Сахарный диабет и вождение автобуса

В наше время автомобиль занимает важное место в жизни человека. С ним может быть связана работа, заработок, появляется дополнительная комфортная возможность съездить за город, на рыбалку, отвести все необходимое на дачу, добраться до другого города и так далее. Сложно себе представить современную жизнь без машин.
Но помимо комфорта и удобства есть и другая сторона. Вождение автомобиля – это огромная ответственность, необходимость соблюдения строгих и четких правил дорожного движения, при невыполнении которых может случиться непоправимое. Поэтому от действий водителя зависит очень многое.
Как известно, для получения водительского удостоверения необходимо пройти специальную медицинскую комиссию. Она определяет, способен ли человек в полной мере управлять транспортным средством, или нет, есть ли какие-либо ограничения. Водительскую комиссию необходимо проходить раз в три года и, конечно, за эти три года может многое измениться.
В нашей стране нет четких предписаний относительно сахарного диабета 2 типа и возможности управления автомобилем. Медицинская комиссии руководствуется Приказом Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей (категория А и В), среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны».1
К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, D, а также категории Е для работы по найму.
То есть, как таковой сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием к управлению легковым автомобилем. Для прохождения медицинской комиссии необходимо будет представить заключение эндокринолога, у которого Вы регулярно наблюдаетесь.
Что может стать противопоказанием?
Как указано в пункте 28, противопоказано вождение автомобиля при «стойких и выраженных нарушениях функции». Речь идет о хронических тяжелых осложнениях сахарного диабета.
Например, если у человека есть повреждение сетчатки глаза, недавно было проведено лечение с помощью лазерной коагуляции или развилась катаракта, которая чаще встречается именно при сахарном диабете, и пришлось установить искусственный хрусталик.
Или повреждены нервы нижних конечностей, значимо снижена чувствительность стоп, сила мышц – в полной мере ощутить силу нажатия на педаль газа или тормоза будет сложнее, выдержать длительное применение ножного тормоза или постоянное переключение будучи «в пробке» может стать затруднительно.
Другой пример осложнения сахарного диабета – поражение сердца. Если человек недавно перенес инфаркт миокарда или страдает от ишемической болезни сердца, могут возникнуть серьезные сложности. Да, конечно, данные заболевания бывают и у людей без сахарного диабета, но при нем они встречаются гораздо чаще и, что страшнее, могут протекать бессимптомно – самый главный признак – боль в сердце беспокоить не будет. Но при этом возможна потеря сознания, на фоне изменений в сердце может возникнуть серьезное нарушение сердечного ритма, что помешает безопасно управлять автомобилем.
Посоветуйтесь со своим лечащим врачом – эндокринологом, тщательно обследуйтесь – нет ли у Вас тех хронических осложнений сахарного диабета, которые могут помешать безопасному дорожному движению!
- ещё одна строка из пункта 28: «..при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны..»
Имеется в виду крайне неприятное и явно мешающее состояние – гипогликемия.
Гипогликемия – состояние, при котором падает сахар крови ниже нормы – 3,9 ммоль/л (при СД), из-за этого нарушается концентрация внимания, способность быстро и грамотно принимать решения. А это на дороге играет немаловажную роль.
Есть еще один момент – человек не всегда чувствует гипогликемию. Даже при уровне глюкозы в крови ниже 3 ммоль/л он может думать, что все хорошо и продолжать движение. При снижении глюкозы в крови еще ниже возможна потеря сознания. Представьте, что будет, если водитель, управляющий автомобилем на даже на относительно небольшой скорости 50 км/час, движущейся по оживленной улице города, с множеством пешеходных переходов, вдруг потеряет способность управлять машиной…
Чтобы с Вами этого никогда не случилось, соблюдайте ряд несложных правил:
- Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 4-5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены.
- Возьмите за правило – под рукой всегда должны находиться быстрые углеводы, то есть те, которые помогут справиться с гипогликемий в кратчайшие сроки. Это может быть сахар, декстроза, фруктовый сок, сладкий лимонад. Положите их в «бардачок» или в карман. Такой простой запас однажды может спасти Вам жизнь.
- Если у Вас был длительный перерыв между приемами пищи, то не стоит садиться за руль, не перекусив. И тем более, если в данный момент нет возможности измерить уровень глюкозы в крови. Съешьте хотя бы 1 фрукт, он поможет Вам безопасно добраться до нужного места.
- После любой физической нагрузки будьте особенно аккуратны. Помните, она снижает уровень глюкозы в крови и произойти это может даже через несколько часов. Это может быть не только тренировка в тренажерном зале или пробежка по стадиону. Длительная работа на дачном участке, уборка, стирка и прочее также являются физической нагрузкой.
- Если Вам поменяли лечение, назначили новые препараты, впервые начали или изменили режим инсулинотерапии, то на время стоит воздержаться от вождения автомобиля. Убедитесь, что на фоне новых лекарств у Вас не развивается гипогликемия, и посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли начать вождение или стоит еще понаблюдать. Это может занять всего неделю, может чуть больше.
- Если Вы все же почувствовали симптомы гипогликемии будучи за рулем, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, или, если это невозможно, включите аварийный сигнал и остановитесь. Примите быстрые углеводы и продолжайте движение только после полной нормализации самочувствия. При возможности, проконтролируйте уровень глюкозы в крови.
Если Вам кажется это все слишком серьезным и не имеющим к Вам отношение, то вспомните, сколько аварий происходит на дорогах ежедневно. И одно дело, если лишь поврежден автомобиль, это только вещь, ее можно заменить.
Другой момент – человеческая жизнь. Ведь водитель, управляя автомобилем, отвечает не только за себя, но и за других участников дорожного движения – пешеходов, людей, управляющих другими транспортными средствами, пассажиров, которые едут с Вами.
Измерьте глюкозу крови перед поездкой, это не сложно и займет всего лишь минуту.
Регулярно обследуйтесь на предмет осложнений сахарного диабета, принимайте меры профилактики их развития. Посоветуйтесь с Вашим лечащим врачом, он назначит необходимые исследования, поможет откорректировать лечение при необходимости.
Будьте аккуратны! Удачи на дорогах!
Источник
Многие люди, мечтающие получить профессиональные водительские права, не могли этого сделать из-за диагноза диабет до 2011 года. Теперь факт наличия диабета не исключает возможности стать водителем, но пациент обязан пройти целый ряд обследований.
Процедура получения водительских прав для следующих категорий: A, A1, B, B1, B + E, T, C, C1, D, D1, C + E, C1 + E, D + E, D1 + E четко определена в Директиве ЕС.
Как стать профессиональным водителем, будучи диабетиком?
Диабетик должен пройти соответствующие анализы и предъявить соответствующий сертификат, подтверждающий отсутствие противопоказаний для профессионального вождения. Такой человек не должен страдать от серьезных осложнений диабета, должен уметь распознавать и предотвращать гипогликемические явления, а также быть достаточно осведомленным о своем заболевании.
На кого распространяется строгий порядок и противопоказания для получения профессиональных водительских прав?
Более строгая процедура подачи заявления на получение профессиональных водительских прав распространяется как на людей с диабетом типа 1, так и типа 2. Необходимое условие для подачи заявления на получение профессиональных водительских прав – посещение диабетолога и получение от него положительного заключения относительно состояния здоровья и способности справляться с диабетом.
Даже один эпизод тяжелой гипогликемии за 12 месяцев может дисквалифицировать профессионального водителя, поэтому очень важно поддерживать правильный уровень сахара. Абсолютные противопоказания – незнание рисков гипогликемии и поражение глаз диабетом.
Правила получения профессиональных водительских прав для людей с сахарным диабетом
До 2011 года люди с диабетом 1 типа не имели возможности работать водителями. В настоящее время путь к этой профессии открыт, но диабетик, профессионально водящий транспорт, должен учитывать необходимость частого подтверждения своей квалификации. Единые правила выдачи водительских прав людям с диабетом действуют на всей территории Европейского Союза.
Правила получения водительских прав для профессиональных водителей с диабетом:
- Профессиональный водитель с инсулинозависимым диабетом получает водительские права на 1 год.
- Если пациент не на инсулине, водительские права предоставляются на срок не более 3 -х лет.
- Гипогликемия водителя – сахар ниже 55 мг / дл.
- Необходимо документировать контроль диабета и течение заболевания (например, ведение дневника сахара), а также результаты скрининга крови и измерения уровня сахара в крови.
- Необходимо предоставить справки от эндокринолога и офтальмолога.
Диабетики не любят чувствовать себя ограниченными своей болезнью, но они должны принять тот факт, что в некоторых случаях это состояние фактически исключает возможность получения водительских прав.
Контроль диабета
Диабетические осложнения и способность управлять автомобилем
Сахарный диабет – хроническое заболевание с разнообразным течением. Хорошо контролируемое состояние не создает серьезных проблем в повседневной работе. Однако каждый человек, получающий инсулин, подвержен гипогликемии, которая опасна сама по себе. И если она происходит за рулем, водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров и других участников движения.
Риск гипогликемии несут некоторые группы пероральных препаратов, используемых при диабете 2 типа.
Кроме того, диабет – это заболевание, которое, если его не лечить должным образом, может серьезно ухудшить здоровье диабетика, в том числе его способность управлять автомобилем. Классическим примером такого осложнения является запущенная диабетическая ретинопатия. Поэтому существует список абсолютных и относительных противопоказаний для вождения транспортных средств диабетикам.
Относительные и абсолютные противопоказания для получения водительских прав
Абсолютные противопоказания для получения водительских прав:
- Тяжелая рецидивирующая гипогликемия;
- Незнание симптомов и рисков гипогликемии;
- Запущенные осложнения диабета, например, ограниченное поле зрения в результате процедур лазерной терапии, проводимых при диабетической ретинопатии.
Относительные противопоказания:
- Недостаточные знания о диабете, его лечении, риске гипогликемии;
- Недостаточный контроль диабета (HbA1C более 8%);
- Постоянно игнорируемый самоконтроль. Например, кандидат в водители не может доказать, что он / она регулярно контролирует уровень глюкозы в крови, не ведет дневник самоконтроля, его глюкометр не имеет записанной истории измерений.
Гипогликемия и водительские права
Гипогликемия – это состояние, при котором диабетик проявляет замедленную реакцию на раздражители, имеет проблемы с концентрацией внимания и пространственным мышлением. Неспособность быстро отреагировать приемом дозы сахара может привести к тяжелой гипогликемии, которая уже опасна для жизни. Среди диабетиков есть люди, которые не чувствуют падения сахара в крови.
Если диабетик не может предвидеть гипогликемическое событие из-за передозировки инсулина или по другим причинам, он может подвергнуть риску себя и других участников дорожного движения. Достаточно представить водителя, у которого за рулем понижен уровень сахара в крови – несвоевременная реакция может привести к дорожно-транспортному происшествию, а в худшем случае – ДТП и угрозе жизни третьих лиц.
Водительское удостоверение в теории и на практике
Эндокринолог может отказать в выдаче справки, необходимой для подачи заявления на получение водительских прав. Он также может ходатайствовать об отсрочке принятия решения, если видит возможность улучшить метаболический контроль или расширить недостаточные знания о диабете. Отказ в выдаче водительского удостоверения может удивить диабетика, но консультирующий диабетолог не делает этого без причины.
Водительское удостоверение диабетика может быть выдано на срок до 5 лет.
Диабетик за рулем – как подготовиться к вождению
Диабет не является противопоказанием для получения водительских прав. Однако, чтобы диабетик не подвергал опасности себя и окружающих, он должен очень ответственно подойти к этому вопросу.
Четких рекомендаций по таким ситуациям нет. Любой совет, который можно дать диабетикам, будет касаться их здравого смысла, чувства ответственности за себя и других, а также хорошего понимания реакций своего организма.
- Прежде чем сесть в машину, примите меры против гипогликемии. Перед поездкой обязательно проверьте уровень сахара в крови. Если он слишком низкий или может снизиться в ближайшее время, нужно обезопасить себя дополнительной порцией углеводов, чтобы сохранить безопасный уровень сахара. Большое значение имеет планируемое время вождения. Планируя длительный путь, вы должны не только постоянно контролировать сахар, но и пытаться предсказать, как он изменится с течением времени.
- Оцените риски гипергликемии. Точно так же, как вам следует избегать гипогликемии во время вождения, вам не следует садиться за руль, если у вас тяжелая гипергликемия. Высокий уровень сахара в крови часто вызывает вялость, замедляет реакцию и у некоторых людей приводит к спутанности сознания. Следовательно, в случае высокого содержания сахара сначала уменьшите его уровень, а затем отправляйтесь в путь.
Азбука водителя с диабетом
- Независимо от запланированного времени вождения, водитель-диабетик должен иметь под рукой простые углеводы на случай гипогликемии. Важно, чтобы они легко распаковывались и находились в нужном количестве. Это может быть сладкий напиток, глюкозный гель или таблетки. Если предстоит более продолжительная поездка, также следует приготовить перекус в дорогу и запас воды или другого напитка без сахара.
- Длительное вождение без нужного количества жидкости приведет к головной боли и повышенной утомляемости. Таким образом, диабетик, собираясь водить машину, должен помнить не только о том, что нужно сохранять низкий уровень сахара, но и есть пищу во время более длительного путешествия.
- Основным оборудованием автомобиля должен быть глюкометр, а у людей, интенсивно лечившихся инсулином, еще и глюкагон.
- Никогда не продолжайте движение при плохом самочувствии. Не возвращайтесь в движение, пока уровень глюкозы в крови не будет отрегулирован.
- В случае длительного вождения рекомендуется делать перерывы и измерять уровень сахара каждые 1,5-2 часа. Во время перерыва важно выйти из машины, немного погулять и выполнить несколько простых упражнений (наклоны, приседания).
Продолжительная езда в сидячем положении часто приводит к гипергликемии.
Источник
Дата публикации: 29 ноября 2019.
Сам по себе диагноз сахарный диабет не является противопоказанием к любительскому вождению. Обычно водитель, имеющий сахарный диабет (СД), чаще направляется на медкомиссию для своевременного выявления осложнений СД, которые могут быть ограничениями к вождению. Такие ограничения возникают при развитии поздних осложнений: ретинопатии, приводящей к снижению или потере зрения, периферической полинейропатии – поражении нервных волокон ног с потерей чувствительности, при развитии синдрома диабетической стопы, когда для заживления язвенного дефекта необходимо длительная разгрузка конечности, или в случае ампутации конечности (автомобиль с автоматической коробкой передач значительно безопаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но всё же необходимо чувствовать педали).
Другая ситуация, которая может послужить препятствием для вождения автомобиля, – лабильное течение СД с частыми гипогликемиями (в том числе с тяжелыми – с нарушением сознания и отсутствием распознавания симптомов гипогликемии). В этом случае вождение становится крайне опасным как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Кроме того, отсутствие компенсации СД также является противопоказанием для вождения. Необходимо помнить о том, что пациенты с СД чаще страдают артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и т.д., что также может являться препятствием для вождения.
Отдельно стоят профессиональные водители транспортных средств. Сахарный диабет, требующий назначения инсулинотерапии (СД 1 типа, определённые случаи СД 2 типа или специфического СД), наличие осложнений СД, некомпенсированный СД – являются противопоказанием для профессиональной деятельности.
Важно! Не садитесь за руль, не добившись стойкой и длительной компенсации диабета!
Чего следует опасаться?
Основная потенциально опасная проблема, с которой может столкнуться водитель с СД, – это гипогликемия (снижение уровня глюкозы в крови ниже нормы). При этом возникает головокружение, озноб, учащенное сердцебиение, беспокойство, снижается концентрация и внимание. В худшем случае может произойти потеря сознания. По статистике, у водителей с СД дорожно-транспортные происшествия случаются на 30% чаще в основном именно из-за гипогликемии. Чтобы свести такую вероятность к минимуму нужно соблюдать ряд правил.
Основные правила для более безопасного вождения
- В салоне автомобиля всегда должны находиться под рукой глюкометр и тест-полоски, продукты питания и напитки, которые помогут быстро снять приступ гипогликемии (соки, сахар (рафинад), таблетки или гель с глюкозой с глюкозой).
- Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, сок или сладкий напиток) как можно ближе к себе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
- Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы.
- Перед каждой поездкой обязательно измеряйте уровень глюкозы крови. При низких значениях гликемии (ниже 5,5-6 ммоль/л) съешьте любой разрешенный лечащим врачом продукт с «быстрыми» углеводами. Возите с собой небольшой «аварийный» запас, например, печенье или хлебцы.
- Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали. Не выезжайте на трассу, пока глюкоза не придет в норму.
- Во время поездки аккуратно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи.
- Избегайте переутомления. Через каждые 1,5-2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить. Планируйте поездку так, чтобы вы могли большую часть пути преодолеть в светлое время суток. Старайтесь без крайней нужды не ездить ночью.
- Желательно измерять уровень глюкозы во время остановок и записывать в блокнот показатели глюкометра. Нельзя проводить самоконтроль в процессе езды.
- Не стоит садиться за руль, если у вас был длительный перерыв между приемами пищи и нет возможности измерить уровень глюкозы.
- Соблюдайте осторожность за рулем в первые несколько дней после назначения нового лечения или препаратов (если вы сменили таблетированные препараты, перешли на инсулинотерапию или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или если врач изменил тип и дозу инсулина). Не садитесь за руль, пока не привыкнете к новым лекарствам.
- Кроме удостоверения личности, водительских прав и документов на автомобиль, всегда имейте при себе карточку (удостоверение) диабетика и заряженный мобильный телефон.
- Для дополнительной безопасности можно носить медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
- Никогда не оставляйте инсулин и тест-полоски в машине надолго. Помните, что они крайне чувствительны к высокой и низкой температурам. Всегда уточняйте информацию о хранении инсулина в руководстве пользователя.
- Если вы неожиданно почувствовали себя плохо (слабость, головокружение), сразу же остановите машину в безопасном месте и выключите зажигание. Если вы оказались в городском трафике, прижмитесь к обочине или бордюру и включите аварийную сигнализацию. Сразу выпейте 200 мл сока или съешьте три-четыре кусочка сахара. После этого измерьте уровень глюкозы. Если вы убедились, что он низкий, дополнительно примите 10-12 грамм углеводов и через 15-20 минут повторите тест. Можно дополнительно съесть небольшой бутерброд или фрукт (яблоко) Подождите не менее 15 минут после исчезновения симптомов гипогликемии и убедитесь, что уровень глюкозы в норме и вы хорошо себя чувствуете, прежде чем вернуться на дорогу.
- Если самочувствие не улучшается, звоните в «скорую» и дождитесь помощи. Или же обратитесь к сотруднику ДПС. Не скрывайте наличие заболевания, напротив, в первую очередь сообщите о том, что у вас диабет. Вам обязательно помогут.
- Ну и, конечно, следует соблюдать общие правила безопасности на дороге.
Удачной Вам дороги!
Врач-зндокринолог Исачкина О.Н.
Источник