактивной агрессивности можно судить о наличии признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. По данной шкале высокие оценки показали 19 подростков (47.5 %), что не противоречит литературным данным [1], средний балл получили 16 подростков, что составляет 40 % выборки; низкий – 5 человек (12.5 %). Высокие баллы по этой шкале могут свидетельствовать о повышенной реактивной агрессивности, стремлении к доминированию, эгоцентричности, авторитарности, недоверчивости. Вывод: тенденция к реактивной агрессивности наблюдается у 87.5 % выборки.
По результатам исследования застенчивости высокие оценки получили 15 подростков, что составляет 37.5 % выборки; средние – 13 (32.5 %), низкие – 12 (30 %) подростков. Человека, который показал высокие оценки по этой шкале можно охарактеризовать как сдержанного, со сниженной способностью к контакту, часто теряющегося, застенчивого. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что 2/3 выборки подростков с сахарным диабетом показали тенденцию к застенчивости.
Мы не исключаем возможности того, что данные результаты связаны с необходимостью подростку постоянно носить с собой инсулиновые ручки и глюкометры. Необходимость прилюдно делать себе инъекции инсулина, измерять сахар может привести к скованности и застенчивости, так как не все окружающие люди адекватно реагируют на шприцы и уколы.
Шкала открытости позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. По данной шкале высокие баллы набрали 14 подростков, что составляет 35 % выборки; средние – 20 (50 %), низкие – 6 (15 %). Подростка, который набрал высокие баллы по этой шкале можно охарактеризовать как самокритичного, открытого, признающего собственные недостатки и ошибки. Вывод: у 85 % выборки наблюдается тенденция к открытости, самокритичности, стремлении к доверительному отношению с окружающими.
Мы предполагаем, что данные результаты могли быть вызваны тем, что больного диабетом обучают тому, что в критических ситуациях ему придётся попросить помощи у окружающих людей и люди, больные диабетом, подсознательно ждут помощи от окружающих и открыты для контакта с ними.
По результатам исследования эмоциональной лабильности высокие оценки показали 17 подростков, что соответствует 42.5 % выборки; средние – 18 (45 %), низкие – 5 (12.5 %).
Высокие оценки по этой шкале указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой. Следовательно, мы можем сделать вывод, что у 87.5 % выборки наблюдается тенденция к неустойчивому эмоциональному состоянию.
Таким образом, у 65 % подростков, больных сахарным диабетом I типа наблюдается тенденция к тревожности, у 77.5 % – тенденция к невротичности, у 92.5 – к эмоциональной неустойчивости, у 87.5 – к реактивной агрессивности и эмоциональной лабильности, у 70 % подростков наблюдается тенденция к застенчивости, у 85 % – к открытости и самокритичности.
Литература:
1. Бутома Б. Г. Варианты проявления агрессивного поведения при некоторых соматических и психических заболеваниях. //Журнал невропатологии и психиатрии С.С. Корсакова. – 1992. – N 2. с. 122
2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология. М.: Медицина, 2000. – с.423.
3. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – с. 206.
4. Клиническая эндокринология. Под редакцией Старковой Н.Т. М.: Медицина, 2004. – с. 234
5. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 287
Основные термины (генерируются автоматически): сахарный диабет, подросток, тенденция, личностная тревожность, оценка, шкала, больной, выборка подростков, реактивная агрессивность, уровень тревожности.
Источник