Школа здоровья сахарный диабет лекции

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.
Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.
Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.
Типы и особенности диабета
Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.
Диабет бывает:
- 1 типа –
предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
- 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
- гестационный – выявляется только в период беременности.
Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.
Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:
- генетические причины;
- инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
- понижение иммунитета.
Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.
Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:
- болезнь возникает после 40 лет;
- уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
- наблюдается повышение гликемии;
- патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.
Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.
Причины возникновения 2 типа:
- ожирение;
- отягощенная наследственность.
Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.
Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.
Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.
Обучение в школе здоровья
Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.
Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.
На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.
Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.
Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.
Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.
Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.
Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:
- Диабет, как образ жизни.
- Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
- Правила питания.
- Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
- Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
- Осложнения, возникшие на фоне диабета.
- Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
- Гипертония, ИБС.
В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.
Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.
Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:
Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.
План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:
- Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
- Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
- Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.
Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.
Контроль сахара
На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.
Регулярное измерение сахара позволяет:
- Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
- Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
- Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
- Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
- Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.
В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.
Правильное питание
Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.
Основные моменты:
- Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
- Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
- Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
- Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
- Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.
Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.
Видеоматериал о питании при диабете:
Преодоление стрессовых ситуаций
Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.
Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.
Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.
Источник
Школа сахарного диабета
Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе. В работе Школы может быть использован стационарно непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, а также форма дневного стационара. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения. На должность заведующего Школой назначается врач-эндокринолог или медицинская сестра, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана. В Школу направляются больные сахарным диабетом, прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.
Цели и задачи: основной целью Школы является совершенствование формы организации обучения больных сахарным диабетом. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.
Функции школы: организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам. Проводит первичные и повторные циклы обучения, по проведению самоконтроля и профилактике осложнений сахарного диабета. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом. Анализирует эффективность работы Школы. Координируют свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующими в оказании специализированной помощи больным сахарным диабетом. Занятия проводятся в отдельном, специально оборудованном помещении. Обучение проходит как в группе, так и индивидуально. Темой первого занятия, как правило, является знакомство с группой, а также лекция о самом заболевании. Последующие занятия проходят по заранее разработанным темам: самоконтроль сахара крови (обучение пациентов контролировать своё состояние с помощью глюкометра), ранние и поздние осложнения диабета (уход за ногами, знание и умение распознать симптомы гипогликемии), диета при диабете (умение подсчитывать хлебные единицы), физическая нагрузка. По окончании занятий пациенты должны уметь контролировать своё заболевание, уметь оказать себе помощь, научиться жить полноценной жизнью.
Медицинские сёстры, работающие в Школе, являются важным компонентом успешной работы. Её профессиональная значимость повышается в зависимости от личной способности получать информацию о физическом, психологическом состоянии пациентов, о проблемах вызванных болезнью. Обучение предусматривает несвойственные функции медицинских сестёр, знания и умения из области педагогики и психологии, высокий профессиональный уровень в обучении важным навыкам, в стремлении к самосовершенствованию.
Чему обучают в школе здоровья сахарным диабетом?
Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.
Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.
Типы и особенности диабета
Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.
- 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
- 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
- гестационный – выявляется только в период беременности.
Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.
Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:
- генетические причины;
- инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
- понижение иммунитета.
Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.
Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:
- болезнь возникает после 40 лет;
- уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
- наблюдается повышение гликемии;
- патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.
Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.
Причины возникновения 2 типа:
- ожирение;
- отягощенная наследственность.
Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.
Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.
Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.
Обучение в школе здоровья
Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.
Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.
На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.
Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.
Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.
Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.
Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.
Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:
- Диабет, как образ жизни.
- Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
- Правила питания.
- Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
- Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
- Осложнения, возникшие на фоне диабета.
- Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
- Гипертония, ИБС.
В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.
Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.
Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:
Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.
План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:
- Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
- Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
- Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.
Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.
Контроль сахара
На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.
Регулярное измерение сахара позволяет:
- Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
- Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
- Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
- Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
- Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.
В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.
Правильное питание
Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.
- Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
- Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
- Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
- Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
- Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.
Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.
Видеоматериал о питании при диабете:
Преодоление стрессовых ситуаций
Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.
Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.
Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.
РОЛЬ ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА
Обучение больных в «Школе сахарного диабета» и роль медсестры в организации помощи пациентам
Обучение должны проводить в школе сахарного диабета все специалисты, работающие с больными сахарным диабетом; как индивидуально, так и в группах. Недавно заболевших всегда обучают индивидуально. Большинство диабетологических клиник организуют также групповые занятия — от разовых, продолжающихся несколько часов, до недельных семинаров. На занятиях для больных сахарным диабетом I и II типов необходимо организовывать обсуждения, отвечать на все вопросы, обеспечивать практическое обучение. Кроме того, для длительно (несколько десятков лет) страдающих диабетом пациентов необходимо организовывать повторные курсы обучения, чтобы освежить их знания.
Цели программы обучения больных в школе сахарного диабета
* Объяснить причины развития заболевания и его осложнений.
* Изложить принципы лечения, начиная с несложных основных правил и постепенно расширяя рекомендации по лечению и наблюдению; подготовить больных к самостоятельному контролю течения заболевания.
* Предоставить пациентам подробные рекомендации по правильному питанию и изменению образа жизни.
* Обеспечить пациентов литературой.
Начальный комплект литературы должен включать: буклет о сахарном диабете; рекомендации по диете; буклет об амбулаторном мониторировании уровня гликемии с подробными инструкциями; информация о возможности управления транспортными средствами; список телефонных номеров при необходимости в экстренной медицинской помощи; информационные материалы. Система обучения больных сахарным диабетом в настоящее время стала очень сложной, но эффективной: ее применение позволяет снизить потребность в госпитализациях и частоту развития осложнений, а также количество ампутаций. Несомненно, аналогичные системы следует распространить и на другие области медицины.
Обучение медицинских работников. Для удовлетворения стандартам качества медицинской помощи все медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации; их прохождение контролируют местные органы здравоохранения. Повышать квалификацию должны медсестры отделений врачебной практики, медсестры-диабетологи, медсестры стационаров, врачи (как начинающие, так и опытные) больниц и амбулаторных учреждений здравоохранения. Следует отметить, что организация образовательных программ требует значительных расходов.
Ведение медицинской документации. Для качественного ведения медицинской документации по больным сахарным диабетом большую помощь оказывают специализированные компьютерные программы; эффективность различных программ сходная. Для обеспечения возможности вызывать больных сахарным диабетом для осмотра и обследования необходимо создать их комьютеризированный реестр. Объем записей может быть различным; структура их должна быть компактной и удобной для предоставления. Особенно удобно, если в больнице для больных сахарным диабетом создана отдельная картотека; во многих крупных отделениях такая картотека ведется. Многие отделения врачебной практики также заводят отдельные карточки на больных сахарным диабетом, помимо стандартных амбулаторных карт (в Великобритании это стандарт страховой компании «Lloyd-George»). На эти карточки в хронологическом порядке заносят данные о массе тела больного, концентрации глюкозы в крови, артериальном давлении, анализах мочи, уровне НЬА1с, остроте зрения, осложнениях (в частности, результаты обследования офтальмологом), лечении. Кроме того, в них записывают результаты консультаций и рекомендации по лечению. Необходимо отдельно фиксировать развитие ряда осложнений (например, угрожающей зрению ретинопатии) с указанием даты следующего обследования (например, измерения артериального давления или офтальмоскопии). Нередко к этим картам прикладывают также «лист обучения» больных, содержащий даты посещения «Школы больного сахарным диабетом» и указания о предоставлении ряда рекомендаций.
Медицинским сестрам широкого профиля приходится контактировать с больными сахарным диабетом по роду своей профессиональной деятельности в различных органах здравоохранения. Поэтому исключительно важно, чтобы уже на первичном этапе медицинская сестра имела достаточный уровень навыков и опыта в области диабета, а также доступ к соответствующим обучающим программам.
Цель образования больных сахарным диабетом состоит в том, чтобы помочь им перевести теоретические знания в практические навыки, составляющие индивидуально подобранный план. Как член «команды патронажа больного с сахарным диабетом» медсестра диабетологического профиля должна обладать широкой эрудицией и опытом в различных областях ведения больного с сахарным диабетом.
Наряду с образованием больных сахарным диабетом, медицинская сестра на своем уровне может определять стратегию и тактику лечения и помогать больным развивать собственные планы и цели.
Обязанности медсестры в работе «Школы сахарного диабета»:
· разрабатывать информационные и обучающие материалы;
· организовывать, проводить и оценивать индивидуальные и групповые обучающие программы для больных;
· внедрять образовательные и патронажные программы в обществе при визитах на дом и сотрудничестве с первичными звеньями в системе диабетической помощи;
· разрабатывать образовательные программы для лиц, по роду службы которые непосредственно контактируют с больными сахарным диабетом (преподавателями, патронажными медицинскими сестрами);
· выступать, там где это уместно, — и это ключевая роль — в качестве защитника больного сахарным диабетом;
· принимать, в рамках местных инструкций, участие в лечении;
· сотрудничать с другими командами специалистов (педиатрами, акушерами, наставниками инвалидов и т.д.);
· быть помощником и советником для организаторов здравоохранения
· быть активной в клинической практике, основанной на научном поиске; медсестра диабетологического профиля должна поощряться для участия и/или проведения независимого научного поиска;
· участвовать в разработке программ усовершенствования медицинских работников совместно с соответствующими институтами.
Источники: https://studwood.ru/1590785/meditsina/shkola_saharnogo_diabeta, https://diabethelp.guru/about/obraz-zhizni/shkola-zdorovya.html, https://studbooks.net/1933973/meditsina/rol_shkoly_saharnogo_diabeta
Source: narmedsovet.ru
Источник