Сестринская помощь и уход при сахарном диабете

, . , . , .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
:
:
:
2015
1.
2.
3.
4. .
5.
6.
7.
8.
9.
10. ,
11. 1
12. 2
() – , , , , , (), (), . () , . : , , . , . 120 . (2,5% ). 10-15 . (), 2010 220 . . I . , 10-15% (I ). 2-3 . , II , 85-90 .
: .
: .
: .
:
.
.
: .
:
.
:
.
–
( )
.
: .
1.
.
170- . , ; , , . . . . , , , 1921- , , . , , . . 1922 , . , , , , , . , . . . , .
— . , . , , ; . , . ( ), : , . .
, , , . ; , ; 3 , . . : , 75 , 250-300 ( — 1,75 1 , 75 ; , , ), 1 2 . — , 1 2 . :
1. — ; , , . , ;
2. — , 2 , , . ; , . . , , . 10 , — , — . , .
2.
. 1896 , . 1974 J. Nerup , . G. Gudworth J. . Woodrow, – 1- 2- . , , . , , 8 15 10 . Dw3/DRw4 9,4 . 1,5 % A3243G MT-TL1. , 1- , . – , 1- , – . , , .
3.
:
;
( ) , .
. , 10 %, — 80 %.
.
, , .
.
, .
, , , , , – , .
.
, , , , , .
4.
:
,
,
,
, ,
( 1 ),
( ),
( ).
, 1 . , , , .
, . , , . ( ). . – , , , , , .
0,1 – 0,3% . ( ). – , . , , ( ). , , . , , , .
1 , , .
.
:
,
, ,
, ,
, ( – ),
,
, , ( ),
( ) 80% ; ,
,
.
– .
. .
.
– 40 . :
, ,
,
,
, ,
.
.
. , . .
.
– , :
,
,
,
,
.
:
– , ,
– ( 13,9 /), , 50 , ,
– 13,9 /,
5.
I :
I – ( ), . – , . , I 30% , II — 100% . , , .
HLA.
( HLA) . I 90% DR3 / DR4; DR2 .
.
I , , . — (GAD, 64-kDa ) – (37 kDa, IA-2; ). > 3 ( , -GAD, -1-2, ) 88% 10 . ( – ) -, I . . I , ; . I , , . ; .
II
II , . : ( , ) . 98% II — . ( ) , ; , . ; . 25 ( ) II , LADA (Latent Autoimmune Diabetes of Adulthood), ; . II : , , .
, , . II , ( ; ; > 0,9) ( ; < 0,7). , , — , ; . . . , , , .
II :
* 40 .
* , , .
* .
* II .
* : .
* > 4 .
, , II , . 1 , . II , , , . , II ; .
II MODY– (. ). – II : 8-45% , . 12-14 , ; , , II . , , LADA, . , 25% II MODY . . . , , , , acanthosis nigricans. . ; , , ( ). .
MODY-.
– , , – . MODY- 5 % . . , , 1- , , . – , . : , 1- 2- .
6.
:
1) ,
2) ,
3) :
) ,
) ,
4) .
. , . 1 2 . 2 , , 2. 1 -: , . , , 2, , . , .. ( , , ). , , . , . , =>50%:<35%:15%.
:
, , ;
, (, , , , );
, , , 1 , , , , , ; ( , ..).
: , .
, .
: .
:
1) ( 4 ) –
,
;
2) , ( 15- 30 , 5-6 ) – , ,
,
-;
3) ( 3-4 , 14-16 ) –
;
;
, ;
;
;
4) ( 6-8 , 24-26 ) – , , , (, );
5) ( : 1, 2, 3 ( ), 4; .
:
( ). . ( ) . 2/3 1/3 – ; 1/3 , 2/3 – ; 0,7 , – 0,5 ) 1 .
.
( 21 22 ), ( 6 – 8 ).
– . , 1/3 ; 2/3 ( , 3:2:1).
Ņ
() – 10-12 . 1 1,8-2 / 1-1,5 . 2 1 , – 1,5 1 , – 1,2 1 . , 1 1 , 1,5 .. , 2 .. , 1 ..
1 .
N 9 . 30-35 1 , , 2 . , 15 /. – , . – 100 /, 1,5 3 .
2 .
, , . . – .
:
I. :
II. . – , 60 120,
. :
() : , , 5, 80, , 80, 30, 5;
: , , L
II. :
. – , , , , , ;
. – ( 500, 850)
III. , .
. a – ().
. – , . 1 . , , , . : 2 , + , .
. – , 3 ( 2,5 + 400).
:
+ ,
+ ,
+ , .
, 40% 2 , .. 2 . , 5-7 2 .
7.
:
, , .
— , ( ). , — , , , . . .
— ( 3,3 /), – , , , . , , ( ), , 40 % ( 40 % B1 — ).
. , , 2- . . , . — ( ) — . . / . . , , , , , , , . . / (0.45 %) – , . ( ) .
50 -, , , , . – ; , , . , . ( ), , , () (). , . . , , (, ). 2 % ( ) .
:
, , .
— , , , , . , . 25 % 2- . 8 % , 8 50 % , 20 100 % . 2- , . .
– — , , ( , ).
— , . — . , , . . .
— , ( ), . .
— , , , .
, , ( ).
— , .
— – , – , , , , . .
— , .
, , .
8.
. , . , , . : , — ., , . , , . , . , .
:
: , . , , . , ( ..) , . : , , , , , , , 4500. .
, , , .
:
, – , .
:
, . . , , , .
9.
– .
– , .
, , :
1. ( ) :
, .
:
– ;
– ;
– .
:
;
;
;
– ;
, , , :
, .
:
;
.
1. ( , , ; – ; , );
2. ( );
3. ( );
4. .
(. ).
2. , .
.
, , .
, :
* ;
* ;
* ;
* .
3. .
, , .
4. . .
5. .
1. , .
– ,
– ,
– , ,
– ,
– ,
– ,
– .
10. ,
.
: , , , , , , 70 , (), ( ), , .
I.
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. , .
7. , .
8. .
9. 5-6 , , 2 .
10. , .
11. ().
12. .
13. , .
14. .
15. .
II.
16. .
17.. 3 (), 2 : , — , 3 .
18.. , , , .
19.. 45 (2/3 ); .
20.. . .
11. 1
.., 26 , : 1- , , . , ; ; , , , , . 13 .
: . 36.3, 178 , 72 . , , . . , . 18 . 96 . 150/100 . . : 11/. : . 1026, – 0,8%, – 4800 .
: , , , , , , .
:
: , , ; ; , , , .
: .
: .
: .
9, , . | , |
, , . | |
. | |
30 3 . | , |
( , , , , ). | |
. | |
. | |
: .
12. 2
.., 56 , .
: .
: , , , , , , .
:
: , , , , , , .
:
:
:
. | . |
: 50 0,9% . | ; . |
. | . |
. | . |
: .
, , , , .
. , .
. .
. , . – . . , , . . . , , – .
. , , , .
1) ( ) (.). . 14 2009. 18 2011.
2) . / . . . — 3- ., . — -: , 2002. — 576 . — ( ). — ISBN 5-272-00314-4.
…
, . – . . II . .
[3,2 M], 24.02.2015
. , . . II , . .
[45,9 K], 17.12.2014
, . , , . , , .
[1,3 M], 03.06.2010
, . , . . , . .
[1,2 M], 21.11.2012
. . . . . . . – .
[23,9 K], 25.11.2013
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов. Классификация сахарного диабета, принятая ВОЗ в 1980 г.:
1. Инсулинозависимый тип – 1 тип.
2. Инсулинонезависимый тип – 2 тип.
Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета – у лиц среднего и пожилого возраста.
При сахарном диабете причины и факторы риска настолько тесно переплетены, что иногда трудно их разграничить. Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.
Стадии сахарного диабета:
1-я стадия – преддиабет – состояние предрасположенности к сахарному диабету.
Группа риска:
– Лица с отягощенной наследственностью.
– Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.
– Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.
2-я стадия – латентный диабет – протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный – 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов – до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч – более 7,15 ммоль/л.
3-я стадия – явный диабет – характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.
При развитии осложнений, связанных с поражением сосудов ЦНС. глазного дна. почек, сердца, нижних конечностей, присоединяются симптомы поражения соответствующих органов и систем.
Сестринский процесс при сахарном диабете:
Проблемы пациента:
А. Существующие (настоящие):
– жажда;
– полиурия:
– кожный зуд. сухость кожи:
– повышенный аппетит;
– потеря веса;
– слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;
– боли в сердце;
– боли в нижних конечностях;
– необходимость постоянно соблюдать диету;
– необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);
Дефицит знаний о:
– сущности заболевания и его причинах;
– диетотерапии;
– самопомощи при гипогликемии;
– уходе за ногами;
– расчете хлебных единиц и составлении меню;
– пользовании глюкометром;
– осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.
Б. Потенциальные:
Риск развития:
– прекоматозных и коматозных состояний:
– гангрены нижних конечностей;
– острого инфаркта миокарда;
– хронической почечной недостаточности;
– катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;
– вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;
– осложнений вследствие инсулинотерапии;
– медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.
Сбор информации при первичном обследовании:
Расспрос пациента о:
– соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;
– физических нагрузках в течение дня;
– проводимом лечении:
– инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);
– антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);
– давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;
– наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;
– умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
– умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;
– знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);
– ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:
– посещении в прошлом и в настоящее время “Школы диабетика”;
– развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;
– умении оказывать самопомощь;
– наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;
– наследственной предрасположенности к сахарному диабет);
– сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении);
– жалобах пациента в момент осмотра.
Осмотр пациента:
– цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:
– определение массы тела:
– измерение артериального давления;
– определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.
2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.
3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.
4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.
5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина. начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).
6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.
7. Контролировать:
– состояние кожных покровов;
– массу тела:
– пульс и артериальное давление;
– пульс на артерии тыла стопы;
– соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;
– рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.
8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.
9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.
10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».
11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.
12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.
13. Обучить пациента и его родственников:
– расчету хлебных единиц;
– составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;
– правилам ухода за ногами;
– оказывать самопомощь при гипогликемии;
– измерению артериального давления.
Неотложные состояния при сахарном диабете:
А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.
Причины:
– Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.
– Недостаток углеводов в пищевом рационе.
– Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.
– Значительная физическая нагрузка.
Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает в кому с потерей сознания и судорогами.
Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта. кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.
Самопомощь при гипогликемическом состоянии:
Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).
Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:
– Вызвать врача.
– Вызвать лаборанта.
– Придать пациенту устойчивое боковое положение.
– Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.
– Обеспечить внутривенный доступ.
Подготовить медикаменты:
40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).
Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.
Причины:
– Недостаточная доза инсулина.
– Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище).
– Инфекционные заболевания.
– Стрессы.
– Беременность.
– Травмы.
– Оперативное вмешательство.
Предвестники: усиление жажды, полиурия. возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.
Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса – ” мягкие” глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови – гипергликемия, в анализе мочи – глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.
При появлении предвестников комы срочно обратиться к эндокринологу или вызвать его на дом. При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.
Доврачебная помощь:
– Вызвать врача.
– Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).
– Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.
– Обеспечить внутривенный доступ.
Подготовить медикаменты:
– инсулин короткого действия – актропид (фл.);
– 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);
– сердечные гликозиды, сосудистые средства.
Источник
Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.
Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Для чего нужен сестринский процесс при диабете
Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.
Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.
Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.
В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:
- Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
- Изучает проблемы пациентов.
- Изучает патогенез.
I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.
Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:
- Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
- Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.
Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.
Этапы ухода
Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:
- 1 этап. Сбор информации о больном.
- 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
- 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
- 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.
Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:
1. Настоящие (реальные):
- потеря веса;
- сухость кожи, зуд;
- жажда;
- выделение большого количества мочи;
- боли в нижних конечностях, в области сердца;
- повышенный аппетит;
- необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
- необходимость поддерживать диету;
- высокая утомляемость;
- проблемы со зрением.
2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:
- осложнений после приема инсулина;
- катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
- острого инфаркта миокарда;
- коматозных и предкоматозных состояний;
- гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
- гангрены нижних конечностей;
- проблем с заживлением ран и т.д.
Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.
Скачать таблицы
3. Проблемы дефицита знаний:
- о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
- что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
- о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
- об уходе за ногами;
- о пользовании глюкометром;
- о возможных осложнениях и методах самопомощи;
- о самопомощи при гипогликемии;
- о составлении лечебного меню и т.д.
Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.
При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:
- какое лечение назначалось пациенту ранее;
- соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
- принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
- принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
- результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
- есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
- умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
- какие методы профилактики осложнений знает пациент;
- посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
- умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
- выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
- узнает о сопутствующих заболеваниях;
- есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.
Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:
- массу тела пациента;
- уровень его артериального давления;
- цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
- определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.
Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.
Скачать 17 новых СОПов
1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.
2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.
3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.
4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.
5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.
6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.
7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:
- состояние кожных покровов пациента;
- вес пациента;
- показатели пульса на артерии тыла стопы;
- показатели пульса и артериального давления;
- соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.
8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.
9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».
10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.
11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.
12. Обучение родственников и пациента:
- как измерять артериальное давление;
- как составлять меню по количеству хлебных единиц;
- как правильно ухаживать за ногами;
- как оказать больному помощь при гипогликемии;
- как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.
Сахарный диабет 1 типа
Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.
Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.
Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.
В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.
✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»
Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.
1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.
Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.
2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:
- состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
- резкая потеря веса или его избыточность;
- особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
- регулярность стула пациента;
- особенности режима сна, отдыха и труда пациента.
3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».
4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.
5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.
6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:
- «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
- «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
- «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:
- контролировать состояние и самочувствие пациента;
- проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
- оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
- научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
- научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
- научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
- беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
- объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
- проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
- контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
- контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
- восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
- выполнение врачебных назначений.
Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете
Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.
Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.
Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.
Для детей назначаются дополнительные обследования:
- ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
- ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
- раз в полгода проводят реакцию Манту;
- осмотр у стоматолога.
Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.
Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:
Субъективные методы обследования включают в себя:
1. Сбор жалоб от пациента:
- резкое похудание при хорошем аппетите;
- плохой сон;
- частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
- желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
- недержание;
- головная боль и слабость;
- зуд в области промежности и т.д.
2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.
Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.
2. Объективные методы обследования:
- осмотр пациента;
- лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.
У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.
В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:
- методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
- как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
- режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
- какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.
Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.
Диабет 2 типа
Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми
Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.
Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.
Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.
Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:
- Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
- Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
- Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
- Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
- На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.
Школа диабета
Школа диабета организуется для достижения следующих целей:
- Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
- Повышение эффективности лечения.
- Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
- Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
- Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
- Улучшение качества жизни пациентов.
Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.
В деятельность школы включены следующие направления работы:
- организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
- оценивать полученные знания пациентов;
- оценить эффективность работы самой школы;
- проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
- мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
- обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
- обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Источник