Дети с сахарным диабетом в школе шапошникова

«Мы пошли в школу», – с гордостью говорят родители первоклассников. Хотя на самом деле с новеньким портфелем и огромным букетом цветов в класс идет только ребенок.

Но бывают случаи, когда родителям действительно приходится полностью погружаться в школьную жизнь, чтобы сын или дочь чувствовали себя комфортно и безопасно. Так происходит, например, тогда, когда юному школьнику поставлен диагноз «сахарный диабет».

Это тяжелое заболевание не является препятствием для того, чтобы ребенок посещал общеобразовательную школу или спортивную секцию. Однако родителям надо сделать максимум для того, чтобы учителя и тренеры были готовы оказать помощь, распознали опасные для ребенка симптомы и знали, к кому обращаться в непредвиденной ситуации.

Рассказать? Не рассказать?

В ряде случаев родители не спешат обнародовать диагноз своего ребенка, опасаясь, что учителя начнут относиться к нему предвзято. Однако сахарный диабет не мешает многим детям добиваться успехов в учебе. Даже если внимание ребенка рассеивается, а скорость усвоения материала чуть ниже, чем у сверстников (это характерно для детей с таким диагнозом), то поддержка семьи и учителей поможет преодолеть эти сложности.

Кроме того, учителя помогут вам организовать школьную жизнь ребенка так, чтобы он не испытывал затруднений с контролем уровня глюкозы в крови и инъекциями инсулина. Ведь если в школу идет малыш 6-7 лет, то ему надо будет помогать или хотя бы спрашивать, не забыл ли он поесть, хорошо ли он себя чувствует и т.д. Если мы ведем речь о школьнике постарше, то он тоже нуждается в поддержке учителей: ему, в частности, нужно место, где он мог бы измерить уровень глюкозы в крови или ввести инсулин без посторонних глаз.

Режим питания
Диета – это одна из важнейших составляющих режима детей с диабетом. Здесь есть несколько важных моментов:

Выясните заранее, когда школьники завтракают и обедают и совпадает ли это расписание с режимом питания вашего ребенка. Если класс едет на экскурсию, то не забывайте давать ребенку еду с собой.
Если ребенок в силу возраста не может оценить, что ему можно или нельзя есть, согласуйте с учителем, что вы будете давать ему домашний завтрак.
Пусть у вашего ребенка будет возможность быстро поесть во время урока (если возникает необходимость). Для этого у него может быть с собой сахар, шоколад, печенье, сладкий напиток, а учитель должен быть предупрежден заранее.
Поговорите с учителем физкультуры или тренером: важно, чтобы до и во время тренировки была возможность перекусить.

Разговор по душам

Ребенок с диабетом, жизнь которого подчинена четкому расписанию, конечно, волнуется, отправляясь в школу. Обязательно поговорите с ним о его переживаниях и о том, как вести себя в новой среде.

Обратите его внимание на то, что, несмотря на уроки, мероприятия, новые захватывающие игры, которые непременно будут в школе, очень важно не пропускать измерения уровня глюкозы в крови и инъекции инсулина. Некоторые специалисты рекомендуют собрать для школы своего рода «Аптечку скорой помощи», в которую войдут глюкометр (и все расходные материалы), инсулин и шприц-ручки, в том числе и в случае, если у ребенка стоит инсулиновая помпа. В аптечку можно положить таблетки глюкозы (на случай легкой гипогликемии). Также следует решить вопрос о том, где будут храниться продукты, которые могут понадобиться для купирования «гипо» (сок, сахар и другие), если их не оказалось в портфеле у ребенка.

Предупредите ребенка, что одноклассники могут поинтересоваться, почему он не ест в школьной столовой. Объясните ребенку, как себя вести, если одноклассники попросили поделиться едой, которую он принес из дома.

Попробуйте деликатно поговорить и на тему посещения туалета – ребенок может застесняться того, что ему требуется выходить в уборную чаще, чем другим. Чтобы это не вызвало проблем, попросите учителя отпускать ребенка из класса, не заостряя внимания на том, что полчаса назад он уже выходил.

Источник

Для детей с сахарным диабетом нет противопоказаний для обучения в обычной общеобразовательной школе и, за очень редким исключением, переводить ребенка на домашнее обучение нет необходимости. Форма обучения на дому может лишь время от времени и в определенной ситуации понадобиться ученику.

В школе главным действующим лицом и помощником для детей остается учитель. Понятно, что многие проблемы могли бы быть сняты с плеч учителя, будь у нас в школах хорошо налаженная система помощи ребенку с диабетом или иным хроническим заболеванием со стороны школьного медицинского работника, социальной службы, школьного психолога. Безусловно – за этим будущее.

В развитых зарубежных странах, где проблема диабета давно и эффективно решается на всех уровнях, ребенок с диабетом чувствует, в первую очередь, заботу учителя, а учитель отвечает за жизнь своего ученика. В нашей стране ребенок имеет право на дополнительный выходной день и при необходимости может не посещать школу в какой-либо учебный день недели. В индивидуальном порядке может быть решен вопрос об освобождении ребенка с диабетом от всех или части экзаменов. Это решение должно приниматься коллегиально, с участием врачей, учителей и родителей.

Родители боятся, в основном, гипогликемии. Тяжелая гипогликемия, сопровождающаяся судорогами или потерей сознания – очень редкая ситуация, в которую большинство детей никогда в жизни, к счастью не попадут, но знать о ней учителя обязательно должны. Не нужно закрывать класс на ключ, не убедившись, что ученик взял с собой завтрак, перед экскурсией необходимо проверить, есть ли у него в портфеле еда.

Следует также решить вопрос о том, где будут храниться продукты, которые могут понадобиться для купирования “гипо” (сок, сахар и пр.), если их не оказалось в портфеле ребенка. В школе должны быть телефоны экстренной медицинской помощи (скорая помощь), телефоны, по которым в случае необходимости можно срочно связаться с родителями.

В последние годы, когда жизнь пациентов с сахарным диабетом существенно упростилась с появлением шприц-ручек и глюкометров, редко возникает необходимость после 5-го урока уходить домой, чтобы сделать укол и поесть, а потом возвращаться в класс на 7, 8 уроки, в группу продленного дня, для участия в различных школьных мероприятиях. Если такая потребность все же есть, то получается, что каждый учебный день ребенок пропускает один урок. И здесь следует решить вопрос с учителями-предметниками: стоит ли как-то отрабатывать этот урок.

Читайте также:  Можно ли сладкое больным диабетом

Так или иначе, инициатором решения всех организационных проблем в школе, где зачастую нет медицинского работника, психолога или медицинской сестры, в обязанности которых входит брать на себя проблемы организации реабилитационного процесса ребенка с диабетом, выступает классный руководитель или завуч, занимающийся проблемами воспитания.

Не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете, они опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить. Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего следует все-таки достичь согласия с родителями в решении этого вопроса, поскольку совсем сохранить в тайне информацию о заболевании невозможно.

Источник

У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает. И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе. Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

Ребенок должен осознать, что если у него начинаются первые признаки гипогликемии (а дети, даже самые маленькие, быстро учатся распознавать эти признаки), он должен немедленно достать и съесть что-то сладкое: конфету, сахар, булочку, печенье, выпить пакетик сока или колу. После этого обязательно съесть свой завтрак. Учитель должен помнить об этой особенности ребенка, ведь “первые звоночки” могут быть в любое время — во время контрольной, школьной линейки или урока физкультуры.

Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.

Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.

Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте. Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок. Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать “жадиной”, если не поделишься, поинтересоваться: “Почему ты не ешь в школьной столовой”?

Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты. Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете. Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

Читайте также:  Сахарный диабет степени тяжести понятие о компенсации

Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

Продумайте ситуацию возвращения из школы.

Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой. Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.). Поговорите о нем с родителями его приятелей.

У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

Вот образец.

Помогите! Я болен диабетом!

  1. Если я без сознания или мое поведение неадекватно, прошу вас срочно оказать мне помощь — мое состояние связано с болезнью.
  2. Дайте мне сладкой жидкости или кусочек сахара (он лежит у меня в левом кармане).
  3. Если после этого мне не стало лучше, убедительно прошу вас вызвать “скорую помощь”.
  4. Если я не могу глотать, прошу вас незамедлительно вызвать “скорую помощь”.
  5. Сообщите о моем состоянии моим близким. Их телефоны находятся на обратной стороне этой карточки.
    • ФИО и телефон родителей
    • ФИО и телефон врача
  6. Типы и дозы получаемого инсулина

Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

Источник

Школы и детсады не приспособлены для больных диабетом детей, показал опрос Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. В большинстве учебных заведений нет специального меню и отсутствует персонал, который может помочь ребенку сделать инъекцию инсулина или распознает ухудшение состояния.Четверть опрошенных сталкивались с отказом принять ребенка в школу или детсад из-за заболевания. Сейчас в стране более 30 тыс. детей и подростков больны сахарным диабетом первого типа, то есть им требуются регулярные инъекции инсулина. Статистика год от года ухудшается. Однако Минобрнауки пока только собирается заняться вопросами инклюзивного образования для таких учеников — разработка профильных программ и материалов намечена на 2018–2020 годы.

Совет при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере провел опрос 857 родителей детей, больных сахарным диабетом. «Известия» ознакомились с результатами. Исследование показало, что в большинстве школ не предусмотрено специальное питание для больных детей — так утверждают 84% родителей.

— Дети с сахарным диабетом вынуждены придерживаться серьезных ограничений в еде, каждый раз должны рассчитывать размер порции и количество условных «хлебных единиц» (углеводную нагрузку), — пояснил «Известиям» руководитель секции «Медицина и фармацевтика» Совета при правительстве РФ Петр Родионов. — Поэтому следует обеспечить для таких детей возможностью составления индивидуального меню. Сегодня в большинстве случаев ребенок берет обед из дома.

Исследование совета также показало, что многие дети вынуждены делать инъекции инсулина в туалете или дожидаться начала урока, чтобы ввести препарат в пустом коридоре. В медицинские кабинеты их обычно не пускают. 

— Это неправильно, у ребенка должна быть возможность в любое время в спокойной обстановке измерить уровень глюкозы и сделать инъекцию, — пояснил Петр Родионов. — В школе должен быть глюкометр, должно быть место, где родители смогут хранить запас тест-полосок на тот случай, если ребенок потеряет или забудет взять из дома.

Большинство участников опроса (82%) сообщили, что в их учебных заведениях нет сотрудника (или они не знают о его существовании), способного распознать симптомы ухудшения состояния ребенка с диабетом и оказать ему первую помощь.

26% сталкивались с отказами брать ребенка в школу или детский сад, а также жаловались на давление со стороны учебных заведений: им рекомендовали перевести больных детей на домашнее обучение или в другое учебное заведение. 

Пятая часть опрошенных (20%) заявила, что дети, больные диабетом, чувствовали негативное отношение учителей и администрации школ.

В совете считают, что многие из вопросов, которые подняли родители, требуют нормативного урегулирования.

Как следует из справочных материалов (есть в распоряжении «Известий»), поступивших от Минобрнауки в Совет при правительстве, министерство планирует заняться решением проблемы. В межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования на 2018–2020 годы включены мероприятия, касающиеся детей с сахарным диабетом. Во-первых, будут разработаны информационные материалы для педагогов по вопросам работы с такими учениками. Во-вторых, министерство собирается создать программу подготовки педагогов по вопросам оказания первой помощи детям с инвалидностью.

Пока же, согласно данным опроса, в 94% школ отсутствует какая-либо наглядная информация об этой болезни. Как сообщили «Известиям» в Минобрнауки, сейчас просветительские мероприятия направлены преимущественно на борьбу с распространением ВИЧ и профилактику дискриминации инфицированных людей. Среди остальных заболеваний в школьной программе уделяется внимание в основном инфекционным (в рамках предмета ОБЖ) и генетическим (на биологии).

Между тем в стране растет заболеваемость сахарным диабетом среди детей и подростков (до 17 лет включительно). По сведениям Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ, за 2015 год было выявлено 5,9 тыс. новых случаев, а за 2016-й — 6,5 тыс. (рост на 10%). В 96% случаев это диабет первого типа. По данным от 79 регионов, включенных в базу Федерального регистра сахарного диабета, на 31 декабря 2016 года в стране было 30 тыс. больных диабетом детей и подростков. По информации Эндокринологического научного центра Минздрава, средняя продолжительность жизни при сахарном диабете у мужчин составляет 50,3 года, у женщин — 58,5 года.

Читайте также:  Диабет 2 типа симптомы уровень сахара в крови

Источник

Pavel » Пт май 06, 2005 7:31 am

Здравствуйте ВСЕ!Ирина,как и обещал продолжаю Вашу тему о школе.Иришка заболела в первом классе в третьей четверти,что мы все пережили говорить не буду,решили скрыть от окружающих наши проблеммы,но с преподователем после больницы поговорили.Она была в шоке,сильно расстроилась и пообещала помогать нам на сколько возможно.На ВКК мы взяли справку о свободном посещении школы и дополнительном дне для отдыха,но так как мы скрывали о своей болезни,то справками не пользовались,преподаватель прикрывала нас и в журнале не отмечала наши пропуски,вечерами звонила к нам домой,давала задания,в общем прониклась нашей проблеммой.Сейчас я думаю этого делать не нужно было,ведь преподаватель по сути взяла на себя ответственность за нашего ребёнка и постоянно была в напряге,а вдруг что нибудь с Иришкой случилось и ей пришлось бы отвечать за неё,перед своим руководством. Поэтому считаю,что лучший вариант это поговорить с завучем и преподавательским составом в отдельности,а дети со временем поймут сами.Вообще моё мнение,что лучше поступать в элитное заведение,чем в обычную школу,там и отношение получше и к учёбе и к ученикам,есть наверняка,как у нас комнаты отдыха,санитарные условия отличные,всё это необходимо нашим детям..Когда мы поступали Иришка уже была солидно подготовлена,она сдала экзамены в эту гимназию,но так как конкурс был огромный надежды на поступление было мало поэтому решили сдать документы в соседнююшколу,так на всякий случай.По конкурсу всё таки она прошла и до середины 1 класса были одни пятёрки,когда заболели начались проблеммы,недомогания,головные боли,постоянные физ.упражнения,что бы сбить сахар,всё это занимает много времени-появились

четвёрки,интерес к ребёнку у преподавателей отпал ,в общем ставку на неё они уже не делают.Но Иришка учится хорошо,без троек недавно сдавала тесты на скорость чтения-146 слов в минуту,я где-то читал что у детей больных диабетом проблеммы со скоростью чтения,

ну не знаю по моему 146 слов это нормально,кстати когда поступали она читала 68 слов,не

символов,а именно слов.Режим у нас такой: в 7.00 подьём,замер СК,завтрак и к 8.00 она уже

сама идёт в школу.С собой берёт глюкометр и что нибудь на перекус и пакетик с изюмом.

В гимназии перемены больше по времени,чем в обычной школе дети успевают побегать,отдохнуть,Иришка делает замер СК в 10.00,если СК высокий,то звонит супруге и она приходит либо делает подколку,либо забирает с уроков, по состоянию,но это сейчас редко бывает.Сотовые телефоны разрешены.В гимназии порядок,охрана,за детей спокойны.

Преподавательский состав сильный,обучение проходит интересно,Иришке нравится.Введена

единная форма,бирюльки на руках и ушах запрещают,короче детей настраивают на учёбу ,а не на просмотр новинок сезона.В гимназии неплохая столовая,дети делают заказ из меню дежурному,но Иришка подкрепляется своими запасами в комнате отдыха,кстати с ней кушают и многие другие дети которые предпочитают домашнюю пищу, некоторые приходят с термосами,приносят и первое и второе,есть чайник,фильтр,преподователь разогревает им чай.Чувствуется что учителя занимаются воспитанием наших детей,даже в учебный процесс стараются не допускать родителей,если есть хвосты по предметам,то дети сами разводят и это с первого класса так было.Особых разборок между детьми тоже не бывает,во всяком случае,чтобы кого-то дразнили,унижали токого нет,детей настраивают на учёбу и времени на разборки у них нет.Много различных кружков,но Иришка к сожалению туда не ходит,мы стараемся придерживаться режима,после пятого-шестого урока домой.Зато она индивидуально занимается с художником,по выходным дням,результаты приличные,в классе считают что она рисует лучше других,предлагают сделать небольшую выставку в конце года,в гимназии это приветствуется,стараются в ребёнке развить индивидуальность,личность но думаю пока это рано.Хотелось бы чтоб её специальность в дальнейшем была связана с рисованием,графикой,дизайном,думаю так легче будет выжить,в её ситуации.

Зимой у нас были проблеммы с сахарами,много пропустили уроков и нам пришлось открыться,учителя не смогли уже нас прикрывать и нас вызвали к директору гимназии.

Перед встречей с директором многое передумали и решили,что если нас с гимназии выкинут то в обычную школу не пойдём,будем на домашнем обучении,кстати тоже не плохой вариант мне он даже больше нравится,проще будет с компенсацией,да и профессионально можно быстрее и проще подготовиться,но мои боятся что не будет хватать общения.В общем директор оказался вызвал нас совсем по другому поводу,на оборот предложил нам свою помощь.Теперь мы не посещаем не основные предметы,берём дни для отдыха,когда удобно и от экзаменов нас тоже освободили.В четвёртом классе они сдают экзамен,для перехода в старшую гимназию,очень большой отсев,но нас это не коснётся.Ну вот Ирина наверно и всё что хотел Вам рассказать об учёбе.Думаю,что всё таки лучше Вам поступить в какой нибудь лицей или гимназию,где меньше народу и больше порядка- это важно.Кстати Ваш парень занимается шахматами,у нас в гимназии шахматы преподаются отдельным уроком и ещё уровень подготовки в гимназии сильно отличается от уровня общеоразовательных средних

школ,недавно у них была годовая контрольная по математике по государственной программе,так вот Иришка говорит –мы долго смеялись,а потом кто за пять,кто за десять минут её сделали.Сказать что дочь от уроков в сильном напряге,я не могу, занимается ко-

нечно много,но успевает всё,единственно хотелось,чтобы больше рисовала, думаю ей это пригодится сильнее,поэтому намекаю ей на домашнее обучение,пока она уперается,наста-

ивать не буду.Ирина если есть вопросы,с удовольствием отвечу.

Иришка,Светлана,Павел.

Источник