Сестринского процесса при осложнениях в сахарном диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов. Классификация сахарного диабета, принятая ВОЗ в 1980 г.:

1. Инсулинозависимый тип – 1 тип.

2. Инсулинонезависимый тип – 2 тип.

Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета – у лиц среднего и пожилого возраста.

При сахарном диабете причины и факторы риска настолько тесно переплетены, что иногда трудно их разграничить. Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.

Стадии сахарного диабета:

1-я стадия – преддиабет – состояние предрасположенности к сахарному диабету.

Группа риска:

– Лица с отягощенной наследственностью.

– Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.

– Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.

2-я стадия – латентный диабет – протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный – 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов – до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч – более 7,15 ммоль/л.

3-я стадия – явный диабет – характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.

При развитии осложнений, связанных с поражением сосудов ЦНС. глазного дна. почек, сердца, нижних конечностей, присоединяются симптомы поражения соответствующих органов и систем.

Сестринский процесс при сахарном диабете:

Проблемы пациента:

А. Существующие (настоящие):

– жажда;

– полиурия:

– кожный зуд. сухость кожи:

– повышенный аппетит;

– потеря веса;

– слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;

– боли в сердце;

– боли в нижних конечностях;

– необходимость постоянно соблюдать диету;

– необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);

Дефицит знаний о:

– сущности заболевания и его причинах;

– диетотерапии;

– самопомощи при гипогликемии;

– уходе за ногами;

– расчете хлебных единиц и составлении меню;

– пользовании глюкометром;

– осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.

Б. Потенциальные:

Риск развития:

– прекоматозных и коматозных состояний:

– гангрены нижних конечностей;

– острого инфаркта миокарда;

– хронической почечной недостаточности;

– катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;

– вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;

– осложнений вследствие инсулинотерапии;

– медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.

Сбор информации при первичном обследовании:

Расспрос пациента о:

– соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;

– физических нагрузках в течение дня;

– проводимом лечении:

– инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);

– антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);

– давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;

– наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;

– умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;

– умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;

– знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);

– ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:

– посещении в прошлом и в настоящее время “Школы диабетика”;

– развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;

– умении оказывать самопомощь;

Читайте также:  Служить в армии с диабетом

– наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;

– наследственной предрасположенности к сахарному диабет);

– сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении);

– жалобах пациента в момент осмотра.

Осмотр пациента:

– цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:

– определение массы тела:

– измерение артериального давления;

– определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.

2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.

3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.

4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.

5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина. начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).

6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.

7. Контролировать:

– состояние кожных покровов;

– массу тела:

– пульс и артериальное давление;

– пульс на артерии тыла стопы;

– соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;

– рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.

8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.

9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.

10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».

11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.

12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.

13. Обучить пациента и его родственников:

– расчету хлебных единиц;

– составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;

– правилам ухода за ногами;

– оказывать самопомощь при гипогликемии;

– измерению артериального давления.

Неотложные состояния при сахарном диабете:

А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.

Причины:

– Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.

– Недостаток углеводов в пищевом рационе.

– Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.

– Значительная физическая нагрузка.

Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает в кому с потерей сознания и судорогами.

Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта. кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.

Самопомощь при гипогликемическом состоянии:

Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).

Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:

– Вызвать врача.

– Вызвать лаборанта.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение.

– Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).

Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.

Причины:

– Недостаточная доза инсулина.

– Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище).

– Инфекционные заболевания.

Читайте также:  У меня сахарный диабет 1 типа потливость

– Стрессы.

– Беременность.

– Травмы.

– Оперативное вмешательство.

Предвестники: усиление жажды, полиурия. возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.

Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса – ” мягкие” глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови – гипергликемия, в анализе мочи – глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.

При появлении предвестников комы срочно обратиться к эндокринологу или вызвать его на дом. При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.

Доврачебная помощь:

– Вызвать врача.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).

– Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

– инсулин короткого действия – актропид (фл.);

– 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);

– сердечные гликозиды, сосудистые средства.

Источник

, . , . , .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

:

:

:

2015

1.

2.

3.

4. .

5.

6.

7.

8.

9.

10. ,

11. 1

12. 2

() – , , , , , (), (), . () , . : , , . , . 120 . (2,5% ). 10-15 . (), 2010 220 . . I . , 10-15% (I ). 2-3 . , II , 85-90 .

: .

: .

: .

:

.

.

: .

:

.

:

.

( )

.

: .

1.

.

170- . , ; , , . . . . , , , 1921- , , . , , . . 1922 , . , , , , , . , . . . , .

— . , . , , ; . , . ( ), : , . .

, , , . ; , ; 3 , . . : , 75 , 250-300 ( — 1,75 1 , 75 ; , , ), 1 2 . — , 1 2 . :

1. — ; , , . , ;

2. — , 2 , , . ; , . . , , . 10 , — , — . , .

2.

. 1896 , . 1974 J. Nerup , . G. Gudworth J. . Woodrow, – 1- 2- . , , . , , 8 15 10 . Dw3/DRw4 9,4 . 1,5 % A3243G MT-TL1. , 1- , . – , 1- , – . , , .

3.

:

;

( ) , .

. , 10 %, — 80 %.

.

, , .

.

, .

, , , , , – , .

.

, , , , , .

4.

:

,

,

,

, ,

( 1 ),

( ),

( ).

, 1 . , , , .

, . , , . ( ). . – , , , , , .

0,1 – 0,3% . ( ). – , . , , ( ). , , . , , , .

1 , , .

.

:

,

, ,

, ,

, ( – ),

,

, , ( ),

( ) 80% ; ,

,

.

– .

. .

.

– 40 . :

, ,

,

,

, ,

.

.

. , . .

.

– , :

,

,

,

,

.

:

– , ,

– ( 13,9 /), , 50 , ,

– 13,9 /,

5.

I :

I – ( ), . – , . , I 30% , II — 100% . , , .

HLA.

( HLA) . I 90% DR3 / DR4; DR2 .

.

I , , . — (GAD, 64-kDa ) – (37 kDa, IA-2; ). > 3 ( , -GAD, -1-2, ) 88% 10 . ( – ) -, I . . I , ; . I , , . ; .

II

II , . : ( , ) . 98% II — . ( ) , ; , . ; . 25 ( ) II , LADA (Latent Autoimmune Diabetes of Adulthood), ; . II : , , .

, , . II , ( ; ; > 0,9) ( ; < 0,7). , , — , ; . . . , , , .

II :

* 40 .

* , , .

* .

* II .

* : .

* > 4 .

, , II , . 1 , . II , , , . , II ; .

II MODY– (. ). – II : 8-45% , . 12-14 , ; , , II . , , LADA, . , 25% II MODY . . . , , , , acanthosis nigricans. . ; , , ( ). .

MODY-.

– , , – . MODY- 5 % . . , , 1- , , . – , . : , 1- 2- .

6.

:

1) ,

2) ,

3) :

) ,

) ,

4) .

. , . 1 2 . 2 , , 2. 1 -: , . , , 2, , . , .. ( , , ). , , . , . , =>50%:<35%:15%.

:

, , ;

, (, , , , );

, , , 1 , , , , , ; ( , ..).

: , .

, .

: .

:

1) ( 4 ) –

,

;

2) , ( 15- 30 , 5-6 ) – , ,

,

-;

3) ( 3-4 , 14-16 ) –

;

;

, ;

;

;

4) ( 6-8 , 24-26 ) – , , , (, );

5) ( : 1, 2, 3 ( ), 4; .

:

( ). . ( ) . 2/3 1/3 – ; 1/3 , 2/3 – ; 0,7 , – 0,5 ) 1 .

.

( 21 22 ), ( 6 – 8 ).

– . , 1/3 ; 2/3 ( , 3:2:1).

Ņ

() – 10-12 . 1 1,8-2 / 1-1,5 . 2 1 , – 1,5 1 , – 1,2 1 . , 1 1 , 1,5 .. , 2 .. , 1 ..

1 .

N 9 . 30-35 1 , , 2 . , 15 /. – , . – 100 /, 1,5 3 .

2 .

, , . . – .

:

I. :

II. . – , 60 120,

. :

() : , , 5, 80, , 80, 30, 5;

: , , L

II. :

. – , , , , , ;

. – ( 500, 850)

III. , .

. a – ().

. – , . 1 . , , , . : 2 , + , .

. – , 3 ( 2,5 + 400).

:

+ ,

+ ,

+ , .

, 40% 2 , .. 2 . , 5-7 2 .

7.

:

, , .

— , ( ). , — , , , . . .

— ( 3,3 /), – , , , . , , ( ), , 40 % ( 40 % B1 — ).

. , , 2- . . , . — ( ) — . . / . . , , , , , , , . . / (0.45 %) – , . ( ) .

50 -, , , , . – ; , , . , . ( ), , , () (). , . . , , (, ). 2 % ( ) .

:

, , .

— , , , , . , . 25 % 2- . 8 % , 8 50 % , 20 100 % . 2- , . .

– — , , ( , ).

— , . — . , , . . .

— , ( ), . .

— , , , .

, , ( ).

— , .

— – , – , , , , . .

— , .

, , .

8.

. , . , , . : , — ., , . , , . , . , .

:

: , . , , . , ( ..) , . : , , , , , , , 4500. .

, , , .

:

, – , .

:

, . . , , , .

9.

– .

– , .

, , :

1. ( ) :

, .

:

– ;

– ;

– .

:

;

;

;

– ;

, , , :

, .

:

;

.

1. ( , , ; – ; , );

2. ( );

3. ( );

4. .

(. ).

2. , .

.

, , .

, :

* ;

* ;

* ;

* .

3. .

, , .

4. . .

5. .

1. , .

– ,

– ,

– , ,

– ,

– ,

– ,

– .

10. ,

.

: , , , , , , 70 , (), ( ), , .

I.

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. , .

7. , .

8. .

9. 5-6 , , 2 .

10. , .

11. ().

12. .

13. , .

14. .

15. .

II.

16. .

17.. 3 (), 2 : , — , 3 .

18.. , , , .

19.. 45 (2/3 ); .

20.. . .

11. 1

.., 26 , : 1- , , . , ; ; , , , , . 13 .

Читайте также:  Можно ли излечится от диабета 1 типа

: . 36.3, 178 , 72 . , , . . , . 18 . 96 . 150/100 . . : 11/. : . 1026, – 0,8%, – 4800 .

: , , , , , , .

:

: , , ; ; , , , .

: .

: .

: .

9, , .

,

, , .

.

30 3 .

,

( , , , , ).

.

.

: .

12. 2

.., 56 , .

: .

: , , , , , , .

:

: , , , , , , .

:

:

:

.

.

: 50 0,9% .

;

.

.

.

.

.

: .

, , , , .

. , .

. .

. , . – . . , , . . . , , – .

. , , , .

1) ( ) (.). . 14 2009. 18 2011.

2) . / . . . — 3- ., . — -: , 2002. — 576 . — ( ). — ISBN 5-272-00314-4.

  • , . – . . II . .

    [3,2 M], 24.02.2015

  • . , . . II , . .

    [45,9 K], 17.12.2014

  • , . , , . , , .

    [1,3 M], 03.06.2010

  • , . , . . , . .

    [1,2 M], 21.11.2012

  • . . . . . . . – .

    [23,9 K], 25.11.2013

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

: , , . . . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

– 2012 .

– .

– .

– .

– .

– (1 – 2 ).

– .

– .

– .

– .

– .

– – .

– .

– .

– .

– .

– , , , , .

, , , .

1961 – , , , , , , . , .

, , , , , – . – , , , , , , .

, , .

, , .

:

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. ;

6. ;

7. .

, . , , . . , , , , , .

, , , . , , .

, . , , , , .

– .

:

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. , .

7. .

8. .

() – , , , , , (), (), .

– – , .

2 4%. 120 . .

: () I () II .

( ), , , .. .

, ( ).

, , . . , .

(1994.)

. .

I. ( I ).

II. ( II )

(, , ):

* ( -, , , );

* (, , , .);

* , ( , .).

:

1. . 2. . 3. .

( ):

1. . 2. .

3. . 4. .

:

1. (, ).

2. .

3. .

(, , , , .).

:

1. ( , ). 2. ( , – .).

. . , ( ), .

HLA-, .

( ) : . , , B () () .

, , – – . 40-50 . . : , , . , ( ), . (, ) , .

:

1. ;

2. ( ) , ;

3. . – . .

: , , .

: , , , .

, , ( ), ( ).

, , , . , . , , ( ) ().

: , , 12- , , , .

– , , . , , . – – 5,2 /.

3 : , , .

– , ( ), , .

: , , , , , , . . , , . , . , . . , , – .

– , 3 /.

: , , , , .

; , , , . – . , .

: , , , , , , , .

: ( ) – , , ; ( , , ) -, , .

() , , , , , . – 160-180 % (9-10 /). , , , , ( , 3 ), , . , ( , ).

, 7-14 , , () , . , , , (, , ), , . : , . , 600 % (33 /), ( 320 /), ( 60-90 %) . 8-10 4-6 . , .

– , () (). .

– , .

– . : ( ); ( ); ( , , , , ); (- ).

() . , , 25 % . 50% .

, , . , ( ) 60 1000 . 10000 . 50 % 3 . 55 % ( ) . 50 % .

, .

:

– . , 70 % – 67 %.

– ( – ), ;

– ;

– ;

– -, – , , , .

. , , – . , , , – , – .

, .

, , .

, .

OAK – ( , ).

AM – ( 1,040), , .

– . – .

– . , , .

( )

: , ,

, , ,

,

,

, , ( )

, , ,

, ,

3,3/ (60/100)

, ,

,

.

, , , . , , . 10-20% , 30-35 . .

60-110 % (3,5-6 /), 10-15% 70-120 % (4-6,5 /). ( ), , .

, . .

. , 15 /.

. 9 ( ). (, , .). . , , . (). 1 12 50 . (): – 25-30 ; – 21 ; – 17 ; 50 – 14 ; – 10 ; – 6 .

. : , , , .

3 :

– , ( , -, , , ); – ( 12-22 ) – , , .; – (25-36 ) – , -, .

. . 15-20 , .

– – , , .

.

– ().

2 : – (, , , , ); – (, , , . . .

, , , , .

.

) : . , . / 5% , – / 4% , .

) 2 , , . , 30-60-90 40% . .

) , . .

) , . – . , , , . .

) – ; , – . – .

) : , . – .

) .

) , ( , , , ); .

) . . . . . . . . .

) , . – ( , ).

()

( , , , ).

. . . .

. ( ). ( )

. , . ( , , )

.

2 . .

.

.

. . , . .

. , .

( ).

: ( ).

1. .

2. .

3. .

4. , , .

5. .

6. ( ).

7. .

. (), , ( ), (). , , 6. . .

; . , .

( ); , , ; ().

, , – . , 60 .

, , , , . . , . . : . ().

, , , . , . , .

, . . , .

I . I , , (, ), .

, . : , () . , . . 1 3-4 .

: .

: , 1 40 (80 100 ); 70; : , , , .

:

1. , .

: , .

2. . : , , , .

3. 36–37 . 3-5 .

4. , , , . .

5. , . .

6. , , . .

7. .

8. 1-2 , , . 1-2 , .

:

I. , : , . . :

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

1

35 , I . , , , , .

.

, , , .

: , , , – . . 88 ./., 140/90 . ., 16 .

:

1. ; .

2. .

3. /.

: , , , , , ;

: – , , .

– .

: .

: , , .

1. 9.

.

2. – .

, , .

3. .

.

4. .

.

5. .

.

6. .

.

7. (, , , ).

.

: ; , . .

2. , .

3. .

: , , , , , , 70% , (), , , .

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. , .

7. , .

8. .

9. 5-6 , , 2 .

10. , .

11. ().

12. .

13. , .

14. .

15. .

.

16. .

17. 3- (), 2 : , – , 3 .

18. , , , .

19. 45 (2/3 ); .

20. . .

. : – ,- , – , – , – .

21. , ; .

:

22. , () .

23. () .

24. .

25. .

26. .

27. , .

28. .

2

20 , . , 5 , 22 . , . , , , . .

: , , , , , 90 . , 90/60 .., 24 1 , .

:

1. .

2. .

I. ( ) , , – .

, / :

– 5 ; – ;

– : , , , ; – ; – ; – , ; – .

II. :- ; – ; – , ; – , ; – , , ; – , ; – .

– .

– , .

:

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

, , . .

:

1. ,

2.

3. .

– .

.

– , .

.

:

, ;

.

:

;

.

:

;

;

;

.

, , . .

– .

( ) 1973 . , , 114 , , , , , , , .

– , . , .

. . , . .

, – , .

, , .

, :

– , (, , , );

– , , (, , .

, , , . – , , – 2-3-.

, .

– .

– , (, – , – , – ).

:

1. , , , .

2. , , , . , , , , , , . “” .

3. , . , .

4. , . , , .

– .

, , , .

– .

, , , , , , .. , . , .

: .

( 1-2 ).

, , , , , .

3 :

1. ;

2. : , , ;

3. : /-.

, , .

:

.

.

, .

, .

, , . , , .

– .

, , , , .

: , , . .

– , , , . (, , , ..).

– (, , ..).

– . (, ).

, .

, — , ..

– , ..

  • . , . . II , . .

    [45,9 K], 17.12.2014

  • , . – . . II . .

    [3,2 M], 24.02.2015

  • , , . . , . , .

    [35,1 K], 15.12.2013

  • , . . . , .

    [1,3 M], 27.10.2013

  • . . . . .

    [29,0 K], 11.03.2014

  • , . . . .

    [51,8 K], 11.05.2014

  • , . , , . , , .

    [1,3 M], 03.06.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник