Ситуационные задачи при сахарном диабете у детей
| содержание .. 139 140 141 142 .. Ситуационные задания по педиатрии (с ответами) – часть 13 Задача 1Мальчик, 6 лет, болен около 3-4 недель. Родители обратили внимание на жажду, частые обильные мочеиспускания, отмечался энурез. Несмотря на хороший аппетит, ребенок похудел на 3 кг. Из анамнеза жизни известно, что ребенок от 1-й физиологически протекавшей беременности, срочных родов. Перенесенные заболевания: острые респираторные инфекции 1 – 2 раза в год, краснуха в 5 лет. Семейный анамнез: у бабушки по линии матери сахарный диабет 2-го типа. При поступлении состояние средней тяжести, сознание ясное. Отмечается сухость кожи, снижение тургора тканей. Одышки нет, ЧД – 23 в минуту, в легких дыхание пуэрильное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца громкие, ритмичные. ЧСС – 94 в минуту, АД 95/55 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный, печень выступает на 1,5 см из- под края реберной дуги. Явления баланита. Рефлексы физиологические. Глюкоза крови при поступлении – 15 ммоль/л Анализ мочи: глюкоза – 3%, ацетон – отрицательный. Вопросы:
«хлебная единица»? Задача 2Мальчик, 8 лет, от 4-й беременности, протекавшей с угрозой прерывания, гестозом. Роды на 38-й неделе путем кесарева сечения. При рождении масса 3600 г, длина 50 см. Перенесенные заболевания: ОРВИ 2 – 3 раза в год, ветряная оспа в 4 года, ангины в 6 и 7 лет. Наследственность отягощена: сахарный диабет 2 типа у бабушки по линии матери. Два месяца назад родители заметили появление жажды, частое мочеиспускание, затем – похудание в сочетании с повышенным аппетитом, слабость. Постепенно состояние ухудшилось. За 2 дня до госпитализации появились боли в животе, отмечалась рвота 2 раза. При поступлении состояние средней тяжести, сознание ясное, запах ацетона изо рта. Кожа сухая, тургор тканей снижен, румянец на щеках. Дыхание ритмичное, ровное, одышки нет. Аускультативно в легких дыхание везикулярное. Тоны сердца громкие, ритмичные, короткий систолический шум в V точке, ЧСС – 96 в минуту. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения. АД 95/60 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, болезненный в эпигастральной области. Печень выступает на 3 см из-под края реберной дуги. Стула не было вчера и сегодня. Половые органы – явления баланита. Рефлексы физиологические. Масса тела 23 кг, рост 128 см. Глюкоза крови при поступлении – 19 ммоль/л. Анализ мочи: глюкоза в моче – 4%, ацетон положительный (+++). Кислотно-основное состояние: рН – 7,31; ВЕ – 8,5 ммоль/л. Вопросы:
Задача 4Мальчик, 7 лет, госпитализирован сегодня в хирургический стационар с направляющим диагнозом: «острый живот». Два дня назад появились боли в животе, тошнота, рвота. При осмотре врач «скорой помощи» обнаружил напряжение мышц живота, положительный симптом Щеткина-Блюмберга. В приемном отделении хирургического стационара по совокупности клинико-анамнестических данных и результатов лабораторного обследования был поставлен диагноз «сахарный диабет, впервые выявленный, диабетическая кетоацидотическая кома 1 степени». Было решено начать неотложную терапию с последующим переводом в специализированную клинику. Проводилась инфузионная терапия физиологическим раствором NaCl, инсулинотерапия. В состоянии ребенка и лабораторных показателях отмечена положительная динамика, глюкоза крови в течение 3 часов снижалась на 3, 5, 9 ммоль/л каждый час. На фоне снижения сахара крови состояние мальчика ухудшилось, стал беспокоен, появилась головная боль, головокружение, тошнота, рвота, нарушение зрения, напряжение глазных яблок, ЧСС – 60 в минуту, АД 125/80 мм рт. ст. Вопросы:
Задача 5Мальчик 9 лет, болен сахарным диабетом 1-го типа четыре года. Течение заболевания лабильное, диету соблюдает нерегулярно, систематический контроль уровня сахара в крови отсутствует. Несколько раз был госпитализирован в связи с развитием кетоацидоза. Накануне вечером был возбужден, сахар крови не контролировали. После инъекции инсулина частично отказался от ужина. Ночью проснулся с чувством страха, беспокойства; мама заметила тремор рук, повышенную потливость. Вопросы:
Задача 6Девочка, 13,5 лет, доставлена в стационар в связи с внезапным ухудшением состояния, потерей сознания, судорогами. Анамнез жизни: ребенок от 1-й беременности, протекавшей физиологически, срочных родов. Масса тела при рождении 3300 г, длина 51 см. Перенесенные заболевания: ОРВИ 2-4 раза в год, ветряная оспа в 5 лет, краснуха в 10 лет. Прививки по возрасту. С 7 лет – избыточная прибавка веса. Анамнез заболевания: больна сахарным диабетом 1-го типа с 10 лет, диагноз был поставлен во время госпитализации в состоянии диабетической кетоацидотической комы. Получает инсулинотерапию по базис-болюсной схеме. В связи с избыточным весом начала заниматься фитнесом (сегодня днем было первое занятие). Вечером девочка получила обычную дозу инсулина, частично отказалась от ужина. Мать обнаружила ребенка ночью без сознания в судорогах. При поступлении состояние ребенка тяжелое, без сознания, тризм челюстей, клонико-тонические судороги. Кожа бледная, холодный пот. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения, 88 ударов в минуту. АД 115/65 мм рт.ст. Температура тела 36,1 °С. Глюкоза крови: 1,9 ммоль/л. Вопросы:
Задача 7Девочка, 1 года 8 месяцев, была госпитализирована в центральную районную больницу 7 дней назад с диагнозом «ОРВИ, кишечная инфекция». Состояние ребенка в стационаре ухудшалось: отмечалась фебрильная лихорадка, слабость, многократная рвота. Девочка часто жадно пила, обильно мочилась, стул 1-2 раза в день, скудный с зеленью. Отмечались клонико-тонические судороги. Несмотря на проводимую инфузионную терапию (глюкозо-солевые, коллоидные растворы), нарастали явления эксикоза. Определен сахар крови натощак – 53,4 ммоль/л; ребенок срочно переведен в областную больницу. При поступлении в отделение реанимации состояние очень тяжелое, прекома, выраженный эксикоз. Кожа и слизистые оболочки сухие, язык обложен белым налетом. Зев гиперемирован. В легких дыхание пуэрильное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца умеренно приглушены, ЧСС – 160 в минуту. Живот вздут, умеренно болезнен, урчит при пальпации. Сомнительная ригидность затылочных мышц. Глюкоза крови (трехкратно): 67,4 – 68,6 – 70,2 ммоль/л. Общий анализ мочи: белок – 0,7 г/л, лейкоциты – 10-15 в п/зр, эритроциты – 4-6 в п/зр, единичные зернистые цилиндры, реакция на ацетон в моче – сомнительная. Биохимический анализ крови: натрий – 175 ммоль/л (норма – 125-143 ммоль/л), мочевина – 14,5 ммоль/л (норма – до 7,0 ммоль/л), осмолярность плазмы – 500 мосмоль/л (норма: 280-300 мосмоль/л). Вопросы:
Задача 8Мальчик, 9 лет, поступил в детское эндокринологическое отделение с жалобами на жажду, частое мочеиспускание, повышенный аппетит, периодические боли в животе, задержку роста. Из анамнеза известно, что ребенок от 2-й беременности, протекавшей с гестозом, мама перенесла ОРЗ в 1 и 2 триместре. Роды 2-е срочные. Вес при рождении 3200 г, длина 51 см. Перенесенные заболевания: ОРВИ 2 – 4 раза в год. В семейном анамнезе отягощена наследственность: у дедушки по линии отца сахарный диабет 2 типа. Мать страдает хроническим алкоголизмом. Болен сахарным диабетом с 1 года 8 месяцев; заболевание манифестировал с кетоацидотической комы II степени. Родители часто нарушали режим инсулинотерапии, ребенок не соблюдал диету, нерегулярно наблюдался эндокринологом. Периодически отмечались гипогликемические состояния, положительные реакции на ацетон в моче. Последние 2 года появилось увеличение живота, печени, отстает в росте. При поступлении: масса тела 22 кг, рост 122 см. состояние средней тяжести, сознание ясное, кожа сухая, округлое лицо с отложением жира на щеках, большой живот, липомы на плечах, животе. В легких дыхание везикулярное, ЧД – 20 в минуту. Тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС – 88 в минуту. АД 105/65 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме, печень плотная, выступает из-под края реберной дуги по срединноключичной линии на 6 см, по средней линии занимает верхнюю половину расстояния от пупка до мечевидного отростка. Селезенка не пальпируется. Половые органы сформированы правильно, явления баланита. Глюкоза крови при поступлении:16 ммоль/л Биохимический анализ крови: общий белок 75 г/л (норма 65 – 82 г/л), холестерин 8,5 ммоль/л (норма: 3,1 – 5,9 ммоль/л). Гликированный гемоглобин HbA1c : 15% (норма – 4-6%). Анализ мочи: ацетон ++, глюкоза +. Вопросы:
Диагностические ключиЗадача 1. Сахарный диабет, 1-й тип, впервые выявленный, фаза декомпенсации без кетоза. Баланит. Задача 2. Сахарный диабет, 1-й тип, впервые выявленный, фаза декомпенсации с кетозом. Баланит. Задача 3. Сахарный диабет, 1-й тип, впервые выявленный, диабетическая кетоацидотическая кома II степени Задача 4. Отек мозга. Задача 5. Сахарный диабет, 1-й тип, стаж 5 лет, гипогликемическое состояние. Задача 6. Сахарный диабет,1-й тип, стаж 3 года, гипогликемическая кома. Задача 7. Сахарный диабет,1-й тип, впервые выявленный, гиперосмолярная кома. Задача 8. Сахарный диабет, 1-й тип, стаж 2 года, фаза декомпенсации с кетозом. Синдром Мориака. Липомы на плечах, животе. Баланит. содержание .. 139 140 141 142 .. |
Источник
Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы
Методическая разработка для преподавателя
к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»
Специальность: «Сестринское дело»
Составили:
преподаватель педиатрии:
Ушакова Ф.И.
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК педиатрии
Протокол № _____
от «___» _____________ г.
Председатель ЦМК
____________
2010
Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Специальность: «Сестринское дело».
Место проведения занятия: кабинет доклиники.
Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).
Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
Целевые задачи:
Студенты должны
Уметь:
- Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
- Выявить проблемы пациента и его окружающих.
- Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
- Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
- Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
- Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
- Провести промывание желудка ребенку.
- Набрать и ввести нужную дозу инсулина.
Оснащение занятия
- Тестовые задачи.
- Ситуационные задачи.
- Методическое пособие для учащихся.
- Инсулиновые препараты.
- Инсулиновые шприцы.
- Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.
Хронокарта
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Методическая разработка к практическому занятию по теме:
«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»
Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен
Уметь:
- собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
- подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
- собрать суточную мочу на сахар
- определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
- составить меню больному сахарным диабетом
- ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
- обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
- провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы
- оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
- расшифровать углеводную кривую.
Знать:
Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.
Оснащение занятия:
На каждого студента:
- Методическое пособие.
- Бланк направления.
- Шприцы.
- Иглы.
- Лотки.
- Ватные шарики.
- Пинцеты.
- Препараты инсулина.
На двух студентов:
- Стеклянная мерная посуда.
- Фантом для п/к инъекций.
- Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.
На бригаду:
- Видеодвойка.
- Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
- Глюкометр.
- Шприц-ручка для введения инсулина.
Хронокарта
Организационный момент | 5 мин. |
Актуализация темы | 5 мин. |
Контроль исходного уровня | 20 мин. |
Изучение нового материала | 60 мин. |
Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры) | 60 мин. |
Отработка практических навыков | 90 мин. |
Решение профессиональных задач | 25 мин. |
Подведение итогов, задание на дом | 5 мин. |
ВСЕГО | 270 мин. |
Литература для студентов
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
- Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
- Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие – Мн.: Высш. шк., 2000 г.
- Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
Литература для преподавателя
- Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
- Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
- Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.
План занятия
- Организационный момент:
- отметить отсутствующих
- ознакомить студентов с планом занятия
- Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
- каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
- после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
- Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
- преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
- Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
- преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
- преподаватель контролирует и корректирует их действия
- рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
- Решение ситуационных задач:
- каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
- Подведение итогов занятия:
- преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия
Литература для студентов:
Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал
Литература для преподавателя:
«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского
Мотивация
Уважаемый студент!
Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:
Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.
Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.
Информационный блок
- Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
- Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
- Виды инсулинов.
- Памятки для больных, примерное меню.
- Уход при сахарном диабете.
- Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.
Алгоритмы манипуляций
- Выполнение инъекции инсулина.
- Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
- Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
- ООД сбора мочи на сахар.
- Образец заполнения бланка направления.
- Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.
Методический блок
- Мотивация.
- Цели занятия.
- Оснащение занятия.
- План занятия.
- Хронокарта.
- Литература.
Хронокарта занятия
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Литература для студентов:
- «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
- Рецептурный справочник под редакцией Машковского.
- «Детские болезни» Святкиной.
Литература для преподавателя:
- «Детские болезни» Н.Шабалова.
- «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.
Схема ООД сбора мочи на сахар
Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением
№ | Цель действия | План действия | Теоретическое обоснование | Критерий | Примечание |
1. | Подготовка посуды для сбора мочи | Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию | |||
2. | Подготовка больного | Подмывание не требуется | |||
3. | Сбор мочи | Предупредите больного:
| Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче | Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты |
Примеры выписки рецептов
- Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.
Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml
D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет
- Моносуинсулин для подкожного введения.
Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды
- Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.
Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет
- Суспензия инсулина – ультралонг.
Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном
Приложение № 3
Вопросы по теме: «Сахарный диабет»
(для выявления уровня знаний)
- К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
- Какие типы сахарного диабета выделяют?
- Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
- Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
- Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
- Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
- Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
- Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
- Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
- Какие симптомы характерны для диабетической комы?
- Какие причины вызывают ее?
- Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
- Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
- Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
- Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?
Уход при сахарном диабете
Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.
План сестринских вмешательств | Обоснование |
1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни» |
|
2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.) |
|
3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса») |
|
4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина |
|
5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина |
|
6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка |
|
7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек |
|
8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний |
|
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».
На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.
Критерии оценки данного тестового задания:
До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»
От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»
От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»
Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»
Ситуации к разыгрыванию ролей
Бригада делится попарно.
В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).
Ситуация № 1
У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.
Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.
Ситуация № 2
Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.
Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.
Ситуация № 3
Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.
Обучите маму сбору мочи на сахар.
Ситуация № 4
Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Объясните маме, как хранить инсулин.
Ситуационная № 5
Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Научите маму проведению п/к инъекции инсулина.
Ситуация № 6
Вы – фельдшер бригады С и НМП, на вызове к ребенку 5 лет, больному сахарным диабетом и с признаками начинающейся диабетической комы.
Задание студенту в роли больного – опишите симптомы начинающейся диабетической комы и назовите ее возможные причины.
Задание студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.
Ситуация № 7
У ребенка 7 лет, больного сахарным диабетом, начинается гипогликемическая кома.
Студенту в роли больного – опишите признаки начинающейся гипогликемической комы и назовите возможные причины ее возникновения.
Студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.
Ситуация № 8
У ребенка 10 лет с сахарным диабетом ухудшается самочувствие. Дифференциальная диагностика затруднена.
Студенту № 1 – провести дифференциальную диагностику между комами, возникающими при сахарном диабете.
Студенту № 2 – составить алгоритм неотложной помощи при затруднении дифференциальной диагностики.
Источник