Диагностика сахарного диабета курсовая на тему

Лабораторная диагностика сахарного диабета

Министерство
Здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Государственное
Бюджетное образовательное учреждение Среднего специального образования РС (Я)

«Якутский
медицинский колледж»

Курсовая
работа

«Лабораторная
диагностика сахарного диабета»

Выполнила: Александрова Мария

Руководитель: Корнева Г.Т

Содержание

Введение

Глава 1.
Клиническое описание сахарного диабета как одного из самых распространенных
заболеваний в мире

.1 Общие
сведения о сахарном диабете и ее классификация

.2 Факторы
риска и причины развития сахарного диабета

.3 Признаки
сахарного диабета и его проявления

.4 Три
степени тяжести заболевания

Глава 2.
Диагностика сахарного диабета. Методы лабораторных исследований

Глава 3.
Практическая работа сравнительный анализ по биохимическим показателем крови

Заключение

Использованная
литература

Введение

Проблеме борьбы с сахарным диабетом должное внимание уделяется
Министерствами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая
Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее
выявление сахарного диабета, лечение и профилактику сосудистых осложнений,
которые и являются причиной ранней инвалидизации и высокой летальности,
наблюдаемой при этом заболевании. Борьба с сахарным диабетом и его осложнениями
зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной
медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть
достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном
диабете, а его нарушение и вызывает развитие сосудистых осложнений. Хорошо
известно, что проблема успешно может быть решена только тогда, когда все
известно о причинах, стадиях и механизмах ее появления и развития. Прогресс
клинической медицины во второй половине XX века позволил значительно лучше
понять причины развития сахарного диабета и его осложнений, а также существенно
облегчить страдания больных, чего еще четверть века назад невозможно было даже
вообразить. Начало многим нововведениям было положено в исследовательских
центрах Великобритании.

В 60-70-х гг. прошлого века врачам приходилось лишь беспомощно наблюдать,
как их пациенты умирают от осложнений сахарного диабета. Однако уже в 70-х гг.
были разработаны методы применения фотокоагуляции для профилактики развития
слепоты и методы лечения хронической почечной недостаточности, в 80-х гг. –
созданы клиники для лечения синдрома диабетической стопы, что позволило в два
раза снизить частоту проведения ее ампутаций. Даже через 20 лет после открытия
инсулина частота невынашивания беременности при диабете превышала 25%, а в
настоящее время ее удалось снизить до менее 5%.

Четверть века назад трудно было даже представить, насколько высокой
эффективности лечения сахарного диабета удастся достичь в настоящее время.
Благодаря внедрению в повседневную практику неинвазивных методов амбулаторного
определения уровня гликемии удалось достичь ее тщательного контроля; в то же
время прогресс в изучении гипогликемии и обучение пациентов позволили снизить
риск ее развития. В основе сахарного диабета лежит инсулиновая недостаточность,
что приводит к увеличению сахара в крови и появлению его в моче. Это происходит
из-за того, что поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество
гормона – инсулина, который регулирует углеводный обмен в организме. При
наследственной предрасположенности к заболеванию провоцирующими моментами могут
быть переедание, злоупотребление сладостями, нервное перенапряжение, вирусная
инфекция. Диабет может развиваться после кори, гриппа и других вирусных
заболеваниях. При легкой форме сахарного диабета питание является единственным
методом лечения. Необходимо строго придерживаться примерного однодневного
списка продуктов в соответствии с суточной калорийностью рациона, принимать
пищу не реже 5-6 раз в день. Суточная калорийность и пищевая ценность
(содержание белков, жиров, углеводов) однодневного рациона должны быть всегда
одинаковыми. Это исключает резкие колебания уровня сахара в крови и
предупреждает развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Каждому больному
сахарным диабетом нужно знать, каким должен быть его нормальный вес.
Исследования определяется исключительно быстрым ростом заболеваемости.

Актуальность: Сахарный диабет является одним из самых распространенных
заболеваний эндокринной системы. Распространенность сахарного диабета в
западных странах составляет 2-5 % населения, а в развивающихся достигает 10-15
%. Каждые 15 лет число больных удваивается. Если в 1994 году в мире
насчитывалось 120,4 млн. больных сахарным диабетом, то к 2010 году их число, по
прогнозам специалистов, составит 239,3 млн. В России сахарным диабетом страдают
около 8 млн. человек. Актуальность проблемы обусловлена масштабностью
распространения сахарного диабета. На сегодняшний день во всём мире
зарегистрировано около 200 млн. случаев, но реальное число заболевших примерно
в 2 раза выше. При этом заболеваемость ежегодно увеличивается во всех странах.

Цель: изучить лабораторную диагностику сахарного диабета, в том числе
методы лабораторных исследований и провести сравнительный анализ в КДЛ ГБУ РС
(Я) «РБ №2 – ЦЭМП»

Задачи:

.        Изучить лабораторную диагностику сахарного диабета.

.        Провести сравнительный анализ по биохимическим показателем крови
в КДЛ ГБУ РС (Я) «РБ №2 – ЦЭМП»

Сахарный
диабет – это хроническое заболевание эндокринной системы человека,
характеризующиеся длительным повышением концентрации глюкозы в крови и
сопутствующими изменениями процессов обмена веществ. Представляет серьёзную
угрозу для здоровья и жизни больного, так как провоцирует развитие тяжелых
сопутствующих заболеваний. Самостоятельно выявить заболевание невозможно, но
некоторые отклонения в организме можно насторожить человека. К таковым
признакам можно отнести: частое и обильное мочеиспускание, ощущение постоянной
жажды, кожный зуд <#”879505.files/image001.gif”>

Среди
госпитализированных пациентов с сахарным диабетом II типа больше, чем пациентов
с сахарным диабетом I типа, что свидетельствует об особенностях современного
образа жизни: снижение уровня физической активности, нерациональное питание,
негативное влияние окружающей среды.

Сравнение
за 2014 г – 2015 г

Из
диаграммы видно, что за период с 2014-2015г увеличивается рост на 4 % , на
примере пациентов ГБУ РС (Я) «РБ №2 – ЦЭМП» с диагнозом сахарный диабет.

Распределение
пациентов с сахарным диабетом по полу

За
2014 год – 221 человека: 93 мужчины (42%) и 128 женщин (58%), за 2015 год -224
человека: 97 мужчин (43%) и 127 женщин (57%).

Читайте также:  Задачи по сахарному диабету сестринское дело

Среди
пациентов с сахарным диабетом незначительно преобладают женщины, это связано с
тем, что женщины имеют дополнительные факторы риска развития сахарного диабета,
такие как прием оральных контрацептивов, синдром «бородатых женщин» при
гиперандрогенемии, гестационный диабет в анамнезе.

Результат
исследований за период с 05.03.15 по 31.03.15

Поставленная нами цель в работе достигнута. В итоге работы можем сделать
следующие выводы:

.        Проведен сравнительный анализ по биохимическому показателю в
крови в экспресс лаборатории КДЛ ГБУ РС (Я) «РБ №2 – ЦЭМП». В результате
пациента с высоким содержанием сахара в крови, что говорит о наличии сахарного
диабета.

.        При сахарном диабете был произведен забор анализа мочи.
Результаты анализов выявили у 3 пациентов из 4 высокий уровень сахара в моче.

.        Распределение по типу сахарного диабета. Среди
госпитализированных пациентов с сахарным диабетом II типа больше, чем пациентов
с сахарным диабетом I типа, что свидетельствует об особенностях современного
образа жизни: снижение уровня физической активности, нерациональное питание,
негативное влияние окружающей среды.

.        Сравнение за 2014-2015г. Увеличилась на 4% с каждым годом растет
заболеваемость сахарного диабета.

.        Распределение пациентов сахарного диабета по полу. Среди
пациентов с сахарным диабетом незначительно преобладают женщины, это связано с
тем, что женщины имеют дополнительные факторы риска развития сахарного диабета,
такие как прием оральных контрацептивов, синдром «бородатых женщин» при
гиперандрогенемии, гестационный диабет в анамнезе.

.        Результат исследований за месяц по журналу. Всего взято анализов
2191 пациент глюкоза в крови и сахар в моче в норме 1348 пациентов, патология
843(38%) .

Заключение

В настоящее время лабораторная диагностика приобретает не только
профилактическое, лечебное, но и социально-экономическое значение. Чем полнее
комплекс исследований, проведенных до госпитализации, тем точнее диагностика
заболеваний и короче срок пребывания больного в стационаре до начала активного
лечения. Надо обеспечить высокий уровень обследования в амбулаторных условиях,
это приводит к сокращению числа койко-дней в стационаре и снижению количества
анализов на одного стационарного больного. В результате освоения мной новых
методик исследований позволило улучшить обследование больных в нашей больнице.
Проводимые новые исследования помогают врачам-клиницистам решать вопросы
диагностики и лечения больных на современном уровне. Участие лаборатории в
Федеральной системе внешней оценки качества показало хорошие результаты работы
КДЛ. Таким образом, диагностика сахарного диабета должна быть комплексной,
направленной на обследование всех систем организма: это позволяет не допустить
развития серьезных осложнений и вовремя назначить лечение.

Интенсивная инсулинотерапия снижает риск осложнений, хотя и не свободна
от побочных эффектов. Больные обязательно должны знать результаты этого
исследования, чтобы иметь возможность сознательно выбрать схему лечения. В
целом преимущества интенсивной инсулинотерапии представляются гораздо более
весомыми, чем ее недостатки. В диагностике СД важную роль играют лабораторные
методы исследования и правильная их интерпретация. Существует определенный
алгоритм обследования сахарного диабета. Здоровые люди с нормальной массой тела
и неотягощенной наследственностью исследуют уровень глюкозы в крови и моче
(натощак). При получении нормальных значений дополнительно обязательно сдается
анализ на гликозилированный гемоглобин (ГГ). Около 5-8 % гемоглобина,
находящегося в эритроцитах, присоединяет к себе молекулу глюкозы, поэтому такие
молекулы называют гликированными. Степень гликирования зависит от концентрации
глюкозы, которая сохраняется в эритроцитах на протяжении всей их 120-дневной
жизни (норма 4 -6 % от общего количества гемоглобина). Поэтому в любой
конкретный момент времени процент гликозилированного гемоглобина отражает
средний уровень концентрации глюкозы в крови пациента на протяжении 2-3
месяцев, предшествующих исследованию. При контроле терапии сахарного диабета
рекомендуется поддерживать уровень гликогемоглобина менее 7 % и пересматривать
терапию при уровне ГГ 8 %. При получении высокого уровня гликированного
гемоглобина (скрининг у здорового пациента) рекомендуется определить уровень
глюкозы в крови натощак, через 1 и 2 часа после нагрузки глюкозой (75 г).

Использованная литература

1.      Алан
Л. Рубин Диабет для «чайников» = DiabetesForDummies – 2-е изд. М.:
«Диалектика», 2006. – С. 496.

.        Давлицарова
К.Е., Миронова С.Н – Манипуляционная техника; М.: – Форум инфра 2007 . – 480 с.

.        Дистергова
О. В. Руководство по лечению сахарного диабета. Омск, 1996

.        Дедов
И.И. Сахарный диабет у детей и подростков, М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

.        Каминский
А. В., Коваленко А. Н. Сахарный диабет и ожирение: клиническое руководство по
диагностике и лечению. – Киев: Издательство, 2010.

.        Клиническая
эндокринология. Руководство / Н. Т. Старкова. – издание 3-е, переработанное и
дополненное. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.

.        Клиническая
эндокринология. Руководство / Н. Т. Старкова – издание 3-е переработанное и
дополненное. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 576 с. – («Спутник Врача»). –
ISBN 5-272-00314-3. Михайлов В. В. Основы патологической физиологии.
Руководство для врачей. / Б. М. Сагалович – Москва: Медицина, 2001. – 704 с. .

.        Лябах
Н.Н. Сахарный диабет: мониторинг, моделирование, управление, Ростов н/Д, 2004

.        Сахарный
диабет. Клиника, диагностика, поздние осложнения, лечение :
Учеб.-метод.пособие, М. : Медпрактика-М, 2005

.        Книга
“Diabetes” Автор: John A. Colwell

.        Ягудина
Р.И., Куликов А.Ю., Аринина Е.Е. Фармакоэкономика сахарного диабета второго
типа // М.: OOO “Медицинское информационное агентство”, 2011. – 352С.

Источник

Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè ñàõàðíîãî äèàáåòà. Ïðè÷èíû è ïàòîãåíåç ñàõàðíîãî äèàáåòà ïåðâîãî è âòîðîãî òèïà. Âûÿâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ áèîõèìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ñàõàðíîãî äèàáåòà. Ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîôèëàêòèêå ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Êðàñíîÿðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò èìåíè ïðîôåññîðà Â.Ô. Âîéíî-ßñåíåöêîãî»

Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ôàðìàöåâòè÷åñêèé êîëëåäæ

ÊÓÐÑÎÂÀßÐÀÁÎÒÀ

Òåìà:Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà ñàõàðíîãî äèàáåòà

ïî ñïåöèàëüíîñòè Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà

ÏÌ 03. Ïðîâåäåíèå ëàáîðàòîðíûõ áèîõèìè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé

Читайте также:  Инсульт при сахарном диабете последствия и лечение

ÌÄÊ 03.01 Òåîðèÿ è ïðàêòèêà ëàáîðàòîðíûõ áèîõèìè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé

Âûïîëíèëè:Ê.Ñ. Ôåäåøîâà

À.Í Àëåêñååâà

Ðóêîâîäèòåëü: Ã.Â. Ïåðôèëüåâà

Êðàñíîÿðñê 2015

Îãëàâëåíèå

Ââåäåíèå

1. Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè ñàõàðíîãî äèàáåòà

1.1 Õàðàêòåðèñòèêà ñàõàðíîãî äèàáåòà

1.2 Êëèíè÷åñêèå îñëîæíåíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà

2. Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà ñàõàðíîãî äèàáåòà

2.1 Áèîõèìè÷åñêèå òåñòû

2.2 Ðåêîìåíäàöèè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Èíòåðåñ ê ïðîáëåìå îáóñëîâëåí òåì, ÷òî çàáîëåâàåìîñòü ñàõàðíûì äèàáåòîì â íàøå âðåìÿ íàõîäèòñÿ íà òðåòüåì ìåñòå ïîñëå ðàêà è çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.

Ñàõàðíûé äèàáåò – ÷àñòî âñòðå÷àþùååñÿ õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå ýíäîêðèííîé ñèñòåìû. Ñîãëàñíî äàííûì ñòàòèñòèêè, îò ñàõàðíîãî äèàáåòà ñòðàäàåò ïðàêòè÷åñêè 5-6% íàñåëåíèÿ. Îäíàêî ýòè äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò ëèøü î âûÿâëåííûõ çàáîëåâàíèÿõ. Ðåàëüíîå êîëè÷åñòâî ëþäåé, áîëüíûõ äèàáåòîì, ãîðàçäî áîëüøå, òàê êàê ìíîãèå èç íèõ èìåþò ñêðûòóþ ôîðìó, êîòîðàÿ äî ïðîÿâëåíèÿ òåìè èëè èíûìè ñèìïòîìàìè ðàçâèâàåòñÿ íåçàìåòíî.

Ñàõàðíûé äèàáåò, êàê ïðàâèëî, íåèçëå÷èì. Ïîääåðæèâàÿ íîðìàëüíûé óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè, ìîæíî ëèøü ïðåäîòâðàòèòü èëè óìåíüøèòü îñëîæíåíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ.  ïåðâóþ î÷åðåäü íåîáõîäèìà ñîîòâåòñòâóþùàÿ äèåòà.

Öåëü: èçó÷åíèå ñîâðåìåííûõ ìåòîäîâ ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè ñàõàðíîãî äèàáåòà. ñàõàðíûé äèàáåò ëàáîðàòîðíûé äèàãíîñòèêà

Çàäà÷è:

1. Èçó÷èòü òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà.

2. Âûÿâèòü ñïåöèôè÷åñêèå áèîõèìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ñàõàðíîãî äèàáåòà.

3. Äàòü ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîôèëàêòèêå ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Îáúåêòèññëåäîâàíèÿ:áîëüíûå ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Ïðåäìåòèññëåäîâàíèÿ: ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ.

Ìåñòîðåàëèçàöèè: Ôàðìàöåâòè÷åñêèé êîëëåäæ.

Ñðîêèèñïîëíåíèÿ: 01.11.2015 – 05.12.2015

Ñòðóêòóðíî ðàáîòà ñîñòîèò èç ââåäåíèÿ, äâóõ ãëàâ è çàêëþ÷åíèÿ.

Âî ââåäåíèè îòðàæåíà àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû, ïîêàçàíû öåëè è çàäà÷è èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû. Ãëàâà ïåðâàÿ ïîñâÿùåíà ðàññìîòðåíèþ òåîðåòè÷åñêèõ îñíîâ ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà: ýòèîëîãèÿ, êëèíè÷åñêîé êàðòèíå è ïàòîãåíåçó çàáîëåâàíèÿ. Âòîðàÿ ãëàâà ïîñâÿùåíà ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè.  çàêëþ÷åíèè ñôîðìóëèðîâàíû îñíîâíûå âûâîäû, îòðàæàþùèå çàäà÷è èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû.

· Ïîëèóðèÿ – óñèëåííîå âûäåëåíèå ìî÷è, âûçâàííîå ïîâûøåíèåì îñìîòè÷åñêîãî äàâëåíèÿ ìî÷è çà ñ÷åò ðàñòâîðåííîé â íåé ãëþêîçû.

· Ïîëèäèïñèÿ – ïîñòîÿííàÿ íåóòîëèìàÿ æàæäà – îáóñëîâëåíà çíà÷èòåëüíûìè ïîòåðÿìè âîäû ñ ìî÷îé è ïîâûøåíèåì îñìîòè÷åñêîãî äàâëåíèÿ êðîâè.

· Ïîëèôàãèÿ – ïîñòîÿííûé íåóòîëèìûé ãîëîä. Ýòîò ñèìïòîì âûçâàí íàðóøåíèåì îáìåíà âåùåñòâ ïðè äèàáåòå, à èìåííî íåñïîñîáíîñòüþ êëåòîê çàõâàòûâàòü è ïåðåðàáàòûâàòü ãëþêîçó â îòñóòñòâèè èíñóëèíà.

· Ïîõóäàíèå – ÷àñòûé ñèìïòîì äèàáåòà, êîòîðûé ðàçâèâàåòñÿ, íåñìîòðÿ íà ïîâûøåííûé àïïåòèò áîëüíûõ. Ïîõóäàíèå îáóñëîâëåíî ïîâûøåííûì êàòàáîëèçìîì áåëêîâ è æèðîâ èç – çà âûêëþ÷åíèÿ ãëþêîçû èç ýíåðãåòè÷åñêîãî îáìåíà êëåòîê.

Îñíîâíûå ñèìïòîìû íàèáîëåå õàðàêòåðíû äëÿ äèàáåòà 1 òèïà. Îíè ðàçâèâàþòñÿ îñòðî. Ïàöèåíòû, êàê ïðàâèëî, ìîãóò òî÷íî íàçâàòü äàòó èëè ïåðèîä èõ ïîÿâëåíèÿ.

Ê âòîðè÷íûì ñèìïòîìàì îòíîñÿòñÿ êëèíè÷åñêèå çíàêè, ðàçâèâàþùèåñÿ ìåäëåííî íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè. Ýòè ñèìïòîìû õàðàêòåðíû äëÿ äèàáåòà 1 è 2 òèïà:

· Çóä êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê

· Ñóõîñòü âî ðòó

· Îáùàÿ ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü

· Ãîëîâíàÿ áîëü

· Ñóäîðîãè èêðîíîæíûõ ìûøö

· Íàðóøåíèå çðåíèÿ

· Ïàäåíèå òåìïåðàòóðû òåëà íèæå ñðåäíåé îòìåòêè

· Àöåòîíóðèÿ (õàðàêòåðíî äëÿ 1-ãî òèïà)

Äèàãíîñòèêà äèàáåòà 1-ãî è 2-ãî òèïà îá óñëàâëèâàåòñÿ ïðèñóòñòâèåì îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ: ïîëèóðèè, ïîëèôàãèè, ïîõóäåíèÿ.

Ïðè ïîäîçðåíèè íà ñàõàðíûé äèàáåò íàçíà÷àþòñÿ ñëåäóþùèå âèäû àíàëèçîâ:

· Ñîäåðæàíèå ãëþêîçû â êðîâè, ñäàåòñÿ íàòîùàê;

· ÃÒÒ- äî ïðèåìà ãëþêîçû è ÷åðåç äâà ÷àñà ïîëå åå ïðèåìà;

· ñîäåðæàíèå ãëþêîçû â ìî÷å;

· Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ãëèêîçèëèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíàâ êðîâè – ïîêàçûâàåò ñðåäíåå êîëè÷åñòâî ñàõàðà â êðîâè çà ïîñëåäíèå äâà ìåñÿöà;

· îïðåäåëåíèå àíòèòåë êâ-êëåòêàì;

· îïðåäåëåíèå àíòèòåë ê èíñóëèíó – ïîêàçûâàåò íåîáõîäèìîñòü èíñóëèíîòåðàïèè;

2.1 Áèîõèìè÷åñêèå òåñòû

Ãëþêîçîòîëåðàíòíûéòåñò(ÃÒÒ).

Ïîçâîëÿåò âûÿâèòü ëàòåíòíûå (ñêðûòûå) íàðóøåíèÿ ìåòàáîëèçìà ãëþêîçû (íàðóøåíèÿ òîëåðàíòíîñòè òêàíåé ê ãëþêîçå). Òåñò ïðîâîäèòñÿ â óòðåííèå ÷àñû ïîñëå 10-14 ÷àñîâ íî÷íîãî ãîëîäàíèÿ. Íàêàíóíå îáñëåäîâàíèÿ áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ îòêàçàòüñÿ îò ïîâûøåííûõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê, óïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëÿ è êóðåíèÿ, à òàêæå ïðåïàðàòîâ ñïîñîáñòâóþùèõ ïîâûøåíèþ êîíöåíòðàöèè ãëþêîçû â êðîâè (àäðåíàëèí, êîôåèí, ãëþêîêîðòèêîèäû, êîíòðàöåïòèâíû è ïð.). Ïàöèåíòó äàþò âûïèòü ðàñòâîð, ñîäåðæàùèé 75 ãðàììîâ ÷èñòîé ãëþêîçû.

Ãëþêîçîòîëåðàíòíûé òåñò íå ïðîâîäèòñÿ ïðè íàëè÷èè çàáîëåâàíèé â îñòðîé ôîðìå (ïðîñòóäà, ÎÐÂÈ, îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé). Ïàöèåíòàì ñ àñòìîé, ñòåíîêàðäèåé èëè ñ íåäàâíî ïåðåíåñåííûì èíñóëüòîì èëè èíôàðêòîì âìåñòî ðàñòâîðà ãëþêîçû äàþòñÿ ïðîñòûå óãëåâîäû â äîçå 20 ãðàìì.

Ïðè ïðîâåäåíèè òåñòà íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå íîðìîé ñ÷èòàåòñÿ, åñëè êîëè÷åñòâî ñàõàðà â ïåðâîé ïîðöèè êðîâè íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ 5,5 ììîëü/ë, à âî âòîðîé – ìåíåå 7,8 ììîëü/ë.

Åñëè â ïåðâîé ïðîáå êîëè÷åñòâî ãëþêîçû ñîñòàâëÿåò 5,5 ììîëü/ë -6,7 ììîëü/ë, à ÷åðåç äâà ÷àñà – äî 11,1 ììîëü/ë, òî ðå÷ü èäåò î íàðóøåíèè òîëåðàíòíîñòè ê ãëþêîçå (ïðåääèàáåò).

Äèàãíîç äèàáåò ñòàâèòñÿ, åñëè â ïîðöèè êðîâè íàòîùàê îïðåäåëÿåòñÿ áîëüøå 6,7 ììîëü/ë ãëþêîçû, à ÷åðåç äâà ÷àñà – ñâûøå 11,1 ììîëü/ë; èëè æå åñëè ïðè ïåðâîì èññëåäîâàíèè óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè ñîñòàâëÿåò áîëåå 7 ììîëü/ë.

Îïðåäåëåíèåêîíöåíòðàöèèãëþêîçûâêðîâè.

Ýòî îäèí èç íàèáîëåå ñïåöèôè÷åñêèõ òåñòîâ íà ñàõàðíûé äèàáåò. Íîðìàëüíàÿ êîíöåíòðàöèÿ ãëþêîçû â êðîâè (ãëèêåìèÿ) íàòîùàê êîëåáëåòñÿ â ïðåäåëàõ 3,3-5,5 ììîëü/ë. Ïîâûøåíèå êîíöåíòðàöèè ãëþêîçû âûøå ýòîãî óðîâíÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î íàðóøåíèè ìåòàáîëèçìà ãëþêîçû. Äëÿ òîãî ÷òîáû óñòàíîâèòü äèàãíîç äèàáåòà íóæíî óñòàíîâèòü ïîâûøåíèå êîíöåíòðàöèè ãëþêîçû â êðîâè ïî ìåíüøåé ìåðå â äâóõ ïîñëåäîâàòåëüíûõ èçìåðåíèÿõ ïðîâîäèìûõ â ðàçíûå äíè.

Çàáîð êðîâè íà àíàëèç ïðîâîäÿò â îñíîâíîì â óòðåííåå âðåìÿ. Ïåðåä çàáîðîì êðîâè íóæíî óäîñòîâåðèòüñÿ â òîì, ÷òî ïàöèåíò íè÷åãî íå åë íàêàíóíå îáñëåäîâàíèÿ. Òàêæå âàæíî îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïñèõîëîãè÷åñêèé êîìôîðò âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ îáñëåäîâàíèÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü ðåôëåêòîðíîãî ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè, êàê îòâåò íà ñòðåññîâóþ ñèòóàöèþ.

Íàèáîëåå èíôîðìàòèâíûì ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ãëèêîëèçèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà.

ÃëèêîëèçèðîâàííûéãåìîãëîáèíHbA1c.

 ýðèòðîöèòàõ ïîñòîÿííî ïðîèñõîäèò íåôåðìåíòàòèâíàÿ ðåàêöèÿ ñîåäèíåíèÿ âíóòðèêëåòî÷íîé ãëþêîçû è ãåìîãëîáèíà. Ðåàêöèÿ èäåò â òå÷åíèå âñåé æèçíè êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö – ò. å. 120 äíåé. Ñòåïåíü îáðàçîâàíèÿ ãëèêîçèëèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà çàâèñòè òîëüêî îò óðîâíÿ ãëèêåìèè è íå çàâèñèò îò óðîâíÿ èíñóëèíà.

Читайте также:  Брусничный лист при диабете 2 типа

Ïîñêîëüêó ãëèêîçèëèðîâàííûé ãåìîãëîáèí ñîäåðæèòñÿ â ýðèòðîöèòàõ, ìàòåðèàëîì äëÿ èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ãåïàðèíèçèðîâàííàÿ êðîâü.

Ýòà ìåòîäèêà ïîçâîëÿåò âûÿâèòü ñêðûòûå ôîðìû ñàõàðíîãî äèàáåòà, ò.ê. öèôðû ãëèêîëèçèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà îòðàæàþò ñðåäíþþ êîíöåíòðàöèþ ãëþêîçû çà ïîñëåäíèå 4-6 íåäåëü. Ò.å. åñëè ó ïàöèåíòà â òå÷åíèå 2-õ ìåñÿöåâ õîòÿ áû íåñêîëüêî ðàç ïîâûøàëñÿ óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè, òî öèôðû ãëèêîëèçèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà áóäóò ïîâûøåíû. Êðîìå òîãî, ìåòîäèêà äàåò âîçìîæíîñòü ëå÷àùåìó âðà÷ó êîíòðîëèðîâàòü ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà, îñîáåííî ïðè íàçíà÷åíèè ïðîëîíãèðîâàííûõ ôîðì èíñóëèíà.

HbA1c ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûì òèïîì ãåìîãëîáèíà — íà åãî äîëþ ïðèõîäèòñÿ 96-98 % âñåé ìàññû ýòîãî áåëêà â îðãàíèçìå. Êàæäûé ýðèòðîöèò ñîäåðæèò îêîëî 270 ìèëëèîíîâ ìîëåêóë ãåìîãëîáèíà, êîòîðûå â õîäå ìåäëåííîé íåôåðìåíòàòèâíîé ðåàêöèè — ãëèêèðîâàíèÿ — ñîåäèíÿþòñÿ ñ ãëþêîçîé, ñîäåðæàùåéñÿ â ïëàçìå êðîâè. Ïðîöåññ ãëèêèðîâàíèÿ íåîáðàòèì, è åãî ñêîðîñòü ïðîïîðöèîíàëüíà óðîâíþ ãëèêåìèè.

Íîðìàëüíûìè ñ÷èòàþòñÿ çíà÷åíèÿHbA1c îò 4 % äî 5,9 %. Ïðè äèàáåòå óðîâåíüHbA1cïîâûøàåòñÿ, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î áîëüøåì ðèñêå ðàçâèòèÿ ðåòèíîïàòèè, íåôðîïàòèè è äðóãèõ îñëîæíåíèé.

Îïðåäåëåíèåèíñóëèíà.

Èíñóëèí-ïîëèïåïòèäíûé ãîðìîí, ïðîäóöèðóþùèéñÿ áåòà-êëåòêàìè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ãëàâíûé ðåãóëÿòîð óãëåâîäíîãî îáìåíà.  íîðìå åãî ñåêðåöèÿ ñòèìóëèðóåòñÿ óâåëè÷åíèåì óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè. Ïîâûøåíèå êîíöåíòðàöèè èíñóëèíà âûçûâàåò óñèëåííîå ïîãëîùåíèå ãëþêîçû òêàíÿìè, ïðèâîäÿùåå ê ñíèæåíèþ óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü îáóñëàâëèâàåò ñíèæåíèå óðîâíÿ èíñóëèíà. Ïðè íåêîòîðûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ (äèàáåò, èíñóëèíîìà) ýòà ñâÿçü íàðóøàåòñÿ.  ñëó÷àå èíñóëèí-ñåêðåòèðóþùèõ îïóõîëåé ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (èíñóëèíîì) â êðîâè ïàöèåíòîâ îáû÷íî âûÿâëÿåòñÿ íåàäåêâàòíî âûñîêàÿ êîíöåíòðàöèÿ èíñóëèíà, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ãèïîãëèêåìèåé.

Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ èíñóëèíà íàòîùàê ÿâëÿåòñÿ âàæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì òåñòîì.

Ñîäåðæàíèå èíñóëèíà ó ïàöèåíòîâ áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì êîëåáëåòñÿ â øèðîêèõ ïðåäåëàõ â çàâèñèìîñòè îò òèïà äèàáåòà, ôàçû çàáîëåâàíèÿ.

 ñëó÷àå àóòîèììóííîãî ðàçðóøåíèÿ áåòà-êëåòîê, ïðîäóöèðóþùèõ èíñóëèí, íàáëþäàåòñÿ àáñîëþòíûé äåôèöèò èíñóëèíà (èíñóëèíîçàâèñèìûé äèàáåò 1 òèïà).

Ïðè äèàáåòå òèïà 2 (èíñóëèí-íåçàâèñèìîì) íàáëþäàåòñÿ ðåçèñòåíòíîñòü òêàíåé ê äåéñòâèþ èíñóëèíà, è åãî óðîâåíü îáû÷íî ïîâûøåí. íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïîòðåáíîñòü â èçìåðåíèè èíñóëèíà ìîæåò âîçíèêíóòü, êîãäà ðåøàåòñÿ âîïðîñ îá àáñîëþòíîé ïîòðåáíîñòè â èíñóëèíå ïðè ïåðåõîäå íà îðàëüíûå ïðåïàðàòû.

Èññëåäîâàíèå èíñóëèíà ïðèìåíÿþò èíîãäà â êîìïëåêñíîì îáñëåäîâàíèè ïàöèåíòîâ ñ ìåòàáîëè÷åñêèì ñèíäðîìîì. Èñïîëüçîâàíèå èììóíîìåòðè÷åñêîãî îïðåäåëåíèÿ èíñóëèíà ó ëþäåé, ïðèìåíÿâøèõ èíñóëèíîòåðàïèþ, îñëîæíÿåòñÿ òåì, ÷òî ïðè ïðèìåíåíèèèíñóëèíà â îðãàíèçìå ÷àñòî ôîðìèðóþòñÿ àíòèòåëà ê ýêçîãåííîìó èíñóëèíó, êîòîðûå ìîãóò èíòåðôåðèðîâàòü ñ ðåçóëüòàòàìè òåñòà.  ýòîì ñëó÷àå îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ýíäîãåííîãî èíñóëèíà ëó÷øå çàìåíèòü òåñòèðîâàíèåì Ñ-ïåïòèäà

Äèàãíîç «äèàáåò» óñòàíàâëèâàåòñÿ â ñëó÷àå ñîâïàäåíèÿ äàííûõ ïðèçíàêîâ.

· êîíöåíòðàöèÿ ãëþêîçû â êàïèëëÿðíîé êðîâè íàòîùàê áîëåå 6,1 ììîëü/ë, à ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå ïðè¸ìà ïèùè áîëåå 11,1 ììîëü/ë;

· â ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ ÃÃÒ óðîâåíü ãëþêîçû êðîâè ïðåâûøàåò 11,1 ììîëü/ë;

· ãëþêîçóðèÿ

· àöåòîíóðèÿ.

2.2 Ðåêîìåíäàöèè ïî ïðîôèëàêòèêå ñàõàðíîãî äèàáåòà 1 è 2 òèïà

Ïðîôèëàêòèêàñàõàðíîãîäèàáåòà1òèïà çàêëþ÷àåòñÿ â ëèêâèäàöèè ôàêòîðîâ ðèñêà äàííîãî òèïà çàáîëåâàíèÿ, à èìåííî:

· ïðåäóïðåæäåíèå âèðóñíûõ çàáîëåâàíèé

· íàëè÷èå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ îò ðîæäåíèÿ ðåáåíêà äî 1-1,5 ëåò;

· îáó÷åíèå äåòåé ïðàâèëüíîìó âîñïðèÿòèþ ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé;

· èñêëþ÷åíèå èç óïîòðåáëåíèÿ ïðîäóêòîâ ñ ðàçíîîáðàçíûìè èñêóññòâåííûìè äîáàâêàìè, êîíñåðâèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ — ðàöèîíàëüíîå (íàòóðàëüíîå) ïèòàíèå.

Äëÿ òåõ æå, êòî ñîñòîèò â ðîäñòâåííûõ ñâÿçÿõ ñ ëþäüìè ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì 1 òèïà, ñîáëþäåíèå âûøåïåðå÷èñëåííûõ ìåð ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì.

Ïåðâè÷íàÿïðîôèëàêòèêàñàõàðíîãîäèàáåòà2òèïà äîëæíà èñõîäèòü èç ôàêòîðîâ ðèñêà. Èìè ÿâëÿåòñÿ âîçðàñò (> 45 ëåò) è ñëó÷àè äèàáåòà â ñåìüå, ëèøíèé âåñ.  ýòîé ñâÿçè ëþäè â âîçðàñòå 45 ëåò è ñòàðøå äîëæíû â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ðåãóëÿðíî (1 ðàç â 3 ãîäà) ïðîõîäèòü îáñëåäîâàíèå íà îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè íàòîùàê è ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå åäû (ãëèêåìè÷åñêèé ïðîôèëü).

Âòîðè÷íàÿïðîôèëàêòèêàñàõàðíîãîäèàáåòà íàïðàâëåíà íà ïðåäóïðåæäåíèå îñëîæíåíèé äàííîãî çàáîëåâàíèÿ (äèàáåòè÷åñêîé ðåòèíîïàòèè è íåôðîïàòèè, äèàáåòè÷åñêîé ñòîïû, êåòîàöèäîçà è äð.), à òàêæå ïðèíÿòèå ñâîåâðåìåííûõ ìåð ïî êîìïåíñàöèè ñîñòîÿíèé ãèïåð- è ãèïîãëèêåìèè.

Äëÿ ðàííåãî âûÿâëåíèÿ äèàáåòà 2 òèïà íåîáõîäèìî ïåðèîäè÷åñêè ïðîâåðÿòü óðîâåíü ãëèêèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà.

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, óñòàíîâëåíî, ÷òî çàáîëåâàåìîñòü ñàõàðíûì äèàáåòîì â íàøå âðåìÿ íàõîäèòñÿ íà òðåòüåì ìåñòå ïîñëå ðàêà è çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.

Íà îñíîâàíèè âûøåèçëîæåííîãî ìîæíî ñäåëàòü ñëåäóþùèå âûâîäû:

1. Èçó÷åíû òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà è óñòàíîâëåíî, ÷òî çàáîëåâàíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ õðîíè÷åñêèì òå÷åíèåì è íàðóøåíèåì âñåõ âèäîâ îáìåíà âåùåñòâ. Ñàõàðíûé äèàáåò áûâàåò 1 è 2-ãî òèïà.

Ê îñíîâíûì ñèìïòîìàì îòíîñÿòñÿ:

· Ïîëèóðèÿ

· Ïîëèäèïñèÿ

· Ïîëèôàãèÿ

· Ïîõóäàíèå

· Ñóõîñòü âî ðòó

· Îáùàÿ ìûøå÷íàÿ ñëàáîñòü

· Íàðóøåíèå çðåíèÿ

· Ïàäåíèå òåìïåðàòóðû òåëà íèæå ñðåäíåé îòìåòêè

· Àöåòîíóðèÿ (õàðàêòåðíî äëÿ 1-ãî òèïà)

2. Ê ñïåöèôè÷åñêèì áèîõèìè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì ñàõàðíîãî äèàáåòà îòíîñÿòñÿ:

· Ãëþêîçîòîëåðàíòíûé òåñò (ÃÒÒ).

· Îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè ãëþêîçû â êðîâè.

· Îïðåäåëåíèå èíñóëèíà.

· Ãëèêîëèçèðîâàííûé ãåìîãëîáèí HbA1c.

3. Ðåêîìåíäàöèè è ïðîôèëàêòèêà ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Äëÿ 1 òèïà ñàõàðíîãî äèàáåòà:

· ïðåäóïðåæäåíèå âèðóñíûõ çàáîëåâàíèé

· íàëè÷èå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ îò ðîæäåíèÿ ðåáåíêà äî 1-1,5 ëåò;

· îáó÷åíèå äåòåé ïðàâèëüíîìó âîñïðèÿòèþ ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé;

· èñêëþ÷åíèå èç óïîòðåáëåíèÿ ïðîäóêòîâ ñ ðàçíîîáðàçíûìè èñêóññòâåííûìè äîáàâêàìè, êîíñåðâèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ — ðàöèîíàëüíîå (íàòóðàëüíîå) ïèòàíèå.Äëÿ 2 òèïà ñàõàðíîãî äèàáåòà:

Èìè ÿâëÿåòñÿ âîçðàñò (> 45 ëåò) è ñëó÷àè äèàáåòà â ñåìüå.Ëèøíèé âåñ.  ýòîé ñâÿçè ëþäè â âîçðàñòå 45 ëåò è ñòàðøå äîëæíû â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ðåãóëÿðíî (1 ðàç â 3 ãîäà) ïðîõîäèòü îáñëåäîâàíèå íà îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè íàòîùàê è ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå åäû (ãëèêåìè÷åñêèé ïðîôèëü).

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áàëàáîëêèí Ì. È. Ñàõàðíûé äèàáåò. Ì.: Ìåäèöèíà, 1994. Ñ. 30-33.

2. Ãîëüäáåðã Å. Ä., Åùåíêî Â. À., Áîâò Â. Ä. Ñàõàðíûé äèàáåò. Òîìñê, 1999. Ñ. 85-91.

3. https://diabetiky.com/profilaktika/diagnostika.html.

4. https://pro-analizy.ru/laboratornaya-diagnostika-saxarnogo-diabeta/.

5. https://www.eurolab.ua/encyclopedia/324/2946/.

6. https://www.diabet-gipertonia.ru/diabet/laboratornye_issledovanija.html.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник