Водитель и сахарный диабет 1

“Автомобиль не роскошь, а средство передвижения” – фраза, характеризующая нашу эпоху. Уже давно автомобиль стал неотъемлемой частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.
Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?
В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.
В России действует Приказ Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны».1
То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.
Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.
К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.
Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный 28 пункт: «…Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям…»
Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.
Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге.
О последствиях думать и не хочется…
Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).
Почему это так важно?
В США был проведен ряд исследований 2, наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, – выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.
В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.
На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.
Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил
- Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
- Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
- Всегда держите при себе легкоусвояемые углеводы, то есть те, которые помогут быстро справиться с гипогликемией – сахар, сок, лимонад, декстроза. Положите дополнительное количество в «бардачок» или карман, пусть лежат там «на всякий случай»
- Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
- Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
- Если Вы почувствовали симптомы гипогликемии во время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!
Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия) и кетоацидоз
Как известно, глюкоза – главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.
При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.
Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.
Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?
К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.
_____________________________________________________________________________
Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3. С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.
Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика! Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?
Когда вы садитесь за руль, помните:
каждый водитель несет ответственность не только за себя!
От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения: ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто управляет автомобилем, движущемся по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом на пассажирском сидении.
От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.
Ссылки:
1. www.akpspb.ru
2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293
3. insulinnation.com
Источник
o_udovichenko
27.12.2009, 17:12
В последнее время наш медицинский центр проводит медосмотры сотрудников автоколонны (кстати, “Скорой помощи”),
среди водителей – довольно много людей из группы риска сахарного диабета (возраст под 50 + избыток веса).
В результате выявили более десятка случаев сахарного диабета (в т.ч., запущенного, с гликемией натощак до 17 мМ).
Поскольку состояние здоровья профессиональных водителей регламентировано приказом Минздрава (№555, кажется), все они получают запрет на продолжение работы, т.к. в приказе сахарный диабет является однозначным основанием для запрета (вне зависимости от типа, тяжести, возможности гипогликемий и т.п.).
Но сегодня возможностей лечения сахарного диабета довольно много, в т.ч., многие классы сахароснижающих препаратов в принципе не вызывают гипогликемию.
Есть ли шансы на пересмотр этого приказа? Или может быть, есть какие-то документы, разрешающие работать пациентам, у которых лечение не способно вызывать гипогликемии?
А подобная тема на форуме уже поднималась
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] %F2
ValentinaP
27.12.2009, 19:20
Олег Викторович, не Вы один сталкивались
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] %F2
в сентябре я от этих 3 человек (у которых выявили СД2), чего только не наслушалась
в результаты (какие знаю)- один уволился (пенсионер)
второму после госпитализации поставили диагноз НТГ- соответственно работает (на диете)
третий на СМ+ Бигуаниды- подвис, трепет нервы цеховому терапевту, собирается на какие то экспертизы,по нашему заключению не допущен (но точно больше сказать не могу)
у меня очень неприятное впечатление осталось….
теперь всем “метаболическим” водителям советую пока не поздно овладевать другой специальностью.
ELENA_VLAD
29.12.2009, 18:53
Серьезные предприятия теперь привлекают профпатологов – они непоколебимы в исполнении этого приказа. После этого многие водители увольняются и уже никогда не обращаются в поликлиники, лечатся в платных клиниках, а перед осмотрами четко контролируют уровень гликемии. Рекомендую нашим врачам отражать рекомендации по трудоустройству в амбулаторных поликлинических картах. Для страховки от “наезда” комиссий…
Melnichenko
29.12.2009, 19:31
Проблема в том , что число аварий БОЛЬШЕ у лиц со строгим контролем диабета и глюкоза у попавших в аварии ниже ( свежие данные ) Нам когда -то говрили ( во времена Клячко ) что эо не атк и любители диабетики более осторожны.. ..Разумеется , второй тип на метформине вне подозрений и может быть водителем..
Впрочем , у нас выявлен летчик с 15 летним стажем диабета и ретинопатией пролиферативной , благополучно скрывающий диабет .. И почему у нас самолеты падают?
o_udovichenko
01.01.2010, 22:10
Галина Афанасьевна, а как Вы считаете: этот приказ – не слишком ли жесткий?
В принципе ведь руководство ЭНЦ может влиять на содержание минздравовских приказов :rolleyes:
Опасность для пассажиров и других участников движения ведь представляют:
а). Риск гипогликемии у водителя. Но он ведь равен нулю при приеме 4 из 6 классов современных ОССП и баеты (и реален при приеме 2 классов ОССП и инсулина).
б). Вероятность развития со временем поздних осложнений, ухудшающих зрение (хотя оно проверяется водительской медкомиссией), вызывающих артериальную гипертензию, риск внезапной смерти и т.п.
Интересно, как в других странах…
Чисто теоретически, пациенту на метформине или комбинированной терапии без риска гипогликемий, можно было бы разрешить работать при условии ежегодного медосмотра (в т.ч., расширенного, с осмотром глазного дна для исключения ДР со стадией выше непролиферативной)
Правда, это может как повышать комплаентность пациента к лечению, так и мешать эффективному лечению (за счет отказа от препаратов эффективных, но вызывающих гипогликемию). С другой стороны, профессиональный водитель с впервые выявленным СД2, потерявший работу из-за этого – вряд ли будет высококомплаентным пациентом 🙁
Интересно, как в других странах…
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Melnichenko
02.01.2010, 09:37
Галина Афанасьевна, а как Вы считаете: этот приказ – не слишком ли жесткий?
В принципе ведь руководство ЭНЦ может влиять на содержание минздравовских приказов :rolleyes:
Интересно, как в других странах…
Чисто теоретически, пациенту на метформине или комбинированной терапии без риска гипогликемий, можно было бы разрешить работать при условии ежегодного медосмотра (в т.ч., расширенного, с осмотром глазного дна для исключения ДР со стадией выше непролиферативной)
Правда, это может как повышать комплаентность пациента к лечению, так и мешать эффективному лечению (за счет отказа от препаратов эффективных, но вызывающих гипогликемию). С другой стороны, профессиональный водитель с впервые выявленным СД2, потерявший работу из-за этого – вряд ли будет высококомплаентным пациентом 🙁
Боюсь , что в череде того срочного, что надо успеть сделать руководству ЭНЦ в МЗ , проблему водителей с диабетом ( и пилотов ) вряд ли можно считать ну совсем острой , опять же по каким -то то неуловимым признакам наш водитель почему-отличается от пилота Харда ..
Melnichenko
03.01.2010, 19:50
НО если говорить серьезно , то ситуация с диабетом и трудоспособностью у нас в стране нелепая : придумали какие-то степени тяжести , и декларируя тезис ” диабет – не болезнь , а образ жизни” , даем инвалидность за этот самый образ, да еще делим на федеральных и региональных льготников, а идею гипогликемии привязываем только к инсулину – можно подумать , что принимающий СМ дальнобойщик , хорошо выпивший вечерком и закусивший с утра рукавом , не безопасен..
Напрочь привязав раздачу лекарств к инвалидности, мы оказались перед сверхсложной задачей – но ее потребуется решать , хотя пока я не нахожу понимания с такой постановкой задачи.
ELENA_VLAD
04.01.2010, 07:56
Более того, иногда лица, имеющие группу инвалидности, получают по ДЛО больший “набор”, чем те, кто работают. А именно рецепты на этот “набор” – инсулины, тест-полоски, недоказательные препараты липоевой кислоты и витамины, к сожалению, интересуют пациентов больше, нежели обучение, правильное обследование, правильная терапия.
У меня есть прием при СД 1 для МСЭК – если находятся АТ к ТПО и изменения на УЗИ, соответствующие АИТ – выставляем диагноз полиэндокринного аутоиммунного синдрома и инвалидность обеспечена! Смех!
Прием больных в поликлиниках сводится в обсуждению социальных проблем, отчего эндокринологи перестают быть специалистами-врачами, уходят из специальности.
Что до водителей, получающих ингибиторы ДПП4 или миметики инкретинов – за пределами МКАД это нереально.
Мы тоже постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Согласна, что с препаратами не вызывающими гипогликемии можно разрешить водить личный авто транспорт, но работать водителем? Это вопрос. Хотя некоторые больные с СД1 работают водителями маршрутки в Москве!!!!!
Источник
Многие люди, мечтающие получить профессиональные водительские права, не могли этого сделать из-за диагноза диабет до 2011 года. Теперь факт наличия диабета не исключает возможности стать водителем, но пациент обязан пройти целый ряд обследований.
Процедура получения водительских прав для следующих категорий: A, A1, B, B1, B + E, T, C, C1, D, D1, C + E, C1 + E, D + E, D1 + E четко определена в Директиве ЕС.
Как стать профессиональным водителем, будучи диабетиком?
Диабетик должен пройти соответствующие анализы и предъявить соответствующий сертификат, подтверждающий отсутствие противопоказаний для профессионального вождения. Такой человек не должен страдать от серьезных осложнений диабета, должен уметь распознавать и предотвращать гипогликемические явления, а также быть достаточно осведомленным о своем заболевании.
На кого распространяется строгий порядок и противопоказания для получения профессиональных водительских прав?
Более строгая процедура подачи заявления на получение профессиональных водительских прав распространяется как на людей с диабетом типа 1, так и типа 2. Необходимое условие для подачи заявления на получение профессиональных водительских прав — посещение диабетолога и получение от него положительного заключения относительно состояния здоровья и способности справляться с диабетом.
Даже один эпизод тяжелой гипогликемии за 12 месяцев может дисквалифицировать профессионального водителя, поэтому очень важно поддерживать правильный уровень сахара. Абсолютные противопоказания — незнание рисков гипогликемии и поражение глаз диабетом.
Правила получения профессиональных водительских прав для людей с сахарным диабетом
До 2011 года люди с диабетом 1 типа не имели возможности работать водителями. В настоящее время путь к этой профессии открыт, но диабетик, профессионально водящий транспорт, должен учитывать необходимость частого подтверждения своей квалификации. Единые правила выдачи водительских прав людям с диабетом действуют на всей территории Европейского Союза.
Правила получения водительских прав для профессиональных водителей с диабетом:
- Профессиональный водитель с инсулинозависимым диабетом получает водительские права на 1 год.
- Если пациент не на инсулине, водительские права предоставляются на срок не более 3 -х лет.
- Гипогликемия водителя — сахар ниже 55 мг / дл.
- Необходимо документировать контроль диабета и течение заболевания (например, ведение дневника сахара), а также результаты скрининга крови и измерения уровня сахара в крови.
- Необходимо предоставить справки от эндокринолога и офтальмолога.
Диабетики не любят чувствовать себя ограниченными своей болезнью, но они должны принять тот факт, что в некоторых случаях это состояние фактически исключает возможность получения водительских прав.
Контроль диабета
Диабетические осложнения и способность управлять автомобилем
Сахарный диабет — хроническое заболевание с разнообразным течением. Хорошо контролируемое состояние не создает серьезных проблем в повседневной работе. Однако каждый человек, получающий инсулин, подвержен гипогликемии, которая опасна сама по себе. И если она происходит за рулем, водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров и других участников движения.
Риск гипогликемии несут некоторые группы пероральных препаратов, используемых при диабете 2 типа.
Кроме того, диабет — это заболевание, которое, если его не лечить должным образом, может серьезно ухудшить здоровье диабетика, в том числе его способность управлять автомобилем. Классическим примером такого осложнения является запущенная диабетическая ретинопатия. Поэтому существует список абсолютных и относительных противопоказаний для вождения транспортных средств диабетикам.
Относительные и абсолютные противопоказания для получения водительских прав
Абсолютные противопоказания для получения водительских прав:
- Тяжелая рецидивирующая гипогликемия;
- Незнание симптомов и рисков гипогликемии;
- Запущенные осложнения диабета, например, ограниченное поле зрения в результате процедур лазерной терапии, проводимых при диабетической ретинопатии.
Относительные противопоказания:
- Недостаточные знания о диабете, его лечении, риске гипогликемии;
- Недостаточный контроль диабета (HbA1C более 8%);
- Постоянно игнорируемый самоконтроль. Например, кандидат в водители не может доказать, что он / она регулярно контролирует уровень глюкозы в крови, не ведет дневник самоконтроля, его глюкометр не имеет записанной истории измерений.
Гипогликемия и водительские права
Гипогликемия — это состояние, при котором диабетик проявляет замедленную реакцию на раздражители, имеет проблемы с концентрацией внимания и пространственным мышлением. Неспособность быстро отреагировать приемом дозы сахара может привести к тяжелой гипогликемии, которая уже опасна для жизни. Среди диабетиков есть люди, которые не чувствуют падения сахара в крови.
Если диабетик не может предвидеть гипогликемическое событие из-за передозировки инсулина или по другим причинам, он может подвергнуть риску себя и других участников дорожного движения. Достаточно представить водителя, у которого за рулем понижен уровень сахара в крови — несвоевременная реакция может привести к дорожно-транспортному происшествию, а в худшем случае — ДТП и угрозе жизни третьих лиц.
Водительское удостоверение в теории и на практике
Эндокринолог может отказать в выдаче справки, необходимой для подачи заявления на получение водительских прав. Он также может ходатайствовать об отсрочке принятия решения, если видит возможность улучшить метаболический контроль или расширить недостаточные знания о диабете. Отказ в выдаче водительского удостоверения может удивить диабетика, но консультирующий диабетолог не делает этого без причины.
Водительское удостоверение диабетика может быть выдано на срок до 5 лет.
Диабетик за рулем — как подготовиться к вождению
Диабет не является противопоказанием для получения водительских прав. Однако, чтобы диабетик не подвергал опасности себя и окружающих, он должен очень ответственно подойти к этому вопросу.
Четких рекомендаций по таким ситуациям нет. Любой совет, который можно дать диабетикам, будет касаться их здравого смысла, чувства ответственности за себя и других, а также хорошего понимания реакций своего организма.
- Прежде чем сесть в машину, примите меры против гипогликемии. Перед поездкой обязательно проверьте уровень сахара в крови. Если он слишком низкий или может снизиться в ближайшее время, нужно обезопасить себя дополнительной порцией углеводов, чтобы сохранить безопасный уровень сахара. Большое значение имеет планируемое время вождения. Планируя длительный путь, вы должны не только постоянно контролировать сахар, но и пытаться предсказать, как он изменится с течением времени.
- Оцените риски гипергликемии. Точно так же, как вам следует избегать гипогликемии во время вождения, вам не следует садиться за руль, если у вас тяжелая гипергликемия. Высокий уровень сахара в крови часто вызывает вялость, замедляет реакцию и у некоторых людей приводит к спутанности сознания. Следовательно, в случае высокого содержания сахара сначала уменьшите его уровень, а затем отправляйтесь в путь.
Азбука водителя с диабетом
- Независимо от запланированного времени вождения, водитель-диабетик должен иметь под рукой простые углеводы на случай гипогликемии. Важно, чтобы они легко распаковывались и находились в нужном количестве. Это может быть сладкий напиток, глюкозный гель или таблетки. Если предстоит более продолжительная поездка, также следует приготовить перекус в дорогу и запас воды или другого напитка без сахара.
- Длительное вождение без нужного количества жидкости приведет к головной боли и повышенной утомляемости. Таким образом, диабетик, собираясь водить машину, должен помнить не только о том, что нужно сохранять низкий уровень сахара, но и есть пищу во время более длительного путешествия.
- Основным оборудованием автомобиля должен быть глюкометр, а у людей, интенсивно лечившихся инсулином, еще и глюкагон.
- Никогда не продолжайте движение при плохом самочувствии. Не возвращайтесь в движение, пока уровень глюкозы в крови не будет отрегулирован.
- В случае длительного вождения рекомендуется делать перерывы и измерять уровень сахара каждые 1,5–2 часа. Во время перерыва важно выйти из машины, немного погулять и выполнить несколько простых упражнений (наклоны, приседания).
Продолжительная езда в сидячем положении часто приводит к гипергликемии.
Поделиться ссылкой:
Источник