Роль медсестры в профилактике осложнений у больных сахарным диабетом

Роль медсестры в профилактике осложнений у больных сахарным диабетом thumbnail

Сахарный диабет относится к числу одному из наиболее распространенных хронических заболеваний. Число людей с диабетом катастрофически возрастает с каждым годом, с каждым десятилетием. По данным IDF от сахарного диабета по всему миру страдают около 415млн взрослых людей в возрасте от 20 до 79 лет, а в России по данным Государственного регистра больных СД на январь 2015 года было зарегистрировано 4,095млн, что составляет 2,8% от населения Российской Федерации. За 5-тилетний период рост распространенности данного заболевания в России составил 2,3%, что эквивалентно 930тыс пациентам.

Цель: определить роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом.

Задачи:

  1. изучить теоретический материал по данному заболеванию и его осложнениям;
  2. определить степень информированности больных о заболевании и осложнениях сахарного диабета, выявить основные проблемы пациентов с данной патологией;
  3. разработать рекомендации по решению выявленных проблем у пациентов с сахарным диабетом;
  4. обучить больных сахарным диабетом методам профилактики острых и хронических осложнений заболевания;
  5. оценить эффективность проведенной работы.

Гипотеза: предположительно, выявив основные проблемы пациентов с сахарным диабетом, можно обеспечить сестринский уход, обучение и профилактику возникновения острых и хронических осложнений.

Методы исследования: анкетирование, анализ карт историй болезни, наблюдение.

Объект исследования: пациенты с сахарным диабетом.

Предмет исследования: особенности профилактики сахарного диабета.

Исследование проводилось на трех базах:

  1. Школа Диабетологического центра №2 Кировского района, где проходят обучение в текущий месяц 60-70 пациентов. В анкетировании участвовали десять пациентов в возрасте от 35 до 67 лет, которым был диагностирован СД 2 типа впервые. Среди них 3 мужчин и 7женщин. Анкетирование проводилось после обучающей программы, далее группа «А».
  2. Центр им. Алмазова на форуме для пациентов по борьбе с лишним весом и СД 2 типа. Путем случайной выборки в анкетировании участвовали 10 человек из присутствовавших на форуме с диагнозом СД 2 типа, ожирение. Возраст: от 28 до 64 лет. Стаж диабета: от 1 года до 30 лет, 1 мужчина и 9 женщин. Анкетирование проводилось до начала форума с целью получения информации о том, насколько участники владеют знаниями по данному заболеванию, питанию, физической активности, вредных привычках и методах профилактики острых и хронических осложнений, далее группа «Б».
  3. База практики НИИ СП. им. И.И. Джанилидзе на отделении кардиологии с. 18.04.2017 по 16.05.2017г. В анкетировании принимали участие 10 пациентов в возрасте от 54 до72 лет, имеющие факторы риска, со стажем диабета от 3 до35 лет, дефицит информации по данному заболеванию и сопутствующим осложнениям.  Среди них 4 мужчин и 6 женщин, далее группа «В».

Таким образом, анализ информированности людей о СД 2 типа, соответствующих осложнениях и методах профилактики проводился на основе анкетирования трех групп участвующих:

«А» – прошедшие обучение пациенты;

«Б» – случайная выборка пациентов;

«В» – пациенты кардиологического отделения.

Анкетирование показало, что пациенты с СД 2 типа во всех трех группах имеют лишний вес, ожирение. Дефицит информации о данном заболевании, методах самоконтроля, питании, физической активности, избыток массы тела, вредные привычки, острые и хронические осложнения отмечается в группах Б и В. У пациентов всех групп имеются периодические проблемы, связанные с повышением сахара крови, о чем свидетельствуют положительные ответы о проявлениях организма в ответ на повышение сахара. После обучения в школе диабета группа А, на данный отрезок времени, в 100% объеме владеет теоретическими знаниями по данному заболеванию, методам профилактических мероприятий, ЗОЖ, питанию и практическими навыками самоконтроля.

Для решения выявленных проблем в трех испытуемых группах были поставлены следующие задачи:

-восполнить дефицит знаний по методам самоконтроля, по особенностям питания, физической активности, ЗОЖ в группе «Б» и «В», а в группе «А» закрепить знания, полученные в школе диабета, так как не все пациенты в дальнейшем контролируют свой образ жизни, а диабетом нужно заниматься ежедневно, ежечасно, только тогда можно добиться компенсации диабета;

-провести наблюдение за группой «В», находящейся в кардиологическом отделении с уже выявленными осложнениями, обеспечить совместный контроль показателей, влияющих на течение СД;

-создать бланк наблюдений за АД, контролем сахара в крови, приемом сахароснижающих препаратов, чтобы наглядно видеть, насколько пациенты заинтересованы в возможном получении знаний, применяют ли они эти знания и ведут ли контроль за АД, сахаром в крови, принимают ли сахароснижающие препараты.

Читайте также:  Курорты для лечения диабета 2 типа

Для группы «В» рекомендации были распечатаны и выданы каждому пациенту с разъяснением о необходимости их изучения.  Во второй испытуемой группе «Б» разработанные рекомендации внедрить не удалось, т.к. эта группа была подобрана методом случайного отбора, и обратной связи с этой группой установить не удалось.  В группе «А» несмотря на отсутствие дефицита знаний рекомендации также были внедрены для закрепления информации, полученной в школе диабета.

Параллельно с внедрением разработанных рекомендаций для группы «В», находящейся на стационарном лечении, был разработан бланк самонаблюдения. Самонаблюдение проводилось за основными показателями, влияющими на течение СД (ежедневный контроль сахара крови натощак, контроль АД, контроль приема сахароснижающих препаратов). Всем пациентам группы «В» был выдан бланк для регистрации показателей в течение 7 дней, устно разъяснена необходимость подобного самоконтроля.

За пациентами группы «В» в последующие 7 дней велся ежедневный контроль: ознакомление с разработанными рекомендациями, ведение дневника. 2 пациента из 10 отказались от ведения дневника самоконтроля, но с рекомендациями были ознакомлены, с каждым были проведены индивидуальные беседы о возможных осложнениях и профилактических мероприятиях. Уровень АД измерялся ежедневно в течении 7 дней утром и вечером, показатели сахара в крови и прием сахароснижающих препаратов измерялся и записывался в дневник самонаблюдения самостоятельно пациентами.  Бланк самонаблюдения был создан для того, чтобы пациенты испытуемой группы «В» смогли наглядно видеть изменения показателей организма и смогли оценить свое состояние до и после исследования, оценить важность полученных знаний, чтобы научились ими пользоваться и владели практическими навыками.

В группе «В» после обучения было проведено повторное анкетирование о полученных знаниях, умении их использовать в целях самоконтроля, методах профилактики острых и хронических осложнений. Провели совместный контроль за АД, измерением сахара в крови и приемом сахароснижающих препаратов. Пациенты наглядно увидели изменения в дневнике самонаблюдения жизненно важных показателей.

По завершению обучения пациенты продемонстрировали повышение уровня знаний по всем вопросам анкеты.

Помимо анкетирования, вели дневник самоконтроля 8 пациентов из 10. Два пациента отказались от участия, но с рекомендациями были ознакомлены все. Дневник самоконтроля ранее не вел ни один из пациентов. Дневник самоконтроля включал в себя фиксирование показателей АД, сахара крови, прием сахароснижающих препаратов, показатели фиксировались утром и вечером. По истечении срока ведения дневника все 8 пациентов отметили ряд улучшений показателей и общего самочувствия.

Таким образом, анализирую всю проведенную работу, без сомнений можно заключить, что влияние медсестры на больного сахарным диабетом 2 типа, и не только конкретно этого заболевания, действительно важно. Оно имеет обучающий характер и стимулирует пациента к борьбе с недугом.

Сестринская практика в данном случае подразумевает под собой способность медсестры донести до подопечного максимум информации касательно болезни, факторах риска, клинических проявлениях, осложнениях и методах профилактики, основываясь на собственных знаниях, войти в доверительные отношения с ним, чтобы уметь на психологическом уровне заставить пациента поменять отношение к заболеванию и осознать ценность своего здоровья, а так же провести беседу с родственниками пациента, чтобы и они смогли оказать благотворное влияние.

Список используемой литературы

  1. Аметов А. Касаткина Э. Как научиться жить с диабетом — М.: Интерпракс, 1991. — 72с.
  2. Анциферов М.Б., Одут Е.А., Мартынова В.Л. Принципы обучения больных сахарным диабетом методам самоконтроля — М., 1997. — 157с.
  3. Астахов Ю.С., Шадричев Ф.Е. Диабетологические центры – новый этап в создании специализированной помощи больным с диабетической ретинопатией// Клиническая офтальмология. — —  №4 —  С.148- 153.
  4. Галстян Г.Р. Пряхина К.Ю, Бондаренко О.Н, Майоров А.Ю.; под редакцией акад. РАН и РАМН И.И. Дедова. Рекомендации для больных сахарным диабетом с заболеваниями нижних конечностей — СПб.: ООО «Техно-Бизнес», 2014. — 63с.
  5. Гликированный (гликозилированный) гемоглобин. Анализ крови на гликированный гемоглобин. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://diabet-med.com/glikirovannyj-glikozilirovannyj-gemoglobin/, свободный (дата обращения: 24.02.17).
  6. Дедов И.И, Саприна Т.В, Файзулина Н.М. Сахарный диабет// Ежеквартальный научно-практический медицинский журнал. — 2016. — № 19 — C. 322-330. [1]
  7. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабетологию. — М.: Берег, 1998. — 200с.
  8. Древаль А.В. Учебник диабетика — М., 1997. — 140с.
  9. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Справочник. — 2-е изд. доп. — М.: Медицина, 1995. — 528 с.
  10. История изучения сахарного диабета [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://mybiblioteka.su/10-71315.html, свободный (дата обращения: 24.02.17).
  11. Лаптенок Л.В. Пособие для больных сахарным диабетом. — Минск: Беларусь, 1998. — 142с.
  12. Михаил Гурвич. Диета при сахарном диабете — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 288 с.
  13. Носкова В.А Поздеева Т.В., Васильева О.В. Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом// Казанский медицинский журнал. — —  №4 —  С. 542-544
  14. Причины и лечение сахарного диабета. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://timelady.ru/414-prichiny-i-lechenie-saharnogo-diabeta.html, свободный (дата обращения: 24.01.17).
  15. Сахарный диабет. Руководство для пациентов. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://www.dark-diabet.kz/page.php?page_id=54&lang=1&article_id=348, свободный (дата обращения: 12.01.17).
  16. Симптомы диабета. Ранние симптомы сахарного диабета у взрослых. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://diabet-med.com/simptomy-diabeta/#2, свободный
  17. Суркова Е.В, Майоров А.Ю., Мельникова О.Г. Сахарный диабет 2 типа. Руководство для людей с диабетом. Организация разработчик: ФГУ Эндокринологический научный центр — СПб.: ООО «Парголовская типография», 2014. — 116 с.
  18. Суркова Е.В, Майоров А.Ю, Мельникова О.Г. Сахарный диабет 1 типа. Руководство для людей с диабетом. Организация разработчик: ФГУ Эндокринологический научный центр — СПб.: ООО «Парголовская типография», 2014. — 132 с.
  19. Хирш А. Преодолеть диабет — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 313с.
  20. Что такое диабет. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://www.pangea-center.ru/articles/diabetschool/4, свободный (дата обращения: 24.01.17).
  21. Школа сахарного диабета. БУ “Канашская ЦРБ им. Ф.Г.Григорьева” Минздрава Чувашии. [Электронный ресурс] — Электрон. журнал — Режим доступа: https://www.kanash-crb.med.cap.ru/562681/566210/Page.aspx, свободный (Дата обращения: 04.02.17).
  22. Ю.И.Сунцов. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространенности в Российской Федерации// Сахарный диабет — — №1 — С. 15-18.
Читайте также:  Профилактика диабета 1 типа диета

Оригинал работы:

Выпускная квалификационная работа: “Роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом”

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Роль медицинской сестры в повышении качества жизни пациента с сахарным диабетом

Балаково 2020 Государственное автономное образовательное учреждение Среднего...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Балаково 2020 Государственное автономное образовательное учреждение Среднего

Описание слайда:

Балаково 2020 Государственное автономное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Балаковский медицинский колледж Роль медицинской сестры в повышении качества жизни пациента с сахарным диабетом Преподаватель СД в терапии А.В. Баклыкова

2 слайд

Сахарный диабет – довольно распространенное заболевание. Но пациенты, которы

Описание слайда:

Сахарный диабет – довольно распространенное заболевание. Но пациенты, которые только заболели, чувствуют себя очень неуютно, если не сказать растерянно. Такая ситуация создается потому, что люди с сахарным диабетом часто не знают как правильно себя вести после выписки из больницы, где им поставили диагноз. Введение

3 слайд

Сахарный диабет - это заболевание, вызванное абсолютной или относительной не

Описание слайда:

Сахарный диабет – это заболевание, вызванное абсолютной или относительной недостаточностью гормона инсулина, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови.

4 слайд

Первый тип - инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой и

Описание слайда:

Первый тип – инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще всего он появляется в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе сахарного диабета пациент должен постоянно вводить себе инсулин. Типы сахарного диабета

5 слайд

Второй тип – инсулиннезависимый, возникает иногда даже при избытке инсулина в

Описание слайда:

Второй тип – инсулиннезависимый, возникает иногда даже при избытке инсулина в крови. Этот тип сахарного диабета появляется в зрелом возрасте, часто после 40 лет. Его развитие связано с повышенной массой тела, большим употреблением углеводов, низкой физической активностью.

6 слайд

Справиться со всеми страхами человека, обучить его правильному приёму лекарс

Описание слайда:

Справиться со всеми страхами человека, обучить его правильному приёму лекарственных средств, использованию глюкометра, помочь ему изменить свой образ жизни – главные задачи медицинской сестры при лечении и повышении качества уровня жизни человека с сахарным диабетом.

7 слайд

Низкая физическая активность, неправильное питание, избыточный вес, психофизи

Описание слайда:

Низкая физическая активность, неправильное питание, избыточный вес, психофизические зависимости – это основные негативные факторы для людей с данной болезнью. Медицинская сестра в самом начале лечения должна объяснять пациенту о необходимости повышения двигательной активности. Здоровый образ жизни

8 слайд

Медицинская сестра должна объяснить пациенту, страдающему сахарным диабетом,

Описание слайда:

Медицинская сестра должна объяснить пациенту, страдающему сахарным диабетом, несколько правил, которые следует учитывать при физической активности: Никогда не начинать физическую нагрузку при уровне глюкозы крови выше 15-ти ммоль/л. Должен быть индивидуальный подбор интенсивности и методики выполнения упражнений для каждого конкретного человека, в зависимости от возраста, возможностей и состояния здоровья. Упражнения должны выполняться регулярно, т.к. только при регулярном выполнении физических упражнений, возможно добиться укрепления организма.

Читайте также:  Современное представление о сахарном диабете

9 слайд

Контроль питания играет важную роль в жизни человека с сахарным диабетом. Пр

Описание слайда:

Контроль питания играет важную роль в жизни человека с сахарным диабетом. Правильное питание

10 слайд

Необходимо объяснить человеку, что нельзя употреблять чрезмерное количество

Описание слайда:

Необходимо объяснить человеку, что нельзя употреблять чрезмерное количество пищи. При подсчете калорий необходимо использовать таблицы калорийности в которых указано количество углеводов, жиров и белков в той или иной пище. Необходимо подсчитывать количество полученных хлебных единиц.

11 слайд

Увеличение физической нагрузки и соблюдение всех аспектов в диете уже будут с

Описание слайда:

Увеличение физической нагрузки и соблюдение всех аспектов в диете уже будут способствовать увеличению хорошего самочувствия пациента.

12 слайд

Медицинская сестра может помочь человеку победить все его страхи, связанные

Описание слайда:

Медицинская сестра может помочь человеку победить все его страхи, связанные с болезнью, помочь ему адаптироваться к ней. Пациенту нужно объяснять, что с сахарным диабетом во всём мире живет множество людей и живут они полноценной и счастливой жизнью. Психологический комфорт

13 слайд

Контроль уровня глюкозы жизненно необходим людям, страдающим сахарным диабет

Описание слайда:

Контроль уровня глюкозы жизненно необходим людям, страдающим сахарным диабетом. При сахарном диабете I типа контроль проводится перед приемом пищи до введения короткого инсулина. Больные с сахарным диабетом II типа должны контролировать глюкозу крови реже – два-три раза в неделю. Контроль уровня глюкозы

14 слайд

Натощак норма глюкозы в крови – 3,3 – 5,5 ммоль/л; Спустя 2 часа после прием

Описание слайда:

Натощак норма глюкозы в крови – 3,3 – 5,5 ммоль/л; Спустя 2 часа после приема пищи– 8 ммоль/л; Сахар в анализе мочи должен быть отрицательный. При данных показателях риск возникновения осложнений минимален.

15 слайд

Систематический контроль уровня глюкозы крови и поддержание его на допустимом

Описание слайда:

Систематический контроль уровня глюкозы крови и поддержание его на допустимом уровне, изменение образа жизни – основа профилактики осложнений сахарного диабета.

16 слайд

«Чтобы больной мог доверить самому себе свою собственную жизнь, ему нужно отл

Описание слайда:

«Чтобы больной мог доверить самому себе свою собственную жизнь, ему нужно отлично овладеть определением дозы и введением инсулина…» (Дж. Дж. Р. Маклеод) Медицинской сестре очень важно обучить пациента с сахарным диабетом правильной технике введения инсулина: Инсулин всегда вводится в подкожно-жировую клетчатку. Необходимо ежедневно менять и тщательно осматривать место инъекции. Правильное введение инсулина

17 слайд

Инъекцию необходимо выполнять только после того, как спирт испарится с повер

Описание слайда:

Инъекцию необходимо выполнять только после того, как спирт испарится с поверхности кожи. Необходимо точно соблюдать назначенную врачом дозировку. Избегать попадания воздуха в шприц.

18 слайд

Необходимо правильно делать кожную складку и вводить иглу под углом 45 граду

Описание слайда:

Необходимо правильно делать кожную складку и вводить иглу под углом 45 градусов. После выполнения инъекции приложить сухой стерильный ватный шарик и извлечь иглу.

19 слайд

Медицинская сестра должна также напоминать больному о своевременном посещени

Описание слайда:

Медицинская сестра должна также напоминать больному о своевременном посещении всех врачей, как минимум 1 раз в три месяца для выявления каких-либо осложнений диабета и наблюдения за динамикой лечения. Диспансерное наблюдение

20 слайд

Роль медицинской сестры в повышении качества жизни человека страдающего сахар

Описание слайда:

Роль медицинской сестры в повышении качества жизни человека страдающего сахарным диабетом велика. Она поможет ему: Вести здоровый образ жизни Питаться правильно Пользоваться глюкометром и контролировать уровень глюкозы в крови Принимать правильно лекарственные средства Адаптироваться к заболеванию Заключение

21 слайд

Список литературы: https://www.yandex.ru/ https://ru.wikipedia.org/ https://nak

Описание слайда:

Список литературы: https://www.yandex.ru/ https://ru.wikipedia.org/ https://nakaura.narod.ru/Diabet.html Обуховец Т.Н. Сестринское дело с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов на Дону: Феникс, 2008 Маколкин В.И. Внутренние болезни. – Москва, 2009.

22 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Роль медсестры в профилактике осложнений у больных сахарным диабетом

Курс повышения квалификации

Роль медсестры в профилактике осложнений у больных сахарным диабетом

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Роль медсестры в профилактике осложнений у больных сахарным диабетом

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Основная задача презентации на тему: Роль медицинской сестры в повышении качества жизни пациента с сахарным диабетом – красочно и подробно рассказать о роли медицинской сестры. Медицинская сестра помогает адаптироваться к заболеванию, научить пациента правильно вводить инсулин, контролировать уровень сахара при помощи глюкометра, рассказать о важности физической нагрузки и питания при сахарном диабете, научить подсчитывать хлебные единицы.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1399383

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник