Структурированная программа обучения больных сахарным диабетом

Структурированная программа обучения больных сахарным диабетом thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 июля 2001 г. N 267

О РАЗВИТИИ ДИАБЕТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях повышения эффективности мероприятий по развитию диабетологической помощи населению Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы “Сахарный диабет” приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Организовать работу школ обучения больных сахарным диабетом, территориальных диабетологических центров, кабинетов диабетической стопы в соответствии с приложениями N 1, 2, 3.

1.2. Принять необходимые меры по финансированию мероприятий федеральной целевой и территориальных программ “Сахарный диабет”.

1.3. Ежегодно к 1 марта текущего года представлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о состоянии диабетологической помощи населению субъекта Российской Федерации.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 16.07.2001 г. N 267

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЕ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно – профилактических учреждений на функциональной основе.

1.2. В работе Школы может быть использована стационарная (непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, для обучения детей, подростков и их родителей проводятся непрерывные занятия по 10 дней) или амбулаторная модель обучения (режим занятий 2 раза в неделю в течение 4-х недель), а также форма дневного стационара.

1.3. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения.

На должность заведующего Школой назначается врач – эндокринолог (врач – диабетолог), или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.

1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана, и настоящим Положением.

1.5. В Школу направляются больные сахарным диабетом, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).

Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацитоза, с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потери зрения, слуха, нарушении памяти, лица с психическими нарушениями.

1.6. Обучение проводятся по структурированным программам отдельно для каждой категорий больных:

– больные сахарным диабетом 1 типа

– больные сахарным диабетом 2 типа

– больные сахарным диабетом 2 типа, получающих инсулин

– дети и подростки, больные сахарным диабетом, и их родственники

– беременные, больные сахарным диабетом

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

2.1. Основной целью Школы является совершенствование форм организации обучения больных сахарным диабетом.

2.2. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

3. ФУНКЦИИ ШКОЛЫ

В соответствии с основной задачей Школа:

3.1. Организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам.

3.2. Проводит первичные и повторные циклы обучения по проведению самоконтроля и профилактики осложнений диабета.

3.3. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом.

3.4. Анализирует эффективность работы Школы.

3.5. Координирует свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующих в оказании специализированной помощи больным с сахарным диабетом.

4. ОБЯЗАННОСТЬ ШКОЛЫ

Школа обязана ежегодно к 1 марта текущего года представлять в территориальный диабетологический центр отчет за прошедший период.

5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛЫ

Реорганизация и ликвидация Школы производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 16.07.2001 г. N 267

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ДИАБЕТОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Территориальный диабетологический центр (далее Центр) организуется на базе эндокринологического отделения лечебно – профилактического учреждения на функциональной основе.

1.2. Структура Центра состоит из отделений, обеспечивающих лечение больных с диабетической ретинопатией, нефропатией, диабетической стопой, неврологического и кардиологического отделений, школ обучения больных сахарным диабетом, а также подразделения, осуществляющего ведение территориального регистра больных сахарным диабетом.

1.3. Центр в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и настоящим Положением.

1.4.Центр возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

2.1. Основной целью Центра является увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом путем обеспечения их квалифицированной медицинской помощью, раннего выявления и проведения первичной и вторичной профилактики сахарного диабета и его осложнений.

2.2. Основной задачей Центра является совершенствование форм организации профилактики и оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом и внедрение в медицинскую практику новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитационной помощи больным сахарным диабетом.

3. ФУНКЦИИ ЦЕНТРА

В соответствии с основной задачей территориальный диабетологический Центр:

3.1.Осуществляет организационно – методическую и практическую помощь учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи больным с сахарным диабетом, в том числе и посредством внедрения новых форм организации.

3.2. Обеспечивает оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом.

3.3. Создает условия и обеспечивает функционирование и ведение территориального регистра больных сахарным диабетом, который является неотъемлемой частью Государственного регистра больных сахарным диабетом.

3.4. Определяет ежегодную и перспективную потребность в лекарственных препаратах, диетических продуктах, средствах контроля за сахаром.

3.5. Осуществляет постоянную специализированную подготовку врачей и среднего медицинского персонала для работы в соответствующих подразделениях Центра.

3.6. Участвует в организации и проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам диабетологии.

3.7. Осуществляет широкое информирование населения о проблеме сахарного диабета.

Читайте также:  Почему при сахарном диабете сильно худеют

4. ПРАВА ЦЕНТРА

Центр имеет право:

Участвовать в территориальных целевых программах по сахарному диабету и диабетических ассоциациях.

5. ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРА

Центр обязан ежегодно до 1 марта текущего года представлять в Федеральный диабетологический центр, находящийся на базе Эндокринологического научного центра РАМН, отчет за прошедший период.

6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЦЕНТРА

Реорганизация и ликвидация Центра производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 16.07.2001 г. N 267

ПОЛОЖЕНИЕ
О КАБИНЕТЕ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ СТОПЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Кабинет диабетической стопы (далее именуемый кабинет) организовывается в качестве структурного подразделения лечебно – профилактических учреждений.

1.2. Работу кабинета возглавляет заведующий, прошедший специальную подготовку по диабетологии и сосудистой хирургии и имеющий соответствующий сертификат.

1.3. Кабинет работает по плану, согласованному с территориальным диабетологическим центром и утвержденному руководителем учреждения, в структуру которого входит кабинет.

В состав кабинета входят: кабинет врача, перевязочная, диагностический кабинет.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основной целью кабинета является уменьшение риска развития диабетологической гангрены и снижения количества ампутаций нижних конечностей у больных сахарным диабетом.

Основной задачей кабинета является совершенствование форм организации оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом с синдромом диабетической стопы.

3. ФУНКЦИЯМИ КАБИНЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:

3.1. Организация и проведение всего комплекса профилактики, диагностики и лечения больных сахарным диабетом с синдромом диабетической стопы, в т.ч. с использованием дневных стационаров.

3.2. Выявление больных, входящих в группу риска развития синдрома диабетической стопы, и проведение комплекса диагностических исследований для определения клинической формы синдрома диабетической стопы.

3.3. Обеспечение специализированной медицинской помощью больных с нейропатической формой синдрома диабетической стопы и нейропатическими трофическими язвами стоп.

3.4. Обучение больных и их родственников мерам профилактики синдрома диабетической стопы.

3.5. Диспансерное наблюдение за больными сахарным диабетом с осложнениями на сосудах нижних конечностей.

3.6. Направление больных с выраженной ишемией нижних конечностей или гангрены в специализированное хирургическое отделение.

3.7. Оценка степени тяжести заболевания больных, его прогноз и решение вопросов целесообразности направления на медико – социальную экспертную комиссию (МСЭК).

3.8. Участие в повышении уровня квалификации по вопросам диабетической стопы врачей смежных специальностей.

3.9. Составление ежегодных отчетов о работе кабинета, анализ деятельности и внесение предложений по ее улучшению.

Источник

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ

1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с современными представлениями о природе сахарного диабета.

2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: дать представление пациентам о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

3.1. Организационные вопросы

3.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, ЧТО привело его в “Школу диабетика” и т.д.).

3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий.

3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету.

3.2. Природа болезни

3.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза).

3.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина).

3.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое “почечный порог” для глюкозы, что такое “ремиссия” сахарного диабета.

4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ 1.0

1. Методические карточки белого цвета – 5 шт.

2. Контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов (43 вопроса).

3. Именные (“визитные”) карточки для пациентов.

4. Блокноты для записей (для пациентов).

5. Шариковые ручки для пациентов.

ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ? 2.0

1. Методические карточки белого цвета – 19 шт.

2. Доска, мел.

3. Наглядные пособия:

– “Содержание сахара в крови”;

– “Клеткам нужен сахар!”;

– “Инсулин снижает сахар в крови”;

– “Симптомы высокого содержания сахара в крови”;

– “Почечный” порог для сахара”.

5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

общие представления об этиологии, патогенезе заболевания, физиологии действия инсулина в организме, ритме его секреции.

6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови.

ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ пациентов.

ПОПРОСИТЬ каждого из пациентов представиться и рассказать:

– как долго он болеет сахарным диабетом;

– как до сих пор лечился;

– какие проблемы у него возникают в связи с тем, что он болен диабетом;

– с какой целью решил посещать занятия;

– кто ему посоветовал посещать занятия.

СПРОСИТЬ: как Вы считаете, изменятся ли Ваши представления о сахарном диабете после курса обучения самостоятельному контролю заболевания?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ДОПОЛНИТЬ: знание современных принципов лечения сахарного диабета и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно регулировать свое лечение.

ПОДЧЕРКНУТЬ: хороший контроль сахарного диабета является на сегодняшний день единственной мерой по предупреждению возникновения сосудистых осложнений!

УКАЗАТЬ, что учебный план занятий подробно изложен в расписании.

НАЗВАТЬ наиболее важные темы, которые включены в курс обучения.

СООБЩИТЬ, что могут быть учтены пожелания пациентов по изменению расписания.

ПОДЧЕРКНУТЬ, что пациент может задавать вопросы во время занятия.

Читайте также:  Озонотерапия при сахарном диабете 2

ПРИЗВАТЬ пациентов к активной работе!

ОБСУДИТЬ с пациентами организационные вопросы:

– как будет построен режим питания пациентов во время обучения;

– в какие часы пациент будет измерять содержание сахара в крови.

ОБЪЯСНИТЬ, что в соответствии с полученными результатами контроля содержания сахара в крови будет корригироваться доза инсулина.

ПОДЧЕРКНУТЬ, что желательно присутствие родственников или близких друзей пациентов на занятии по теме “Гипогликемия”.

ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам ответить на контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний по сахарному диабету.

СООБЩИТЬ: Ваши ответы позволят нам узнать, каким темам нужно уделить особое внимание на занятиях.

РАЗДАТЬ пациентам блокноты для записей, ручки.

ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ контрольные вопросы.

ПОДЧЕРКНУТЬ: у Вас в течение курса обучения будет достаточно времени найти ответы на эти вопросы.

Источник

• Обучение больных СД является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать больных знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей.

• Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении. Цели и задачи обучения должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента.

• В школу диабета направляются больные, не проходившие обучения (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение (на повторные циклы) для поддержания уровня знаний и мотивации или при появлении новых терапевтических целей.

• Для обучения используются специально разрабатываемые структурированные программы, адресованные конкретному контингенту больных: СД 1 типа, СД 2 типа, не получающих инсулина, СД 2 типа на инсулинотерапии, детей с СД и их родителей,

беременных женщин с СД.

• Содержание обучающих программ должно соответствовать принятым стандартам диагностики и лечения СД, а их структура учитывать основные принципы педагогики. Программы подразумевают строго практическую направленность и доступность

для восприятия. Обязательные разделы обучающих программ:

– общие сведения о СД;

– питание;

– физическая активность;

– самоконтроль гликемии;

– сахароснижающие препараты;

– инсулинотерапия (подробно для больных, получающих инсулин);

– гипогликемия;

– поздние осложнения СД;

– контрольные обследования при СД.

Большая часть времени в процессе обучения должна быть посвящена практической отработке навыков, необходимых для самостоятельного управления заболеванием. Прежде всего это касается самоконтроля глюкозы крови, техники инъекций инсулина, правил коррекции доз инсулина, ухода за ногами, самостоятельного измерения АД.

• Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных. Оптимальное количество больных в группе 5–7. Групповое обучение требует отдельного помещения, в котором может быть обеспечена тишина и достаточное освещение.

• Индивидуальное обучение может проводиться с любым пациентом. Кроме того, оно показано некоторым особым категориям больных: с впервые выявленным СД 1 типа, с выраженными стадиями осложнений СД, с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и/или существенными ограничениями в физической и умственной деятельности. Индивидуальное обучение также может быть целесообразно у детей и беременных женщин с СД. В ряде случаев к процессу обучения желательно привлекать родственников больных или их доверенных лиц.

• Школы диабета создаются на базе поликлиник, стационаров и консультативно-диагностических центров по территориальному принципу из расчета 1 школа на 2,5 – 3 тысячи больных СД.

• Базисное техническое оснащение Школы диабета:

– структурированные программы обучения с набором наглядных пособий (плакаты, карточки с изображением продуктов);

– доска школьная или маркерная;

– глюкометры и тест-полоски;

– образцы препаратов и средства введения инсулина;

– весы для взвешивания продуктов.

• Обучение больных проводится специально подготовленными медицинскими работниками: эндокринологом (диабетологом), медицинской сестрой. При имеющейся возможности желательно участие клинического психолога и /или психотерапевта.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Студент должен:

· обследовать больного, поставить и обосновать диагноз сахарного диабета, осложнений и сопутствующих заболеваний, определить тип, тяжесть течения диабета и степень его компенсации.

· Оценить показатели гликемического профиля, гликированного гемоглобина, белкового и липидного обмена, данные инструментального исследования.

· Проанализировать тактику и эффективность лечения больных до поступления в стационар.

· Оценить эффективность мер профилактики и системы самоконтроля в поликлинике по месту жительства больного.

· Назначить диету, расчитать количесво хлебных единиц, энергетическую ценность суточного рациона курируемого больног.

· Обосновать показания к назначению пероральных сахароснижающих препаратов, оценить их эффективность, побочное действие.

· Оценить рациональность применения различных препаратов инсулина у курируемого больного, влияние их на гликемический профиль. Выявить осложнение инсулинотерапии и разработать мероприятия по их устранению.

· На примере курируемых больных изучить особенности течения и лечения диабета у лиц молодого и пожилого возраста, беременных и нуждающихся в оперативном лечении.

· Назначить дозированные физические нагрузки

· Выписать рецепты на инсулин и сахаропонижающие средства.

· Провести беседу с больным о системе самоконтроля лечения.

5. Итоговый контроль знаний:

Задача №1.

У больного, 62 лет, на фоне избыточной массы тела появилась умеренная жажда, полиурия. Уровень глюкозы крови 11,8 ммоль/л, в моче глюкоза 2%, ацетон (-). Лечение диетой привело через 2 недели к снижению уровня гликемии до 5,4 ммоль/л натощак, в течение суток до 7,6 ммоль/л.

1.Поставьте диагноз

2.Обоснуйте диагноз

3. Определите дополнительные методы обследования

4. Правильно ли было назначено первоначальное лечение?

5.Определите дальнейшую тактику

Задача № 2.

Пациент 62 лет обратился к хирургу поликлиники. В течение 12 лет страдает сахарным диабетом 2типа, углеводный обмен был компенсирован приемом Диабетона МВ. На 1-м пальце стопы имеется глубокая язва с участком некроза в центре 2,5 см в диаметре, стона отечна, гиперемирована. При обследовании выявлено:на обеих ногах незначительно снижена болевая, температурная и тактилъная чувствительность. Пульсация на тыльной артерии стоны практически не определяется. Сахар крови при обращении 13,7 ммоль/л. Общий анализ крови: Hb – 130 г/л, лейкоциты-12х10, СОЭ 5Омм/час.

Читайте также:  Плотность мочи при сахарном диабете у детей

1.Какое осложнение диабета развилось у пациента?
2.Что способствовало его развитию?
3. Определите тактику сахароснижающей терапии.

4.Назовите основные компоненты консервативной терапии.

5. Каковы варианты оперативного лечения?

Задача № 3.

Пациентка 36 лет страдает сахарным диабетом типа 1 в течение 15 лет, получает инсулин в суточной дозе 44 ед. Обратилась с жалобами на повышение артериального давления до 165/100 мм рт. ст., отечность лица. При осмотре выявлено: кожные покровы суховаты, лицо пастозно, бледное. ЧСС 88 в мин., АД 170/100 мм рт. ст. Проведены обследования: гликозилированный гемоглобин-11%. Дневные колебания гликемии от 6,2 до 11,8 ммоль/л. В анализах мочи протеинурия 0,6 – 1,1 г/л, суточная потеря белка до 1,4г. Скорость клубочковой фильтрации 65 мл/мин. Мочевина 7,8 ммоль/л, креатинин – 0,152 ммоль/л.

Осмотр глазного дна: расширение и полнокровие венул, множественные микроаневризмы и мелкоточечные кровоизлияния по периферии сетчатки, мягкие и твердые экссудаты.

1. Сформулируйте клинический диагноз

2. Сформулируйте осложнения.

3. Что способствовало их развитию?

4.Какие группы препаратов являются препаратами выбора для лечения наступившего поражения почек?

5. Как предотвратить прогрессирование поражения сетчатки?

Задача №4

Пациент, 58 лет, страдает сахарным диабетом в течение 10 лет. Доза инсулина: 8.00- актрапид 10ед+ протафан 14ед, в 13.00 актрапид 10ед, в 18.00 актрапид 10 ед, в 22.00 протафан 16 ед. Последний месяц при посещении поликлиники регистрируется гипергликемия натощак – 10 ммоль/л, глюкозурия 1%, ацетон –(-). Эндокринолог увеличил дозу протафана в 22.00 до 18 ед. При контроле через неделю сахар крови утром- 12 ммоль/л. Больной жалуется на плохое самочувствие, головную боль утром, потливость ночью, беспокойный сон. Дальнейшее увеличение дозы протафана до 20ед гипергликемию не купировало. В анализе мочи сахар-отрицательный, ацетон + +.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Чем обусловлено плохое самочувствие больного?

3. Наметьте план обследования.

4. Наметьте план лечения.

5. Выписать рецепт на Детемир (Левемир)

Задача №5

Пациентка 49 лет, в течение 12 лет страдает СД 2 типа, получала препараты сульфонилмочевины, последний год -15 мг манинила в сутки. Соблюдает диету, масса тела была стабильна и близка к идеальной. В течение последнего года начала худеть, уровень гликемии в пределах 12-13 ммоль/л, на глазном дне прогрессируют явления ретинопатии – новообразованные сосуды, усугубилась нефропатия, повысился уровень креатинина до 300 мкмоль/л.

1.Сформулируйте диагноз

2.Оцените клиническую ситуацию.

3.Что явилось причиной развития сосудистых осложнений диабета?

4. Определите и обоснуйте тактику лечения.

5.Определите лечение имеющихся диабетических ангиопатий

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия«Диабетические комы. Патогенез, диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение, профилактика. (В интерактивной форме)»

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Физиология и биохимия углеводного, липидного и белкового обмена.

2. Кислотно-основное состояние и его регуляция.

3. Осмолярность плазмы крови, факторы ее определяющие, механизмы регуляции.

4. Классификация острых осложнений сахарного диабета.

5. Патогенез, клиника, диагностика кетоацидоза и гиперкетонемической комы.

6. Патогенез, клиника, диагностика гипогликемических состояний, гипогликемической комы

7. Патогенез, клиника, диагностика гиперосмолярной комы.

8. Дифференциальная диагностика коматозных состояний у больных сахарным диабетом.

9. Лечение коматозных состояний при сахарном диабете и их профилактика.

6.2 Тестовые задания по теме.

001. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) передозировка инсулина

2) прекращение введения или уменьшение дозы вводимого инсулина

3) физическая работа

4) заболевание желудочно-кишечного тракта, сопровождающееся рвотой, поносом

5) недостаточное питание

002. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) передозировка сахаропонижающих таблеток

2) несвоевременная диагностика сахарного диабета

3) передозировка инсулина

4) физическая нагрузка

5) прием алкоголя

003. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) судорожный синдром

2) дегидратация

3) быстрое развитие комы

4) нормальный или повышенный тонус глазных яблок

5) ровное дыхание

004. ДЛЯ ДИАБЕТИЧЕСКОГО КЕТОАЦИДОЗА ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ

1)синтеза гликогена

2)повышения распада жиров

3)развития жировой инфильтрации печени

4)усиление синтеза жиров

5)усиление синтеза белка

005. КЛИНИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНЕМ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ ПРЕКОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1)усиление аппетита

2)дыхание Куссмауля

3)резкая слабость, вялость, сонливость

4)полная потеря сознания

5)отсутствие запаха ацетона в выдыхаемом воздухе

006. ГИПЕРГЛИКЕМИЧЕСКАЯ ДИАБЕТИЧЕСКАЯ КОМА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1)снижением тургора кожи, мягкие глазные яблоки

2)усилением рефлексов

3)повышением мышечного тонуса

4)цианозом кожи и слизистых

5)отеками

007. ВАРИАНТОМ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1)абдоминальная форма

2)неврологическая форма

3)судорожный вариант течения

4)развитие нефротического синдрома

5)гипогликемическая форма

008. КЕТОАЦИДОТИЧЕСКАЯ КОМА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГИПЕРОСМОЛЯРНОЙ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1)креатинина крови

2)мочевины крови

3)симптомов дегидратации

4)уровня артериального давления

5)уровня кетоновых тел

009. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИАБЕТИЧЕСКОГО КЕТОАЦИДОЗА

1) исследование сахара крови

2) исследование уровня кетоновых тел крови и ацетона в моче

3) развернутый анализ крови

4) общий анализ мочи

5) исследование минерального обмена

010. ДИАБЕТИЧЕСКИЙ КЕТОАЦИДОЗ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1)глюкоза крови более 13 ммоль/л

2)pH артериальной крови 7,25-7,3

3)кетоновые тела в моче

4)нарушение сознания отсутствует

5)глюкоза крови более 13 ммоль/л, pH артериальной крови 7,25-7,3, кетоновые тела в моче, нарушение ознания отсутствует

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 1476 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник