Реабилитация при сахарном диабете у подростков

Подростковый период – это переходная фаза развития между детством и взрослой жизнью, которая включает в себя биологические и психосоциальные изменения, связанные с половым созреванием [1].

У детей в пубертатном периоде отмечается крайне лабильное течение сахарного диабета (СД) 1 типа. Проблемы поддержания метаболической компенсации заболевания обусловлены как эндогенными, связанными с изменениями эндокринной регуляции на фоне пубертата, так и экзогенными, обусловленными психосоциальным становлением личности факторами [1, 2].

Исследования в области диабетологии свидетельствуют о том, что у пациентов с СД 1 типа в период полового созревания более высокий риск развития тяжелых сосудистых осложнений по сравнению с молодыми людьми, у которых развивается диабет после полового созревания [3]. Также признано, что более высокие показатели хронической гипергликемии – HbA1c часто наблюдаются именно во время пубертатного периода [4].

Эндогенные факторы, приводящие к трудностям метаболической компенсации сахарного диабета 1 типа у подростков

Основным гормональным фактором, вызывающим трудности метаболической компенсации СД 1 типа в пубертатном периоде, является инсулинорезистентность (ИР). Дети и подростки с СД 1 типа имеют очень широкий диапазон чувствительности к инсулину, который определяется по полу, возрасту, количеству жировой ткани и гликемическому контролю. Чувствительность к инсулину значительно снижается с началом полового созревания. Существуют исследования, по результатам которых выявлено, что у девочек в период полового созревания ИР выражена сильнее, чем у мальчиков [6].

Пубертатный период характеризуется снижением чувствительности периферических тканей к инсулину и появлением физиологической ИР в силу повышения секреции ряда гормонов и в первую очередь гормона роста и половых гормонов [3].

ИР у подростков с СД 1 типа выражается в возрастании потребности в инсулине более 1 ЕД/кг массы, достигающей в отдельных случаях 1,5 и даже 2 ЕД/кг. По сравнению со здоровыми лицами у подростков с СД повышена спонтанная секреция гормона роста (ГР). ГР обладает контринсулярным действием, и даже физиологическое увеличение его уровня в ночное время приводит к снижению чувствительности к инсулину [7].

Увеличение ИР особенно заметно в утренние часы в связи с гиперсекрецией ГР в ночное время, проявляется развитием феномена «утренней зари» и тем самым приводит к значительным трудностям достижения метаболической компенсации. Развитие феномена «утренней зари» требует пересмотра базисной терапии, нередко введения дополнительной инъекции короткого или ультракороткого инсулина в ранние утренние часы, решения вопроса целесообразности перевода на помповую инсулинотерапию [3, 7].

Гипогликемические эпизоды также являются одним из основных патогенетических факторов, определяющих лабильное течение СД у подростков и препятствующих достижению метаболической компенсации.

Факторы риска гипогликемий:

  • нарушение режима терапии: увеличение дозы инсулина, уменьшение количества пищи, физические нагрузки;
  • низкий уровень гликированного гемоглобина;
  • снижение чувствительности к автономным симптомам;
  • ночное время;
  • прием алкоголя;
  • сопутствующие заболевания – целиакия (вследствие нарушенного всасывания) и гипокортицизм (вследствие снижения уровня контринсулярных гормонов) [3].

В многочисленных исследованиях получены убедительные данные о повышении риска развития гипогликемии по мере снижения уровня HbA1c.

Перенесенные гипогликемии, истощение адреналовой и гликогеновой контррегуляции и развивающаяся автономная нейропатия приводят к развитию синдрома нечувствительности к гипогликемии. С другой стороны, страхи в отношении гипогликемии могут привести к ухудшению показателей метаболической компенсациии.

Ночная гипогликемия отмечается у 13-56% подростков с СД 1 типа. Более чем у 50% подростков ночная гипогликемия протекает бессимптомно. Скрытая ночная гипогликемия может привести к гипергликемии утром, и если пациент или врач увеличат в связи с этим дозу инсулина, это может усугубить проблему. Ночная гликемия особенно опасна и может привести к синдрому «внезапной смерти в постели», который описывается у молодых людей и даже подростков с СД 1 типа [2].

Важным показателем компенсации СД является отсутствие частых гипогликемий. При стремлении добиться нормогликемии всегда повышен риск развития гипогликемических реакций. При этом необходимо стремиться к компромиссу между возможно максимально низким уровнем гликемии и отсутствием гипогликемических реакций [3].

Гипогликемические эпизоды и феномен «утренней зари» (гипергликемия в ранние утренние часы) у подростков – основные патогенетические факторы, определяющие лабильное течение СД, препятствующие достижению метаболической компенсации [7].

Перенесенный эпизод тяжелой гипогликемии у детей и подростков приводит к долгосрочному высокому риску повторной гипогликемии [8]. Поэтому клиницистам следует продолжать регулярно отслеживать историю гипогликемий при каждом посещении, обучать пациентов и семьи и, когда это возможно, корректировать терапию во избежание повторения гипогликемии [9].

C накоплением опыта ведения интенсивной терапии и совершенствования методов самоконтроля, а также по мере широкого внедрения аналогов инсулина и помповой инсулинотерапии количество случаев тяжелой гипогликемии снизилось до минимальных значений [3].

Экзогенные факторы, приводящие к трудностям метаболической компенсации сахарного диабета 1 типа у подростков

У подростков с СД 1 типа наблюдается более высокая распространенность аффективных расстройств (тревога, депрессия, расстройство питания, рискованное поведение) по сравнению с подростками без СД [10].

Исследования показали, что психические расстройства приводят к ухудшению управления и контроля СД и, как следствие, к ухудшению лабораторных показателей компенсации заболевания. И наоборот, по мере ухудшения гликемического контроля возрастает вероятность психических проблем [11].

Психосоциальными факторами, ухудшающими метаболическое управление СД 1 типа, являются:

  • плохая поддержка/сплоченность семьи;
  • один родитель;
  • семейные стрессы/конфликты;
  • наличие психического расстройства/расстройства пищевого поведения;
  • чрезмерное давление сверстников;
  • плохая приверженность терапии [12].

Жизненная ситуация, в которой оказывается ребенок, характеризуется высокой зависимостью от взрослых, безусловно, не только в материальном, но и в психологическом плане. Родители принимают решения о том, какое лечение он будет получать, как будет строиться его жизнь, но наиболее важно то, что именно от них зависит становление его психической сферы, развитие тех или иных характеристик и функций. Следовательно, отношение родителей к ребенку и присущий им стиль воспитания являются центральными факторами достижения как психологического благополучия ребенка, так и компенсации СД [13].

Наличие психологических симптомов и проблем с диабетом у детей и подростков часто зависят от так называемого семейного стресса. Исследования показали, что, хотя родительские психологические проблемы могут искажать восприятие контроля над диабетом ребенка, часто они связаны с плохой психологической адаптацией и контролем СД [14].

Распространенность расстройств пищевого поведения (РПП) среди подростков с СД 1 типа колеблется от 8% до 30%, что значительно выше, чем среди их недиабетических сверстников (1-4%), и чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков. Данная проблема серьезно препятствует поддержанию компенсации углеводного обмена [10].

РПП связаны с плохим метаболическим контролем, более ранним началом и быстрым развитием микрососудистых осложнений. РПП при СД 1 типа в основном проявляются нервной булимией, тогда как нервная анорексия встречается редко [10]. Больные СД 1 типа с нервной булимией постоянно озабочены приемом пищи, не могут удержаться от переедания, при этом наличие избыточной массы тела вызывает у них болезненный страх. Чтобы избежать прибавки массы тела, больные часто прибегают к пропуску инъекции инсулина, и возникающая при этом гипергликемия сопровождается глюкозурией и, следовательно, снижением массы тела [11].

Читайте также:  Манна каша при сахарном диабете

В нескольких исследованиях были определены потенциальные факторы риска развития неупорядоченного питания и нарушения пищевого поведения, к ним относятся:

  • женский пол;
  • возраст 13-14 лет для девочек и старше 16 лет для мальчиков, связанный с гормональными и психоэмоциональными изменениями;
  • увеличение массы тела (частично связанное с инсулинотерапией), которое приводит к отрицанию и неудовлетворенности собственной внешностью;
  • постоянная озабоченность по поводу питания при СД;
  • наличие расстройств пищевого поведения у родителей (особенно матери);
  • наличие других психических расстройств (таких как депрессия, тревога или злоупотребление психоактивными веществами);
  • проблемы в семейных отношениях (отсутствие доверия к родителям в отношении контроля диабета) [10].

При пятилетнем наблюдении хотя бы один эпизод РПП отмечался у 51% подростков с СД 1 типа. РПП у больных СД повышают риск развития осложнений (ретинопатии, нейропатии, дислипидемии, госпитализации по поводу декомпенсации СД и кетоацидоза) и смертность [4].

Рискованное поведение также создает трудности метаболической компенсации СД у подростков [3]. Рискованное поведение включает в себя в первую очередь употребление алкоголя и запрещенных препаратов. Подростки нуждаются в повторных циклах обучения на новом информационном уровне в школе самоконтроля, а также в доверительных беседах с врачом. Такие проблемы, как нарушение функции головного мозга, формирование зависимости, влияние на функцию печени, блокирование глюконеогенеза с возможностью развития тяжелых отсроченных гипогликемий при употреблении алкоголя, должны подробно обсуждаться с подростками. Подростки должны знать, что курение является дополнительным фактором риска развития сосудистых осложнений, а запрещенные препараты могут нарушать функцию головного мозга и увеличивать количество ошибок в отношении терапии СД. В беседе с подростком следует идти по пути обсуждения решения возникающих проблем и минимизации рисков ошибок подросткового периода.

Периодическая психосоциальная оценка должна проводиться у всех подростков с СД 1 типа для раннего выявления психосоциальных проблем и своевременного направления к специалисту. Нередко подростки нуждаются в профессиональной помощи психологов [3].

Заключение

Несмотря на современные достижения в области терапии СД 1 типа, стойкая метаболическая компенсация у подростков является сложной задачей практической диабетологии.

Обучение методам управления заболеванием – ключ к успешному ведению больных с СД. Данные исследований в области терапевтического обучения свидетельствуют о том, что лечение СД у подростков должно быть основано на реализации комплексного подхода к поддержанию гликемического контроля, определяющего психосоциальную адаптацию молодых пациентов. Для достижения максимальной эффективности традиционных способов лечения СД необходимо предоставлять всем молодым людям с заболеванием и тем, кто за ними ухаживает, качественное, структурированное обучение. Мотивация подростков к осознанию ответственности за свое здоровье, повышение приверженности к постоянному эффективному самоконтролю являются одной из важнейших задач врача и родителей при работе с подростками [3].

Высокий риск сосудистых осложнений в подростковом возрасте требует приближения целевых показателей углеводного обмена к взрослой популяции, однако гормональные особенности и психологические аспекты подросткового возраста усложняют достижение этой цели и требуют больших усилий как семьи, так и органов здравоохранения.

Литература

  1. Global IDF/ISPAD Guideline for Diabetesin Childhood and Adolescence, 2011.
  2. Сахарный диабет: диагностика, лечение, профилактика / Под ред. И. И. Дедова, М. В. Шестаковой. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011.
  3. Дедов И. И., Кураева Т. П., Петеркова В. А. Сахарный диабет у детей и подростков. ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  4. Plamper M., Gohlke B., Woelfle J., Konrad K., Rohrer T., Hofer S., Bonfig W., Fink K., Holl R. W. Interaction of Pubertal Development and bolic Control in Adolescents with Type 1 Diabetes Mellitus // J Diabetes Res. 2017; 2017: 8615769. online 2017 Nov 7.
  5. Дедов И. И., Шестакова М. В., Викулова О. К. Эпидемиология сахарного диабета в Российской Федерации: клинико-статистический анализ по данным Федерального регистра сахарного диабета. 2017; 20 (1): 13-41.
  6. Szadkowska A., Pietrzak I., Mianowska B., Bodalska-Lipi˜ska J., H. A. Keenan, E. Toporowska-Kowalska, M4 ynarski W., Bodalski J. Original Article: bolism Insulin sensitivity in Type 1 diabetic children and adolescents. 2007.
  7. Башнина Е. Б., Корналевская А. О., Трясова Т. Ю. Инсулинотерапия у подростков с сахарным диабетом: проблемы и пути р ешения // Лечащий Врач. 2012.
  8. Pacaud D., Hermann J. M., Karges B., Rosenbauer J., Danne T., Dürr R., Herbst A., Lindauer S., Müther S., Pötzsch S., Raile K., Witsch M., Holl R. W. Initiative DPV. Risk of recurrent severe hypoglycemia remains associated with a past history of severe hypoglycemia up to 4 years: Results from a large prospective contemporary pediatric cohort of the DPV.
  9. Blasetti A., Di Giulio C., Tocco A. M., Verrotti A., Tumini S., Chiarelli F, Altobelli E. Variables associated with severe hypoglycemia in children and adolescents with type 1 diabetes: a population-based study. February 1, 2011.Vol. 12, Issue 1; p. 4-10.
  10. Kakleas K., Kandyla B., Karayianni C., Karavanaki K. Psycho problems in adolescents with type 1 diabetes mellitus. Problèmes psychosociaux des adolescents atteints de diabète de type 1 (DT1) // Diabetes & bolism. 2009, vol. 35, p. 339-350.
  11. Joshua S. Borusa, Lori Laffel. Adherence challenges in the management of type 1 diabetes in adolescents: prevention and intervention // Curr Opin Pediatr. 2010 Aug; 22 (4): 405-411.
  12. Clara Y. Ye., Thor C. Jeppson, Ellen M. Kleinmaus, Harald M. Kliems, Jennifer M. Schopp, MA, Elizabeth D. Cox. Outcomes That Matter to Teens With Type 1 Diabetes // Diabetes Educ. 2017 Jun; 43 (3): 251-259. online 2017 Mar 21.
  13. Karishma A. Datye, Daniel J. Moore, William E. Russell, Sarah S. JaserA Review of Adolescent Adherence in Type 1 Diabetes and the Untapped Potential of Diabetes Providers to Improve Outcomes // Curr Diab Rep. 2015 Aug; 15 (8): 621.
  14. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2009 Compendium. Psychological care of children and adolescents with diabetes. Pediatric Diabetes 2009: 10 (Suppl. 12): 175-184.

Е. Б. Башнина1, доктор медицинских наук, профессор

И. М. Царгасова

ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова МЗ РФ, Санкт-Петербург

1 Контактная информация: bashnina@mail.ru

Проблемы поддержания метаболической компенсации сахарного диабета 1 типа у подростков/ Е. Б. Башнина, И. М. Царгасова

Для цитирования: Лечащий врач № 3/2018; Номера страниц в выпуске: 19-21

Теги: подростки, диабет, гормон роста, метаболический контроль

Источник

Проблема нарушений эмоциональной сферы у детей и подростков с сахарным диабетом 1-го типа является достаточно актуальной, поскольку она во многом определяет процесс реабилитации пациентов. Дело в том, что такое тяжелое и внезапно возникшее заболевание, как диабет, часто сопровождают депрессивные расстройства [11, 12]. Длительная декомпенсация механизмов регуляции углеводного обмена приводит к развитию не только первичных физических осложнений, но и вторичных психических [5, 9, 13-15]. Ежедневная потребность в самоконтроле углеводного статуса пациентами, необходимые ограничения в питании, нарушение самочувствия при неустойчивом уровне гликемии естественно дезорганизуют жизнь больных, отражаясь на функции вегетативной нервной системы и их психическом состоянии. Могут возникать лабильное настроение, снижение памяти, тоскливость и психастенические реакции [7, 8], которые негативно сказываются на поведении пациентов, вызывая или усугубляя состояние декомпенсации основного заболевания.

Читайте также:  Печеный лук при диабете рецепт

Медикаментозная терапия описанных нарушений не всегда может быть применима у детей с сахарным диабетом в связи с возрастными ограничениями и возможностью развития побочных реакций. Поэтому в педиатрической практике остается актуальным поиск эффективных немедикаментозных методов коррекции психического состояния таких больных [6]. С этой точки зрения в качестве психокорригирующего фактора рассматривают использование фотосенсорной стимуляции, или цветоритмотерапии, которая применяется в лечении больных неврозами [2, 4]. Этот метод основан на ритмическом специфическом раздражении структур мозга через рецепторы сетчатки глаза цветовыми стимулами с разной длиной волны. В этом случае регистрируются реакции диэнцефальных структур гипоталамуса, улучшение циркуляции крови в головном мозге и баланса разных отделов вегетативной нервной системы (ВНС) [1].

Цель работы – разработка методики цветоритмотерапии для коррекции психовегетативных нарушений у детей с сахарным диабетом 1-го типа на основе оценки эффективности различных вариантов цветового воздействия на орган зрения.

Обследовали 62 детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет, больных сахарным диабетом 1-го типа и имеющих различные варианты церебральных нарушений.

Критериями исключения пациентов из исследования было наличие тяжелой органической патологии ЦНС и эпилепсии.

Длительность диабета в изученных случаях составляла от 6 мес до 13 лет. Степень компенсации углеводного обмена оценивалась по уровню гликемии натощак и колебаниям цифр гликемии в течение суток (включая постпрандиальную), а также уровню гликированного гемоглобина.

Неврологическое обследование проводили по общепринятой схеме. Кроме того, выявляли наличие у больных личностной и ситуационной тревожности по модифицированному для детей и подростков тесту Спилбергера-Ханина [10] с использованием следующих градаций в баллах: 4,0-3,0 балла – высокий уровень тревожности, 2,9-2,0 – средний уровень, 1,9-0 – низкий уровень. С помощью электронной версии цветового теста Люшера (Las) оценивали стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности больных. Тестирование проводилось при естественном освещении; ранжирование цветов каждый испытуемый проводил по степени их субъективной восприимчивости. Уровень депрессии изучался с помощью шкалы, разработанной в Санкт-Петербургском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. Для оценки исходного вегетативного тонуса (ИВТ) был использован модифицированный для детского возраста вопросник А.М. Вейна и соавт. Состояние вегетативного статуса определяли методом кардиоинтервалографии (КИГ), с помощью компьютерного комплекса VDC-201 («Волготех», Саратов). Проводилась также электроэнцефалография. Запись ЭЭГ осуществлялась на аппарате Энцефалон-131-01. В качестве функциональной пробы использовалась проба с гипервентиляцией (частое и глубокое дыхание в течение 1-3 мин). При анализе данных ЭЭГ оценивали частоту, амплитуду и характер -ритма, особенности медленных форм активности, соотношение τ- и β1-ритма в лобных отведениях [3].

Цветоритмотерапия осуществлялась с использованием аппарата Цветоритм (производства ООО «Трима», Саратов). Конструктивно аппарат Цветоритм выполнен в виде очков-фотостимуляторов, содержащих набор стимулов четырех цветов (красный – λ=620 нм, зеленый – λ=520 нм, синий – λ=465 нм, желтый – λ=560 нм). Параметры работы задаются блоком управления, работающим в ручном и автоматическом режимах. Аппарат позволяет поочередно предъявлять на каждый глаз импульсы света определенной длины волны. Импульсное воздействие цветом (синий, зеленый, красный, желтый по выбору или в автоматическом режиме смены цветов) воспринимается сетчаткой глаза и зрительными центрами, связанными с регулирующими структурами ЦНС, в первую очередь с гипоталамо-лимбической системой. Формируемый аппаратом нормальный ритм перехода стимула с одного глаза на другой обусловливает позитивные сдвиги в психическом и вегетативном статусе.

На первом этапе работы нами исследовалась эффективность применения методики с использованием одного из цветов (зеленого, синего, желтого или красного) в течение всего курса лечения (10 процедур). В пилотном исследовании участвовали 40 детей. При сравнительной оценке показателей психоэмоционального статуса до и после курса цветоритмотерапии было установлено, что применение цветовых стимулов носило разнонаправленный характер. Например, применение красного цвета имело в целом низкую эффективность, а в ряде случаев отрицательно сказывалось на состоянии ребенка. Однако при индивидуальном рассмотрении психологического статуса ребенка положительный эффект был достигнут у 5 детей с ипохондрией, находящихся в состоянии психического истощения. Применение синего и желтого цвета оказало хороший эффект у 8 пациентов с функциональной перегрузкой, высоким уровнем тревожности, нервозностью, навязчивостями, страхами. При этом эффект синего и желтого цветов в описанных ситуациях был равнозначным, но в целом по группе эффективность применяемых методик синего и желтого цветов была не выше 30%. Наибольшего клинического эффекта удалось достичь в группе пациентов с применением в методике цветоритмотерапии зеленого цвета, который оказался гармонизирующим в отношении психического статуса у 20 (50%) и вегетативного статуса у 24 (60%) обследуемых.

Учитывая недостаточную эффективность изолированного воздействия синего, желтого и красного цветов, мы отказались от дальнейшего применения их в ручном режиме, и на следующем этапе исследования была изучена эффективность цветоритмотерапии с применением автоматического режима переключения цветов. Причем автоматический режим использовался в двух вариантах (им соответствовали группы пациентов) в зависимости от характера эмоциональных нарушений пациента. 1-ю группу составили 25 пациентов, состояние которых характеризовалось ипохондрической депрессией. Цветоритмотерапия применялась в автоматическом режиме с заключающим красным цветом (длительность процедур 16 мин – по 4 мин на каждый цвет в очередности – желтый, зеленый, синий, красный). Во 2-ю группу вошли 22 пациента, у которых преобладали невротические расстройства. В этих случаях применялся автоматический режим без использования красного цвета (длительность процедуры составляла 12 мин, очередность цветов – желтый, зеленый, синий по 4 мин). Терапия проводилась в положении сидя, при предъявлении каждому глазу цветового импульса длительностью 6 с. Всего было проведено 10 процедур.

Контрольную группу составили 15 пациентов с сахарным диабетом 1-го типа и психовегетативными нарушениями, которым изучавшаяся терапия не проводилась.

Указанные группы были сопоставимы по возрасту, полу, степени компенсации диабета и выраженности психовегетативных нарушений. Показатели эмоционального и вегетативного статуса в основных группах оценивались до и после окончания курса цветоритмотерапии.

Полученные данные статистически обрабатывались при помощи программного пакета XL istics 4.0 (Австралия). Для сравнения распределения качественных показателей в исследуемой группе детей использовался точный критерий Фишера. Достоверными считали результаты при уровне значимости p<0,05.

Психические и вегетативные нарушения у обследованных детей и подростков были достаточно разнообразными. Наиболее часто (75% случаев) они развивались у пациентов с хронической декомпенсацией диабета.

Большинство пациентов предъявляли жалобы на повышенную утомляемость, частые головные боли, боли в сердце, нарушение сна, снижение успеваемости в школе. По данным цветового теста Люшера 77,8% детей и подростков с хронической декомпенсацией диабета испытывали состояние эмоциональной перегрузки, истощение, страх перед вызванными болезнью ограничениями; у 58,8% пациентов имелось чувство неполноценности. Регламентированная заболеванием невозможность удовлетворения многих желаний и потребностей у 35% детей сопровождалась высоким уровнем агрессии. По результатам теста Спилбергера-Ханина уровень личностной тревожности при компенсированном диабете практически не отличался от такового у детей без диабета. В группе детей с декомпенсацией диабета уровень личностной тревожности был достоверно выше (3,25±0,36 балла; р=0,02), в то время как показатели ситуационной тревожности были ниже показателей здоровых детей (р<0,05), что свидетельствует об отсутствии у них мотивации к самоконтролю и доверия к себе. Наличие подобных психических изменений нередко создавало ситуации немотивированного конфликта и неприятие информации со стороны взрослых, в том числе врача, обучающего поведению, связанному с диабетом. Неадекватность самоконтроля, вызывавшая развитие декомпенсации, в 40,4% случаев сочеталась с эйфорическим типом реагирования на свое заболевание. У 20,2% пациентов, напротив, отмечался тревожный тип реагирования. В последнем случае дети в связи с наличием тревожности и страха, вплоть до фобий, были способны к самоконтролю, но недооценивали необходимость коррекции инсулинотерапии. При этом 45,5% детей с неудовлетворительной компенсацией диабета имели высокий показатель лживости, что затрудняло контроль их поведения как со стороны родителей, так и врачей. Имели место и случаи поведенческих девиаций в форме аддитивного поведения – стремления испытать измененное сознание путем вызванной гипогликемии. Такое поведение было выявлено у 12,9% подростков с некомпенсированным диабетом. Кроме того, у 15,2% пациентов были отмечены вспышки немотивированной агрессии, а у 4% детей проявления аутизма. Депрессивные состояния отмечались у 50% детей, при этом эмоциональные нарушения нередко были сопряжены с изменением общего самочувствия. У 40,6% детей выявлялись неврозоподобные состояния; 13,6% больных страдали энурезом; у некоторых имелись тики. Клинически выраженные когнитивные нарушения отмечались у 28,75% детей.

Читайте также:  Беременность 26 недель диабет беременных

У 63,75% детей клинически и по данным КИГ были диагностированы признаки вегетативно-сосудистой дистонии, у 21,8% отмечались вегетативные пароксизмы.

У 64,5% детей с декомпенсацией диабета и эмоциональными нарушениями по данным ЭЭГ регистрировались слабая выраженность или отсутствие регулярного α-ритма при увеличении количества медленных волн, преимущественно τ-диапозона, различные деформации, дезорганизация α-колебаний, уменьшение β-активности. Подобные изменения показателей ЭЭГ свидетельствуют о нарушениях биоэлектрической активности головного мозга, вызванных либо типичными для диабета метаболическими изменениями при значительной длительности диабета (5-13 лет), либо психическими и эмоциональными расстройствами при небольшой длительности диабета (до 5 лет).

В результате применения цветоритмотерапии в автоматическом режиме смены цветов удалось достичь значительного улучшения в клиническом состоянии пациентов и положительных сдвигов со стороны инструментальных показателей у 74,5% обследуемых детей. У 65,9% детей прекратились вегетативные пароксизмы, у 63,8% купировались страхи (фобии), у 59,6% прекратились тики. У 72,3% детей восстановился сон и снизилась утомляемость. При этом наилучшие результаты зафиксированы у детей с длительностью диабета до 5 лет. Эти данные обобщены в табл. 1.

Таблица1

Улучшение в психическом состоянии больных после цветоритмотерапии прежде всего достигалось за счет снижения уровня тревожности, что подтверждалось данными теста Спилбергера-Ханина (табл. 2).

Таблица2

]]>

По данным теста Люшера, применение цветоритмотерапии позволило купировать депрессивное состояние у 67,7% пациентов 1-й группы, на 48% увеличилось число детей с мотивацией к преодолению депрессии, у 50% детей отсутствие выраженной активности и некоторое безразличие сменилось стремлением к деятельности; 65% больных расстались с чувством неполноценности, раздраженности и страха (табл. 3).

Таблица3

]]>

Состояние истинной депрессии в результате цветоритмотерапии было купировано у 66,7% детей, проявления легкой депрессии и субдепрессии – в 84% случаев. В контрольной группе уровень депрессии не изменялся.

Чрезвычайно важным для пациентов с диабетом явилось то, что у 74% детей 1-й и 2-й групп было купировано стрессовое состояние, вызванное необходимостью самоконтроля, что позволило пациентам оптимизировать частоту контроля гликемии и тем самым улучшить компенсацию диабета. После окончания цветолечения среднесуточный уровень гликемии снизился в 1-й группе с 10,8±2,7 до 8,4±2,3 ммоль/л, во 2-й группе с 10,3±2,8 до 7,9±2,3 ммоль/л при частоте контроля гликемии не менее 4 раз в сутки. В контрольной группе уровень среднесуточной гликемии остался без изменений (10,6±2,5 ммоль/л).

Воздействие цветоритмотерапии на вегетативный статус проявилось значительным уменьшением клинических симптомов вегетативной дистонии у 74% детей, что сочеталось с нормализацией вегетативной реактивности, устойчивости регуляции и активности подкорковых центров по данным КИГ (табл. 4).

Таблица4

]]>

По данным ЭЭГ на фоне проведения цветоритмотерапии (табл. 5)

Таблица5

]]>

прослеживается четкая положительная динамика в дифференцировке регулярного -ритма, частота регистрации которого увеличилась в 1-й группе на 28%, во 2-й группе – на 22,8%, в контрольной группе – на 6,7%, различия достоверны (р<0,05). Дизритмия в 1-й и 2-й группах уменьшилась на 24 и 27,3% соответственно. Достоверных различий ЭЭГ в группе контроля выявлено не было.

Соотношение медленных τ- и δ-ритмов и быстрых β1- и β2-волн увеличилось в 1,5 раза в пользу быстрых, что отражает снижение степени дезинтеграции в структурах лимбико-ретикулярного комплекса. Можно предположить, что цветоритмотерапия устраняет дисбаланс автономной регуляции через феномен бинокулярного соперничества. Терапевтический эффект цветоритмотерапии объясняется действием адекватного раздражителя различных длин волн и передачей его от сетчатки глаза и зрительных центров в регулирующие структуры мозга, включая гипоталамо-лимбическую систему [1, 2]. Ответная реакция этих структур на раздражитель с навязыванием нормального ритма бинокулярного соперничества, по-видимому, способствует восстановлению баланса нейротрансмиттеров, что обусловливает позитивные сдвиги в состоянии пациентов с церебральными нарушениями на фоне сахарного диабета.

Нежелательных эффектов от цветоритмотерапии выявлено не было. Отмечена хорошая переносимость и высокая приверженность детей и подростков к описанному методу терапии.

Проведенное исследование показало высокую эффективность применения цветоритмотерапии в коррекции психических и вегетативных нарушений у детей и подростков с сахарным диабетом 1-го типа. Оптимальным является автоматический режим использования аппарата Цветоритм с дифференцировкой в соответствии с особенностями психических и эмоциональных проявлений. В случае ипохондрической, депрессивной направленности психических нарушений следует выбирать автоматический режим с заключающим красным цветом, что оказывает стимулирующее воздействие на ЦНС, а пациентам с преобладанием невротических реакций целесообразно применять автоматический режим без использования красного цвета и сохранить гармонизирующий эффект последовательно желтого, зеленого, синего цветов. Проведенная коррекция психического состояния детей с диабетом позволила улучшить не только общее состояние и настроение больных, но и помогла ликвидировать связанный с необходимостью самоконтроля страх, что способствовало оптимизации контроля гликемии и достижению стойкой компенсации диабета (уровень среднесуточной гликемии в 1-й и во 2-й группах снизился на 2,4 ммоль/л), что является важным моментом в профилактике поздних осложнений диабета, в том числе и со стороны нервной системы.

Источник