Федеральная целевая программа сахарный диабет 2007 год
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2005 – 2007 ГГ.”
В целях улучшения качества жизни больных сахарным диабетом, сокращения инвалидизации и уровня временной нетрудоспособности по сахарному диабету больных г. Благовещенска и в соответствии с Уставом муниципального образования города Благовещенска городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу “Сахарный диабет на 2005 – 2007 гг.” (приложение N 1).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете “Благовещенск”.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, финансам, налогам, экономике и собственности (Е.А.Захаров).
И.о. председателя
Думы города Благовещенска
Н.И.МОРОЗОВА
Приложение N 1. ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА “САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2005 – 2007 ГГ.”
Приложение N 1
к решению
Думы города Благовещенска
от 28 октября 2004 года N 52/165
ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2005 – 2007 ГГ.”
Наименование программы | Городская целевая программа “Сахарный |
Основание для | Указ Президента Российской Федерации от 8 |
Заказчик программы | Администрация города Благовещенска |
Основной разработчик | Управление здравоохранения администрации |
Цель программы | Увеличение продолжительности и улучшение |
Задачи программы | 1. Оказание специализированной медицинской |
Сроки реализации | 2005 – 2007 годы |
Основной | Управление здравоохранения администрации |
Объемы и источники | Общий объем финансирования программы на |
Ожидаемые результаты | Снижение числа случаев осложнений, |
Организация текущего | Заказчик программы осуществляет контроль за |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 676 “О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом” и постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 “О федеральной целевой программе “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 – 2006 годы)”.
Сахарный диабет – одно из наиболее распространенных заболеваний в промышленно развитых странах, где им больны до 4 – 5% всего населения, является острейшей медико-социальной проблемой.
Основной причиной ранней инвалидизации и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета.
Среди этих больных смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2 – 3 раза, слепота – в 10 раз, нефропатия – в 12 – 15 раз, гангрена конечностей – в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
В Российской Федерации зарегистрированы около 2 млн. человек, больных сахарным диабетом, в т.ч. 260 тыс. человек инсулинзависимых.
Диабетическая ретинопатия наблюдается у 97% больных СД типа I и у 80% СД типа II. Диабетическая нефропатия примерно с одинаковой частотой усугубляет течение СД типа I и типа II, развивается у 40 – 45% больных. Риск прогрессирования диабетической ретинопатии, нефропатии у больных с СД типа II, получавших лечение инсулинами, снижается в 1,5 – 2 раза.
В городе на 1 января 2004 года состоят на диспансерном учете 2858 больных сахарным диабетом, из них страдают инсулинзависимым типом 181 человек, в том числе 21 человек детского населения. Комбинированную терапию (инсулин + сахароснижающие таблетированные препараты) получают 207 человек. Итого в ежедневном приеме инсулина нуждаются 388 человек. Обеспечение инсулином больных СД типа I осуществляется по федеральной и областной программам.
1564 больных сахарным диабетом получают таблетированные препараты (глибенкламид, гликлазид, глюренорм и др.), и у 906 больных сахарным диабетом коррекция лечения проводится диетотерапией.
В городе функционируют 5 кабинетов эндокринологов, работают 2 школы по обучению самоконтроля больных сахарным диабетом. Для эффективного самоконтроля 140 человек взрослых и 21 ребенок имеют индивидуальные средства самоконтроля (глюкометры), позволяющие измерять уровень глюкозы крови в домашних условиях. По состоянию на 1 июля 2004 года 289 больных сахарным диабетом (74,5%), получающих ежедневно инсулин, имеют для введения инсулина шприц-ручки.
Учитывая вышеизложенную ситуацию, все больные сахарным диабетом нуждаются в средствах самоконтроля и 20,5% (550) больных СД типа II (2677) нуждаются в ежедневном введении инсулина.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
7. Оказание специализированной медицинской помощи.
8. Проведение профилактики сахарного диабета и его осложнений преимущественно у лиц со II типом заболевания.
9. Снижение уровня заболеваемости населения сахарным диабетом.
10. Сокращение уровня временной нетрудоспособности по сахарному диабету.
11. Снижение инвалидизации больных сахарным диабетом вследствие его поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии и макроангиопатии.
12. Снижение летальности больных сахарным диабетом.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Целями программы являются увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом.
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется за счет средств городского бюджета. Объем финансирования на 2005 – 2007 годы составляет 23433,0 тыс. руб., в том числе:
2005 год – 7811,0 тыс. руб.;
2006 год – 7811,0 тыс. руб.;
2007 год – 7811,0 тыс. руб.
Объемы финансовых средств ежегодно уточняются в установленном порядке при утверждении городского бюджета.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В г. Благовещенске по состоянию на 1 января 2004 года из общего числа больных, страдающих сахарным диабетом, (2858) 181 человек (6,3%), в том числе 21 ребенок, получают ежедневно инсулин и 207 пациентов получают комбинированную терапию (инсулин + таблетки).
Расчет по обеспечению больных сахарным диабетом (СД) типа II инсулинами:
Всего больных (2858) – больные СД тип Iа (181) = больные СД типа II (2677).
Нуждается в обеспечении инсулинами 20,5% пациентов СД типа II, или
550 человек, в том числе: – 275 человек инсулином-микстард (Мз);
– 275 человек инсулином-хумулины NPX (NPX).
275 чел. х 40 ед. х 365 дней
Мз = —————————- х 1649 руб. = 4413,8 тыс. руб.
1500 ед.
275 чел. х 40 ед. х 365 дней
NPX = —————————- x 1118,9 руб. = 2994,9 тыс. руб.
1500 ед.
Итого 7408,7 тыс. руб.
Расчет по обеспечению больных средствами индивидуального самоконтроля:
140 больных сахарным диабетом имеют индивидуальные средства самоконтроля – глюкометры, в том числе 119 человек – взрослое население – тест-полоски для глюкометров:
Уан Тач: 49 чел. х 4 упак. х 598 руб. = 117,2 тыс. руб.
GX: 70 чел. х 4 упак. х 298 руб. = 83,4 тыс. руб.
Итого 200,6 тыс. руб.
Тест-полоски для визуального контроля гликемии:
Биоскан-кетоны: 119 чел. х 4 упак. х 65,97 руб. = 31,4 тыс. руб. (для больных СД типа I).
Биоскан-глюкоза: 550 чел. х 4 упак. х 65,97 руб. = 145,1 тыс. руб. (для больных СД типа II).
Итого 176,5 тыс. руб.
Тест-полоски для определения микроальбуминурии:
16 упак. х 1573 руб. = 25,2 тыс. руб.
Итого на приобретение средств самоконтроля необходимо:
200,6 + 176,5 + 25,2 = 402,3 тыс. руб.
I. Обеспечение больных сахарным диабетом типа II лекарственными препаратами (инсулинами)
N | Мероприятия | Финансирование (тыс. руб.) | |||
Всего | В т.ч. по годам: | ||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | |||
1. | Обеспечение больных | 22226,1 | 7408,7 | 7408,7 | 7408,7 |
1.1. | В том числе больных СД типа II | 22226,1 | 7408,7 | 7408,7 | 7408,7 |
Итого по разделу | 22226,1 | 7408,7 | 7408,7 | 7408,7 |
II. Обеспечение больных (взрослых) сахарным диабетом средствами индивидуального контроля (тест-полоски для глюкометра, визуальные тест-полоски)
N | Мероприятия | Финансирование (тыс. руб.) | |||
Всего | В т.ч. по годам: | ||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | |||
1. | Средства индивидуального | 601,8 | 200,6 | 200,6 | 200,6 |
2. | Тест-полоски для определения | 75,6 | 25,2 | 25,2 | 25,2 |
3. | Тест полоски для визуального | 529,5 | 176,5 | 176,5 | 176,5 |
Итого по разделу | 1206,9 | 402,3 | 402,3 | 402,3 |
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
(тыс. руб.)
2005 – 2007 | В т.ч. по годам: | ||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | |||
I. | Обеспечение лекарственными | 22226,1 | 7408,7 | 7408,7 | 7408,7 |
II. | Обеспечение средствами | 1206,9 | 402,3 | 402,3 | 402,3 |
Всего | 23433,0 | 7811,0 | 7811,0 | 7811,0 |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Улучшение обеспечения больных сахарным диабетом сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля и их введения позволит увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных.
Экономический эффект от реализации программы ожидается в сокращении инвалидности, уменьшении дней нетрудоспособности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Текущее управление и контроль за реализацией программы осуществляет управление здравоохранения администрации г. Благовещенска.
Информация о ходе выполнения программы представляется ежегодно за полугодие к 20 июля и к 1 февраля по итогам года.
Приложение 1
к Программе
Подпрограмма “Сахарный диабет”
С изменениями и дополнениями от:
8 ноября 2005 г., 12 января, 14 июля 2006 г.
Паспорт подпрограммы “Сахарный диабет”
Наименование “Сахарный диабет” (далее – Подпрограмма)
подпрограммы
Основания для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 13.11.2001 N 790 “О федеральной целевой
Подпрограммы программе “Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2002-2006
годы)”;
Закон Московской области N 11/96-ОЗ “О Концепции,
прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской
области”;
постановление Правительства Московской области
от 26.03.2001 N 87/6 “О порядке разработки
областных целевых программ и контроля за их
реализацией”;
постановление Правительства Московской области
от 31.12.2002 N 638/50 “О разработке проектов
областных целевых программ и программ
Правительства Московской области”
Государственный Министерство здравоохранения Московской области
заказчик
Подпрограммы
Разработчик Министерство здравоохранения Московской области
Подпрограммы
Исполнители Министерство здравоохранения Московской области;
Подпрограммы органы местного самоуправления муниципальных
образований Московской области (по согласованию)
Цель Снижение уровня инвалидности и смертности от
Подпрограммы сахарного диабета и его осложнений на основе
развития диабетологической службы и укрепления ее
материально-технической базы, обеспечения больных
сахарным диабетом сахароснижающими препаратами и
диагностическими средствами
Сроки реализации 2005-2007 годы
Подпрограммы
Объемы и Общий объем финансирования Подпрограммы
источники составляет – 272261,3 тыс. руб.
финансирования В том числе:
Подпрограммы областной бюджет – 165049,0 тыс. руб.;
бюджеты муниципальных образований Московской
области – 44012,3 тыс. руб.,
кредиты банков и иных кредитных организаций,
предоставляемые под государственные гарантии
Московской области – 63200,0 тыс. рублей.
Основные Развитие диабетологической службы;
мероприятия укрепление материально-технической базы
Подпрограммы диабетологической службы;
лекарственное обеспечение больных сахарным
диабетом;
обеспечение больных сахарным диабетом
диагностическими средствами
Ожидаемые Снижение уровня инвалидности и смертности от
социально- сахарного диабета и его осложнений на 8%
экономические
результаты
реализации
Подпрограммы
Контроль за Контроль за реализацией Подпрограммы
реализацией осуществляется Правительством Московской области
Подпрограммы и Московской областной Думой в соответствии с
законодательством Московской области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Сахарный диабет является острой медико-социальной проблемой, которая обусловлена ростом заболеваемости и развитием тяжелых осложнений, приводящих к ранней инвалидизации и снижению продолжительности жизни больных. Ежегодно отмечается неуклонный рост этого заболевания преимущественно за счет сахарного диабета 2 типа. Всего в Московской области на 01.01.2004 зарегистрировано 123,5 тысяч больных. Среди них 16116 тысяч больных страдают сахарным диабетом 1 типа.
Основной причиной ранней инвалидизации и смертности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Смертность среди больных сахарным диабетом от болезней сердца и инсультов выше в 2-3 раза по сравнению с общей популяцией. Поражение почек и слепота у больных с сахарным диабетом наблюдаются более чем в 15 раз чаще, чем среди населения в целом. Диабетические сосудистые осложнения приводят к развитию синдрома диабетической стопы, который в половине случаев заканчивается ампутацией нижних конечностей.
Особую группу составляют беременные больные сахарным диабетом. Осложнения беременности у них составляют 88,9%. 70% новорожденных от матерей, страдающих сахарным диабетом, имеют перинатальные повреждения центральной нервной системы.
Обеспечение больных современными сахароснижающими препаратами является ключевым фактором в лечении и в профилактике осложнений сахарного диабета. Прежде всего, это использование высокоэффективных инсулинов.
В 2003 году впервые завершено формирование регистра больных сахарным диабетом Московской области. Обеспечение его дальнейшего функционирования необходимо для организации планомерной закупки лекарственных средств, медицинского оборудования с учетом реальных потребностей Московской области и осуществления контроля за их рациональным использованием.
Одним из приоритетных направлений совершенствования диабетологической службы является внедрение систем обучения больных принципам самоконтроля заболевания в школах для больных сахарным диабетом. На территории Московской области всего создано 29 школ для больных сахарным диабетом, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области. В рамках Подпрограммы планируется создание еще 14 школ.
Таким образом, проблема снижения инвалидности и смертности от сахарного диабета требует дальнейших согласованных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении современным диагностическим и лечебным оборудованием, высокоэффективными лекарственными препаратами и индивидуальными диагностическими средствами самоконтроля, что может успешно решаться в рамках областной целевой программы.
2. Цель и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является снижение уровня инвалидности и смертности населения от сахарного диабета и его осложнений на основе комплексного решения проблем профилактики (диспансеризации), диагностики, лечения больных сахарным диабетом.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение диабетологической службы средствами для ранней диагностики, лечения и профилактики сахарного диабета и его осложнений;
обеспечение больных сахарным диабетом высокоэффективными инсулинами и средствами индивидуального контроля;
оснащение школ для больных сахарным диабетом средствами для обучения самоконтролю;
обеспечение функционирования регистра больных сахарным диабетом в областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
3. Сроки реализации Подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на период 2005-2007 годов.
4. Исполнители Подпрограммы
Министерство здравоохранения Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (по согласованию).
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области.
Источники финансирования | Объемы финансирования (тыс. руб.) | |||
Всего | В том числе по годам | |||
2005 | 2006 | 2007 | ||
Всего по Подпрограмме | 272261,30 | 90452,70 | 90658,60 | 91150,0 |
В том числе: | ||||
Бюджет Московской области | 165049,0 | 12883,0 | 76083,0 | 76083,0 |
Бюджеты муниципальных образований Московской области | 44012,3 | 14369,70 | 14575,60 | 15067,0 |
Кредиты банков и иных кредитных организаций, предоставляемые под государственные гарантии Московской области | 63200,0 | 63200,0 |
Объемы ежегодного финансирования Подпрограммы на 2006-2007 годы уточняются в процессе формирования областного бюджета на соответствующий финансовый год.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит снизить уровень инвалидности и смертности от сахарного диабета и его осложнений на 8%.
7. Управление Подпрограммой
Министерство здравоохранения Московской области в ходе реализации мероприятий Подпрограммы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целенаправленное использование денежных средств, согласовывает с исполнителями и заинтересованными ведомствами бюджетную заявку, перечень приобретаемых медицинских иммунобиологических препаратов, определяет первоочередные мероприятия.
8. Контроль за реализацией Подпрограммы
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с законодательством Московской области.