Что такое диабет для школьников

Что такое диабет для школьников thumbnail

Сахарный диабет у детей – хроническое метаболическое заболевание, характеризующееся нарушением секреции инсулина и развитием гипергликемии. Сахарный диабет у детей обычно развивается бурно; сопровождается быстрым похуданием ребенка при повышенном аппетите, неукротимой жаждой и обильным мочеиспусканием. С целью выявления сахарного диабета у детей проводится развернутая лабораторная диагностика (определение сахара, толерантности к глюкозе, гликированного гемоглобина, инсулина, С-пептида, Ат к β-клеткам поджелудочной железы в крови, глюкозурии и др.). Основные направления в лечении сахарного диабета у детей включают диету и инсулинотерапию.

Общие сведения

Сахарный диабет у детей – нарушение углеводного и других видов обмена, в основе которого лежит инсулиновая недостаточность или/и инсулинорезистентность, приводящая к хронической гипергликемии. По данным ВОЗ, сахарным диабетом страдает каждый 500-й ребенок и каждый 200-й подросток. При этом в ближайшие годы прогнозируется увеличение заболеваемости сахарным диабетом среди детей и подростков на 70%. Учитывая широкое распространение, тенденцию к «омоложению» патологии, прогредиентное течение и тяжесть осложнений, проблема сахарного диабета у детей требует междисциплинарного подхода с участием специалистов в области педиатрии, детской эндокринологии, кардиологии, неврологии, офтальмологии и др.

Сахарный диабет у детей

Сахарный диабет у детей

Классификация

У пациентов детского возраста врачам-диабетологам в большинстве случаев приходится сталкиваться с сахарным диабетом 1-го типа (инсулинозависимым), в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность. Сахарный диабет 1-го типа у детей обычно имеет аутоиммунный характер; для него характерна наличие аутоантител, деструкция β-клеток, ассоциация с генами главного комплекса гистосовместимости HLA, полная инсулинозависимость, склонностью к кетоацидозу и др. Идиопатический сахарный диабет 1-го типа имеет неизвестный патогенез и чаще регистрируется у лиц не европейской расы.

Кроме доминирующего сахарного диабета 1-го типа, у детей встречаются и более редкие формы заболевания: сахарный диабет 2-го типа; сахарный диабет, ассоциированный с генетическими синдромами; сахарный диабет MODY-типа.

Причины сахарного диабета у детей

Ведущим фактором, обусловливающим развитие сахарного диабета 1-го типа у детей, является наследственная предрасположенность, о чем свидетельствует высокая частота семейных случаев заболевания и наличие патологии у близких родственников (родителей, родных сестер и братьев, бабушек и дедушек).

Однако для инициации аутоиммунного процесса необходимо воздействие провоцирующего фактора внешней среды. Наиболее вероятными триггерами, приводящими к хроническому лимфоцитарному инсулиту, последующей деструкции β-клеток и инсулиновой недостаточности, являются вирусные агенты (вирусы Коксаки B, ECHO, Эпштейна-Барр, паротита, краснухи, герпеса, кори, ротавирусы, энтеровирусы, цитомегаловирус и др.).

Кроме этого, развитию сахарного диабета у детей с генетической предрасположенностью могут способствовать токсические воздействия, алиментарные факторы (искусственное или смешанное вскармливание, питание коровьим молоком, однообразная углеводистая пища и пр.), стрессовые ситуации, хирургические вмешательства.

Группу риска, угрожаемую по развитию сахарного диабета, составляют дети, с массой при рождении свыше 4,5 кг, имеющие ожирение, ведущие малоактивный образ жизни, страдающие диатезами, часто болеющие.

Вторичные (симптоматические) формы сахарного диабета у детей могут развиваться при эндокринопатиях (синдроме Иценко-Кушинга, диффузном токсическом зобе, акромегалии, феохромоцитоме), заболеваниях поджелудочной железе (панкреатите и др.). Сахарному диабету 1-го типа у детей нередко сопутствуют другие иммунопатологические процессы: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, узелковый периартериит и т. д.

Сахарный диабет у детей может быть ассоциирован с различными генетическими синдромами: синдромом Дауна, Клайнфельтера, Прадера-Вилли, Шерешевского-Тернера, Лоуренса-Муна-Барде-Бидля, Вольфрама, хореей Гентингтона, атаксией Фридрейха, порфирией и пр.

Симптомы сахарного диабета у детей

Проявления сахарного диабета у ребенка могут развиться в любом возрасте. Отмечается два пика манифестации сахарного диабета у детей – в 5-8 лет и в пубертатном периоде, т. е. в периоды усиленного роста и интенсивного метаболизма.

В большинстве случаев развитию инсулинозависимого сахарного диабета у детей предшествует вирусная инфекция: эпидемический паротит, корь, ОРВИ, энтеровирусная инфекция, ротавирусная инфекция, вирусный гепатит и др. Для сахарного диабета 1-го типа у детей характерно острое бурное начало, нередко с быстрым развитием кетоацидоза и диабетической комы. От момента первых симптомов до развития коматозного состояния может пройти от 1 до 2-3 месяцев.

Заподозрить наличие сахарного диабета у детей можно по патогномоничным признакам: повышенному мочеиспусканию (полиурии), жажде (полидипсии), повышенному аппетиту (полифагии), снижению массы тела.

Механизм полиурии связан с осмотическим диурезом, возникающим при гипергликемии ≥9 ммоль/л, превышающей почечный порог, и появлением глюкозы в моче. Моча становится бесцветной, ее удельный вес повышается за счет высокого содержания сахара. Дневная полиурия может оставаться нераспознанной. Более заметна ночная полиурия, которая при сахарном диабете у детей нередко сопровождается недержанием мочи. Иногда родители обращают внимание на тот факт, что моча становится липкой, а на белье ребенка остаются так называемые «крахмальные» пятна.

Полидипсия является следствием повышенного выделения мочи и дегидратации организма. Жажда и сухость во рту также могут мучить ребенка в ночные часы, заставляя его просыпаться и просить пить.

Читайте также:  Что такое нефропатия при сахарном диабете

Дети с сахарным диабетом испытывают постоянное чувство голода, однако наряду с полифагией у них отмечается снижением массы тела. Это связано с энергетическим голоданием клеток, вызванным потерей глюкозы с мочой, нарушением ее утилизации, усилением процессов протеолиза и липолиза в условиях инсулинодефицита.

Уже в дебюте сахарного диабета у детей могут наблюдаться сухость кожи и слизистых, возникновение сухой себореи на волосистой части головы, шелушение кожи на ладонях и подошвах, заеды в уголках рта, кандидозный стоматит и др. Типичны гнойничковые поражения кожи, фурункулез, микозы, опрелости, вульвиты у девочек и баланопоститы у мальчиков. Если дебют сахарного диабета у девушки приходится на пубертатный период, это может привести к нарушению менструального цикла.

При декомпенсации сахарного диабета у детей развиваются сердечно-сосудистые нарушения (тахикардия, функциональные шумы), гепатомегалия. Серьезным осложнением является вторичный диабетический гликогеноз – синдром Мориака.

Осложнения сахарного диабета у детей

Течение сахарного диабета у детей крайне лабильно и характеризуется склонностью к развитию опасных состояний гипогликемии, кетоацидоза и кетоацидотической комы.

Гипогликемия развивается вследствие резкого снижения сахара в крови, вызванного стрессом, чрезмерной физической нагрузкой, передозировкой инсулина, несоблюдением режима питания и т. д. Гипогликемической коме обычно предшествует вялость, слабость, потливость, головная боль, ощущение сильного голода, дрожь в конечностях. Если не принять меры к повышению сахара крови, у ребенка развиваются судороги, возбуждение, сменяющееся угнетением сознания. При гипогликемической коме температура тела и АД в норме, отсутствует запах ацетона изо рта, кожные покровы влажные, содержание глюкозы в крови <3 ммоль/л.

Диабетический кетоацидоз является предвестником грозного осложнения сахарного диабета у детей – кетоацидотической комы. Его возникновение обусловлено усилением липолиза и кетогенеза с образованием избыточного количества кетоновых тел. У ребенка нарастает слабость, сонливость; снижается аппетит; присоединяются тошнота, рвота, одышка; появляется запах ацетона изо рта. При отсутствии адекватных лечебных мер кетоацидоз в течение нескольких дней может перерасти в кетоацидотическую кому. Данное состояние характеризуется полной утратой сознания, артериальной гипотонией, частым и слабым пульсом, неравномерным дыханием, анурией. Лабораторными критериями кетоацидотической комы при сахарном диабете у детей служат гипергликемия > 20 ммоль/л, ацидоз, глюкозурия, ацетонурия.

Реже, при запущенном или некорригированном течении сахарного диабета у детей, может развиваться гиперосмолярная или лактатацидемическая (молочнокислая) кома.

Развитие сахарного диабета в детском возрасте является серьезным риск-фактором возникновения ряда отдаленных осложнений: диабетической микроангиопатии, нефропатии, нейропатии, кардиомиопатии, ретинопатии, катаракты, раннего атеросклероза, ИБС, ХПН и др.

Диагностика сахарного диабета у детей

В выявлении сахарного диабета важная роль принадлежит участковому педиатру, который регулярно наблюдает ребенка. На первом этапе следует учитывать наличие классических симптомов заболевания (полиурии, полидипсии, полифагии, похудания) и объективных признаков. При осмотре детей обращает внимание наличие диабетического румянца на щеках, лбу и подбородке, малиновый язык, снижение тургора кожи. Дети с характерными проявлениями сахарного диабета должны быть переданы для дальнейшего ведения детскому эндокринологу.

Окончательной постановке диагноза предшествует тщательное лабораторное обследование ребенка. Основные исследования при сахарном диабете у детей включают в себя определение в крови уровня сахара (в т. ч. посредством суточного мониторинга), инсулина, С-пептида, проинсулина, гликозилированного гемоглобина, толерантности к глюкозе, КОС крови; в моче – глюкозы и кетоновых тел. Важнейшими диагностическими критериями сахарного диабета у детей служат гипергликемия (выше 5,5 ммоль/л), глюкозурия, кетонурия, ацетонурия. С целью доклинического выявления сахарного диабета 1-го типа в группах с высоким генетическим риском или для дифдиагностики диабетов 1 и 2-го типа показано определение Ат к β-клеткам поджелудочной железы и Ат к глутаматдекарбоксилазе (GAD). Для оценки структурного состояния поджелудочной железы выполняется ультразвуковое исследование.

Дифференциальная диагностика сахарного диабета у детей проводится с ацетонемическим синдромом, несахарным диабетом, нефрогенным диабетом. Кетоацидоз и кому необходимо отличать от острого живота (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости), менингита, энцефалита, опухоли мозга.

Лечение сахарного диабета у детей

Основными компонентами терапии сахарного диабета 1-го типа у детей являются инсулинотерапия, соблюдение диеты, правильного образа жизни и самоконтроля. Диетические мероприятия предусматривают исключение из питания сахаров, ограничение углеводов и животных жиров, дробное питание 5-6 раз в день, учет индивидуальных энергетических потребностей. Важным аспектом лечения сахарного диабета у детей служит грамотный самоконтроль: осознание серьезности своего заболевания, умение определять уровень глюкозы в крови, корректировать дозу инсулина с учетом уровня гликемии, физических нагрузок, погрешностей в питании. Обучение родителей и детей с сахарным диабетом приемам самоконтроля проводится в «школах диабета».

Заместительная терапия детям, страдающим сахарным диабетом, проводится препаратами человеческого генно-инженерного инсулина и их аналогами. Доза инсулина подбирается индивидуально с учетом степени гипергликемии и возраста ребенка. Хорошо зарекомендовала себя в детской практике базис-болюсная инсулинотерапия, предусматривающая введение пролонгированного инсулина утром и вечером для коррекции базисной гипергликемии и дополнительное использование инсулина короткого действия перед каждым основным приемом пищи для коррекции постпрандиальной гипергликемии.

Читайте также:  Перинатальные осложнения при сахарном диабете

Современным методом инсулинотерапии при сахарном диабете у детей является инсулиновая помпа, позволяющая вводить инсулин в непрерывном режиме (имитация базальной секреции) и болюсном режиме (имитация посталиментарной секреции).

Важнейшими компонентами лечения сахарного диабета 2-го типа у детей являются диетотерапия, достаточная физическая активность, прием пероральных сахароснижающих препаратов.

При развитии диабетического кетоацидоза необходима инфузионная регидратация, введение дополнительной дозы инсулина с учетом уровня гипергликемии, коррекция ацидоза. В случае развития гипогликемического состояния нужно срочно дать ребенку сахаросодержащие продукты (кусочек сахара, сок, сладкий чай, карамель); если ребенок находится без сознания – необходимо внутривенное введение глюкозы или внутримышечное введение глюкагона.

Прогноз и профилактика сахарного диабета у детей

Качество жизни детей с сахарным диабетом во многом определяется эффективностью компенсации заболевания. При соблюдении рекомендуемой диеты, режима, лечебных мероприятий продолжительность жизни соответствует средней в популяции. В случае грубых нарушений предписаний врача, декомпенсации диабета рано развиваются специфические диабетические осложнения. Пациенты сахарным диабетом пожизненно наблюдаются у эндокринолога-диабетолога.

Вакцинация детей, больных сахарным диабетом, проводится в период клинико-метаболической компенсации; в этом случае она не вызывает ухудшения в течении основного заболевания.

Специфическая профилактика сахарного диабета у детей не разработана. Возможно прогнозирование риска заболевания и выявление преддиабета на основе иммунологического обследования. У детей группы риска по развитию сахарного диабета важно поддерживать оптимальный вес, ежедневную физическую активность, повышать иммунорезистентность, лечить сопутствующую патологию.

Источник

Дети, как правило, находят способ объяснить своим одноклассникам, что такое диабет, но вы можете помочь им с тем, чтобы начать этот разговор на правильной ноте. На самом деле, специалисты рекомендуют проводить подобные беседы с одноклассниками вашего ребенка в начале каждого учебного года, чтобы избежать недопонимания со стороны школьников и даже, возможно, каких-то издевательств.

Так что же вы скажете классу, полному детей, о диабете? Вот несколько советов для создания правильного представления.

Почему разговоры о сахарном диабете так важны.

Учителя вашего ребенка, школьная медсестра и директор школы в курсе заболевания вашего сына или вашей дочери, так почему же важно, чтобы и одноклассники узнали, что такое сахарный диабет 1 типа? «С одной стороны, из-за риска гипер- или гипогликемии,» – считает Бетани Кинг, социальный работник и сотрудник детской больницы в Колумбусе, штат Огайо, – «Чем больше будет людей, которые понимают, что такое сахарный диабет, тем в большей безопасности будет находиться ваш ребенок». «Так как диабет является «невидимым» заболеванием,» – добавляет Вайнола Вейн, медсестра вышеуказанной больницы, – «Важно рассказать одноклассникам о некоторых признаках низкого уровня глюкозы, и тогда дети смогут предупредить взрослых, чтобы помочь». Открытое обсуждение также важно для предотвращения неправильного представления о том, что такое диабет, в том числе, страхов, связанных со словом «болезнь». Как говорит Вейн: «Важно, чтобы дети понимали, что да, диабет – это болезнь, но это не то заболевание, которым можно заразиться, как, например, простудой». Информирование одноклассников может также помочь избавить вашего ребенка от смущения, которое он может испытывать. «В некотором смысле, когда ребенок скрывает от других наличие у него или нее диабета, это означает, что есть что-то, чего он стесняется или стыдится,» – говорит Кинг. «Существует большое количество заблуждений о том, что такое диабет. Обсуждение этой темы с одноклассниками и развенчивание подобных мифов может предотвратить какие-то разочарования, с которыми ваш ребенок может столкнуться на жизненном пути».

Разговоры, соответствующие возрасту.

То, что вы расскажете перед классом, и темы, которые будете обсуждать, должны быть основаны на том, что интересует и занимает детей в данном возрасте. Соответствующие возрасту разговоры включают в себя следующее:

Начальная школа.

Когда пришло время поговорить с одноклассниками своего сына в подготовительном классе начальной школы Кристина Д. договорилась с учителем, чтобы прийти в класс на первой неделе учебного года. «Все дети собрались вокруг меня, ожидая услышать историю о том, как обезьянка Коко пошла в школу, из книги, которую нам посоветовали (прим. «Правило 15»: имеется в виду книга «Coco goes back to school»). Она им понравилась. После прочтения этой истории, я сказала им, что также как и у Коко, у их одноклассника (моего сына) сахарный диабет, и все они могут помочь ему, с пониманием относиться, когда ему нужно выйти из класса, чтобы сходить в кабинет медсестры и проверить уровень глюкозы». Вейн согласна с тем, что чтение детям подобных книг в младших классах может быть очень эффективным. Она также предлагает использовать подход «показывать и рассказывать». «Принесите с собой то, что ваш ребенок использует в управлении своим диабетом, например, глюкометр или шприц-ручки, так дети смогут поближе познакомиться с тем, как они работают», – рекомендует она. И если ваш ребенок не использует дискомфорта, он или она может помочь вам, рассказав своими словами, что именно он с ними делает. Другим интересным элементом обучения, который могли бы использовать родители, Вейн считает игрушки, на которых вы можете продемонстрировать измерение уровня глюкозы крови с помощью глюкометра и инъекции инсулина. Важно рассказать одноклассникам, что ваш ребенок может есть ту же самую еду, что и другие дети, и может принимать участие во всех мероприятиях, включая уроки физкультуры и занятия спортом после уроков или выходным. И Вейн, и Кинг рекомендуют выделить достаточно времени для ответов на вопросы, так как у маленьких детей обычно их много! «Будьте готовы к тому, что школьники зададут вопрос, могут ли они заразиться диабетом, если ваш ребенок чихнет на них или кашлянет,» – говорит Кристина, – «Сейчас мой сын ходит в пятый класс, и каждый год я слышу разные вариации этого вопроса. Подготовьте ответ заранее». Если это поможет, попросите медсестру также присутствовать на этой встрече и помочь с ответами.

Читайте также:  Может ли при сахарном диабете типа 2 не быть спермы

3 – 5 классы.

Школьники третьего, четвертого и пятого классов уже могут начать изучать основы биологии. Для детей этой возрастной группы также полезно использовать подход «показывать и рассказывать», чтобы объяснить, что такое диабет, но не удивляйтесь, если вы услышите от одноклассников довольно сложные вопросы. «Во время презентации, которую я проводила в начале третьего класса, один школьник спросил меня, почему инсулин не вводят непосредственно в вену, чтобы быть точно уверенным, что он попал в кровь, где, собственно, и находится глюкоза. Осознание, что восьмилетний мальчик имеет достаточное представление о строении тела и о том, что такое диабет, взорвало мне мозг,» – признается Кристина.

Что еще работает для детей этого возраста? Игры, игры и еще раз игры! «Я пришла как-то на один из уроков здоровья в четвертом классе и мы стали играть в игру «Diabetes Bingo», что стало просто-таки хитом. Я задавала вопросы, как, например: «Три симптома низкого уровня сахара крови?» и дети должны были проверить свои карты, – «Потливость, дрожь, слабость». Мы прекрасно провели время, и они многому научились.

Средняя школа.

Начиная с двенадцати лет и в раннем подростковом возрасте, не удивляйтесь, если вы начнете принимать участие в презентации, сидя в классе на задней парте. «Часто в таком возрасте родители помогают своим детям, но по большей части рассказывает о своем диабете сам ребенок, а не родители,» – говорит Вейн.

Что еще может помочь в средней школе? «Многим школьникам нравятся компьютерные презентации с рассказами о знаменитостях, особенно спортсменах с сахарным диабетом. Это представляет интерес для молодежи и показывает, что диабет не ограничивает участие вашего ребенка с диабетом в спортивных и прочих мероприятиях,» – говорит Кинг.

Кинг также отмечает, что некоторые ученики средней школы предпочитают рассказывать о диабете, частично с помощью медицинской или спортивной презентации.

Старшие классы

Вашему ребенку диагностировали сахарный диабет в начальной школе или даже в более раннем возрасте? «Обычно дети перестают проводить подобные презентации в старших классах, если им поставили диагноз «диабет» ранее, так как они, как правило, учатся с теми же самыми одноклассниками,» – говорит Кинг, – «Однако подростки, которым диагностировали диабет именно в этом возрасте, могут обсудить диагноз со своими родственниками, подготовить какой-то научный проект о диабете или попросить рассказать о заболевании группе учителей».

Вейн предлагает поговорить с вашим старшеклассником о том, будет ли он чувствовать себя комфортно, чтобы рассказать о диабете своим одноклассникам или предпочитает не вводить их в курс дела.

Подходящее время.

Начало учебного года может казаться логичным выбором для проведения подобных встреч с одноклассниками. Но любое время – подходящее для того, чтобы одноклассники могли побольше узнать о диабете. По словам Кинг: «Даже если ребенку диагностировали диабет в середине учебного года, самое важное – поделиться информацией с другими».

Источник