Сестринский процесс при реабилитации пациентов с сахарным диабетом

Сестринский процесс при реабилитации пациентов с сахарным диабетом thumbnail

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабетеСестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.

Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.

↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Для чего нужен сестринский процесс при диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.

Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.

Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.

В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:

  1. Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
  2. Изучает проблемы пациентов.
  3. Изучает патогенез.

I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:

  1. Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
  2. Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.

Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.

Этапы ухода

Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.

Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:

  • 1 этап. Сбор информации о больном.
  • 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
  • 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
  • 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.

Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:

1. Настоящие (реальные):

  • потеря веса;
  • сухость кожи, зуд;
  • жажда;
  • выделение большого количества мочи;
  • боли в нижних конечностях, в области сердца;
  • повышенный аппетит;
  • необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
  • необходимость поддерживать диету;
  • высокая утомляемость;
  • проблемы со зрением.

2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:

  • осложнений после приема инсулина;
  • катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
  • острого инфаркта миокарда;
  • коматозных и предкоматозных состояний;
  • гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
  • гангрены нижних конечностей;
  • проблем с заживлением ран и т.д.

Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.

Проблемы пациента при сахарном диабете

Скачать таблицы

3. Проблемы дефицита знаний:

  • о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
  • что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
  • о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
  • об уходе за ногами;
  • о пользовании глюкометром;
  • о возможных осложнениях и методах самопомощи;
  • о самопомощи при гипогликемии;
  • о составлении лечебного меню и т.д.

Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.

При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:

  • какое лечение назначалось пациенту ранее;
  • соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
  • принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
  • принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
  • результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
  • есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
  • умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
  • какие методы профилактики осложнений знает пациент;
  • посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
  • умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
  • выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
  • узнает о сопутствующих заболеваниях;
  • есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.

Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:

  • массу тела пациента;
  • уровень его артериального давления;
  • цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
  • определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.

2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.

3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.

4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.

5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.

6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.

7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:

  • состояние кожных покровов пациента;
  • вес пациента;
  • показатели пульса на артерии тыла стопы;
  • показатели пульса и артериального давления;
  • соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.
Читайте также:  Локти трескаются из за диабета

8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.

9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».

10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.

11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.

12. Обучение родственников и пациента:

  • как измерять артериальное давление;
  • как составлять меню по количеству хлебных единиц;
  • как правильно ухаживать за ногами;
  • как оказать больному помощь при гипогликемии;
  • как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.

Сахарный диабет 1 типа

Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.

Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.

Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.

В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.

✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»

Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.

1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.

Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.

2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:

  • состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
  • резкая потеря веса или его избыточность;
  • особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
  • регулярность стула пациента;
  • особенности режима сна, отдыха и труда пациента.

3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».

4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.

5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.

6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:

  • «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
  • «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
  • «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.

Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:

  • контролировать состояние и самочувствие пациента;
  • проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
  • оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
  • научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
  • научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
  • научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
  • беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
  • объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
  • проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
  • контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
  • контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
  • восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
  • выполнение врачебных назначений.

Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете

Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.

Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.

Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.

Для детей назначаются дополнительные обследования:

  • ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
  • ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
  • раз в полгода проводят реакцию Манту;
  • осмотр у стоматолога.

Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:

Субъективные методы обследования включают в себя:

1. Сбор жалоб от пациента:

  • резкое похудание при хорошем аппетите;
  • плохой сон;
  • частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
  • желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
  • недержание;
  • головная боль и слабость;
  • зуд в области промежности и т.д.
Читайте также:  Какая пенсия по сахарному диабету

2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.

Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.

2. Объективные методы обследования:

  • осмотр пациента;
  • лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.

У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.

В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:

  • методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
  • как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
  • режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
  • какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.

Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.

Диабет 2 типа

Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми

Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.

Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.

Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.

Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:

  • Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
  • Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
  • Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
  • Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
  • На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.

Школа диабета

Школа диабета организуется для достижения следующих целей:

  1. Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
  2. Повышение эффективности лечения.
  3. Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
  4. Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
  5. Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
  6. Улучшение качества жизни пациентов.

Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.

В деятельность школы включены следующие направления работы:

  • организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
  • оценивать полученные знания пациентов;
  • оценить эффективность работы самой школы;
  • проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
  • мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
  • обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
  • обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Источник

1. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Оценка роли медицинской сестры в реабилитации пациента с сахарным диабетом

Филиал ГАПОУ СО

«Энгельсский медицинский колледж Св. Луки (Войно-Ясенецкого)»в г.Марксе

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Оценка роли медицинской

сестры в реабилитации пациента

с сахарным диабетом

Студентка: 546 группы, специальность

34.02.01 Сестринское дело

Пузрякова Анастасия Владимировна

Руководитель: преподаватель,

высшая квалификационная категория,

Селезнева Елена Владимировна

г.Маркс, 2018

2. Актуальность темы

• Сахарный диабет – одно из наиболее распространенных

заболеваний в промышленно развитых стран, где им больны 4 5% всего населения, является острейшей медико – социальной

проблемой.

• Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней

сердца и инсульта наблюдается в 2 -3 раза, а слепота в 10 раз,

нефропатия в 12 – 15 раз, гангрена нижних конечностей в 20 раз

чаще, чем среди населения в целом.

• Восстановление при данном заболевании подразумевает

комплекс мероприятий, целью которых является адаптация

больных к условиям жизни и их стимулирование к дальнейшей

жизнедеятельности, общению с окружающими, занятию

привычными делами.

• Большое значение в реабилитации имеет умеренная

физическая активность, физиотерапевтические процедуры,

соблюдение диеты, применение массажа.

• Все указанные мероприятия позволяют улучшить качество

жизни пациента, а также смягчить проявления последующих

осложнений.

3. Цель исследования Определить роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с сахарным диабетом

Задачи:

• Изучить теоретическую характеристику методов

реабилитации при сахарном диабете, на основе

анализа современной литературы;

• Провести анализ статистических показателей;

Читайте также:  Сахарный диабет случаи излечения от

• Разобрать сестринский процесс в реабилитации

пациента с сахарным диабетом;

• Обучить пациента упражнениям ЛФК

• Обучить пациента приемам самомассажа

4. Объект исследования пациент с сахарным диабетом

Предмет исследования

методы реабилитации

пациентов с сахарным

диабетом и роль медицинского

персонала в их осуществлении

5. Классификация СД

1. Инсулинзависимый (СД типа 1), при котором

в организме инсулин не производится

вообще или производится в очень

незначительном количестве

2. Инсулин независимый (СД типа 2), в этом

случае в крови пациента может быть избыток

инсулина, но организм из-за снижения

чувствительности тканей к нему и к глюкозе

не реагирует адекватно с образованием

гликогена в мышцах и печени.

6. Виды реабилитации

• Медицинская. Это комплекс лечебных процедур, благодаря которым

добиваются улучшения состояния пациента. Больному предписывают

различные препараты и витаминные комплексы, которые насыщают

организм важными для функционирования организма элементами и

положительно влияют на выработку инсулина.

• Физическая. В данном случае речь идет о различных процедурах,

которые подразумевают внешнее лечебное воздействие. Состояние

здоровья стабилизируют посредством лечебных спортивных

упражнения, массажа, иглоукалывания, водных процедур.

• Психологическая. Эта разновидность предусматривает работу

специалиста с больным по разъяснению особенностей заболевания,

улучшению его морального состояния, объяснению правил ведения

здорового образа жизни, которые помогают предотвратить

обострения.

• Бытовая. С больным работают таким образом, чтобы он получил

определенные навыки, используя которые можно обслуживать себя

самостоятельно, без посторонней помощи.

• Производственная. Пациент проходит специальное обучение для

получения профессиональных навыков, которые помогут ему в

дальнейшем получить рабочее место.

7. Методы реабилитации

• Физические упражнения – особенно важны для

лиц, страдающих от диабета 2 типа

• Диетотерапия – коррекция рациона

• Массаж – повышает способность тканей к

регенерации, а также снижают утомляемость при

ходьбе

• Физиотерапия – позволяет предупредить развитие

осложнений на фоне основного заболевания,

стимулировать выработку естественного инсулина,

стабилизировать состояние больного

• Психологическая помощь – целью является

коррекция отношения пациента к себе самому,

своему состоянию, окружающей обстановке

8. Количество пациентов состоящих на «Д» учете с СД

1777

1717

1800

1552

1600

1400

1200

СД 1 тип

1000

СД 2 тип

800

600

400

200

57

61

63

2015 год

2016 год

2017 год

9. Процентное соотношение пациентов с СД 1 типа и СД 2 типа

Процентное соотношение

пациентов с СД 1 типа и СД 2 типа

96,10%

100,00%

96,30%

96,10%

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

СД 1 тип

СД 2 тип

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

3,90%

3,90%

3,70%

0,00%

2015 год

2016 год

2017 год

10. Клинический случай

• Пациент, 55 лет, посещал занятия в «Школе СД», при поликлинике

№ 1 ГУЗ СО «Марксовская РБ», с диагнозом Сахарный диабет II

типа. Средняя степень тяжести. Стадия декомпенсации.

• Осложнения: Диабетическая полинейропатия.

• Из анамнеза известно: состоит на диспансерном учете 9лет.

• При сестринском опросе пациента выявлены следующие жалобы:

сухость во рту, увеличение количества выделяемой мочи, зуд

кожи, снижение массы тела в последнее время на 7кг, слабость и

чувство тяжести в нижних конечностях, чувства “жжения”, а также

на наличие судорог в икроножных мышцах. «Школу СД» посещает

редко, игнорируя приглашения. Объективно: самочувствие

удовлетворительное, сознания ясное, положения в постели

активное, Вес: 72.5 кг, Рост: 174 см. Тип конституции: правильный.

Кожа, подкожная клетчатка и видимые слизистые оболочки без

особенностей. По органам без видимой патологии.

• Получает лечение: инсулин по назначенной схеме: Актрапид перед завтраком 16 ЕД; перед обедом 16 ЕД; перед ужином 8 ЕД;

магнито-терапию на нижние конечности, придерживаться диеты и

контролирует уровень гликемии регулярно.

11.

План сестринских

Реализация

вмешательств

1. Информирование пациента

1.Беседовать с пациентом об особенностях его состояния, образе жизни.

2.Рассказать об особенностях восстановительной терапии при СД

2. Выполнение врачебных

назначений

3.По назначению врача :

Продолжить введение инсулина по назначенной схеме: Актрапид – перед

завтраком 16 ЕД; перед обедом 16 ЕД; перед ужином 8 ЕД;

придерживаться диеты и контролировать уровень гликемии регулярно.

Проведение магнито-терапии на нижние конечности № 10.

3. Оказание психологической

4.Помочь пациенту выработать активную жизненную позицию, адекватное

помощи и

отношение к состоянию и возникшим проблемам. Объяснить о необходимости

эмоциональной

регулярно посещать «Школу СД» при поликлинике № 1

поддержки

Побеседовать с семьей пациента о необходимости психологической

поддержки

4. Организация и проведение

обучения пациента и его

родственников

5.Обучить пациента упражнениям ЛФК и приемам самомассажа для нижних

конечностей

12. Выводы

• Проведенные исследования показали, что в

реабилитации больных СД в поликлинике № 1

используются практически все виды реабилитации

(медицинская, физическая, психологическая,

социальная, т.е. осуществляется комплексный подход к

решению данной проблемы).

• Медицинская реабилитация имеет основное значение:

диетотерапия, инсулинотерапия, что позволяют снизить

осложнения, летальность и улучшить качество жизни. По

данным анализа – охват больных медицинской

реабилитацией больных составляет – 100 %.

• Активно назначаются методики физической

реабилитации – это аппаратная физиотерапия (магнитотерапия, лекарственный электрофорез), ЛФК, массаж.

13. Заключение

Большая ответственность в

реабилитационном процессе отводиться

среднему медперсоналу.

Это проведение бесед, физиопроцедур,

массажа, обучение физическим

упражнениям и приемам самомассажа, с

целью снижения риска возникновения

осложнений, улучшения качества жизни

пациентов и социальной адаптации.

14. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Оценка роли медицинской сестры в реабилитации пациента с сахарным диабетом

Филиал ГАПОУ СО

«Энгельсский медицинский колледж Св. Луки (Войно-Ясенецкого)»в г.Марксе

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Оценка роли медицинской

сестры в реабилитации пациента

с сахарным диабетом

Студентка: 546 группы, специальность

34.02.01 Сестринское дело

Пузрякова Анастасия Владимировна

Руководитель: преподаватель, высшая

квалификационная категория,

Селезнева Елена Владимировна

г.Маркс, 2018

Источник