Анкеты по сахарному диабету в курсовых работах

Анкеты по сахарному диабету в курсовых работах thumbnail

Научно-исследовательская работа по теме «Формирование отношения больных сахарным диабетом II типа к своему заболеванию»

Актуальность выбраной темы научно-исследовательской работы обусловлена тем, что сахарный диабет II

типа является медико-социальной проблемой современности, т.к. по распространенности и заболеваемости он имеет черты эпидемии. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза. Борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете.

Проблемой настоящего исследования является вопрос как жить с диабетом? Поскольку диабет не излечивается, очень важно все время контролировать заболевание. Лучший способ достижения этого — как можно больше узнать о диабете. Это поможет правильно оказывать помощь своему организму. Нами предпринята попытка изучения содержательно-структурных характеристик социальных представлений больных с сахарным диабетом о своем заболевании.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности медицинских сестер эндокринологических отделений, участковых медицинских сестер, что позволяет совершенствовать работу по формированию отношения больных сахарным диабетом II типа к своему заболеванию.

Целью данной работы является изучение отношения больного с сахарным диабетом II типа к своему заболеванию.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  1. знает ли больной о своем заболевании;

2) знает ли больной о возникновении патологических состояниях при сахарном диабете;

3) если больной знает о возникновении патологических состояний, как он их предотвращает.

Для выполнения поставленных задач проработана научная литература, разработаны тесты-опросники, также использовались методы статистической обработки полученных результатов.

Применялись следующие методики для изучения отношения больных с сахарным диабетом к своему заболеванию:

  1. анкета (опросник) «субъективная оценка здоровья» Э.С. Пушкова, Н.В. Ксенз (Приложение 1);

  2. тесты-опросники:

а) по самоконтролю за состоянием здоровья (Приложение 2);

б) на знание патологических состояний при сахарном диабете (Приложение 3);

в) на знание осложнений сахарного диабета (Приложение 4).

Ход и методы исследования

Исследование проводилось на базе Подольской городской больницы №2 эндокринологического отделения.

Проведение исследования осуществлялось в три этапа:

  1. анкетирование по опроснику «субъективная оценка здоровья»;

тестирование по самоконтролю, на знание патологических состояний при сахарном диабете и на знание пациента осложнений сахарного диабета;

  1. обработка полученных данных;

  2. реализация поставленных задач.

Респондентами выступили пациенты эндокринологического отделения Подольской городской больницы №2. Всего 22 человека в возрасте от 50 до 70 лет.

Опрос проводился по индивидуальным раздаточным материалам.

Выводы

Сахарный диабет — это хроническое заболевание и больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого.

Результаты исследования позволяют нам отметить, что больные с сахарным диабетом II типа относятся к своему заболеванию следующим образом:

1. опросник «субъективной оценки здоровья»:

  • 10% пациентов относятся удовлетворительно к своему здоровью;

  • 90% пациентов относятся к своему здоровью неудовлетворительно.

2. опросник на знание осложнений сахарного диабета:

  • 64% пациентов не знают, почему диабет вызывает нефропатию;

  • 81% не знают симптомы и факторы риска нефропатии;

  • 64% пациентов знают, как сопутствующие заболевания влияют на диабет;

  • 100% опрошенных пациентов знают, что при сахарном диабете важно ухаживать за ногами;

  • 80% не ухаживают за своими ногами;

  • 91% пациентов знают, что нужно ухаживать за полостью рта;

  • 50% пациентов ухаживают за полостью рта.

3. опросник по самоконтролю:

  • 100% пациентов знают, что нужно проводить самоконтроль уровня сахара в крови;

  • 100% пациентов знают, что самоконтроль уменьшит риск осложнений диабета;

  • 100% пациентов знают, как проводить определение сахара крови;

  • 60% пациентов не проводят самоконтроль уровня сахара в крови;

  • 100% пациентов знают, что нужно проводить дополнительные анализы;

  • 100% знают, что нужно планировать режим питания при диабете;

  • 81% не планируют режим питания при диабете;

  • 90% пациентов знают, что при сахарном диабете нужны физические упражнения;

  • 77% пациентов не делают физические упражнения;

  • 72% пациентов не владеют понятием «стабильная компенсация».

4. опросник на знание патологических состояний при сахарном диабете:

  • 90% пациентов знают, что такое гипергликемия;

  • 82% пациентов знают почему возникает гипергликемия;

  • 80% пациентов знают, какие признаки предупреждают о наступлении гипергликемии;

  • 77% пациентов знают, что важно знать о признаках гипергликемии;

  • 82% пациентов знают, что такое гипогликемия;

  • 82% пациентов знают, что вызывает гипогликемию;

  • 50% пациентов не знают, какие признаки предупреждают о наступлении гипогликемии;

  • 80% пациентов не знают, что делать во время гипогликемии;

  • 77% пациентов не знают, что такое кетоацидоз;

  • 72% пациентов не предпринимают ни каких действий для предотвращения возможных осложнений.

Согласно проведенного исследования можно отметить, что у пациентов отмечен:

  1. недостаток знаний и умений, связанных с самостоятельным контролем диабета;

  2. недостаток знаний и умений, связанных с профилактикой осложнений при диабете;

  3. недостаток знаний и умений, связанных с пониманием факторов риска.

Предложения по реализации: поскольку диабет не излечивается, очень важно все время самому контролировать заболевание, в этом помогут: строгий контроль или стабильная компенсация. Для этого необходимо:

  • определять уровень сахара крови несколько раз в день;

  • сбалансировать рацион питания;

  • физическую нагрузку;

  • прием лекарственных противодиабетическиех препаратов или инъекции инсулина;

  • вести подробный дневник диабета, в который ежедневно вносить необходимые данные и показатели сахара крови.

Это поможет пациенту и лечащему врачу скорректировать факторы, влияющие на течение заболевания. Строгий контроль может предупредить возникновение новых и замедлить прогрессирование имеющихся осложнений. Можно замедлить прогрессирование любых осложнений диабета, но излечить их полностью нельзя.

Читайте также:  Уколы в глаза от диабета

Очень важно при заболевании сахарным диабетом знать осложнения и симптомы осложнений, таких как гипергликемии и гипогликемии и как они возникают, а также понятие кетоацидоз. Очень важно о

бучать пациентов
поведению при осложнениях сахарного диабета. А так как не все пациенты знают о патологических состояниях, возникающих при сахарном диабете II типа и не предпринимают никаких действий по предотвращению этих состояний, необходимо проводить санитарно-просветительную работу в этом направлении.

Владение данной информацией касающейся вопросов о патологических состояниях возникающих при сахарном диабете и рекомендации по их предотвращению (профилактике) пациент приходит к выводу, что с данным заболеванием можно не только жить, но и жить качественно.

Приложение 1

п/п

Субъективная оценка здоровья

Да

Нет

1

Беспокоят ли Вас головные боли?

2

Можно ли сказать, что Вы просыпаетесь от любого шума?

3

Беспокоит ли Вас боль в области сердца?

4

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?

5

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

6

Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7

Уступают ли Вам место в транспорте?

8

Беспокоят ли Вас боли в суставах?

9

Бываете ли Вы на пляже?

10

Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?

11

Бывают ли такие периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон?

12

Беспокоят ли Вас запоры?

13

Считаете ли Вы, что сейчас также работоспособны, как и прежде?

14

Беспокоит ли Вас боль в области печени (в правом подреберье)?

15

Бывает ли у Вас головокружения?

16

Считаете ли Вы, что сосредоточиться стало труднее, чем в преждние годы?

17

Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?

18

Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?

19

Бывают ли такие периоды, когда Вы чувствуете себя радостно, возбужденно, счастливо?

20

Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

21

Держите ли Вы у себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

22

Бывают ли у Вас отеки на ногах?

23

Приходится ли Вам отказаться от некоторых блюд?

24

Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

25

Беспокоят ли Вас боль в области поясницы?

26

Приходится ли Вам в лечебных целях употреблять какую-нибудь минеральную воду?

27

Беспокоит ли Вас неприятный вкус во рту?

28

Можно ли сказать, что Вы стали плаксивым?

29

Как Вы сами оцениваете состояние своего здоровья?

п/п

Опросник по самоконтролю.

Да

Нет

1

Как Вы считаете, нужно ли проводить самоконтроль уровня сахара в крови?

2

Как Вы считаете может ли самоконтроль уменьшить риск осложнений диабета?

3

Вы знаете, что такое «стабильная компенсация»?

4

Вы знаете как проводить определение сахара крови?

5

Вы проводите самоконтроль уровня сахара в крови?

6

Как Вы считаете нужно ли проводить дополнительные анализы?

7

Вы знаете, как планировать режим питания при диабете?

8

Вы планируете режим питания при диабете?

9

Вы знаете, что при сахарном диабете нужны физические упражнения?

10

Вы делаете физические упражнения?

п/п

Опросник на знание пациентами осложнений сахарного диабета

Да

Нет

1

Вы знаете, почему диабет вызывает нефропатию?

2

Вы знаете, каковы симптомы и факторы риска нефропатии?

3

Вы знаете, как сопутствующие заболевания влияют на диабет?

4

Вы знаете, что при сахарном диабете важно ухаживать за ногами?

5

Вы ухаживаете за своими ногами?

6

Вы знаете, что при сахарном диабете важно ухаживать за полостью рта?

7

Вы ухаживаете за полостью рта?

п/п

Опросник на знание патологических состояний при сахарном диабете

Да

Нет

1

Вы знаете, что такое гипергликемия?

2

Вы знаете, почему возникает гипергликемия?

3

Вы знаете, какие признаки предупреждают о наступлении гипергликемии?

4

Вы знаете, что важно знать о признаках гипергликемии?

5

Вы знаете, что такое гипогликемия?

6

Вы знаете, что вызывает гипогликемию?

7

Вы знаете, какие признаки предупреждают о наступлении гипогликемии?

8

Вы знаете, что делать во время гипогликемии?

9

Вы знаете, что такое кетоацидоз?

10

Предпринимаете ли Вы какие-нибудь действия для предотвращения возможных осложнений

Список использованной литературы:

1. Бейер П., Майерс Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека (материалы для чтения): Учеб. Пособие: Пер. С англ./ Под общ. Ред. Проф. С.В. Лапик.- М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. — 664 с.

2. Велданова М.В. руководитель проекта, действ член РАЕН проф. д.м.н., Анциферов М.Б. научный консультант, проф. д.м.н. Школа диабета. Руководство по диабетологии. 2005.

3. Научно-практический рецензируемый журнал «Клиническая геронтология», главный редактор П.А. Воробьев, первый зам. Главного редактора М.Г. Глезер. Издательство «НЬЮДИАМЕД», Москва, 2000

4. Руководство по клинической эндокринологии. Под. Ред. Академика АМН СССР В.Г. Баранова. Л., «Медицина», 1977, 664 с.

Source: infourok.ru

Источник

Исследование проводилось на базе МБУЗ «Городской клинической больницы №1» в эндокринологическом отделении.

Отделение рассчитано на 40 коек. На момент исследования в отделении лежали 38 человек больных сахарным диабетом, из которых анкетирование прошли 30 человек.

Из них с сахарным диабетом 1-го типа – 2 человека (7%), 2-го типа -28 человек (93%) опрошенных (см. рис.1).

Рис.1. Соотношение СД1 и СД2

Большую часть пациентов составляют женщины 23 человека (77%), и 7 человек (23%) составляют мужчины (см. рис.2).

Рис.2. Соотношение СД по половой принадлежности

В ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество пациентов, страдающих СД (18 человек – 60% опрошенных) находятся в возрастном периоде 60-74лет, т.е. это люди пенсионного возраста. Причём у всей этой категории пациентов СД 2-го типа.

Читайте также:  Что можно есть людям страдающим сахарным диабетом

Также достаточно большое количество пациентов (6 человек – 20% опрошенных) находятся в возрасте от 45 до 59 лет. То есть, это люди наиболее трудоспособного возраста. У всех пациентов этой группы диагноз СД2.

Возрастные же категории пациентов до 45 лет и 75 и более лет оказались равны. И с той и с другой стороны в исследуемые возрастные рамки попали по 3 человека (соответственно по 10% опрошенных). Но с диагнозом СД1 все пациенты оказались моложе 45 лет, причём все женщины (см. рис.3).

Рис.3 Соотношение пациентов с СД по возрасту

По уровню образования исследуемые категории пациентов распределились следующим образом. Наибольшее количество пациентов имеют высшее образование (12 человек – 40% опрошенных), причём 5 из них мужчины. Средненспециальное образование имеют наименьший процент опрошенных (8 человек – 27% больных), а среднее образование имеют 10 человек – 33% пациентов. Тоесть уровень образования не показал существенную разницу в процентном соотношении пациентов (см. рис.4).

Рис.4. Соотношение пациентов страдающих СД по уровню образования

На вопрос: «Устраивает ли Вас уровень образования?» 90% пациентов (27 человек) ответили «Да». И лишь 10% (3 человека) были не удовлетворены уровнем своего образования. Очевидно, что это связано с возрастом пациентов (чем старше были респонденты, тем меньше требований к жизни они предъявляли). 12 человек в возрасте за 60 лет сказали, что будь им сейчас лет 40, то они были бы недовольны уровнем своего образования. Но теперь уже на данный момент времени, их устраивает и такой уровень. Пациенты же недовольные уровнем своего образования вошли в самую младшую возрастную категорию до 45 лет (женщины 18 и 25 лет) и, как бы это ни показалось странным – в самую старшую возрастную категорию 75 и более лет (пациентка 82года) (см. рис.5).

Рис.5 Удовлетворённость уровнем образования

Семейное положение пациентов, принимавших участие в исследовании выглядит следующим образом: состоят в браке 16 человек – 53% опрошенных; одиноки 3 человека – 10% опрошенных (все женщины); в разводе 2 человека – 7% пациентов; вдовствуют 9 человек – 30% пациентов (2 мужчин и 7 женщин). Таким образом в данной категории исследования прослеживается явное преобладание людей, состоящих в браке. Но довольно большой процент и вдовствующих пациентов, что негативно сказалось на их уровне качества жизни (см. рис.6).

Рис.6. Семейное положение

Знают, что такое сахарный диабет 27 человек – 90% опрошенных, не знают ничего о своём заболевании 3 человека – 10% пациентов. Причём болеют с раннего возраста (заболели раньше 20 лет 4 человека – 13% пациентов), в более старшем возрасте заболели 26 человек – 87% пациентов. При этом постоянно наблюдаются у эндокринолога 25 человек – 83% опрошенных.

Стаж заболевания СД выглядит в исследуемой группе пациентов следующим образом. До 10 лет болеют СД 12 человек – 40% пациентов, 11 – 20 лет болеют СД 10 человек – 33% опрошенных, 21 – 30 лет – 6 человек – 20% пациентов, 31 и более лет болеют 2 человека (см. рис.7).

Рис.7 Стаж заболевания СД

По поводу регулирования сахара в крови пациенты сказали следующее. Только с помощью диетотерапии сахар крови не регулирует никто – 0% опрошенных. Принимают только таблетированные препараты 17 человек – 57% опрошенных, принимают только инсулин 5 человек – 17% пациентов, и инсулин и таблетированные препараты принимают 8 человек – 26% пациентов (см. рис.8).

Рис.8 Способы регуляции сахара в крови

Используют инсулиновую шприц-ручку 12 человек – 40% опрошенных пациентов, что значительно облегчает введение инсулина, и соответственно повышает качество жизни больных СД.

По поводу осложнений СД выявилась следующая картина. Зрение ухудшилось на фоне заболевания у 25 человек – 83% пациентов. Проблемы с почками появились у 7человек – 24% опрошенных. Язвы на стопах (или сухость кожи ног, трещины) появились у 11 человек – 37% пациентов. Трудноподдающиеся лечению гнойничковые заболевания кожи появились у 5 человек – 17% пациентов (см. рис. 9).

Рис.9 Осложнения СД

Таким образом видно, что наибольшие изменения в соматическом плане из-за осложнений СД у исследуемой группы пациентов произошли в ухудшении зрения и изменении в стопах, значительно снижая качество жизни пациентов.

Общую слабость, быструю утомляемость при обычной физической нагрузке ощущают 26 человек – 87% пациентов. Трудности передвижения испытывают 21 человек – 70% опрошенных.

Источник

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: По данным анкетирования выявить лиц, нуждающихся в лабораторном исследовании углеводного обмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Ответить на вопросы анкеты. 2. При помощи оценочной шкалы оценить каждый ответ. 3. Вы­числить итоговую оценку ответов, суммировав положительные и отрицательные оценочные баллы.

АНКЕТА

Примечание: оценка ответов при помощи оценочной шкалы проводится с вопроса  №3.

Возраст_______   Пол_______ Рост_________   Вес_________

1. Наблюдаетесь ли Вы у эндокринолога по поводу сахарного диабета? ДА – 1
НЕТ – 2
2. Ваша масса при рожде-нии? Не знаю – 1
более 4500 г – 2
менее 2500 г – 3
в пределах 2500-4500 – 4

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

Муж/ Жен

3. Имеется ли у Вас пос-тоянная сухость во рту? ДА –
НЕТ –
1,62
0
2,07
0
4. Беспокоит ли Вас пос-тоянная жажда, не свя-занная с употреблением соленой пищи, жаркой погодой и т.п.? ДА –
НЕТ –
1,26
0
1,89
0
5. Имеете ли Вы повы-шенный аппетит? ДА –
НЕТ –
0,78
0
0,85
0
6. Имеется ли у Вас пос-тоянная слабость? ДА –
НЕТ –
0,69
0
0,94
0
7. Беспокоит ли Вас зуд кожи? ДА –
НЕТ –
0,96
0
1,36
0
8. Имеются сейчас или были ранее гнойничковые заболевания кожи? ДА –
НЕТ –
0,82
-0,41
0,38
-0,08
9. Имеется ли у Вас потребность в жидкости между завтраком, обедом и ужином? Обычно нет –
1-2 стакана в день –
До 1л. в день –
Более 1л. в день – 
-0,49
-0,3
0,73
0,67
-0,99
-0,71
1,43
1,43
10. Как изменилась Ваша масса в течение послед-него года? Не изменилась –
Увеличилась –
Уменьшилась –
-0,65
0,13
1,3
-0,56
-0,33
1,5
11. Кто из Ваших близких родственников (живых или умерших) страдал сахарным диабетом? Никто –
Не знаю –
Родители(отец, мать)-
Бабушка, дедушка –
Брат, сестра –
Дядя, тетя – 
-0,31
-0,03
-0,28
-0,54
0,38
1,08
-0,02
-0,72
-0,16
-2,26
1,53
-0,26
12. Можете ли Вы обхо-диться без сладостей? ДА –
НЕТ –
0,42
0,19
0,25
0,51
13. Фактическая масса в сравнении с “идеальной” (рост в см минус 100) оценивается врачом!   Меньше на 11-20кг –
Меньше на 21 кг и более –
В пределах от –10кг до +10кг –
Больше на 11-20 кг –
Больше на 21кг и более –
-0,57
1,07
-0,71
0,37
2,2
-1,87
0,9
-0,59
0,12
1,81
Читайте также:  Как снять отеки на ногах при сахарном диабете в домашних условиях

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:_____________________

2. При итоговой оценке теста 3.0 и более баллов вероят­ность диабетического нарушения углеводного обмена достаточно высока, анкетируемый принадле­жит к группе риска, и ему необходимо пройти лабораторное обследование.

ВЫВОД: (отметить, относится ли испытуемый к группе риска заболевания сахарным диабетом).

Подпись преподавателя –              

ЗАНЯТИЕ 4 (7)

« »——————————-2017 г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделу ” Регуляторные системы  организма “

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.

1. Тестирование степени усвоения материала предшествующих занятий по данным разделам пред­мета;

2. Рассмотрение вопросов физиологии ЦНС и ЖВС с позиций медицинской физиологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К:

ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.

СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

1. Представление об интегративной функции нейрона и ЦНС, системной организации функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных и интегративно-пусковых систем.

2. Спинной мозг, его проводниковые и рефлекторные функции. Соматические и вегетативные центры спинного мозга. Спинальные рефлексы у человека и их клиническое значение. Спинальный шок, его механизмы.

3. Продолговатый мозг и мост, их проводниковая и рефлекторная функция. Виды автоматических и рефлекторных центров.

4. Средний мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Представление о функциях структур среднего моз­га (четверохолмия, красного ядра, черного вещества, ядер 3 и 4 пар черепномозговых нервов, центрального серого вещества).

5. Мозжечок, его координирующие и стабилизирующие влияния на моторную функцию. Участие в процессах регуля­ции вегетативных функций.

6. Ретикулярная формация ствола мозга, ее нисходящие влияния на соматическую и вегетативную рефлекторную деятельность спинного мозга. Восходящие влияния на кору больших полушарий мозга.

7. Представление о таламусе как о коллекторе афферентных путей. Функциональная характеристика специфи­ческих (релейных, ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса. Таламо-кортикальные взаимоотношения и их значение в интегративной деятельности мозга.

8. Представление о гипоталамусе как высшем подкорковом вегетативном центре, обеспечивающем интеграцию со­матических, вегетативных и эндокринных функций. Характеристика его основных ядерных групп, особенностей их нейронов (нейрорецепция и нейросекреция). Представление о его роли в управлении гомеостатическими процессами, в формировании мотиваций, эмоций, стресса и биоритмов.

9. Лимбическая система, участие ее компонентов (гипоталамуса, амигдалы, гиппокампа, лимбической коры) в реализации функций, направленных на сохранение вида и индивидуума, в формировании мотиваций, эмоций, в организации памяти.

10. Базальные ядра. Их связь со структурами экстрапирамидной системы и роль в формировании сложных двига­тельных актов. Значение двусторонних связей хвостатого ядра с корой больших полушарий.

11. Кора больших полушарий головного мозга, ее афферентные, эфферентные и ассоциативные области, колонковая организация. Представление о локализации функций в коре, полифункциональности корковых областей, пластичности коры. Корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Функциональная асиммет­рия полушарий мозга.

12. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы автономной (вегетативной) нервной системы (АНС), их влияние на функции иннервируемых ими органов. Синергизм и относительный антагонизм этих влия­ний. Адаптационно-трофическая роль АНС.

13.Участие гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации, коры большого мозга в регу­ляции АНС.

14.Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом и их значение в обеспечении интеграции нервных и гумо­ральных регулирующих влияний на вегетативные процессы в организме.

15. Проявления гипер- и гипофункции ЖВС (гипофиза, паращитовидных, щитовидной, надпочечников, поджелудоч­ной, женских и мужских половых желез).

16. Возрастные особенности нервной и гуморальной регуляции функций организма.

17. Представление о влиянии на уровень основного обмена степени функционирования различных желёз внутренней секреции.

18. Понятие питания. Представление о физиологических нормах питания, диетическом и лечебном питании.

19. Понятие биологической полноценности питательных веществ (белков, жиров).

20. Суточная потребность в белке в зависимости от возраста, вида труда, состояния организма. Понятие азотистого равновесия, положительного и отрицательного баланса азота.

21. Суточная потребность в жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах.

22. Закон изодинамии питательных веществ (Закон Рубнера), его ограничения.

23. Представление о физиологических основах рационального питания и принципах составления пищевых рационов.

24. Представление об основных видах нарушения обмена веществ в организме.

25. Понятие о гипо- и гипертермии. Представление об условиях, механизмах и значе­нии возникновения этих состояний, возможных неблагоприятных последствиях их чрезмер­ной выраженности.

Источник