Как попасть в школу диабета

Как попасть в школу диабета thumbnail

Школой диабета называют лекции и/или занятия, которые проводят врачи или медсестры для пациентов с сахарным диабетом. Чаще всего они проводятся в поликлиниках или специализированных диабетологических центрах. Для удобства восприятия информации школы обычно разделяются на занятия для людей с сахарным диабетом 1 типа, для пациентов с диабетом 2 типа на инсулинотерапии и лиц, которые не используют препараты инсулина. В среднем в рамках школы диабета проводится от 4 до 7 занятий по разным темам. Вот наиболее актуальные из них:
 

  • Общие знания о сахарном диабете: симптомы заболевания, причины его возникновения. В этом же разделе рассказывают, каких типов бывает диабет и чем они отличаются.
  • Питание при диабете
  • Физические нагрузки
  • Осложнения диабета –  как острые, так и хронические
  • Самоконтроль при сахарном диабете 
  • Лечение диабета

Количество человек, приглашенных на школу, тоже может варьировать, но лучше, если группа не будет очень большой – так будет проще вести беседу, комфортнее задавать вопросы. Уточните у вашего лечащего врача, проводится ли школа диабета в вашей поликлинике или другом лечебном учреждении.
 

Конечно, сейчас можно найти любую интересующую информацию в интернете. Но тут есть свои минусы. Во-первых, надо знать, что искать. Во-вторых, насколько достоверна или современна данная информация? 

Зачем посещать школу диабета?
 

  • Рассказывать о заболевании будет человек с медицинским образованием, который занимается лечением сахарного диабета
  • На школе разбираются самые важные вопросы, например, о гипогликемии и ее правильном лечении, о выборе подходящей обуви и т.д. Не факт, что вы подумаете об этом при вводе слова в строку поиска.
  • Есть возможность напрямую задать вопросы. Они могут быть у вас уже прямо сейчас, могут возникнуть во время занятия, а может и после. Но самое главное, вы можете их обсудить вживую.
  • На школе можно пообщаться с людьми, которые разделяют твои проблемы, а это всегда полезно. Можно спросить, что помогает другим пациентам, какие у них были трудности. А можно просто познакомиться с приятными людьми.
  • Во время приема в поликлинике у врача есть 12-20 минут на беседу с вами. Вернее, даже не на беседу – ему нужно еще заполнить карту и направления, а также осмотреть вас. Получается, на то, чтобы поговорить с вами о диабете остается пара-тройка минут. Что за это время можно рассказать? 

Советы для успешного прохождения школы диабета

  • Обязательно возьмите с собой блокнот или тетрадь, ручку. Вам наверняка понадобится что-то записать.
  • Если у вас есть вопросы, запишите их заранее, а записи возьмите с собой. Так вы точно не забудете спросить о важном.
  • Не бойтесь задавать вопросы. Нет неправильных вопросов: если вас что-то беспокоит, значит это важно.
  • Постарайтесь посетить полный курс. Возможно, вы пропустите нечто важное, что вам может пригодиться.
  • После занятий перечитайте то, что записали. Может быть, вам захочется о чем-то узнать более подробно. 
  • Не стоит относиться к этим занятиям как к чему-то навязываемому, «потому что врач сказал, что я должен». Извлеките из этого пользу. 
     

Конечно, в современном мире есть и онлайн школы диабета: на сайтах кратко и понятно написаны самые важные вещи об этом заболевании. Это очень удобно, особенно, если в месте, где вы живете, обучающие занятия не ведутся. 

Источник

Мы будем рады вам помочь с любыми дополнительными вопросами по диабету. Здесь вы можете изучить уже имеющуюся базу вопросов-ответов от других людей, либо задать свой вопрос специалисту.

  • Часто задаваемые вопросы
  • Задать свой вопрос
  • Выберите раздел
  • Все разделы
  • Про диабет
  • Питание
  • Физическая активность
  • Самоконтроль
  • Лечение
  • Опасные ситуации
  • Осложнения
  • 1.

  • 2.

  • 3.

  • 4.

    Я чувствую симптомы гипогликемии (дрожь, потливость, сердцебиение и т.д), можно ли не измерять уровень глюкозы глюкометром и сразу что-нибудь съесть?

    У людей, у которых уровень глюкозы длительное время был высоким, симптомы, похожие на предвестники гипогликемии, могут возникнуть и при уровне глюкозы выше 3,9 ммоль/л. В таких ситуациях не требуется никаких специальных действий. Употребление углеводов в данном случае приведет к чрезмерному повышению уровня глюкозы. Всегда используйте глюкометр при симптомах, напоминающих предвестники гипогликемии, прежде чем употреблять углеводы!

  • 5.

    Если я собираюсь позавтракать (пообедать, поужинать), и у меня низкий уровень глюкозы, могу ли я не вводить инсулин и просто поесть?

    Нет, для того, чтобы обеспечить собственную безопасность, необходимо сначала купировать гипогликемию, то есть съесть или выпить 15 граммов быстрых углеводов и повторно измерить уровень глюкозы через 15 минут. Эти действия необходимо повторять до тех пор, пока уровень глюкозы не будет выше 4,0 ммоль/л. Такой алгоритм защитит вас от дальнейшего опасного снижения уровня глюкозы. После этого необходимо ввести привычную дозу инсулина на еду, которую вы планируете съесть.
    Подробнее о профилактике и лечении гипогликемии.

  • 6.

    Что можно съесть, если уровень глюкозы крови низкий?

    Необходимо съесть или выпить 15 граммов так называемых «быстрых углеводов». Они всасываются быстро и оперативнее повышают уровень глюкозы крови.

    Для лечения гипогликемии (низкого уровня глюкозы – 3,9 ммоль/л и ниже) подходят:

    • Таблетки и гели декстрозы (количество углеводов в них указано на упаковке и может отличаться в зависимости от производителя)
    • Сахар (4-6 кубиков или 1 ст. ложка)
    • Фруктовый сок или газированный напиток без сахарозаменителей (около ½ стакана)

    Для лечения гипогликемии не подходят хлеб, фрукты, шоколад, пирожные, конфеты, поскольку эти продукты поднимают уровень глюкозы слишком медленно. Также нежелательно использовать леденцы, поскольку ими можно подавиться.

  • 7.

    Что делать, если у меня низкий уровень глюкозы?

    В случае, когда вы почувствовали симптомы гипогликемии (потливость, раздражительность, агрессивность, изменение настроения, голод, дрожь, сердцебиение, онемение губ, пальцев и языка, головокружение, головную боль, сонливость, слабость, нечёткое зрение, проблемы со слухом, нарушение внимания) – немедленно измерьте уровень глюкозы крови с помощью глюкометра. Если он 3,9 ммоль/л и ниже, необходимо съесть или выпить 15 граммов быстрых углеводов (3 таблетки или 1-2 геля декстрозы, 4-6 кусков сахара, 100 мл фруктового сока) и повторно измерить уровень глюкозы крови глюкометром через 15 минут. Эти действия необходимо повторять до тех пор, пока уровень глюкозы не будет выше 4,0 ммоль/л.
    Подробнее о профилактике и лечении гипогликемии.

  • 8.

    Каковы причины гипогликемии?
    (Почему мог сильно снизиться уровень глюкозы крови?)

    Причинами гипогликемии (уровня глюкозы крови от 3,9 ммоль/л и ниже) могут быть следующие ситуации:

    • недостаточное количество еды при пропуске приёма пищи после инъекции инсулина или когда съедено слишком мало.
    • когда введено слишком много инсулина: при неправильном расчете дозы инсулина или когда перепутан длинный и короткий инсулин.
    • при физической нагрузке или после нее.
    • при употреблении алкоголя.
    • когда изменено место инъекции инсулина. Это случается при наличии липодистрофий (изменений подкожно-жировой клетчатки, «шишек»).
    • внутримышечное введение инсулина.

  • 9.

  • 10.

    Каковы симптомы гипогликемии?
    (Как я могу почувствовать, что у меня низкий уровень глюкозы?)

    Когда уровень глюкозы крови становится низким, вы можете почувствовать симптомы-предвестники:
    • потливость;
    • раздражительность, агрессивность, изменение настроения;
    • голод;
    • дрожь;
    • сердцебиение;
    • онемение губ, пальцев и языка.

    Если уровень глюкозы продолжает снижаться и клеткам мозга не хватает питания, возникают:
    • головокружение;
    • головная боль;
    • сонливость;
    • слабость;
    • нечёткое зрение, проблемы со слухом;
    • нарушение внимания.

    В случае, когда вы почувствовали указанные симптомы, немедленно измерьте уровень глюкозы крови с помощью глюкометра.

Список использованных источников:

  • Дедов И. И. Сахарный диабет / Дедов И. И., Шестакова М. В. — Москва: Универсум Паблишинг, 2003. — 454 с.
  • Суркова Е. В. Сахарный диабет 2 типа. Руководство для людей с диабетом / Суркова Е.В., Майоров А. Ю., Мельникова О. Г. — М.: Институт проблем управления здравоохранением, 2009. — 120 с.
  • Дедов И. И. Обучение больных сахарным диабетом / Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. — М.:Берег, 1999. — 304 с.
  • Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом/ Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой , А.Ю. Майорова. – 8-й выпуск. – М.: УП ПРИНТ; 2017.
  • Штандл Э. Большой справочник по диабету (перевод с немецкого) / Штандл Э., Менерт Х. — М.: Интерэксперт, 2002. — 400 с.
  • Type 2 diabetes. Basics. Third edition. International Diabetes Center at Park Nicollet, 2010. — Sweetbee, 2008. — 217 с.
Читайте также:  Почернел ноготь на ноге у меня сахарный диабет

SARU.DIA.20.02.0252(1)

Если у вас есть вопрос, которого нет в нашей базе часто задаваемых вопросов, задайте вопрос лучшим специалистам бесплатной горячей линии «PRO ДИАБЕТ»: 8 800 200-65-70. Или просто заполните форму внизу, и мы ответим на ваш вопрос в течение 48 часов. Вся информация конфиденциальна и будет опубликована в нашей базе только если вы поставите галочку «Разрешить публикацию ответа на сайте». Обращаем ваше внимание, что вопрос специалисту не заменяет консультации врача.

Источник

Сахарный диабет — заболевание неизлечимое, но его можно держать «в узде». Это требует постоянных усилий, дисциплины, перестройки образа жизни и мыслей. Даже взрослому человеку справиться с этим порой непросто, а что же говорить о детях? Без помощи взрослых приструнить опасную болезнь не получится. Но всегда ли взрослые готовы помочь больному диабетом ребенку?

MedAboutMe предлагает обсудить проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей, страдающих диабетом, во время обучения в школе.

Диабет не должен быть приговором

Ювенильный сахарный диабет 1 типа — неизлечимое пока заболевание, при котором в организме не вырабатывается инсулин, или секретируется в недостаточном количестве. 

От этого гормона зависит усвоение глюкозы, поступающей с пищей. Из-за недостатка инсулина уровень глюкозы в крови повышается, вызывая сильную жажду, увеличение количества мочи (ребенок часто ходит в туалет), потерю веса и сил. 

Для коррекции состояния необходимо постоянно контролировать уровень сахара в крови и вводить правильно рассчитанное количество инсулина. Причем именно инъекционно, так как в форме таблеток инсулин принимать бессмысленно — он разрушается в желудке.  Для контроля уровня сахара критически важно вовремя и правильно питаться, получать дозу инсулина и избегать опасных ситуаций.

Читайте также:  Совет врачей больным сахарным диабетом

В конце прошлого года американские ученые заявили о создании и первом этапе успешной апробации инсулина в таблетках. Пока что такая форма гормона тестируется на животных.

К опасным для здоровья и жизни ситуациям относится, в частности, гипогликемия — состояние, при котором уровень сахара в крови критически снижается. Так может случиться, если ребенок получил слишком большую дозу инсулина или вовремя не поел. Гипогликемия может развиться, например, после урока физкультуры, если ребенок не примет дополнительно углеводы для компенсации уровня сахара. Состояние опасно тем, что может вызвать потерю сознания и даже кому, если окружающие не будут знать, как помочь больному.

Хорошее самочувствие может быть обеспечено только сочетанием контроля за уровнем глюкозы в крови, своевременными, правильно рассчитанными по дозе инъекциями инсулина и не менее строгой диетой. От рациона зависит доза инсулина, поэтому чем раньше ребенок научится подсчитывать это самостоятельно, тем лучше.

Инсулиновые помпы помогают решать проблему регулярных инъекций: устройство на основании заранее рассчитанной программы само вводит препарат в нужное время.

Самые современные помпы реагируют на состав крови и адаптируют количество инсулина.

Немногие пациенты знают, что инсулиновая помпа на законодательной основе может быть предоставлена бесплатно как взрослому, так и ребенку с любым типом инсулинозависимого диабета. Также, как и расходники к ней.

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Дети школьного возраста чувствуют приближение состояния гипогликемии. Важно, чтобы они не терялись и не стеснялись делать то, что нужно: срочно принять дозу углеводов, которая должна у них быть всегда с собой. Это может быть фрукт, конфета, сладкий напиток, или просто пакетики или кусочки сахара. На самые критические случаи рекомендуется носить с собой рекомендованный эндокринологом препарат неотложной помощи. Хотя обычно такие медикаменты действуют недолго, но зато позволяют быстро привести ребенка в чувство, чтобы он мог съесть или выпить что-то сладкое).

Ребенок должен помнить, что после инъекции инсулина нужно обязательно поесть в течение 30 минут, чтобы не развилась гипогликемия. Это необходимо делать, невзирая на то, где школьник находится — на уроке, на экскурсии, в транспорте или экзамене. Откладывать прием пищи недопустимо.

Дети, у которых заболевание развилось в раннем возрасте, привыкают, что обо всем этом заботятся родители и взрослые, и менее ответственно относятся к режиму, диктуемому диабетом. Если болезнь проявилась в более позднем возрасте, то ребенок обычно быстро обучается всем необходимым действиям, включая расчет дозы инсулина и самостоятельное соблюдение диеты.

Но контроль взрослых все равно необходим. И без содействия учителя и руководства школы могут возникать проблемы.

Источник

Когда мне было 14 лет и я заболела, то меня «упекли» в Раухфуса на довольно долгий промежуток. Попала в конце января, вышла в начале марта. Отчетливо помню свой жуткий страх оказаться на солнечной, звенящей капелью улице – мне все время казалось, что вот сейчас я загипую и свалюсь, а моя старшая подруга не будет знать, что со мной делать. Отголоски этого страха есть у меня и сейчас – например, когда я хочу выпить кофейный коктель, и колюсь на него ещё только по дороге в кофейню, чтобы обеспечить себе хороший профиль сахара. Ведь может произойти ещё куча событий, которые отвлекут меня от конечной цели, и в итоге я столкнусь с необходимостью купировать гипо гадким соком вместо фраппе латте.
Но вернемся к 2001 году. Пока я лежала в больнице ко мне приходили учителя и массажист. На мой взгляд, самые приятные люди в больнице 🙂 Первые требовали слишком мало, совсем не как в школе; массажист так и вовсе разминала мои ручки, которые ещё не успели покрыться липогипертрофиями, и это было очень приятно.

Когда я наконец попала домой, то узнала, что меня уже перевели на домашнее обучение. То есть для меня, девятиклассницы, это стало карт-бланшем не делать вообще ничего! Это такое крутое читерство – мне можно было ходить на занятия с одноклассниками, если мне того хотелось, но если не хотелось – меня ждали индивидуальные занятия с учителями после 14:20 (время окончания шестого урока).

Уже в юные годы я мастерски умела уводить разговоры со скучных обучательных тем на то, что было действительно мне интересно. Да и учителя, в общем-то, устав от учебного процесса были непротив почесать языками. Короче, это была лафа, а не обучение. Сложнее я перенесла отмену официальных экзаменов в Лицее Искусств. Это вторая школа, где у меня были занятия музыкой – фортепиано, хор, сольфеджио. За год до этого я блестяще сдала экзамены, а там действует такая система – сдала все «на отлично», переходишь в усиленную группу, тебе добавляются персональные занятия вокалом, у тебя другая, более сложная технически программа по фортепиано, этикет, английский язык. Это было круто и для меня, как амбициозной девочки, важно. Из-за «диабета» мои экзамены свелись к частному экзамену в обычном кабинете (вместо огромного зала с роялем). В школе я тоже была отличницей с редкими четверками (у одной-единственной учительницы, для которой было принципиально не ставить мне пятерки по её предметам). Учиться мне, в принципе, было несложно, я была любознательна и с раннего детства обожала читать. Но следующие два года я не училась от слова «совсем» – у меня появился компьютер, интернет (чувство вины у родителей за диабет это мощный источник получения всяких ништяков, а уж подростку и подавно), возможность сидеть в нем практически до утра (ведь в школе я могла появляться к обеду).

Читайте также:  Как кормить кошек при сахарном диабете

В общем, это был период для меня достаточно счастливый и.. лежебокий 🙂 Моя жизнь резко замедлилась, можно сказать, на полном скаку практически остановилась – мне больше не нужно было ложиться в час ночи и вставать в пять утра, чтобы успеть выполнить все задания в обеих школах, я могла заниматься бесконечным бессмысленным серфингом в интернете, знакомиться с кучей людей, есть, что хочу, родители ездили мне за лекарствами, за сахарами я не следила от слова «совсем», ну то есть раз в неделю сахар мерила, могла и два; о том, чтобы носить с собой глюкометр или, тем паче, взвешивать еду – даже речи не шло.

Раз в год нужно было ложиться в больницу, кстати, основной опыт хоть какого-то управления диабетом я получила от общения с другими ребятами. Был среди нас такой парень, которому нравилась медсестра и он дважды за мою «смену» попадал к нам в гипокоме – умышленно доводил себя, чтобы опять быть под опекой медсестры 🙂 Другой мальчик научил меня курить (но мой организм не склонен к зависимостям любого рода, поэтому не прижилось). В общем, мы развлекались, как могли 🙂 За год после постановки диагноза я набрала нормально так кг, потому что ела все подряд, гиповала, заедала твиксами и сникерсами, а от физкультуры у меня было перманентное освобождение (зачем? – спрашиваю я себя). Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все это – начиная с перевода на домашнее обучение – не способствовало личному росту и развитию. Можно было всласть подеградировать и поспихивать ответственность с себя на всех окружающих. Не думайте, что я была хорошим ребенком в это время – я помню, как жутко ругалась с родителями, меня все бесило (ох уж эти ершистые подростки (с)), я была часто бывала озлоблена и жестока.

Отсутствие дисциплины развращает, а полноценная учеба в двух школах очень дисциплинировала, и такому активному ребенку, как я, это было необходимо (в 6 лет пришла из школы домой со словами – «мам, там без взрослых детей не записывают, тебе сказали прийти» – «куда прийти?!» – «ну как куда, в музыкалку, там Света и Таня поют, я тоже хочу»). Если бы мне дали возможность вернуться назад, я бы не стала исключать никаких занятий, я бы внимательно изучила «инструкцию по диабету», коих в достатке на нашем сайте rule15s.com, проконсультировалась с грамотным эндокринологом, брала бы с собой соки на занятия на случай гипы, вела бы дневник, следила бы за питанием – да моя фигура могла бы быть на порядок лучше качеством, если бы не это подростковое жуткое питание и полное отсутствие любой нагрузки! Но у меня не было в тот момент ни ресурсов, где брать информацию, ни толковых эндов (вернее, моих мозгов не хватало, чтобы правильно задавать вопросы и изучать своё заболевание), и вообще, ветер в голове, а родителей так и вовсе запугали перепечатками 70-х годов с фотографиями осложнений.

Сейчас совсем другое время, другие подходы, один суточный мониторинг чего стоит! И все же я считаю, что я заболела очень «вовремя», уже были полоски, уже были глюкометры, шприц-ручки, уже был хумалог и нпх, чистые, качественные инсулины. Все это обеспечение привело к тому, что сейчас, спустя 15 лет, у меня нет даже намека на осложнения. Но нет-нет, да и закрадывается мысль, что вот мы тут меня пожалели, и там пожалели, и я могла учиться в таком-то вузе, ездить туда-то, а из-за диабета выбирали более удобные варианты ближе к дому и с меньшим количеством опасностей. А с другой стороны – это дало мне комфортную и радостную жизнь, и, вполне возможно, это в немалой степени и обеспечило моё здоровье сейчас 🙂

Источник