Сахарный диабет и арт терапия

Сахарный диабет и арт терапия thumbnail

Какое отношение мелки и клей имеют к проверкам глюкозы крови, инъекциям инсулина и подсчетам углеводов?

Для семей, живущих бок о бок с сахарным диабетом, даже большее, чем вы можете себе представить! Когда вы воспитываете ребенка с диабетом, быть человеком, решающим все проблемы, жизненно важно для поддержания его здоровья. И решение проблем требует творческого подхода. Вы изучаете ряд обстоятельств, выявляете и анализируете возможные ответные реакции, принимаете меры — делаете то, что люди, управляющие диабетом, делают бесчисленное количество раз в течение дня, каждый день.  

Чтобы найти решение проблем, семьям, живущим с диабетом, часто приходится думать, выходя за рамки привычного: идет ли речь о запихивании в чемодан для недельного отпуска диабетических припасов, которых хватит и на две недели (просто на всякий случай!); или о том, куда прикрепить к костюму на Хэллоуин помпу; о том, как реагировать на некорректные высказывания окружающих людей; или же как помочь ребенку с эмоциональным выгоранием. Чем чаще вы будете творчески подходить к решению проблем, тем лучше вы сможете справляться с возникающими проблемами. Позвольте искусству укрепить ваш творческий потенциал.  

Диабет обычно ассоциируется с печалью и разочарованием («я устал от диабета, и я устал пытаться»), беспокойством («мой ребенок каждый день ходит к медсестре, жалуясь на больной животик и то, что он хочет домой, но у него ничего не болит!»), семейными проблемами («управление диабетом нашего ребенка всегда ложится на меня!») и проблемами социальными («мам, она сказала, что я не могу прийти к ней на вечеринку и остаться на ночь, потому что у меня диабет!»). 

Когда возникают подобные вопросы, диабет может обременять еще больше, поскольку в дополнение к физическому здоровью добавляются также те аспекты нашей жизни, которые способствуют общему качеству жизни, социальным отношениям, в том числе в школе, на работе, чувству собственного достоинства и самоэффективности, и, что еще более важно, осознанию того, кто мы есть и какое место диабет занимает в нашей жизни. 

Сахарный диабет и арт терапия  

Когда вы сталкиваетесь со всеми этими трудностями, связанными с сахарным диабетом, для вашей семьи, будущего физического и эмоционального здоровья вашего ребенка может оказаться полезным рассмотреть вопрос профессиональной поддержки.

Арт-терапия – это конструктивный, интересный, эффективный, веселый и семейный вариант. Она сочетает в себе творческое, визуальное выражение и психотерапию, помогает людям выражать и исследовать свои мысли, чувства и опыт. Арт-терапия основана на убеждении, что художественное самовыражение исцеляет, а размышление о своих творениях может способствовать творческому подходу к решению проблем.  

Арт-терапевты обучены тому, чтобы помочь вам определить проблемы и направить вас на поиск решений через вспомогательное творческое самовыражение и вдумчивое обсуждение.

О многих проблемах и эмоциях, которые приходят вместе с диабетом, трудно говорить, и искусство как раз может стать прекрасным инструментом для выражения чувств и идей, которые трудно выразить словами.

Дети легко могут быть вовлечены в арт-терапию, но даже тем родителям, которые считают, что «арт-терапия не для них», она может принести большую пользу. Волшебство арт-терапии состоит в том, что она не требует таланта — только готовности подходить к решению задач с другой точки зрения.  

И даже без помощи арт-терапевта вы можете пожинать плоды арт-терапии.

Очистите стол, выложите на него материалы для рисования или коллажа, краски, диабетические приспособления – все то, что привнесет веселье в происходящее. Приступайте к работе всей семьей, как если бы вы собрались за столом в обеденное время. Семейное искусство — это особое время для создания воспоминаний и общения. Поиграйте с художественными материалами, используя их, расскажите историю так же, как и ваши дети, говорите с ними на языке искусства и, самое главное, получайте удовольствие!  

Сахарный диабет и арт терапия

Когда вы закончите, повесьте то, что у вас всех получилось, отступите назад и посмотрите на результат вместе.

С абсолютно открытой душой попросите вашего ребенка рассказать вам о его творении.

Никогда не предполагайте, что вы знаете, каковы объекты на самом деле и какое повествование стоит за ними. Позвольте смыслу прийти к вам от ребенка.

Пусть каждый также расскажет о своем творении: «О чем твой рисунок?», «Есть ли у него какая-либо история?». Обсудите свои творения друг с другом — что вам это напоминает, какие чувства у вас это вызывает. Так вы можете узнать что-то, что связано с вашим диабетическим опытом.

Создайте диалог в игривой атмосфере «истории времени», поддержите беседу на уровне детей и оставайтесь в курсе того, что им может понадобиться — уверенность, понимание, одобрение, признание. Продолжительность и глубина разговора могут варьировать в зависимости от возраста и личности ребенка, но даже короткий диалог — это приглашение к диалогу в будущем.  

Помните, что некоторые дети не захотят много рассказывать, и это тоже нормально.

В конце концов смысл всего этого заключается в том, чтобы рассказать историю о диабете, поэтому искусство может сказать само за себя все, что нужно. Наконец, диабет может быть «уродливым» заболеванием, но искусство привнесет в него свою красоту.

Источник

Искусство для детей — это расширяющий возможности общения язык, потому что это тот язык, на котором они свободно говорят. Чем младше ребенок, тем меньше точных слов он может подобрать, чтобы описать то, как он себя чувствует по отношению к чему-либо, но через искусство дети могут выразить все, что угодно.

Читайте также:  Если ты болеешь сахарным диабетом

Какое отношение мелки и клей имеют к проверкам глюкозы крови, инъекциям инсулина и подсчетам углеводов? Для семей, живущих бок о бок с сахарным диабетом, даже большее, чем вы можете себе представить! Когда вы воспитываете ребенка с диабетом, быть человеком, решающим все проблемы, жизненно важно для поддержания его здоровья. И решение проблем требует творческого подхода. Вы изучаете ряд обстоятельств, выявляете и анализируете возможные ответные реакции, принимаете меры — делаете то, что люди, управляющие диабетом, делают бесчисленное количество раз в течение дня, каждый день.

Чтобы найти решение проблем, семьям, живущим с диабетом, часто приходится думать, выходя за рамки привычного: идет ли речь о запихивании в чемодан для недельного отпуска диабетических припасов, которых хватит и на две недели (просто на всякий случай!); или о том, куда прикрепить к костюму на Хэллоуин помпу; о том, как реагировать на некорректные высказывания окружающих людей; или же как помочь ребенку с эмоциональным выгоранием. Чем чаще вы будете творчески подходить к решению проблем, тем лучше вы сможете справляться с возникающими проблемами. Позвольте искусству укрепить ваш творческий потенциал.

Дети с диабетом и арт-терапия в домашних условиях. Диабет, сахарный диабет, СД1 типа, СД 2 типа, Правило 15.Диабет обычно ассоциируется с печалью и разочарованием («я устал от диабета, и я устал пытаться»), беспокойством («мой ребенок каждый день ходит к медсестре, жалуясь на больной животик и то, что он хочет домой, но у него ничего не болит!»), семейными проблемами («управление диабетом нашего ребенка всегда ложится на меня!») и проблемами социальными («мам, она сказала, что я не могу прийти к ней на вечеринку и остаться на ночь, потому что у меня диабет!»). Когда возникают подобные вопросы, диабет может обременять еще больше, поскольку в дополнение к физическому здоровью добавляются также те аспекты нашей жизни, которые способствуют общему качеству жизни, социальным отношениям, в том числе в школе, на работе, чувству собственного достоинства и самоэффективности, и, что еще более важно, осознанию того, кто мы есть и какое место диабет занимает в нашей жизни.

Когда вы сталкиваетесь со всеми этими трудностями, связанными с сахарным диабетом, для вашей семьи, будущего физического и эмоционального здоровья вашего ребенка может оказаться полезным рассмотреть вопрос профессиональной поддержки. Арт-терапия – это конструктивный, интересный, эффективный, веселый и семейный вариант. Она сочетает в себе творческое, визуальное выражение и психотерапию, помогает людям выражать и исследовать свои мысли, чувства и опыт. Арт-терапия основана на убеждении, что художественное самовыражение исцеляет, а размышление о своих творениях может способствовать творческому подходу к решению проблем.

Арт-терапевты обучены тому, чтобы помочь вам определить проблемы и направить вас на поиск решений через вспомогательное творческое самовыражение и вдумчивое обсуждение. О многих проблемах и эмоциях, которые приходят вместе с диабетом, трудно говорить, и искусство как раз может стать прекрасным инструментом для выражения чувств и идей, которые трудно выразить словами. Дети легко могут быть вовлечены в арт-терапию, но даже тем родителям, которые считают, что «арт-терапия не для них», она может принести большую пользу. Волшебство арт-терапии состоит в том, что она не требует таланта — только готовности подходить к решению задач с другой точки зрения.

И даже без помощи арт-терапевта вы можете пожинать плоды арт-терапии. Очистите стол, выложите на него материалы для рисования или коллажа, краски, диабетические приспособления – все то, что привнесет веселье в происходящее. Приступайте к работе всей семьей, как если бы вы собрались за столом в обеденное время. Семейное искусство — это особое время для создания воспоминаний и общения. Поиграйте с художественными материалами, используя их, расскажите историю так же, как и ваши дети, говорите с ними на языке искусства и, самое главное, получайте удовольствие!

Дети с диабетом и арт-терапия в домашних условиях. Диабет, сахарный диабет, СД1 типа, СД 2 типа, Правило 15.Когда вы закончите, повесьте то, что у вас всех получилось, отступите назад и посмотрите на результат вместе. С абсолютно открытой душой попросите вашего ребенка рассказать вам о его творении. Никогда не предполагайте, что вы знаете, каковы объекты на самом деле и какое повествование стоит за ними. Позвольте смыслу прийти к вам от ребенка. Пусть каждый также расскажет о своем творении: «О чем твой рисунок?», «Есть ли у него какая-либо история?». Обсудите свои творения друг с другом — что вам это напоминает, какие чувства у вас это вызывает. Так вы можете узнать что-то, что связано с вашим диабетическим опытом. Создайте диалог в игривой атмосфере «истории времени», поддержите беседу на уровне детей и оставайтесь в курсе того, что им может понадобиться — уверенность, понимание, одобрение, признание. Продолжительность и глубина разговора могут варьировать в зависимости от возраста и личности ребенка, но даже короткий диалог — это приглашение к диалогу в будущем.

Помните, что некоторые дети не захотят много рассказывать, и это тоже нормально. В конце концов смысл всего этого заключается в том, чтобы рассказать историю о диабете, поэтому искусство может сказать само за себя все, что нужно. Наконец, диабет может быть «уродливым» заболеванием, но искусство привнесет в него свою красоту.

Источник

Сахарный диабет и арт терапия

join us2Сахарный диабет – не образ жизни, а враг, которого можно победить. ©: Х. Каналес, 1996

Миссия РДА – излечение человека с сахарным диабетом! ©: Богомолов М.В., 1996

Мы рады приветствовать Вас на сайте Российской Диабетической Ассоциации!

Читайте также:  Сахарный диабет 2 типа медицинская энциклопедия

Этот портал был специально создан для помощи больным диабетом. Сахарный диабет – это трудное жизненное испытание и для того, чтобы его выдержать, необходимы достоверные знания как о самой болезни и ее симптомах, так и о способах борьбы с ней.

Целью РДА, помимо всесторонней помощи, лечения, излечения людей с сахарным диабетом, представительства и защиты их интересов, финансирования исследований в области диабетологии, становится предотвращение эпидемического распространения диабета путем расширения работы с населением. Если раньше РДА служила исключительно человеку с диабетом и замыкалась на нем, то теперь она стала более масштабной и профилактической. Мы – не общество инвалидов, мы – общество предотвращения инвалидности, здорового образа жизни; общество победы над диабетом, ожирением, атеросклерозом и артериальной гипертонией.

Если вы недавно обнаружили у себя симптомы диабета или врач установил вам этот диагноз, не отчаивайтесь – вы не одни. Мы поможем вам! Не смотря на то, что лекарство от этой болезни еще не найдено, существуют методики, включающие медикаментозное лечение, диеты и упражнения, которые помогают бороться с этим недугом и побеждать его.

В наших разделах “О диабете” и “Центр помощи РДА” вы сможете найти все необходимое. Если заболел кто-то из ваших близких или родных, уделите им больше времени и внимания – они сейчас очень нуждаются в вашей поддержке и заботе.

Горячие темы

Функциональные продукты питания

В связи с оживленной дискуссией о значении терминов “здоровый продукт” и “функциональный продукт” приводим нормативные документы по теме…

Премия 3 миллиона рублей!

В связи с тем, что в последнее время появляется большое количество заявлений и публикаций о случаях излечения сахарного диабета 1 и/или 2 типа, РДА назначает ПРЕМИЮ 3 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ за доказанный факт излечения сахарного диабета!

Потребление сахара и диабет

Последние 2 года СМИ ведут ожесточенную дискуссию о вероятной роли потребления сахара на развитие сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Приглашаем специалистов к дискуссии.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИ ПОЛЕЗНЫЕ ТОВАРЫ.

Ваши дети – это то, что Вы ели до их зачатия. (c): М. Богомолов, 2018.
Ген – не приговор, а руководство к действию. (c): Хорхе Каналес, 2018.

PDFImprimir

Психология диабета –

Domingo 05 de Marzo de 2017 15:13

2017-03-04Еще один способ избежать стресса – рисовать. Способом пользуются не только дети, но и взрослые.

Влияние стресса на компенсацию диабета обсуждается десятилетиями, с момента появления тест-полосок.

Живопись является не только хобби и искусством, но и разновидностью психотерапии – арт-терапией.

Публикации на эту тему расположены на сайте: https://www.diabetes-ru.org/ru/component/content/article/psihologija-diabeta/psihologija-diabeta

Интервью Тульскому выпуску Российской Диабетической Газеты “Жизнерадостная газета” № 17 (1167)/ 1-2017 по теме дала врач – аллерголог иммунолог Прошина Александра Сергеевна и художник Екатерина Горячева.

Подробнее…

Скачать (PDF, 1.02 Мб.)

Членство

РДА член Национальной Медицинской Палаты

Сахарный диабет и арт терапия

Законы & Постановления

Сахарный диабет и арт терапия

Члены попечительского совета

Вы можете подписаться на наши еженедельные информационные рассылки

 

Источник

Современная теория биопсихосоциогенеза болезней связана с признанием того, что развитие, прогноз и лечение любого заболевания -не только психического, но и физического (соматического) – связаны с взаимодействием трех основных групп факторов – биологических, психологических и социальных. Именно такой биопсихосоциаль-ный подход лежит в основе понимания «внутренней картины болезни» (ВКБ).

Понятие «внутренняя картина болезни» было введено известным отечественным терапевтом Р.А. Лурия в 1935 г., т. е. задолго до появления биопсихосоциальной модели развития болезней и их лечения. Этот автор одним из первых показал некорректность противопоставления «субъективных жалоб» и «объективных симптомов» и предложил более широкие понятия внутренней и внешней картины болезни.

Лурия выделял два уровня ВКБ – сенситивный и интеллектуальный. К первому он относил ощущения и чувства, возникающие в связи с заболеванием. Ко второму – мысли и истолкования возникающих изменений, связанных с болезнью. При этом структура и психологическое «наполнение» обоих уровней тесно связаны с особенностями личности больного. Такой психологический комплекс определяет возникновение у больного человека разнообразных психогенных реакций, в том числе ятрогенных (т. е. вызванных влиянием врача и другого медперсонала).

Сенситивный и интеллектуальный уровни ВКБ, согласно Лурия, служат основанием для разработки представлений о двух основных блоках ВКБ – сенсорно-эмоциональном и логическом. Если формирование первого происходит под влиянием впечатлений и переживаний, вызванных проявлениями болезни, то формирование второго определяется и опосредуется теми концепциями, которые привлекаются личностью для описания и объяснения причин и механизмов развития заболевания, его прогноза и процесса лечения. При этом можно говорить как о реальной, так и о ложной концепции болезни в структуре ВКБ. Реальные модели болезни более или менее адекватно отражают имеющиеся проявления, причинные факторы и прогноз заболевания, а ложные модели предполагают неадекватное или неполное представление о них. Ложные модели могут быть связаны с проявлением защитных механизмов.

Термин ВКБ прочно вошел в отечественный медицинский лексикон как включающий в себя переживание, осознание, отношение к болезни, ее образное и словесное выражение больным, а также целостную концепцию болезни, формируемую пациентом как грани единого целого. Хотя ВКБ часто рассматривается как негативный фактор, ответственный за возникновение дополнительных психогенных наслоений при психических и соматических заболеваниях, в действительности она может выступать и весьма полезным регулятором поведения пациента, быть в определенной мере связанной с механизмами психологической защиты и копинг-стратегия-ми, проявляющимися в ситуации болезни и направленными на ее преодоление.

Читайте также:  Сахарный диабет лечение в беларуси

В литературе описаны разные варианты отношения пациента к своей болезни, включая:

  • • нормальное (соответствующее состоянию и тому, что было сообщено или известно пациенту о его болезни),
  • • пренебрежительное (с недооценкой серьезности заболевания),
  • • отрицающее (когда пациент гонит от себя мысли о болезни),
  • • нозофобное (когда пациент чрезмерно боится болезни),
  • • ипохондрическое (при котором пациент убежден, что страдает тяжелым заболеванием, но это не соответствует действительности),
  • • нозофильное (когда пациент испытывает положительные чувства по поводу своего заболевания).

Описана также классификация ВКБ по уровням активности личности и ее противодействия болезни, включающая пассивно-страдательное, активно-положительное, спокойно-наблюдательное отношение к болезни, а также активное противодействие болезни и ее отрицание личностью. Важную роль в формировании ВКБ играет тип отношения к болезни.

Предложена также модель формирования и функционирования интрацептивных ощущений в структуре ВКБ. Процесс формирования начинается с соматических ощущений, составляющих чувственную ткань ВКБ. Эти ощущения крайне неопределенны, неточно локализованы, кратковременны, плохо рефлексируются. На их основе, путем квалификации чувственных данных в эмоционально-оценочных категориях, возникают «соматические образы». В результате ощущения приобретают большую конкретность, локализацию, интенсивность, модальность, соотносятся с культурными перцептивными и языковыми эталонами и могут быть вербализованы. Осознанные, отрефлексированные интрацептивные ощущения в существующей у субъекта системе категорий соотносятся с уже усвоенными эталонами экстрацептивных ощущений. За последние 25 лет ВКБ и типы отношения к болезни у взрослых в нашей стране активно изучались при различных заболеваниях – соматических, психических, неврологических (Смулевич и др., 2005). Однако какие-либо исследования ВКБ при разных заболеваниях у детей не проводились.

ВКБ рассматривается как важная мишень для психотерапевтических воздействий. Психотерапевтическая работа с ВКБ может быть ориентирована в одних случаях на то, чтобы смягчить или устранить гипертрофированные эмоциональные реакции пациента на болезнь (реальную или мнимую), в других случаях – на то, чтобы скорректировать ложные или искаженные представления па циента о болезни и изменить его отношение к ней и проводимому лечению, и в третьих случаях – на то, чтобы изменить его поведение, в частности, сделать больного более активным и ответственным участником процесса лечения. Психотерапевтическая работа с ВКБ может также затрагивать все три уровня – эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Касаясь психотерапевтической работы с ВКБ, важно признать, что она может не только выступать помехой в психотерапии – в том случае, если допускает искаженное восприятие болезни, но и, интегрируя в себе образцы языка и способы видения мира, присущие конкретному человеку, может становиться важной платформой для активизации пациента в процессе психотерапии, придания психотерапевтическому процессу личностно-ориентированного характера.

Как отмечено в книге «Клиническая психотерапия в общей врачебной практике», «значительные возможности для целостного понимания больного не только как носителя симптомов болезни, но и как человека со специфически измененным жизненным стилем, предоставляет учет ВКБ в виде системы психологической адаптации личности, имеющей в основе особенности самооценки, механизмы психологической защиты и совладания (копинг-поведение). Методологическим подходом к такому пониманию ВКБ являются положения психологии отношений В. Н. Мясищева, представления о трехкомпонентной структуре отношения личности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), признание значимости взаимосвязи сознательного и неосознаваемого в механизмах психологической адаптации больного» (Незнанов, Карвасарский, 2008, с. 36-37).

В том же издании признается, что ВКБ в целом формируется в защитных целях для снижения эмоционального напряжения и преодоления трудностей, вызванных заболеванием. Подчеркивается, что особенности ВКБ «раскрывают стиль нарушенного личностного функционирования больного с учетом когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, порождающих психотравмирующие жизненные ситуации» (там же, с. 38).

В процессе научного осмысления ВКБ было признано, что ее составной частью является «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ), служащая своеобразным внутренним эталоном здорового человека или здорового органа, части тела. Этот эталон может быть сложным и включать разные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. Формирование ВКЗ предполагает:

  • • осознание и идентификацию собственного внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого;
  • • осознание появляющихся признаков любого стойкого нарушения гомеостаза, т. е. идентификацию индикаторов предболез-ни, предвестников отклоняющегося состояния в динамическом процессе здоровья.

ВКЗ, как и ВКБ, в целом имеет трехкомпонентную структуру и включает:

  • • представления о здоровье (субъективные или мифологизированные умозаключения, мнения, убеждения),
  • • комплекс эмоциональных переживаний и ощущений (описываемых как спокойствие, легкость, радость, комфорт и т. д.),
  • • поведенческие реакции (усилия, стремления, конкретные действия человека, направленные на укрепление и сохранение здоровья).

Как важная характеристика ВКЗ также присутствует целостность в восприятии себя. Таким образом, ВКБ – это «интегральная характеристика адаптации личности к болезни и лечению, включающая знание о болезни, ее осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на социальное функционирование, эмоциональные и поведенческие реакции, защитное и совладающее поведение в болезни, качество жизни и внутреннюю картину здоровья… Знание и учет ВКБ углубляет понимание роли личностных факторов в динамике болезни, расширяет возможности активного вовлечения больного в систему лечебно-реабилитационных мероприятий, оптимизации отношений врач – больной, выбора дифференцированной психотерапевтической тактики» (там же, с. 40).

Источник