Как рассказать детям о сахарном диабете
Как объяснить ребенку, что у него сахарный диабет? В раннем возрасте дети еще многого не понимают, их очень сложно заставить внезапно сесть на диету или начать жизненно необходимые инъекции инсулина.
Многие родители спрашивают, как это сделать? Я на подобные вопросы всегда отвечаю – попробуйте сказку. Ведь именно сказка поможет на понятном для малыша языке передать смысл проблемы. И пусть со временем ребенок вырастет, и тонкости лечения и профилактики диабета вы сможете объяснить взрослым языком, но пока, лет до 8-10 вам помогут только сказки.
Если вы хотите рассказать сказку, обязательно выберите время, когда ребенок спокоен и расслаблен. Я всегда советую делать это перед сном, а сказка, рассказанная мамой несколько дней подряд, лучше всего запомнится малышом.
Придумайте сюжет сами, а если нет идей, прочитайте мою. Эта сказка для девочки, но если пофантазировать, можно легко ее переделать и под мальчика.
Красавица и маленькое чудовище: сказка про сахарный диабет
Давным-давно жила на свете маленькая девочка. Она очень напоминала мне тебя, доченька.
Онажды девочка заболела. Лежа в кровати, с высокой температурой и больным горлом, она заснула. Ей приснился интересный сон.
Далекий и таинственный остров, на котором девочка оказалась, был пуст и безлюден. Вдруг откуда не возьмись появился волшебник.
— Здравствуй милая девочка, как тебя зовут?, — спросил он.
— Меня зовут Аня, а вас как?
— Называй меня просто Мелитус, я волшебник этого острова и хочу тебе сделать небольшой подарок.
Внезапно в руке чародея появилась коробочка, на которой был нарисован синий кружок.
Девочка раскрыла коробку, но та оказалась пустой. Мелитус объяснил, что внутри находится маленький зверек, который теперь будет жить вместе с девочкой всю жизнь, и самое главное – ей придется быть внимательной и постоянно о нем заботиться.
— Теперь каждый день будешь давать ему магическую сыворотку, но одно условие ты непременно должна соблюдать – эликсир может попасть в организм животного только через волшебную иголку!
Мелитус рассказал, что если по какой-то причине Аня даст слишком много или слишком мало этой сыворотки, зверьку станет очень плохо. И каждый день количество волшебного эликсира ей придется считать самой.
— А как узнать, что с моим животным все в порядке и я дала столько эликсира, сколько требуется именно сегодня?, — спросила она сильно волнуясь.
— Для этого, сказал Мелитус, тебе придется каждый день прокалывать свой пальчик, а капельку крови помещать в специальную машину. Эта машина выдаст зашифрованное сообщение, прочитав которое ты поймешь, сколько необходимо эликсира и как дальше ухаживать за своим невидимым зверьком.
— А могу ли я отпустить животное, когда оно вырастет? Если я поеду к бабушке, можно оставить его дома с мамой?
— Нет, ответил волшебник, зверь постоянно будет внутри тебя. Родители только помогут ухаживать, но отдать его ты никому не сможешь.
Волшебник рассказал, что девочка будет расти, а вместе с ней вырастет и ее маленький зверь. С годами он станет привередливым, будет просить больше внимания, возможно, даже захочет поцарапать девочку за ноги, почки, или сердце, но она должна быть сильной и все выдержать.
Аня расплакалась, для нее слова волшебника прозвучали как наказание. Мелитус попытался успокоить и сказал самые важные слова:
— Обещаю, что однажды, возможно через 10-20 лет, я избавлю тебя от ухода за животным, но при условии, что ты, Аня, уже сейчас начнешь правильно о нем заботиться.
В этот момент волшебник исчез, а девочка вытерла последнюю слезу и заметила, что уже находится ни на каком острове, а сидит в спальне на своей любимой кровати. Она переоделась и пошла гулять на улицу.
Шли дни, недели, месяцы, годы. Аня старалась правильно ухаживать за своим зверьком, но постепенно силы заканчивались, и все чаще приходилось плакать от отчаяния. Надоело постоянно думать, сколько эликсира нужно сегодня, а сколько завтра. Пальчик болел от постоянных проколов ради заветных капелек крови.
Аня хотела жить как все и вместо этого привередливого зверя завести кошку или собаку. Каждый раз засыпая, возвращалась на таинственный остров, где искала волшебника. Она очень сильно хотела попросить его избавить от наказания.
Но вместо волшебника находила таких же мальчиков и девочек , которые тоже заботились о своих животных. Во сне они дружили, шутили и смеялись, и тогда становилось гораздо легче. Аня стала понимать, что она не одна, и у многих есть подобные проблемы, с которыми можно жить.
Через месяц в школе она познакомилась с девочкой, у которой был такой же невидимый зверек. И если раньше было легко только во сне, то теперь и наяву стало жить проще.
Аня поняла, что она не одинока и ей хватит сил пройти испытание. Настанет день, когда невидимые звери навсегда покинут Аню и ее друзей.
Только надо верить в лучшее и все обязательно получится.
Наш эксперт – доцент кафедры клинической и социальной психологии МГПУ, кандидат психологических наук Екатерина Свистунова.
«Ты болен!» – часто внушают такому ребенку родители, налагая очередной запрет. Между тем правильный посыл: тебе нужно поддерживать свое здоровье. И об этом должны говорить не только врачи, но и родители.
С кем идти в больницу?
Пациентом для врача является родитель с ребенком, хотя лечение требуется отнюдь не маме. Но именно на нее, как правило, падает обязанность ходить в поликлинику, именно с ней ведет беседы врач.
Между тем для больного ребенка лучше, когда на прием к врачу с ним ходят по очереди все члены семьи: не только мама, но и папа, бабушки-дедушки, братья и сестры.
Мама транслирует остальным членам семьи информацию, которую получила от врача, но так, как поняла она, со своими эмоциями. Какую реакцию мы наблюдаем в семье? Бабушка обычно переживает, плачет. Папа злится: на него падает дополнительная нагрузка, а ребенок не выполняет требований врача. Другие дети часто вообще исключены из этой проблемы, они не понимают, что происходит, а потому ревнуют: «Почему ему все, а мне ничего?». Если же в семье рождается малыш, то ребенок с диабетом начинает думать, что родители решили завести себе другого ребенка взамен него, здорового.
А если на прием к врачу вместе с маленьким пациентом придет один раз папа, потом бабушка или старший брат, а затем снова мама, но уже с младшей сестренкой, получится, что вся семья имеет информацию о болезни, что называется, из первых рук. Ребенок же в этом случае получает обратную связь от своих родных.
Гиперопека или самоконтроль?
Дети с диабетом быстро понимают, что для них главное: это лечение инсулином, правильное питание, физическая активность. Но есть еще один важный пункт – самоконтроль.
«Чтобы избежать ошибок, я бы начинала со слова «самоконтроль, – считает Екатерина Свистунова. – Потому что рано или поздно ребенок перейдет во взрослую поликлинику, где ему предложат самостоятельно следить за своим здоровьем».
Проблема в том, что лет до шестнадцати большинство детей с таким серьезным заболеванием подвергаются гиперопеке. Родители, а вместе с ними и детские врачи, считают ребенка маленьким, не способным контролировать свое питание и инъекции. Потому и разговоры о его болезни взрослые – родители и врачи – предпочитают вести без него. Но однажды его «назначат» взрослым.
На пути к самостоятельности
Малыш до двух лет необыкновенно восприимчив к речи. Но кто из взрослых не просто сюсюкает с ним, а именно рассказывает ему о его заболевании? А ведь в этом возрасте малыш все впитывает, как губка, и, когда он вырастет, информация о болезни, изложенная уже взрослым языком, не станет для него шоком.
С двух до четырех лет ребенок учится жить по определенному порядку. На этом этапе очень важно, чтобы взрослые были последовательны в своих решениях, а не так: сегодня это – можно, завтра то же самое уже нельзя.
В период с 8 до 13 лет усваиваются социальные навыки: ребенок учится, как рассказать, что он болен диабетом. Когда он заявляет, что не будет рассказывать в школе о своей болезни, это означает лишь, что он не знает, как это сделать. А вдруг ему станет плохо на улице и потребуется помощь постороннего человека? Врач должен научить его говорить об этом.
Родителям важно не забывать выражать сочувствие: я понимаю, что тебе трудно следить за сахаром, но это необходимо. Старайтесь избегать упреков: почему ты не следишь, не делаешь то-то и то-то? Подобное общение вызывает лишь реакцию отторжения вместо стремления сотрудничать.
С 14 лет начинаются «взрослые» разговоры. Ребенку надо объяснять, что он сможет учиться в институте, иметь семью и детей, но для этого надо следить за своим здоровьем. Делать это именно для того, чтобы жить полноценной жизнью, а не для того, чтобы не умереть.
«Не запугивайте их смертью! – говорит Екатерина Свистунова. – Дети иначе воспринимают такие вещи, у них начинаются неврозы. Только позитив. Ты должен следить за своим здоровьем не потому, что ноги отвалятся, а потому, что тебе предстоит долго жить».
Дети, как правило, находят способ объяснить своим одноклассникам, что такое диабет, но вы можете помочь им с тем, чтобы начать этот разговор на правильной ноте. На самом деле, специалисты рекомендуют проводить подобные беседы с одноклассниками вашего ребенка в начале каждого учебного года, чтобы избежать недопонимания со стороны школьников и даже, возможно, каких-то издевательств.
Так что же вы скажете классу, полному детей, о диабете? Вот несколько советов для создания правильного представления.
Почему разговоры о сахарном диабете так важны.
Учителя вашего ребенка, школьная медсестра и директор школы в курсе заболевания вашего сына или вашей дочери, так почему же важно, чтобы и одноклассники узнали, что такое сахарный диабет 1 типа? «С одной стороны, из-за риска гипер- или гипогликемии,» – считает Бетани Кинг, социальный работник и сотрудник детской больницы в Колумбусе, штат Огайо, – «Чем больше будет людей, которые понимают, что такое сахарный диабет, тем в большей безопасности будет находиться ваш ребенок». «Так как диабет является «невидимым» заболеванием,» – добавляет Вайнола Вейн, медсестра вышеуказанной больницы, – «Важно рассказать одноклассникам о некоторых признаках низкого уровня глюкозы, и тогда дети смогут предупредить взрослых, чтобы помочь». Открытое обсуждение также важно для предотвращения неправильного представления о том, что такое диабет, в том числе, страхов, связанных со словом «болезнь». Как говорит Вейн: «Важно, чтобы дети понимали, что да, диабет – это болезнь, но это не то заболевание, которым можно заразиться, как, например, простудой». Информирование одноклассников может также помочь избавить вашего ребенка от смущения, которое он может испытывать. «В некотором смысле, когда ребенок скрывает от других наличие у него или нее диабета, это означает, что есть что-то, чего он стесняется или стыдится,» – говорит Кинг. «Существует большое количество заблуждений о том, что такое диабет. Обсуждение этой темы с одноклассниками и развенчивание подобных мифов может предотвратить какие-то разочарования, с которыми ваш ребенок может столкнуться на жизненном пути».
Разговоры, соответствующие возрасту.
То, что вы расскажете перед классом, и темы, которые будете обсуждать, должны быть основаны на том, что интересует и занимает детей в данном возрасте. Соответствующие возрасту разговоры включают в себя следующее:
Начальная школа.
Когда пришло время поговорить с одноклассниками своего сына в подготовительном классе начальной школы Кристина Д. договорилась с учителем, чтобы прийти в класс на первой неделе учебного года. «Все дети собрались вокруг меня, ожидая услышать историю о том, как обезьянка Коко пошла в школу, из книги, которую нам посоветовали (прим. «Правило 15»: имеется в виду книга «Coco goes back to school»). Она им понравилась. После прочтения этой истории, я сказала им, что также как и у Коко, у их одноклассника (моего сына) сахарный диабет, и все они могут помочь ему, с пониманием относиться, когда ему нужно выйти из класса, чтобы сходить в кабинет медсестры и проверить уровень глюкозы». Вейн согласна с тем, что чтение детям подобных книг в младших классах может быть очень эффективным. Она также предлагает использовать подход «показывать и рассказывать». «Принесите с собой то, что ваш ребенок использует в управлении своим диабетом, например, глюкометр или шприц-ручки, так дети смогут поближе познакомиться с тем, как они работают», – рекомендует она. И если ваш ребенок не использует дискомфорта, он или она может помочь вам, рассказав своими словами, что именно он с ними делает. Другим интересным элементом обучения, который могли бы использовать родители, Вейн считает игрушки, на которых вы можете продемонстрировать измерение уровня глюкозы крови с помощью глюкометра и инъекции инсулина. Важно рассказать одноклассникам, что ваш ребенок может есть ту же самую еду, что и другие дети, и может принимать участие во всех мероприятиях, включая уроки физкультуры и занятия спортом после уроков или выходным. И Вейн, и Кинг рекомендуют выделить достаточно времени для ответов на вопросы, так как у маленьких детей обычно их много! «Будьте готовы к тому, что школьники зададут вопрос, могут ли они заразиться диабетом, если ваш ребенок чихнет на них или кашлянет,» – говорит Кристина, – «Сейчас мой сын ходит в пятый класс, и каждый год я слышу разные вариации этого вопроса. Подготовьте ответ заранее». Если это поможет, попросите медсестру также присутствовать на этой встрече и помочь с ответами.
3 – 5 классы.
Школьники третьего, четвертого и пятого классов уже могут начать изучать основы биологии. Для детей этой возрастной группы также полезно использовать подход «показывать и рассказывать», чтобы объяснить, что такое диабет, но не удивляйтесь, если вы услышите от одноклассников довольно сложные вопросы. «Во время презентации, которую я проводила в начале третьего класса, один школьник спросил меня, почему инсулин не вводят непосредственно в вену, чтобы быть точно уверенным, что он попал в кровь, где, собственно, и находится глюкоза. Осознание, что восьмилетний мальчик имеет достаточное представление о строении тела и о том, что такое диабет, взорвало мне мозг,» – признается Кристина.
Что еще работает для детей этого возраста? Игры, игры и еще раз игры! «Я пришла как-то на один из уроков здоровья в четвертом классе и мы стали играть в игру «Diabetes Bingo», что стало просто-таки хитом. Я задавала вопросы, как, например: «Три симптома низкого уровня сахара крови?» и дети должны были проверить свои карты, – «Потливость, дрожь, слабость». Мы прекрасно провели время, и они многому научились.
Средняя школа.
Начиная с двенадцати лет и в раннем подростковом возрасте, не удивляйтесь, если вы начнете принимать участие в презентации, сидя в классе на задней парте. «Часто в таком возрасте родители помогают своим детям, но по большей части рассказывает о своем диабете сам ребенок, а не родители,» – говорит Вейн.
Что еще может помочь в средней школе? «Многим школьникам нравятся компьютерные презентации с рассказами о знаменитостях, особенно спортсменах с сахарным диабетом. Это представляет интерес для молодежи и показывает, что диабет не ограничивает участие вашего ребенка с диабетом в спортивных и прочих мероприятиях,» – говорит Кинг.
Кинг также отмечает, что некоторые ученики средней школы предпочитают рассказывать о диабете, частично с помощью медицинской или спортивной презентации.
Старшие классы
Вашему ребенку диагностировали сахарный диабет в начальной школе или даже в более раннем возрасте? «Обычно дети перестают проводить подобные презентации в старших классах, если им поставили диагноз «диабет» ранее, так как они, как правило, учатся с теми же самыми одноклассниками,» – говорит Кинг, – «Однако подростки, которым диагностировали диабет именно в этом возрасте, могут обсудить диагноз со своими родственниками, подготовить какой-то научный проект о диабете или попросить рассказать о заболевании группе учителей».
Вейн предлагает поговорить с вашим старшеклассником о том, будет ли он чувствовать себя комфортно, чтобы рассказать о диабете своим одноклассникам или предпочитает не вводить их в курс дела.
Подходящее время.
Начало учебного года может казаться логичным выбором для проведения подобных встреч с одноклассниками. Но любое время – подходящее для того, чтобы одноклассники могли побольше узнать о диабете. По словам Кинг: «Даже если ребенку диагностировали диабет в середине учебного года, самое важное – поделиться информацией с другими».
В этой статье вы узнаете:
Сахарный диабет у детей – это серьёзное заболевание, требующее непрерывного контроля и постоянного наблюдения. Становится понятным, почему многие родители при первых же настораживающих симптомах ищут признаки у своего ребенка. Но зачастую всё не так плохо, как может показаться на первый взгляд.
Давайте разберёмся, что же это такое за заболевание, каковы причины его возникновения, как он проявляется у детей и как его можно распознать самостоятельно.
Сахарный диабет – это хроническое заболевание, при котором имеет место повышенный уровень глюкозы в крови из-за дефицита инсулина. Инсулин – это гормон поджелудочной железы, отвечающий за усвоение глюкозы, основного источника энергии, клетками организма.
Диабет бывает нескольких типов. Основными являются 1 и 2 тип.
При 1 типе диабета поджелудочная железа перестаёт вырабатывать инсулин, и требуется его введение извне. Этим типом страдают как взрослые, так и дети. Подробнее на этом типе остановимся ниже.
Сахарным диабетом 2 типа страдают, как правило, люди, имеющие лишний вес. Инсулин поджелудочная железа вырабатывает в достаточном количестве, даже с избытком, однако из-за большого количества жировой ткани он не может правильно «работать», из-за чего глюкоза не усваивается клетками, и растёт её уровень в крови.
Традиционно диабет 2 типа считался болезнью взрослых. Однако с распространением ожирения взгляды поменялись. Сейчас на учёте у эндокринологов стоят и подростки, имеющий лишний вес, и, как следствие, диабет 2 типа.
И это очень печально, поскольку у таких детей развивается ранний атеросклероз, страдают сосуды сердца, головного мозга, глаз, ног, что в дальнейшем приводит к плохим последствиям.
Наиболее распространенным типом диабета для детей является 1 тип. Он развивается вследствие повреждения поджелудочной железы клетками собственной иммунной системы ребёнка, имеет генетическую предрасположенность и лечится только введением инсулина.
Пики заболеваемости сахарным диабетом 1 типа – 5–7 и 10–12 лет.
Причины возникновения
У детей, имеющих генетическую предрасположенность, под воздействием повреждающих факторов, запускается процесс поломки в иммунной системе. Такими повреждающими факторами чаще всего являются:
- Инфекции. Некоторые вирусы специфически повреждают клетки поджелудочной железы. К таким относятся вирусы ветряной оспы, краснухи, свинки, цитомегаловируса, Коксаки, ретровирусы.
- Сильные стрессы.
- Токсические вещества – тяжёлые металлы, нитраты, красители, некоторые лекарственные препараты.
- Неправильное питание – избыток еды, углеводов в пище, употребление коровьего молока в первые месяцы жизни.
Под воздействием повреждающих факторов иммунная система начинает вырабатывать антитела – клетки, воспринимающие поджелудочную железу как нечто чужеродное и разрушающие её. Со временем количество работающих клеток поджелудочной железы уменьшается, выработка инсулина снижается, уровень глюкозы в крови повышается.
Из-за нарушения поступления глюкозы в клетки организма, они начинают испытывать энергетический и кислородный голод. Это активирует выработку глюкозы из запасных источников, в первую очередь из жиров и белков. Однако, энергия всё также не поступает к клеткам, уровень глюкозы повышается значительно, что приводит к появлению симптомов сахарного диабета.
Замечено, что чаще диабет обнаруживается в холодное время года, это связано с повышением заболеваемости вирусными инфекциями. Также чаще заболевание начинается в периоды активного роста ребёнка, особенно в переходном возрасте.
Симптомы
То, как будет проявляться диабет 1 типа у детей, частично зависит от возраста. Признаки сахарного диабета у детей до 2–3 лет несколько отличаются от таковых у детей 5–12 лет. Маленькие дети часто не могут объяснить, что конкретно их беспокоит, в то время как подростки очень быстро замечают изменения в себе.
Первые и основные признаки заболевания, на которые следует обратить внимание родителям – это жажда, учащённое мочеиспускание и снижение веса.
- Жажда. Ребёнок может выпивать до 10 литров воды в день. Совсем маленькие дети могут плакать, просить грудь или жадно пить смесь. Однако несмотря на обильное питьё, оно не приносит облегчения.
- Учащённое мочеиспускание. Ребёнок часто мочится, моча становится прозрачной, как вода. Маленькие дети, которые сами научились ходить на горшок, внезапно перестают контролировать этот процесс, несколько раз мочатся ночью. У грудных детей подгузники приходится менять значительно чаще, чем обычно, они полностью заполнены и протекают.
- Снижение веса связано с расходом жировой ткани на образование глюкозы и обезвоживанием.
- Кожа ребенка становится сухой, с шелушением, вялой. У младенцев появляются опрелости, не поддающиеся лечению. Западает большой родничок. Появляется диабетический румянец на скулах, щёках, подбородке.
- Изменяется аппетит. В начале болезни он значительно повышается, затем снижается и исчезает совсем. Ребёнок истощён.
- Появляются боли в животе, тошнота, рвота, у старших детей – запоры, у младших – поносы. Часто таких детей привозят в больницу на скорой помощи с подозрением на аппендицит, и только выполненный анализ крови на глюкозу всё ставит на свои места.
- Запах ацетона изо рта связан с распадом жиров и появляется при декомпенсации сахарного диабета.
- Если родители вовремя не замечают развитие болезни, страдает нервная система ребёнка. Он становится вялым, сонливым, заторможенным, жалуется на ухудшение зрения. В тяжёлых случаях теряет сознание и впадает в кому, тяжело дыша.
Зачастую сахарный диабет 1 типа, как диагноз, обнаруживается у ребёнка, уже находящегося в состоянии декомпенсации. Родители ищут причину плохого самочувствия, но про диабет не думают. И только когда ребёнок находится в тяжёлом состоянии, вызывают скорую помощь. Нужно быть особенно внимательным к детям, недавно переболевшим ветрянкой, краснухой или свинкой, особенно при появлении у них вскоре после болезни вышеописанных симптомов.
Диагностика
Как же определить наличие заболевания у ребёнка?
Как правило, диагноз сахарного диабета 1 типа не вызывает сомнений. Чаще ребёнок поступает в стационар в состоянии средней тяжести с запахом ацетона изо рта и истощенный. Выявляется значительное повышение уровня глюкозы в крови, и в срочном порядке начинается лечение.
Существуют основные и дополнительные критерии диагностики заболевания.
Основные критерии диагностики сахарного диабета:
- Глюкоза в крови натощак более 6,1 ммоль/л (кровь из пальца) или более 7 ммоль/л (венозная кровь).
- Глюкоза в крови через 2 часа после проведения глюкозотолерантного теста – более 11,1 ммоль/л.
- Глюкоза в крови при случайном определении и наличии симптомов сахарного диабета – более 11,1 ммоль/л.
- Уровень гликированного гемоглобина ≥ 6,5%.
Уровень глюкозы в крови натощак определяется после 8–14 часов голодания. В норме он составляет не более 5,5 ммоль/л в крови из пальца и не более 6,1 ммоль/л в венозной крови.
Если уровень глюкозы пограничный (5,6–6,1 ммоль/л для крови из пальца), выполняется глюкозотолерантный тест. После сдачи анализа крови на глюкозу натощак, ребёнку предлагается выпить раствор, содержащий глюкозу (1,75 г на 1 кг веса, но не более 75 г). Через 2 часа анализ повторяется. В норме после глюкозотолерантного теста уровень глюкозы составляет не более 7,8 ммоль/л, при показателе более 11,1 ммоль/л говорят о сахарном диабете.
Гликированный гемоглобин – это показатель, отражающий среднесуточный уровень глюкозы в крови ребёнка в течение последних 90–120 дней. В норме он не превышает 5,5%, при диабете он составляет 6,5% и выше.
В некоторых случаях для того, чтобы определить, с каким же типом диабета мы имеем дело, используются дополнительные методы диагностики:
- Определяется уровень инсулина в крови: при сахарном диабете 1 типа он снижен, 2 типа – в норме или повышен.
- Определяются антитела к клеткам поджелудочной железы, инсулину и ферментам, помогающим усваиваться глюкозе: ICA, IAA, GADA, IA2A.
- В редких случаях необходима генетическая диагностика.
Лечение
Лечение у детей начинается с обучения маленьких пациентов и их родителей в школе больного сахарным диабетом. Ребенка и родителей обучают основам питания при диабете, правилам и способам введения инсулина, расчёту необходимой дозы. Объясняют, почему необходим самоконтроль и что делать в непредвиденных ситуациях.
Питание при сахарном диабете 1 типа должно быть сбалансированным. Оно не должно сильно отличаться от питания у здорового человека, однако все-таки необходимо ограничить простые углеводы (сахар, хлебобулочные изделия, мёд и др.). В школе расскажут, что такое хлебные единицы, как их рассчитать и какое количество инсулина необходимо на этот показатель уколоть.
Основные правила питания при сахарном диабете 1 типа у детей:
- Ограничить легкоусвояемые углеводы и увеличить употребление сложных (клетчатки, содержащейся в овощах, муке грубого помола, бобовых).
- Употреблять достаточное количество белка.
- Ограничить употребление животных жиров и увеличить – растительных, а также рыбы. В них содержатся незаменимые омега-полиненасыщенные жирные кислоты, улучшающие состояние сосудов.
- При необходимости возможно использование сахарозаменителей, но в небольших количествах и только у детей старше 5 лет.
Детям, болеющим сахарным диабетом 2 типа, кроме вышенаписанного, рекомендуется уменьшить энергетическую ценность рациона. Это способствует снижению веса и само по себе является лечебным мероприятием.
Второй важный момент в лечении – адекватные физические нагрузки. Они помогают усваиваться глюкозе клетками мышц, повышают их тонус, препятствуют набору веса. Нагрузки должны быть аэробными, 2–3 раза в неделю.
И всё-таки основа лечения диабета 1 типа – это инсулинотерапия.
Только введение инсулина поможет стабилизировать состояние и спасти жизнь ребёнку.
Инсулинотерапия начинается сразу же, как только диагноз сахарного диабета становится ясным. Если ребёнок находится в тяжёлом состоянии, инсулин сначала вводят в вену, если ребёнок стабилен, то подколки назначаются под кожу.
Инсулиновая помпа
Инсулин бывает нескольких видов. Инсулин длительного действия вводится 1–2 раза в день. Он имитирует работу здоровой поджелудочной железы вне приёмов пищи. Инсулин короткого действия вводится непосредственно перед приёмом пищи, его доза рассчитывается в зависимости от объёма порции и содержания углеводов в ней.
Инсулин длительного действия вводится подкожно в места, из которых он будет всасываться медленно и равномерно – переднюю поверхность бедра и ягодицы. Для быстрого всасывания инсулин короткого действия вводится под кожу живота или плеча. Места введения инсулина должны чередоваться для предотвращения образования «шишек», либо наоборот, истончения подкожного жирового слоя.
Современные тенденции в инсулинотерапии
- Использование специальных систем, шприц-ручек, для введения инсулина. Ими удобно дозировать инсулин, иглы у шприц-ручек подбираются по размерам в соответствии с конституцией человека.
- Использование аналогов инсулина, которые несколько отличаются по своей структуре от обычного инсулина, в связи с чем гораздо медленнее или быстрее всасываются, их можно использовать 1 раз в день (аналоги длительного действия) или непосредственно перед едой (аналоги ультракороткого действия). Это помогает избавиться от пиков действия, характерных для генноинженерных инсулинов, а, следовательно, и от скачков уровня глюкозы в крови.
- Использование инсулиновых помп, которые представляют собой миниатюрное устройство, вводящее инсулин в заданном режиме. Ребенок постоянно подключен к системе подачи инсулина, и при необходимости может менять количество поступаемого инсулина перед едой и в других ситуациях.
Самые современные помпы могут одновременно оснащаться устройством, контролирующим уровень глюкозы в крови и меняющим количество подаваемого инсулина в зависимости от этого. Такие помпы также помогают значительно улучшить контроль за сахарным диабетом и избежать раннего развития его осложнений.
При сахарном диабете 2 типа возможно назначение таблетированных сахароснижающих препаратов. Однако основу лечения таких детей составляет диета и снижение веса. Эти мероприятия у некоторых маленьких пациентов позволяют достигнуть снижения уровня глюкозы в крови до нормы.