Сахарный диабет и лекарственное обеспечение

- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Льготное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Лекарства:
- 341 КОСГУ
- 7 нозологий
- Акт списания медикаментов
- Бесплатные лекарства
- Бесплатные лекарства беременным
- Ещё…
Судебная практика: Льготное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2004 по делу N 80-Г04-9
Об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 08.06.2004, которым частично удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Ульяновской области от 26.03.2004 N 013-ЗО “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” (в ред. Закона Ульяновской области от 29.04.2004 N 017-ЗО “О внесении изменений в Закон Ульяновской области “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год”).рассмотрела в судебном заседании от 6 октября 2004 г. гражданское дело по заявлению мэра города Ульяновска о признании недействующим в части Закона Ульяновской области от 26.03.2004 г. N 013-ЗО “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” (в редакции Закона Ульяновской области от 29.04.2004 г. N 017-ЗО “О внесении изменений в Закон Ульяновской области “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” по кассационной жалобе Администрации Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 8 июня 2004 г., которым постановлено: “Заявление мэра города Ульяновска удовлетворить частично. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия часть 1 статьи 23 Закона Ульяновской области от 26.03.2004 г. N 013-ЗО “Об областном бюджете” Ульяновской области на 2004 год” в части, устанавливающей направление муниципальному образованию “город Ульяновск” в соответствии со статьей 22 настоящего Закона средств областного бюджета, предусмотренных по соответствующим разделам функциональной классификации на софинансирование расходов на закупку инсулинов и средств их введения для обеспечения больных сахарным диабетом жителей г. Ульяновска в сумме 17931,0 тыс. рублей и на софинансирование расходов по лекарственному обеспечению льготной категории-граждан г. Ульяновска по Федеральному закону от 12.01.1995 г., N 5-ФЗ “О ветеранах” в сумме 7396,0 тыс. рублей. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия часть 2 статьи 23 Закона Ульяновской области от 26.03.2004 г. N 013-ЗО “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” устанавливающей, что средства на софинансирование расходов на закупку инсулинов и средств их введения для обеспечения больных сахарным диабетом жителей города Ульяновска и лекарственному обеспечению льготной категории граждан города Ульяновска по Федеральному закону “О ветеранах” направляются администрации города Ульяновска при условии утверждения в установленном порядке в соответствующем бюджете на 2004 год ассигнований на софинансирование этих расходов в размере не менее 50 процентов от расчетной потребности. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия статью 3 Закона Ульяновской области от 26.03.2004 г. N 013-ЗО “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” в части не установления в Приложении N 3 норматива дохода бюджета города Ульяновска от налога на имущество организаций. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия часть 1 статьи 1 Закона Ульяновской области “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” (в редакции Закона Ульяновской области от 29 апреля 2004 г. N 017-ЗО “О внесении изменений в Закон Ульяновской области “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год”) в части утверждения доходов областного бюджета в сумме 6078121,1 тыс. рублей, установления в приложении N 1 налоговых доходов областного бюджета в сумме 3241276,0 тыс. рублей и зачисления налога на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год, и погашения задолженности прошлых лет в сумме 99880,0 тыс. рублей). Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия статью 3 Закона Ульяновской области от 26.03.2004 г. N 013-ЗО “Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год” в части неустановления в Приложении N 3 норматива дохода бюджета города Ульяновска от налога на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год, и погашения задолженности прошлых лет).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Льготное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Вопросам социальной защиты инвалидов – внимание прокуроров
(Васильева Н.А., Кондратьева Е.Б.)
(“Законность”, 2019, N 11)Кроме того, после вмешательства прокуратуры в 2018 г. приняты меры к обеспечению финансирования в необходимых объемах Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи (утв. постановлением правительства Амурской области). Ситуация потребовала вмешательства и в этом году. Вопреки стандартам медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 г. N 748), в Территориальной программе области на 2019 г. не предусмотрено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру детей и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Право граждан на лекарственное обеспечение: Монография”
(Н.В. Путило, Н.С. Волкова, Ф.В. Цомартова и др.)
(отв. ред. Н.В. Путило)
(“ИЗиСП”, “КОНТРАКТ”, 2017)Резюмируя, отметим, что вопросы финансового обеспечения и доступности лекарственной помощи лицам, больным сахарным диабетом, остаются крайне злободневными. Анализ законодательства показывает, что ряд острых проблем, связанных с лечением и профилактикой данного заболевания, не находит должной регламентации в законодательстве. В ряду важнейших из них – законодательное закрепление государственных обязательств по отношению к лицам с сахарным диабетом, формулирование превентивных мер в связи с распространением этого заболевания (например, мониторинговые исследования групп населения), особая социальная поддержка детей, страдающих диабетом, и их родителей.
Нормативные акты: Льготное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Самарского УФАС России от 27.12.2019 по жалобе N 1769-14542-19/4
Нарушение: п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления госзакупок).рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО “М” на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по поставке медицинских изделий для больных сахарным диабетом, в рамках льготного лекарственного обеспечения на 2019 год (извещение N 0142200001319022988, начальная (максимальная) цена контракта – 6 418 399,00 рублей),
: Льготное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом
Источник
Одним из принципов охраны здоровья граждан в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – ФЗ № 323).
В силу статьи 4 ФЗ №323 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 ФЗ №323).
Статьей 29 ФЗ №323 определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 ФЗ №323).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона №323 ).
Согласно части 1 статьи 43 ФЗ №323 гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 ФЗ №323).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 – Е14).
Диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).
Препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно также
- при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме,
- при оказании специализированной,
- скорой медицинской помощи,
- паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях,
- условиях дневного стационара и при посещениях на дому
(ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р).
В детских садах, школах, детских лагерях и иных образовательных и оздоровительных организациях ребенок, страдающий сахарным диабетом, обеспечивается, в частности, индивидуальным питанием на основании заявления родителя (законного представителя) и подтверждающих заболевание документов (п. п. 1.1, 1.2, 2.1, 3.1 МР 2.4.0162-19. 2.4. Методических рекомендаций, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.12.2019).
В отдельных регионах предусмотрена дополнительная поддержка для лиц, страдающих диабетом. Так, в Москве в случае отсутствия на день обращения к лечащему врачу за рецептом необходимых лекарственного препарата или медицинского изделия, назначенных по категории заболевания “диабет”, производится компенсационная выплата на их приобретение (п. п. 1, 6.2, 6.3 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 26.11.2019 N 1551-ПП).
В соответствии с Приказом № 328 для получения лекарств и медицинских изделий нужно обратиться в «лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее первичную медицинскую помощь», то есть в поликлинику по месту жительства, а для получения специализированного лечебного питания – в лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медико-генетическую помощь (там, где ребенка наблюдает генетик). Если в вашем населенном пункте есть только фельдшерско-акушерский пункт, рецепт может выписать фельдшер.
Существует 2 основания для обеспечения специализированным лечебным питанием:
первое – в рамках набора социальных услуг в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (здесь важно отнесения к категории, имеющих право на НСУ). Распространяется также на лечебное питание, которое входит в соответствующий Перечень и включено в стандарт оказания медицинской помощи при определенном заболевании. Обеспечивается за счет федерального бюджета.
Вторым основанием является решение врачебной комиссии (не в рамках НСУ) за счет средств регионального бюджета (ч.15 ст.37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Распространяется в том числе на специализированные продукты лечебного питания, не входящие в Перечень и соответствующий стандарт оказания медицинской помощи. В данном случае питание назначается при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).
Важно!
Если в поликлинике отказывают в проведении врачебной комиссии для рассмотрения вопроса о назначении лечебного питания, не входящего в Перечень или в стандарт медицинской помощи, необходимо подать заявление на имя главного врача медицинской организации.
В случае получения письменного отказа на заявление вы можете обратиться с жалобами в территориальный орган Росздравнадзора, Министерство/департамент здравоохранения региона и прокуратуру.
Рецепт выписан. Что дальше?
В поликлинике или в фельдшерско-акушерском пункте должны предоставить информацию об аптечных учреждениях, где можно получить нужный препарат, медицинское изделие или специализированное питание.
Если его в аптеке нет, рецепт должны принять на отсроченное обслуживание. Информацию о рецепте должны внести в журнал отсроченного спроса и в течение 10 рабочих дней с даты обращения в аптеку обеспечить по нему всем необходимым.
Если этого не происходит, вы имеете право обратиться с жалобой в Росздравнадзор.
Ссылайтесь на пункт 2.5.Приказа № 328, согласно которому «отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов», а также на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 403н, регламентирующий порядок отпуска из аптеки.
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания, обязан проинформировать его о возможности их бесплатного получения. Эта обязанность указана в части 4 ст. 70 ФЗ №323 . Если врач отказывается выписать льготный рецепт, а вы знаете, что рекомендованный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и вы имеете право на его бесплатное получение, следует обратиться к заведующему отделением.
Если вновь получили отказ либо отговорки, нужно подать письменное заявление на имя главного врача вашего медицинского учреждения.
Если вы после этого получили письменный отказ от главврача поликлиники, то далее можете подать жалобу в министерство/департамент здравоохранения вашего региона, территориальный орган Росздравнадзора и в прокуратуру.
! Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Можно ознакомиться с положительной судебной практикой в этом вопросе: https://sudact.ru/regular/doc/PwmU0HY9LTUc/?regular-txt=%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%82%D0%B5®ular-case_doc=®ular-lawchunk=®ular-_from=®ular-_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1617976205110&snippet_pos=256#snippet
Таким образом, право на бесплатное получение лекарственных средств является одним из направлений реализации конституционного права на медицинскую помощь каждого гражданина.
Юридический материал готовят юристы с инвалидностью. Поддержи их!
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы
Spread the love
Источник