Девочка 9 лет страдает сахарным диабетом получает утром 20 ед инсулина

Задачи по оказанию доврачебной помощи при
неотложных состояниях в Педиатрии с эталонами ответов
Девочка 9-ти лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД. инсулина. После введения инсулина, опаздывая в школу, не позавтракала. На первом уроке внезапно потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, отмечаются судорожные подергивания мышц лица.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подкожной инъекции ребенку.
Эталон ответа
1. Гипогликемическая кома.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) по назначению врача ввести внутривенно 10-20 мл 40% раствора глюкозы;
в) при снижении АД по назначению врача ввести внутривенно плазму и ее заменители: полиглюкин, реополиглюкин, альбумин; сердечные гликозиды – коргликон 0,06% раствор 0,5 мг/кг внутривенно медленно; гормоны – преднизолон, гидрокортизон;
г) при судорогах ввести диазепам 0,3-0,5 мл/кг внутривенно медленно или натрия оксибутират 20% раствор 0,5-0,75 мл/кг.
3. Техника подкожной инъекции согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №2
У ребенка 8 лет, находящегося на стационарном лечении, под утро появился приступ удушья с затруднением выдоха, частым сухим кашлем; дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
Эталон ответа
1. Приступ бронхиальной астмы.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать дежурного врача-педиатра;
б) создать спокойную обстановку;
в) придать ребенку полусидячее положение;
г) обеспечить доступ свежего воздуха;
д) по назначению врача применить бронхорасширяющие препараты в виде ингаляции (сальбутамол, тербуталин, фенотерол, беродуал, дитек);
е) при отсутствии эффекта от вышеуказанных мер ввести 0,1 % раствор адреналина подкожно; 2,4% раствор эуфиллина внутривенно или преднизолон.
3. Техника применения карманного ингалятора согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №3
Ребенок 5 лет длительное время находился на солнце. К вечеру у него заболела голова, началось носовое кровотечение.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.
Эталон ответа
1. Солнечный удар. Носовое кровотечение.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) придать больному полусидячее положение с умеренно наклоненной головой;
б) на переносицу положить марлю, смоченную в холодной воде (можно лед);
в) в носовые ходы вставить тампоны, смоченные раствором 3% перекиси водорода, сосудосуживающими препаратами (растворы адреналина, нафтизина, галазолина) или гемостатическую губку;
г) если кровотечение не прекращается, транспортировать ребенка в специализированное отделение.
3. Техника применения холода для остановки кровотечения согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №4
Патронажная сестра при посещении ребенка 9 месяцев обнаружила у него повышение температуры тела до 39,2º С. Кожные покровы гиперемированы, кисти и стопы горячие на ощупь.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения физических методов охлаждения детям раннего возраста.
Эталон ответа
1. Лихорадка (без спазма периферических сосудов).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) уложить, раскрыть;
б) обтирать кожные покровы губкой, смоченной водой комнатной температуры (20-24˚ С), водочно-уксусное обтирание в течение 2-3 мин;
в) холодный компресс на лоб, область крупных сосудов;
г) по назначению врача дать парацетамол в возрастной дозе внутрь или ввести литическую смесь, в состав которой входят 50% раствор анальгина 0,1 мл/год и 1% раствор димедрола 0,1 мл/год;
д) вызвать врача для постановки диагноза и госпитализации ребенка.
3. Техника применения физических методов охлаждения детям раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №5
Мать 9-месячного ребенка рассказала соседке – медсестре, что у него со вчерашнего дня наблюдаются насморк, повышение температуры тела до 37,2º С. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал.
При осмотре температура тела 38,5º С, голос осипший, появился громкий “лающий” кашель, ребенок начал задыхаться, затруднен вдох, в легких прослушиваются сухие хрипы.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.
Эталон ответа
1. Острое респираторное заболевание. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача скорой помощи;
б) создать спокойную обстановку;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) увлажнить воздух (например, повесить влажную простыню, открыть горячий душ, кастрюлю с кипящей водой);
д) провести отвлекающую терапию (горчичники на икроножные мышцы, горячие ножные или ручные ванны);
е) дать теплое щелочное питье;
ж) провести ингаляции (паровые с отварами отхаркивающих трав);
з) по назначению врача закапать в нос 0,5 % раствор новокаина, нафтизин, галазолин;
и) по назначению врача дать отхаркивающую микстуру;
к) по назначению врача седативная терапия (1% раствор димедрола 0,1 мл/год, настойка валерианы 1 капля/год).
3. Техника измерения температуры тела у детей раннего возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №6
Девочка 7 лет лечится по поводу обострения хронического тонзиллита. Получает бисептол. Врачом было назначено внутримышечное введение пенициллина по 500 тыс. Ед 4 раза в день. Через минуту после введения девочке пенициллина в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги. Пульс нитевидный. Конечности холодные.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения пенициллина.
Эталон ответа
1. Анафилактический шок.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать помощь;
б) уложить, обеспечить более высокое положение ног, голову повернуть на бок;
в) обеспечить доступ свежего воздуха или кислорода;
г) на область введения препарата холод;
д) по назначению врача ввести 0,1% раствор адреналина внутримышечно и в место введения аллергена;
е) по назначению врача вводить растворы преднизолона, тавегила, коргликона, соды, 5% глюкозы.
3. Техника разведения и внутримышечного введения пенициллина согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Читайте также:  Перец можно кушать при диабете

Задача №7
Ребенок 7 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».
Эталон ответа
1. Эпилепсия. Судорожный синдром.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) уложить на спину, голову повернуть на бок, выполнить прием Сафара;
в) освободить дыхательные пути;
г) обеспечить доступ свежего воздуха;
д) по назначению врача ввести 0,5% раствор седуксена в возрастной дозе.
3. Техника проведения искусственной вентиляции легких «рот в рот» согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №8
Патронажная медицинская сестра посетила на дому ребенка 8 мес. Болен со вчерашнего дня, появились срыгивания, многократная рвота, частый, водянистый стул с примесью слизи. Состояние ребенка тяжелое. Температура 38,0º С, вялый, адинамичный. Кожа бледная, сухая, эластичность снижена. Видимые слизистые сухие, яркие. Большой родничок запавший, черты лица заострились. Частота дыхания 52 в 1 мин., пульс 120 уд./мин. слабого наполнения, тоны сердца глухие. Живот умеренно вздут, мочится редко.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Проведите расчет количества жидкости для оральной регидратации.
Эталон ответа
1. Кишечный токсикоз с эксикозом.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача скорой помощи;
б) на догоспитальном этапе начать проведение оральной регидратации раствором регидрона по чайной ложке через каждые 3-5 минуты (расчет жидкости 50 мл/кг).
3. Техника расчета количества жидкости для оральной регидратации согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №9
У девочки 12-ти лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, ЧДД 20 в минуту. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.
Эталон ответа
1. Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) уложить ребенка с приподнятыми ногами;
в) обеспечить свободное дыхание (расстегнуть одежду, обеспечить доступ свежего воздуха);
г) согреть ребенка;
д) дать вдохнуть пары нашатырного спирта;
е) по назначению врача ввести подкожно раствор кордиамина 1,0 мл или 10 % кофеина 0,1 мл/г;
ж) по назначению врача ввести преднизолон 70 мг внутримышечно.
3. Техника измерения АД и пульса согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №10
Вы – патронажная медицинская сестра. Ребенок 2,5 лет заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2ºС возникло нарушение общего состояния, появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.
Объективно: дыхание шумное, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки, усиливающееся при беспокойстве. ЧДД 28 в минуту. В зеве – яркая гиперемия задней стенки глотки. Над легкими — жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов без особенностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме.
Эталон ответа
1. Острое респираторное заболевание. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
2.  Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача скорой помощи;
б) создать спокойную обстановку;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) увлажнить воздух (например, повесить влажную простыню, открыть горячий душ, кастрюлю с кипящей водой);
д) провести отвлекающую терапию (горчичники на икроножные мышцы, горячие ножные или ручные ванны);
е) дать теплое щелочное питье;
ж) провести ингаляции (паровые с отварами отхаркивающих трав);
з) по назначению врача закапать в нос 0,5 % раствор новокаина, нафтизин, галазолин;
и) по назначению врача дать отхаркивающую микстуру;
к) по назначению врача седативная терапия (1% раствор димедрола 0,1 мл/год, настойка валерианы 1 капля/год).
3. Техника проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №11
В детскую поликлинику обратилась мать 1,5-годовалого ребенка. Примерно час назад, во время плача у него появился затрудненный вдох, далее прекратилось дыхание, ребенок «посинел», наступила потеря сознания. Через несколько секунд появился шумный вздох, напоминающий «петушиный крик», дыхание восстановилось. При осмотре аналогичный приступ повторился.
Из анамнеза Вы выяснили, что ребенок родился недоношенным, с месяца – на искусственном вскармливании, получал в основном коровье молоко. Начал сидеть с 8-ми месяцев, ходить с 1 года 4 месяцев, зубы прорезались в 12 месяцев. У малыша выражены теменные и лобные бугры, отмечается О-образное искривление нижних конечностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте введение 1 мл 10% глюконата кальция внутримышечно.
Эталон ответа
1. Гипокальциемическое состояние, ларингоспазм.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) обеспечить ребенку доступ свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду;
в) попытаться снять ларингоспазм рефлекторно:
– лицо и тело ребенка обрызгать холодной водой;
– при отсутствии эффекта нажать шпателем на корень языка до появления рвотного рефлекса,
– ватной турундой раздражать носовые ходы до появления чихания;
г) при восстановлении дыхания дать ребенку увлажненный кислород с целью купирования гипоксии;
д) при отсутствии эффекта в течение 15-30 сек. приступить к ИВЛ;
е) по назначению врача ввести седуксен или реланиум в дозе 0,1 мл/кг массы для купирования ларингоспазма, затем глюконат кальция 10% 1,0 мл под контролем пульса для ликвидации дефицита кальция в организме.
3. Техника введения введение 1 мл 10% глюконата кальция внутримышечно на фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №12
Мальчик 2-х лет посещает ДДУ первые 3 дня, много плачет. Воспитательница, чтобы утешить ребенка, дала яблоко. Ребенок ел яблоко, всхлипывал, внезапно закашлялся, начал задыхаться, лицо покраснело. Вы оказались рядом через 3 минуты.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте свои действия на кукле-фантоме.
Эталон ответа
1. Инородное тело дыхательных путей.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать «на себя» бригаду скорой помощи через посредника;
б) попытаться удалить инороднее тело из дыхательных путей:  ребенка держать вниз головой, а ребром ладони наносить 3-4 удара между лопатками или проводить прием Геймлиха;
в) при необходимости повторить процедуру 3-4 раза;
г) при невозможности удаления инородного тела и остановке дыхания – ИВЛ.
3. Техника выполнения на кукле-фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №13
Патронажная медицинская сестра посетила на дому ребенка 8 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера. Температура вчера днем 37,8º С, вечером – 38,8º С.
При осмотре: температура 39,2º С. Вялый, капризный. Кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин. По органам: яркая гиперемия в зеве, жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.
Эталон ответа
1. Лихарадка (без спазма периферических сосудов).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) уложить, раскрыть;
б) обтирать кожные покровы губкой, смоченной водой комнатной температуры (20-24˚ С) или водочно-уксусное обтирание в течение 2-3 мин;
в) холодный компресс на лоб, область крупных сосудов;
г) по назначению врача дать парацетамол в возрастной дозе внутрь или ввести литическую смесь, в состав которой входят 50% раствор анальгина 0,1 мл/год и 1% раствор димедрола 0,1 мл/год;
д) вызвать врача для постановки диагноза и госпитализации ребенка.
3. Техника проведения методов физического охлаждения ребенка согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №14
В поликлинику обратилась мать с 4-х летним ребенком. Со слов мамы мальчик, играя один в комнате, взял «бабушкины таблетки» и проглотил. С момента отравления прошло не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок мама не знает. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.
Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 в минуту. По органам без особенностей.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.
Эталон ответа
1. Острое отравление лекарственным препаратом (диазолином).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) промыть желудок до получения чистых вод;
в) ввести активированный уголь через зонд;
г) сделать очистительную клизму;
д) госпитализировать в детское специализированное отделение в сопровождении медицинского работника для проведения детоксикационной терапии.
3. Техника промывания желудка на фантоме согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №15
У ребёнка 11 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу бронхиальной астмы, под утро появились признаки удушья с затруднением выдоха, частым сухим кашлем; дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы.
Объективно: беспокоен, глаза испуганные. Сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД – 30 в минуту, пульс 100 уд. в минуту, АД 130/70 мм рт. ст.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.
Эталон ответа
1. Приступ бронхиальной астмы.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать дежурного врача-педиатра;
б) создать спокойную обстановку;
в) придать ребенку полусидячее положение;
г) обеспечить доступ свежего воздуха;
д) по назначению врача применить бронхорасширяющие препараты в виде ингаляции: сальбутамол, тербуталин, фенотерол, беродуал, дитек;
е) при отсутствии эффекта от вышеуказанных мер ввести 0,1 % раствор адреналина подкожно; 2,4% раствор эуфиллина внутривенно или преднизолон.
3. Техника применения карманного ингалятора согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача №16
Медсестру школы пригласили для оказания помощи 11-летнему ребенку, которому стало плохо на уроке рисования.
Со слов учительницы, на уроке мальчик долго стоя позировал ученикам (находился в одной позе). Неожиданно мальчику стало плохо, он упал, потерял сознание.
Объективно: лицо бледное, конечности холодные. В момент осмотра ребенок начал приходить в сознание. Дыхание редкое, поверхностное. ЧДД 14 в минуту, АД 80/40 мм рт.ст., пульс 80 в минуту, слабого наполнения. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. На занятиях ребенок чувствовал себя хорошо, был активный. Последние дни не болел. Хроническими заболеваниями не страдает. На диспансерном учете не состоит.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подсчета частоты дыхания и пульса.
Эталон ответа
1. Обморок (проявление острой сосудистой недостаточности).
2. Алгоритм действий медсестры:
а) уложить ребенка горизонтально с приподнятыми ногами для облегчения притока крови к головному мозгу;
б) освободить от стесняющей одежды, расстегнуть воротник, ослабить пояс с целью облегчения дыхания;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) дать понюхать смоченную нашатырным спиртом ватку с целью возбуждения дыхательного центра;
д) лицо и грудь побрызгать холодной водой с целью рефлекторного возбуждения дыхательного центра;
е) оценить повторно дыхание, пульс, АД с целью контроля состояния;
ж) вызвать школьного врача или бригаду скорой помощи;
з) по назначению врача при отсутствии эффекта ввести кордиамин или кофеин с целью восстановления тонуса сосудов и повышения АД.
 3.  Техника подсчета частоты дыхания и пульса согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Читайте также:  Препараты от давления при сахарно диабете

Источник