Физическая реабилитация при сахарного диабета у детей

Физическая культура – основа диабетологии в современном мире. Европейские страны активно пропагандирует занятия физической культурой для людей, больных диабетом. В одной только Великобритании насчитывается 300 специальных спортивных центров для диабетиков, финансируемых государством. Проводившиеся в США клиническим центром эндокринологии при университете штата Техас исследования доказали, что развитие диабета II типа можно избежать или отсрочить на долгие годы, соблюдая специальную диету и выполняя нехитрые упражнения. За два года исследований врачи выяснили, что даже ежедневные пешие прогулки в течение тридцати минут сокращают риск заболевания диабетом на 58%.

Польза физкультуры при лечении диабета у детей

Умеренные физические нагрузки при диабете у детей помогут:

  1. Нормализовать показатели сахара в крови.
  2. Увеличить чувствительность организма к гормону инсулин.
  3. Снять психическое напряжение, улучшить эмоциональное состояние.
  4. Не дать развиться диабету II типа.

Если регулярно выполнять нехитрые упражнения, то уже через несколько месяцев будет ощутим их благотворный эффект: с каждой последующей тренировкой  будет исчезать потребность в дополнительном введении инсулина. Недостаток физических нагрузок у ребенка с избыточным весом гораздо опаснее, чем  неправильное питание.

Доктор медицинских наук, профессор Владимир Панькив о пользе ЛФК при диабете:

Если сахар в крови превышает 15 миллимоль на литр, физические нагрузки недопустимы. Сначала нужно стабилизировать его уровень. Второй момент: перед занятием обязательно следует что-то съесть, потому что при физической активности расходуется глюкоза.

При втором типе диабета важно дозировать физические нагрузки. У многих людей есть гипертоническая болезнь, нарушения липидного обмена, ожирение, сердечная недостаточность, и чрезмерные занятия физкультурой и спортом могут ухудшить самочувствие, вызвать осложнения. Поэтому занятия лучше начать с ходьбы: в умеренном темпе двигаться по часу утром и вечером. Кроме спортивной ходьбы, можно заниматься аэробикой, фитнесом, теннисом, гольфом… Спортивная нагрузка должна быть в удовольствие. Перед тем как приступить к регулярным занятиям, нужно сделать кардиограмму, поскольку инфаркт миокарда при диабете может протекать бессимптомно.

Эндокринолог Л. Соколова о пользе физкультуры при лечении диабета:

Специалисты Американской диабетической ассоциации рекомендуют физическую нагрузку по 45 минут минимум пять раз в неделю. Но имеется в виду не медленное хождение от холодильника к дивану, а интенсивные занятия, во время которых частота пульса должна увеличиться вдвое. Если пульс в норме 70 ударов в минуту, то после ходьбы в быстром темпе или плавания в бассейне должен составлять 120—140 ударов.

Придерживаясь диеты и занимаясь физкультурой, можно отодвинуть сахарный диабет. Это подтверждено исследованиями, в которых участников (больных в начальной стадии диабета) разделили на три группы. Одна группа вела привычный образ жизни, другая правильно питалась и усиленно занималась физкультурой, а третья получала лекарство. В той группе, где участники изменили образ жизни, развитие сахарного диабета отодвинулось на… десять лет!

Можно ли заниматься спортом при сахарном диабете — разрешенные и запрещенные виды спорта для детей с диабетом

Ребенок-диабетик может заниматься практически любым видом спортом, который придется ему по душе,  если  нет никаких противопоказаний.  Детям с диабетом врачи могут рекомендовать занятия:

  • бегом;
  • волейболом;
  • футболом;
  • баскетболом;
  • велосипедной ездой;
  • конным спортом;
  • аэробикой;
  • теннисом;
  • бадминтоном.

Хорошим добавлением к упражнениям могут стать такие виды физической активности: семейный отдых на природе, турпоходы с родителями, одноклассниками, прогулки всей семье в парке или в лесу, а также сбор грибов и ягод в лесу, летняя рыбалка.

В группе запрещенных видов спорта для детей с диабетом оказались все экстремальные виды спорта:

  • подводное плавание;
  • скалолазание;
  • горные лыжи;
  • сноубординг;
  • видсерфинг;
  • марафонский бег;
  • силовые виды спорта;
  • тяжелая атлетика.

Отношение к плаванию у специалистов неоднозначное, потому что у детей-диабетиков при занятиях плаванием уровень сахара в крови может резко измениться, что вызывает  гипогликемию или гипергликемические состояния.

Важно!

Время физической активности в свободные от занятий дни должно совпадать со временем физических нагрузок в дни тренировок.

Во время занятий спортом больные диабетом должны учитывать следующие рекомендации:

  1. Необходимо определить частоту занятий в неделю. Оптимальным вариантом считается  4-5 дней в неделю.
  2. Заниматься спортом нужно через пару часов после приема еды.
  3. Увеличивать нагрузки следует постепенно, начиная с самых коротких занятий по 5-10 минут. Для деток, больных диабетом I типа, время занятий не должно превышать 40 минут. Для больных диабетом II типа, которые не получают инсулин, длительные нагрузки не представляют опасности, поэтому им можно заниматься час в интенсивном режиме.
  4. Перед занятием нужно проверить уровень сахара в крови, если его показатели будут меньше 5,5 ммоль/л, то заниматься нельзя из-за риска возникновения гипогликемии. Также заниматься физкультурой нельзя, если анализы показали в моче ацетон, несмотря на то, что показатели сахара могут быть в норме.
  5. Необходимо соблюдать режим нагрузок. Сначала в течение 5-7 минут нужно разогреть мышцы, и лишь потом приступать к основному комплексу, заканчивать стоит расслабляющими упражнениями.
  6. Ребенок, больной диабетом, обязательно во время тренировки на экстренный случай должен иметь при себе сахар, конфетку. Можно брать себе бутерброд и сок, которые пригодятся после тренировки.
  7. Следует выпивать большое количество воды, как и во время тренировки, так и после нее.
  8. В течение всего занятия следует тщательно прислушиваться к  себе, если вдруг возникли болевые ощущения, занятие нужно прекратить немедленно.
  9. Физическая активность приводит к повышенной нагрузке на ноги, поэтому велика вероятность получить травму.  Нужно грамотно  подбирать для занятий специальную мягкую и удобную обувь.

Лечебная физкультура для детей с диабетом: комплекс упражнений 

Лечащий врач в каждом индивидуальном случае порекомендует, какие упражнения включать в ЛФК для ребенка с диабетом. Обычно в комплексы упражнений для детей-диабетиков входят:

  • общеукрепляющие аэробные упражнения;
  • укрепляющие упражнения для нормального кровообращения в ногах;
  • дыхательная гимнастика.

Упражнения для ног

Эти довольно простые, но важные упражнения  необходимо делать ежедневно по 10 раз в течение  15 минут. Их основная цель —  улучшить кровообращение.

  1. Перенести вес тела сначала на носок, а затем на пятку.
  2. Из положения стоя, нужно встать на носки и вернуться обратно.
  3. Гимнастику для пальцев ног можно выполнять сидя на стуле: поднимать и опускать их вниз, растопыривать в стороны, брать пальцами ног небольшие предметы и класть обратно.
  4. Стоя на пятках, выполнять круговые движения носками ног.
  5. Носки упираются в пол, а пятками нужно совершать круговые движения. Эти упражнения помогают  активизироваться кровотоку в щиколоточном суставе.
  6. Исходное положение, лежа на спине, руки за головой, но не сжаты в замок, ноги приподняты на 45 градусов.  Движения ногами похожи на движения, выполняемы при езде на велосипеде. Одна нога выпрямляется, когда сгибается вторая. Не стоит торопиться и делать упражнение слишком быстро.  Плавные движения и равномерное дыхание – залог правильного выполнения упражнения.

Аэробный комплекс упражнений

Основной комплекс физических упражнений – аэробный. В него входят несколько обязательных частей:

  • Первая часть  — разминка, необходимая для разогрева и подготовки к работе мышц. Эта часть  может доходить до пяти минут.
  • Основная часть  содержит комплекс основных упражнений, которые и нужны для оздоровления тела.
  • И последняя часть – заминка, помогающая мышцам постепенно расслабиться, благодаря чему  аккуратно, без резких колебаний уменьшится  частота сердечных сокращений. Эта часть тоже занимает около пяти минут.
Читайте также:  При диабете что показывает узи поджелудочной

После окончания занятий лучше продолжать двигаться, даже медленно, а не садиться или ложиться,  так как   резкий  переход в состояние покоя  — дает сбой в работе сердечно-сосудистой системы.

Аэробный комплекс упражнений

  1. Вращение головой. Поставить ноги на ширину плеч, а руки на пояс. И начинать поочередное вращение головой вправо, а затем влево.
  2. Вращение руками. Поставить ноги на ширину плеч, руки расположить вдоль туловища. Начинать поочередное вращение руками вперед и назад.
  3. Повороты туловища. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладони лежат на плечах. Руки должны находиться параллельно полу. Нужно выполнять повороты туловища влево и право, при повороте делая выдох, при возвращении обратно – вдох.
  4. Наклоны туловища в стороны. Руки выпрямить и  поднять над головой.  Нужно наклонять туловище поочередно, то в правую, то в левую стороны.
  5. Махи ногами. Стоя прямо, одну руку положить на опору, а другую – на пояс. Выполнять махи поочередно левой и правой ногами. При махе ногой следует делать выдох, возвращаясь обратно – вдох.
  6. Приседания. Выполнить 10 приседаний, стараясь не сгибать спину и не отрывать пятки от пола.  Голова должна смотреть вперед.
  7. Упражнение для брюшного пресса. Лечь на пол,  пятки соединить вместе, а руки вытянуть вдоль туловища. Не поднимая спину, нужно одновременно отрывать плечи и ноги от пола. Когда плечи и ноги открываются от пола, сделать вдох, обратно  – выдох.
  8. Тренировка мышц спины. Лечь на спину и согнуть ноги,  стопы стараемся крепко прижать к полу, руки  вдоль туловища. Напрягая ягодицы и отрывая таз от пола, нужно поднять бедра вверх.  После медленно опуститься вниз.

Все упражнения выполняются по 10 раз.

Расслабление мышц — заминка

  1. Сесть на пол, широко расставив ноги. Медленно наклониться к одной ступне,   потом наклониться прямо, голову опустить, шею расслабить,  а потом  плавно наклониться к другой ступне.
  1. Сидя на полу, сомкнуть ладони за спиной в замок, медленно поднять. Голова должна смотреть вперед. Руки стараться поднять настолько высоко, насколько позволяет гибкость и растяжка.
  1. Сидим на полу и тянемся подбородком к плечу, удерживая прямую руку за локоть, стараясь заглянуть за спину. После выполнения стряхнуть кисти рук.  Потом заводим за спину другую руку. Стряхиваем кисти.

Детям с диабетом лечащий врач может порекомендовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, которая поможет укрепить весь организм ребенка.  

Физкультура при сахарном диабете у детей: противопоказания

Противопоказаниями к занятиям спортом и физической культурой могут быть:

  • тяжелое течение сахарного диабета, а также его декомпенсация;
  • почечная недостаточность;
  • обострение во время  физической активности различных острых хронических заболеваний.

Важно!

Перед началом тренировок нужно провести комплексное обследование у специалистов, которое позволит оценить состояние больного, и после которого будет вынесено решение о количестве необходимых физических нагрузок.  Начинать тренировки лучше с дозированной ходьбы, так как такой вид нагрузки разрешен даже для самых малоподвижных пациентов, он поможет постепенно привыкнуть выполнению  аэробных нагрузок.

Регулярное выполнение ЛФК, соблюдение специальной  диеты, и, при необходимости, инсулинотерапия помогут контролировать и замедлить развитие диабета у детей.

Поделитесь с друзьями:

Source: baragozik.ru

Источник

Аннотации:

Научно обосновано комплексную программу физической реабилитации для подростков, больных сахарным диабетом І типа, которая направлена на общее укрепление здоровья, регуляция уровня глюкозы в крови, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, предупреждение развития острых и хронических диабетических осложнений, расширение диапазона адаптационных возможностей больного к физическим нагрузкам, улучшение психоэмоционального состояния пациента и обеспечение высокого качества жизни.

Шахлина Л.Г., Коган Б.Г., Тристан О.С. Комплексна програма фізичної реабілітації підлітків, хворих на цукровий діабет І типу, її специфіка та ефективність. Науково обґрунтовано комплексну програму фізичної реабілітації для підлітків, хворих на цукрових діабет І типу, що спрямована на загальне зміцнення здоров’я, регуляцію рівня глюкози в крові, поліпшення функціонального стану серцево-судинної і дихальної систем, запобігання розвитку гострих і хронічних діабетичних ускладнень, розширення діапазону адаптаційних можливостей хворого до фізичних навантажень, поліпшення психоемоційного стану пацієнта і забезпечення високої якості життя.

Shakhlina L.G., Kogan B.G., Tristan O.S. The comprehensive program of physical rehabilitation of adolescents with insulin-dependent diabetes, its specificity and efficiency. The thesis describes and scientifically justifies the complex physical rehabilitation program for teenagers patients with I type diabetes which is aimed at overall health, blood glucose level regulation, improvement of cardiovascular and respiratory systems, prevention of acute and chronic I type diabetes complications, empowerment of adaptation range of patient for physical exercises, improvement of psycho-emotional state of a patient and providing of a high level life conditions.

Ключевые слова:
физическая реабилитация, сахарный диабет І типа, подростки.
фізична реабілітація, цукровий діабет І типу, підлітки.
physical rehabilitation, I type diabetes, teenagers.

Введение.

В настоящее время во многих странах мира сахарный диабет является сложной медицинской и социальной проблемой. В первую очередь это обусловлено большим количеством людей с этим заболеванием. Каждые 10-15 лет их число удваивается [1, 6, 7].

Ежегодно в Украине регистрируется около 800 больных с впервые выявленным сахарным диабетом I типа в возрасте до 14 лет [5].

В общем комплексе лечебно-профилактических мероприятий при сахарном диабете I типа у детей и подростков наряду с достаточно отработанной методикой подбора диеты, оптимальным назначением вида и дозы инсулина, широким внедрением в последние годы психологической помощи детям и семьям больных диабетом на практике мало внимания уделяется двигательной активности при реабилитации этой категории больных [3, 4].

Это, с нашей точки зрения, обусловлено недооценкой или неадекватным применением средств и методов физической реабилитации с учетом характера протекания сахарного диабета, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний.

Одедом Бар-Ор и Томасом Роулендом в 2009 г. было введено понятие «триады лечебных мероприятий» для больных сахарным диабетом, которое включает двигательную активность, диету и инсулинотерапию. Авторы указывают, что в связи с прочной взаимосвязью между отдельными компонентами этой триады, изменение любого из них требует одновременной коррекции двух остальных [2].

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что проблеме физической реабилитации в комплексном лечении сахарного диабета I типа уделяется недостаточно внимания. При этом применение средств лечебной физической культуры в лечебнопрофилактических учреждениях больным сахарным диабетом, особенно подросткам, для стабилизации уровня глюкозы в крови и профилактики возможных осложнений течения заболевания рекомендуется достаточно редко.

Читайте также:  Диабет статистика заболеваний в россии

Работа выполнена согласно плана научноисследовательской работы кафедры спортивной медицины НУФВСУ и сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006—2010 гг. Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта по теме: 4.3.1. «Усовершенствование оздоровительно-реабилитационных программ профилактики и коррекции дисфункций, обусловленных нарушениями в разных системах организма» № госрегистрации: 0106U010794.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования научно-методически обосновать и разработать программу физической реабилитации подростков с сахарным диабетом 1 типа.

Основанием для разработки комплексной программы физической реабилитации подростков, больных сахарным диабетом І типа были результаты анализа научно-методической литературы, анкетирование с изучением клинического состояния пациентовподростков, результаты клинико-физиологических исследований, тестирования физической работоспособности.

В процессе разработки программы физической реабилитации нами были изучены истории болезни пациентов, форма заболевания и степень его компенсации,биохимические исследования крови и мочи, показатели уровня глюкозы в крови, гликозилированного гемоглобина. Анализировали суточные дозы инсулина, показатели физического развития (длина и масса тела), показатели спирометрии внешнего дыхания по данным (ЖЕЛ, дыхательный объём, резервный объем выдоха и вдоха), показатели кистевой динамометрии, пульсометрии. Функциональные пробы были представлены тестом шестиминутной ходьбы (ТШХ), о субъективной оценке восприятия больными интенсивности выполненной физической нагрузки судили по шкале Борга.

Следует подчеркнуть, что при подборе средств и методов реабилитации подросткам с диабетом, мы учитывали: возраст, клиническое состояние пациента, длительность заболевания, степень компенсации заболевания, уровень глюкозы в крови, наличие ацетона в моче, двигательный режим наличие сопутствующей патологии и диабетических осложнений. В связи с перечисленным, при назначении физических упражнений пациентам с данной патологией ряд упражнений адаптировали и модифицировали в зависимости от двигательного режима и клинического состояния больных. Приводим сводную блок-схему реабилитационно-профилактических мероприятий (рис. 1.).

Рис. 1. Блок-схема реабилитационно-профилактических мероприятий на клиническом и санаторно-курортных этапах физической реабилитации

Комплексная программа физической реабилитации включала в себя:

Утреннюю гигиеническую гимнастику (ежедневно, в течении 21 дня на санаторно-курортном этапе лечения), цель которой состояла в повышении уровня физического состояния.

Лечебную гимнастику (ежедневно, в течении 14 дней на клиническом этапе лечения).

Физиотерапию по методикам лечебного учреждения проводили после двигательной терапии;

Лечебный массаж (процедура проводилась ежедневно или через день, в общем количестве 10 сеансов, 15-20 мин. после лечебной гимнастики и физиотерапевтических процедур);

Гидротерапия и бальнеопроцедуры – являлись одним из основных компонентов санаторно-курортного лечения. Минеральные воды применялись наружно (в виде ванн, подводного душа-массажа) и внутрь. Процедуры и назначение проводили по методикам санатория «Зеленый Бор» (п. Сходница, Львовская обл.).

Озокеритотерапия – лечебное применение медицинского озокерита, который получают после обработки горной породы. Большие залежи озокерита находятся в Бориславе, вблизи от пгт Сходница, где проводилось санаторно-курортное лечение. Процедура проводилась через день, чередуясь с процедурами применения лечебных ванн.

Построение занятий ЛФК с учетом сопутствующей патологии позволяло устранить функциональные нарушения и значительно улучшить самочувствие больного ребенка. Поэтому в комплекс упражнений мы включали специальные физические упражнения, направленные на профилактику или лечение сопутствующих заболеваний и осложнений сахарного диабета 1 типа (табл. 1).

Таблица 1. Результаты эксперимента

Диабетические осложнения и сопутствующие заболевания Специальные средства и методы
Синдром «диабетической стопы Соединительнотканный массаж, гимнастика для ног
Вегетативно-сосудистая дистония Упражнения на расслабление мышечных групп, на развитие равнове­сия, координации, дыхательные динамические упражнения и физиче­ские упражнения с дозированным усилием динамического характера
Ретинопатия Гимнастика для глаз
Диабетические ангиопатии Соединительнотканный массаж, гимнастика для ног
Дискинезия желчевыводящих путей Упражнения, способствующие укреплению мышц брюшного пресса
Нейропатия Сегментарно — рефлекторный массаж рефлексогенных зон на пояс- нично — крестцовую область и нижние конечности, гимнастика для ног, самомассаж
Нарушение осанки у детей и подростков Корригирующие физические упражнения, упражнения для разгрузки позвоночника, упражнения на вытяжение позвоночника(активные и пассивные), упражнения на равновесие, координацию и сохранение правильной позы тела;

Под нашим наблюдением находилось 105 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, страдающих инсулинзависимой формой сахарного диабета (СД 1 тип), на клиническом этапе лечения в отделении Эндокринологии Научно-медицинского объединения «Детская специализированная больница ОХМАТДЕТ (Охраны материнства и детства) № 14 и на санаторно-курортном этапе в санатории «Зеленый Бор» в с. Сходница (Львовская область), которые были разделены на следующие группы (табл. 2):

Таблица 2. Данные контрольной и основной группы

  Клинический этап лечения Санаторно-курортное лечение Всего
8-12 лет 13-16 лет 17-21год 8-12 лет 13-16 лет 17-21год
Основная группа 17 12 11 10 11 11 72
Контрольная группа 7 5 5 6 5 5 33
Всего 24 17 16 16 16 16 105

Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы; педагогическое тестирование; антропометрические методы; педагогический эксперимент; физиологические методы; клинические методы; методы математической статистики.

Тестирование пациентов для оценки эффективности предложенной программы физической реабилитации проводили в ІІІ этапа:

І этап (1-3 день) – проведен комплекс клинических и функциональных исследований.

ІІ этап (30-33 день) – оценка эффективности предложенной нами программы физической реабилитации.

ІІІ этап (60-63 день) – оценка динамики основных показателей подростков с СД 1 типа после курса реабилитации.

Подростки основных групп (n=72) занимались согласно разработанной нами программы физической реабилитации. Подростки контрольных групп (n=33) – по стандартной методике. Все группы формировались путем случайной выборки, достоверных отличий между группами подростков по исследуемым показателям в начале педагогического эксперимента не наблюдалось (р<0,05).

Результаты исследований.

На основании проведенных исследований установлена информативность ряда параметров, к которым относится в первую очередь степень снижения гликемии под влиянием физической нагрузки.

Рис. 2. Показатели уровня гликемии среди подростков основной группы 13-16 летнего возраста на клиническом этапе лечения (n=12),(р<0,05)

Как видно из рис.2 в основных группах подростков, которые выполняли физическую нагрузку по предложенной нами программе, установлена высокая степень снижения уровня глюкозы в крови (гликемии). Тогда как в контрольных группах наблюдали лишь тенденцию к снижению этого показателя.

Установлено, что реакция на физическую нагрузку больных диабетом во многом определяется степенью компенсации диабета и величиной физической нагрузки. В силу индивидуальных особенностей развития и функциональных возможностей организма выполнение пробы Руфье оказалось достаточно трудным для большинства подростков, участвующих в наших исследованиях. Поэтому, высокую работоспособность не продемонстрировал ни один подросток в возрасте 12-17 лет на клиническом этапе лечения.

При первом тестировании по результатам пробы Руфье установлено, что работоспособность у 12,3 % подростков с СД І типа хорошая, посредственная – у 43,9 %, удовлетворительная – у 33,3 %, плохая – у 10,5% обследованных.

На втором этапе тестирования, после 30 дней ежедневных занятий по предложенной нами программе работоспособность подростков, больных сахарным диабетом, возросла. Так, хорошую оценку физической работоспособности получили 15,8 % подростков, среднюю – 52,6 % подростков, удовлетворительную – 31,6 % подростков.

Читайте также:  Больные сахарным диабетом как называются

На третьем этапе тестирования, после 60 дней ежедневных занятий физическая работоспособность подростков достоверно продолжала увеличиваться, о чем свидетельствуют результаты пробы Руфье – хорошую оценку получили 33,3 % подростков, среднюю – 50,9 %, удовлетворительную – 15,8 % подростков. Больные с плохой работоспособностью отсутствовали. Следует подчеркнуть, что более низкие среднестатистические показатели пробы Руфье были характерны для подростков с мышечным типом телосложения (при р<0,05).

Корреляционный анализ, нами использован для проведения анализа наличия связи между показателями снижения дозы инсулина и результатами пробы Руфье. При тестировании установлена незначительная линейная взаимосвязь между показателями снижения дозы инсулина и результатами пробы Руфье среди подростков основной группы 12 летнего возраста, незначимы в первый день r = 0,44 (при р>0,05), 30-ый день r = 0,75, и высоко значимы 60-ый день r = 0,93 при р<0,05 (табл. 3).

Таблица 3. Среднестатистические значения пробы Руфье у обследованного контингента на клиническом этапе лечения (основная и контрольная группы), в баллах, (n=57)

Возраст, лет Количество человек в группах Этапы Проба Руфье, баллы
X S m
12 основная группа (n=17) 1 11,7 4,3 1
2 10,3 3,2 0,8
3 8,4 2,6 0,6
контрольная группа (n=7) 1 10,1 2,1 0,8
2 10,6 2,2 0,8
3 10,6 2,1 0,8
13-16 основная группа(n=12) 1 10 2,9 0,8
2 8,6 2,5 0,7
  7   0,6
контрольная группа (n=5) 1 9,7 2,6 1,2
  10,3 2,3 1
3 10,5 1,8 0,8
17 основная группа (n=11) 1 10 2,3 0,7
2 8,4 1,9 0,6
3 7,7 2,3 0,74
контрольная группа (n=5) 1 9 2,1 0,9
2 9,5 1,9 0,9
3 9,2 1,7 0,8

Нами отмечено, что при отсутствии улучшения показателей физической работоспособности не наблюдается явного снижения доз инсулина, что можно проследить по данным коэффициенты корреляции (r = 0,42, r = 0,29, r = 0,46), указывающему на слабую взаимосвязь между показателями дозы инсулина и результатами пробы Руфье у подростков 12 лет контрольной группы.

Так как уровень глюкозы в крови широко варьирует, показателем общей эффективности контроля сахара в крови в течение какого-либо периода времени служит показатель гликозилированного гемоглобина (HbAlc).

Гликозилированный гемоглобин (HbA1 или HbA1c) – важный параметр, который является усредненным показателем концентрации глюкозы за последние 6-8 недель. HbA1c – образуется в результате взаимодействия гемоглобина с глюкозой крови и накапливается в эритроцитах в течение всего времени их существования (около 120 дней).

Снижение уровня гликозилированного гемоглобина среди подростков основной группы 12 летнего возраста на клиническом этапе реабилитации составил 17 % (t = 10,4; р < 0,00001), для группы подростков 13-16 летнего возраста – 16,3 % (t = 11,0; р < 0,00001), для группы подростков 17 летнего возраста – 21,9 % (t = 9,7; р < 0,000002) (рис.3).

 

Рис. 3. Эффективность предложенной программы физической реабилитации по показателям степени снижения уровня гликозилированного гемоглобина среди подростков основной группы 17 летнего возраста на клиническом этапе лечения (распечатка с экрана монитора):

– среднее значение, x ;
– ошибка репрезентативности, m;
– стандартное отклонение, S

Снижения уровня гликозилированного гемоглобина среди подростков основной группы 12 летнего возраста на санаторно-курортном этапе составил 19,3% (t = 9,86; р < 0,000004), группы подростков 13-16 летнего возраста – 17,9% (t = 10,81; р < 0,000001), группы подростков 17 летнего возраста – 18,7% (t = 11,61; р < 0,0000001). В отличие от основных групп, в контрольных группах не наблюдались значимые изменения показателей.

Улучшение субъективной оценки переносимости подростками предложенной нагрузки судили по результатам шкалы Борга среди подростков основной группы 12 летнего возраста на клиническом этапе исследуемый показатель составил 27,1% (t = 9,42; р < 0,0001), группа подростков 13-16 летнего возраста – 18,7% (t = 4,79; р < 0,001), группа подростков 17 летнего возраста – 24,7% (t = 6,17; р < 0,0001).

Достоверное улучшение результатов по данным шкалы Борга наблюдали среди подростков основной группы 12 летнего возраста на санаторно-курортном этапе лечения, что составило 39,4 % (t = 8,13; р < 0,00002), группа подростков 13-16 летнего возраста – 27,2 % (t = 5,05; р < 0,0005), группы подростков 17 летнего возраста – 34 % (t = 5,71; р < 0,0002).

Полученные данные свидетельствуют о том, что после проведения реабилитационных мероприятий с подростками по предложенной нами программе реабилитации, нам удалось добиться того, что пациенты не испытывали дискомфорт при выполнении физических нагрузок во время занятий.

Выводы.

Таким образом, результаты наших исследований показали, что предложенные средства и методы физической реабилитации, такие как кинезитерапия, согласованная с диетотерапией и инсулинотерапией, различные виды физиотерапии и массажа значительно повышают эффективность медикаментозного поддерживающего лечения сахарного диабета І типа, оказывают профилактическое действие на развитие осложнений, связанных с основным заболеванием, что свидетельствует об эффективности предлагаемой нами комплексной программы физической реабилитации подростков, больных сахарным диабетом І типа.

Перспективы данного направления заключаются в возможности использования теоретических положений и экспериментальных данных комплексной программы физической реабилитации для применения в терапии больных сахарным диабетом, профилактике диабетических осложнений.

Литература:

  1. Балаболкин М.И. Лечение сахарного диабета и его осложнений: учеб. пособие / М.И. Балаболкин, Е.М. Клебанова, В.М. Креминская. – М.: ОАО «Издательство Медицина», 2005. – С. 13150.
  2. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреева. – К.: Олимп. лит., 2009. – С. 261-277.
  3. Варгатий С.Я. Патогенетичні аспекти зниження толерантності до фізичних навантажень у хворих на цукровий діабет: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. мед. наук: спец. 14.01.14 «Ендокринологія» / С.Я. Варгатий. – К., 2005. – 21 с.
  4. Демидов В.М. Спосіб лікування цукрового діабету та його ускладнень: Метод. рекомендації / В.М. Демидов, А.М. Торбинський, Т.С. Русевіч. – О., 2003. – 15 с.
  5. Моісеєнко Р.О. Стан здоров’я дітей та підлітків в Україні та надання їм медичної допомоги за 2003 рік / Р.О. Моісеєнко. – К.: МОЗ України, 2004. – С. 12-39, 117-119.
  6. Мухин Н.А. Внутренние болезни: учебник в 2 т. / Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – Т. 2. – С. 98-145.
  7. Wild S. Global prevalence of diabetes: estimates for the year 2000 and projections for 2030 / S. Wild, G. Roglic, A. Green et al. // Diabet. Care. – 2004. – Vol. 27. – P. 110-127.

Поступила в редакцию 04.04.2011 г.

Шахлина Лариса Ян-Генриховна, д.м.н., проф.
Коган Борис Григорьевич, д.м.н., проф.
Тристан О.С.
sportmedkaf@yandex.ru

Source: sportfiction.ru

Источник