Во сколько лет фаина раневская заболела диабетом

Сегодня день рождения Фаины Раневской. Личность из золотого века кинематографа. Не устаю ее перечитывать…
Давайте вместе вспомним и улыбнёмся её светлой памяти.
«Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо – не хочется. Хорошо – неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке. Я знаю самое главное, я знаю, что надо отдавать, а не хватать. Так доживаю с этой отдачей. Воспоминания – это богатство старости».
*
Женщины – не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски.
Я устала симулировать здоровье.
***
85 лет при диабете – не сахар.
*
В одних людях живёт Бог, в других дьявол, а в некоторых только глисты!
*
Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
*
В театре.
– Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер!
– Что? То-то мне показалось, что снизу дует.
*
У них у всех друзья такие же, как они сами, – дружат на почве покупок, почти живут в комиссионных лавках, ходят друг к другу в гости. Как завидую им, безмозглым!
*
“Все сбудется, стоит только расхотеть”.
*
Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе – зло, ты ему – конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
*
Оптимизм – это недостаток информации.
*
Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
*
– Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу – потому что у меня его никогда не было.
– Так что же, значит, у вас совсем нет никаких недостатков?
– В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю…
*
Раневская забыла фамилию актрисы, с которой должна была играть на сцене:
– Ну эта, как ее… Такая плечистая в заду…
*
Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
*
Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
*
– Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха.
– Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?
*
Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
– Жалко, что мы не захватили пианино, – говорит Фаина Георгиевна.
– Неостроумно, – замечает кто-то из сопровождавших.
– Действительно неостроумно, – вздыхает Раневская. – Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.
*
Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
*
Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
*
– Вы по-прежнему молоды и прекрасно выглядите.
– Я не могу ответить вам таким же комплиментом!
– А вы бы, как и я, соврали!
*
– Звонок не работает, как придёте, стучите ногами.
– Почему ногами?
– Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!
*
Талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
*
Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
Бог мой, как я стара – я еще помню порядочных людей!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и – глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
Больше всего в жизни я любила влюбляться.
Была сегодня у врача «ухо-горло-жопа».
Хотите ещё афоризмов? Тогда загляните сюда: https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D0%B5…
Источник
Вы не одиноки!
Жизнь с диабетом
Диабет – это прежде всего тяжелое психологическое испытание! Узнав об этом диагнозе, многие люди опускают руки и впадают в депрессию… Они начинают ошибочно считать себя инвалидами, для которых в жизни уже нет никаких перспектив и светлого будущего. Как же сильно они ошибаются!
Предлагаем вам ознакомиться с биографией людей, которые, несмотря на свое заболевание, достигли в жизни всего, чего хотели. Достигли, соблюдая определенные, не очень сложные правила питания, лечения и самоконтроля. Надеемся, что их пример вернет вам веру в себя и любовь к жизни.
Аугусто Пиночет (25 ноября 1915 – 10 декабря 2006)
Чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан, глава военной хунты с 1973 по 1974, Верховный Глава чилийской нации в 1974 году. 30-ый президент Чили с 27 июня 1974 по 11 марта 1990. Главнокомандующий Вооружёнными силами Чили.
Жесткий политик Пиночет олицетворяет для некоторых людей мечту о сильной власти, которая ведет страну к экономическому процветанию. Благодаря строгой самодисциплине прожил долгую жизнь – 91 год.
Герберт Уэллс (21 сентября 1866 – 13 августа 1946)
Британский писатель и публицист. Родоначальник научно-фантастической литературы XX века: «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Произведения Уэллса неоднократно экранизировались, по ним ставили спектакли, а радиопостановка по роману «Война миров» даже вызвала панику в США, где люди поверили в реальность событий, о которых передавало радио. Почетный член РДА.
Стоит отметить, что Уэллс любил жизнь и женщин, которых часто и не без скандалов менял. Вот как писал об Уэллсе один из его биографов:
«Несмотря на все его недостатки, его невозможно было не любить. Он был необычайно умным, имел великолепное чувство юмора и мог быть просто обворожительным. Все это подтвердили бы многие женщины».
Джордж Лукас (род. 14 мая 1944)
Американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, глава компании Lucasfilm Ltd. Известен как создатель научно-фантастической саги «Звёздные войны», фантастического фильма «ТНХ-1138», а также персонажа Индианы Джонса.
Лукас является одним из наиболее коммерчески успешных режиссёров мира (его состояние оценивается в 3 миллиарда долларов США). Имеет троих детей.
Ким Чен Ир (род. 16 февраля 1941/1942)
Глава Корейской Народно-Демократической Республики, генеральный секретарь Трудовой партии Кореи, Верховный главнокомандующий Корейской народной армии (четвёртой по численности армии в мире), председатель Государственного Комитета обороны КНДР, сын «великого вождя» Ким Ир Сена. Ким Чен Ир был женат три раза, имеет трех сыновей.
Людмила Георгиевна Зыкина (10 июня 1929 – 1 июля 2009)
Советская и российская певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Основатель и руководитель ансамбля «Россия». В пении и сценическом поведении Зыкина олицетворяла сильную и простую русскую женщину, стойкую, семижильную в труде, незлобивую, красивую неброской скромной красотой, сдержанную, хотя и с сильнейшим темпераментом и могучими эмоциями.
Михаил Сергеевич Боярский (род. 26 декабря 1949)
Советский и российский актёр театра и кино, певец, телеведущий, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР. Михаил Боярский – представитель замечательной петербургской театральной династии Боярских. В кино актёр дебютировал в фильмах «Мосты» и «Соломенная шляпка», а известность к нему пришла после роли Сильвы в картине «Старший сын». Звёздный час Боярского настал с выходом на экраны страны картины Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра», в которой он исполнил главную роль.
Боярскому присущи взрывной темперамент, музыкальность, пластичность. Играет мужественных, обаятельных героев, смельчаков, авантюристов и нахальных проходимцев.
Михаил Сергеевич Горбачёв (род. 2 марта 1931)
Видный советский и мировой политический и общественный деятель. 1-й Президент СССР. Правление Горбачёва было связано с радикальными переменами, поэтому в России к Горбачёву достаточно неоднозначное отношение. Лауреат Нобелевской премии мира 1990 года. В сложных ситуациях не теряет самообладание и чувство юмора.
Никита Сергеевич Хрущёв (5 апреля 1894 – 11 сентября 1971)
Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда.
Развенчал культ личности Сталина, способствовал определённой либерализации общества и массовой реабилитации политических заключённых.
Хрущев отличался неуемной энергией постоянных преобразований. Вот что говорил о нем Джон Фицджеральд Кеннеди:
Хрущев – жёсткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит. Он не пленник какой-то старинной догмы и не страдает узким видением. И он не красуется, когда говорит о неизбежной победе коммунистической системы, о превосходстве которой они (СССР) в конечном итоге добьются в производстве, образовании, научных исследованиях и в мировом влиянии…
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. За всё время своей творческой карьеры Нонна Мордюкова снялась в 62 фильмах. Особенно запомнились роли в фильмах “Молодая гвардия”, “Женитьба Бальзаминова”, “Председатель”, “Бриллиантовая рука”, “Комиссар”, “Pодня”, “Вокзал для двоих”, “Мама”.
Включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века в Британской энциклопедии кино “Who is who” вместе с Фаиной Раневской.
Пеле (род. 23 октября 1940)
Бразильский футболист, нападающий. Играл за клубы «Сантос» и «Нью-Йорк Космос». Провёл 92 матча и забил 77 голов в составе сборной Бразилии. Рекордсмен по числу выигранных, в качестве игрока, чемпионатов мира – три титула. Участник четырёх чемпионатов мира.
Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала . Почетный член РДА.
Роберт Эрл (Бобби) Кларк (род. 13 августа 1949 г.)
Канадский хоккеист, офицер ордена Канады, капитан клуба НХЛ Филадельфия Флайерз, после окончания карьеры генеральный менеджер. В НХЛ к Кларку было двойственное отношение. Кто-то считал его «бандитом», кто-то «гением». Кларк всегда “бился как дьявол” и в игре для него было только одно – это ненависть к противнику, неважно откуда он.
Но несмотря на свой “варварский” стиль, Кларк был великим игроком: забил за «Лётчиков» 385 шайб и сделал 852 результативных передачи. Почетный член РДА.
Рэй Крок (5 октября 1902 – 14 января 1984)
Американский предприниматель, ресторатор, владелец корпорации McDonald’s. Включен журналом «Тайм» в число «100 наиболее важных людей века». Заработал состояние, оценивавшееся на момент смерти в $500 млн.
Вся его карьера состояла из взлетов и падений, из которых казалось уже нет выхода, но природное жизнелюбие победило все трудности.
Сильвестр Сталлоне (род. 6 июля 1946 года)
Американский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Снялся во множестве боевиков, в том числе в сериях «Рэмбо» и «Рокки». Родился с родовой травмой, хилым и болезненным, что крайне трудно вообразить взглянув на его персонажей: волевых, в отличной физической форме и никогда не сдающихся. На примере Рокки Бальбоа Сталлоне доказал, что если у человека есть энергия, желание двигаться вперед и самосовершенствоваться, то он может добиться всего.
“Мир не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное, жестокое место и если только дашь слабину он опрокинет тебя с такой силой, что больше не встанешь. Ни ты, ни я, никто на свете не бьет так сильно, как жизнь. Совсем не важно, как ты ударишь. Важно, как держишь удар и как двигаешься вперед. Как много сможешь выдержать и двигаться вперед! Если знаешь, чего стоишь, иди и бери свое. Но будь готов держать удар!” (Rocky Balboa)
Томас Эдисон (11 февраля 1847 – 18 октября 1931)
Всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло». 1073 изобретения Эдисон создал без соавторов. 20 изобретений созданы совместно с другим изобретателем. А всего соавторов у него 13 человек. В 1928 году награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.
Фаина Георгиевна Раневская (15 августа 1896 – 19 июля 1984)
Выдающаяся советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, трижды лауреат Сталинской премии. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла – в частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин уходящего столетия.
Федор Иванович Шаляпин (13 февраля 1873 – 12 апреля 1938)
Русский певец. Свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом и громогласным пением. Шаляпин хорошо рисовал и лепил, проявлял литературные способности, демонстрируя большой ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность. Был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей.
Хэлли Берри (род. 14 августа 1966)
Американская киноактриса, член Ассоциации больных диабетом. В 1989 году во время записи минисериала «Живые куклы» Берри впала в кому, и ей был поставлен диагноз – сахарный диабет 1-го типа. Хэлли Берри является одной из самых высокооплачиваемых актрис в Голливуде, получая по $10 миллионов за фильм.
В июле 2007 года она возглавляла список «40-летних красавиц» журнала «In Touch». Актриса была удостоена собственной звезды на Голливудской аллее славы за свой вклад в киноиндустрию. Берри много лет является рекламным лицом компаний Revlon и Versace. Лауреатка премий «Оскар» (2002), «Золотой глобус» (2000) и «Эмми» (2000). Звезда таких фильмов как “Люди Икс”, “Пароль рыба-меч”, “Умри, но не сечас” и др.
Шэрон Стоун (род. 10 марта 1958)
Американская актриса, продюсер, бывшая модель. Кавалерственная дама французского Ордена искусств и литературы (1995). От своих сверстников отличалась с детства, в том числе и интеллектом, ее показатель IQ – 154, при норме в 100. Уже в пятилетнем возрасте ее берут во второй класс. С детства любила искусство, в особенности кино. Всемирная слава пришла после участия в фильмах “Основной инстинкт” и главной роли в фильме Мартина Скорсезе “Казино”, за который она получила “Золотой глобус” и номанацию на “Оскар”.
Ежегодно проводит благотворительные акции в поддержку беднейших стран, и участвует в борьбе с распространением СПИДа. В свои 50, Шэрон, заявившая недавно, что в 40 лет жизнь лишь только начинается, все так же энергична и неподражаема.
Эл Грей (6 июня 1925 – 24 марта 2000)
Американский джазовый тромбонист. Характерным признаком стиля Грея было его мастерское использование плунжерной (резиновой) сурдины – техника, о которой он написал книгу. Он был способен отыграть целую пьесу на полностью закрытом тромбоне и только в последних двух тактах отвести сурдину, заставляя тромбон чрезвычайно выразительно квакнуть и вызвав этим в зале настоящую овацию. Кроме того, как большинство джазовых мастеров старой школы, он мастерски взаимодействовал с залом и был отменным шоуменом. Неизменная принадлежность его имиджа – знаменитая улыбка, которую сам он определял как “улыбка с дверь шириной”.
Элвис Пресли (8 января 1935 – 16 августа 1977)
Американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. С Элвисом Пресли также ассоциируется устойчивое словосочетание «Король рок-н-ролла». Находится на третьем месте среди величайших исполнителей всех времён и народов и величайших вокалистов по версии журнала Rolling Stone.
Элла Фицджеральд (25 апреля 1917 – 15 июня 1996)
Американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации – пении скэтом.
Обладательница четырнадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французским Орденом искусств и литературы (1990).
Эрнест Хемингуэй (21 июля 1899 – 2 июля 1961)
Один из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 века, снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. Три сборника рассказов Хемингуэя – “В наше время”, “Мужчины без женщин” и “Победитель не получает ничего” закрепили за ним репутацию выдающегося рассказчика и породили многочисленных подражателей.
В личной жизни Хемингуэю была свойственна та же активность, что проявляли герои его книг, и частью своей славы он обязан разного рода нелитературным приключениям.
Юрий Владимирович Андропов (2 июня 1914 – 9 февраля 1984)
Советский государственный и политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель КГБ СССР. В отличие от многих политиков Андропов был равнодушен к лести и роскоши, не терпел взяточничества и казнокрадства, отличался необыкновенным трудолюбием. Эксперты полагают, что Андропов мог стать «русским Дэн Сяопином», провести необходимые реформы и сохранить СССР от распада.
Юрий Никулин (18 декабря 1921 – 21 августа 1997)
Выдающийся советский и российский актёр и клоун, игравший во многих популярных советских фильмах. Трудно найти человека, который не видел такие фильмы как “Самогонщики”, “Операция Ы”, “Кавказская пленница” и «Бриллиантовая рука» хотя бы два раза.
Большинство фраз и эпизодов из фильмов с участием Никулина «ушли в народ». Удивительное чувство юмора и жизнелюбие Юрия Никулино уже стало легендой.
Поделиться ссылкой:
You have no rights to post s
Источник
27 августа 1896 года родилась актриса Фаина Раневская
Личное дело
Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман, 1896-1984) родилась в Таганроге в богатой многодетной еврейской семье. У Фаины было три брата (Яков, Рудольф и Лазарь) и сестра Белла. На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12.
Фаина получила хорошее домашнее воспитание: ее обучали музыке, пению, иностранным языкам. Какое-то время училась в таганрогской Мариинской женской гимназии, но так ее и не окончила.
С 14 лет девочка увлеклась театром и решила стать актрисой. Сдала экстерном экзамены за курс гимназии и начала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. После того, как Фаина в 19 лет заявила родным, что хочет стать профессиональной актрисой, случился скандал. Она сильно поругалась с родителями, порвала с семьей и в 1915 году уехала в Москву.
В Москве поселилась в комнатке на Большой Никитской. Однако в театральную школу ее не приняли «по неспособности», а деньги довольно быстро закончились. И тут девушке повезло – ее пригрела знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Балерина вышла из Большого театра, где у колонн ее ждали поклонники, и спросила. «Кто тут самый замерзший?». Самой замерзшей оказалась Фаина, и самой неустроенной тоже.
Гельцер приютила девушку у себя и ввела Фанни в круг своих друзей: брала на спектакли во МХАТ, возила слушать цыган, показывала Москву, познакомила с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским.
Гельцер устроила Фаину в Малаховский летний театр под Москвой, где она играла в массовке. Девушка при любой возможности ходила в театры и по нескольку раз пересмотрела все спектакли, шедшие в то время в городе.
Осенью юная Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Ее взяли «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Однако, труппа не имела особого успеха.
После этого неудачного опыта так и не получившая полноценного актерского образования Фаина играла во множестве провинциальных театров – в Феодосии (1915-1916), Ростове-на-Дону (1916-1917), в Передвижном «Первом советском театре» (1918-1924), Бакинском рабочем театре (1925-1927 и 1929-1931), Архангельском драматическом театре (1927), Смоленском драматическом театре (1927-1928), Сталинградском драматическом театре (1928-1929).
В Ростове-на-Дону Раневская познакомилась с актрисой Павлой Вульф, которая на всю жизнь стала её лучшим другом и учителем. «Только со временем я поняла, каким счастьем была для меня встреча с моей незабвенной Павлой Леонтьевной. Я бы не стала актрисой без ее помощи. Она во мне воспитала человека, воспитала актрису. Она научила трудиться, работать, работать, работать. Она истребила во мне все, что могло помешать тому, чем я стала. Никаких ночных бдений с актерской братией, никаких сборищ с вином, анекдотами, блудом. Она научила радоваться природе, «клейким листочкам». Она научила слушать. Любить, понимать лучшую музыку. Она водила смотреть в музее то, что создавало для меня смысл бытия. Она внушила страсть к Пушкину, она запрещала читать просто книги, она давала познать лучшее в мировой литературе. Она научила быть человечной», – говорила о ней Раневская.
С 1931 года актриса обосновалась в Москве. В течение четырех лет – до 1935 года – играла в Камерном театре Таирова, потом перешла в Центральный театр Красной Армии. Здесь она сыграла мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в «Последней жертве», Оксану в «Гибели эскадры» и главную роль в пьесе «Васса Железнова».
В кино Раневская дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939-1941 годах была актрисой киностудии «Мосфильм». Во время войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, с 1941 по 1943 годы была актрисой Ташкентской киностудии.
Вернувшись в 1943 году в Москву, устроилась в Театр драмы (ныне им. Маяковского).
В 1949 году Раневская перешла в Театр им. Моссовета, который возглавлял Юрий Завадский, ученик Станиславского, Немировича-Данченко и Вахтангова. Работа Раневской в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Причиной конфликтов зачастую становилось самоуправство Раневской, не принимавшей творческую манеру главного режиссёра.
Так, играя эпизодическую роль в пьесе «Шторм», Раневская перекроила ее полностью на свой лад, так что своей игрой затмевала даже исполнителей главных ролей, из-за чего ее в итоге лишили роли. В 1955 году актриса покинула театр Моссовета, вернувшись в Камерный, который к тому времени уже был переименован в Театр им. А. С. Пушкина. Здесь она проработала восемь лет.
В 1963 году вернулась в Театр им. Моссовета, где играла уже до конца жизни. Главной ролью в последние годы был для нее спектакль, премьера которого состоялась в 1969: «Дальше – тишина», в котором Раневская и Плятт играли пожилую супружескую пару. В течение тринадцати лет постановку сопровождал неизменный успех – в дни спектакля в театре всегда был аншлаг.
В старости осталась почти совсем одна. Жила в двухкомнатной квартире в высотке на Котельнической набережной, которую получила в 50-х годах. В этом доме жили известные актеры, режиссеры, драматурги, писатели. Однако практически единственным существом, скрашивавшим одиночество Раневской, был пёс Мальчик, подобранный ею на улице. Незадолго до смерти актриса с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”».
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года (по другим данным – 20 июля) в Кунцевской больнице Москвы после перенесенных инфаркта и пневмонии. Похоронена на кладбище Донского монастыря. На надгробии актрисы установлена бронзовая фигурка ее любимого Мальчика, который пережил хозяйку на несколько лет.
Чем знаменита
Ляля в фильме “Подкидыш”. 1939, Мосфильм
Фаину Раневскую называют «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». Всесоюзная слава пришла к Раневской после выхода в 1939 году фильма «Подкидыш», в котором она сыграла властную Лялю, держащую под каблуком тихого супруга Мулю. Ее фраза из фильма «Муля, не нервируй меня» до конца жизни стала «визитной карточкой» актрисы и преследовала ее. Так кричали мальчишки при виде актрисы на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении актрисе в 1976 году ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смущенно сказал: «Простите, но я Вас очень люблю».
Подсчитано, что за свою долгую карьеру актрисы Раневская сыграла в театре около 300 ролей. А вот в кино она снималась не столь часто, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Помимо «Подкидыша», Раневская сыграла в фильмах «Небесный тихоход», «Весна», «Золушка», «Ошибка инженера Кочина», «Любимая девушка», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Новые похождения Швейка», «Слон и веревочка», «Встреча на Эльбе», «Девушка с гитарой», «Осторожно, бабушка», «Лёгкая жизнь», «Сегодня новый аттракцион» и некоторых других.
Великолепная характерная актриса была остра на язык. Своеобразный стиль речи и поведения Раневской стал еще одной причиной ее колоссальной популярности, независимой от сценической известности. Многие высказывания актрисы (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения.
О чем надо знать
Фаина Раневская много лет дружила с поэтессой Анной Ахматовой. Некоторые источники сообщают, что они познакомились, находясь в эвакуации в Ташкенте, однако сама Раневская утверждала иное: «Я познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в Таганроге. Прочла ее стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: «Вы мой поэт», – извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты – дарила меня дружбой до конца своих дней».
Несмотря на многолетние дружеские отношения, Раневская всегда была с Ахматовой на «вы», никогда не позволяя себе опуститься до фамильярного «ты».
После смерти поэтессы Раневская отказалась написать о ней воспоминания и сильно негодовала по поводу воспоминаний, написанных другими. «Меня спрашивают, почему я не пишу об Ахматовой, ведь мы дружили… Отвечаю: не пишу, потому что очень люблю ее».
Прямая речь
Об уничтоженной книге воспоминаний: «Наверное, зря порвала все, что составило бы книгу, о которой просило ВТО. И аванс надо теперь возвращать 2т. Бог с ними, с деньгами, соберу, отдам аванс, а почему уничтожила? Скромность или же сатанинская гордыня? Нет, тут что-то другое. Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных»
О любви: ««В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню».
12 фактов о Фаине Раневской
- Во множестве справочников и словарей, начиная с Большой советской энциклопедии, указано, что у Фаины Раневской было отчество Григорьевна. Однако в многочисленных воспоминаниях людей, знавших Раневскую, она упоминается как Фаина Георгиевна.
- В пять лет была тщеславна и мечтала получить медаль за спасение утопающих. В старости же медали и ордена держала в коробке, подписанной: «Похоронные принадлежности».
- Мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы. Однажды когда Фаина вышла на улицу, ветер вырвал у нее из рук и унес только что полученные деньги. Благодаря этому случаю и родился сценический псевдоним Раневская. «Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала: “Денег жаль, зато как красиво они улетают!”. “Да ведь Вы Раневская! – воскликнул спутник. – Только она могла так сказать!”, – вспоминала актриса. После этого Фаина Фельдман и выбрала в качестве псевдонима фамилию чеховской героини.
- Родители и брат Фаины Раневской в послереволюционные годы уехали из России и поселились в Праге. В начале 60-х Раневской пришло письмо от сестры Беллы, которая сначала жила во Франции, а после похорон мужа переехала в Турцию. Сестра просила помочь её вернуться в СССР. Несколько лет сестры прожили вместе. Потом у Беллы обнаружили рак. Раневская водила сестру к лучшим врачам, однако лечение не помогло и в 1964 году Белла умерла.
- Личная жизнь знаменитой актрисы не сложилась. За всю жизнь она ни разу не была замужем, не имела детей.
- Именно Фаина Георгиевна уговорила Любовь Орлову сниматься в кино. «Я стала сниматься в кино благодаря Раневской. Меня не отпускал театр в мой первый фильм, и я собиралась уже отказаться от съемок, но Фаина запретила мне делать это, доказывая, что кинематограф станет моей судьбой», – вспоминала Орлова. В итоге Орлова стала первой звездой советского кинематографа, не сходившей с небосклона много лет. «Мой дорогой Фей!» – называла Орлова Фаину Раневскую.
- Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна, и в 1944 году даже была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако всё-таки её не пропустили. Роль получила Серафима Бирман. Раневская объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: у Бирман в этом пункте стояло «молдаванка».
- Раневская пробовала силы в жанре литературной пародии: известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке «Известий» Татьяне Тэсс.
- Очень любила читать Пушкина. По её воспоминаниям, у них с Анной Ахматовой «была общая страсть – Пушкин».
- В последний раз Фаина Раневская вышла на сцену в возрасте 86 лет.
- Актриса была удостоена орденов «Знак Почёта» (1947), Трудового Красного Знамени (1950, 1967) и Ленина (1976), трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 годах). В 1961 году получила звание Народной артистки СССР.
- В 1992 году английская энциклопедия “Кто есть кто” (“Who is who”) включила Фаину Раневскую в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.
Материалы о Фаине Раневской
Фаина Раневская. Биография
Фаина Раневская и Анна Ахматова.
Биография Фаины Раневской на сайте «Узнай все!»
«Судьба – шлюха». Фаина Раневская.
Источник