Амурская область программа сахарный диабет

Об областной целевой программе “Сахарный диабет в Амурской области на 2002-2004 годы” ( с изменениями на 10 июля 2003 года)

( с изменениями на 10 июля 2003 года)

________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
Законом Амурской области от 15 января 2003 года № 172-ОЗ
Законом Амурской области от 10 июля 2003 года № 226-ОЗ

________________________________________________________

Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
24 января 2002 года

Статья 1

Утвердить областную целевую программу “Сахарный диабет в Амурской области на 2002-2004 годы” (приложение).

Статья 2

Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2002-2004 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой “Сахарный диабет в Амурской области на 2002-2004 годы”.

Статья 3

Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные целевые программы “Сахарный диабет” с учетом заболеваемости сахарным диабетом на их территориях.

Статья 4

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков

г. Благовещенск
8 февраля 2002 года
№ 69-ОЗ

Приложение. ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА “САХАРНЫЙ ДИАБЕТ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2004 ГОДЫ”

Приложение
к Закону Амурской области
от 8 февраля 2002 г. № 69-ОЗ


Паспорт областной целевой программы
“Сахарный диабет в Амурской области на 2002-2004 годы”

Наименование Областная целевая программа
программы “Сахарный диабет в “Амурской области на 2002-2004 годы”

Основания для Указ Президента Российской Федерации
разработки от 8 мая 1996 г. № 676
программы “О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом”;

постановление Правительства Российской Федерации
от 13 ноября 2001 г. №790
“О федеральной целевой программе
“Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
(2002-2006 годы)”

Государственный Комитет по здравоохранению Администрации области
заказчик
программы

Основные Комитет по здравоохранению Администрации области
разработчики
программы

Цель программы Увеличение продолжительности и улучшение качества жизни
больных сахарным диабетом

Задачи 1. Обеспечение больных сахарным диабетом лекарственными средствами
программы
2. Обеспечение средствами контроля больных сахарным диабетом.

3. Совершенствование санаторно-реабилитационной помощи больным
сахарным диабетом

Сроки 2002 – 2004 годы
реализации
программы

Основные Комитет по здравоохранению Администрации области
исполнители
программы Лечебно-профилактические учреждения области

Объемы и Общий объем финансирования программы на
источники 2002 – 2004 годы – 50453,1 тыс. рублей.
финансирования
В 2002 году – 15344,6 тыс. рублей.

В 2003 году – 16879,1 тыс. рублей.

В 2004 году – 18229,4 тыс. рублей.

В том числе из областного бюджета 50453,1 тыс. рублей

Ожидаемые Снижение числа случаев осложнений, возникших вследствии заболевания
результаты сахарным диабетом (слепоты, ампутации конечностей, хронической
реализации почечной недостаточности, ишемической болезни сердца.)
прграммы
Полное обеспечение пациентов лекарственными и диагностическими
средствами.

Повышение качества жизни больных сахарным диабетом.

Увеличение продолжительности жизни больных сахарным диабетом на 5-7 лет

Организация Государственный заказчик программы осуществляе текущий контроль
текущего за ее реализацией.
контроля
за исполнением Комитетом по здравоохранению администрации области представляется
программы в установленном порядке информация о выполнении мероприятий программы
и использовании финансовых средств

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Содержание проблеммы и обоснование необходимости ее решения

Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 676 “О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом” и постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. №790 “О федеральной целевой программе “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)”.

Сахарный диабет – одно из наиболее распространенных заболеваний в промышленно развитых странах, где им больны до 4-5% всего населения, является острейшей медико-социальной проблемой.

Основной причиной ранней инвалидизации и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета.

Среди больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота в 10 раз, нефропатия в 12-15 раз, гангрена конечностей в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.

В Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн. человек, больных сахарным диабетом, в том числе 260 тыс. инсулинозависимых. Однако по результатам эпидемиологических исследований количество больных достигает 8 млн. человек.

В области на 1 января 2001 г. состоит на диспансерном учете 8071 больной сахарным диабетом, из них 711 человек страдают инсулинозависимым типом сахарного диабета (в том числе 28 подростков и 62 ребенка). Комбинированную терапию (инсулин + сахароснижающие таблетированные препараты) получают 185 человек. 489 пациентов со вторым типом сахарного диабета переведены на инсулинотерапию в результате имеющихся у них сосудистых осложнений, таким образом, 1385 больных сахарным диабетом нуждаются сегодня в введении инсулина.

4816 больных сахарным диабетом получают таблетированные сахароснижающие препараты (глибениламид, гликлазид, гликвидон, репаглинид и т.д.).

В городах области функционируют 9 кабинетов эндокринолога. В центральных районных больницах прием ведут терапевты, прошедшие подготовку по эндокринологии. Обеспеченность врачамиэндокринологами на 10 тыс. населения составляет 0,34 (по Российской Федерации – 0,2). Обеспеченность эндокринологическими койками по области составляет 1,23 на 10 тыс. населения (по Российской Федерации – 1,5).

С 1995 года согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 ноября 1994 г. N 259 “О совершенствовании оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом” в области работают 3 врача – диабетолога. Функционируют 5 школ по обучению самоконтролю больных сахарным диабетом.

Программа была разработана в 1996 году. Каждые три года программа пересматривается, уточняются объемы финансирования.

За время действия программы удалось наладить снабжение необходимыми лекарственными препаратами и несколько улучшить обеспечение средствами самоконтроля. Улучшилось обеспечение больных сахарным диабетом инсулином.

Препаратом выбора на мировом рынке является человеческий инсулин, полученный генно-инженерным путем. Все больные сахарным диабетом обеспечиваются высококачественными генно-инженерными инсулинами, производимыми фирмами “Lilli”, “Novo-Nordisk”. Все дети и подростки, страдающие сахарным диабетом, обеспечены шприц-ручками для введения инсулина.

В 2000-2001 годах появилась возможность обеспечить пациентов глюкагоном (средство для лечения неотложного состояния – гипогликемии).

В 2000-2001 годах 400 пациентов (64,4%) с первым типом сахарного диабета были обеспечены шприц – ручками для введения инсулина.

В 2000 году – 1 полугодии 2001 года дети, больные сахарным диабетом, были обеспечены средствами самоконтроля (тест – полосками для определения глюкозы в крови).

Читайте также:  Примерное недельное меню для больных сахарным диабетом

В течение последних трех лет (1999, 2000, 2001 гг.) дети, больные сахарным диабетом, получили возможность санаторно-курортного лечения на местной базе. Ежегодно 15 детей проходят курс оздоровительного лечения на базе санатория – профилактория “Здоровье”.

В то же время в диабетологической службе области имеется ряд нерешенных проблем. Практически полностью отсутствует система реабилитации для взрослых, больных сахарным диабетом.

До настоящего времени нет средств для ранней диагностики сахарного диабета (реактивы для определения гликозилированного гемоглобина, тест – полоски для определения микроальбуминурии).

Недостаточно средств индивидуального контроля за уровнем глюкозы в крови и моче (тест – полоски, глюкометры).

Нет стабильности в обеспечении больных сахароснижающими препаратами. Недостаточно совершенны методы санитарно-просветительной работы среди населения по вопросам профилактики сахарного диабета и его осложнений.

Проблемы лечения больных сахарным диабетом, обеспечения их сахароснижающими препаратами, профилактика осложнений заболевания требуют комплексного подхода к их решению, привлечения целевых средств из областного бюджета, что возможно только в рамках областной целевой программы.

2. Цель и задачи программы

Целью программы являются увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1) обеспечение больных сахарным диабетом лекарственными средствами;

2) обеспечение больных сахарным диабетом средствами индивидуального контроля за содержанием глюкозы в крови и моче;

3) совершенствование санаторно-реабилитационной помощи больным сахарным диабетом.

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения.

Программой предусмотрена разработка системы мероприятий по разделам:

обеспечение лекарственными средствами и средствами контроля сахарного диабета (инсулинами, микронизированным манинилом, глюкометрами, тест – полосками и другими);

развитие санаторно-реабилитационной помощи лицам, больным сахарным диабетом.

4. Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется за счет средств областного бюджета.

Объем финансирования на 2002-2004 годы составит 50453,1 тыс. рублей, в том числе:

2002 год – 15344,6 тыс. рублей;

2003 год – 16879,1 тыс. рублей;

2004 год – 18229,4 тыс. рублей.

Лекарственное обеспечение больных на 2002-2004 годы составит 48514,4 тыс. рублей, обеспечение средствами самоконтроля (дети) – 1831,7 тыс. рублей, санаторно-реабилитационное лечение – 107 тыс. рублей.

Объемы финансовых средств ежегодно уточняются в установленном порядке.

5. Механизм реализации программы

Ответственным за реализацию программы является государственный заказчик – комитет по здравоохранению администрации области.

Основными исполнителями программы являются комитет по здравоохранению администрации области и лечебно-профилактические учреждения области.

Механизм реализации программы включает в себя мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных программой работ. Механизм реализации программы предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета.

Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых комитетом по здравоохранению администрации области с исполнителями программных мероприятий.

С этой целью государственный заказчик осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе, согласовывает возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. В соответствии с установленными объемами финансирования, предусмотренными программой на соответствующий год, после заключения государственных контрактов (договоров) с участниками реализации программы администрация области открывает финансирование за счет средств областного бюджета.

6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Текущий контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы – комитетом по здравоохранению администрации области.

Государственный заказчик программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.

При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.

Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:

периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;

контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;

контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров (контрактов, соглашений), объемов запланированных работ.

Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.

Комитет по здравоохранению администрации области проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежемесячно направляет в комитет экономики администрации области статистическую, справочную и аналитическую информацию.

Комитет по здравоохранению администрации области ежегодно направляет в финансовый департамент администрации области доклады о ходе выполнения работ по программе и использовании финансовых средств.

7. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы

Экономическая эффективность реализации программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья больных сахарным диабетом.

Реализация мероприятий программы позволит:

полностью обеспечить пациентов лекарственными средствами;

сократить сроки излечения сосудистых осложнений, повысить эффективность лечения;

увеличить продолжительность активной жизни и снизить раннюю инвалидизацию лиц, больных сахарным диабетом;

улучшить качество жизни больных сахарным диабетом.

МЕРОПРИЯТИЯ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Обеспечение больных сахарным диабетом лекарственными препаратами

(В редакции Закона Амурской области от 10 июля 2003 года № 226-ОЗ. – См. Предыдущую редакцию)


п/п

Мероприятия

Финансирование (тыс. рублей)

Всего
2002-2004
годы

в том числе:

2002 год

2003 год

2004 год

1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

Обеспечение больных
сахарным диабетом
высококачественными
инсулинами
Всего

в том числе:
детей

взрослых

больных с впервые
выявленным сахарным
диабетом

Обеспечение больных
сахарным диабетом
таблетированными
сахароснижающими
препаратами

Итого по разделу

42948,3

3590,8

39078,0

279,5

4761,0

47709,3

12501,9

1092,1

11324,8

85,0

1448,0

13949,9

14637,7

1201,3

13342,9

93,5

1592,8

16230,5

15808,7

1297,4

14410,3

101,0

1720,2

17528,9


2. Обеспечение больных сахарным диабетом средствами индивидуального контроля (глюкомеры, тест-полоски)

(В редакции Закона Амурской области от 15 января 2003 года № 172-ОЗ.


п/п

Мероприятия

Финансирование (тыс. рублей)

Всего
2002-2004
годы

в том числе:

2002 год

2003 год

2004 год

1.

2.

3.

4.

5.

Средства
индивидуального
контроля (глюкометры,
тест – полоски)
дети,больные сахарным диабетом I типа

Тест – полоски для
определения
микроальбуминурии
дети, больные сахарным диабетом I типа

Набор реактивов для
определения
гликозилированного
гемоглобина
дети, больные сахарным диабетом I типа

Средства лечения
неотложных состояний
(глюкагон)
дети

Средства введения
инсулина
дети, больные сахарным диабетом I типа

Итого по разделу

1709,6

25,7

93,9

138,4

669,2

2636,8

674,8

9,3

60,0

42,1

576,0

1362,2

497,5

7,9

16,3

46,3

44,8

612,8

537,3

8,5

17,6

50,0

48,4

661,8

3. Санитарно-реабилитационное лечение больных сахарным диабетом

Читайте также:  Сахарный диабет у животных диета

Мероприятия

Финансирование (тыс. рублей)

Всего
2002-2004
годы

в том числе:

2002 год

2003 год

2004 год

Лечение и реабилитация
больных сахарным
диабетом в санатории
“Гонжа”

Итого по разделу

Итого по программе

107,0

107,0

50453,1

32,5

32,5

15344,6

35,8

35,8

16879,1

38,7

38,7

18229,4

ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИРОВАНИЯ

(В редакции Закона Амурской области от 15 января 2003 года № 172-ОЗ.

(тыс. рублей)

2002-2004
годы

2002 год

2003 год

2004 год

Всего

Обеспечение
лекарственными
препаратами – всего

в том числе областной
бюджет

Обеспечение средствами
индивидуального
контроля дети, больные сахарным диабетом I типа

в том числе областной
бюджет

Санаторно –
реабилитационное
лечение – всего

в том числе областной
бюджет

50453,1

47709,3

47709,3

2636,8

2636,8

107,0

107,0

15344,6

13949,9

13949,9

1362,2

1362,2

32,5

32,5

16879,1

16230,5

16230,5

612,8

612,8

35,8

35,8

18229,4

17528,9

17528,9

661,8

661,8

38,7

38,7

АССИГНОВАНИЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

(тыс. рублей)

Источники
финансирования

2002-2004
годы

2002 год

2003 год

2004 год

Ассигнования – всего

в том числе областной
бюджет

50453,1

50453,1

15344,6

15344,6

16879,1

16879,1

18229,4

18229,4

Источник

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

— [ Страница 3 ] —

Исходя из общего числа больных сахарным диабетом, которое составляет 9211 человек, уровня госпитализации (22,2%), средней продолжительности одного случая госпитализации (18,8 дней), расходов на один день госпитализации больного СД в эндокринологических отделениях Амурской области (750,5 руб.), затраты на стационарное лечение составляют 28 938,3 тыс. руб. в год (2005г.). При этом, финансовые нормативы стоимости одного дня госпитализации в лечебно-профилактических учреждениях эндокринологического профиля не соответствуют фактически произведенным затратам.

Размер общественных потерь от преждевременного выхода на инвалидность принято измерять объемом непроизведенного валового внутреннего продукта (ВВП). При этом размер потерь от непроизведенной продукции за весь период недоработанных рабочих лет составляет более 3 254,4 млн. руб.

По всем случаям смерти в результате СД (196 человек) потеряно 2116,2 человеко-лет потенциальной жизни. Каждый умерший мужчина не дожил до окончания трудоспособного возраста 13,2 года, каждая женщина – 8,4 года. Исходя из величины валового регионального продукта в расчете на одного работающего (136104 руб. в год) экономический ущерб (в среднем по каждому случаю смерти) составил 1, 4 млн. руб. Всего в результате преждевременной смерти в результате СД экономический ущерб составил 288,1 млн. руб. Мужской компонент в этом объеме потерь равен – 207,2 млн. руб., женский – 80,8 млн. руб.

Произведенные расчеты показывают, что суммарные экономические потери в результате временной и стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения по причине сахарного диабета составляют (без затрат на здравоохранение) 3,2 млрд. рублей в год.

Таким образом, проблема высокого уровня заболеваемости населения сахарным диабетом является не только медицинской проблемой, но и в первую очередь, социально-экономической, вследствие значительных экономических потерь государства и общества, связанных с преждевременной смертностью и утратой полноценной трудоспособности.

В пятой главе представлен анализ состояния и потребности населения региона в различных видах диабетологической помощи, а также региональная модель организации диабетологической помощи.

Основой совершенствования регионального планирования ресурсов здравоохранения является оптимизация существующей сети ЛПУ с целью обеспечения эффективности функционирования системы в целом. На формирование сети учреждений и кадровое обеспечение диабетологической службы Амурской области оказывают влияние такие факторы как обширная территория, низкая плотность населения, своеобразные условия расселения жителей, связанные с климато-географическими и социально-экономическими условиями. Главными недостатками существующей сети учреждений здравоохранения являются следующие: различия в обеспечении ресурсами здравоохранения населения различных территориальных образований, несоответствие существующей сети ЛПУ потребностям населения в медицинской помощи.

На современном этапе развития здравоохранения повышение качества медицинской помощи обусловливается характером специализации. Однако только 62,5% больных сахарным диабетом госпитализируются в профильные учреждения. В условиях сельской местности основная доля больных сахарным диабетом получает стационарное лечение в терапевтических отделениях центральных районных больниц (78,6%); другие — на базе участковых (9,4%) и областной (12%) больниц.

Специализированный коечный фонд за 5 лет на территории области увеличился на 9,5%. При этом, уровень обеспеченности населения специализированными койками составляет 1,1 на 10 000 населения, в том числе, городского населения – 1,7, сельского населения – 0,8 на 10 000 населения. Результаты произведенных расчетов свидетельствуют, что потребность населения региона в специализированном коечном фонде удовлетворена не полностью. При этом, если потребность в специализированном коечном фонде населения Амурской области в соответствии с нормативами программы государственных гарантий предоставления медицинской помощи населению составляют 63,82, то оценка потребности в коечном фонде, произведенная с учетом фактического уровня заболеваемости и социально-демографической структурой населения, свидетельствует о его значительном дефиците (86,29 коек).

С учетом поправочных коэффициентов, учитывающих особенности медико-демографического состава населения и его уровень заболеваемости для территории Амурской области рассчитан норматив обеспечения больных эндокринологического профиля специализированным коечным фондом (0,17 на 1000 населения).

Кадровое обеспечение врачами-диабетологами является одним из основных индикаторов, характеризующих качество и доступность населению диабетологической помощи. В настоящее время в учреждениях здравоохранения Амурской области имеется 42 должности врача-эндокринолога, в том числе, 3 – врача-диабетолога. Обеспеченность населения специалистами данного профиля составляет 0,4 на 10 000 населения. При этом, наблюдаются выраженные диспропорции в обеспеченности врачами-эндокринологами городских и сельских жителей, различия показателей которых составляют соответственно 0,5 и 0,1 (на 10 000 населения), т. е. в 5 раз. Во многих территориальных образованиях области (в 18 из 28) должности врачей специалистов эндокринологического профиля отсутствуют в штатном расписании лечебно-профилактических учреждений (64,2%), при основной сосредоточенности врачей-эндокринологов в учреждениях здравоохранения областного центра (44,7% от всего кадрового потенциала специалистов).

Исходя из расчетного норматива функции должности врача-диабетолога определена фактическая потребность в специалистах для обеспечения амбулаторно-поликлинической помощи больным сахарным диабетом, общее число которых для территории области с учетом социально-демографической структуры населения и уровня заболеваемости составляет 54,82 единицы. При этом, сравнительный анализ планового числа врачебных должностей (но не обеспеченных фактически), рассчитанный на основе действующих нормативов (28,13) не обеспечивает потребности в реальных кадровых ресурсах полноценную деятельность учреждений амбулаторно-поликлинического звена при обеспечении специализированной диабетологической помощи. С учетом потребности в специалистах для обеспечения стационарной диабетологической помощи нормативная численность врачей-диабетологов увеличится до 64,8 единиц.

Читайте также:  Что такое несахарный диабет его симптомы

Аналитическая оценка объемов амбулаторно-поликлинической помощи больным диабетологического профиля в учреждениях здравоохранения Амурской области свидетельствует, что «коэффициент дисбаланса» фактического (190 072) числа посещений врачей диабетологов (с учетом фактического объема посещений в муниципальные и областные учреждения здравоохранения) и нормативного (41195) числа посещений (исходя из нормативов обеспеченности специалистами) составляет +4,6. При этом нормативное (расчетное) число амбулаторно-поликлинических посещений, произведенное с учетом уровня заболеваемости и демографической структуры населения, достигает отметки 211 773 посещений в год (рис 2).

Потребность в общем объеме амбулаторно-поликлинических посещений (включая прием больных сахарным диабетом общепрофильными специалистами: терапевтами, педиатрами, врачами общей практики) с учетом нормативов программы государственных гарантий предоставления медицинской помощи на территории области составляет 625 098 посещений в год. В этом случае, 33,8% больных сахарным диабетом обслуживаются в специализированных учреждениях, а 66,2% — в общей непрофильной сети.

Рис. 2 Модель сети первичной и специализированной диабетологической помощи населению (на примере Амурской области)

Таким образом, одной из острых проблем диабетологической службы является проблема непропорционального уровня обеспеченности и укомплектованности квалифицированным медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений, особенно расположенных в сельской местности.

В этой связи разработаны модель сети первичной специализированной диабетологической помощи и организационная модель регионального диабетологического центра (рис. 3), являющегося основным организационно-методическим, диагностическим и лечебно-профилактическим учреждением в системе организации и управления специализированной диабетологической службой на региональном уровне.

Рис. 3 Организационная структура регионального

диабетологического центра

Стратегия развития диабетологической помощи населению предусматривает формирование этапов оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом с перераспределением потоков пациентов, централизацию высокотехнологичных видов диабетологической помощи на уровень диабетологического центра. Для развития диабетологической службы необходимо обеспечить укомплектование эндокринологических кабинетов врачами-эндокринологами (диабетологами), активизировать работу школ обучения и самоконтроля больных СД, внедрять в повседневную практику новые методы мониторинга, активной профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений.

Принципиальная схема формирования диабетологической службы основывается на эпидемиологических показателях, приоритетах медицинского обслуживания, потребности в медицинской помощи и перспективах обеспечения финансовыми ресурсами (рис.4). Стратегической целью развития диабетологической помощи является оптимальное удовлетворение потребностей населения в специализированной, профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи.

Рис. 4 Принципиальная схема организации

диабетологической помощи

Статистический анализ прогнозной оценки эффективности реализации перспективной модели диабетологической службы, проведенный с использованием линейной регрессии с функцией экспоненциального сглаживания (наклон b=6,64, сдвиг a=1270,25) свидетельствует о зависимости уровня заболеваемости сахарным диабетом (rxy=0,203) от внедрения программных документов: снижение уровня распространенности сахарного диабета за 5-летний период составляет 80%, снижение уровня смертности больных СД — в 4 раза, а уровня инвалидности- на 25% (рис 5).

Рис. 5 Прогнозирование уровня распространенности сахарного диабета (на 100 000 населения) в условиях реализации перспективной модели диабетологической службы Амурской области на 2007-2012гг.

Таким образом, целенаправленная работа по совершенствованию диабетологической службы, реализации целевой комплексной программы «Сахарный диабет», модернизация управления системой медицинской помощи больным сахарным диабетом является основой для достижения позитивных результатов по повышению качества и эффективности специализированной высококвалифицированной помощи больным, направленной на снижение уровня заболеваемости, тяжелых инвалидизирующих осложнений диабета и повышение качества и продолжительности жизни больных.

В заключении обобщаются результаты исследования, изложенные в диссертации.

Выводы

  1. Региональный регистр сахарного диабета является эффективным инструментом мониторинга заболеваемости населения и оценки качества лечебно-профилактической помощи больным эндокринологического профиля, позволяющий осуществлять контроль за эпидемиологической ситуацией и обеспечивать принятие управленческих решений в сфере здравоохранения.
  2. С использованием методов эпидемиологического анализа выявлены основные статистические закономерности, проявляющиеся в возрастно-половых диспропорциях уровня и структуры заболеваемости: заболеванию наиболее подвержены контингенты взрослого населения (1130,8±14,3), при этом показатели заболеваемости увеличиваются прямо пропорционально возрасту (rxy = 0,89), достигая максимального уровня (4333,7±1,0) в возрастном интервале 65-69 лет (р < 0,001), однако выраженные гендерные различия показателей заболеваемости наблюдаются только при СД 2 типа, уровень которого в 3,3 раза выше среди женщин, по сравнению с мужчинами.
  3. Клинико-эпидемиологическими особенностями заболеваемости населения сахарным диабетом является формирование устойчивой тенденции увеличения распространенности сахарного диабета и его осложнений среди трудоспособного населения Амурской области при ежегодном темпе прироста показателей на 7,3%, возникновение ранних и поздних осложнений заболевания, которые обусловливают основные причины инвалидизации и преждевременной смертности.
  4. Результаты исследований свидетельствуют о достоверно существенном влиянии сахарного диабета на снижение основных показателей качества жизни, характеризующих физическую, психологическую и социальную сферы деятельности.
  5. Сахарный диабет является тяжелым бременем для государства и общества, медико-социальное и экономическое значение проблемы которого, вследствие высокого уровня распространенности заболевания и его тяжелых осложнений, приводящих к снижению трудоспособности и инвалидности, преждевременной смертности, определяется уровнем экономического ущерба.
  6. Основными причинами недостаточно эффективного функционирования диабетологической службы являются дефицит и диспропорции ресурсов (финансовых, кадровых, материально-технических), дисбаланс оказания помощи больным, несовершенство существующей модели и структуры диабетологической службы, несоответствие существующей сети ЛПУ потребностям населения в медицинской помощи, что приводит к ограничению доступности и снижению качества эндокринологической помощи для населения, проживающего на территориях с относительно слабым уровнем социально-экономического развития и особенностями расселения.
  7. Медико-экономическая оценка ресурсного обеспечения здравоохранения, уровней потребности населения в различных видах медицинской помощи больным сахарным диабетом позволила определить приоритетные направления совершенствования организации диабетологической помощи. С учетом особенностей медико-демографического состава населения и его заболеваемости сахарным диабетом для территории Амурской области рассчитаны нормативы потребности в кадровых ресурсах, коечном фонде и объемах амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи больным эндокринологического профиля.
  8. Статистический анализ прогнозной оценки эффективности реализации перспективной модели диабетологической службы и профилактических программ проведенный с использованием линейной регрессии с функцией экспоненциального сглаживания свидетельствует о зависимости уровня заболеваемости (наклон b=6,64, сдвиг a=1270,25), инвалидности и смертности (наклон b=1,63, сдвиг a=32,15,11, R2=0,4468) от внедрения программных документов (rxy=0,203, rxy=0,435).

Предложения и практические рекомендации

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

Source: xn--d1acjmiy6ee.xn--p1ai

Источник