Диабет у детей советы для родителей

Диабет у детей советы для родителей thumbnail

Воспитывать ребенка с диабетом 1 типа работа не из
легких. Просто хорошая мама должна стать этакой супермамой, которая превращает
обычную стряпню в высокую молекулярную кухню, легко считает в уме пропорции и
дроби, умеет на глаз определять удельный вес того или иного продукта, читает
всем желающим лекции о медленных и быстрых углеводах, может виртуозно сделать
укол из любого положения и при любом освещении (даже ночью при свете мобильного
телефона). Я помню, что когда мой малыш на протяжении первых лет жизни орал и
капризничал все дни напролет, я, будучи порядочной матерью с высшим
образованием, лопатила всевозможную литературу по детской психологии и
разумному родительству. И главное, что я вынесла из всех этих прекрасных
руководств по эксплуатации трудных детей, было универсальное и беспроигрышное
сочетание трех компонентов: терпения, чувства юмора и хитрости. Если быть
терпеливым (не срываться), ко всему относится с юмором (иначе хроническая
депрессия не за горами) и использовать хитрость и выдумку вместо силы и
принуждения (в 2 раза меньше детского плача Вам обеспечено), можно справиться с
любыми проблемами. С диабетом точно также. Вот ряд правил-советов для родителей, которые мы выработали в своей семье
для того, чтобы сделать жизнь с диабетом немного лучше.

Убрать
еду из зоны свободного доступа.
Вы сами прекрасно
знаете, как это  работает. Когда на столе
лежит печенье или конфеты, рука так и тянется их взять. А не было бы их в поле
зрения, Вы бы, скорее всего, о них и не вспомнили. У нас на кухне вся еда
аккуратно размещена на закрытых полках, никаких вазонов с фруктами и плетенных
корзинок для хлеба. Ну, то есть они есть и в большом количестве, но
используются не по назначению. С ребенком это работает очень надежно. Раньше
наш малыш всегда требовал к супу кусок хлеба, а потом еще один и еще, а лучше
вместо супа. Теперь хлеба нигде не видать, потому о нем редко вспоминают. Хотя переход из “свободной экономической зоны” к плановому пищевому снабжению стоил нам определенных временных и нервно-энергетических затрат. В самом начале нам пришлось довольно нелегко.

Не есть
запрещенных продуктов при ребенке.

Сначала мне казалось, что нам
с мужем всегда придется есть по очереди (пока другой отгоняет малыша от кухни),
или только когда ребенок спит (чтобы его глаза не видели нашего чревоугодия),
или под покровом ночи (для верности). Меня эта перспектива приводила в ужас, но
первый месяц мы делали именно так. Все потому, что малыш после больницы и
предшествующего ей истощения был все время голодным и зацикленным на еде. Об
этом я подробно писала в постах «Первые трудности» и «Первый день дома». Сейчас
мы так сильно не шифруемся, но вот всякие блины-пироги-булки-пирожные едим в
безопасном уединении, чтобы не дразнить маленького «зверя». Вообще дети (наш в
особенности) очень консервативны в еде. Если им что-то нравится, они не ищут
кулинарного разнообразия (в отличие от взрослых). Но если ваш ребенок уже успел
познакомиться с разными вкусностями, лучше его лишний раз не провоцировать.



Четко
определить, какие лакомства разрешены и в каком количестве.

Детям
нужны границы и порядок. Это еще одна правильная мысль, унаследованная мною из
умных книг для сознательных родителей. Вопрос не в том, как бы по возможности
безболезненно и побольше всего запретить детям (для их же блага), а как создать
устойчивую систему «можно» и «нельзя», при которой конфликты и истерики сведены
к минимуму. В случае с детским диабетом это очень важный момент. Ведь если не
придерживаться системного подхода, Вам не избежать стычек. Например, мы
изначально выбрали в качестве допустимых лакомств сушки (до 4-5 сушек в день),
хлебцы (до 6-8 хлебцев в день), круассан с сыром или другая несладкая выпечка (по
выходным), творожный сырок без шоколада (1-2 раза в неделю). В начале малыш еще
мог подискутировать на тему увеличения количества выдаваемых деликатесов, но с
течением времени он настолько привык, что ему самому нравится следовать этим
правилам. Он сам говорит: «Мама, ты принесешь мне на перекус 2 сусечки?» или «В
субботу мы пойдем в кафе и я съем там булочку».

Все свое ношу с собой. Я уже забыла, что такое быстро и налегке
выйти из дома. Женскую сумку я давно поменяла на вместительный ортопедический рюкзак.
Большинство мам таскает с собой кучу детских вещей от салфеток и печенья до
сменного комплекта одежды. Маме диабетика нужно добавить еще несколько
предметов. Вот из чего состоит мой боекомплект: мобильный глюкометр, салфетки
(спиртовые и очищающие для рук), инсулины (если идем куда-то надолго), карманные
весы (если предполагается застолье), сок (на случай гипогликемии), несколько
видов перекуса (фрукт, хлебцы, сушки) и дневник самоконтроля с ручкой (иногда
забываю и заполняю его потом). Если мы едем в гости или на длительные
увеселительные мероприятия, то я беру домашнюю еду, устойчивую к
транспортировке. Идеальный вариант – это сырники или творожная запеканка. Это
вкусно, не требует разогревания и гарантированно порадует малыша, а родителей
лишит головной боли по поводу того, чем накормить ребенка в незнакомом месте и
как это посчитать. А еще хорошим подспорьем на ходу будут низкоуглеводные перекусы, о которых можно почитать здесь.


Приготовить
и рассчитать всю еду, когда оставляете ребенка с кем-либо.

Читайте также:  Физические упражнения при сахарном диабете инсулинозависимом

Когда
нам только поставили диагноз, я даже не могла себе представить, как я смогу
оставить ребенка с кем-либо. Это же такая ответственность! Первый месяц после
больницы нам даже пришлось отпустить няню, а мне забросить работу, йогу и все
на свете. Но буквально через несколько недель мы наладили быт, а ребеночек отъелся,
и я впервые смогла оставлять ребенка няне на несколько часов и папе на целый
день. Главное в этом вопросе – стратегическое пищевое планирование. Во-первых,
нужно готовить то, что ребенок гарантированно будет есть. Чтобы папе или няне
не пришлось экстренно придумывать, чем накормить малыша. Во-вторых, лучше самой
все взвесить и рассчитать, чтобы избежать возможных ошибок. Я так и делаю: раскладываю
всю еду по контейнерам и пишу, сколько где чего по весу и хлебным единицам.
В-третьих, заранее выбрать оптимальную дозу инсулина к каждому блюду. Я всегда
выбираю отлаженно работающие соотношения. Никаких новых продуктов и кулинарных
экспериментов.

Планировать свое время.

Вообще
это очень ценный навык. Я думаю, практически все родители стремятся максимально
использовать его для собственных нужд. В случае с диабетом, когда
устанавливается строгий распорядок дня и ритм жизни синхронизируется с уколами
инсулина, начинаешь использовать время очень эффективно – буквально каждая
минута на счету. Например, мой 5-летний племянник может обедать целый час,
неспешно ковыряя еду в тарелке под ласковые уговоры бабушки доесть последний
кусочек. Многие дети долго сидят за столом, играют с едой руками, для них это
забава. В нашем случае это просто недопустимо. На еду у нас отводится 10 минут
максимум. Смолотили, укололи и гуляй. После укола инсулина есть 2-3 часа, когда
можно передохнуть. Обычно я планирую время так, чтобы самой покормить ребенка,
сделать укол, а потом могу смело передать его в заботливые руки бабушки или
няни, которые должны только померить сахара через 2 часа и отрапортовать мне.
Моя стратегия состоит в том, чтобы все ключевые процедуры (основные приемы пищи
и уколы) выполнять самой и очень оперативно, чтобы освободить как можно больше
времени для себя.

Делить «диабетические»
обязанности между родителями.
Понятно, что большая часть диабетического
бремени ляжет на мамины плечи. У меня был период, когда я настолько
психологически уставала от диабетической рутины, что к концу недели мне
становилось дурно от вида иголок и окровавленных тест-полосок. Поэтому со
временем мы негласно решили с мужем, что в выходные он берет на себя большинство
ритуалов по диабетическому жизнеобеспечению, а в качестве ежемесячного бонуса
отпускает меня в выходной на все четыре стороны с телефоном только для
экстренной связи. Такие разгрузочные (для психики) дни стали для меня настоящим
спасением, потому что только с мужем я могу совершенно спокойно оставить
ребенка и забыть о существовании диабета на несколько бесценных часов, а то и
на целый день. Самое тяжелое в диабетической практике – это конечно ночные
дежурства с постоянным измерением сахара. Мы всегда делим эту участь поровну.
Одну ночь – мама, другую – папа.

Обучать
родственников, друзей и помощников.

Как мне говорили еще в Морозовке,
диабетом болеет не один ребенок, а вся семья. А еще все родственники и ближнее
окружение из друзей и помощников. Наши бабушки и дедушки прошли экспресс-курс
подготовки по диабету, но не могу с уверенностью сказать, что они стали
практикующими специалистами. Поэтому если они остаются с ребенком, то
действуют четко по инструкциям и малоинвазивно (только меряют сахар, без
уколов). В больнице одна работающая мать-одиночка рассказывала, что когда ее
дочери 6 лет поставили диабет 1 типа, ей пришлось срочно обучать пожилую
бабушку, которая не только выучила наизусть все углеводные таблицы, но и сама
придумала кучу диабетических рецептов, вроде блинов с сухофруктами. Если у Вас
окажутся такие бабушки и дедушки, то Вам безумно повезло.

Нашим друзьям с
детьми тоже пришлось просветиться на тему диабета, и они проявляют чудеса
солидарности. Например, когда мы проводим время вместе, они не предлагают детям
привычных лакомств, а единодушно поддерживают нашу пищевую аскезу. Так приятно
чувствовать их поддержку.

Про то, как подготовить или выбрать няню, нужно
писать отдельную статью. Наша няня довольно быстро вошла в курс дела и
обучилась всем премудростям. Для меня главное – всегда быть на связи и четко
давать инструкции. В детском центре, куда наш малыш ходит на три часа в день,
тоже отнеслись с большим пониманием к его диагнозу. Воспитательницы следят за
тем, чтобы другие детишки не делились с ним едой и чтобы он не показывал
признаков слабости и упадка сил (гипогликемии).

Читайте также:  Что влечет за собой сахарный диабет

Надеюсь, эти советы помогут Вам
сделать жизнь с диабетом чуть менее болезненной и чуть более приятной.

Источник

Число детей, школьного возраста с установленным и подтвержденным диагнозом сахарный диабет неумолимо возрастает. Ребенок-диабетик не имеет отличий от сверстников, потому имеет право посещать школу и находиться в коллективе.

Школьник с диабетом требует особенного отношения со стороны учителей и медработников школы, потому родители должны оповестить преподавательский состав о болезни ребенка сразу после подтверждения диагноза. Сложности, с которыми могут столкнуться родители и учителя ребенка, а также вопросы, возникающие у школьника-диабетика, рассмотрены далее.

Как научить школьника жить с СД.

Характерные симптомы

Характерные признаки заболевания.

Сахарный диабет у детей развивается постепенно:

  • у ребенка имеется генетическая предрасположенность к развитию недуга;
  • происходит поражение тканей поджелудочной, но выявить их возможно лишь при условии использования специальных методик;
  • проявляются первые симптомы патологии, диагноз СД у ребенка может быть определен при помощи простых тестов.

Стоит помнить о том, что при условии своевременной терапии при проявлении первых симптомов болезни прогноз для пациента довольно хороший. В случае если терапевтическое воздействие отсутствует, болезнь стремительно прогрессирует, патология отличается тяжелым течением.

На начальной стадии развития болезни показатели сахара повышаются только после нагрузок. В запущенных случаях отметки возрастают натощак и в утреннее время. Это становиться причиной нарушения многих обменных процессов.

В организме образуется ацетон, недоокисленные продукты распада оказывают патогенное действие на нервную систему ребенка. Малыш может столкнуться с различными заболеваниями сердца и сосудов.

Причины развития болезни.

К перечню симптомов, характерных для развития патологии у ребенка относят следующие:

  • сильная жажда;
  • частое мочеиспускание;
  • сухость слизистых оболочек;
  • снижение массы тела;
  • понижение качества зрения;
  • сильная утомляемость;
  • ломкость костей;
  • снижение протекционных свойств иммунитета;
  • запах ацетона;
  • сонливость;
  • постоянные головные боли;
  • тошнота и рвотные позывы.

Запах ацетона из ротовой полости.

Если игнорировать подобные проявления в течении продолжительного времени возможно резкое ухудшение состояния ребенка. Дети с подобной проблемой часто поступают в реанимационные отделения с нарушениями работы сердца, болями в грудной клетке, и снижением кровяного давления.

Как жить с диагнозом?

Как научить ребенка жить с диагнозом?

У детей диагностируют сахарный диабет первого типа, отличающийся способностью резко прогрессировать. Заболевание требует изменения привычного ритма жизни. Пациенту показана инсулинотерапия и нормализация жизненного ритма, подразумевающая соблюдение специального диетического плана в комплексе с физическими нагрузками.

Проблема развития сахарного диабета у ребенка школьника в большинстве случаях имеет психологический характер.

Важно! Родители должны остановить свое внимание на необходимости личного общения с руководством школы и в частности преподавателем физкультуры.

Спорт и активные игры пойдут на пользу.

Если ребенок до болезни занимался каким-либо видом спорта, в полной мере отказываться от занятий не следует. Физическая активность поможет поддержать состояние ребенка на нужном уровне. Мать или отец должны объяснить тренеру, что прежние нагрузки недопустимы и возвращаться, к ним нужно постепенно.

Стоит помнить, что спорт – это жизнь. Физическая активность помогает мыслить позитивно, что дает ребенку шанс на высокую компенсацию. Тем не менее, заключение о возможности регулярной физической активности сможет дать врач.

Безопасность

Что должен знать ребенок.

О правилах безопасности стоит разговаривать непосредственно с ребенком:

  • С основами оказания помощи ребенку при гипогликемии стоит ознакомить классного руководителя. О том, что в случае чего ему помогут должен знать и сам ребенок – он не должен считать школу небезопасным местом.
  • У ребенка с собой должны быть продукты повышающие сахар в крови. Это могут быть несколько кусочков сахара рафинада или фруктовый сок.
  • Как правило, гипогликемия проявляется четкими симптомами, которые достаточно просто может идентифицировать ребенок с сахарным диабетом.
  • Родители должны обсудить с учителями вопрос о том, что ребенок может покидать класс во время занятий. Это может быть необходимым для проведения измерения сахара, срочного перекуса или введения дозы инсулина. Недопустимо проведение таких мероприятий в присутствии сверстников, детское общество достаточно жестоко и малыш не должен ощущать себя не таким как все.
  • Стеснительным детям стоит объяснить, что учитель не накажет его, если от покинет класс.

Видео в этой статье ознакомит родителей с рекомендациями психолога по воспитанию «сахарного ребенка».

<span data-mce-type=”bookmark” style=”display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;” class=”mce_SELRES_start”></span>

Обед

Питание в школьной столовой не всегда допустимо.

Организованное питание в школьной столовой не всегда приемлемо для ребенка диабетика. Стоит постараться договориться о приготовление отдельно диетических блюд. В случае если такой способ не приемлем, стоит давать ребенку с собой перекус.

Часто детям необходим дополнительный завтрак, который можно потребить на перемене. В качестве такой пищи может выступать бутерброд, сухофрукты или даже яблоко. В запасе должны быть продукты питания, на случай ошибочного превышения дозы инсулина или чрезмерной физической активности.

Читайте также:  Часто задаваемые вопросы о сахарном диабете

Свод основных правил

Родители должны поговорить с классным руководителем и учительским составом, сообщив о недуге ребенка.

Перечень основных правил, контролирующих режим школьника при сахарном диабете достаточно объемный. Основная задача родителей деликатно сообщить о болезни ребенка классному руководителю и руководству школы, потому что помощь от них также требуется.

Инструкция, обеспечивающая безопасное посещение школы ребенком представлена в следующем виде:

Правила посещения школьных занятийПравилоХарактеризующее фотоСобирая ребенка в школу, мать должна проверять запас глюкозы в доступном месте. Это может быть карман в сумке или какой-либо небольшой отдел в портфеле, который всегда малыш держит при себе.

Ребенок должен иметь при себе запас глюкозы.

Родители должны поговорить с классным руководителем и попросить аккуратно сообщить о заболевании одноклассника сверстникам. Так будет проще обеспечивать контроль.

Беседа с педагогом.

Важно научить ребенка просить о помощи. В моменты плохого самочувствия он должен обращаться в медицинский кабинет. Ребенка должны отправить домой только с сопровождающим.

О плохом самочувствии ребенок должен сообщать учителю.

Учителя должны помнить о том, что школьник с диабетом после занятий должен сразу отправляться домой и задерживать его в стенах учебного заведения не следует. Ребенок должен иметь возможность вовремя пообедать и сделать укол.

Ребенка не должны задерживать после занятий.

Не следует настаивать на необходимости особенного отношения к ребенку диабетику. Школьник должен расти в привычной для всех детей школьной среде и какие-либо поблажки в отношении изучения материала учебной программы ему не требуются.

Поблажки в отношении учебы не требуются.

Ребенок должен научиться контролировать свое заболевание и управлять им. малыш должен внимательно изучить правила поведения при гипогликемии.

Самоконтроль.

Цена несоблюдения перечисленных правил – довольно высока.

В некоторых школах медицинские работники присутствуют в течение всего дня. В таком случае сотрудник может прийти на помощь родителям ребенка с особенностью. Мать должна предоставить дубликат истории болезни. Специалист сможет контролировать процесс введения инъекции и оказать необходимую помощь.

Внимание родителей также стоит остановить на психологическом аспекте проблемы. Не следует настраивать ребенка на то, что он больной и чем-то отличается от сверстников.

Ребенку нужно объяснить, что если он чувствует себя хорошо, он может прогуляться с ребятами после школы, но не долго потому как нужно соблюдать режим и вовремя делать инъекции инсулина. От них зависит его здоровье. Не следует вводить жизнь малыша в определенные рамки – они могут стать причиной серьезных жизненных неудач.

Вопросы специалисту

Мелихова Анжела, 38 лет, г. Иркутск
Здравствуйте. Моему сыну 10 лет, поздний ребенок, так как я сама диабетик и долго не могла забеременеть.  Два года назад от меня ушел муж, для ребенка разрыв наших отношений стал серьезным стрессом. Год назад я почувствовала от ребенка изо рта запах ацетона, мы обратились к врачу и после обследования выяснили, что и у Алеши этот диагноз. Скажите, что стало провоцирующим фактором?
В настоящее время еще больше меня волнует такой вопрос, можно ли оформить ребенка на домашнее обучение, я за него волнуюсь… Он же болен, как он окажет себе помощь?  Спасибо за ответ.

Добрый день, Анжела. Вы хорошая мать, и очень сильно волнуетесь за своего ребенка, но хочу сразу сообщить Вам о том, что инициатива в переводе ребенка на домашнее обучение – бессмысленная. Диабет в настоящее время, к сожалению, не лечиться, вы как человек с таким диагнозом должны владеть подобной информацией.

Домашние обучение в школе может стать причиной нарушения контакта ребенка с социумом, ему будет сложнее общаться с ровесниками и педагогами в ВУЗе, а в последствии и на рабочем месте. По поводу того кто виноват в том что у ребенка СД. если рассматривать такую проблему с медицинской точки зрения: генетика – предрасполагающий фактор, который стал толчком для проявления диабета в результате стресса.

Можно было избежать развития болезни – не скажу, да и сейчас такая информация бессмысленная. Анжела, примите правильное решение.

Аверина Наталья Степановна, 58 лет, г. Тамбов
Добрый день. Для меня диабет – настоящая проблема. У меня СД 2 типа, у дочери СД 1 типа. Внуку 7 лет, в настоящее время все хорошо, но на выходных он был у нас в гостях, и я заметила, что он пьет активно воду, хотя раньше пил только газированные напитки, соки, в общем, все сладкое.
Скажите, если сахарного диабета пока нет, но генетическая предрасположенность имеется можно ли предотвратить болезнь? Что нужно сделать?

Добрый день, Наталья Степановна. Первое, что нужно сделать в Вашем случае – не поить ребенка газированными напитками, да и пакетированными соками, пользы от таких продуктов нет. К тому же, обратите внимание на то, что все такие напитки содержать сахар, причем в не малых количествах. Усиленная жажда является одним из наиболее ярких проявлений СД, обязательно отправьте внука на обследование, возможен преддиабет.

Читать далее…

Источник