Как появились школы сахарного диабета

Как появились школы сахарного диабета thumbnail

История диабета начинается вместе с историей человека.
О диабете как болезни было известно еще до нашей эры — в Египте, Месопотамии, Греции, Риме.

Древнеримский врач АретаусПервое описание болезни, дошедшее до нас, было составлено более двух тысяч лет назад древнеримским врачом Аретаусом (II в до н. э.). Он дал название заболеванию от греческого слова «diabaino» — «прохожу сквозь». Больным казалось, что жидкость проходит потоком через организм (частое и обильное мочеиспускание), несмотря на постоянное утоление сильной жажды.

Многие врачи пытались выявить причины болезни, найти способы лечения. О диабете упоминается в трудах Авиценны, Цельса, Галена и других. Однако лечить не могли, и люди были обречены на страдания и смерть. При этом умирали в основном больные формой диабета первого типа, то есть инсулинозависимого. Пожилых и зрелых людей со вторым типом лечили лекарственными травами, физическими упражнениями.

Врач Томас Виллис (XVII в.) обнаружил, что моча больных имела сладковатый вкус. Этот факт использовался длительное время другими врачами как диагностический признак диабета. После этого к названию диабет добавилось второе слово — «сахарный».

С зарождением и развитием эндокринологии — науки о железах внутренней секреции — прояснился механизм заболевания. Считается, что основоположником эндокринологии является французский физиолог Клод Бернар.

Paul LangerhansВ девятнадцатом веке немецким физиологом Полем Лангергансом при изучении поджелудочной железы были открыты особые клетки.
Их назвали «островками Лангерганса». Позднее было выявлено, что именно эти клетки производят гормон — регулятор глюкозы в крови — инсулин. Связь между сахарным диабетом и секрецией инсулина была установлена медиками Минковским и Мерингом.

Инсулин впервые был получен в 1921 году канадским врачом Фредериком Бантингом и помогавшим ему студентом-медиком Чарльзом Бестом из ткани поджелудочной железы собаки. Его применили на собаке с сахарным диабетом (с удаленной поджелудочной железой) и получили снижение глюкозы в крови. Год спустя ученые уже успешно использовали инсулин для лечения больных сахарным диабетом, за что были удостоены Нобелевской премии. Первые препараты инсулина были выделены из поджелудочных желез свиней и коров. В этот период инсулином лечили все формы сахарного диабета (первого и второго типов).

Химическая структура инсулина человека установлена в 1960 году. С помощью метода генной инженерии в 1976 году впервые был осуществлен полный синтез человеческого инсулина.

Первые сахаропонижающие таблетки появились только в 1956 году. Это были препараты сульфанилмочевины. Ими стали лечить диабет второго типа.

Однако неправильным является применение при диабете только препаратов. Лечение не эффективно, если человек не меняет образ жизни, если не осуществляет самоконтроль, не соблюдает диету и не осуществляет комплекс оздоровительных процедур.

История диабета в датах

II в до н. э.– Диабет получил свое название от греческого врача, Aretaeus of Cappadocia.
1425– Название Diabete впервые был отмечено в английском медицинском издании, что закрепило название диабет.
1675– английский врач д-р Томас Уиллис описывает сладковатый (сахарный) вкус мочи у больных сахарным диабетом.
1750– Каллен, ученый к слову диабет добавил mellitus (от лат. mel — мёд) для обозначения диабета со сладким вкусом мочи — сахарного диабета.
1869– Пол Лангерганс описывает островковые клетки поджелудочной железы.
1900– на основе исследований на животных, д-ра. Йозеф фон Меринг и Оскар Минковский обнаружил, что поджелудочная железа играет важную роль при сахарном диабете.
1901– Евгений Опи связывает диабет с островковыми клеткам, которые продуцируют инсулин.
1920– Лоуренс Р.Д. разрабатывает диетическую систему обмена, которая помогла разработать диету при диабете.
1921– Фредерик Бантинг и Чарльз Бест выделили инсулин из ткани поджелудочной железы собаки.
1922-1923– Фредерик Бантинг и Джон Маклауд получают Нобелевскую премию за открытие инсулина и эффективного применения для лечения сахарного диабета.
1936– сэр Гарольд Персиваль выделяет диабет 1 и 2 типа.
1942– Получен первые сульфонилмочевины обозначенные как анти-диабетические лекарства, влияющие на диабет 2 типа.
1956– Получены препараты сульфонилмочевины разработаные для людей с диабетом 2 типа.
1969– Ames Diagnostics создает первый портативный глюкометр, чтобы следить за различными типами сахарного диабета.
1988– Д-р Gerald Reaven определяет метаболический синдром, который представляет собой сочетание медицинских расстройств, которые повышают риск развития сахарного диабета.
1995– Precose и Metformin утверждены для использования для оказания помощи при диабете 2 типа.
2007– Пациенты с диабетом проходят лечение с помощью стволовых клеток из собственного костного мозга. Результаты показали, что большинству пациентов не требуется лечение инсулином в течение длительных периодов времени.

Источник

Когда человек только сталкивается с диабетом любого типа, его задача – как можно скорее, научиться справляться со своим заболеванием. Для этого и придумали Школу Диабета. Приходя туда, люди узнают много нового про работу своего организма, про то, какие лекарства необходимо принимать или делать инъекции для поддержания сахара крови в норме, об особенностях физической нагрузки при диабете и ещё очень много об углеводах, белках и жирах, о поддержании веса в норме, об уходе за собой.

В некоторых эндокринологических центрах есть Школа диабетической стопы. Она открыта специально для того, чтобы люди уделяли должное внимание своим ногам, так как они, одни из первых, страдают от сосудистых изменений.

Помимо «новичков» Школа диабета предназначена и для тех, кто живет с диабетом давно. Знания, когда-то полученные, «замыливаются» и человек начинает понемногу забывать, что делать в тех или иных ситуациях. Ослабевает контроль и сахар крови уже выходит за верхние границы целевого диапазона. Чтобы таких ситуаций не возникало, людям с диабетом желательно посещать школу диабета раз в год, при необходимости, можно и чаще.

Ещё одной причиной посетить Школу диабета может стать желание узнать о новостях в области диабетологии и эндокринологии. Новые лекарства, гаджеты, технологии, факты, результаты исследований и ещё много о чём могут рассказать квалифицированные специалисты, после конференций, собраний и медицинских выставок.

Спросите лечащего врача, где можно пройти Школу диабета, и обязательно запишитесь на занятия. Полученные там ценные знания могут не раз пригодится Вам в жизни.

Когда человек только сталкивается с диабетом любого типа, его задача – как можно скорее, научиться справляться со своим заболеванием. Для этого и придумали Школу Диабета. Приходя туда, люди узнают много нового про работу своего организма, про то, какие лекарства необходимо принимать или делать инъекции для поддержания сахара крови в норме, об особенностях физической нагрузки при диабете и ещё очень много об углеводах, белках и жирах, о поддержании веса в норме, об уходе за собой.

В некоторых эндокринологических центрах есть Школа диабетической стопы. Она открыта специально для того, чтобы люди уделяли должное внимание своим ногам, так как они, одни из первых, страдают от сосудистых изменений.

Помимо «новичков» Школа диабета предназначена и для тех, кто живет с диабетом давно. Знания, когда-то полученные, «замыливаются» и человек начинает понемногу забывать, что делать в тех или иных ситуациях. Ослабевает контроль и сахар крови уже выходит за верхние границы целевого диапазона. Чтобы таких ситуаций не возникало, людям с диабетом желательно посещать школу диабета раз в год, при необходимости, можно и чаще.

Ещё одной причиной посетить Школу диабета может стать желание узнать о новостях в области диабетологии и эндокринологии. Новые лекарства, гаджеты, технологии, факты, результаты исследований и ещё много о чём могут рассказать квалифицированные специалисты, после конференций, собраний и медицинских выставок.

Читайте также:  Отвар из ячмень от диабета

Спросите лечащего врача, где можно пройти Школу диабета, и обязательно запишитесь на занятия. Полученные там ценные знания могут не раз пригодится Вам в жизни.

______________________

Задавайте вопросы, делитесь своим опытом, мы постараемся ответить!

– Нам так же будет приятно, если вы поставите “Класс”,подпишитесь на наш канал и поделитесь информацией в соцсетях!

– Вы так же можете посетить наш сайт: o-diabete.ru

______________________

Источник

Слово – эксперту, заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.

Полезный опыт

Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Александр Юрьевич, насколько мне известно, вы стояли у истоков этого проекта, а сейчас курируете его работу. Школы диабета – это наше ноу-хау?

  – Нет. При их создании были взяты за основу программы, разработанные в Швейцарии известным диабетологом Жан-Филиппом Ассалем. Практическое же воплощение школ диабета в виде четко структурированных программ впервые осуществил немецкий диабетолог Майкл Бергер, который в 1989 году очень помог нашей стране воплотить эти идеи в практику.

И, кстати, передав нам этот бесценный опыт, педантичные немцы тщательно отслеживали результаты его внедрения.

– Они были?

– Были. И весьма впечатляющие. Пациенты, прошедшие обучение в школах диабета, лучше контролировали свое состояние, у них реже развивались осложнения, что явилось большим стимулом для создания подобных школ по всей стране.

Как появились школы сахарного диабета

Ведь в отличие от других хронических заболеваний терапевтический режим при сахарном диабете – один из самых сложных для больного. Человеку с диабетом приходится учитывать и уметь множество разных вещей: бороться с избыточным весом, высчитывать потребляемые с пищей углеводы, проводить самоконтроль уровня глюкозы в крови (порой до 6–7 раз в день), рассчитывать оптимальные дозы инсулина, предупреждать развитие осложнений (поражения глаз, почек, ног), гипогликемии (падения глюкозы крови ниже нормы)…

  И это – пожизненно! Так что сахарный диабет – заболевание особое, при котором за успех лечения пациент отвечает не меньше, а скорее даже больше, чем врач.

Кстати, именно по этой причине все модели обучения при других хронических заболеваниях (бронхиальной астме, артериальной гипертонии, ожирении, СПИДе, артритах и т. д.) Всемирной организацией здравоохранения отрабатывались именно на диабете. Их цель – научить пациентов, для которых обучение является частью лечебного процесса, принимать решения терапевтического характера.

На энтузиазме

– Сколько сегодня в России школ диабета?

– По данным Минздрава РФ, около 1 тысячи. Но реально работающих – чуть больше половины, а хорошо работающих – и того меньше.

Нередко школы диабета создаются по формальному признаку, без учета особенностей лечения для разных групп больных (с диабетом 1-го типа, 2-го типа на таблетированных препаратах, на инсулине, для беременных, а с недавних пор – для больных диабетом 1-го типа на помповой инсулинотерапии). Практика показала, что совместное обучение пациентов с разными типами этого заболевания не столь эффективно.

– Что же мешает сделать школы диабета такими, как нужно?

– Причин много. Одна из главных – отсутствие государственной поддержки. В большинстве своем подобные подразделения держатся на голом энтузиазме врачей, не получающих за эту серьезную, нужную и очень непростую работу, которой они занимаются в свободное от приема пациентов время, никакой оплаты.

– Но ведь необходимость школ диабета очевидна!

Как появились школы сахарного диабета

– Она очевидна специалистам. Чиновнику, средний срок службы которого несколько лет, гораздо выгоднее купить на выделенные из бюджета деньги компьютерный томограф, чем тратить деньги на обучающие программы, эффект от которых будет заметен лишь через 15–20 лет. Выходит, что у нас в стране проще давать инвалидность и лечить осложнения сахарного диабета, чем пытаться их предотвратить…

Пора за парту!

– Как же вы выходите из положения?

– Читаем лекции, проводим обучающие семинары для врачей и медсес­тер. В первую очередь – для врачей общей практики.

С неверными установками у врачей-терапевтов и даже у наших коллег-эндокринологов приходится сталкиваться постоянно. Взять хотя бы сам принцип построения диеты, которая для больных сахарным диабетом 2-го типа (особенно в начале заболевания) является главным лечебным средством. Давая своим пациентам рекомендации по рациону, эндокринологи нередко большее внимание уделяют прямому сахароповышающему действию пищи, нежели ее калорийности.

И совершают большую ошибку. Практика показывает: снижая калорийность рациона, а значит, и массу тела, пациент с ее избытком вторгается в сам механизм развития болезни и улучшает ее течение гораздо больше, чем просто исключив продукты, повышающие глюкозу крови.

То же относится и к инсулинотерапии, на которую врачи переводят больных с большим опозданием.

К тому же в борьбе с диабетом каждые два-три года появляется что-то новое, будь то современные, эффективные препараты или средства их введения (шприц-ручки, помпы) и системы мониторирования глюкозы (глюкометры). Эти высокотехнологичные новинки нужно помочь пациенту освоить.

 – Слышала, что в проведении школ диабета большую поддержку оказывают западные фармкомпании…

Да, большинство фармкомпаний участвуют в образовательном процессе, правда, больше это касается медицинских работников, а не пациентов. Без помощи таких партнеров было бы сложно издавать все материалы для проведения обучения.

– А у пациентов интерес к школам диа­бета есть?

– С этим далеко не все просто. Больные не всегда горят желанием учиться. У них просто нет стремления к идеальным результатам, мотивации к каждодневному кропотливому труду по сохранению и улучшению собственного здоровья. Решающую роль тут играет только та мотивация, которая идет изнутри. И сформировать такую мотивацию для каждого пациента – одна из важных задач школ диабета.

Результаты есть!

– Как долго нужно посещать школу диабета, чтобы был результат?

– В нашем центре программа обучения для больных диабетом 1-го типа рассчитана примерно на 5–7 рабочих дней (с 10.00 до 17.00 с перерывами на еду), для больных диабетом 2-го типа без инсулина – минимум на 4 занятия по полдня, для больных диабетом 2-го типа на инсулине – на 6 занятий по полдня.

– О чем на них рассказывают?

Как появились школы сахарного диабета

 Александр Майоров. – Обо всех аспектах жизни с сахарным диабетом: начиная с нюансов инсулинотерапии, особенностей питания, двигательной активности до выбора профессии, деторождения, контрацепции.

Но даже самая продвинутая школа диабета не заменит необходимости в дальнейшем консультаций грамотного врача-эндокринолога…

– Которых, как известно, у нас в стране катастрофически не хватает…

– Да, с врачебными кадрами – большая проблема. Поэтому сейчас стали появляться новые формы обучения пациентов – вебшколы, на которых больные в режиме онлайн могут получить ответы на волнующие их вопросы, возникающие постоянно.

– Выходит, больным диабетом нужно пополнять свои знания регулярно?

– Да, это процесс длиною в жизнь. Но дело того стоит. Сегодня диабет – управляемое заболевание. При адекватном и своевременном его лечении качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом зачастую даже выше, чем у их здоровых сверстников.

И у нас в стране уже появились первые обладатели медали Джослина (знаменитого американского врача-диабетолога, учредившего эту премию), которая вручается больным по всему миру за 50, 75, а с мая 2013 года за 80 лет жизни с диабетом. В России медалью за 50 мужественных лет с диабетом награждены уже 15 человек.

P.S. На портале “Мой диабет” вы можете познакомиться с таким человеком, это Виктор Павлович Губов, а из его блога можете узнать, каккие документы нужно оформить, чтобы получить такую медаль.

Читайте также:  Какой чай лучше пить сахарным диабете

Источник

Школа сахарного диабета

Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе. В работе Школы может быть использован стационарно непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, а также форма дневного стационара. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения. На должность заведующего Школой назначается врач-эндокринолог или медицинская сестра, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана. В Школу направляются больные сахарным диабетом, прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.

Цели и задачи: основной целью Школы является совершенствование формы организации обучения больных сахарным диабетом. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

Функции школы: организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам. Проводит первичные и повторные циклы обучения, по проведению самоконтроля и профилактике осложнений сахарного диабета. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом. Анализирует эффективность работы Школы. Координируют свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующими в оказании специализированной помощи больным сахарным диабетом. Занятия проводятся в отдельном, специально оборудованном помещении. Обучение проходит как в группе, так и индивидуально. Темой первого занятия, как правило, является знакомство с группой, а также лекция о самом заболевании. Последующие занятия проходят по заранее разработанным темам: самоконтроль сахара крови (обучение пациентов контролировать своё состояние с помощью глюкометра), ранние и поздние осложнения диабета (уход за ногами, знание и умение распознать симптомы гипогликемии), диета при диабете (умение подсчитывать хлебные единицы), физическая нагрузка. По окончании занятий пациенты должны уметь контролировать своё заболевание, уметь оказать себе помощь, научиться жить полноценной жизнью.

Медицинские сёстры, работающие в Школе, являются важным компонентом успешной работы. Её профессиональная значимость повышается в зависимости от личной способности получать информацию о физическом, психологическом состоянии пациентов, о проблемах вызванных болезнью. Обучение предусматривает несвойственные функции медицинских сестёр, знания и умения из области педагогики и психологии, высокий профессиональный уровень в обучении важным навыкам, в стремлении к самосовершенствованию.

Чему обучают в школе здоровья сахарным диабетом?

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

Читайте также:  Чернослив и курага для сахарного диабета можно

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

РОЛЬ ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Обучение больных в «Школе сахарного диабета» и роль медсестры в организации помощи пациентам

Обучение должны проводить в школе сахарного диабета все специалисты, работающие с больными сахарным диабетом; как индивидуально, так и в группах. Недавно заболевших всегда обучают индивидуально. Большинство диабетологических клиник организуют также групповые занятия — от разовых, продолжающихся несколько часов, до недельных семинаров. На занятиях для больных сахарным диабетом I и II типов необходимо организовывать обсуждения, отвечать на все вопросы, обеспечивать практическое обучение. Кроме того, для длительно (несколько десятков лет) страдающих диабетом пациентов необходимо организовывать повторные курсы обучения, чтобы освежить их знания.

Цели программы обучения больных в школе сахарного диабета

* Объяснить причины развития заболевания и его осложнений.

* Изложить принципы лечения, начиная с несложных основных правил и постепенно расширяя рекомендации по лечению и наблюдению; подготовить больных к самостоятельному контролю течения заболевания.

* Предоставить пациентам подробные рекомендации по правильному питанию и изменению образа жизни.

* Обеспечить пациентов литературой.

Начальный комплект литературы должен включать: буклет о сахарном диабете; рекомендации по диете; буклет об амбулаторном мониторировании уровня гликемии с подробными инструкциями; информация о возможности управления транспортными средствами; список телефонных номеров при необходимости в экстренной медицинской помощи; информационные материалы. Система обучения больных сахарным диабетом в настоящее время стала очень сложной, но эффективной: ее применение позволяет снизить потребность в госпитализациях и частоту развития осложнений, а также количество ампутаций. Несомненно, аналогичные системы следует распространить и на другие области медицины.

Обучение медицинских работников. Для удовлетворения стандартам качества медицинской помощи все медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации; их прохождение контролируют местные органы здравоохранения. Повышать квалификацию должны медсестры отделений врачебной практики, медсестры-диабетологи, медсестры стационаров, врачи (как начинающие, так и опытные) больниц и амбулаторных учреждений здравоохранения. Следует отметить, что организация образовательных программ требует значительных расходов.

Ведение медицинской документации. Для качественного ведения медицинской документации по больным сахарным диабетом большую помощь оказывают специализированные компьютерные программы; эффективность различных программ сходная. Для обеспечения возможности вызывать больных сахарным диабетом для осмотра и обследования необходимо создать их комьютеризированный реестр. Объем записей может быть различным; структура их должна быть компактной и удобной для предоставления. Особенно удобно, если в больнице для больных сахарным диабетом создана отдельная картотека; во многих крупных отделениях такая картотека ведется. Многие отделения врачебной практики также заводят отдельные карточки на больных сахарным диабетом, помимо стандартных амбулаторных карт (в Великобритании это стандарт страховой компании «Lloyd-George»). На эти карточки в хронологическом порядке заносят данные о массе тела больного, концентрации глюкозы в крови, артериальном давлении, анализах мочи, уровне НЬА1с, остроте зрения, осложнениях (в частности, результаты обследования офтальмологом), лечении. Кроме того, в них записывают результаты консультаций и рекомендации по лечению. Необходимо отдельно фиксировать развитие ряда осложнений (например, угрожающей зрению ретинопатии) с указанием даты следующего обследования (например, измерения артериального давления или офтальмоскопии). Нередко к этим картам прикладывают также «лист обучения» больных, содержащий даты посещения «Школы больного сахарным диабетом» и указания о предоставлении ряда рекомендаций.

Медицинским сестрам широкого профиля приходится контактировать с больными сахарным диабетом по роду своей профессиональной деятельности в различных органах здравоохранения. Поэтому исключительно важно, чтобы уже на первичном этапе медицинская сестра имела достаточный уровень навыков и опыта в области диабета, а также доступ к соответствующим обучающим программам.

Цель образования больных сахарным диабетом состоит в том, чтобы помочь им перевести теоретические знания в практические навыки, составляющие индивидуально подобранный план. Как член «команды патронажа больного с сахарным диабетом» медсестра диабетологического профиля должна обладать широкой эрудицией и опытом в различных областях ведения больного с сахарным диабетом.

Наряду с образованием больных сахарным диабетом, медицинская сестра на своем уровне может определять стратегию и тактику лечения и помогать больным развивать собственные планы и цели.

Обязанности медсестры в работе «Школы сахарного диабета»:

· разрабатывать информационные и обучающие материалы;

· организовывать, проводить и оценивать индивидуальные и групповые обучающие программы для больных;

· внедрять образовательные и патронажные программы в обществе при визитах на дом и сотрудничестве с первичными звеньями в системе диабетической помощи;

· разрабатывать образовательные программы для лиц, по роду службы которые непосредственно контактируют с больными сахарным диабетом (преподавателями, патронажными медицинскими сестрами);

· выступать, там где это уместно, — и это ключевая р?