Сестринская деятельность при диабете у детей

Сестринская деятельность при диабете у детей thumbnail

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Читайте также:  Диета при диабете 2 типа меню на каждый день с рецептами

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей

Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Основные мероприятия при сахарном диабете направлены на создание адекватного соотношения между поглощёнными углеводами, физической нагрузкой и количеством введённого инсулина (или сахароснижающими таблетками).

Диетотерапия – снижение потребления углеводов, контроль количества потребляемой углеводистой пищи. Является вспомогательным методом и эффективна только в сочетании с медикаментозным лечением.

Физические нагрузки – обеспечение адекватного режима труда и отдыха, обеспечивающего снижение массы тела до оптимальной для данного человека, контроль энергопотребления и энергозатрат.

Медикаментозная терапия – для больных диабетом включает в себя большую группу лекарственных препаратов, которые подбирает и назначает врач.

Основными требованиями, предъявляемыми к диетам при сахарном диабете у детей, являются:

  • 1. Нормальная калорийность, т. е.,исключая из рациона ребенка те или иные вещества, необходимо увеличивать в нем содержание других так, чтобы общее количество калорий, поступающих в организм, соответствовало нормам для данного возраста.
  • 2. Нормальное содержание следующих веществ: белки, жиры, минералы, витамины.
  • 3. Резкое ограничение легкоусвояемых углеводов, желательно полное их исключение. Основные продукты с их высоким содержанием: сахар, мед, конфеты, пшеница, манка, рис, крахмал, виноград, бананы, хурма. Но это отнюдь не значит, что углеводы не должны поступать в организм ребенка вообще. Разрешаются такие продукты, которые помимо углеводов содержат также пищевые волокна, замедляющие их всасывание в кишечнике: ржаная мука, пшеничная мука с отрубями, гречка, перловка, овсянка, картофель, овощи, фрукты и ягоды.
  • 4. Углеводы должны поступать в организм в течение суток не бесконтрольно. Их порции строго распределяются по времени, что зависит от вида и режима применения препаратов инсулина.
  • 5. При развитии осложнений заболевания ограничиваются не только углеводы, но и белки и жиры.

При сахарном диабете назначается диета №9, в ней разрешены следующие продукты:

  • · хлеб ржаной, хлеб с добавлением отрубей, пшеничный хлеб, пшеничный хлеб из муки второго сорта;
  • · супы: щи, борщ, свекольник, окрошка, слабый нежирный мясной бульон, слабый рыбный бульон, грибной бульоны с добавлением овощей, разрешенной крупы, картошки, фрикаделек (дважды в неделю);
  • · мясо, птица: можно употреблять нежирную говядину, телятину, кролика, курицу, индейку — в вареном виде, тушёном;
  • · нежирная рыба: вареная, запеченная, заливная, иногда жареная (судак, треска, щука, навага), морепродукты;
  • · закуски: можно кушать винегрет, овощной салат из свежих овощей, икру овощную, кабачковую икру, вымоченную сельдь, заливное мясо, заливную рыбу, салат из морепродуктов, нежирный говяжий студень, несоленый сыр;
  • · разрешенные напитки: чай, кофе с добавлением молока, овощной сок, малосладкие фрукты и ягоды, отвар шиповника;
  • · фрукты: абрикос, вишня, груша, алыча, слива, черешня, яблоко, цитрусы, арбуз, дыня, манго, киви, гранат, ананас, кислые фрукты и ягоды;
  • · кисломолочные продукты и молочные продукты — молоко (если разрешил врач); кефир, простокваша — два стакана в день, до двухсот грамм творога в день — натуральный, творожник, сырники, пудинг, творог нежирный (в ограниченном количестве можно есть сметану, нежирный сыр);
  • · куриное яйцо, блюда из яиц (два в неделю — можно кушать белковый омлет, яйцо всмятку, добавлять в блюда);
  • · грибы;
  • · травы, специи, проростки;
  • · разрешенные напитки: минералка, чай из трав, отвар шиповника, чай с добавлением молока, слабый кофе, томатный сок, фруктово-ягодный сок (разрешено употреблять в целом до пяти стаканов жидкости в день);
  • · блюда из круп, бобовых культур, макарон — редко, уменьшая количество употребляемого хлеба. Кушаем следующие Крупы (в пределе норм углеводов) — гречневая каша, ячневая каша, пшенная каша, перловая каша, овсяная каша;
  • · сливочное масло, растительное масло (сорок граммов в день для приготовления пищи).
Читайте также:  Как предохранятся при сахарном диабете

Запрещенные продукты:

  • · белая мука и мучное (хлеб, макароны, манная крупа, печенье, пирожное, торт), изделия из сдобного теста, изделия из слоеного теста;
  • · бульон крепкий, жирный бульон, молочный суп с добавлением манной крупы, риса, лапши;
  • · жирное мясо, утка, гусь, мясные полуфабрикаты;
  • · жирная рыба, соленая рыба, копченая рыба, консервы в масле, икра;
  • · сливки, йогурт, соленый сыр;
  • · соленые овощи, маринованные овощи;
  • · фрукты: виноград, инжир, изюм, банан, финики;
  • · жирный соус, острый соус, соленый соус;
  • · виноградный сок и прочие соки промышленного приготовления, содержащие сахар, лимонады на сахаре;
  • · перец, хрен, горчицу желательно не использовать или сильно ограничить;
  • · сахар и продукты, содержащие сахар (конфеты, шоколад, кондитерские изделия, сдоба, мед, варенье, мармелад, шоколад, мороженое, сгущенка, сладкий творожный сырок и т. д.);
  • · алкогольные напитки — ускоряют распад глюкозы в клетках, провоцируя гипогликемию у диабетиков;
  • · острое, пряное, соленое, копченое;

Такое питание может быть не только полезным и диетическим, но также вкусным и разнообразным!

Так же в обязанности медицинской сестры входит контроль режима пациента, болеющего сахарным диабетом, ведь таким больным полезны каждодневные физические нагрузки. Даже самое простое упражнение может помочь организму использовать гормон инсулин более эффективно. Пациентам лучше отдавать предпочтение аэробным нагрузкам (ходьба, бег, танцы, плавание, велосипед), но не стоит забывать, что применяя инъекции инсулина, риск гипогликемии обычно возрастает через 4-6 часов после физических нагрузок. Поэтому рекомендуется ограничивать физическую активность 30-60 минутами на протяжении 5-ти дней в неделю. Кроме физических нагрузок стоит помнить о контроле артериального давления, так как повышенное артериальное давление таит особенную опасность из-за возможных осложнений на сердце, сосуды и почки.

При обучении пациента введению инулина медицинская сестра в первую очередь должна научить пациента правильности выбора препарата (простой или пролонгированный) инсулин. Определившись с видом инсулина, медицинская сестра объяснит пациенту процедуру подготовки шприца. Перед тем как открыть инсулиновый шприц необходимо протереть пробирку ваткой смоченной спиртом. Открыв шприц необходимо втянуть в него 6 единиц воздуха. Проткнуть шприцем флакончик с инсулином и выпустить в него воздух из шприца, перед тем как набрать препарат следует перевернуть флакончик вверх дном. Вынуть иглу из флакона и если в шприце остался воздух перевернуть шприц иглой вверх, после того как пузырьки воздуха поднимутся, слегка нажать на поршень чтобы воздух вышел через иглу. Далее медицинская сестра покажет, как подготовить место введения препарата, а именно протереть место введения спиртом. После чего нужно сделать кожную складку, а в свободную руку взять шприц как будто вы держите копье и сделайте укол (шприц при введении лекарства можно держать под углом или строго вертикально). После того как вы ввели инсулин, не вынимайте иглу со шприцем в течение 5-6 секунд, чтобы лекарство не вытекло. Место инъекции на несколько секунд прижмите ваткой смоченной спиртом.

Медицинская сестра обязательно должна показать места введения инсулина. Инсулин вводят подкожно в участки тела с подкожно – жировой клетчаткой: в переднюю поверхность бедер, верхнюю часть ягодиц, живот, заднебоковую поверхность спины выше талии, заднебоковую поверхность плеч. Очень важно менять места инъекции препарата, делать уколы следует на расстоянии 1,5 см друг от друга, а места инъекции чередовать. Один месяц вводите препарат в бедро, следующий – в плечо, затем – в живот и т.д.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Читайте также:  Фруктоза как заменитель сахара при диабете

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник